Образ жизни древних римлян сообщение. Римляне в повседневной жизни. На пирах было принято вызывать рвоту


Семьи времён Древнего Рима вполне можно сравнить с современными семьями, хотя отличия есть радикальные. Так, в 21-ом веке просто дико выглядят строгие социальные классовые правила и узаконенные нарушения прав. Но при этом дети в древности любили поиграть не меньше, чем современные, а в домах многие держали домашних питомцев.

1. Брак был просто соглашением


Девушки вступали в брак в раннем подростковом возрасте, а мужчины женились в 20-30 лет. Римские браки заключались быстро и легко, и в большинстве из них даже не пахло романтикой, это было сугубо соглашение. Заключалось же оно между семьями будущих супругов, которые могли увидеть друг друга, только если богатство предлагаемого супруга и его социальный статус были приемлемыми. Если семьи соглашались, то происходило формальное обручение, в ходе которого подписывали письменное соглашение и пара целовалась. В отличие от современных времен, свадьба не скреплялась в законном учреждении (брак не имел юридической силы), но просто показывала намерение супругов жить вместе.

Римский гражданин не мог жениться на своей любимой гетере, двоюродной сестре или не римлянке. Развод также осуществлялся просто: пара объявила о своем намерении развестись перед семью свидетелями. Если развод случался по обвинению, что жена изменяла, то она никогда больше не могла снова выйти замуж. Если в подобном был признан виновным муж, то ему такой приговор не грозил.

2. Пир или голод


Социальное положение определялось по тому, как семья питалась. Более низкие классы в основном употребляли простую пищу изо дня в день, в то время как богатые часто устраивали пиры и праздники, чтобы продемонстрировать свой статус. В то время как в рацион низших классов в основном входили оливки, сыр и вино, высший класс питался более разнообразными мясными блюдами, да и просто свежими продуктами. Очень бедные граждане иногда питались только кашей. Обычно все блюда готовили женщины или домашние рабы. Вилок тогда не было, в ели руками, ложками и ножами.

Вечеринки римской знати вошли в историю, благодаря декадентству и обильным лакомствам, которые на них были приняты. В течение часов гости возлежали на обеденных диванах, в то время как рабы подбирали объедки вокруг них. Что интересно, все классы смаковали соус под названием гарум. Он делался из крови и внутренностей рыбы путём ферментации в течение нескольких месяцев. Соус обладал настолько мощным зловонием, что его было запрещено употреблять в черте города.

3. Инсула и домус


То, какими были соседи у римлян, зависело только от социального статуса. Большинство римского населения жило в семиэтажных зданиях, которые назывались инсулы. Эти дома были очень уязвимы для пожаров, землетрясений и даже наводнений. Верхние этажи были зарезервированы для бедных, которые должны были платить арендную плату ежедневно или еженедельно. Эти семьи жили под постоянной угрозой выселения в тесных комнатах без естественного освещения или ванной комнаты.

Первые два этажа в инсулах были зарезервированы для людей с более лучшим доходом. Они платили арендную плату раз в год и жили в более просторных комнатах с окнами. Богатые римляне жили в загородных домах или владели так называемыми домусами в городах. Домус был большим, уютным домом, в котором без труда помещались лавка владельца, библиотека, комнаты, кухня, бассейн и сад.

4. Интимная жизнь


В римских спальнях царило полное неравноправие. В то время как женщины должны были рожать сыновей, хранить целомудрие и оставаться верными своим мужьям, а женатым мужчинам было позволено изменять. Вполне нормальным было иметь внебрачные половые отношения с партнерами обоих полов, но это должно было происходить с рабами, гетерами, или наложницами/любовницами.

Жены не могли ничего сделать с этим, поскольку подобное было социально приемлемым и даже ожидалось от мужчины. Хотя, несомненно, были супружеские пары, которые использовали страсть как выражение привязанности друг к другу, но в подавляющем большинстве случаев считалось, что женщины связывали себя узами брака, чтобы иметь детей, а не пользоваться большим разнообразием половой жизни.

Отцы имели полную власть над жизнью новорожденных, даже не спрашивая мнение матери. После рождения ребенка клали у ног отца. Если он поднимал дитя, то оно оставалось дома. В противном случае, ребенка выносили на улицу, где его или подбирали прохожие или он умирал. Римских детей не признавали, если они рождались с какими-то увечьями или если бедная семья не могла прокормить ребенка. Выброшенные «счастливчики» попадали в бездетные семьи, где им давали новое имя. Остальные (те, кто выживал) в итоге становились рабами или проститутками или их намеренно калечили нищие, чтобы детям давали больше подаяний.

6. Семейный отдых



Отдых был большой частью римской семейной жизни. Как правило, начиная с полудня, верхушка общества посвящала свой день отдыху. Большинство развлекательных мероприятий были публичными: как богатые, так и бедные с удовольствием смотрели, как гладиаторы потрошат друг друга, болели на гонках колесниц или посещали театры. Кроме того, граждане тратили много времени на общественные бани, в которых были тренажерные залы, бассейны и оздоровительные центры (а в некоторых были и интимные услуги).

У детей были свои любимые занятия. Мальчики предпочитали борьбу, запускали воздушных змеев или играли в военные игры. Девочки же играли в куклы и настольные игры. Семьи также часто просто отдыхали друг с другом и своими домашними животными.

7. Образование


Образование зависело от социального статуса ребенка и его пола. Формальное образование было привилегией знатных мальчиков, а девочек из хороших семей обычно только обучали читать и писать. За обучение латыни, чтению, письму и арифметике, как правило, были ответственны матери, а проводилось это до семи лет, когда для мальчиков нанимали учителей. Состоятельные семьи нанимали репетиторов или образованных рабов для этой роли; в противном случае, мальчиков отправляли в частные школы.

Образование для учащихся мужского пола включало в себя физическую подготовку, чтобы подготовить юношей к военной службе. Дети, рожденные от рабов, не получали практически никакого формального образования. Также не было никаких государственных школ для обездоленных детей.

8. Посвящение во взрослые


В то время как девушки переступали порог взрослой жизни почти незаметно, для того, чтобы отметить переход мальчика в мужчины, существовала специальная церемония. В зависимости от психической и физической доблести своего сына, отец решал, когда мальчик становился взрослым (как правило, это происходило в 14-17 лет). В этот день с мальчика снимали детские одежды, после чего отец надевал на него белую тунику гражданина. Затем отец собирал большую толпу, чтобы сопровождать своего сына к Форуму.

В этом заведении регистрировали имя мальчика, и он официально становился римским гражданином. После этого, новоиспеченный гражданин в течение года становился учеником в той профессии, которую ему выбирал отец.


Когда речь заходит об отношении к животным в древнем Риме, первое, что приходит на ум, это кровавые бойни в Колизее. Тем не менее, обычные граждане лелеяли своих домашних питомцев. Любимцами были не только собаки и кошки, но часто встречались и домашние змеи, крысы и птицы. В моде были соловьи и зеленые индийские попугаи, поскольку они могли имитировать человеческие слова. Держали дома также журавлей, цапель, лебедей, перепелов, гусей и уток. А особо среди птиц были популярными павлины. Римляне настолько любили своих питомцев, что их увековечивали в искусстве и поэзии и даже хоронили со своими хозяевами.

10. Женская независимость


В Древнем Риме было непросто быть женщиной. О любых надеждах на возможность голосовать или строить карьеру можно было сразу забыть. Девушки были обречены на жизнь в доме, воспитание детей и страдания от разврата мужа. Они не имели почти никаких прав в браке. Тем не менее, из-за высокой детской смертности государство вознаграждало римских женщин за рождение детей. Приз был, пожалуй, наиболее желанный для женщин: юридическая независимость. Если свободная женщина рождала трех детей, которые выживали после родов (или четырех детей в случае бывшей рабыни), то ее награждали статусом независимого человека.

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли... фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли... деканом.
6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах – особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” ("добро пожаловать"). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого "столового мальчика".

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке.Так сделка о браке была действительна

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад – в прошлый год, а второе глядело вперед - в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

14. В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток - спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты - как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

На основе находок крито-микенского периода можно предположить, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники, и скульптура и росписи на стенах. Несмотря на то, что между разными греческими городами - государствами существовало немало различий, были явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на детьми. Они же были обязаны ему беспрекословным повиновением. Греки намного раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жён - обычай варварский и недостойный благородного человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние времена отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Как и в Греции, брошенное дитя обычно погибало. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушка, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть тестя. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. Как и греческие девушки в канун свадьбы римлянки приносили в жертву богам свои детские игрушки. Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность: «Бери свои вещи и иди прочь». Когда супруги расставались, возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было и не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми - это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в Риме во время родов женщина не пользовалась услугами врача, поэтому неудивительно, что случаи выкидыша или смерти новорожденного а иногда и роженицы были очень часты. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. В древнем Риме существовала детская медицина - педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.

Намного большее значения, чем греки, римляне придавали фамилии - родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами - личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя, а иногда человек получал и прозвище. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще их различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.

По состоянию способной функционировать и сейчас Аппиевой дороги можно представить себе высокую степень мастерства ее строителей. Проложенная в 312 г. до н. э., во время цензора Аппия Клавдия, от Рима на юг до Капуи, а затем до Беиевенто, эта дорога далее вела к Бриндизи, где возвышалась обозначавшая ее конечный пункт колонна. В годы Республики создавались первые акведуки, подводившие воду к Риму из близлежащих горных озер. Канал древнейшего водопровода, построенного из туфа в 312 г. при том же цензоре, шел преимущественно под землей. В 272 г. провели акведук Старый Апио, а в 144 г. акведук Марция, канал которого начинал располагаться уже па аркадах. Большое значение в архитектурных памятниках Республики придавалось силуэту-контуру и объему-массе, декору почти не уделялось внимания. Конструктивность, выступавшая в четкой, обобщенной форме, очищенной от казавшихся лишними украшений, особенно ясно выразилась в облике республиканских мостов через Тибр, перестраивавшихся позднее, но сохранивших первоначальные планы. Уцелевшие постройки республиканского Рима поражают прочностью, лаконизмом, простотой художественных форм. Склады по берегу Тибра у склонов Авентина, водосборная цистерна, а впоследствии тюрьма Туллианум, мощная, отводившая влагу от форума Клоака Максима сложены из крупных квадров камня и воплощают в своих лишенных декора конструкциях практицизм расчетливого и властного народа.

На Капитолийском холме, древнейшие поселения которого датируются XIV-XIII вв. до н. э., стоял особенно почитавшийся, освященный в 09 г. до н. э., храм Юпитера Капитолийского с тремя целлами - Юпитера, Юноны и Минервы. Глубоким портиком, трехчастной целлой и почти квадратным планом (53 мХ43 м) он напоминал этрусские храмы, а глухой тыльной стороной повторял культовые сооружения Великой Греции. Зтрусский скульптор Вулка украсил конек фронтона терракотовой квадригой. Позднее Сулла при реконструкции, возможно, использовал здесь некоторые колонны от храма Зевса Олимпийского из Афин, а греческий ваятель Аполлоний сделал культовую статую.

Самое оживленное место в годы Республики - Римский Форум - застраивался особенно красивыми зданиями торгового, культового и светского характера. На Римском Форуме еще до провозглашения Республики стояла регия -- дом царя. Здесь воздвигли перестроенные в годы Империи храмы Сатурна, а также Кастора и Поллукса. У склонов Капитолия после примирения патрициев и плебеев построили храм Согласия (Конкордии). Особенно же интенсивно застраивался Римский Форум после Пунических войн. Ко II в. до н. э. относятся базилики Порция. Эмилия, Семпрония, Опимия. На месте базилики Семпрония впоследствии выросла базилика Юлия, а базилика Эмилия была расширена. Сейчас можно видеть остатки республиканской базилики Эмилия, построенной в 179 г., после II Пунической войны, в подражание величественным зданиям эллинистического Востока. Предназначенные для биржевых операций и суда, эти сооружения множеством своих колони повторяли греческие стой, в частности афинскую Царскую стою, и получили поэтому название базилик.

Близ юго-западного угла базилики Эмилия стоял храм Януса, изображенный на монетах Нерона, а северо-западнее более поздней арки Септимия Севера находились комицпи - политический центр Рима. На Римском Форуме построили круглый в плане храм Весты и рядом - прямоугольный дом весталок. Севернее проходила священная дорога к центру Форума, а в годы, предшествовавшие Республике, здесь был некрополь с погребениями, восходящими к IX в. до н. э. Римский Форум почитался в годы Империи как древняя святыня; храмы, нередко разрушавшиеся пожарами, позднее восстанавливались, но сильно перестраивались. Руины храмов Конкордии, Сатурна, Весты, Кастора и Поллукса, особенно их колонны, принадлежат уже векам Империи; от республиканского времени сохранились лишь нижние части и фундаменты.

Наряду с Римским Форумом существовали и другие площади для торговли, уступавшие ему величиной и характером построек. Известны два малых форума - Голиториум (Овощной) и Боариум (Бычий), а также священная с четырьмя храмами площадь близ театра Помпея, называемая сейчас Ларго Арджентина. В основу планировки республиканских храмов. Ларго Арджентина был положен архаический принцип однорядного повтора. Это храмы Ларов, II в. до н.э. («D»), Форы, II в. до н.э. («В»), Феропии, начала III в. до н.э. («С») и Юноны или Ютурны, III в. до н.э. («А»). Планами и ордером (ионический и дорический у прямоугольных и коринфский у круглого) они отличаются друг от друга. Примечательно введение в общий комплекс круглого храма, который с того времени часто будут строить по соседству с прямоугольным - не только в Риме или в Тиволи, поблизости от столицы, но и в далеких провинциях.

Зрелищные сооружения Республики пострадали сильнее всего. Известны лишь остатки огромного театра Помпея. На месте грандиозного, некогда трехъярусного Большого Цирка, лежавшего между Палатином и Авентином, ныне пустынная низина. Самый ранний (80 г. до н. э.) амфитеатр - типично римское зрелищное здание - раскопан в Помпеях. Зодчий использовал здесь для арены эллиптическую форму, как бы указывая бицентрическим планом на характер конфликтного действия борьбы, для которой она предназначалась.

Сохранилось и несколько погребальных комплексов Республики. Цилиндрическая, восходящая к типам этрусских тумулусов гробница Цецилии Метеллы, близ Аппиевой дороги у границ города, и необычный по конструкции, внешними элементами напоминавший о профессии умершего мавзолей Еврисака у въезда в Рим по Пренестинской дороге монументальны и величавы. Кроме них возводились и погребальные сооружения в виде небольших храмиков, поставленных на подиум. К первой половине I в. до н.э. относится построенная из больших блоков светлого травертина усыпальница Поплиция Бибула у склонов Капитолия. Такого же типа -- гробницы в Сарсине в виде поднятого на возвышение храма с портиком двух колонн коринфского ордера. Создавались в ту эпоху и семейные склепы, подобные открытой у начала Аппиевой дороги гробнице Сципионов.

Ранним утром на рассвете в римских домах раздавались первые звуки нового дня. Рабы натирали мраморные полы пчелиным воском, гремели посудой в столовой, зажигали огонь в печи, открывали ставни и готовили детали дневного туалета господ. Все римские дома были счастливы по-разному, в зависимости от достатка хозяев. Сами хозяева тоже просыпались рано, за вычетом тех случаев, когда вечеринки переходили в ночные гуляния с друзьями.

Римляне торопились на работу. Правда, работали они до полудня и день через два, поскольку праздники в Древнем Риме преобладали над буднями, а в будние дни после обеда римляне сами себе устраивали праздники. Как?

Принцип удовольствия 2000 лет назад

В отличие от принципа лишения и страдания, узаконенного несколько веков позже Церковью, язычники древнего Рима следовали принципу удовольствия. Они открыли его задолго до теории Фрейда. Если не было бога, который мог бы стать покровителем удовольствия во всех его формах, римляне его заимствовали или придумывали сами. Они торопились жить. Этот врожденный импульс был созидающим и разрушительным для тех времен, но никто об этом особенно не задумывался.

Ритуал утреннего обмывания совершался над тазом или бронзовой миской, но без мыла - римляне не знали его. Вместо этого использовали пепел бука, измельченную глину и щелок либо бобовую муку. Для гладкости кожу потом смягчали масляным бальзамом. Вытирались льняным полотенцем. Мужчины брились ежедневно, пожилые, как ни странно, не стеснялись красить волосы в черный цвет, а лысые не пренебрегали париками. Рабы и рабыни отвечали за то, чтобы мужчины были гладко выбриты, накрахмалены и одеты в чистую тогу, а женщины - причесаны по моде, гримированы и одеты лучшим образом. У зажиточных римлян были рабы-парикмахеры (тонзоры) и ornatrices для матрон. Волосы закручивали горячим железным стержнем - аналогом бигудей.

Первый завтрак римляне делали наспех, очень часто - по дороге на работу, прикупив в одной из многочисленных лавок холодные или теплые закуски. Женщины после этого либо приступали к домашним заботам, либо навещали подруг и родственников. Работающих женщин в Древнем Риме было немного и заняты они были в основном в ремесленных мастерских.

Римский форум 2000 лет назад - место встречи изменить было нельзя

поначалу являлись местами оживленной торговли или, попросту говоря, обыкновенными рынками. В имперский период они превратились в притягательные центры для римлян. Воздвигались базилики и появлялись сенатские курии. Здесь проходили торжественные шествования завоевателей и демонстрации награбленного на покоренных территориях. Самые последние события можно было узнать только на форумах. Бывшие рынки постепенно превращались в ярмарки, а затем - в культурные и политические центры города.

Простые римляне, жившие в многоэтажных инсулах , часто в - комнатушках без санитарных помещений и воды, с удовольствием устремлялись по утрам к форумам: это был способ приобщиться к благу и почувствовать себя жителем великой империи. Здесь было позволено словоблудие и ораторство в неограниченных количествах и для всех. Любой мог обратиться к толпе с импровизированной трибуны и толкнуть речь на любую тему, кроме тех, которые подвергали сомнению величие империи и статус существующей власти.

Таких форумов в Риме в имперский период было не менее одиннадцати. И хлеб, и зрелища - все можно было дать и получить здесь жителю древнего города в ритме стремительно меняющегося ежедневия. Здесь заключались торговые соглашения, устанавливались цены на ходовые и неходовые товары, а великолепие колоннад и раскрашенных статуй исполняло гордостью и эстетическим удовлетворением сердца жителей и гостей Рима. После работы (примерно к часу дня) римляне, умывшись и переодевшись, стекались к площадям в надежде получить шанс, выгодное предложение или купить по лучшей цене заморский товар первого качества.

Полезно :

Римские купания 2000 лет назад

Древние римляне считали, что истина в воде. Они даже поклонялись богине Veritas, дочери Сатурна, которая, как считалось, жила в глубинах колодцев. Однако римские императоры с помощью многотысячной армии рабов и знатных мастеров позволили жителям древнего мегаполиса буквально купаться в истинной влаге блаженства. Были построены акведуки и термы, которые полностью изменили представление римлян о свойствах воды и ее политической значимости.

Знаменитые термы императоров стали средоточием новой культуры и образа жизни в Древнем Риме. Термы Диоклетиана и Каракаллы ежедневно посещали тысячи римлян от мала до велика. Библиотеки, площадки для игры, оздоровительные процедуры по примеру древних этрусков чередовались с отдыхом и солнечными процедурами, а "в кулуарах" терм или напрямую в бассейнах решались судьбы республики.

Термы в послеобеденное время стали альтернативой форумам и циркам. Особенно после величайшего решения Агриппы сделать их бесплатными для всех. Можно было увидеть мимов, плясунов, продавцов цветов и амулетов, можно было вдоволь поесть-попить, можно было сделать ставки на гладиаторов, закрутить любовную интригу или просто выбрать одну из жриц любви. Можно было заняться спортом или почитать древние рукописи.

Изощренный механизм водных процедур в наши дни по соображениям экономии сохранился лишь частично. Между тем, в римских термах были свои правила наслаждения водой. Сначала посетители входили в тиепидариум - просторный бассейн со слегка подогретой водой, в котором они пребывали около часа. Затем наступала очередь кальдариума : здесь воду разогревали до температуры прим. 40° C. Наконец, купальщик выбирал лаконикум (laconicum) - бассейн с горячей водой в помещении с разогретым воздухом (прообраз сауны). Для финальной закалки служил тонизирующий фригидариум с холодной водой.

Колизей и цирки 2000 лет назад

Все новое - это хорошо забытое старое. За две тысячи лет до появления современного бокса, борьбы, фехтования, скачек и даже футбола римская цивилизация наслаждалась противоборством мужской силы в самом грубом виде на многочисленных аренах и стадионах. Вид и запах крови будоражил и опьянял многотысячные толпы зрителей , а гладиаторы-победители становились кумирами. Вопреки распространенному мнению, смерть гладиатора на арене Колизея была не частым явлением. Римляне были по-своему милосердны, но вместе с тем практичны: покупка и обучение гладиатора стоили немалых денег.

Римские обыватели, к сожалению, не испытывали такого же чувства сострадания к диким зверям, которые включались в спектакли Колизея. По свидетельству современников известно, что не менее 5.000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника в честь открытия Колизея.

Большой Цирк , или Чирко Массимо, который мог вместить до 300 тысяч зрителей, сотрясал возгласами и ревом восторженной публики римское небо почти ежедневно. Если верить легенде, то похищение сабинянок и последующее столкновение латинов и сабинян, которое чудом закончилось крепким союзом двух племен, произошло как раз после одного из конных состязаний на арене Большого Цирка.

А ведь это было лишь малой частью индустрии развлечений в Древнем Риме. Существовали стадионы - сооружения с чисто спортивной направленностью, среди которых - известный стадион Домициана, точной копией которого является нынешняя жемчужина Рима - площадь Навона. Существовали цирки, в которых проводились сражения на воде и на кораблях в натуральную величину. Среди них - Наумахия Августа в районе нынешнего квартала Трастевере.

Конец дня и ужин в Риме 2000 лет назад

Утомленные солнцем и празднованиями римляне перед сном забегали в таверны (аналог нынешнего фастфуда - быстрого питания) либо торопились домой, где их ждал подогретый рабами ужин. Ужинали нередко в присутствии рабов, кучкующихся в углу трапезарии. Если принимали гостей, по всем правилам ужин становился понятием растяжимым. Забота рабов состояла в том, чтобы проводить довольных гостей, осветить дорогу факелом или запрячься лично в повозку.

После ужина супруги удалялись в свои покои. В римских семьях, если была такая возможность, супруги спали отдельно и лишь по мере надобности ночевали в спальне с широкой кроватью. Это одна из загадок Вечного города. Но ведь утро вечера мудренее.

Гастрономия и прием пищи

Вплоть до завоевания Азии гастрономия или кухня занимала в целом второстепенное место в жизни римлян. Повара-раба нанимали на время праздника или приема. Магазинов-пекарен с разнообразнейшими и особыми сортами хлебобулочных изделий еще не было, овощи брали со своего огорода, мясо – из своих владений.

В Азии римляне увидели целые представления, которые можно было бы назвать «царские пиршества». И захотели такого же у себя. Кулинария становится искусством, в моду входит гастрономия, которая становится средством привлечь к себе внимание. Главная же задача хозяина была – удивить исходными продуктами, в Италии не встречающимися. Престиж блюда определялся тем, откуда привезены продукты. Свинина должна была быть из Галлии, козлятина – с Балкан, улитки – из Африки, осетры – с Родоса, мурены – из Иберии и т.д. Гурманом считался тот, кто с первого куска мог определить, откуда, скажем, привезена устрица или та или иная рыба. В настоящую индустрию превратилось выращивание павлинов (к столу). Чего стоили блюда из копыт верблюда или язычков соловьев!

С другой стороны, выращивание, например, дроздов было выгодно: доход от ежегодной продаже пяти тысяч дроздов превосходил стоимость участка хорошей земли в пятьдесят гектаров. К тому же это было менее рискованно, чем культивировать злаки.

В ранней Италии жители питались в основном густой кашей из полбы, проса, ячменя или бобовой муки. Это была своего рода наци­ональная еда италиков. Основной едой был пшеничный хлеб. Килограмм с лишним в день считался нормой для взрослого работника. Хлеб приправляли соле­ными маслинами, уксусом, чесноком.

Во все времена ели разнообразные овощи. Считалось, что они помогают избавиться от головных болей и малярии. Излюбленным кушаньем трудового люда была густая похлебка, сваренная из бобов вместе со стручками. Ели кашу с оливковым маслом и салом.

Из мяса чаще всего употреблялось козье и свиное, говядина - после жертвоприношений. Непременным блюдом обеда в зажиточном доме был дикий кабан (выставлявшийся целиком). При Августе стали готовить блюда из аистов, вскоре дошла очередь до соловьев. Еще позднее кулинарными новин­ками стали языки фламинго, гусиные лапки с гарниром из петушиных гребней.

Гурманы любили вырезку свиньи, сдохшей от переедания.

Не всегда человек мог долго быть вегетарианцем. Это были, в том числе, сторонники призывов философов-пифагорейцев не упот­реблять в пищу мясо убитых животных. И когда при Тиберии стали вести борьбу с чужеземными культами, отказ питаться мясом неко­торых животных стал считаться признаком опасных суеверий.

И во все времена не обходились без приправ, кореньев и прянос­тей. Неизменной приправой ко всем кушаньям был острый соус гарум. Мелкую рыбу клали в чан, крепко её засаливали и оставляли на солн­це на два-три часа, тщательно перемешивая. Когда засол превращался в густую массу, в чан опускали большую корзину частого плетения. Набиравшаяся в неё жидкость и был гарум.

Смешенье в одном кушанье разнородных продуктов было харак­тер­ным. Рецепт: сварить одновременно мясо, соленую рыбу, куриную печенку, яйца, мягкий сыр, пряности, затем залить сырыми яйцами и посыпать тмином.

Из фруктов на первом месте стоял инжир.

Как и греки, римляне питались три раза в день: ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

Первый завтрак полагался вскоре после вставания. Он состоял обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазано медом или посы­панного солью, сыра, фруктов, молока. Школьники покупали себе на завтрак оладьи или лепешки, жареные в сале.

После полудня полагался второй завтрак. Он был также скромен: хлеб, инжир, свекла. Мог состоять из вчерашней или холодной закус­ки, её часто ели на ходу, даже без традиционного омовения рук.

В старину обедали в атрии, летом в саду и зимой у очага.

Самый удобный способ привлечь внимание, удивить и вызвать зависть сограждан – пригласить их к себе на обед.

На обед собиралась вся семья и приглашенные из близких.

Судя по этрусской вазописи, в 7 в. до н.э. во время пира муж и жена, соблюдая древний обычай, возлежали на одном ложе. После 4 в. до н.э., судя по крышкам саркофагов, возлежал на ложе только муж, а женщина сидела у его ног. Чуть позднее, следуя римским обычаям, этрусская женщина стала сидеть за столом на стуле или в кресле. Многочисленные археологические данные говорят, что этрусские женщины (из привилегированных групп) были образованными (так, их часто изображали с развернутыми свитками).

В древности римляне ели сидя. Позднее мужчины во время тра­пезы полулежали вокруг стола на ложах, опираясь на подушку левой рукой. Женщины про­дол­жали сидеть (иная поза считалась для них неприличной), как сидели и бедняки в тесных табернах. Классический канон требовал ставить с каждой из сторон три широких ложа, итого одновременно ели девять человек, разде­лен­ных друг от друга подушками. Ложе с правой стороны от прислужи­вав­ших слуг считалось "верхним", почетным, с левой - "нижним", на нем сидел хозяин. Самым почетным местом ("консульским") было крайнее левое среднего ложа. В богатых домах раб-номенклатор ука­зывал каждому его место. В дружеском кругу садились по желанию.

Между ложем и стеной оставляли промежуток, в котором мог поместиться раб гостя: тот ему отдавал на сохранение свои сандалии (перед тем, как возлечь на ложе), пользовался услугами во время еды. В обычае было уносить с обеда кое-какие куски. Хозяин отдавал их для несения домой тому же рабу.

Также весьма распространенной была практика одновременной трапезы гостей, но в разных триклиниях в зависимости от их социаль­ного положения ("важные", "менее важные"), с соответствующей дифференциацией блюд.

Любовь римлян к серебру пришла не сразу. В расцвет Республики в Риме существовал только один столовый набор из серебра, и сенаторы, которые должны были принимать у себя иностранных послов, занимали его один у другого (к вящему изумлению посланцев). В последний век Республики важность серебряных предметов в доме была уже такова, что хозяин, принимая гостя, должен был показать ему всё свое серебро. Это было одним из негласных правил хорошего тона, и гость был вправе требовать, чтобы ему показали богатства хозяина в случае, если этого не было сделано. Но на первый план вышло качество серебряных изделий.

Обычаем в Риме стало чтение за обедом. Вместе с модной «восточной» кухней возникла мода на зрелища во время еды. Музыка, пени, танцы, постановка сцен из комедий становятся непременным условием приема. Обед длился несколько часов.

Кушанья подавали в глубоких закрытых тарелках и мис­ках. Куски брали правой рукой. Кушанья гости накладывали себе сами.

Салфетки клали на стол, либо хозяин выдавал гостям, но иные приносили их с собой. Иногда салфетку повязывали вокруг шеи.

Вина употребляли как местные, так и привозные. Практиковали разные способы изменения вкуса и крепости вин. Но для женщин ряд законов запрещал пить крепкое вино. По словам Катона Страшего, в ранний период пьющие женщины подвергались таким же наказаниям в суде, как и те, кто изменял своим мужьям. По сведениям древних, чтобы доказать воздержанность и соблюдение закона, женщины це­ловали родственников, убеждая их тем самым, что винный перегар у них отсутствует. Родители и родственники разрешали дочерям и сест­рам пить лишь слабое вино из виноградных выжимок или изюма.

Если обед был званным, то по его окончанию начиналась вы­пивка - comissatio. Этот обычай пришел из Греции. Поэтому пили по "греческому образцу": избранный среди гостей распорядитель (magister) определял пропорцию смешения вина с водой. Смешивали в большом кратере и разливали по кубкам черпаком на длинной ручке - киафом (45 мл). Кубки были разной вместимости - от унции (один киаф) и до секстария (12 киафов, чуть более полулитра). Часто упоминаются в литературе кубки в четыре киафа.

Вино разбавляли охлажденной или горячей водой или снегом (который стоил дороже вина). Для улучшения вкуса вина римляне добавляли в него концентрированные винные сиропы, а они готовились в свинцовых емкостях.

В обычае было пить за здоровье друг друга (propinare), желая: "Bene tibi (te)" ("На добро тебе"). Остальные восклицали: "Vivas!" ("будь здоров!", букв. "живи"). За здоровье отсутствующих пили сто­лько киафов, сколько букв было в их имени.

Праздники и игры

Праздники в Риме подразделялись на общегосударственные, официальные, сельские, городские, семейные, отдельных божеств, профессий, плановые и внеплановые.

Выделим некоторое. Даты приводятся в переводе на современный календарь.

Ежегодно первого марта (позднее - первого января) праздновалось начало нового года (традиция с 153 г. до н.э.). В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность ново­избранных консулов.

15 февраля справляли Луперкалии. Первоначально это был праздник пастухов в честь Фавна-Луперка. В этот день приносили очистительные жертвы (собаку и козла) - для того чтобы оживить плодородие земли, стад и людей - у подножия Палатина, в гроте Лу­перкаль. По преданию, в нем жила волчица (lupa), вскормившая Рому­ла и Рема. Затем юноши с козьей шкурой на бедрах (луперки) обегали Палатинский холм, стегая то ли всех попало, то ли только женщин рем­нями, вырезанными из шкуры жертвенного козла. По Плу­тарху, женщины верили, что очистительные удары ремней исце­ляют от бесплодия, способствуют вынашиванию плода и благополучным ро­дам.

15 марта отмечался Анны Перенны. Он связан с обрядом изгнания или уничтожения прожитого времени. На берегу Тибра ставили шала­ши из молодой зелени, в них или под открытым небом люди пили, разв­лекались, пели шуточные и непристойные песни. От каждого тре­бо­валось желать другому долгую жизнь, "стольких желая годов, сколь­ко кто чаш осушил" (Овидий). Считалось, что Анна наполняет год отмеренными отрезками - месяцами, а исследователи предполагают, что она - персонифицированная феминизированная форма от annu perennus - неиссякаемый, вечно длящийся год. Поэтому в большинстве мифов Анна предстает как глубокая старуха.

У Овидия есть рассказ о том, как Анна, претворившись юной кра­савицей, возбудила страсть Марса; в последний момент обнаружил свою ошибку, но выглядел крайне нелепо и смешно. Старуха симво­ли­зировала изжитой год, насмешки ("нескромные шутки") над Марсом - насмешки над тем, кто упрямо держится за старое, вместо того, чтобы полюбить наступающую юность природы и года. В старых городах Италии сохранился обряд сожжения Анны. В конце зимы расклады­ва­ются костры из старья и тряпья, на которых сжигается чучело старухи Перенны, сопровождая это песнями и плясками.

В Цереалии (12 апреля) древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах.

13 августа - праздник рабов. Это был день рождения выходца из рабов полулегендарного римского царя Сервия Туллия.

22 января был днем семейной любви и согласия - праздник Каристии отмечали в кругу самых близких родственников. В праздник Либералий (в честь Либера-Вакха) 17 марта юношей, достигших шест­надцати лет, вносили в списки граждан.

Самым популярным был древний ежегодный италийский празд­ник Сатурналий. В эпоху империи продол­жи­тельность Сатурналий достигла семи дней.

Сатурн считался царем в Лации в эпоху "золотого века", когда люди не знали рабства. Поэтому рабы в этот день могли не только подшучивать над хозяином, но сам хозяин обязан был прис­луживать рабам за столом. По традиции, обменивались подарками - симво­лическими восковыми свечами, глиняными фигурками, рельеф­ными изображениями. В этот день, по Лукиану, надлежало не выпол­нять никаких дел вообще, сердиться, принимать счет от управляю­ще­го, заниматься гимнастикой, слагать и произносить речи (кроме шу­точных), распределив подарки по достоинству получателей, все их отослать (людям ученым - в двойном размере), вымыться, вино пить одно и то же из одинаковых чаш, мясо делить на всех поровну, сыг­рать в кости на орехи и т.д.

Забота о здоровье

В 293 г. до н.э., во время очередной эпидемии в Риме, было вычи­тано в "Сивиллиных книгах" о необходимости привезти из города Эпидавра змею, посвященную богу Асклепию (Эскулапу). По преда­нию, уже на Тибре змея выскользнула с корабля и переплыла на один из островов. Поэтому на нем и воздвигли святилище, служившее одно­временно и больницей. Лечение при этом храме вошло в обычай в Ри­ме на несколько веков.

Известен был Эскулапов остров и другим. Клавдий распорядился, чтобы больные и истощенные рабы, вывезенные и оставленные хозя­евами на острове, в случае выздоровления навсегда получали свободу.

В конце 3 в. до н.э. Риме появляются целые группы греческих вра­чей. По преимуществу они были рабами, но впоследствии становились вольноотпущенниками. Если они были свободнорожденными на род­ине, Цезарь предоставил им права гражданства. Врачу Антонию Музе, вылечившему Августа от тяжелой болезни, сенаторы на собст­венные средства поставили памятник, а император освободил врачей от налогов. Придворный врач 2 в. Гален оставил более сотни меди­цинских трактатов.

Врачи были одновременно и аптекарями. И среди них была своя специализация как по видам болезней, так и в зависимости от профес­сии клиентов: лекари гладиаторов, пожарных и т.д. Но педиаторов как таковых не было. Особенно тщательно была организована меди­цин­ская служба в армии, в конце 2 в. она установила для себя особую эмблему - кубок и змею Асклепия.

Население Рима относилась к врачам неоднозначно. Неприятие вызывалось прежде всего самим принципом работы за плату (как актер или ремесленник). Во-вторых, они имели право пользоваться ядами. И вовлеченные порой в дворцовые интриги, они давали обиль­ную пищу для сплетен и поводы для скандалов. По версии Та­цита, именно придворный врач спровоцировал смерть Клавдия. В-третьих, склонность некоторых врачей назначать исключительно дорогостоящие микстуры, разоблачения псевдоцелителей, посягающих на высокие гонорары, еще более убавляли авторитет врачебной про­фессии. И врачи все чаще становятся героями анекдотов, которые об­легчают людям путь на тот свет.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: