Плакаты чем птицы отличаются от животных. Чем птицы отличаются от других животных? Сравнительная характеристика животных и птиц

К классу птицы относятся теплокровные позвоночные животные, приспособленные к полету. Птицы - высокоорганизованные позвоночные, широко распространенные на Земле. Общее число видов более 8500.

От всех других животных птицы отличаются многими особенностями строения и биологии, связанными с полетом. Важный признак птиц - перьевой покров . Из перьев строится их летательный аппарат, с ними связаны многие жизненно важные процессы этих животных. Перья различны по строению и функциям. Лежащие снаружи перья с широкими и плотными пластинками называются контурными . Под ними расположены пуховые перья.

Основная часть контурного пера - длинный ствол. Толстый конец ствола, входящий в кожу, называется очин (его очиняли, когда писали перьями), выше очина ствол не имеет внутри полости, он называется стержнем , к которому прикрепляется опахало - широкая пластинка пера, образующая летательную поверхность. Каждая половинка опахала состоит из тонких роговых пластинок - бородок , от каждой из них отходят еще более тонкие отростки - бородочки , заканчивающиеся крючочками, с помощью которых они цепляются за бородочки соседних бородок (бородки I порядка, бородки II порядка). Перо такого строения оказывает воздуху большое сопротивление, и в то же время, является очень легким, что имеет значение при полете.

Под контурными перьями расположены пуховые перья , бородки которых не имеют крючочков и не соединяются друг с другом. Поэтому пуховые перья всегда «распушенные» и очень легкие. Между ними сохраняется воздух, отличающийся плохой теплопроводностью, благодаря чему тело птицы очень хорошо защищено от потерь тепла. Таким образом, перья служат не только для полета, но н для терморегуляции.

Контурные перья образуют летательную поверхность крыла, поэтому их называют маховыми . Роль руля у птицы выполняют длинные контурные перья, которые называются рулевыми .

При той большой работе, которую выполняют перья, они быстро снашиваются, с чем связано у птиц явление линьки (2-3 раза в год). Особенно болезненно проходит линька у гусей и уток, так как при этом у них выпадают сразу все маховые перья. Тогда птицы становятся совершенно беспомощными и нуждаются в особой охране их от браконьеров.

Голова у птиц маленькая и легкая, жевательные мышцы сильно уменьшены: челюсти тонкие, одеты легкими роговыми чехлами, образовав клюв . Подвижность головы обеспечивает развитая шея. Туловище плотное, обтекаемой формы. Передние конечности превратились в органы полета - крылья . Задние конечности у большинства птиц небольшие, в полете прижимаются к туловищу. Многие птицы на задних конечностях имеют по четыре пальца: три обращены вперед, а четвертый - назад (цевка ).

Трубчатые кости птиц, в отличие от других наземных позвоночных, не содержат костного мозга и заполнены воздухом. Они легки и очень прозрачны. Даже плотные и крепкие кости черепа птиц тонки и легки, срастаясь между собой, образуют очень прочный череп. Уменьшению массы скелета способствуют укорочение хвостового отдела позвоночника, отсутствие ряда костей. Таким образом, скелет птиц очень прочный и в то же время исключительно легкий. Кроме того, в скелете есть и другие приспособления к полету: поясничные и крестцовые позвонки прочно соединены, являясь опорой туловищу. К грудным позвонкам прикрепляются ребра, которые соединяются с брюшной стороны с грудиной, образуя грудную клетку. На грудине имеется большой выступ - киль , к нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крыло. В черепе птиц различают крупную округлую мозговую коробку с большими глазницами и вытянутыми костями челюстей, лишенными зубов.

Кожа у птиц сухая. У основания рулевых перьев почти у всех птиц располагается копчиковая железа , выделяющая маслянистую жидкость. Птица смазывает ею перья, что предохраняет их от намокания и делает эластичными. Расположение мышц в организме птицы своеобразно: на спинной стороне их почти нет, основная масса находится на брюшной стороне и особенно сильно развиты грудные мышцы, а также мышцы голени и бедра.

В связи с отсутствием зубов у птиц имеется ряд особенностей в строении и работе органов пищеварения. Пищевод птиц образует выпячивание — зоб , где постепенно накапливается пища, здесь же она увлажняется и размягчается и затем поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускулистого . В железистом пища перерабатывается химически, под действием желудочного сока. В мускулистом отделе у птиц имеются мелкие камешки, которыми пища перетирается, размельчается и еще больше растворяется. Далее пища обрабатывается желчью печени и соком поджелудочной железы и, всасываясь стенками короткого кишечника, усваивается. Пищеварение проходит у птиц быстро, непереваренные остатки пищи не задерживаются в задней кишке и выбрасываются наружу. Все это имеет большое значение при полете.

Органы дыхания у птиц . Легкие птиц отличаются от мешкообразных легких земноводных и от ячеистых легких пресмыкающихся. Легкие птиц имеют губчатое строение. Входящие в них бронхи многократно ветвятся. Ряд разветвлений бронхов оканчивается в полости легких, а некоторые, выходя из них, расширяются, образуя воздушные мешки , которые расположены между мышцами, внутренними органами и в трубчатых костях. Дыхание в покое осуществляется посредством расширения и сужения грудной клетки. В полете такое дыхание невозможно. В это время оно осуществляется так: при каждом взмахе крыла воздушные мешки растягиваются и заполняются воздухом, при опускании крыльев мешки сжимаются и воздух через легкие выходит наружу. Благодаря этому воздух автоматически дважды проходит через легкие, и птицы даже при очень быстром полете не страдают от одышки.

Органы кровообращения у птиц . Сердце у птиц, в отличие от пресмыкающихся, четырехкамерное : состоит из двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит артериальную кровь, правая — венозную. Движение крови происходит, как у земноводных и пресмыкающихся, по двум кругам кровообращения. Но артериальная кровь никогда не смешивается с венозной. Благодаря этому у птиц постоянная температура тела , во многих случаях более высокая, чем у человека (40-45°C). Правда, у птенцов она колеблется, и их необходимо согревать. Птицы относятся к теплокровным животным.

Органы выделения птиц - парные почки . От них отходят мочеточники, по которым моча попадает в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует.

Головной мозг птиц , по сравнению с таковым у рыб, земноводных, пресмыкающихся, развит сильнее, особенно мозжечок , обеспечивающий координацию движений, и большие полушария , что обусловливает более сложное поведение птиц. Из органов чувств наиболее развиты органы зрения и слуха. Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя веками: верхним, нижним и мигательной перепонкой.

Орган слуха состоит из трех отделов: внутреннего , среднего и наружного слухового отверстия.

Размножение и развитие птиц

Птицы - раздельнополые. У самца развивается два семенника , у самки - один яичник . От органов размножения в клоаку тянутся выводковые трубки (два семяпровода или яйцевод). Яйца созревают постепенно и откладываются по одному через определенные промежутки времени. В отличие от пресмыкающихся, все птицы, кроме сорных кур, насиживают яйца .

Внутреннюю часть яйца составляет желток с находящимся на его поверхности зародышевым диском . Желток одет очень тонкой оболочкой и поддерживается в жидком белке двумя плотным белковыми канатиками . Подвешенный желток подвижен и располагается так, что зародышевый диск всегда находится наверху ближе к теплому телу насиживающей птицы. Подскорлуповая оболочка , одевающая белок, на тупом конце яйца расслаивается и образует небольшую воздушную камеру . Яйцо сверху покрыто известковой оболочкой , пронизанной порами, через которые осуществляется газообмен зародыша с внешней средой. Снаружи на скорлупе имеется тонкая пленка, защищающая яйцо от проникновения в него микробов.

Яйцо птицы может развиваться только при нагревании (насиживании) до температуры 38-40°C. Продолжительность насиживания у различных птиц разная: у голубя она длится 15-18 дней, у колибри - 10-12, у страусов - 55-60 дней, у других птиц - от 17 до 21 дня.

У развивающегося зародыша сначала образуются зачатки мозга и мышечных сегментов, далее обособляется громадная голова с зачатками жаберных щелей. Очень рано закладывается сердце. Конечности закладываются в виде выпячиваний, более близких к плавникам, чем к крылу и ноге. Еще через несколько дней они начинают напоминать лапки наземных низших позвоночных. Хвост закладывается коротким с самого начала, но по количеству позвонков он ближе к хвосту пресмыкающихся.

Постепенно формируются все органы. По строению они начинают становиться типичными для птиц. Наконец, израсходовав весь питательный материал яйца, птенец движением клювика, снабженного на конце крепким бугорком, продалбливает скорлупу и вылупливается.

В зависимости от уровня развития различают птенцов выводковых и птенцовых . Выводковые после вылупливания вполне развиты, могут самостоятельно передвигаться. Птенцовые - недоразвитые, голые, слепые, беспомощные, лишь слегка покрыты пухом. Их кормят родители до тех пор, пока они не станут самостоятельными.

Кроме того, ряд птиц проявляют особую заботу о птенцах. Это и подбор мест для гнездования, его обустройство, маскирование, насиживание яиц, обогревание и вскармливание птенцов, очистка гнезда и т. д. Существуют и другие формы заботы. Например, известно, что кукушка откладывает яйцо в гнезда других птиц, и хотя сама не насиживает яиц, но проявляет заботу о будущем птенце: смотрит за тем, чтобы хозяин гнезда не заметил подкидыша и не выбросил его из гнезда. Как правило, в гнезде кукушонок вылупливается первым и начинает сам о себе заботиться: выбрасывает оставшиеся яйца из гнезда или даже птенцов, обеспечивая себе полноценное питание до вылета из гнезда. Забота птиц проявляется и в том, что взрослые птицы в случае опасности подают сигнал тревоги птенцам, или же самка отвлекает «посягателя» на гнездо различными маневрами, притворяясь раненой, бьет крыльями по земле и другими способами.

Людмила Вяткина
Конспект НОД «Поговорим о птицах» (подготовительная группа)

Цели занятия :

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего города ;

Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие) ;

Учить отличать птиц от других животных ;

Обогащать и активизировать речь детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами на прогулке ;

Рассматривание иллюстрации с птицами ;

Разучивание подвижной игры «Птицелов » ;

Чтение художественной литературы о птицах .

Оборудование :

Демонстрационный материал «Птицы » ;

Модели – схемы для сравнения птиц с другими животными ;

Несколько перьев птиц ;

Ножницы, стаканчики с водой;

Карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы ;

Кормушки и различный корм для птиц .

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети : (перечисляют признаки осени) .

Воспитатель : почему стало мало птиц ?

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных ?

Дети : (отвечают, опираясь на модели – схемы) .

Воспитатель : каких птиц вы знаете ?

Дети : (перечисляют птиц ) .

Воспитатель : куда улетают птицы осенью ?

Дети : на юг.

Воспитатель : как называются птицы , которые улетели на юг?

Дети : перелетные птицы .

Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Дети : о перелетных.

Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц ?

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания ребята, до радостной встречи весной! Мы обязательно к вам вернемся!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель : Что не правильно?

Дети : мухи.

Воспитатель : А мухи – это кто?

Дети : насекомые.

Воспитатель : вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(дети хлопают)

Воспитатель : начинаем снова…

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель : один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы . Продолжаем…

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель : что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель : Ребята, а еще у всех птичек есть перышки, каждое перо имеет стержень, и если мы положим перышки на стол и на них подует ветерок, что случится?

Дети : перья полетят, они легкие.

Воспитатель : если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Дети : чтобы летать.

Воспитатель : для чего им нужны маленькие перышки?

Дети : для тепла.

Воспитатель : теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети : перья разные по цвету. Они украшают птиц .

Воспитатель : часто можно встретить очень красивых птиц .

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением )

Воспитатель : вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов » .

Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом . Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель : не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети : зимующие, оседлые.

Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц ?

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц , а где солнышко – перелетных.

(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)

Воспитатель : молодцы, ребята, с заданием справились.

А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Дети : (высказываются) .

Воспитатель : как можно проявить о них заботу зимой?

Дети : …

Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Дети : …

Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Воспитатель : но прежде чем это сделать напомните мне кто же из птиц остается на зимовку в нашей республике?

Дети : …

Воспитатель : каких вы запомнили перелетных птиц ?

Дети : …

Воспитатель : чем птицы отличаются от других животных?

Дети : …

Воспитатель : для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Дети : …

Воспитатель : спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Вот вам кормушка и корм, кормите и берегите птиц .


Птица отличается от других животных строением пищеварительной системы, большей интенсивностью обменных процессов. Это связано с ее высокими скороспелостью и продуктивностью. За первые 50 сут жизни средняя масса мясных цыплят и утят по сравнению с массой при рождении увеличивается в 40 раз, гусят - в 35 раз.
У птицы в ротовой полости отсутствуют зубы, пищу она захватывает клювом и проглатывает целиком. У уток и гусей по краю клюва расположены поперечные кожные пластинки, которые помогают отрывать траву и отделять из жидкого корма твердые частицы.
Из ротовой полости корм, лишь слегка смачиваясь слюной, поступает в пищевод. У зерноядных птиц пищевод перед входом в грудную полость расширяется, образуя зоб. У гусей и уток на месте зоба имеется небольшое расширение пищевода. Попадая в зоб, корм под действием влаги и температуры набухает, размягчается, в результате часть питательных веществ переходит в растворимое состояние. Из зоба пища постепенно переходит в небольшой по объему железистый желудок и подвергается воздействию фермента пепсина и соляной кислоты. Затем она поступает в мышечный желудок, где с помощью твердой роговой оболочки и гравия основательно перетирается и смешивается с желудочным соком, поступившим из железистого желудка. Из мышечного желудка пища поступает в кишечник, где переваривается в слабокислой среде.
Пищеварение у птицы протекает значительно быстрее, чем у других животных. Например, у цыплят корм проходит через пищеварительный канал за 4-5 ч, у взрослой птицы -за 7-8 ч. Дольше задерживается в пищеварительном канале и подвергается воздействию ферментов цельное и грубо измельченное зерно. Значительно большую скорость прохождения и переваримость имеют мучнистые корма. Эту особенность пищеварения птицы учитывают при приготовлении комбинированных кормов, где все зерновые корма для лучшего смешивания сначала измельчают, а затем готовую смесь гранулируют. Диаметр гранул для взрослой птицы примерно равен размеру зерна пшеницы. Молодняку птицы гранулы предварительно измельчают и скармливают в виде крупки.
Птица хуже других видов животных переваривает клетчатку и органические вещества кормов. У кур коэффициенты переваримости клетчатки разных кормов колеблются от 0 до 20-25 %. Безазотистые экстрактивные вещества из кормов с низким содержанием клетчатки (3-5 %) куры переваривают на 80-90 %, а с высоким содержанием клетчатки (20-30 %) - лишь на 25-34 %. Гуси переваривают клетчатку зерна овса только на 10-12%. По действующим нормам предельное содержание клетчатки в рационах кур-несушек и цыплят не должно превышать 4-7 %, а в рационах индеек и гусей - 6-10 %. При недостатке клетчатки в рационах нарушается пищеварение, снижается продуктивность, что может явиться причиной расклева и гибели птицы.
В пищеварительном тракте птицы сложные органические вещества расщепляются до более простых соединений: белки до аминокислот, углеводы до моносахаридов, жиры до глицерина и жирных кислот. Всасываясь в кровь, эти вещества разносятся по всем органам и тканям тела, используются для создания новых и восстановления старых клеток, образования пищеварительных соков, синтеза ферментов, гормонов, витаминов. Одновременно с этим в организме постоянно происходит расщепление и окисление сложных органических веществ. Освобождающаяся энергия используется на поддержание температуры тела, работу мышц, синтез новых соединений.
Интенсивность обмена веществ зависит от физиологического состояния, возраста и продуктивности птицы, а также от количества и соотношения элементов питания, поступающих в организм. Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы птица ежедневно потребляла определенное количество воды, протеина, жира, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Обмен веществ в организме птицы протекает с использованием энергии, которая поступает с кормом. Продуктивность птицы на 40-50 % зависит от обеспеченности ее энергией. В птицеводстве энергетическую питательность кормов, кормосмесей выражают в мегаджоулях и килокалориях обменной энергии.
Обменная энергия - показатель энергетической ценности кормов и обеспеченности птицы энергией за счет питательных веществ рациона в зависимости от видовых различий и физиологического состояния.
В кормлении птицы выявлена определенная взаимосвязь между уровнем обменной энергии и сырого протеина в рационе. При недостатке обменной энергии сырой протеин используется организмом на энергетические цели, что сопровождается увеличением потребления и расхода корма на единицу продукции. При избытке обменной энергии в организме птицы происходит интенсивное отложение жира. Особенно нежелателен избыток энергии в кормах для ремонтного молодняка и кур мясных линии, так как при этом наблюдаются быстрое ожирение и резкое снижение яйценоскости взрослой птицы.
Соотношение обменной энергии и протеина в рационе птицы - энергопротеиновое отношение (ЭПО) показывает, сколько обменной энергии приходится на каждый процент сырого протеина. В 1 кг корма при оптимальном энергопротеиновом отношении обеспечиваются высокая яйценоскость кур в течение всего продуктивного периода и интенсивный рост молодняка.
Протеин оказывает большое влияние на здоровье, продуктивность птицы и качество продукции. Потребность в протеине зависит от физиологического состояния, условий кормления и содержания птицы. Как избыток, так и недостаток протеина нежелательны.
Протеиновую полноценность кормления птицы определяют не только по уровню сырого протеина, но и по содержанию аминокислот в комбикормах (см. прилож. 10). Установлено, что потребность птицы в протеине удовлетворяется на 40-45 % незаменимыми аминокислотами, а остальная часть компенсируется за счет заменимых аминокислот.
При несбалансированности по аминокислотному составу рациона может наблюдаться нарушение всасывания отдельных аминокислот. Например, метионин может тормозить всасывание лейцина и фенилаланина и наоборот. При повышении уровня лизина в рационе на 20 % резко снижается интенсивность роста цыплят и повышаются затраты корма.
В рационах птицы нормируют содержание лизина, метионина, метионина + цистина, триптофана, аргинина, гистидина, лейцина, изолейцина, фенилаланина, фенилаланина + тирозина, треонина, валина и глицина. При балансировании питательности кормосмесей по аминокислотному составу необходимо точно нормировать добавки препаратов синтетических аминокислот, так как потребность в аминокислотах зависит от уровня сырого протеина в рационе.
В действующих нормах кормления птицы потребность в обменной энергии и других веществах характеризуется содержанием их в 100 г полнорационного комбикорма (см. прилож. 11).
Потребность птицы в протеине зависит от доступности азота кормов, их аминокислотного состава, сбалансированности рациона, температуры окружающей среды и других факторов. В рационах, полноценных по аминокислотному составу, уровень протеина можно снизить на 5-10 %. Между использованием аминокислот в организме птицы и обеспеченностью рационов витаминами, особенно группы В, имеется тесная взаимосвязь. При недостатке витаминов нарушается обмен веществ, замедляется рост молодняка, снижаются яйценоскость, качество яиц и мяса птицы. Для гарантированного обеспечения потребности птицы в витаминах их дополнительно вводят в комбикорма (см. прилож. 12).
Из минеральных веществ в комбикормах прежде всего учитывают количество и соотношение кальция и фосфора. При дефиците кальция в комбикорма вводят мел, известняки, ракушку. Источниками фосфора и кальция служат костная мука, моно-, ди- и трикальцийфосфат, обесфторенный фосфат.
Балансирование рационов по натрию проводят за счет поваренной соли.
Потребность птицы в микроэлементах удовлетворяют путем гарантированных добавок марганца, цинка, железа, меди, кобальта и йода в виде солей, которые вводят в комбикорма, как правило, в составе витаминно-минеральных премиксов. В кормосмеси для птиц добавляют также специальные профилактические препараты, ферменты и антиоксиданты.

Птицы - пернатые друзья человека. Их роль в природе неоценима. Об их и охране читайте в статье.

Птицы: общая характеристика

Пернатые являются высокоорганизованными теплокровными животными. В природе насчитывается девять тысяч видов современных птиц. Характерными признаками класса являются следующие особенности:

  • Перья.
  • Жесткий клюв из роговицы.
  • Нет зубов.
  • Пара передних конечностей превращена в крылья.
  • Грудная клетка, тазовый пояс и вторая пара конечностей имеют особенное строение.
  • Сердце состоит из четырех камер.
  • Имеется воздушный мешок.
  • Птица насиживает яйца.

Птицы, общая характеристика которых представлена выше, благодаря перечисленным особенностям способны летать. Это и отличает их от других классов животных позвоночных.

Появление на земле

Происхождение птиц объясняется несколькими теориями. По одной из них предполагается проживание пернатых на деревьях. Сначала они перепрыгивали с ветки на ветку. Потом скользили, затем совершали небольшие перелеты в пределах одного дерева и наконец научились летать в открытом пространстве.

Другая теория предполагает, что происхождение птиц связано с предками пернатых, которые были рептилиями с четырьмя ногами. Эволюционируя, чешуйки становились перьями, что позволяло рептилиям совершать прыжок, пролетая небольшое расстояние. Позже животные научились летать.

Происхождение пернатых от рептилий

Опираясь на эту теорию, можно сказать, что предками птиц тоже были ползающие рептилии. Сначала их гнезда были на земле. Это привлекало хищников, которые постоянно уничтожали гнезда вместе с птенцами. Заботясь о своем потомстве, рептилии поселились в гуще ветвей деревьев. Одновременно с этим на яйцах стала образовываться твердая скорлупа. До этого они были покрыты пленкой. Вместо чешуи появились перья, которые служили источником тепла для яиц. Конечности стали длиннее и покрылись оперением.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся очевидно, как считают ученые. Предки пернатых начинают заботиться о своем потомстве: они кормят птенцов в гнезде. Для этого твердую пищу дробили на мелкие кусочки и вкладывали ее в клювики малышей. Обладая способностью летать, первобытные птицы древнего периода времени могли лучше защищаться от нападения своих врагов.

Предки - водоплавающие птицы

Происхождение птиц, согласно еще одной теории, связано с их водоплавающими собратьями. Своему существованию данная версия обязана останкам древних пернатых, которые были найдены в Китае. По мнению ученых, они были водоплавающими и жили более ста миллионов лет тому назад.

Согласно теории, птицы и динозавры жили вместе шестьдесят миллионов лет. Среди находок были перья, мышцы, перепонки. Исследуя останки, палеонтологи сделали такое заключение: предки древних птиц плавали. Чтобы добыть пищу из воды, они ныряли.

Если изучать происхождение птиц, сходства между ними и представителями других классов найти нетрудно. Оперение является самой заметной особенностью внешнего вида пернатых. У других животных перьев нет. Это отличие пернатых от других животных. следующие:

  • Пальцы ног и цевка у многих птиц покрыты чешуйками из роговицы и щитками, как у пресмыкающихся. Значит, чешуя на ногах может заменять перья. Характерно, что зачатки перьев у птиц и пресмыкающихся не отличаются. Только у птиц потом развиваются перья, а у пресмыкающихся - чешуя.
  • Исследуя происхождение птиц, особенности в сходстве которых с пресмыкающимися невероятные, ученые определили, что более заметным является челюстной аппарат. Только у птиц он превратился в клюв, а у пресмыкающихся остался прежним, как у черепах.
  • Еще один признак сходства птиц и пресмыкающихся - скелетное строение. Череп и позвоночник сочленяются только одним бугорком, расположенным в затылочной области. Тогда как у млекопитающих и амфибий в этом процессе задействованы два бугорка.
  • Расположение тазового пояса птиц и динозавров одинаковое. Это видно по скелету ископаемого. Такое расположение связано с нагрузкой на кости таза при ходьбе, так как в удержании тела задействованы только задние конечности.
  • У птиц и пресмыкающихся сердце четырехкамерное. У некоторых рептилий перегородка камер бывает неполной, и тогда артериальная и венозная кровь смешиваются. Таких пресмыкающихся называют хладнокровными. У птиц более высокая организация, по сравнению с рептилиями, они теплокровные. Это достигается устранением сосуда, который несет в аорту кровь из вены. У птиц она не смешивается с артериальной.
  • Еще одна похожая особенность - насиживание яиц. Это характерно для питонов. Они откладывают около пятнадцати яиц. Змеи сворачиваются калачиком над ними, образуя своеобразный полог.
  • Больше всего птицы похожи с пресмыкающимися эмбрионами, которые в первой стадии своего развития похожи на рыбообразные существа с хвостами и жабрами. Это делает похожим будущего птенца на других позвоночных в ранних стадиях развития.

Отличия птиц от пресмыкающихся

Когда палеонтологи изучают происхождение птиц, они сравнивают факты и находки, собранные по крупицам, и выясняют, чем птицы схожи с пресмыкающимися.

В чем их различия, читайте ниже:

  • Когда у птиц появилось первое крыло, они стали летать.
  • Температура тела пернатых не зависит от внешних условий, она всегда постоянная и высокая, тогда как рептилии засыпают на время холодов.
  • У птиц многие кости сращены, они отличаются наличием цевки.
  • У пернатых имеются воздушные мешки.
  • Птицы строят гнезда, высиживают яйца и вскармливают птенцов.

Первоптицы

В настоящее время найдены ископаемые остатки древних птиц. После тщательного исследования ученые пришли к выводу, что все они относятся к одному виду, жившему сто пятьдесят миллионов лет тому назад. Это археоптериксы, что в переводе означает «древнеперые». Их отличие от сегодняшних пернатых настолько очевидно, что археоптериксов выделили в отдельный подкласс - ящерохвостые птицы.

Мало изучены древние птицы. Общая характеристика сводится к определению внешнего вида и некоторых особенностей внутреннего скелета. Первоптица отличалась небольшим размером, примерно как современная сорока. Передними конечностями у нее были крылья, концы которых заканчивались тремя длинными пальцами с когтями. Вес костей большой, поэтому древняя птица не летала, а лишь ползала.

Место обитания - прибрежные территории морских лагун с густой растительностью. Челюсти имели зубы, а хвост - позвонки. Между археоптериксом и современными птицами никакие связи не установлены. Первоптицы не являлись прямыми предками наших птиц.

Значение и охрана птиц

Происхождение птиц имеет огромное значение в биогеоценозах. Птицы являются составной частью биологической цепочки и участвуют в круговороте живого вещества. Питанием растительноядных пернатых являются плоды, семена зеленая растительность.

Разные птицы играют разную роль. Зерноядные - поедают семена и плоды, отдельные виды - запасают их, перенося на большие расстояния. По дороге к месту хранения семена теряются. Так происходит расселение растений. Некоторые птицы обладают способностью опылять их.

Велика роль в природе Они контролируют численность популяций насекомых, поедая их. Если бы не было птиц, разрушительная деятельность насекомых была бы непоправимой.

Человек, по мере своей возможности, охраняет птиц и помогает им выжить в суровые зимы. Люди повсюду развешивают временные гнездовья. В них поселяются синицы, мухоловки, лазоревки. Зимние периоды характеризуются отсутствием природного корма для птиц. Поэтому пернатых следует подкармливать, наполняя гнездовье мелкими плодами, семенами, крошками хлеба. Отдельные птицы относятся к промысловым видам: гуси, утки, рябчики, глухари, тетерева. Их ценность для человека велика. Спортивный интерес представляют вальдшнепы, кулики, бекасы.

Из глубины веков: тело и ноги археоптерикса были покрыты длинными перьями, три с половиной сантиметра. Можно предположить, что ногами птица не размахивала. Перья достались по наследству от предков, которые жили в более древние времена и при полете использовали все четыре крыла.

Сегодня: заполняя гнездовье птиц кормом, нужно следить, чтобы соль туда не попала. Она является белым ядом для пернатых.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: