Мишка Япончик: судьба «короля» одесской преступности. Мишка япончик - биография, информация, личная жизнь Миша винницкий япончик биография

Мишка Япончик. Настоящее имя - Мойше-Яков Вольфович Винницкий. Родился 30 октября 1891 года в селе Голта Ананьевского уезда Херсонская губернии (Российская империя) - расстрелян 4 августа 1919 года в Вознесенске Херсонской губернии. Знаменитый одесский налётчик.

Мойше-Яков Вольфович Винницкий hодился 30 октября 1891 года в селе Голта (сейчас город Первомайск Николаевской области Украины) Ананьевского уезда Херсонская губернии в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого.

Потомок знаменитой еврейской династии Коротичей. Когда ребёнку было четыре года, семья переехала в Одессу, на Молдаванку. По другим данным, родился уже в Одессе.

При рождении получил двойное имя Мойше-Яков, отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».

У него было четыре брата и сестра. Три брата – Абрам, Григорий и Юда - погибли на фронте во время войны. Брат Исаак умер в Нью-Йорке. Сестра Женя умерла в 1919 году.

На шестом году жизни потерял отца. Работал учеником в матрацной мастерской, одновременно посещая еврейскую школу, затем поступил электриком на одесский завод аэропланов Анатра (отделение на улице Канатной, 22).

Во время еврейских погромов в октябре 1905 года участвовал в еврейской самообороне. После этого присоединился к отряду анархистов-коммунистов «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (1907). В тюрьме познакомился с Г. И. Котовским.

Согласно данным исследователя Савченко В. А., в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера.

Существует песня «Памятник Мишке Япончику».

В 1968 году снят фильм «Первый курьер» (СССР-Болгария). Роль Яши Барончика сыграл одессит Николай Губенко.

Одессит Михаил Водяной исполнил роль Мишки Япончика в советском художественном фильме «Эскадра уходит на запад» (1965).

В фильме польского режиссёра Юлиуша Махульского «Дежа вю» (1989; СССР-Польша), действие которого происходит в Одессе в 1925 году, есть персонаж Мишка Япончик, его роль исполнил Николай Караченцов.

Персонаж Мишка-Япончик мелькает в биографическом сериале «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (2006), в роли - Алексей Горбунов и Михаил Шкловский.

В 2011 году снят сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (в главной роли ), никак не претендующий на историческую достоверность и во многом ей противоречащий. Так, отец Япончика скончался, когда Мойше-Якову было около шести лет; Гришина-Алмазова, отстраненного от должности военного губернатора Одессы в марте 1919 года, обстреляли из пулемёта ночью и не Япончик; белых в мае и летом 1919 года вообще не было в Одессе, хотя белые находились в городе после разгрома петлюровцев в марте-апреле 1919 года, а когда 23 августа 1919 года они опять вступили в Одессу, Мишки Япончика уже не было в живых, и т. п.

Михаил Вольфович Винницкий (по метрике Мойше-Яков, по документам Мойсей Вольфович) – главарь одесских бандитов и командир Красной Армии.

Прообразом Бени Крика, главного персонажа “Одесских рассказов” Исаака Бабеля, был знаменитый предводитель налетчиков и контрабандистов Мишка Япончик – герой нескольких десятков романов и кинофильмов, бесчисленных анекдотов, песен одесского фольклора и даже трех оперетт! В литературе и кино у Мишки были разные псевдонимы: кроме Бени Крика – Лимончик, Японец, Рубинчик, Король и так далее. В миру же он носил простое имя и фамилию – Михаил Винницкий, а кличку Япончик получил за черные волосы, скуластое лицо и раскосые глаза.

Родился Михаил Винницкий 30 октября 1891 года в Одессе, в доме № 11 по Запорожской улице. Его отец, Меер-Вольф, был владельцем извозопромышленного заведения на Госпитальной улице и слыл в городе биндюжником с очень крутым нравом. “Об чем думает такой папаша? Он думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде, об своих конях, и ничего больше”, – как писал Исаак Бабель.

Михаил был вторым ребенком в семье. Помимо него в семье росли старшая сестра Дебора, большую часть жизни страдавшая базедовой болезнью, и братья Абрам – “еврей, который сел на лошадь и взял шашку, уже не еврей” – и Исаак. Известно, что Исаак Винницкий жил в Одессе до 1979 года, а после перебрался со своей семьей в Соединенные Штаты, где поселился на Брайтон-бич, на Шестой улице. Дебора умерла после войны.

Михаил окончил несколько начальных классов при синагоге. Но отцу не нравилось, что сын бездельничает. Учеба и дело – “две большие разницы” на Молдаванке, из-за этого в семье часто происходили ссоры. Мать мечтала связать судьбу сына с синагогой. Отец настаивал на семейном извозопромышленном деле. Но семейное дело парню казалось скучным, а поэтому противным. Он видел, как живет настоящая Одесса, ему хотелось туда – к изысканным дамам и галантным мужчинам. Миша рано понял: пропуск в тот мир ему дадут только деньги и власть.

23 августа 1907 года пятнадцатилетний Миша Винницкий принял участие в налете на мучную лавку некого Ланцберга, которая находилась на Балтской дороге. Ему удалось скрыться. Налет на квартиру Ландера был совершен 28 октября. Мишку арестовали случайно, во время облавы, 6 декабря того же года в доме терпимости на Болгарской улице. Приговор Одесского военно-окружного суда – двенадцать лет.

Фотографии Михаила Винницкого (Япончика) и его матери.
Из семейного архива племянницы М. Винницкого (дочери Исаака).

Находясь в тюрьме, Винницкий использовал одно из своих главных природных дарований – изворотливость. Нашел деревенского юношу, сверстника, получившего небольшой срок, взял под свое покровительство. И настолько его обаял, что тот согласился поменяться не только фамилиями, но и... сроками. Так через несколько лет Винницкий оказался на свободе. Вскоре афера была раскрыта. Но уголовная полиция, не желая себя скомпрометировать перед высшим начальством, решила умолчать об этом инциденте. И чтобы замести следы – виданное ли дело, фото одного человека, а отбывает срок другой, – изъяла его фотографию из уголовного дела. В будущем это не раз поможет Япончику и осложнит работу историков и литературоведов.

Винницкому было 24 года, когда он осознал, что наступило время для покорения преступного мира большого города. В один осенний день Мишка постучался в дом одноглазого рыжебородого Мейера Герша, предводителя воровской Молдаванки. И тот, посоветовавшись с себе подобными, дал добро на вхождение Винницкого в “дело”. Мишка получает не только кличку, но и первое серьезное задание, которое выполняет без сучка и задоринки. Быстро завоеванный авторитет среди одесских налетчиков позволил ему приступить к сколачиванию собственной банды из таких же дерзких и отпетых молдаванских головорезов. Первоначально в нее входили всего лишь пять человек, Мишкины друзья детства. Но и это дало возможность Япончику планировать и проводить налеты на лавки и мануфактуры. Волевой, хитрый, наглый, он в самые короткие сроки заставил говорить о себе всю Одессу. Молва приписывала ему удивительные по дерзости и смелости налеты, а также тонкие до комизма аферы.

Япончик и впрямь был фигурой незаурядной. Постепенно весь уголовный мир Одессы признал его своим вождем. Для восхождения на трон Япончику понадобилось всего два года. По сведениям уголовной сыскной полиции, он возглавил всех молдаванских налетчиков и контрабандистов. А это ни много ни мало – несколько тысяч человек. Одноглазый же Мейер Герш стал правой рукой Мишки и консультантом по вопросам тактики объединения всех воровских групп в одну громадную банду.

Люди Япончика проникали всюду. Они наводили ужас на одесских скототорговцев, лавочников, купцов средней руки, и те безропотно платили Мишке щедрую дань. Внедрил Япончик своих людей и в полицию – ему не только сообщали “за облаву”, но и рекомендовали, каким чинам и сколько “ложить за пазуху”. Полиция была на откупе. Такого в Российской империи еще не случалось.

Япончику также принадлежит первенство в России по организации преступного синдиката, куда входили банды из других губерний. Он наладил поступление средств в свою казну из различных регионов страны. В “организации” существовало строгое деление на преступные профессии. Были свои наводчики, наемные убийцы, барышники, аферисты и так далее. Работа хорошо оплачивалась. Особенно памятны одесситам и гостям города ошеломительные налеты на рестораны, театры и места скопления коммерческой элиты. Доходило до того, что быть не ограбленным Япончиком становилось просто неприличным. Для коммерсанта это означало нечто вроде понижения статуса.

Популярность Япончика в Одессе была столь велика, что про него еще при жизни рассказывали легенды. Коренастый щеголь с раскосыми глазами в ярко-кремовом костюме и желтой соломенной шляпе канотье, с галстуком-бабочкой “кис-кис” и букетиком ландышей в петлице фланировал по Дерибасовской, сопровождаемый двумя телохранителями из числа самых отпетых налетчиков. Городовые почтительно кланялись. Прохожие уступали дорогу.

Ежедневно Япончик отправлялся в кафе Фанкони, где имел собственный столик. Расположенное в центре города, в гуще коммерческой жизни, кафе превратили в свою “штаб-квартиру” биржевые игроки и маклеры. Там Япончик чувствовал себя равным среди равных. Он был в курсе всех происходящих сделок.

Но власти и денег оказалось недостаточно для полного покорения города. Мишка Япончик вводит “кодекс налетчика”, нарушение которого каралось не только отлучением от “дела”, но и смертью, хотя “мокрые дела” Япончик не признавал – при виде крови бледнел и запросто мог потерять сознание. По этому “кодексу” врачи, адвокаты, артисты получали привилегию спокойно жить и работать. Ограбление и оскорбление их считалось строжайшим нарушением “закона”.

Япончик жаждал признания интеллигенции. Его часто можно было видеть в первых рядах оперного театра с красавицей женой, милой и интеллигентной дамой. На литературных и музыкальных вечерах он тоже чувствовал себя почти своим. Однако большая часть интеллигенции его сторонилась. Тогда он придумал циничный ход в своем стиле. Каждого гастролировавшего в городе известного музыканта или артиста Япончик грабил, и в результате несчастному приходилось обращаться к Мишке с просьбой вернуть вещи. А тот долго цокал языком. Качал головой. Ссылался на “кодекс”. И в конечном итоге извинялся за низкий уровень образования своих мальчиков. Затем вел гастролера в свой гардероб и предлагал взять все, что тот сможет унести. Вещи потерпевшего возвращались, и произносился тост за дружбу. В Одессе говорили, что даже Шаляпин, человек достаточно щепетильный в отношении дружбы, смог попасться в умело расставленные Мишкой сети.

На Молдаванке Япончик часто закатывал шумные пиршества. На столы выставлялись контрабандная снедь, маслины, жареная и фаршированная рыба, апельсины, овощи и водка, подаваемая ведрами. Столы ломились от дармовой еды. В благодарность Молдаванка прозвала Мишку Япончика Королем.

Япончик был в дружеских отношениях с будущим красным комбригом Григорием Котовским. Но в те годы Котовский, известный бессарабский разбойник, с одинаковым усердием носил мундир жандармского офицера и форму бедного армейского капитана, принимал обличья коммерсанта и барина-помещика, был частым гостем игорных притонов и клубов. Когда Котовский оказался в тюрьме и ждал вынесения приговора, именно Япончик разработал план знаменитого побега будущего комбрига. Тот потом отплатит Мишке предательством в самое трудное для бандита время. Мишка объявляет войну.

Однако подлинную силу Япончик обрел во время Гражданской войны. Банда его росла. В разгар боевых действий под руководством Япончика оказалось, по разным данным, от двух до десяти тысяч вооруженных головорезов. Они хорошо знали город и на крайний случай имели на окраинах множество “опорных пунктов”. Япончик при любой власти оставался могущественным и непобедимым.

С 1917 по 1920 год в Одессе сменилось более десятка властей. Каждая устанавливала свой порядок. Изворотливость Мишки Япончика не один раз спасала банду от разгрома. Он очень тонко чувствовал настроение властей и благодаря этому всегда вовремя выводил свой “отряд” из-под удара.

Такая маневренность вызывала еще большее желание власти арестовать Япончика и покончить в городе с конкурентами. Но удалось это только деникинскому генералу Шиллингу, командующему Одесским военным округом. Он отправил в кафе Фанкони несколько вооруженных офицеров контрразведки. Они сидели за соседним столом, пили турецкий кофе. Когда телохранители Япончика отлучились, контрразведчики вытащили револьверы, намереваясь ликвидировать Короля. Мишка быстро оценил ситуацию: чтобы не выстрелили в спину, он прислонился к стене и попытался договориться с офицерами. Начали собираться зеваки, чего и добивался Япончик. Белые офицеры не хотели стрельбы в людном месте и решили отвести Мишку в здание контрразведки для получения дальнейших распоряжений.

Слух об аресте Япончика распространился по Одессе и достиг Молдаванки. Через тридцать минут к зданию контрразведки сбежались вооруженные налетчики. Они перегородили улицу биндюгами и фаэтонами. Несколько человек подошли к насмерть перепуганным часовым и в вежливой одесской манере попросили срочно выдать живого и здорового Япончика. Генерал долго сопротивлялся. Но страх взял верх. Мишка вышел на порог и так же вежливо раскланялся с окаменевшими часовыми.

Япончик попытался примириться с белыми и даже послал письмо военному губернатору Гришину-Алмазову – безрезультатно. Тогда он объявляет войну “золотопогонникам”: вступает с ними в перестрелки, развязывает настоящие уличные сражения.

Деникинцы, да и другие власти, возмущались наглостью короля одесских налетчиков. Газеты на все лады клеймили Япончика позором. На каждой витрине магазина, во всех полицейских участках, ресторанах, казино и гостиницах красовались его фотографии в профиль и анфас. Но и только. Арестовывать его больше не решались.

В начале апреля 1919 года в Одессу в очередной раз вошли красные. Представители революционного матросского комитета пришли к Япончику просить организовать порядок в дни концерта, весь сбор от которого шел сиротам погибших за революцию. По городу были расклеены афиши знаменитых артистов с припиской: “Порядок обеспечен. Грабежей в городе не будет до двух часов ночи”. А ниже подпись: “Мойсей Винницкий по кличке Мишка Япончик” . Одесситы могли без опаски гулять по ночному городу. Люди Япончика патрулировали, обеспечивали порядок.

Прошло несколько дней. И, как каждая власть в Одессе, большевики стали устанавливать свой порядок, в котором Япончику с его бандой места не оказалось. Были проведены облавы. Особенно пострадали Слободка и Молдаванка. Активность новой власти Япончик воспринял спокойно. Но когда большевики стали без суда и следствия расстреливать его людей, Мишка пропал на несколько недель из города и, проанализировав ситуацию, к своему большому разочарованию, понял: Россия будет большевистской. Стало быть, чтобы спасти свою многотысячную армию, ему следовало либо одержать верх над большевиками, либо сдаться. Просчитав все до мелочей, Япончик делает неожиданный тактический ход в своем стиле.

31 мая 1919 года в газете “Известия Одесского совета рабочих депутатов” он публикует письмо, где рассказывает, как 12 лет отсидел за революционную деятельность, побывал на фронте, участвовал в разгоне банд контры и даже командовал бронепоездом... На его “легенду” ответа не последовало. Но это Япончика не остановило.

В начале июня начальнику Особого отдела ВЧК 3-й Украинской армии Фомину сообщили, что в кабинете его ждет Мишка Япончик. Тот настолько перепугался, что отдал целому отделению команду срочно изъять у Мишки оружие. Каково же было его удивление, когда у Япончика не оказалось не только пистолета, но даже перочинного ножа. Но еще большее удивление вызвало восторженное отношение к Япончику чекистов, наслышанных о его подвигах.

“Я хотел бы, чтобы мои ребята под моим же командованием вступили в ряды Красной Армии, – заявил Япончик. – Оружие у меня есть, деньги – тоже. Требуется только разрешение на формирование отряда”.

Фомин тут же, при Мишке, связался с командующим армией Николаем Худяковым. После недолгого совещания в Реввоенсовете было решено дать добро на формирование полка. После чего Мишка Япончик немедленно приступил к занятиям военной и политической подготовкой со своим полком, получившим название – “54-й Советский полк”.

В начале июня 1919 года поползли упорные слухи об активизации петлюровской армии и стотысячной армии генерала Деникина. Михаил Винницкий обращается к командованию 3-й Украинской армии с предложением сформировать отдельный полк из своих ребят и нанести врагу удар неожиданно, на его же территории. Командование армии было удивлено, что какой-то бандит разбирается в тактических схемах лучше, чем военные, но, тем не менее, решило отправить на борьбу с петлюровцами 54-й Советский полк (2 400 человек).

Провожала на фронт Мишку, без преувеличения, почти вся Одесса. Темпераментные и падкие на все яркое и необычное одесситы гордились своими бандитами. Многие плакали и махали платочками.

23 июля полк Япончика прибыл в распоряжение штаба 45-й стрелковой дивизии, в Бирзулу (ныне – Котовск). Командиром дивизии был И.Э. Якир. Полк вошел в состав 2-й бригады Г.И. Котовского, старого знакомого Япончика. Началась подготовка к предстоящему бою с петлюровцами.

Сражение длилось несколько часов. Полк Япончика не только выдержал осаду своих рубежей, но и, к всеобщему удивлению, перешел в атаку. Япончик выполнил задание с минимальными потерями и одержал победу. Петлюровцы отступили. Как это ни странно, победа Япончика многим пришлась не по вкусу. Прежде всего Котовскому, который опасался влияния Япончика на бойцов. Котовский помнил также, что Япончик знает о его дореволюционных делах в бытность Григория Ивановича бессарабским разбойником. Ревновали и другие военачальники. Против Япончика назревал заговор.

Якир собрал на секретное совещание всех комбригов, штабистов и политработников дивизии, на котором единогласно приняли решение: полк разоружить, а Япончика ликвидировать. Но виданное ли дело – убийство красного командира без суда и формальностей? Был разработан план ликвидации полка. Япончик ожидал подобного исхода, но рассчитывал на помощь Котовского. Однако тот не только не предупредил Япончика о заговоре, но и выступил против него, опасаясь за свою личную карьеру красного комбрига.

54-й Советский полк получил задание вступить в заведомо неравный бой. Почти весь день люди Япончика отражали атаки петлюровцев. Обещанная помощь так и не пришла. Пошли разговоры о предательстве. Япончик молчал. Он впервые не знал, что ответить своим “подданным”.

На следующий день Якир успокаивает Япончика, говорит о несогласованных действиях, затем выдает бумаги о том, что полк нуждается в пополнении, а Мишку ждет новое назначение. Но перехитрить Япончика было невозможно. Он знал, что по дороге его арестуют и попытаются уничтожить. Шансов выбраться почти не было. Но Япончик рискнул. Иначе он не был бы Королем.

Перед отъездом Япончик, чтобы спасти людей, дает указание части полка возвращаться окольными путями в Одессу. Сам же со ста шестнадцатью бойцами отправляется за “пополнением”. Ход был гениален своей простотой. На станции Помошная Япончик со своими людьми высаживается из поезда и отправляет его дальше пустым. Затем захватывает эшелон и заставляет машинистов следовать в Одессу. Но комиссар 54-го полка Фельдман предает своего командира. 4 августа, на рассвете, в Вознесенске поезд Япончика поджидал отряд кавалеристов. Бойцов Винницкого заперли в вагонах и изолировали от своего командира. Япончика объявили арестованным и потребовали сдать оружие. Теперь спасти его могло только чудо.

Из вагона он вышел один. Вежливо попросил повторить команду. Его вторично объявили арестованным, потребовали сдать оружие. Япончик усмехнулся, повернулся спиной к кавалеристам и на глазах ошалевших от такой наглости бойцов дивизиона стал удаляться в сторону лесополосы. Командир дивизиона Урсулов выстрелил. Япончик обернулся. Он знал, что ему не уйти. Достал револьвер, оголил генеральскую шашку и пошел к стрелявшему. Раздались выстрелы. Когда дым рассеялся, Япончик лежал на земле и, смертельно раненный, что-то шептал.

Аркадий Кравец, журналист,
“Независимая газета”

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мишки Япончика

Мишка Япончик – одесский налетчик.

Детство и юность

Легенда преступного мира Мишка Япончик родился в Херсонской губернии 30.10.1891 года в семье фургонщика. Отцом будущего одесского налетчика был Меер-Вольф Мордкович Винницкий, который назвал новорожденного Мойша-Яков. Через четыре года семья перебралась в Одессу, поселившись на известной всем Молдованке. В 6-летнем возрасте Мойша-Яков лишился отца. В отсутствии кормильца ему пришлось пойти на работу еще ребенком, сначала учеником в мастерской по ремонту и изготовлению матрацев, а после окончания школы – электриком на местный авиастроительный завод «Анатра».

Карьера

Свою головокружительную в прямом и переносном смысле карьеру Мойша-Яков Винницкий начал исключительно из добрых побуждений. Осенью 1905 года в Одессе начались еврейские погромы. Пытаясь защитить своих родных и знакомых, он вступил в ряды самообороны, а затем продолжил бороться с царским режимом вместе с анархистами-коммунистами из организации «Молодая воля». Одна из ее акций окончилась убийством полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря. Как один из участников этого преступления Мойша-Яков был осужден на смертную казнь. Подача апелляции позволила ему остаться в живых. В 1907 году наказание изменили на 12 лет каторжных работ, на которых он познакомился с еще одним «борцом с режимом» Г.И. Котовским.

Не отбыв 2 года из назначенного срока наказания, Мойша-Яков Винницкий вышел на свободу по амнистии, объявленной в 1917 году. В течение нескольких летних месяцев он сколотил под своим началом достаточно многочисленную и хорошо вооруженную банду, обозначившую свое лидерство в одесском преступном мире рядом дерзких налетов. Именно в этот период он получил свое прозвище Япончик. Существовало две версии ее происхождения. Одна из них гласит, что она появилась из-за характерного «азиатского» разреза глаз, а вторая – благодаря рассказу Япончика о нравах якудзы в Нагасаки, услышанным им у португальских моряков. По его словам, японская мафия ведет свои дела по единым для всех правилам, нарушение которых жестко карается.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Одним из таких правил был призыв грабить только «буржуазию и офицеров». Один из «коллег», нарушивших его и ограбившем рабочего, был убит Япончиком лично. В том же 1917 году находящаяся под его «руководством» одесская блатная шпана оформилась в полулегальную организацию – Еврейская революционная дружина самообороны. По воспоминаниям , дружившего с Япончиком, это была «смелая армия хорошо вооруженных уркаганов» . Как и в 1905 году, целью организации была защита еврейского населения Одессы от насилия и грабежей. Но на самом деле не только евреев, но и «коллег по цеху». Штаб организации находился в очень аутентичном месте – в декабре 1917 года анархисты и дружина Япончика захватили публичный дом Айзенберга.

В январе 1918 года Япончик и сотрудничавшие с ним анархистские организации примкнули к большевикам и эсерам, организовавшим в Одессе восстание. В ходе уличных боев его «подчиненные» совершили налёт на Регистрационное бюро полиции. В результате картотека, где содержалась информация на 16 тысяч местных уголовников, была уничтожена. В конце того же года он организовал налёт на одесскую тюрьму, благодаря чему из нее совершили побег большинство заключенных.

В начале 1919 года его банда стала «боевым крылом» большевистского подполья, одним из руководителей которого был знакомый Япончика по каторге Григорий Котовский. Бандиты занимались своим привычным делом, а именно – похищениями и ограблениями, что мешало белогвардейцам и франко-греческим интервентам организовать прочную оборону Одессы от Красной Армии. В апреле 1919 года город перешел под ее контроль.

На службе в Красной Армии

После захвата Одессы Красной Армией Япончик стал одним из ее командиров. Поначалу он командовал бронепоездом, воевавшим против атамана Григорьева. В мае 1919 года он сформировал 54-й полк, входивший в состав 3-й армии. Личный состав – в основном одесские уголовники и анархисты, а также отмобилизованные студенты местного университета. Красноармейцев только что сформированного воинского соединения можно было отличить по форме одежды. В ее привычном виде не существовала – большинство предпочитало носить тельняшки, цилиндры и шляпы канотье.

Специфичные политические убеждения бойцов 54-го полка пресекали на корню все попытки наладить «политработу». Именно по этой причине официальным комиссаром этого воинского формирования был не коммунист, а знакомый одесской шпане анархист Александр Фельдман по кличке «Саша».

Полк воевал в составе бригады Котовского против Петлюры очень короткое время. Причем дезертирство из него началось еще до отправки на фронт в августе 1919 года. Непосредственно к месту боевых действий прибыли лишь 704 человека из 2202, кто участвовал в пышных празднованиях, предшествующих поездке на войну. Боевое крещение оказалось успешным. Полку даже в таком малочисленном составе удалось одержать победу с трофеями и пленными. Однако последовавшая за этим контратака петлюровцев привела к тому, что уголовники сбежали с поля боя, попытавшись уехать в Одессу на пассажирском поезде. Он был остановлен на одной из станций частями особого назначения Красной Армии. Все, кто оказывал сопротивление, были убиты, включая Япончика. Его гибель (4 августа 1919 года) повлекла за собой целую череду смертей. В октябре 1919 года был убит комиссар полка Фельдман, которого поначалу обвинили в убийстве Япончика. Спустя 7 лет печальный конец ждал Котовского. Бывший начальник штаба 54-го полка Мейер Зельдер застрелил его, отомстив за убийство немногих уцелевших в августе 1919 года своих подчиненных.

Став легендой еще при жизни, Мишка Япончик продолжил жить в советской литературе, театре и кинематографе. Вплоть до распада Советского Союза он регулярно становился прообразом главных персонажей очень многих произведений – от музыкальных кинокомедий до драматических театральных постановок.

Мишку Япончика называют предтечей русских «воров в законе». Он был «королем» одесской преступности, держал в страхе богачей и устраивал театрализованные ограбления. Одно время Мишка Япончик даже командовал отрядом Красной Армии.

Молодая воля

По основной версии будущий «король» родился 30 ноября 1891 года в Одессе в семье Мейера Вольфа Винницкого. Мальчика назвали Мойша-Яков, по документам - Моисей Вольфович. Когда Мойше шел седьмой год, семья его осталась без отца. Чтобы заработать хотя бы какие-то деньги на пропитание, Мойша устроился работать учеником на матрасную фабрику Фарбера. Параллельно с этим он учился в еврейской школе, и успел закончить четыре класса. В возрасте 16 лет Мойша Винницкий пошел работать электриком на завод «Анатра».

Жизнь Мойши изменилась коренным образом в 1905 году, когда вслед за изданием царского манифеста о даровании свобод в Одессе начались еврейские погромы. В кровавые беспорядки, устраиваемые черносотенцами на Молдованке, полиция предпочитала особо не вмешиваться и местное население начало организовывать отряды еврейской самообороны. В одном из таких отрядов и получил свой первый боевой опыт будущий Мишка Япончик.

С тех пор он не расставался с оружием. Мойша Винницкий вступил в анархистский отряд «Молодая воля», который прославился дерзкими налетами, грабежами и рэкетом. В 1907 году рука правосудия все-таки схватила Мойшу за шиворот. Анархист получил 12 лет каторги. Был бы Мойша совершеннолетним, Мишки Япончика мы бы точно не узнали. По совокупности всех поступков смертная казнь была ему обеспечена.

Король

Обратно в Одессу Япончик вернулся летом 1917 года. Это был уже не тот мальчик, которого могли послать отнести бомбу для подрыва полицмейстера - за время каторги Мойша успел пообщаться и с «политическими» и с «блатными».
Мойша быстро оценил ситуацию. Пользуясь постоянно творящимися в Одессе беспорядками, Япончик быстро сколачивает свою банду, «выносит» кассы и магазины.

Берет на вооружение Мойша и революционную риторику. Теперь он не просто грабит, но экспроприирует для нужд революции и рабочего класса. Он организовывает большой революционный отряд еврейской самообороны. Хрестоматийной стала история с ограблением его бандой игорного клуба. Люди Япончика были переодеты в форму революционных матросов. Выручка была знатной: 100 тысяч с кона и 2000 тысяч с посетителей. Один из посетителей клуба в прямом смысле умер на месте, когда увидел перед собой толпу вооруженных людей.

Друг артистов

Выросший в бедности, Япончик любил шиковать, широко гулять и тратить деньги. У него был свой ресторан «Монте Карло» на Мясоедской улице и кинотеатр «Корсо» на Торговой улице. Во время свадьбы Мишки и Цили Аверман, пока в зале танцклассов Двойреса плясали семь-сорок сотни гостей, люди Япончика подожгли полицейский участок. Этот факт стал основой для одного из эпизодов «Одесских рассказов» Бабеля.
Одесса любила Мишку Япончика. Во-первых, потому что он старался избегать кровопролития, во-вторых, потому что грабил богатых и распределял доходы между своими людьми, которые в этой Робин Гудовской модели были «бедными». Также Япончик был не чужд искусству и поддерживал артистов. Товарищем Япончика был певец Леонид Утесов.

Красный командир

Особая среда, сформировавшаяся в Одессе, требовала от большевиков большой гибкости. Если первое время красные командиры хотели «задушить» бандитизм и воровскую среду, то потом, поняв, что сделать это быстро не получится, решили сотрудничать.
В газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание «группы воров Одессы». Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе уважения.

Воры писали: «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!»

«Бандитско-босяцкий элемент» играл в жизни Одессы большую роль. И если его нельзя было подавить, то нужно было его возглавить, поставив на место «короля» своего человека. Таким «своим» и оказался Мишка Япончик. Он был знаком с Григорием Котовским по ссылке, знал и других красных командиров, выросших из вчерашних уголовников.

За ним была большая сила - дружины еврейской самообороны, а также поддержка бедного населения Одессы и её пригородов. Надо отдать должное и самому Япончику, он умело использовал ситуацию и игру в политику, заручился серьезной финансовой и организационной поддержкой большевиков

Япончик даже стал командиром отряда Красной армии. Полк был собран из одесских уголовников, боевиков-анархистов и мобилизованных студентов. Перед отправкой полка на фронт против Петлюры в Одессе был устроен шикарный банкет, на котором Мишке Япончику торжественно вручили серебряную саблю и красное знамя.

Однако благонадежности и революционной сознательности от людей Япончика ждать не приходилось. Из 2202 человек отряда до фронта дошло только 704 человека. Долго воевать воры тоже не захотели и быстро «навоевались». На обратном пути к Одессе Япончик был застрелен комиссаром Никифором Урсуловым, который получил за свой «подвиг» Орден Красного Знамени.

Герой литературы и кино

Первый вклад в увековечивание образа Мишки Япончика сделал Исаак Бабель. Главный герой «Одесских рассказов» Беня Крик был создан на основании тех рассказов, которые Бабелю рассказывали про Мишку Япончика. Рассказы про Беню Крика были переведены на нексолько языков и получили признание даже не столько в Советском союзе (где, понятно, они были раскритикованы), сколько в Европе и даже Америке.
В 1926 году в журнале «Красная новь» вышла и киноповесть «Беня Крик», по которой буквально через год был снят одноименный фильм. Фильм был встречен далеко не однозначно. Критики накинулись на режиссера за то, что он романтизирует образ молдаванских бандитов.
Был в этой критике и разумный элемент. Мальчишки смотрели на смелого и предприимчивого Беню Крика и хотели быть на него похожим. Впрочем, не только мальчишки. Актер Кучеренко, который в «Бене Крике» играл роль бандита, а в фильме «Красные дьяволята» роль самого Махно, так проникся романтикой вольной преступной жизни, что сколотил собственную банду налетчиков. Шайка Кучеренко грабила магазины и кассы. Кучеренко уголовный мир Одессы так и запомнил по кличке «Махно.

Оригинал взят у komanda777 в 4 августа 1919 годы был застрелен легендарный Мишка Япончик

Принято считать, что 4 августа (29 июля) 1919 года, примерно в 8 утра, поезд, который следовал со ст. Помошная на Одессу со 116 бойцами полка Япончика, дезертировавшими с фронта, остановился под закрытым семафором в районе Марьиной Рощи.
Япончик, его любовница Лиза и комендант Халип отправились к будке стрелочника, чтобы выяснить причину остановки. В это время и произошла их встреча с Никифором Урсуловым и партизанами отряда. По одной версии, Урсулов застрелил Япончика без предупреждения, не вступая с ним в переговоры. По другой - Япончик отказался сдать оружие, сильно ударил Урсулова в грудь и последний выстрелил, смертельно ранив Мишку.

Но вот недавно Дорошовский сельский голова Александр Руденко, который заочно учится на истфаке университета и давно интересуется историей своего родного села, рассказал в беседе, что Япончика застрелил не Урсулов, а житель Дорошовки (Арнаутовки) Антон Корженко. Об этом сельскому голове когда-то рассказал его отец, а ему, в свою очередь, сам А. П. Корженко. Получилось так, что в решающий момент, револьвер Урсулова дал осечку, а Япончик был готов выстрелить в него со своего нагана. Тогда стоящий за спиной Урсулова А. Корженко и сделал свой прицельный выстрел. Правда, этот эпизод долгие годы замалчивали, в силу каких-то обстоятельств не рассказывал о нем и сам А. Корженко…

Что ж, эта версия имеет полное право на существование. Ведь хорошо известно, что во время Гражданской войны в партизанском отряде Н. Урсулова сражались 75 жителей Арнаутовки. Известно также, что после ликвидации Япончика, Никифора Урсулова наградили орденом Боевого Красного Знамени. Орденами Красной Звезды наградили также жителей Дорошовки С. П. Капсиза и А. П. Корженко, как активных участников Гражданской войны. Причем к наградам их представили только в… 1967 году. Не это ли косвенно подтверждает причастность одного из орденоносцев - Антона Корженко - к событиям 29 июля 1919 года?

…Наконец, в нашем городе проживают родственники Владимира Дмитриевича Чернышева, 1900 г.р., который во время Гражданской войны был учеником шофера в ЧК, в Вознесенске, и стал свидетелем гибели Мишки Япончика, о чем рассказывал своим родственникам. Вот некоторые детали.

Герой криминальной оперетты

Молдаванка

Артистичность, когда она в крови, закономерно принимает самые удивительные формы, говорил мистер Холмс. Реальный современник великого детектива, известный русской полиции как Мишка Япончик (он же Мишка Лимончик, он же Беня Крик и т.д.), был артистичен, талантлив и честолюбив.

Гигантское местечко под названием Одесса издавна считалось чудесной кузницей, в которой всевышний и сатана лепили самые невероятные свои творения. Поразительное соседство благочестия и смешного плутовства, любви к ближнему и тяги к крикливой роскоши, гостеприимства и - временами - невероятного обжорства, провинциального простодушия и прямо-таки столичной спеси - примерно таким был тесный и шумный уют бесконечных одесских коммунальных колодцев.

Сердце Одессы - Молдаванка. Своеобразные нравы обитателей этого района при всех властях и во все времена вызывали законное беспокойство стражей порядка. Именно там, в этой «бесклассовой среде», не признававшей за власть имущими никаких привилегий, в начале 90-х годов позапрошлого века и родился Миша Винницкий.

В те времена еврейским младенцам с пеленок без конца примеряли скрипку Страдивари, очки Спинозы или фрак Ротшильда. На худой конец, видели свое сокровище служащим какого-нибудь почтенного банка. Прыгнув выше собственной головы, не слишком состоятельные Мишины родители обеспечили его будущее: аристократическая профессия электрика сулила неплохие заработки. Но при виде роскоши, окружавшей богатых клиентов, ловкий молодой человек не без оснований подумывал о том, что в этой жизни он может рассчитывать на нечто большее.

Тонкий ценитель красивой жизни довольно быстро выдвинулся среди авторитетов Молдаванки, и вскоре вести о его похождениях достигли не только генерал-губернаторских, но и досточтимых царственных ушей. «Сценический псевдоним» Михаила Винницкого естественным образом был связан с его характерной, но отнюдь не уникальной внешностью. Этот специфический тип одесского еврея с жуликоватыми узкими глазками и сейчас часто встречается на шумных улицах славного города.

Япончик вырастил целое поколение налетчиков. Эти «мальчики» приходили к нему отовсюду. Среди них были беспризорники, искатели приключений из хороших семей и опустившиеся люмпены. Как наставник Япончик, вероятно, не уступал своему знаменитому земляку и современнику маэстро Столярскому, через музыкальный инкубатор которого прошла едва ли не половина скрипачей с мировым именем.

Воспитанник Япончика подвергался самым серьезным испытаниям. Зато если ему удавалось незаметно вытащить часы у самого «директора школы», который с завязанными глазами сидел на скрипучем табурете в совершенно пустой комнате, ученик уже мог не бояться полиции. Впрочем, жандармы сами побаивались многотысячной армии Япончика и даже не пытались задержать главнокомандующего, хотя прекрасно знали его резиденцию на Молдаванке.

«Мастера высшей квалификации» работали отнюдь не на большой дороге. В банках, казино, клубах и публичных домах эти «симпомпончики» не отличались от представителей высшего общества. В критический момент улыбающиеся джентльмены удачи вежливо просили «почтеннейшую публику» безвозмездно уступить им наличность и драгоценности. Подобной обходительности требовал их начальник: он считал, что профессия вора сродни высокому искусству, которое было одной из его слабостей.

Творческая натура

Каждый одессит неравнодушен к прекрасному. Не был исключением и Япончик. Он любил театр, кино и особенно - дивертисменты. Часто"Король» со своей свитой занимал лучшие места в зрительном зале во время выступлений известных артистов. Многим из них оказывал покровительство.

Журнал «Лехаим» познакомил читателей с любопытными воспоминаниями Леонида Утесова , который не только лично знал Япончика, но и состоял с ним чуть ли не в приятельских отношениях (Леонид Бабушкин. «Мишка Япочник»). Тогда Леонид Осипович выступал одновременно в двух театрах как артист оперетты, драматический актер, чтец и музыкант. По его мнению, Япончик старался обходиться без «мокрых дел», адвокатов, врачей и особенно деятелей культуры не обижал. Но однажды…

Как-то, подходя к Ришельевскому бульвару, Утесов увидел своего партнера, бледного, с трясущимися руками, как при болезни Паркинсона. Заикаясь, он сообщил, что выступать не может, так как у него украли фрак.

Утесов отправился в кафе Фанкони, где за столиком, удобно устроившись в кресле, сидел Япончик.

Что ты делаешь, Миша? Я должен кормить семью. У меня украли фрак. Не в чем работать!

Япончик лукаво улыбнулся:

Иди в театр. Что-что, а фрак тебе будет.

Подойдя к театру, утесов увидел своего партнера, еще более бледного. Руки продолжали трястись.

Что еще?

Принесли восемнадцать фраков всех цветов и расцветок. В каком из них играть, я понятия не имею!

Роль покровителя муз, которую Япончик играл с грубоватым изяществом солиста оперетты, да и весь его образ жизни говорили о каком-то ребяческом, прямо-таки болезненном стремлении всегда быть в центре внимания. Особенно - в Одессе, на этой огромной сцене, где ежеминутно разыгрываются импровизированные эстрадные номера.

Через пару дней заявительнице были возвращены кольцо и два браслета вместе с газетой, в которой было помещено объявление, очерченное красным карандашом: «Уважаемые господа - родственники и знакомые, если вы не прекратите обращаться ко мне с просьбами о возвращении вам забытых или потерянных вами вещей, то мои мальчики вынуждены будут пойти на большую дорогу с протянутой рукой!» Как говорят уже не только в Одессе, весьма тонкий намек на довольно толстые обстоятельства.

Триумф и трагедия

Незаурядная личность Мишки Япончика вызывала восхищение не только восторженных поклонников. Федор Фомин , первым расследовавший убийство Кирова и каким-то чудом сам оставшийся в живых, своих прошедших строгую цензуру «Записках старого чекиста», конечно же, не мог полностью передать впечатления от встреч с Япончиком, чей короткий взлет пришелся на время первой мировой войны. Тем не менее воспоминания одного из основателей советской контрразведки говорят о том, что невольного уважения к королю преступного мира Одессы не могли скрыть даже сотрудники ЧК, к которым он в 1919 году явился для переговоров.

«При белых у Мишки Япончика было около 10 тысяч человек. Он имел личную охрану. Появлялся, где и когда вздумается. Везде его боялись и оказывали почести прямо-таки королевские. Его и называли «королем» одесских воров и грабителей. Он занимал лучшие рестораны для своих кутежей, щедро расплачивался, жил на широкую ногу.

Бандиты Мишки Япончика совершали одиночные и групповые грабежи и налеты. Главарю этой шайки надавали множество всевозможных кличек: Мишка Япончик, Мишка Лимончик, Беня Крик и т.д. Его фотографии были вывешены во всех полицейских участках, в витринах магазинов, ресторанов, казино и гостиницах.

Начальник гарнизона белой армии полковник Бискупский выделил специальные отряды с бронемашинами для охраны банков. Мише Япончику с его шйкой не раз приходилось вступать в перестрелки, завязывались настоящие сражения.

Как-то сижу я своем кабинете - раздается звонок:

Товарищ Фомин, в комендатуре особого отдела сейчас находится Мишка Япончик…

Через несколько минут у меня в кабинете появляются два человека. Оба среднего роста, одеты одинаково, в хороших костюмах. Впереди скуластый, с узким, японским разрезом глаз молодой мужчина. На вид ему лет 26—28.

Я небезызвестный вам Мишка Япончик. Надеюсь, слышали о таком? - не без бахвальства начал он. - А это мой адъютант. Вас, конечно, интересует, цель моего прихода. Я буду говорить без стеснения, надеюсь, опасаться мне тут у вас нечего. Я пришел к вам добровольно, и вы должны гарантировать мне свободу.

Я ответил, что арестовывать его мы не собираемся, сам он интересует нас в гораздо меньшей степени, чем его шайка, бесчинствовавшая в городе. Заметно было, что это задело несколько его самолюбие, но он ничего не ответил, только насупился.

…Миша Япончик начал говорить о себе и своих приятелях, о том, как они орудовали. Рассказывал он о своих одесских похождениях довольно живописно. Грабили они, по его словам, только буржуазию, бежавшую в Одессу со всех концов Советской России. Кое-что «прихватывали» и у местных, одесских буржуев.

Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной Армии… Люди у меня есть, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужно только помещение и разрешение. Как только получу то и другое, сразу могу приступить к формированию отряда.

В ходе беседы с Мишкой Япончиком кто-то из членов реввоенсовета поинтересовался, что за люди у него, из каких социальных слоев. Он весьма обстоятельно объяснил, что отряд состоит в основном из люмпенпролетариев, большинство осталось в детстве без отцов и матерей, стали беспризорниками.

Я научил их воровать, грабить и я же берусь научить их честно
бороться и защищать Советскую власть!

Сказано это было горячо и даже, быть может, искренне. Во всяком случае, хотелось верить, что это настоящий порыв к новой жизни. Вот, думалось нам, попытка людей, искалеченных старым строем, тем строем, против которого мы сражались не на жизнь, а насмерть, попытка людей, брошенных на самое дно, и смыть с себя, может быть и кровью своей, всю грязь и весь позор преступного прошлого».

Самобытное, но, к сожалению, ограниченное мышление высоких договаривающихся сторон сыграло роковую роль в судьбе человека, в котором до предела были сконцентрированы острый юмор, известный литературный талант и неплохо развитое чувство прекрасного. Выдающиеся способности вместе с доходящим до абсурда снобизмом и комплексом превосходства, от которых было недалеко до мании величия, делали Япончика опасным для общества. Но это стало ясно значительно позже…

Почему Япончик заявил о своей лояльности к мировой революции? Ясно, что в лице новой власти он видел могущественного союзника в борьбе за передел материальных ценностей. Не меньшую роль сыграло и неуемное местечковое тщеславие. Живая фантазия Короля уже рисовала ему радужные лавры народного героя и - если повезет - золотой памятник рядом с Дюком.

На улицах появился двухтысячный отряд, организованный на средства Япончика. Маршировка доставляла командиру явное удовольствие. Перед отправкой на фронт он с приближенными целую ночь гулял в лучшем ресторане. Наутро новобранцы во фраках, пикейных жилетах, цилиндрах, котелках и разномастных мундирах на глазах у всей Одессы продефилировали к эшелону. Во главе отряда ехал Япончик, по такому случаю сменивший роскошный лимузин на серую кобылу. Чуть позади на рыжем жеребце Короля сопровождал его адъютант Герш Гундосый. Торжественные проводы под национальные мелодии двух еврейских оркестров превратились в грандиозное представление. Казалось, Япончик дождался своего звездного часа...

Ф.Фомин вспоминает, что проблемы начались уже при посадке в поезд. КМ вечеру от двух тысяч бойцов осталась лишь половина. О дисциплине они имели очень приблизительное представление, как, впрочем, и их командир. Повествуя о его встрече на фронте с другой легендарной личностью - Г.И.Котовским - автор одноименного романа (выдержанного в духе соцреализма, но написанного обстоятельно, с искренним уважением к героям), Борис Четвериков пишет, что первыми словами Япончика были:

Симпомпончик! Полфунта пламени - и быстренько!

«Мальчики» удачно провели несколько боевых операций. Но когда
обстановка сцене театра военных действий осложнилась, они начали дезертировать. Вскоре их примеру последовал и Япончик. В «классном» вагоне он направился в Одессу. На станции Вознесенск дорогу ему преградила группа чекистов во главе с бывшим казачьим атаманом Урсуловым, который расстрелял Япончика по приказу Троцкого...

Ссылаясь на Исаака Винницкого, Л.Бабушкин сообщает, что ближайшие друзья Япончика поклялись отомстить и клятву сдержали. Старожилы Вознесенска не помнили такой пышной погребальной процессии. На русско-еврейском клаюбище не достигшего тридцати лет Михаила Винницкого отпевал кантор одесской хоральной синагоги Пиня Минковский. Неподалеку русский священник читал отходную по Урсулову*.

Япончик давно превратился в персонаж народного фольклора. Им восхищаются «коллеги», он является героем литературных произведений, оперетт и кинофильмов. И даже самый строгий моралист по зрелом размышлении не станет возражать, если я скажу, что Мишка Винницкий заслужил свой памятник. Пусть не золотой, зато - нерукотворный.

_______________________

* - по другим сведениям, Урсулов остался жив.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: