Радиус обслуживания школы и детского сада. Размещение сетей обслуживания в городе. Укажите правильное определение понятия утомления

При размещении школы в НП, учитывают следующие принципы:

*Близость к месту жительства;

*Удаленность от шоссейных дорог, промышленных предприятий и мест скопления людей.

*Достаточный по размеру земляной участок, отвечающий санитарным требованиям. Площадь рассчитывается по количеству учащихся. Наименьший участок до 320 учащихся – 1-2 га, 1960 – 5 га. При этом на спортивную зону отводится 35-40% всего земельного участка, а на хозяйственно-опытную зону – 6-10%.

*Для обеспечения учебного процесса школа должна обладать полным набором учебных помещений.

*Создание благоприятных условий для хорошего физического развития детей, отдыха, организации питания.

*Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения.

*Создание оптимального воздушно-теплового режима.

Территория школы должна быть озеленена на 30%. Крупные деревья отдаляются от здания школы на расстояние его полуторной высоты. Территория ограждается по периметру и обсаживается живой изгородью шириной до 6м.

На территории школы необходимо до минимума свести искусственные покрытия, по возможности отдать предпочтение травяным покрытиям, температура которых в самое жаркое время года на 3° ниже, чем над другими покрытиями.

Школьное здание располагается от красной линии на расстоянии не менее 25м.

В настоящее время школа – постройка в 3 этажа из кирпича. Совершенная планировка школьного здания требует блочную конструкцию с переходами. Преимущества блочной планировки:

*Позволяет внести разобщение разновозрастных групп детей;

*Облегчение работы гардероба;

*Большее кол-во выходов (не менее 3-х) – облегчение эвакуации в экстренных ситуациях;

*Снижает эпидемиологическую опасность, облегчает карантинные мероприятия.

Школьные помещения делятся на:

1.Учебные (классы, лаборатории, кабинеты);

2.Учебно-спортивные (располагаются в отдельном блоке с отдельным выходом на улицу);

3.Для трудового обучения (располагаются на 1-ом этаже);

4.Массово-культурного назначения (актовый зал, библиотека, читальный зал);

5.Для групп продленного дня;

6.Общественного назначения (столовая, медпункт, администр., хоз.помещения).

Современные здания школы оборудованы центральным отоплением, вентиляцией. Лестница в школе свыше 1,5м не допускается, содержит не более 13 ступенек.

Учебные помещения должны быть объединены в секции по 3-4 класса с общим местом для отдыха и санитарно-гигиеническим помещением.

Еще по теме Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы:

  1. Гигиенические требования к участку школы, зданию, классу

Участок для строительства школы выбирается сухой, с глубоким залеганием вод, с почвой, легко пропускающей влагу и воздух (песчаная, супесчаная, каменистая). Лучшим является участок, возвышающийся над остальной местностью со склоном для стока дождевой воды.

Школы нельзя размещать в непосредственной близости к источникам шума или загрязнения воздуха и почвы (фабрики, заводы, склады горючего, гаражи, свалки и др.), а также к местам большого скопления людей (рынки, вокзалы, зрелищные учреждения и пр.). Расстояние от указанных объектов до школьного здания должно быть не менее 0,5 — 1,0 км. Располагать его надо так, чтобы господствующее в данном микрорайоне направление ветров было от здания школы (с надветренпой стороны).

Школы-интернаты, в которых обучаются дети с отклонением от нормального развития (глухие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также дети физически ослабленные, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, нервными расстройствами, целесообразно размещать на окраине населенного пункта или за чертой города, в лесу, парковой зоне, поближе к водоемам. Чистый здоровый воздух зеленых массивов обеспечивает наиболее благоприятные условия для физического развития детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Большая плотность застройки и загрязнение атмосферного воздуха городов часто затрудняют правильный выбор участка под строительство школы.

В городах предлагаются четыре варианта размещения школ:

Внутри квартала (жилые дома расположены по его периметру).

Внешнее торцовое (меньшая сторона школьного участка граничит с улицей).

Внешнее фронтальное (большая часть школьного участка граничит с улицей).

Угловое (две смежные стороны школьного участка граничат с улицей).

Лучшим является первый вариант. При внутриквартальном размещении обеспечиваются благоприятные условия микроклимата на участке и в здании школы, защита от пыли и уличного шума. Кроме того, близость школы к жилым домам, а следовательно к семье, облегчает проблемы воспитания учащихся и организации отдыха детей во внеурочное время, предупреждает уличный травматизм.

В крупных городах жилые кварталы образуют микрорайоны большой площади.

На рис. 3 представлены четыре варианта размещения школ в кварталах и микрорайонах.

Размещение школ на межквартальных и внутриквартальных проездах с постоянным интенсивным движением, а также вблизи гаражей нежелательно из-за загрязнения воздуха, значительного уровня шума, опасности уличного травматизма.

В крупных городах школы лучше всего размещать внутри квартала вдали от транспортных проездов и гаражей, в расстоянии 100 - 170 м от межквартальных проездов и не менее 25 - 30 м от гаражей.

Городские школы II и III климатических районов надо размещать таким образом, чтобы расстояние от них до жилых домов для учащихся младших классов не превышало 0,5 км в один конец, а для старших - не более 1,5 км. В I климатическом районе расстояние от школы до жилья для учащихся I-VIII классов 0,3 км; для учащихся IX - X классов соответственно 0,4 и 0,5 км. В IV климати­ческом районе радиус обслуживания школ 0,4 км.

Сельские школы, обслуживающие одновременно несколько деревень, можно размещать на расстоянии 3-5 км от жилья, но только при условии организованного подвоза детей в школу и обратно

Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке

СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

    в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах 2

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин. (с использованием транспорта).
Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.
2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Здания

(земельные

участки) учреждений и

предприятий

обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых

домов

до зданий общеобразовательных школ,

детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

Нормативы градостроительного проектирования Московской области
Постановление Правительства Московской области от 17 августа 2015 года N 713/30

(с изменениями на 21 февраля 2017 года)

5.18. Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях принимается из расчета 65 мест на 1 тыс. человек.

Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных общеобразовательных организациях принимается из расчета 100 процентов от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет (1-9 классы) и 50 процентов от количества детей в возрасте от 15 до 17 лет (10-11 классы) при обучении в одну смену, а при отсутствии сведений о демографическом составе жителей, в том числе в проектируемой жилой застройке, из расчета 135 мест на 1 тыс. человек.

Минимальная обеспеченность жителей местами в организациях дополнительного образования детей определяется в процентах от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет:
в детских и юношеских спортивных школах - 20 процентов;
в школах по различным видам искусств - 12 процентов.

Минимальная обеспеченность жителей Московской области объектами в виде показателей, предоставляемых в них услуг в расчете на 1 тыс. человек, принимается: Доля отдельно стоящих торговых объектов должна составить не менее 300 кв.м/ торговой площади на 1000 жителей;

5.21. Минимальное количество автозаправочных станций в муниципальных образованиях проектируется из расчета одной топливораздаточной колонки на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков для станций:

На 2 колонки - 0,1 га;
на 5 колонок - 0,2 га.

5.24. При новом строительстве необходимо предусматривать помещение для размещения участкового пункта полиции, исходя из следующих нормативов:
один участковый уполномоченный полиции на 2.8-3 тысячи постоянно проживающего городского населения;
один участковый уполномоченный полиции на 2.8 тысячи человек в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов.

Минимальная обеспеченность площадью помещения на одного участкового уполномоченного полиции должна быть не менее 20 кв.м, при этом общая площадь помещения участкового пункта полиции должна быть не менее 45 кв. м

Параметры, места и площади территории для размещения объектов федерального значения (иные объекты полиции, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, пожарные депо и иные объекты) регламентируются федеральным законодательством.

Страница 13 из 40

5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.

Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в рекомендуемом приложении 7*, следует принимать по заданию на проектирование.

5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах 2

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

(земельные

участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых

до зданий общеобразова-тельных школ,

предприятий

обслуживания

в го-родах

в сель-ских посе-лениях

детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дош-кольные учрежде-ния и общеобра-зовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.


Содержание

Совершенствование сферы обслуживания способствует не только удовлетворению запросов населения, но также существенно влияет на организацию и направленность многих социальных процессов нашего об­щества, в том числе и на рост производительности труда.

Система зданий культурно-бытового назначения по существу опреде­ляет ту материальную среду, которая позволяет человеку разумно ис­пользовать свое время, всесторонне развивать свои способности.

Правильная организация обслуживания населения и размещение сетей культурно-бытовых учреждений составляют одну из важнейших проблем цивилизованного общества.

Обслуживающие учреждения по своей специализации и значению в жизни города подразделяют на группы.

По специализации сеть городских учреждений делят на:

  • общественные и административно-хозяйственные учреждения (администрации, судебные органы, банки, сберегательные кассы, почта, телеграф, радио и т.д.);
  • культурно-просветительные учреждения (театры, клубы, кинотеатры,
  • библиотеки, музей, дома пионеров);
  • учебные заведения (общеобразовательные и специальные школы, училища, техникумы и вузы);
  • детские учреждения (сады и ясли);
  • учреждения здравоохранения (больницы, родильные дома, диспансе­ры, поликлиники, станции «Скорой помощи» и санитарно-эпидемиологи­ческие станции);
  • физкультурные и спортивные учреждения и сооружения (стадионы и спортивные площадки, спортивные залы, плавательные бассейны, водные
  • станции и др.);
  • учреждения и предприятия общественного питания и торговли (мага­зины продовольственных и промышленных товаров, рынки, столовые,
  • рестораны, закусочные);
  • предприятия коммунально-бытового обслуживания (бытовые мастер­ские, парикмахерские, прачечные и т. п.).

Принцип разме­щения учреждений культур­но-бытового обслуживания заключается в макси­мальном приближении этих учреждений к жилью, а сле­довательно, размещение их не по периметру, а внутри жилых массивов.

Чем чаще пользуется на­селение тем или иным учре­ждением, тем ближе оно должно быть расположено к жилью. Этим определяются нормативные радиусы действия учреждений культурно-бытового обслу­живания.

Все учреждения культурно-бытового обслуживания жилого района подразделены на три группы: первичного, повседневного и периодиче­ского обслуживания.

В соответствии с действующими нормами (СНиП П-К. 2-62) в груп­пе жилых домов в радиусе обслуживания до 300 м следует размещать детские ясли-сады и физкультурные площадки. В будущем здесь можно будет предусмотреть организацию службы бюро добрых услуг, выпол­няющего заказы на различные услуги - первичное обслуживание.

В микрорайоне в радиусе обслуживания до 500 м следует размещать школы, предприятия торговли и общественного питания, приемные пунк­ты прачечных и бытовых мастерских, физкультурные площадки, гаражи для индивидуальных автомобилей - повседневное обслуживание.

В жилом районе, как правило, желательна организация обществен­ного центра в радиусе обслуживания до 1500 м, который включает тор­говый центр или отдельные крупные предприятия торговли и общественного питания, клуб, кинотеатр, библиотеку, спортивный комплекс, поли­клинику - периодическое обслуживание.

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения:

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных.

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

Здания (земельные участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых

до зданий общеобразовательных

предприятий обслуживания

в городах

в сельских поселениях

домов

школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

По значению в жизни города учреждения делят на:

  • общегородские (театры, музеи, центральные библиотеки, центральные универмаги, крупные специализированные магазины и т. д.);
  • районные (административные и общественные организации, магази­ны, столовые, кинотеатры, районные библиотеки, поликлиники и т. д.);
  • микрорайонные, обслуживающие только сравнительно небольшие жилые комплексы (школы, детские сады-ясли, продовольственные мага­зины и т. д.).

При многоэтажной застройке иногда целесообразно размещать уч­реждения торговли и бытового обслуживания микрорайонов в первых этажах жилых домов. При этом следует отметить, что если первоначаль­но считалось удобным располагать торговые и бытовые предприятия, об­служивающие жителей микрорайона, внутри него, то в настоящее время представляется более целесообразным размещать их на границе микро­района и приближенными к остановкам общественного транспорта, что значительно расширяет сферу их действия и делает удобными для по­путного пользования при движении на работу и с работы.

Для того чтобы эти учреждения обслуживания были доступны всему населению, они должны быть равномерно распределены по всей террито­рии города. Однако равномерное размещение этих учреждений само по себе еще не создает рационального решения обслуживания.

Для этого необходима организация стройной системы, размещения культурно-бытовых учреждений и органическая взаимосвязь этого раз­мещения с планировочной структурой города. Необходимо точно опреде­лить место и значение каждого объекта системы обслуживания в зави­симости от характера и частоты пользования, его услугами. Чем чащепоявляется потребность в данном виде учреждений, тем ближе они должны быть к потребителю. И наоборот, учреждения, которые посещают сравнительно редко, могут иметь больший радиус обслуживания.

Система обслуживания должна охватывать как селитебную и про­мышленную зоны города, так и его пригороды. Она должна быть связана с планировочной структурой и размерами населенного места. В малых городах и поселках эта связь относительно проста, в крупных и боль­ших городах она значительно услож­няется.

В практике проектирования сов­ременных населенных мест зареко­мендовала себя так называемая сту­пенчатая система обслуживания, ко­торая наиболее полно обеспечивает удобства населения и создает благо­приятные условия эксплуатации са­мих учреждений. Согласно этой сис­теме культурно-бытовые учрежде­ния, в зависимости от места их рас­положения в городе, условно подраз­деляют на ступени.

Смысл ступенчатой системы об­служивания заключается в том, что­бы создать последовательный ряд учреждений, который, обслуживая определенный контингент населения, соответственно закреплял бы струк­турное членение городской террито­рии. Организация обслу­живания населения по ступенчатой системе и в связи с этим структура территории города зависят от его величины.

Административно-хозяйственные и общественные здания на террито­рии города размещают в зависимости от их значения: учреждения обще­городского значения в основном располагают в центральной части горо­да, учреждения районного и микрорайонного значения - в обслуживае­мых ими районах.

Таким образом, систему общественных центров города образуют общегородской центр, центры жилых районов и микрорайонов.

В малых городах может быть организован единый общественный центр. В средних городах система общественных центров состоит из го­родского центра и центров жилых районов. При этом городской центр может совмещаться с центром одного из жилых районов. В крупных и больших городах, кроме городского центра, организуют общественные центры селитебных и жилых районов. В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их не следует концентрировать только в центральной части города, так как чрезмерная концентрация общест­венных зданий влечет за собой перенасыщение центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому собственно центр города целесообразно формировать важнейшими общественно-политическими, административ­ными и культурно-просветительными зданиями.

Отдельные части общегородских центров крупных городов могут иметь некоторую функциональную специализацию. В комплек­се архитектурных ансамблей могут быть размещены правительственные здания городского или областного значения, театры и концертные залы музеи и выставки, универмаги, торговые пассажи, рестораны.

Торговые, спортивные,учеб­ные и другие общегородские уч­реждения выгоднеерасполагать на отдельных, наиболее удобных для них территорияхгородаи пригородной зоны, образуя цент­рыспециальногоназначения. В зависимости от конкретных ус­ловий эти центры можно группи­ровать или размещать раздельно. Таким образом, комплексная ор­ганизация обслуживанияпреду­сматривает переход от отдельных общественных зданий к их концентрированному размещению в виде общественных центров. Такое размещение дает возможность жите­лям города удовлетворить свои бытовые и культурные потребности в од­ном месте, затрачивая на это значительно меньше времени и энергии. Легче и рациональнее решается проблема транспорта и автостоянок. Применяемые при этом укрупненные кооперированные здания лучше отвечают современным требованиям технологии и экономичности строи­тельства и эксплуатации. Крупные центры формируют среди городской застройки разнообразные архитектурные ансамбли, чем обусловливают композицию планировки и застройки города в целом.

Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых местах городской территории, на берегах рек, водоемов. Они должны быть хорошо озеленены и изолированы полосами зеленых на­саждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок.

В составе общегородского центра следует предусматривать открытые площади для массовых демонстраций, митингов, народных гуляний, скверы для кратковре­менного отдыха.

Стремление избе­жать чрезмерной пере­грузки основных город­ских центров крупных городов привело к идее создания городских об­щественных центров специализированного профиля.

В зарубежной и со­ветскойградострои­тельной практике наи­большее распростране­ние получают комплек­сы предприятий торгов­ли, общественногопи­тания и бытовогооб­служивания - торго­вые центры Такие комплексыраз­нообразныхторговых предприятий, сконцент­рированных в одном месте, создают большие удобства для покупателей, представляют максимально разнообразный ассортимент товаров, позво­ляют широко применять новую технику и прогрессивные методы торгов­ли. С точки зрения строительства и эксплуатации такие комплексы эко­номичнее отдельных разрозненных зданий.

В зависимости от конкретных условий вместимость и состав торговых центров могут меняться. В связи с бурным развитием науки в нашей стране большое распро­странение получили учебные и научные центры. В промыш­ленных городах (Свердловске, Магнитогорске, Новокузнецке и др.) создают общественные центры промышленных районов. Большое значе­ние и широкое распространение в городах уже получили выставоч­ные и спортивные центры. Специализированный профиль этих центров совмещается с полным комплексным обслуживанием: на их территории размещаются столовые, рестораны, гостиницы и т. п.

В настоящее время разрабатывают проекты медицинских центров. В них намечается создание комплекса разнообразных лечебно-диагностических отделений с научными и учебными медицинскими учреждениями. Медицинские центры размещают вне селитебной территории, в зелени пригорода или лесопаркового пояса.

Комплекс городских специализированных центров, объединенных системой магистралей, бульваров, садов и парков, одновременно с реше­нием сложных функциональных задач облегчает создание пространствен­ной организации архитектурных ансамблей города.При разработке проектов планировки и застройки городов необходимо знать вместимость общественно-административных и культурно-бытовых зданий и размеры территории для них.

Пользоваться нормами необходи­мо с учетом индивидуальных осо­бенностей каждого города: его размеров, соответствующей пла­нировочной структуры, функцио­нального и административного назначения. Наконец, имеют значение и климатические особенности района. Предлагаемая ступенчатая система организации культурно-бытового обслуживания, нормативные данные для расчета вместимости и радиусов действия отдельных учреждений обслуживания, организация системы центров является лишь основой, к которой в каждом конкретном случае нужно подходить творчески, учитывая множество нюансов, которые мо­гут встретиться при проектировании новых и тем более реконструкции существующих городов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: