Обучение слепому методу печатания. Десятипальцевый слепой метод печати на компьютере

В настоящее время почти каждому человеку будет полезно научиться быстро печатать на клавиатуре. Это поможет, прежде всего, в работе, поскольку компьютерами оснащены практически все рабочие места. Освоить приемы быстрой печати можно самостоятельно, достаточно лишь следовать определенным указаниям. Под быстрой печатью здесь подразумевается «слепая» печать, то есть способ, при котором человек при наборе текста не смотрит на клавиатуру.

Недостатков после обучения слепой печатью не будет никаких. Вы потратите свое время, тренируясь правильно набирать текст, но после усвоения материала останется только пожинать плоды. Профессий, где требуется навык быстрого набора текста, множество. Но даже если вам по работе и не требуется высокая скорость набора текста, этот навык в любом случае станет вашим преимуществом.

После обучения данной технике появится навык ритмичного ввода текста. Также возрастет удовольствие от выполненной работы, поскольку вы станете меньше уставать от клавиатуры.

Кроме того, возможно, ваши глаза станут меньше уставать, ведь перевод взгляда с монитора на кнопки может утомлять.

Известно, что слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре разработал в 1988 году американский судебный стенографист Франк Эдгар Макгуррин. До него при печати на печатных машинках люди использовали зрячий восьмипальцевый метод.

Эдгар Макгуррин на практике доказал превосходство своей разработки. И вот уже более века обучение быстрой печати для секретарей и других профессий, которым нужен быстрый набор текста, проходит по придуманной им технике, позволившей значительно повысить производительность труда.

Основные правила быстрой печати

Современная клавиатура спроектирована специально для десятипальцевого метода. При этом за каждой клавишей «закреплен» определенный палец.

Первоначально пальцы располагаются следующим образом:

  • левая рука: мизинец - над «Ф», безымянный - над «Ы», средний - «В», а указательный - над «А»;
  • правая рука: указательный над - «О», средний - над «Л», безымянный - над клавишей «Д», мизинец - над буквой «Ж»;
  • большие пальцы находятся над «пробелом».

На картинке приведена цветовая схема закрепления пальцев за клавишами. Чтобы вы могли вслепую контролировать расположение своих рук, на клавишах «О» и «А» расположены небольшие выступы, которые вы можете почувствовать пальцами.

Необходимо проработать каждый палец, чтобы закрепить за ним автоматические действия. Например, сначала вслепую отрабатываем нажатия левого мизинца по всем «его» клавишам, затем правого мизинца и т.д.

Для пробела используется следующее правило: его нажимаем большим пальцем руки, не использованной при предыдущем нажатии клавиши.

При ударе по клавише должен работать не только палец, но и вся кисть. Кисть после каждого удара возвращается в исходное положение. Таким образом, процесс печати состоит из отрывистых ритмичных ударов. Если вы обращали внимание на работу профессиональных секретарш, например, в каком-нибудь старом фильме, то, скорее всего, она печатала именно так.

Хорошенько поупражняться вы сможете на специальных тренажерах, перечень которых приведен в конце статьи.

Упражнения

Попробуйте запомнить расположение клавиш на клавиатуре, а затем записать их в правильном порядке на листе бумаги. Для простоты попробуйте запоминать какой-нибудь 1 ряд клавиатуры.

Попробуйте, не глядя на клавиатуру поочередно набрать все буквы алфавита от «А» до «Я». Используйте при этом описанный выше десятипальцевый метод.

Улучшить скорость печати помогут следующие советы:

  • Более удобной и эргономичной считается изогнутая или как бы переломленная по центру клавиатура. Такое расположение клавиш позволит вашим рукам и пальцам меньше уставать.
  • Следите за осанкой и позой. Спина должна быть прямой, руки опущены и расслаблены, и находятся примерно посередине живота (не на уровне пупка или груди).
  • Практикуйтесь. Скорость получения результата зависит от объема тренировок.
  • Не пытайтесь упростить работу: не смотрите на клавиатуру и используйте все десять пальцев.

Клавиатурные тренажеры

Существует несколько бесплатных клавиатурных тренажеров, которые помогут овладеть быстрой печатью при помощи слепого метода.

А вы знаете, почему буквы на клавиатуре стоят именно в таком порядке?

QWERTY-раскладку придумали в 1890-х. Сначала буквы стояли в алфавитном порядке, но Кристофер Шоулз (Christopher Sholes) экспериментировал до тех пор, пока не разнес буквы так, чтобы самые распространенные пары не стояли рядом. Дело в том, что механические рычаги просто не выдерживали скорость набора – одна литера не успевала стукнуть по бумаге и отвалиться, как ее настигала вторая литера и рычаги сцеплялись. Те, кто печатал на механической пишущей машинке, знают – если увлечься, можно настучать 3-5 клавиш в один узел, который потом сложно распутать.

Альтернативная история гораздо интереснее: раскладку QWERTY придумали специально неудобной – чтобы замедлить скорость печати и избежать сцепления литер.

QWERTY – не единственная раскладка, как и ФЫВА/ОЛДЖ, но монополия Ремингтона в свое время не оставила шансов другим изобретателям, а в СССР стандартизация рулила всем, так что даже вопрос не стоял об альтернативе.

Тем, кто освоил 10-пальцевый метод, можно завидовать. При наборе используются почти все пальцы, смотреть на клавиатуру не нужно – маркировка клавиш может вообще отсутствовать. Самый, пожалуй, большой и неочевидный плюс – механическая память . Ошибку в наборе вы чувствуете кончиками пальцев, а не замечаете на экране.

Свою историю рассказывает Анна Линнден , веб-райтер, который занимается любимым делом.

Признаюсь откровенно: я, к стыду своему, еще пару лет после окончания университета печатала двумя пальцами. Даже тексты для журнала набирала медленно и старательно, не отрывая взгляда от клавиатуры. К счастью, однажды мне пришло в голову, что стоит все-таки обучиться слепому методу печати. Сейчас моя скорость набора составляет 370-450 знаков в минуту в зависимости от сложности текста (увы, я спотыкаюсь на словах вроде «оберштурмбаннфюрер »). Раньше была 170-200. Большая разница, согласитесь. Работать стало намного легче.

«СОЛО на клавиатуре»: начало, продолжение, кошмар

Знаю, что есть огромное количество сайтов, где можно научиться быстро печатать онлайн, однако не могу порекомендовать их, поскольку сама ими не пользовалась. Я начинала обучение с программы «СОЛО на клавиатуре», поэтому расскажу именно о ней.

Она научит вас основам. Вы поймете, как правильно ставить пальцы, усвоите принципы слепого метода печати. Ваш мозг запомнит, куда и какой палец нужно отправить, чтобы нажать нужную клавишу.

Вы сможете думать о том, что хотите напечатать, а не о том, как это нужно делать.

А теперь несколько советов от неблагодарной ученицы Шахиджаняна (автора «СОЛО на клавиатуре»):

  • Внимательно читайте только те вступления к урокам, где есть полезная информация по делу. Все рассуждения о том, как вам нужно жить, сразу пропускайте. Их будет предостаточно, так что вы сэкономите много времени.
  • Не гонитесь за скоростью. Задача «СОЛО» – научить вас набирать текст правильно. О том, как печатать быстро и без ошибок, мы поговорим чуть позже.
  • Не старайтесь выполнить все задания на пятерку. Любая оценка подойдет, лишь бы пройти дальше. Почему я даю вам такой «вредный» совет? Да потому что в «СОЛО» столько повторений, что у вас будет много шансов усвоить свои ошибки. Зато время сэкономите, не переделывая одно и то же упражнение по сто раз.
  • Не проходите «СОЛО» до конца, если у вас нет ни сил, ни желания это делать. Иначе рискуете отправиться в больницу с нервным срывом. По моим наблюдениям, достаточно дойти до 80-85 упражнения и доучиваться по другой программе.
  • Если замечаете, что стали делать много ошибок или не можете пройти одно упражнение даже с пятого раза, заканчивайте занятие и отдыхайте.

Помимо нравоучений вам предложат анекдоты и биографию коллег Шахиджаняна

Я не зря советую не проходить программу до конца . Конечно, вас будут соблазнять сертификатом. Вот только этот сертификат докажет работодателю лишь то, что вы – самый стрессоустойчивый из всех кандидатов на должность. Это потому что при выполнении упражнений каждая ошибка будет засчитываться. Исчерпали лимит ошибок – все, game over, пишите заново. После пятого повтора вас начнет трясти. После десятого захотите разбить клавиатуру об стену. Выполнить все 100 упражнений будет ой как непросто, уж поверьте.

Проблема «СОЛО» заключается не только в методах обучения, но и в текстах, которые приходится набирать.

Вас заставят письменно признаться, что вы будете делать зарядку и бросите вредные привычки, что заплатите за программу, если скачали ее бесплатно с торрента, что Шахиджанян – ваш наставник, а вы – его смиренный ученик. Даже заставят пообещать, что вы будете рекомендовать программу друзьям. Ладно хоть кровью расписаться не требуют.

Набор таких текстов вызывал нервный тик у всех моих знакомых, которые проходили «СОЛО на клавиатуре». Тут даже самый спокойный человек может выйти из себя.

За 2-3 недели мучений вы получите ценные навыки и в результате сможете освоить слепой метод печати.

Набирать текст быстро сразу после прохождения тренажера вряд ли сможете – это будет чуть позже, когда вы немного попрактикуетесь.

Stamina: обучение слепому методу печати «для продолжающих»

Когда обучитесь основам на «СОЛО», смело переходите к программе Stamina.

Это – ваша награда.

Никаких повторяющихся упражнений и ошибок, из-за которых нельзя перейти на следующий этап. Никаких глупых текстов – напротив, автор Стамины подобрал шикарные фразы, которые приятно набирать. В дополнение – приятная музыка (ее можно менять), забавные звуковые эффекты (есть даже режим «с цензурой»), большое количество полезных материалов и возможность изучить альтернативный вариант постановки пальцев ЫВАМ ТОЛД. При этом программа полностью бесплатная – качайте и пользуйтесь на здоровье. Будет весело.

Еще один плюс Stamina – возможность выбирать упражнения, которые вам нужны. Программа не блокирует доступ к разным режимам тренировок – вы можете пропускать одни задания и проходить другие по 10 раз. Очень удобно!

Благодаря Stamina можно значительно увеличить скорость печати и избавиться от опечаток. Со временем вы будете пользоваться программой все реже – все-таки работа копирайтера дает необходимую практику.

«Клавогонки»: оттачиваем мастерство

А теперь предложение для тех, кому практики все же не хватает. Сыграйте в «Клавогонки»!

Суть игры: чем быстрее вы набираете текст, тем быстрее передвигается по экрану ваша «машинка». Цель – обогнать соперников и прийти к финишу первым. Отличное развлечение, которое вдобавок помогает увеличить скорость печати. Насколько? Вот таблица для мотивации:

Совет первый . Если есть возможность, начните с одиночного заезда. Т.е. переходите по вкладке «Быстрый старт» и не ждите других участников, а сразу нажимайте «Начать игру». Это поможет разогреться, немного привыкнуть к тренажеру. Кроме того, соревновательный элемент не будет отвлекать вас, заставляя волноваться, сбиваться и делать одну опечатку за другой.

Подкреплю это личным примером. Мои результаты в одиночном заезде – 360 знаков, 4 ошибки. В соревновательном – 214 знаков, 12 ошибок. При наборе в привычном и любимом окошке Стамины – 450 знаков, 2 ошибки. Показательно.

Совет второй . Пользуйтесь разными функциями сервиса. Особое внимание уделите вкладке «Посмотреть ошибки», которая появится после окончания гонки. Там вы увидите допущенные опечатки и проблемные буквосочетания, которые стоит отработать, чтобы повысить скорость печати.

Все мы помним старые фильмы, где частенько показывали компьютерных гениев, которые умудрялись одновременно быстро печатать, смотря в монитор, разговаривать с главным героем и прихлебывать кофе. Тогда это казалось не очень возможным, однако же, на самом деле это не так. Слепой десятипальцевый метод печати существует уже много лет! Так как же быстро научиться этому чудесному методу?

Существует огромное количество программ-тренажеров для обучения слепому десятипальцевому методу, как платных, так и бесплатных: Stamina, Клавиатурный тренажер АК, Соло на Клавиатуре и многие другие. Кроме программ существуют еще онлайн-тренажеры слепой печати, например, сайт ВСЕ10 или сервис Ergosolo . Принцип их работы тот же, что и в обычных программах, только перенесен в Ваш браузер. Все это уже дает хороший багаж для старта по сравнению с недавним временем, когда слепой печати учились по книгам (например, Соло на Машинке, первая книга создателя Соло на Клавиатуре)! Однако, прежде чем приступать к обучению, следует узнать несколько простых правил.

Правило №1: следите за осанкой

И не надо удивляться.– первый инструмент поднятия производительности при печати! Запомните, что сидеть надо так, чтобы спина была прямой и опиралась на спинку стула, бедра были под углом 90 градусов от торса, так же, как и голень относительно бедер. Руки должны быть согнуты под тем же углом, а голова находиться напротив монитора на расстоянии 40-70 сантиметров от него. Разумеется, для этих целей лучше подобрать себе удобный стул с подлокотниками.

Правило №2: долой помехи!

Вам не должна мешать ни одна мелочь : длинные ногти, рукава, мусор на рабочем столе, чашки, ручки… Все, что будет Вам мешать сидеть и печатать правильно, Вы должны устранить, тогда Вы сможете сконцентрироваться на мышечном запоминании клавиатуры.

Правило №3: ищем выступы

Все видели эти картинки с цветными пальцами и обозначением их места на клавиатуре. А максимально удобно во все эти позиции приходить из основной: ФЫВА-ОЛДЖ . Собственно, первое, чему стоит научиться в десятипальцевом методе – это ставить указательные пальцы на буквы А для левой руки и О для правой. Найти их вслепую труда не составит: на всех клавиатурах на этих клавишах есть небольшие, но ощутимые выступы. Из этой позиции очень удобно нажимать любую клавишу ближайшим к ней пальцем, к тому же, на этой строке клавиатуры располагаются самые часто используемые буквы алфавита!

Правило №4: точные позиции

Старайтесь при обучении, чтобы каждый палец знал свое место : не стоит учиться нажимать клавишу «не ее» пальцем, даже если это кажется удобным сейчас. Эргономику современной клавиатуры, на самом деле, затачивали именно под десятипальцевый метод печати, так что для быстрого результата лучше делать все по инструкции. После каждого нажатия на клавишу следует возвращаться в исходное положение ФЫВА-ОЛДЖ. Пробел должен нажимать большой палец руки, противоположной той, что ставила букву перед ним. То же самое и про клавишу Shift: ее нажимает мизинец руки, противоположной «рабочей».

Правило №5: не подглядывать!

Когда Вы будете учиться десятипальцевому методу на тренажерах, этот навык частично приобретется, однако же для печати вслепую этого недостаточно! Вы должны соотносить мышечное усилие и положение каждого из Ваших пальцев с той буквой, которая появляется на экране, не глядя на клавиатуру, в этом то и состоит весь принцип! Пальцы сами станут тянуться к нужным буквам по мере отработки этого навыка.

Правило №6: учитесь отдыхать

Поскольку для десятипальцевого метода используется мышечная память , то принцип здесь должен быть как в физических тренировках: мышцы после «заучивания» , поэтому, поработав с печатью 30-45 минут, сделайте перерыв, отвлекитесь от монитора. Это же правило поможет Вам лучше концентрироваться, если Вы устали, раздражены, делаете ошибки по невнимательности.

Правило №7: не торопитесь

Скорость Вы всегда успеете развить! Важно сначала натренировать мышечную память для повышения качества печати , а скорость придет со временем!

На просторах Рунета много различных видео с уроками по слепой печати. На самом деле, они почти все повторяют то, что Вам расскажет любой тренажер слепой печати. Поэтому вот Вам просто познавательное видео для закрепления информации:

Заключение

Многие утверждают, что научились более-менее сносно печатать вслепую всего за пару месяцев, а навык этот помогает им в работе уже долгие годы! Попробуйте и Вы научиться слепому десятипальцевому методу печати, применив 7 простых правил для повышения своей продуктивности!

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

Здравствуйте, коллеги! Вам знакомы выражения «фыва» и «олдж»? Если нет, то дальше я расскажу как научиться быстро печатать и при этом смотреть только на монитор, не переводя взгляд на клавиатуру. Расскажу про онлайн сервисы которые использую сам и про фишки, помогающие ускорить процесс. Поехали!

Многие могут признаться, что печатают на клавиатуре гораздо чаще, чем пишут авторучкой на бумаге. Компьютеры вошли в нашу жизнь прочно, отсутствие коих может осложнить даже быт и досуг, не говоря уж о работе, связанной с обработкой информации. Вопрос о возможности быстрого печатания сегодня встает перед людьми чаще, чем это можно было предположить лет пять назад.

Еще учась в школе я ходил на курсы скоропечатания, это был год 2001. Мы обучались на печатных машинках и бумаге, так преподаватель могла отследить все наши ошибки. Сейчас же можно обучится быстрому печатанию самостоятельно, нее прибегая к тренингам, не тратя деньги и время на поездку.

Но для этого необходимо не только запомнить расположение символов на клавиатуре, но и принять несколько условий:

  • Регулярность занятий . Печатание вслепую (именно этот метод считается наиболее быстрым и эффективным) подразумевает работу с мышечной памятью. Мышечная память развивается через множество повторений. Минимальный срок для прочной (до автоматизма) «записи» в мышечную память учеными считается срок в 40 дней. Если будете регулярно выполнять занятия на протяжении данного периода, то умение быстро печатать останется с вами на всю жизнь;
  • Положение тела и рук . Часто этот момент опускают, полагая, что обучающие печатанию ратуют его из-за недопущения искривления позвоночника. Здоровье важно, но существуют и другие причины. Главная причина – рациональность.

Прямая осанка (ровный позвоночник) – это максимальная скорость взаимодействия между конечностями (в нашем случае пальцами рук) и головным мозгом. Другая причина – подключение к работе периферийного зрения, сигналы которого, минуя аналитический центр мозга, создают экспресс-мост между пальцами и центральной нервной системой.

Локти при работе на клавиатуре находятся в «подвешенном» состоянии, гарантируя большую степень свободы для кистей и пальцев рук.

Нужно запомнить начальное положение пальцев на клавиатуре, а при дальнейших занятиях соблюдать «зону влияния» для каждого пальца, даже если поначалу кажется, что на ту или иную клавишу проще нажать другим пальцем, а не тем, которым рекомендуется при занятиях. Система печатания отработана на протяжения многих десятков лет, рациональность положения и использования пальцев тщательно изучена. Как только пальцы приучатся работать «как надо», все ощущения неудобства исчезнут без остатка.

Позиция пальцев на клавиатуре: «фыва» и «олдж»

Часто задаваемый вопрос: «почему буквы на клавиатуре располагаются не по алфавиту?». Если буквы расположить по алфавиту, то их можно быстрее отыскать, так? Но не все так просто.

Главным критерием расположения букв на клавиатуре стала частотность использования буквы. Буква «а», например, используется при печатании чаще, чем буква «ъ», поэтому «а» поместили под зону указательного пальца, с которым мы управляемся увереннее, чем с мизинцем (недаром новички начинают печатать с двухпальцевого метода, используя только указательные пальцы).

Поэтому к центру клавиатуры (зона для указательных пальцев) собраны наиболее часто используемые буквы, а к периферии – те, что печатаются реже.

Начальное положение пальцев. Коснитесь клавиш, на которых изображены русские символы «а» и «о». На этих клавишах есть рельефные отметины. Это «стартовые» клавиши. Они нужны для того, чтобы можно было, не глядя на клавиатуру, отыскать правильное положение пальцев.

Нужно научится находить «стартовые» клавиши так же уверенно, как с закрытыми глазами обнаруживаем пальцем собственный кончик носа. А вырабатывается это умение так: смотрим в верхнюю часть монитора, а указательными пальцами пытаемся сразу поставить на клавиши «а» и «о». Десять удачных попыток подряд из десяти возможных – и можно переходить к следующему упражнению.

Пальцы левой руки при стартовом положении занимают клавиши: «а» (указательный), «в» (средний), «ы» (безымянный), «ф» (мизинец).

Пальцы правой руки при стартовом положении занимают клавиши: «о» (указательный), «л» (средний), «д» (безымянный) и «ж» (мизинец).

Разделение клавиш по пальцам

У каждого пальца на клавиатуре есть своя «зона влияния», которую нужно соблюдать и добиваться того, что бы пальцы не нарушали «суверенитет» друг у друга. Достигается это упорными упражнениями.

Меньше всего «делить» между собой приходится большим пальцам: большой палец левой руки «владеет» клавишами «пробел» и «Alt» (слева), а большой палец правой руки работает с клавишами «пробел» и «Alt» (справа). Больше соблазна «нарушить суверенитет» случается у «уверенных» пальцев – указательного и среднего, которые так и тянутся к клавишам мизинца и безымянного.

Отработка того, чтобы палец не перескакивал на клавишу другого пальца, проводится чередой печатания тренировочных слов и предложений, в которые входят буквы соседствующих зон.

Удар по клавише

Распространённая ошибка новичка: сильный удар по клавише. Возможно, что на механических пишущих машинках сила удара и имеет какое-то значение, но на электронных устройствах удар вполне можно заменить простым нажатием на клавишу. Для смыкания контакта под клавиатурой не нужно особой силы.

Сильные удары приводят не только к быстрой усталости при печатании, но и весьма замедляют сам процесс.

Для того, чтобы снять с пальцев основную нагрузку можно использовать правило: нажатие проводится подушечкой пальца, причем в нажатии участвует не столько мускульная сила пальца, сколько вес кисти. Кисть напоминает многоножку, которая перешагивает (или перепрыгивает) пальцами с одной клавиши на другую.

Ритм печатания слепым методом

Наработка ритма – это еще один секрет для быстрого и безошибочного набора текста не клавиатуре. Но к работе с ритмом нужно переходить только тогда, когда пройдены все предыдущие упражнения. Пальцы должны точно и уверенно знать собственные клавиши (Вспоминаем «фыва» и «олдж»).

Начинать упражняться с ритмом нужно с медленного темпа. Главная задача при этом – достичь безошибочности при наборе текста при заданном (ровном) ритме. С учетом роста мастерства увеличивается и скорость темпа при печатании, но всегда остается критерий качества – это ровность ритма (без ускорения и замедления) и точность попадания пальцев по собственным клавишам.

Многие творческие люди, когда долгий процесс постижения скоропечатания позади, словно отпускают ритм «на волю», и он начинает «вести» их воображение, проясняет аналитические решения, задает темп работы в целом.

  • Основная ошибка при усвоении быстрого печатания – это нерегулярность. Лучшее условиеежедневные упражнения до достижения желаемого мастерства;
  • Задается слишком быстрый темп занятиям. Утомляемость накапливается изо дня в день. Лучше выполнять по одному упражнению, но каждый день, чем мучить себя десятком упражнений за день. Часто бросают занятия только потому, что устали, а результат в итоге меньше ожидаемого;
  • Задается слишком медленный темп занятиям. Упражнения должны чуть-чуть напрягать, заставлять добиваться новых достижений. Расслабленное выполнение не ведет к развитию. Занятие превращается в бесполезное времяпровождение.

Как вы поняли, из школьных курсов по скоропечатанию я ничего не извлек, все со временем забыл, потому что не было должной практики. Печатать десятипальцевым методом я учился повторно, уже осознанно с помощью сервисов в интернете. Вот они:

  • Все10 (адрес: vse10.ru) — со статистикой и последовательными уроками. Рекомендую новичкам;
  • Клавогонки (адрес: klavogonki.ru) — место для тренировок, есть несколько разных режимов.

Уделяя в день по 10-15 минут уже через месяц вы заметите результат, а еще 2 месяца регулярных тренировок помогут вам научиться печатать на клавиатуре так быстро, что вы забудете свой старый метод. Удачи в начинаниях!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: