Непокорённая вершина британского тяжелого крейсеростроения или тяжёлые крейсера типа Суррей. Тяжёлый крейсер Эксетер Использованная литература и источники

1 марта 1942 года южнее Борнео в сторону острова Цейлон шла группа кораблей: тяжелый крейсер «Эксетер» и 2 эсминца – «Кортенар» и «Поуп». К этому моменту крейсер был последним крупным кораблем, оставшимся от союзной эскадры, действовавшей в Яванском море против японского флота. Боевая ценность его, правда, была крайне низкая - «Эксетер» во время первого сражения получил 203-мм снаряд в котельное отделение. Из его 8 котлов нормально функционировать могли только два, и крейсер максимально мог развить только 15-узловый ход.

В 9.35 утра наблюдателями были замечены на юге два корабля. Вскоре они были опознаны как японские тяжелые крейсера «Нати» и «Хагуро». Пытаясь уйти, союзные корабли свернули со своего курса и повысили скорость, но вскоре заметили еще два японских крейсера. Это подходили «Асигара» и «Миоко» в сопровождении двух эсминцев. По сути исход предстоящего боя был предрешен: японцы по орудиям главного калибра впятеро превосходили «Эксетер».

Эсминцы же просто не могли достать врага своими пушками. Тем не менее, во время боя они сделали все что смогли: поставили дымовую завесу и совершили торпедную атаку на врагов. В 11.40 основная фаза боя закончилась. «Эксетер» затонул. Спустя 70 минут бомбардировщики, поднявшиеся с авианосца «Рюдзё», потопили и оба эсминца. Так печально закончилась боевая служба последнего из заложенных между мировыми войнами британского тяжелого крейсера, относившегося к обширной группе «Каунти» или попросту «графства».

«Эксетер» принадлежал к завершающей группе тяжелых крейсеров, состоящей из двух единиц. Головным в ней был «Йорк». В этих кораблях конструкторы попытались учесть и нейтрализовать недостатки, выявленные у их предшественников «Кентов», «Лондонов» и «Дорсетширов». В итоге «Йорки» получились не классическими Вашингтонскими крейсерами, а просто похожими на них. «Йорк» и «Эксетер» было решено вооружить меньшим количеством орудий главного калибра. За счет этого выигранный запас водоизмещения был пущен на усовершенствование и усиление броневой защиты. Конструкторы посчитали, что установленного вооружения будет достаточно для ведения современного боя в составе группы кораблей. До некоторой степени данные предположения подтвердились.

Примером этому может служить бой «Эксетера» и двух легких крейсеров «Аякс» и «Акилез» с германским карманным линкором «Адмирал граф Шпее». В нем «Эксетер» получил тяжелейшие повреждения и едва дотянул до Фолклендских островов, где встал на ремонт. Зато он оттянул на себя главный калибр немецкого рейдера, что позволило приблизиться к «Графу Шпее» легким крейсерам на дистанцию действительного огня и достать его своими снарядами. Итог всем известен - «Адмирал граф Шпее» был затоплен собственным экипажем, а сам бой вошел в анналы истории как образец удачного применения заведомо более слабых кораблей против сильнейшего противника.

В дальнейшем «Эксетер» до декабря 1941 года нес службу на Европейском театре боевых действий. На дальний Восток его было решено отправить для усиления там морских сил в связи с увеличившейся активностью японского флота. Увы, дальнейшая служба его была очень недолгой.

пояс - 76 мм;
траверзы - 89 мм;
палуба - 37 мм;
башни - 25 мм;
барбеты - 25 мм;
погреба - 76…111 мм
(«Эксетер» - 76…140 мм) Двигатели 4 ТЗА Parsons Мощность 80 000 л. с. Скорость хода 32,25 узла
(«Эксетер» - 32 узла) Дальность плавания 10 000 морских миль на 14 узлах Экипаж 628 человек («Эксетер» - 630), в военное время численность экипажей не изменилась Вооружение Артиллерия 3 × 2 - 203-мм/50 Зенитная артиллерия 4 × 1 - 102-мм/45,
2 × 4 - 12,7-мм пулемёта Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата Авиационная группа 1 катапульта, 1 гидросамолёт
(«Эксетер» - 2 катапульты, 2 гидросамолёта)

История создания

После закладки головного корабля серии, которая согласно кораблестроительной программе 1925 года планировалась из семи единиц. Адмиралтейство планировало второй корабль этого типа начать строить 15 марта 1928 года на верфи в Девонпорте, третий и четвёртый заложить в 1929 году, и ещё две единицы были включены в программу 1929-1930 годов. Однако из-за ограниченности морского бюджета и охватившего вскоре страны западной Европы экономического кризиса постройка крейсеров «класса В» из года в год откладывалась. Пока Лондонский морской договор 1930 года, принятый по результатам Лондонской конференции, установивший лимиты общего водоизмещения по классу тяжёлых крейсеров для каждой страны-участницы конференции, положил конец строительству крейсеров с восьмидюймовой артиллерией в британском флоте. Постройкой двух крейсеров типа «Йорк» Великобритания исчерпала установленный для неё предел общего водоизмещения по тяжёлым крейсерам и могла теперь строить только лёгкие крейсера.

Конструкция

Тяжёлый крейсер «Эксетер» на Суматре, 1942 год.

Тяжёлые крейсера типа «Йорк» являлись высокобортными кораблями с полубаком при заметной седловатостьи в оконечностях, двумя высокими дымовыми трубами и двумя мачтами. Головной крейсер серии в большей степени сохранил архитектурный облик прототипа - тяжелых крейсеров типа «Каунти» (County ), хотя и он нес целый ряд внешних отличий. Общими отличительными чертами «йорков» являлись:

  • меньшее количество дымовых труб;
  • смещение к корме носовой группы башен ГК, а вслед за ней и надстроек шельтердека, носовой надстройки и дымовых труб.

Крейсера имели руль полубалансирного типа с гидравлическим рулевым приводом. Палубный настил - деревянный, из твердого дерева с острова Борнео.

Корпус

«Эксетер» отличался от головного корабля шириной корпуса (шире на 1 фут = 0,3048 м), новым типом надстройки (башенной формы), отсутствием наклона мачт и труб, иным расположением грот-мачты, количеством гидросамолетов и схемой размещения авиационного оборудования.

Стандартное водоизмещение по проекту должно было составить 8400 дл. т , но в процессе постройки удалось сэкономить, в результате чего его стандартное водоизмещение «Йорка» составило 8250 дл. т , полное - 10 350 дл. т , а «Эксетера» - 8390 и 10 490 дл. т . На протяжении всей длины корпуса крейсера имели двойное дно , в районе погребов - тройное. Отсеки двойного дна использовались для хранения смазочных материалов и пресной воды. Топливные цистерны также частично размещались в междудонном пространстве, частично по бортам. Для уменьшения качки крейсера оснащались бортовыми килями длиной 68 метров. Набор корпуса осуществлялся по продольной схеме, обшивка бортов - клепаная.

Корабли имели следующие размерения: наибольшая длина - 175,25 м, длина между перпендикулярами - 164,59 м, ширина - 17,37 м («Йорк»), 17,68 м («Эксетер»), осадка - 5,18…6,17 м.

Вооружение

Вооружение новых крейсеров первоначально включало в себя шесть 203-мм и четыре 102-мм орудия, два одноствольных автомата «Пом-Пом» и больше десятка 7,69-мм пулемётов Льюиса . На «Йорке» использовали башни Mark II, на которых планировали сэкономить 20 тонн по сравнению Mark I, но экономия не вышла . Полная масса вооружения (с вращающейся бронёй башен) составила 1000 дл. тонн (12 % от стандартного водоизмещения), стоимость составляла около трети всей стоимости корабля.

Артиллерия главного калибра состояла из шести 203-мм орудий Vickers BL MkVIII образца 1923 года с длиной ствола 50 калибров и массой 17,19 тонн. Средняя скорострельность составляла 3-4 выстрелам в минуту, максимальная - пять. Башенные установки обеспечивали орудиям угол возвышения 70° для ведения огня как по надводным, так и по воздушным целям. Дальность стрельбы 256 фунтовыми (116,1 кг) снарядами при угле возвышения 45° для этих орудий составила 26 670 м . Зенитный огонь из главного калибра оказался неэффективным из-за низкой скорострельности орудий и малой скорости гидропривода поворота башен. Снарядные и зарядные погреба главного калибра - располагались непосредственно у вращающейся части башни на одном уровне: снарядные погреба каждой башни размещались ближе к оконечности корабля, зарядные - в сторону миделя. Первоначально боезапас на каждое орудие состоял из 172 снарядов, в основном, из полубронебойных типа СРВС, а также из 20 фугасных .

В качестве крупнокалиберной зенитной артиллерии применялись четырёхдюймовки (102 мм) Vickers QF MkV, принятые на вооружение перед Первой мировой войной. Первоначально оно предназначалась только для стрельбы по надводным целям, но к концу Первой мировой войны были разработаны зенитные установки. Станок НА MklV который имел углы возвышения от −5 до +80°. Длина ствола 45 калибров (4572 мм) и длина канала ствола 3803,02 мм. Орудие наводилось на цель электроприводом, имело вертикальный замок, запиравшийся полуавтоматически, и ручное заряжание. Четыре таких орудия монтировались на одиночных станках НА MklV без щитов и располагались парами по обеим сторонам носовой дымовой трубы и несколько впереди неё, на платформе главной зенитной артиллерии. Масса одноствольной установки достигала 6803-7183 кг. В качестве боезапаса использовались выстрелы массой 25,4 кг (масса снаряда 14,06 кг) и длиной 1127 мм. Начальная скорость полета снаряда составляла 728 м/сек, дальность стрельбы при угле возвышения 44° - 15 030 м , досягаемость по высоте - 8763 м, скорострельность - 14 выстрелов в минуту. Боезапас на каждое орудие состоял из 200 снарядов .

Автоматическое зенитное вооружение составляли пара Vickers QF 2 pounder Mark II («пом-помов»), созданных английскими оружейниками в 1915 году и принятых на вооружение английским флотом, которые располагались рядом с носовой трубой на индивидуальных платформах, обеспечивающих широкий сектор огня. Существенным недостатком этой модификации «пом-пома» являлось применение матерчатой патронной ленты, что приводило к частому заклиниванию и перекосу снарядов. Вследствие этого к началу 30-х годов это модель зенитного автомата уже не удовлетворяла требованиям, предъявляемым к зенитным орудиям ближнего боя и их заменили на два счетверённых 12,7-мм пулемётов , Vickers .50 .

В состав автоматического зенитного вооружения так же входили до десятка 7,69-мм (0,303-дюймовых) пулемётов системы «Льюис». Масса пулемёта составляла 26 фунтов (11,8 кг). Охлаждение воздушное, отдача пружинная. Магазинные диски снаряжались 47 патронами в каждом.

И, наконец, в состав вооружения обоих крейсеров входили трехфунтовые (47-мм) салютные пушки Гочкиса, созданные в 80-е годы XIX века во Франции и устанавливавшиеся на крупных кораблях исключительно для представительских целей.

Бронирование

Бронирование «йорков» представляло собой «коробчатую», прикрывавшую только жизненно важные части корабля бронезащиту крейсеров типа «Каунти», усиленную установкой бортового пояса и усилением горизонтальной брони. Бронирование выполнялось плитами из нецементированной гомогенной стали NT, а также из высокоупругой кораблестроительной стали Дюколь.

Короткий броневой пояс из плит высотой 4 метра и толщиной 76 мм, которые крепились на болтах, защищал машинно-котельные отделения (МКО) по всей их длине. При нормальном водоизмещении он возвышался над ватерлинией на 1,2 м. Траверзы одинаковой толщины - 89 мм.

Броня стенок артиллерийских башен, а также их барбеты - 25 мм; броневые траверзы передние и задние погребов возвышенной башни «В» - 76 мм; бортовые траверзы погребов всех башен ГК - 111 мм;

Наличие двойных бортов в районе МКО.

Главная энергетическая установка

Эти корабли сравнивались:

Японские 200-мм орудия, стоявшие на крейсерах типа «Мёко» во многом уступали английским восьмидюймовым Mk. VIII, этот недостаток японцы смогли устранить только в 1936-1940 годах установкой более мощных 203-мм орудий, и к превосходству защиты и скорости добавилось превосходство нападения. После чего, и не без оснований, японские крейсера считались сильнейшими в своем классе, хотя и недолго. Немецкие же корабли, которые немцы классифицировали как «броненосцы» (а в конце 1939 года перевели в разряд тяжёлых крейсеров), были ограничены только по водоизмещению, и они предназначались для действий на коммуникациях и, имея огромную дальность плавания, достаточную скорость хода, чтобы уйти от любого линкора постройки до 1933 года, и намного больший, чем у крейсеров, калибр главной артиллерии, превосходили по огневой мощи все тяжёлые крейсера, ставя под сомнение само существование этого класса, призванного защищать эти самые коммуникации; .

Тактико-технические элементы сравниваемых тяжёлых крейсеров
«Мёко» «Саффолк» «Адмирал граф Шпее» «Дюкень» «Тренто»
Годы спуска на воду/модернизации 1929 / 1939 1926 / 1936 1934 1925 / 1934 1927
10 980 / 14 194
(12 342 / 15 933)
9906 / 13 614
(10 800 / 13 968)
12 100 / 16 200 10 000 / 12 200 10 344 / 13 344
130 000 80 000 56 800 120 000 150 000
Максимальная скорость, узлов 35,5 (33,3) 31,5 28,0 33,75 36
узлов 7000 (14) 8000 (10) 19 000 (10) 4500 (15) 4160 (16)
Артиллерия главного калибра 5×2 - 200-мм/50 типа 3-го года № 1
(5×2 - 203-мм/50)
4×2 - 203-мм/50 Mk. VIII 2×3 - 283-мм/50
8×1 - 150-мм/55
4×2 - 203-мм/50 Mod 24 4×2 - 203-мм/50 Mod. 24
Универсальная артиллерия 6×1 - 120-мм/45 тип 3 (4×2 127-мм/40) 4×1 - 102-мм/45 Mk. V (4×2) 3×2 - 105-мм/65 8×1 - 76-мм/60 Mod 22 6×2 - 100-мм/47 Mod. 24
Торпедное вооружение 4×3 - 610-мм ТА 2×4 - 533-мм ТА 2×4 - 533-мм ТА 2×3 - 533-мм ТА 4×2 - 533-мм ТА
Авиагруппа - 1 катапульта, 2 гидросамолёта 1 катапульта, 2 гидросамолёта 1 катапульта, 2 гидросамолёта
Бронирование, мм борт - 102,
палуба - 32…35 (35 + 32…35),
башни - 25,
ПТП - 58
борт - 25 (114),
палуба - 32,
башни - 25
борт - 100,
палуба - 40,
башни - 170
палуба - 30,
башни - 30,
рубка - 100
борт - 70,
палуба - 20…50,
башни - 100,
рубка - 40…100
Экипаж 764 685 1150 605 723
Сравнительные ТТХ типа «Йорк» и его зарубежных аналогов
Основные элементы «Альмиранте Браун» 26-бис «Фурутака» «Аоба» «Йорк»
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6800 / 9000 8048 / 9575 - 9882 8700 / 11 273 - 11 275 9088 / 11 660 8250 - 8390 / 10 350 - 10 490
Энергетическая установка, л. с. 85 000 110 000 103 400 110 000 80 000
Максимальная скорость, узлов 32 35 33 33 32 - 32,25
Дальность плавания, миль на скорости, узлов 8030 (14) 4880 (17,8) 7900 (14) 8223 (14) 10 000 (14)
Артиллерия главного калибра 3×2 - 190-мм 3×3 - 180-мм 3×2 - 203-мм 3×2 - 203-мм 3×2 - 203-мм
Универсальная артиллерия 6×2 - 102-мм 6×1 - 100-мм 4×1 - 120-мм 4×1 - 120-мм 4×1 - 102-мм
Лёгкая зенитная артиллерия 6×1 - 40-мм/39 9×1 - 45-мм/46 ,
4×1 - 12,7-мм
4×2 - 25-мм,
2×2 - 13,2-мм
4×2 - 25-мм,
2×2 - 13,2-мм
4×1 - 40-мм/39,
2×4 - 12,7-мм
Торпедное вооружение 2×3 - 533-мм ТА 2×3 - 533-мм ТА 2×4 - 610-мм ТА 2×4 - 610-мм ТА 2×3 - 533-мм ТА
Бронирование, мм пояс - 70,
палуба - 25,
башни - 50,
рубка - 65
пояс - 70,
палуба - 50,
башни - 70,
рубка - 150
пояс - 76,
палуба - 32…35,
башни - 25
пояс - 76,
палуба - 32…35,
башни - 25
пояс - 76,
палуба - 37,
башни - 25,
погреба - 76…140
Экипаж, чел. 780 897 639 657 628

Их бронирование не обеспе­чивало защиты от прямых попаданий восьмидюймовых снарядов, считаясь достаточным только от действия шестидюймовых снарядов на дистанциях не менее 12 км. «Йорки» выглядели немногим более удачными, чем эта компания, будучи наиболее сбалансированными, хоть кое в чём уступали им.

Примечания

Комментарии

Использованная литература и источники

  1. Marriott, p. 35.
  2. NavWeaps.com, British 8"/50 (20.3 cm) Mark VIII
  3. Александр Донец Тяжелые крейсера типа «York»
  4. Marriott, p. 29, p. 35.
  5. , p. 808-810 .
  6. Все крейсера Второй мировой. - М. : Яуза, ЭКСМО, 2012. - С. 29. - ISBN 5-699-19130-5.
  7. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946. - New York: Mayflower Books, 1980. - P. 420. - ISBN 0-83170-303-2.
  8. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. - С. 313.
  9. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. - С. 437.
  10. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. - С. 441.
  11. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. - С. 74.

Ссылки

Литература

  • Донец А. И. Тяжелые крейсера типа «York». - Владивосток: Рюрикъ, 2003. - 84 с. - (Крейсера Британии). - ISBN 5-7042-1157-7.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910-2005. - Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В., Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. - М. : Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - 362 с. - (Арсенал коллекция). - ISBN 5-69919-130-5.
  • Eric Lacroix, Linton Wells II. Japanese cruisers of the Pacific war. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1997. - 882 с. - ISBN 1-86176-058-2.
  • Smithn P. C., Dominy J. R. Cruisers in Action 1939-1945. - London: William Kimber, 1981.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. - London, Arms & Armour, 1995.
  • Conway"s All The Worlds Fighting Ships, 1922-1946 / Gray, Randal (ed.). - London: Conway Maritime Press, 1980. - 456 p. - ISBN 0-85177-1467.
  • Кофман В. Л. СОВЕТСКИЕ «ПОЛУТЯЖЕЛОВЕСЫ» // Моделист-Конструктор: журнал. - 2011. - № 1 . - С. 32-34 .
HMS Exeter (1929)

«Эксетер» (HMS Exeter номер вымпела 68) - тяжёлый крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании времён Второй мировой войны. Последний в английском флоте крейсер с восьмидюймовой артиллерией был заложен 1 августа 1928 года на государственной военной верфи Devonport Royal DockYard, спущен 18 июля 1929 г., вошёл в строй 27 июля 1931 г. Стал пятым (с 1680 года) кораблем, носившим это имя (Эксетер - главный город графства Девоншир). Принял участие в битве у Ла-Платы и получил в ней тяжёлые повреждения. Потоплен в сражении в Яванском море в 1942 году.

Тяжёлые крейсера типа «Альмиранте Браун»

Тяжёлые крейсера типа «Альмиранте Браун» - тип тяжёлых крейсеров аргентинских военно-морских сил. Всего было построено 2 единицы: «Альмиранте Браун» (исп. Almirante Brown), «Вейнтисинко де Майо» (исп. Veinticinco de Mayo). Строились в Италии, стали первыми и последними тяжёлыми крейсерами Аргентины. Название дано в честь национального героя Аргентины адмирала Уильяма Брауна. В 1930-1940-х годах являлись наиболее мощными и современными крейсерами Латинской Америки. Никогда не участвовали в боевых действиях.

Извечный конфликт потребностей и средств их реализации особенно остро проявился после начала постройки «вашингтонских» крейсеров. Десятитысячетонные скоростные корабли зачастую не уступали дредноутам минувшей войны ни по длине, ни по стоимости. Их количество зависело прежде всего от толщины кошелька, а с этим у всех стран в годы великого экономического кризиса дело обстояло совсем не здорово. В особо неприятном положении оказалась «владычица морей». Британии требовалось много крейсеров, не менее 50, замена которых на новый тип требовала фантастической для тех времён суммы в 100 миллионов фунтов стерлингов. Между тем к 1926 г. финансовое положение стало настолько критическим, что пришлось сразу же отказаться от двух из четырёх запланированных «каунти». Судьба двух намеченных к постройке кораблей также оставалась под вопросом. Тогда Адмиралтейство пошло по давнему проторённому пути, попытавшись отказаться от «максимальных» тяжёлых крейсеров в пользу меньшего и более экономного варианта.

Впрочем, слишком сильно урезать боевые возможности единиц «эконом-класса» (получившего, кстати, обозначение «В» вместо класса «А», полноразмерных десятитысячников) тоже не представлялось разумным: ведь в случае войны им предстояло сталкиваться со своими «старшими братьями» из числа противников. Предполагалось ограничиться водоизмещением 8000 тонн за счёт удаления одной из восьмидюймовых башен. Впрочем, наработанный опыт вроде бы позволял заодно усилить бронирование, обеспечив пристойную защиту хотя бы от шестидюймовок.

В итоге проект довольно значительно отличался от плохо защищённых высокобортных «графств». (Оба корабля получили идеологически любопытные наименования, отражавшие их промежуточный статус. Их назвали «Йорк» и «Эксетер»; с одной стороны, это имена городов, традиционно дававшиеся лёгким крейсерам, а с другой - оба города имели статус городов-графств.) «Урезанность» заметно проявилась в их внешнем облике. Прежде всего, крейсера получились заметно более короткими. Вместо массивного гладкопалубного корпуса конструкторы ограничились довольно протяжённым полубаком. От предшественников новым крейсерам досталась энергетическая установка, но число труб сократилось до двух: из обоих передних котельных отделений дым отводился в переднюю трубу. Сохранение той же мощности при меньшем водоизмещении позволило довести скорость до 32 узлов. Цифра довольно скромная, но не лишне напомнить, что англичане к тому времени отказались от «накрутки» дутых скоростей, достигаемых только на испытаниях, ориентируясь на надёжность и стабильность работы механизмов без всякой форсировки. Поэтому неудивительно, что их корабли вполне могли соперничать на службе с формально куда как более скоростными итальянцами и французами.

Парочка оказалась не совсем однотипной. Если головной «Йорк» сохранил многие особенности «каунти» (в частности, наклонные трубы и «трёхэтажную» переднюю надстройку, опоясанную открытыми мостиками), то «Эксетер» обрёл облик, ставший характерным для всех последующих крейсеров британского флота. Прямые трубы и полностью закрытая угловатая надстройка придавали ему более солидный вид, присущий скорее линкору.

Наконец-то на английские крейсера возвратилась бортовая броня. Пусть и не очень солидная: толщина броневого пояса составляла 76 мм, столько же, как и на старых маленьких «С». Прилично защищались погреба боезапаса, имевшие ставшую столь привычной «ящичную» конструкцию. Их стенки достигали толщины 112 мм на головном «Йорке», а на «Эксетере» их усилили до 140 мм. Что касается вооружения, то из полезных новшеств предполагалась установка многоствольных 40-мм «пом-помов», однако с целью экономии массы и денег их при постройке заменили столь же традиционными, сколь и малополезными 12,7-мм пулемётами.

В целом, однако, корабли получились совсем неплохими (некоторые специалисты не без веских оснований считают их лучшими британскими тяжёлыми крейсерами), но вот главную задачу - экономию средств - решить не удалось. Эконом-вариант стоил всего на 10% дешевле полноразмерного «каунти». Простой расчёт показывает, что такое вложение денег едва ли можно назвать рациональным: 10 «эксетеров» могли противопоставить врагу только 60 орудий главного калибра, тогда как девять стандартных десятитысячников - на 12 пушек больше. Выигрыш в одну боевую единицу никак не компенсировал то, что индивидуально каждый корабль из такой десятки уступал в силе огня возможному противнику на четверть или даже на треть. В Адмиралтействе всё это быстро просчитали и решили больше «экономических опытов» не повторять. Следующими тяжёлыми крейсерами предстояло стать «Нортумберленду» и «Сэррею», о которых мы уже рассказывали, полноценным «вашингтонцам» с четырьмя двухорудийными башнями. Однако принятие Лондонского морского договора ставило для «владычицы морей» крест на дальнейшей постройке восьмидюймовых крейсеров - весь отпущенный на них лимит оказался уже выбранным. Так волей случая «неполноценные» «Йорк» и «Эксетер» стали последними представителями этого класса в Британии.

Если англичане историю своих тяжёлых крейсеров завершили созданием «урезанного» варианта, то японцы, напротив, историю своих единиц этого класса с аналогичного проекта начали. Надо сказать, что мотивы появления типа «Како» и близко не лежали к экономическим. Напротив, для 1918 года (а именно тогда началось проектирование нового крейсера-разведчика) водоизмещение 7500 тонн выглядело более чем внушительно. Уже блеснувший своими талантами кораблестроитель Юдзуру Хирага и его молодой тогда помощник Кикуо Фудзимото, впоследствии также ставший знаменитым конструктором, поставили перед собой смелую задачу. Предполагалось, что новые корабли должны по всем статьям превзойти всё тех же пресловутых «елизаветинцев» из Британии, пока ещё остававшейся «сердечным другом» дальневосточной монархии. Однако японцы уже пытались думать на пару десятилетий вперёд и не исключали возможности скрестить шпаги со своими нынешними союзниками, что и случилось через 23 года. И в этом случае Морской штаб хотел бы иметь корабли, превосходящие боевые единицы возможного противника, в данном случае - сильнейшей морской державы мира.

Поэтому-то изначальный вариант крейсера с вооружением из двенадцати 140-миллиметровок (в оригинальном размещении - в шести двухорудийных башнях, расположенных двумя «пирамидками» - по три штуки - в носу и корме), решили усилить за счёт более мощных орудий. Каждую из 140-мм спарок заменили на одноорудийную установку принципиально нового калибра, кстати, оставшегося в истории уникальным. Дело в том, что японцы в то время переходили на метрическую систему мер и делали это, как и многие другие вещи, последовательно и настойчиво. Так появилось 200-мм орудие, во всех справочниках обозначавшееся как восьмидюймовое. Время для создания и пушки, и самого корабля оказалось весьма удачным: до подписания Вашингтонского соглашения оставались считанные месяцы.

Так Страна восходящего солнца первой получила корабли, максимально приближенные к предельным договорным. Дело в том, что проектные характеристики: 35-узловая скорость, 76-мм бронирование борта и шесть 200-мм орудий никак в заявленные 7500 т не укладывались. Инженерам пришлось неоднократно кроить и перекраивать проект. И Хирага с Фудзимото доказали, что являются весьма незаурядными конструкторами. Вместо того чтобы копировать уже приевшиеся британские образцы, они разработали новые формы корпуса, знаменитую «ниспадающую волну». В носу красовался изящный вздёрнутый форштевень, способный разрезать океанские валы. Далее высота борта выбиралась из соображений остойчивости и необходимого объёма внутренних помещений. Иметь высокий корпус в самой корме считалось бесполезным, поэтому там с корабля «срезалось» всё лишнее, лишь бы волны не накрывали палубу. Эти три ключевые высоты соединялись плавными переходами, в результате чего «японцы» отличались от обеих основных схем кораблей «белых людей»: с полубаком и гладкопалубных. Решение оказалось и удачным, и весьма эстетичным: дальневосточные крейсера выглядели очень элегантными, как бы летящими по воде. Новая форма корпуса применялась практически на всех последующих боевых единицах флота микадо, от линкоров до миноносцев.

Броневая защита по своим характеристикам весьма напоминала таковую у итальянских «Тренто», «Триесте» и «Больцано»: 76-мм бортовой пояс закрывался сверху 35-мм палубой. Если вспомнить первые упражнения англичан, французов и американцев, то её можно счесть вполне приличной. Конструкторы попытались втиснуть в проект ещё и подводную защиту, но пришлось ограничиться небольшой наделкой - булем, отказавшись от броневой противоторпедной переборки. Проблемы возникли и с аппаратами для новых 610-мм торпед, которые оказались слишком длинными для того, чтобы разворачиваться в узком корпусе. Хирага вообще не желал видеть торпедные аппараты на больших артиллерийских кораблях, считая, что они представляют большую опасность для самого крейсера, нежели для противника, учитывая большие дистанции будущих сражений. Однако новые доктрины Морского штаба требовали обратного: как можно больше торпед на крейсерах, призванных вести в атаку свои эсминцы. В итоге аппараты сделали неподвижными, причём смещёнными друг относительно друга на правом и левом бортах своеобразной «лесенкой». Зато на палубе нашлось место даже для небольшого ангара для гидросамолётов, новомодного атрибута новых океанских кораблей.

172.Тяжёлый крейсер «Йорк» (Англия, 1930 г.)

Строился фирмой «Палмер». Водоизмещение стандартное 8250 т, полное 10 350 т, максимальная длина 175,25 м, ширина 17,37 м, осадка 6,17 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 32,25 узла. Бронирование: пояс 76 мм, погреба 76 - 112 мм, палуба 37 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: шесть 203/50 мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, восемь 12,7-мм зенитных пулемётов, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Сел на грунт в марте 1941 г. в результате атаки итальянского взрывающегося катера. Впоследствии повреждён германскими самолётами. Разобран на металл в 1952 г.

173.Тяжёлый крейсер «Эксетер» (Англия, 1931 г.) (данные по состоянию на начало 1942 г.)

Строился на верфи ВМФ в Девонпорте. Водоизмещение стандартное 8390 т, полное 10 500 т, максимальная длина 175,25 м, ширина 17,68 м, осадка 6,17 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: пояс 76 мм, погреба 76 - 140 мм, палуба 37 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: шесть 203/50 мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, два 40-мм автомата, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Модернизирован в начале 1941 г. с установкой восьми 102/45-мм зенитных пушек в спаренных установках и двух восьмиствольных 40-мм автоматов. Полное водоизмещение увеличилось до 11 000 т. Потоплен в марте 1942 г. в Яванском море артогнём и торпедами японских кораблей. Тяжёлый крейсер «Аоба» (Япония, 1927 г.)

Строился фирмой «Мицубиси» в Нагасаки. Водоизмещение стандартное 8300 т, нормальное 9850 т, максимальная длина 185,17 м, ширина 15,83 м, осадка 5,71 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 102 000 л.с., скорость 34,5 узла. Бронирование: пояс 76 мм, палуба 35 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: шесть 203/50 мм орудий, четыре 120/45-мм зенитные пушки, шесть двухтрубных 610-мм торпедных аппаратов. В 1927 г. построено две единицы: «Аоба» и «Кинугаса». В 1938 - 1940 гг. вместо неподвижных торпедных аппаратов установлены два четырёхтрубных поворотных, а также восемь 25-мм и четыре 13,2-мм зенитных автомата. Стандартное водоизмещение возросло до 9000 т, скорость упала до 33 узлов. К концу войны «Аоба» имел сорок два 25-мм автомата. «Кинугаса» потоплен авиацией в ноябре 1942 года, «Аоба» затонул на мелком месте на стоянке в Курэ и разобран на металл в 1948 г.

Всё это было замечательно, кроме одного. Водоизмещение росло как на дрожжах и в итоге достигло в нормальном грузу 8500 тонн - ровно на тысячу тонн больше проектного. С полными запасами оно возрастало ещё на одну тысячу тонн. Такие проектные и строительные перегрузки характерны скорее для кораблей начала века, когда построечная дисциплина совсем лежала в руинах. К чести проектировщиков надо сказать, что их детище выдержало все издевательства над массой и осадкой, сохранив скорость и большинство боевых качеств. Но вот с погружением пояса и более низким надводным бортом поделать, конечно, ничего было нельзя. Неприятным последствием стала и стремительная качка, присущая скорее эсминцам, сильно мешавшая действиям артиллерии.

В целом же «Како» и «Фурутака» настолько отличались в положительную сторону от предшественников, не только японских, но и всех главных морских держав, что их не раз провозглашали первыми «вашингтонцами». На самом же деле японцы прекрасно понимали, что их первый «тяжёлый» опыт далёк от совершенства. Так, пресловутые полубашни, выстроенные в «пирамидки», оказались крайне неудобными с точки зрения подачи боезапаса и заметно уступали полноценным башенным установкам, прочно занявшим своё место на 10 000-тонных крейсерах.

Поэтому проект второй пары, «Ки-нугаса» и «Аоба», к постройке которых уже приступили, подвергся значительным изменениям. Место оригинальных, но громоздких пирамид заняли три обычные двухорудийные башни: две в передней части корпуса и одна в корме. Усилилась и зенитная артиллерия, появилась полноценная катапульта. И всё это в дополнение к более массивным надстройкам.

И вновь ценой стала перегрузка, достигшая по сравнению с первоначальным заданием 1300 т! Надводный борт стал ещё ниже, остойчивость - ещё меньше. Все эти далеко не однозначные изменения пришлось проводить Фудзимото, заменявшего Хирагу, находившегося в длительной зарубежной командировке. По возвращении шеф задал своему заместителю порядочную головомойку, хотя у того просто не оставалось запаса для «весового манёвра». Более того, первую пару в 1936 -1939 годах перестроили по типу второй, затратив немалые средства. В результате вся четвёрка приобрела похожий вид и составила однородную дивизию для грядущих боёв.

А военная судьба «тяжёлых малышей» оказалась поистине тяжёлой: ни один из англичан и японцев не дожил до окончания военных действий в боеспособном состоянии. Все они весьма активно участвовали в боях, не раз вступая в артиллерийские дуэли. У британцев особенно отличился «Эксетер», в начале войны вошедший в состав небольшого отряда из трёх крейсеров под командованием коммодора Харвуда. 13 декабря 1939 года отряд вступил у берегов Южной Америки в бой с опасным противником - германским «карманным линкором» «Адмирал граф Шпее». Немцы сочли пусть и «усечённый», но всё же тяжёлый крейсер наиболее опасным противником и в начале сражения вели огонь в основном по нему. Результат поединка только зафиксировал предвоенные прогнозы специалистов. «Эксетер» сумел добиться двух попаданий, не причинивших «карманнику» особых неприятностей, а сам «уловил» семь 280-мм снарядов. Полностью лишённый артиллерии и систем управления стрельбой, набравший несколько сот тонн воды и потерявший почти 100 человек экипажа, британский крейсер с трудом смог покинуть поле боя 16-узловым ходом, управляясь по компасу, снятому со спасательной шлюпки. Добравшись до Фолклендских островов и немного подлатавшись там, «Эксетер» направился на родину, где его ждал торжественный приём: ведь «Шпее» удалось, в конце концов, одолеть, не силой, так хитростью. В Англии крейсер не только полностью отремонтировали, но ещё и основательно модернизировали, установив спаренные 102-мм зенитные установки и грозные 8-ствольные «пом-помы», а также радиолокатор. Обновлённый корабль отправился на Дальний Восток, где в начале 1942 года его ждали суровые испытания. В конце февраля пёстрая англо-голландско-американо-австралийская эскадра встретилась в Яванском море с сильными и прекрасно подготовленными японскими тяжёлыми крейсерами. 203-мм снаряд, выпущенный «Хагуро», с дальней дистанции, попал в машинное отделение «Эксетера». Ход упал до 11 узлов; британскому крейсеру снова, как 14 месяцев назад, пришлось ковылять в базу для ремонта. Команда и рабочие трудились не покладая рук и смогли за три дня ликвидировать повреждения. Как оказалось, совершенно напрасно. При попытке выбраться из моря, ставшего ловушкой для союзников, пришлось снова вступить в бой со старыми знакомцами - тяжёлыми крейсерами «Хагуро» и «Нати». По роковому стечению обстоятельств одно из первых попаданий пришлось практически в то же самое место, с аналогичным результатом. На сей раз окружённому противником кораблю спасаться было некуда, и после короткого неравного боя «Эксетер» пошёл ко дну.

Его «сводный брат» «Йорк» протянул ещё меньше. Летом 1940 года он попал на Средиземное море и успел прикончить итальянский эсминец, но в марте 1941 года на стоянке в бухте Суда на острове Крит сам стал мишенью для итальянских морских диверсантов. Взрывающийся катер МТМ поразил цель, и «Йорк» сел на грунт на относительно небольшой глубине так, что над водой оставалась вся палуба и орудийные башни. В результате он стал объектом для атак германских бомбардировщиков, уложивших в неподвижную и по сути уже мёртвую мишень несколько бомб. Немцы и итальянцы до сих пор спорят, на чей счёт отнести этот лакомый кусок, а вот англичане … не считают «Йорк» потопленным. «Полунадводный» крейсер причислили к странной категории «total loses» - боевых единиц, не подлежащих восстановлению. По сути же, конечно, его смело можно причислить к погибшим: к восстановлению не проявили интерес ни немцы, ни итальянцы, ни сами англичане - уже после освобождения острова.

Не менее активно вступили в войну японские «мини-вашингтонцы». Вся четвёрка участвовала в массе операций на начальной стадии японского наступления, когда корабли и десанты захватывали одну территорию за другой. Критическим для них стал «крепкий орешек» - остров Гуадалканал. Все вместе они составили ядро отряда адмирала Гото в блестящем по результатам ночном бою у острова Саво 9 августа 1942 года, завершившемся разгромом союзников, потерявших четыре тяжёлых крейсера, как минимум три из которых можно отнести на счёт «тяжёлых малышей». Но «Како» стал своеобразным «козлом отпущения» за эту победу: при возвращении домой он получил три торпеды с американской подводной лодки и через пять минут скрылся под водой. А через два месяца кара постигла и его «систершип». 11 октября уже японское соединение попало под внезапную ночную атаку американцев у мыса Эсперанс. «Фурутака» принял почти сотню снарядов самых разных калибров и торпеду, после чего команде пришлось оставить его пылающие останки.

В отличие от «Фурутаки» «Кинугаса» благополучно пережил бой у мыса Эсперанс, став единственным кораблём, избежавшим серьёзных повреждений. Но протянул он всего на месяц больше. Походы к Гуадалканалу становились настоящей «русской рулеткой», в которой 11 ноября 1942 года крейсеру выпала заряженная ячейка револьверного барабана. Американская авиация лишила его хода, а затем добила беспомощный корабль.

Дольше других противостоял американцам упорный «Аоба», претерпевший много приключений и получивший массу повреждений. У злосчастного мыса Эсперанс он вёл японскую колонну и принял на себя внезапный первый удар. Из-под града снарядов крейсер вышел примерно в том же состоянии, что и «Эксетер» после боя у Ла-Платы и также едва добрался до базы. Отремонтированный корабль продолжали преследовать неприятности. Сначала на якорной стоянке он подвергся атаке американских «летающих крепостей» и получил прямое попадание бомбой. От взрыва собственных торпед возник сильнейший пожар, и японцы сочли за благо сами притопить крейсер на мелком месте. После починки сильно изуродованный «Аоба» использовали в основном на вторых ролях - для конвойной службы и доставки подкреплений. При высадке американцев на Филиппины его торпедировала подводная лодка; крейсер опять лишился хода и едва не затонул. С огромными сложностями отбуксированный в Манилу, он подвергся атакам авиации и едва добрался до отечественных вод на скорости всего около пяти узлов. Совсем уже «калека», «Аоба» прочно обосновался на базе в Курэ, где начальство сочло его восстановление нецелесообразным. Последний аккорд в судьбу страдальца внесли американские палубные бомбардировщики, неоднократно атаковавшие неподвижный крейсер весной и летом победного 1945 года. Всего крейсер (уместно прибавить - «бывший») получил не менее девяти прямых попаданий, не считая массы близких разрывов. Небольшая глубина и то, что он сел на грунт на относительно ровном киле, позволяют считать его своеобразным «побратимом» «Йорка», тоже «полностью потерянным для восстановления», но формально не потопленным.

«Адмирал граф Шпее» стал третьим немецким «карманным линкором», построенным после крейсеров «Дойчланд» («Лютцов») и «Адмирал Шеер» . В первые месяцы Второй мировой он безнаказанно топил британские торговые суда, став самым знаменитым кораблём своего типа. А итоги его первого и последнего боя дают богатый материал для анализа эффективности артиллерийского вооружения и броневой защиты немецких тяжёлых крейсеров. Почему же бой при Ла-Плате и его результаты до сих пор вызывают столь жаркие споры?

На момент начала Второй мировой войны тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» под командованием капитана-цур-зее Ганса Лангсдорфа находился в Центральной Атлантике. Приказ на открытие крейсерской войны он получил только 25 сентября 1939 года – до этого момента Гитлер ещё рассчитывал мирно уладить конфликт с Великобританией. Война должна была вестись строго по призовым правилам, поэтому о неожиданных артиллерийских или торпедных атаках речи не шло.

Почти два с половиной месяца «Шпее» и «Дойчланд» вместе с несколькими судами снабжения безнаказанно действовали в Атлантическом и Индийском океанах. Для их поиска англичанам и французам пришлось выделить 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. В конце концов, группа «G» коммодора Генри Хэрвуда (тяжёлый крейсер «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес») перехватила «Шпее» у берегов Южной Америки, недалеко от устья реки Ла-Плата.

Этот бой стал одним из немногих классических артиллерийских морских сражений Второй мировой войны, дав наглядную иллюстрацию к старому спору о том, что эффективнее – калибр орудий или вес залпа?

«Адмирал граф Шпее» проходит через Кильский канал, 1939 год
Источник – johannes-heyen.de

По суммарному водоизмещению три британских крейсера превосходили «Шпее» примерно вдвое, по весу минутного залпа – более чем в полтора раза. Чтобы превознести достижения своей стороны, некоторые британские исследователи сравнивали вес разового залпа кораблей без учёта темпа стрельбы – эти цифры дошли до советской печати и некоторое время дезориентировали любителей военно-морской истории. Согласно этим данным, корабль стандартным водоизмещением 12 540 т оказывался вдвое мощнее трёх крейсеров общим стандартным водоизмещением 22 400 т.


Схема тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее», 1939 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

«Шпее» нёс всего шесть орудий, зато 283-мм калибра, выпускавших в минуту 4500 кг металла. Кроме того, у него имелось восемь 150-мм орудий в лёгких установках, размещённых по четыре на борт (ещё 2540 кг металла в минуту, по 1270 кг на борт).


Кормовая башня «Адмирала графа Шпее»
Источник – commons.wikimedia.org

«Эксетер» также нёс шесть орудий, но лишь 203-мм, так как первоначально считался скаутом класса «B», а не «А». Вес его минутного залпа составлял всего 2780 кг – в два с лишним раза меньше, чем у противника. Однотипные «Аякс» (флаг Хэрвуда) и «Ахиллес» имели по восемь 152-мм орудий в двухорудийных башнях и при максимальной скорострельности (8 выстрелов в минуту) могли выпускать в минуту по 3260 кг металла (больше, чем флагман). Таким образом, суммарный бортовой залп британской эскадры составлял 9300 кг, то есть, превосходил залп «Шпее» если не в два, то минимум в полтора раза (с учётом того, что средний калибр «немца» мог вести огонь на борт лишь половиной орудий). Несомненно, «Шпее» был гораздо лучше защищён, зато имел на 5 узлов меньшую скорость. Таким образом, имел место классический пример «несимметричного» боя, в котором каждая сторона имела свои преимущества.

Один против трёх

Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. В первые минуты огня никто не открывал, хотя дистанция составляла чуть больше сотни кабельтовых.

В 6:14 коммодор Хэрвуд отдал приказ разделиться, чтобы взять противника в «клещи». Тяжёлый «Эксетер» двинулся прямо на «немца», заходя слева от него, в то время как оба лёгких крейсера пошли по широкой дуге, обходя противника справа и держась на большом расстоянии от него. Этот манёвр выглядит странно: держась на расстоянии в сотню кабельтовых, англичане имели мало шансов попасть в противника, в то время как вражеские 283-мм пушки оставались для них весьма опасными. Напротив, наиболее эффективной тактикой для них было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года). «Эксетер» действительно стрелял торпедами в начале боя, а вот «Аякс» использовал их только в конце боя (около 7:30), когда дистанция сократилась до 50 каб; чуть ранее одну торпеду выпустил «Шпее». Даже если бы торпеды не попали в немецкий крейсер, уклонение от них, так или иначе, понизило бы точность его стрельбы.


Английские крейсера «Аякс» и «Эксетер» (на заднем плане). Монтевидео, ноябрь 1939 года

В свою очередь, «Эксетер», с его более дальнобойными орудиями, не имел никакой необходимости сокращать дистанцию. Единственное объяснение его манёвра состоит в том, что англичане преувеличивали защиту «Адмирала графа Шпее» и постарались подойти к нему поближе. Однако это никак не оправдывает разделения сил: в одиночку тяжёлый крейсер существенно уступал «карманному линкору». Вдобавок, заходя с разных сторон, англичане позволил противнику ввести в действие все восемь 150-мм орудий вместо четырёх.

Первая фаза боя: сокрушительный удар по «Эксетеру»

В 6:18 «Шпее» открыл огонь по «Эксетеру» из носовой башни главного калибра с дистанции примерно 90 каб. «Эксетер» ответил в 6:20 – сначала из двух носовых башен, затем, чуть довернув влево, ввёл в действие кормовую башню. В 6:21 начал стрельбу «Аякс», в 6:23 – «Ахиллес». Все британские корабли вели огонь полубронебойными снарядами («коммон») – для 203-мм орудий это было вполне оправданно, но 152-мм снаряды не имели шанса пробить броню «немца». Логичнее было бы использовать фугасные снаряды, имевшие больший поражающий эффект, но в начале войны англичанам их попросту не хватало.

Немцы стреляли «лесенкой» – давали следующий залп, не ожидая падения предыдущего – но для большей точности сначала вели огонь из башен поочерёдно, и перешли на полные шестиорудийные залпы только после того, как добились первого накрытия. Сначала «Шпее» стрелял полубронебойными снарядами, но после первых накрытий перешёл на фугасные мгновенного действия: главный артиллерист немецкого крейсера Пауль Ашер рассчитывал добиться максимального поражения, считая защиту «Эксетера» слабой и неполной.


Тяжёлый крейсер «Эксетер» в 1941 году

«Эксетер» был накрыт уже третьим залпом, получив существенные осколочные повреждения незащищённого оборудования (в частности, был уничтожен самолёт на катапульте). Четвёртый залп дал одно попадание в носовую часть, но полубронебойный 283-мм снаряд пронизал корпус насквозь, не успев взорваться. Следующее попадание было столь же малорезультативным – возможно, немцы заметили это и поэтому перешли на стрельбу фугасными снарядами.

Первый же попавший в «Эксетер» 283-мм фугасный снаряд (в 6:25) взорвался, ударившись о вторую башню – её лёгкая 25-мм броня пробита не была, но башня всё равно вышла из строя до конца боя. Осколки выкосили людей на мостике (командир корабля кэптен Фредерик Белл чудом уцелел), и крейсер на некоторое время лишился управления, а главное – вышла из строя система управления артиллерийским огнём. Вряд ли даже бронебойный снаряд мог нанести больший ущерб.

После этого «Шпее» разделил огонь, перенацелив носовую башню на лёгкие крейсера – тем более что после 6:30 «Эксетер» укрылся дымовой завесой. Расстояние до новой цели в этот момент составляло около 65 каб. В 6:40 283-мм снаряд взорвался у форштевня «Ахиллеса», повредив командно-дальномерный пункт и ранив командира корабля Эдварда Перри (некоторые источники пишут о ранении артиллерийского офицера), а также выведя из строя радиостанцию, что нарушило связь с самолётом-корректировщиком. Вскоре после этого в «Эксетер» попало ещё два снаряда: один из них вывел из строя первую башню (причём в прибойнике загорелся заряд, и во избежание взрыва англичанам пришлось затопить её погреба), а второй пронизал корпус над поясом, уничтожил радиорубку и взорвался под палубой у левого борта. Второе попадание вывело из строя 102-мм орудие и вызвало пожар в кранцах первых выстрелов.


Бой у Ла-Платы 13 декабря 1939 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

В 6:42 в «Эксетер» попал последний снаряд – место попадания неизвестно, но, судя по всему, оно было в носовой части в районе ватерлинии, так как к концу боя крейсер имел метровый дифферент на нос и крен на левый борт, а его скорость снизилась до 17 узлов, хотя машины остались неповреждёнными. Наконец, в 7:30 вода замкнула кабели электропитания кормовой башни и вывела её из строя – крейсер лишился всей своей артиллерии.

В ответ «Шпее» получил с «Эксетера» только два 203-мм снаряда. Один из них насквозь пробил высокую башенноподобную надстройку и не взорвался. Зато второй с дистанции примерно 65 каб вошёл в борт почти под прямым углом (в этот момент «Шпее» резко отвернул влево, с 6:22 до 6:25 сменив курс почти на 90°), прошил 100 мм брони верхней части пояса над броневой палубой, затем пробил 40-мм верхнюю продольную переборку и под очень острым углом соприкоснулся с 20-мм броневой палубой, где и взорвался в продуктовой кладовой. Была перебита главная пожарная магистраль, возник локальный пожар, но в целом немецкому кораблю повезло: повреждения оказались незначительными. Сработала «разнесённая» система бронирования – можно утверждать, что она обеспечивала защиту от 203-мм бронебойных снарядов на дистанции как минимум в 65 каб и при попаданиях под углами, близкими к 90°.

Вторая фаза боя: «Шпее» против лёгких крейсеров

Примерно в 6:45 «Шпее» перенёс весь свой огонь на лёгкие крейсера, которые уже давно стреляли по нему и добились нескольких попаданий (правда, практически не нанеся повреждений). До них в этот момент было около 90 каб, и эта дистанция увеличивалась, так как «Шпее» уходил от англичан точно на траверз. Видя это, Хэрвуд, находившийся на «Аяксе», приказал своим кораблям разворачиваться и догонять противника, всё ещё держась правее него.

В 6:55 корабли Хэрвуда отклонились на 30° левее, чтобы ввести в действие все свои башни. На этот момент дистанция между противниками составляла 85–90 каб. По заверениям англичан, после этого уже второй залп дал попадания, но немецкий корабль начал маневрировать, сбивая прицел. После 7:10 «Шпее» некоторое время опять стрелял по появившемуся из дыма «Эксетеру» с дистанции в 70 каб, однако попаданий не добился.

Действия немецкого командира были крайне неудачными – маневрируя, Лангсдорф мешал стрелять не только противнику, но и собственным комендорам. В то же время Хэрвуд, пользуясь преимуществом в скорости, неуклонно сокращал дистанцию, а это приносило больше выгоды лёгким крейсерам, все 152-мм орудия которых сейчас были введены в действие.


Лёгкий крейсер «Аякс» в 1939 году
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Благодаря высокой скорости стрельбы и наличию самолёта-корректировщика англичане уже с дистанции в 80 каб начали добиваться всё большего количества попаданий. К 7:10 в «Шпее» попало от 4 до 6 снарядов. Один угодил в 150-мм установку №3, уничтожив её вместе с расчётом, другой попал в корму за броневой цитаделью, убил двух человек, но не разорвался (по английским данным, это была учебная болванка). Ещё два снаряда попали в башенноподобную надстройку: один взорвался над верхним директором главного калибра (погибло три человека, но повреждения опять оказались минимальными), другой уничтожил правый дальномер и нанёс повреждения директорам зенитного и главного калибров (на некоторое время была нарушена связь последнего с башнями). Взрывом была выведена из строя слабо защищённая система подачи снарядов к носовой группе 150-мм орудий.

Чтобы сблизиться с противником, после 7:10 Хэрвуд изменил курс, и теперь у его крейсеров могли стрелять только носовые башни. В это время немецкий корабль также находился к англичанам строго кормой. В результате, несмотря на сокращение дистанции, попадания прекратились. Однако в 7:16 «Шпее» начал маневрировать, введя в действие обе башни и добившись накрытия. Расстояние между противниками стало быстро сокращаться.

Англичане снова пристрелялись: один их снаряд попал в кормовую часть «Шпее» и вывел из строя аппаратуру дистанционного управления торпедными аппаратами, ещё один вывел из строя 105-мм универсальную установку, а третий взорвался у основания катапульты, уничтожив стоявший на ней самолёт. Ещё два снаряда попали в кормовую башню, не причинив ей вреда. Наконец, известно, что один из 152-мм снарядов попал в надводную часть броневого пояса (толщина – 100 мм) в районе кормовой башни, но не пробил её.

В 7:25 немецкий 283-мм снаряд с дистанции около 50 каб насквозь пробил барбет третьей башни «Аякса» и ударился в барбет четвёртой башни, выведя из строя обе (при этом непонятно, произошёл ли взрыв). Одновременно вышла из строя подача к одному из орудий во второй башне. На крейсере осталось всего три целых орудия, но Хэрвуд не вышел из боя.

Взаимные манёвры опять на некоторое время сбили наводку обеим сторонам, но в 7:34 с дистанции в 40 каб «Шпее» опять добился накрытия: осколки от близкого разрыва снесли на «Аяксе» верхушку мачты вместе с антеннами (С. Роскилл описывает это как попадание и относит на 7:38).


«Адмирал граф Шпее» входит на рейд Монтевидео после боя
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

В этот период боя «Шпее» получил сразу три попадания в надстройку, уничтожившие камбуз, но опять не нанёсшие серьёзных повреждений. Ещё один снаряд попал в носовую башню, не пробив её брони, но, по некоторым данным, заклинив среднее орудие – возможно, временно.

На кораблях обеих сторон стали подходить к концу боеприпасы, стреляли они медленнее и осторожнее, поэтому попаданий больше никто не добился. На «Аяксе» имелось 7 убитых и 5 раненых, на «Ахиллесе» – 4 убитых и 7 раненых. В 7:42 Хэрвуд поставил дымовую завесу, и под её прикрытием британские корабли описали зигзаг, чтобы резко увеличить расстояние до противника. Англичане постарались не выпускать немецкий корабль из вида, но при этом держаться от него на дистанции в полтораста кабельтовых, и в итоге «проводили» противника почти до самого Монтевидео.

Итоги сражения

За всё время боя в «Шпее» попало два 203-мм и до восемнадцати 152-мм снарядов. Последнее объясняется большим количеством и высокой скорострельностью шестидюймовых орудий: за минуту британские крейсера могли выпустить свыше сотни снарядов и к концу боя почти исчерпали боезапас. А вот 203-мм снарядов «Эксетер» мог выпустить лишь два десятка в минуту, да и в огневом бою он участвовал не до конца столкновения.

Далеко не все 152-мм снаряды оказали на «Шпее» хоть какое-то воздействие. Часть их не взорвалась, а некоторые просто прошли через высокую надстройку без особого вреда для корабля.


Повреждения, полученные «Адмиралом графом Шпее» во время боя у Ла-Платы
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Известны места и последствия попаданий 14 снарядов из 18 (они описаны выше). Как минимум один снаряд (возможно, больше) попал в главный пояс, не пробив его. Три снаряда попали в башни главного калибра, имевшие 140-мм лоб (один – в носовую, два – в кормовую), также не пробив брони и лишь временно выведя из строя одно 283-мм орудие. Более-менее серьёзный эффект произвело попадание только двух 152-мм снарядов: один из них уничтожил 150-мм орудие, другой вывел из строя подачу 150-мм снарядов и на некоторое время нарушил управление огнём главного калибра. Известно, что «Шпее» имел две пробоины площадью около 0,5 м2 каждая (над ватерлинией и на уровне неё), вполне устранимых в море. Таким образом, основное воздействие шестидюймовых снарядов сказалось лишь на палубе и надстройках немецкого корабля.

Воздействие 203-м снарядов оказалось ещё менее существенным. Один из них также прошёл навылет через надстройку, поскольку англичане использовали полубронебойные снаряды. Другой (скорее всего, не «коммон», а чисто бронебойный) попал в «Шпее» под очень удачным углом, пробил пояс и внутреннюю переборку, но взорвался на 20-мм броневой палубе.

На попадания 152-мм снарядов пришлась и большая часть немецких потерь в людях: 36 человек убиты (в том числе, один офицер), ещё 58 – ранены (правда, в большинстве своём легко). Однако повреждения самого корабля практически не снизили его живучесть и очень слабо повлияли на его боеспособность. В то же время факт почти полного пробития брони говорит о том, что реальную опасность для живучести «карманного линкора» (хотя бы в теории) представляли лишь 203-мм снаряды.

Воздействие немецких 283-мм снарядов на британские корабли было куда более ощутимым. Хотя «Шпее», даже ведя огонь всем бортом, мог выпускать в минуту не более двенадцати снарядов главного калибра, в «Эксетер» попало шесть таких снарядов (правда, два из них прошили оконечности и не взорвались). В итоге британский тяжёлый крейсер лишился всей артиллерии, снизил ход и принял значительное количество воды, причём её поступление не удавалось остановить довольно долго. На корабле погиб 61 человек (включая 5 офицеров), а ещё 34 моряка были ранены. Если бы Лангсдорф действовал решительнее, не «дёргал» свой корабль из стороны в сторону и постоянно не менял цели, ему бы не составило особого труда настичь и потопить «подранка» (в крайнем случае, торпедами).


Взорванный и горящий «Шпее»
Источник – Illustrated London News, Dec. 30, 1939

Стрельба «Шпее» по лёгким крейсерам оказалась куда менее удачной – фактически, немцы добились лишь одного попадания главным калибром в «Аякс» и двух очень близких падений, в основном, причинивших ущерб системам управления и связи обоих крейсеров (в частности, на некоторое время нарушилась связь с корректировщиком). Зато всего один удачно попавший 283-мм снаряд вывел из строя половину артиллерии флагманского «Аякса», вынудив Хэрвуда фактически прекратить артиллерийский бой. Примечательно, что 150-мм орудия «Шпее» не произвели ни одного попадания – отчасти потому, что система управления их огнём действовала гораздо хуже (во многом, из-за того, что они имели ограниченные углы наводки и при маневрировании корабля были вынуждены постоянно менять цели).

В целом, вторую половину сражения (бой с лёгкими крейсерами) «Шпее» провёл заметно хуже, чем первую. Англичане добились вдвое большего процента прямых попаданий – и это притом, что на дистанции в 70–80 каб немецкие 283-мм орудия должны были значительно превосходить в точности 152-мм орудия противника. Столь плохая стрельба отчасти объясняется неудачным и непродуманным маневрированием. С другой стороны, единственный попавший прямо в цель немецкий 283-мм снаряд нанёс противнику больше ущерба, чем два десятка английских 152-мм снарядов – самому «Шпее».


Затопленный «Шпее». Фото, сделанное англичанами в 1940 году
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012

Ошибочное решение Лангсдорфа идти в Монтевидео, ставшее заведомой ловушкой, было принято не из-за потерь и повреждений, а после того, как командир «Шпее» получил сообщение о том, что израсходовано 60% снарядов. Возможно, сыграл свою роль и психологический эффект от неудачного хода второй фазы боя, начинавшегося столь многообещающе для немцев. Вечером 17 декабря 1939 года «Шпее» был взорван и затоплен его же командой в нейтральных водах в четырёх километрах от уругвайского берега. Командир корабля Лангсдорф застрелился. Это также свидетельствует об эмоциональной неустойчивости немецкого командира, помешавшей ему адекватно руководить боем и добиться победы.

Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. http://www.navweaps.com

» (6х280-мм орудий в двух 3-х орудийных башнях и 8х150-мм орудий в одноорудийных башенноподобных установках - по 4 на каждый борт) и британскими крейсерами «Эксетер» (тяжелый, 6х203-мм орудий в трех 2-х орудийных башнях), «Аякс» и «Ахиллес» (легкие, по 8х152-мм орудий в четырех 2-х орудийных башнях; «Ахиллес» - новозеландский).

Тяжелый крейсер "Шпее", целехонький еще.

Если британские крейсера были типичными представителями «договорных» кораблей межвоенного периода, то их немецкий противник - весьма необычная конструкция. Он был создан в рамках версальских ограничений для замены устаревших броненосцев времен периода русско-японской войны (более крупные корабли немцам иметь не разрешалось). Правда, предел в 10.000т в/и немцам удержать не удалось, но результат оказался неплох - новые корабли превосходили по силе все «договорные крейсера» и были быстрее большинства линкоров, т.е. в теории могли уничтожить первого и убежать от второго. Лишь 5 кораблей в 1939 году представляли для них опасность - 3 британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун», соответственно 8 и 6х 381-мм орудий) и 2 французских («Дюнкерк» и «Страсбург», 8х330-мм), имевших превосходство в скорости и бронировании. Особенно необычной была ГЭУ корабля - 8 (!) дизелей обеспечивали скорость в 26 уз. Бронирование было посредственным. Сами немцы использовали для классификации традиционный термин «броненосец» (позднее перевели в крейсера), британцы придумали термин «карманный линкор» (встречал и термин «дизельный линкор»). Всего немцы построили 3 корабля этого типа ("Шпее" - 3-й), их основное предназначение - рейдерские операции на морских коммуникациях противника. И вот судьба распорядилась довольно скоро проверить на практике теоретические расчеты.

«Шпее» вышел в море еще до начала войны и приступил к операциям в южной части Атлантического и Индийского океанов после того как исчезли надежды на заключение мира между Германией и Британией. Нельзя сказать что его охота была удачной - он уничтожил всего 9 британских «купцов», критически ценного груза ни на одном из них не было. Для поимки рейдера британцы сформировали несколько поисковых групп, одна из к-рых - коммодора Г.Харвуда (флаг на «Аяксе») - и сыграла свою роль (кроме упомянутых выше крейсеров в группу входил еще тяжелый крейсер «Камберленд» - 8х203-мм орудий, но в момент боя он ремонтировался на Фолклендах). Харвуд верно угадал время и р-н «встречи» - у устья Ла-Платы и распорядился действовать в бою двумя группами - «Эксетер» отдельно и два легких крейсера вместе, с целью разделения огня противника. Для «приманивания» броненосца британцы использовали случайно встреченного голландского купца, силуэтом похожего на немецкое вспомогательное судно снабжения«Уссукума» (везло для «Шпее» з/ч и пр.), перехваченное и уничтоженное ими ранее.

В 6:10 утра 13 декабря стороны обнаружили друг друга, причем немцы неверно идентифицировали противника (как тяжелый крейсер и 2 эсминца - сказались однотрубные силуэты британских легких крейсеров типа «Линдер» и неисправность самолета броненосца) и командир «Шпее» Г.Лангсдорф быстро пошел на сближение (говорят сказалось его торпедно-катерное прошлое). Нек-рые считают это его ошибкой, но это не так - британские корабли превосходили броненосец в скорости (на 4-6 уз) и могли бы выбирать дистанцию в любом случае. В 6:18 броненосец открыл огонь, британские корабли начали отвечать в 6:20/23. Уже в 6:23 «Эксетер» получил первое попадание (немцы стрелять умели!). А вот свою ПЕРВУЮ ОШИБКУ Лангсдорф совершил в 6:30 - он разделил огонь главного калибра (т.е. сделал то, чего и добивались британцы) - стрельба 150-мм орудий броненосца, не имевших центральной наводки была абсолютно неэффективной (планировалось, что с их помощью будут топить неподвижные или медленно идущие торговые суда) и он решил использовать против легких крейсеров британцев одну из двух башен 280-мм…

К 7:30 на «Эксетере» были выведены из строя все орудия ГК и он вышел из боя, имея крен, пожары на борту и скорость упавшую до 18 уз. Тут Лангсдорф совершил свою ВТОРУЮ ОШИБКУ - не добил противника («Эксетер» дойдет до Фолклендов, где пройдет минимально необходимый ремонт, за к-рым последует уже основательный 13-месячный в Британии - и лишь для того, чтобы попасть на Восток и быть потопленным японцами в 1942 году…) - а ведь Харвуд не прошел бы мимо барахтающихся в воде моряков - даже для сброса спасательных средств нужно время!

"Шпее" после боя - видны надводные пробоины в носовой части

Повреждения получил и «Шпее» (включая топливную систему), для их исправления Лангсдорф и решил зайти в нейтральный порт, выбрал Монтевидео - ТРЕТЬЯ ОШИБКА (аргентинцы к немцам относились лучше). В 7:40 бой практически закончился, хотя стороны изредка обменивались залпами. В ночь с 13-го на 14-е декабря броненосец вошел в порт Монтевидео, где и получил разрешение находиться 72 часа. Тут британцы мастерски развернули информационную войну - создали у немцев впечатление, что к ним присоединились линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял» и еще 3 крейсера (на самом деле они могли прибыть только 19-го, а 14-го вечером с Фолклендов подошел только «Камберленд», но боевой дух немцев из-за этих липовых новостей сильно упал). Лангсдорф вел интенсивные переговоры с Берлином, но в результате лишь совершил ЧЕТВЕРТУЮ ОШИБКУ - 17-го вышел на рейд Монтевидео (на набережной в предвкушении зрелища морского боя собрался весь город, радиокомментаторы вели прямые репортажи) и там покинул и взорвал свой корабль - считают, что повлияла контузия, полученная во время боя (напомню - устье Ла-Платы шириной ок. 100 км, с тремя основными проходами, британцы физически не в состоянии были их перекрыть тремя кораблями, особенно в темное время суток)… Экипаж перешел на вспомогательный корабль «Такома», на к-рой пришел в Буэнос-Айрес, где и интернировался.

Взорванный броненосец горел 3 дня

Противники "Шпее":

"Эксетер" до и после боя (на Фолклендах)


"Аякс" до и после боя

Колокол "Аякса" в порту Монтевидео. Крейсер пережил войну (2 года, правда, стоял в ремонте - с перерывом на полутонную немецкую бомбу), списан в 1948 году

"Ахиллес" получил в бою наименьшие повреждения

Одна из башен "Ахиллеса" в Окленде (Н.Зеландия), крейсер тоже пережил войну, в 1948 году продан Индии, там списан только в 1978 г.

Конечно, такой оборот событий негативно сказался на общественном мнении в Германии - надо вспомнить, что шла «странная война» - т.е. после Польши особых событий не было - гибель броненосца в бою была бы, несомненно, достойнее. 19 декабря, видимо осознав, что он совершил Лангсдорф застрелился… Результат то совсем неважный - против 9 британских торговых судов (50.000т) и 2 поврежденных крейсеров («Ахиллес» практически не имел повреждений) - 1.000 интернированных моряков (в бою погибло 72 британца и 36 немцев), потерянный броненосец (один из всего 10 немецких тяжелых кораблей в войну) и 3 вспомогательных судна (кроме «Уссукумы» и «Такомы» британцы перехватили в норвежских водах в феврале 1940 года «Альтмарк» с частью экипажей судов, потопленных «Шпее» - этот инцидент подтолкнул Гитлера к захвату Норвегии). В 1940 году головной корабль серии - "Дойчланд" был переименовпн в "Лютцов" (Гитлер не хотел услышать что Германия утонула).

Кстати, говорят в юности соседом Лангсдорфа был сам адмирал фон Шпее, что и повлияло на выбор профессии. Напомню, что сам Шпее погиб со своей эскадрой и двумя сыновьями в той же самой Южной Атлантике (у Фолклендов) за 25 лет до описанных событий - об этом напишу отдельно.

Из почти 1.000 немцев из экипажа броненосца, интернированных в Аргентине нек-рые так там и остались, но был и другой пример - главный артиллерист «Шпее» П.Ашер сумел вернуться в Германию, стал 1-м офицером штаба адмирала Лютьенса на «Бисмарке» и погиб на нем в мае 1941 года - как вам «типичная» судьба «еврейского паренька» (а Ашер именно такой!) в гитлеровской Германии?!

В 1956 году британцы сняли фильм о бое - The Battle of the River Plate - он переведен на русский язык. Немцы там чуть ли не друзья британцев (надо вспомнить что это за время - их только в НАТО приняли, общий враг - мы), «Шпее» «играет» американский тяжелый крейсер «Салем», а вот «Ахиллес» - настоящий (в это время он уже служил в индийском флоте под именем «Дели»). В фильме вовсю присутствует типичный британский юмор - например при осмотре повреждений «Аякса» Харвуд делится со своим штабом: «хорошо стреляет, на деревенской ярмарке он бы получил плюшевого мишку».

С 1940 года предпринимались попытки подьема отдельных частей «Шпее» (особенно британцев интересовал радар), последние - в 2006 году. Часть поднятого установлена в порту и музее Монтевидео, кое-что я сфотографировал… Есть даже проект подьема остатков корабля целиком - но это фантастика уругвайских масштабов.

P .S . На первый взгляд эпизод схож с нашим «Варягом», но не стоит забывать о том, что японцы имели изначально подавляющее превосходство в силах, ТТЭ кораблей, на их стороне были особенности места боя.



Дальномер "Шпее" в порту Монтевидео - мое фото (вообще об этом исключительно комфортном городе см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1547592.html + по ссылкам внутри)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: