Секреты фотосъемки деревьев. Что фотографировать в лесу и как? Как фотографировать деревья

Деревья пробуждают в нас ощущение безвременья и величия природы. Большинство видов живут на несколько веков дольше, чем люди. Давайте запечатлеем их грандиозность, используя советы этой статьи.

“Reach the Beech” - сверкающая крона бука, залитая зеленым светом солнца. Это - одни из самых старых деревьев в местности, где я живу. Хоть из-за активной вырубки их и осталось не так много, эти хранители времени произвели на меня сильное впечатление.

Предварительная визуализация

Как же у меня появилась идея фотографировать деревья с очень низкого ракурса? Я совсем недавно в 12-й раз пересмотрел Властелина колец и Энты, наверное, кое-как повлияли на мой творческий процесс. Если отбросить шутки, я, бесспорно, вдохновлялся кинематографией поздних работ Эндрю Лесни. Он ответственен за многие атмосферные сцены в трилогиях Питера Джексона, рассказывающих о Средиземье.

Есть еще Magic: The Gathering, карточная игра, действие которой происходит в фэнтезийном мире. Помимо существ, вы могли использовать такие карты, как леса и горы, чтобы получать преимущество в игре. Изображения на таких карточках зачастую щеголяют безумной перспективой и интересными ракурсами. Иногда я беру их с собой, когда провожу курсы фотосъемки в темных лесах. В такие моменты я обычно заставляю своих учеников становиться на четвереньки и направлять камеру снизу вверх.

Найдите фотогеничное дерево

Конечно, найти дерево, которое сможет воплотить идею - уже непростая задача. Я обычно выбираю буки из-за их высоты, возраста и зачастую угрожающе выглядящих веток. Однако, последние также можно запечатлеть, если ваш субъект - угловатый дуб. Наилучшая местность для такого вида съемки - широколиственные леса. Однако, в некоторых уголках планеты эта схема может немного отличаться.

Хороший пример - остистые сосны на юго-западе США. А во время недавней поездки к ущелью Glen Feshie в Шотландии, я нашел повислую березу, которая отлично справилась с ролью модели. Образец, продемонстрированный ниже, растет на краю болота в темном мешанном лесу. Благодаря солнцу, со всей силы пробивающемуся сквозь дождевые облака, создалась потрясающая атмосфера.

“Catch the Spirit” - Повислая береза, купающаяся в утренних лучах солнца в Национальном парке Кернгормс.

Поищите впечатляющие деревья в интернете

Сейчас в сети можно найти что угодно. Даже обхват деревьев в разных уголках мира. Существует сайт, на котором содержится огромная база самых потрясающих деревьев, которые растут до сих пор. Он называется MonumentalTrees.com . На момент написания статьи там задокументировано 28,597 деревьев, обхват которых варьируется от пары метров до 30. На сайте даже есть интерактивная карта, которая призвана помочь изучить определенную местность перед тем, как туда отправляться.

“Galadhrim” - Я нашел это восхитительно дерево при помощи MonumentalTrees.com и специально дождался туманной погоды, чтобы сделать такой снимок.

Запечатлейте лучи солнца

Самая впечатляющая атмосфера появляется только в определенных условиях. Однако, чтобы запечатлеть мистические лучи необязательно ждать туманной погоды. Время от времени вам удастся застать божественный свет (сумеречные лучи, если говорить правильно), но все зависит от количества листвы и ее высоты над замлей.

Примерно через два часа после восхода солнца, когда оно едва поднимается над деревьями, крошечное количество влаги, накопившееся ночью, начинает испаряться. В результате получается краткосрочный туман, благодаря которому можно сфотографировать неуловимые лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Опуститесь ниже

При съемке деревьев с лягушачьей перспективы возникает много сложностей. Мой первый совет - подойти к дереву достаточно близко, чтобы едва иметь возможность фокусироваться с минимальным фокусным расстоянием. Это создает искаженный эффект, так как растения, корни и цветы непосредственно на переднем плане кажутся больше, чем само дерево. Главная задача - получить интересный передний план с ярким фоном.

“Arboreverie” - дерево бука в “Speulderbos”, Голландия. Получить точный фокус было очень непросто. Я воспользовался техникой фокус-стэкинга, чтобы достичь максимальной резкости и ГРИП.

Фокусировка и экспонирование

Первая трудность - сделать так, чтобы всё было одинаково резким. Самым простым решением будет установить диафрагму на f/22, используя при этом широкоугольный объектив и фокусируясь на трети кадра. При такой диафрагме появляется дифракция, которая мешает получить резкий снимок, поэтому я хочу подчеркнуть, что лучше всего прибегнуть к фокус-стэкингу.

Перейдите в режим приоритета диафрагмы, установите примерно f/6.3 и поверните (да, вручную) фокусное кольцо, установив его на минимальное фокусное расстояние. Оцените экспозицию (лучше, если она будет немного темнее), обратите внимание на настройки и переведите камеру в ручной режим, установив эти же параметры. Можете поднять ISO, чтобы скомпенсировать колебание листвы на переднем плане.

Когда снимок правильно экспонирован, поверните фокусное кольцо в другую сторону и снова щелкните затвором. Сделайте это от 4 до 8 раз в зависимости от фокусного расстояния используемого объектива. Если вы используете рыбий глаз диагонального типа, при f/6.3 достаточно 4 снимков, а 30mm объективу потребуется еще 4 дополнительных.

Из-за колышущегося папоротника на переднем плане, я выбрал f/4, чтобы сократить выдержку, но при этом пришлось сделать больше фотографий. Для получения результата, который я привел выше, понадобилось 9 снимков.

Оцените результат

Когда камера направлена вверх, невозможно оценить снимок, если только вы не вырыли яму и не легли в нее, чтобы смотреть на видоискатель, или пренебрегли грязными руками и обзавелись камерой с поворачивающимся экраном. В данный момент я использую Nikon D750 и с ней фотографии можно увидеть только в горизонтальном положении. Зачастую делая снимки с вертикальной ориентацией, я оцениваю композицию наугад и начинаю фокус-стэкинг, когда быстро взгляну на результат, повернув голову штатива, но оставляя при этом его ноги в прежнем положении.

“Forest of Metaphors II” - старинный бук, запечатленный ближе к вечеру, когда лес покрылся туманом, пришедшим с моря возле общины Берген, Голландия.

Ключевые пункты

Вот список советов, которые помогут получить восхитительные фотографии деревьев:

  • Широкоугольный объектив лучше себя покажет, если вы подойдете максимально близко к субъекту. Опуститесь ниже, подберитесь ближе и направьте камеру снизу вверх для драматичного эффекта.
  • Съемка с близкого расстояния предполагает, что придется бороться с определенными сложностями. Навык фокус-стэкинга позволит преодолеть трудности и получить максимально резкий снимок.
  • Наилучшее время для съемки - незадолго после восхода, когда солнце поднимается над уровнем деревьев и испаряет влагу, собравшуюся за ночь.
  • Камера с поворотным экраном позволит убедиться, что вы случайно не сместите композицию, когда будете оценивать экспозицию.
  • Обязательно загляните на MonumentalTrees.com , чтобы найти интересные деревья в вашей местности.

Бесконечно красивое, яркое и цветное время года. Стоит солнцу взойти над горизонтом, как природа расцветает всеми цветами радуги, земля застилается опавшими, но такими красивыми листьями, над горизонтом развеивается лёгкая дымка, в воздухе воцаряется атмосфера теплоты и романтики, и в этом момент на улице начинают появляться люди с большими рюкзаками, треногами и длинными объективами, следом за которыми идут красивые девушки в фетровых шляпках, пёстрых платках и с охапкой жёлтой листвы.

Это идут фотографы и их модели, которые прекрасно понимают, что осень - лучшее время для неповторимой, атмосферной и романтичной фотосессии. И даже если у вашей модели не нашлось времени попозировать вам сегодня, это не повод отчаиваться, потому что природа осенью очень выразительна и все, что остаётся фотографу - взять с собой подходящий объектив, вспомнить о композиции и выгодных ракурсах для съёмки и просто запечатлеть то, что создала природа. Добавив капельку своей индивидуальности, конечно же. Как это сделать? Об этом у нас и пойдёт разговор!

Съёмка природы

Фотосъемка осеннего пейзажа — Тарас Квакуш, студент курса «Пейзаж и фотографии природы. Основы»

Техника. Как фотографировать осенью

Осень - это время года, при котором можно снимать абсолютно любой техникой, не боясь получить плохой снимок, потому что первостепенное значение играет
передача атмосферности, настроения и теплоты красок, и - как бы парадоксально это ни было - чем проще ваши технические средства, тем достовернее выглядит фотография. Вот такой осенний парадокс! Поэтому не зацикливайтесь на сверхрезких объективах, дорогих камерах и дополнительных фотоаксессуарах на первых порах. Камера, желание и правильный настрой - вот что вам будет необходимо для удачных фотографий.

Подводя итог этому небольшому техническому блоку, мне хотелось бы выделить несколько вещей:

  • Не переживайте, если вам не хватает денег на то, чтобы приобрести какой-то объектив - уверен, в каждом городе есть место, где можно взять фототехнику в аренду. Это намного бюджетнее и быстрее, нежели долго копить и ничего не
    снимать. Узнайте насчёт этих мест!
  • Даже если у вас всего лишь мыльница, но присутствует огромное желание что-то снять - это уже полдела, поверьте мне! Ни одна самая дорогая техника не
    поможет вам получить красивую и запоминающуюся фотографию, если у вас нет желания её получить. Всегда помните о том, что техника - всего лишь посредник
    между вашими мыслями и конечным изображением. Фотографии, сделанные на смартфон, порой выглядят намного привлекательнее по той простой причине, что
    люди, сделавшие их, концентрировались не на технике, а на своих чувствах - красоте, эстетике, мировоззрении и настроении. Настроение - вот главный залог
    успешной фотографии. Смотрите хорошие фильмы, слушайте музыку, читайте книги и выходите снимать. Всё это придаст вам огромный энергетический заряд.

Фотосъемка осенью фото — Валерий Сиренко, студент курса «Пейзаж и фотографии природы. Основы»

Специфичность осенней съёмки природы

Съёмка в каждое время года имеет свои нюансы. Мало того, съёмка в каждый конкретный месяц (сентябрь, октябрь, ноябрь) имеет свои детали, поскольку
природа постоянно меняется, а следовательно требуется чуть ли не индивидуальный подход к съёмке каждого месяца. И помимо технических
особенностей есть ещё особенности изобразительные и композиционнные. О том, что, как и почему стоит снимать каждый месяц мы и поговорим более детально
далее.

Сентябрь. Цвет и свет в фотографии.

Сентябрь - период, когда солнце становится уже менее активным по сравнению с летом, световой день становится короче, листья начинают желтеть и потихоньку опадать с деревьев. Другими словами, это прекрасное время для концентрации внимания на свете и цвете в фотографии; свет, пробивающийся через ветки деревьев в парках и лесах и создающий удивительную глубину пространства, и цвет осени - листья всевозможных оттенков, красиво контрастирующие на земле и в водоёмах.

Итак, на чём стоит сосредоточить внимание:

  • экспериментируйте с фильтрами, придающими тёплый оттенок листве и фотографии в целом или сделайте акцент на творческих фильтрах (см. блок «Техника»), которые позволят получить необычное изображение.
  • открытые пространства в лесу позволяют поместить тени на передний план и включить в кадр деревья со сверкающей листвой, освещённые контровым светом - используйте это как композиционный элемент фотографии (если быть точнее, то этот приём называется «обратная перспектива»).
  • обратите внимание на мелкие детали - заполните осенними листьями передний план фотографии, чтобы придать ей большей глубины и выразительности. В этом вам помогут широкоугольные объективы и нижний ракурс съёмки.
  • ищите водоёмы, русла рек и ручьёв - такие виды помогут сделать вам крайне поэтичные и ностальгичные фотографии. Опавшие листья на фоне зелени, воды и камней будут выделяться, а струящаяся вода при съёмке с длительной выдержкой (от 1 с) получится на снимке размытой и очень привлекательной.
  • длинная выдержка будет полезна не только при съёмке водоёмов - снимайте падающую с деревьев листву, пробивающийся через ветки свет, проходящих мимо людей и т.п. Длинная выдержка не только поможет сделать акцент на движении в кадре, но и сделает цвета ещё более насыщенными и притягательными.
  • Бывает, что опавшая листва создаёт на переднем плане излишнюю пестроту и делает кадр очень светлым, и это может ухудшить передачу глубины пространства.Этого можно избежать, если построить кадр так, чтобы передний план был в тени.
  • Выбирайте сцены с контрастными цветами. Жёлтые листья на голубом небе, красные листья на мшистой, тёмно-зелёной поверхности.
  • Обращайте внимание на созревшие плоды на деревьях. Они могут стать хорошим объектом съёмки. Другими словами - ищите фактуру.
  • Помните об освещении. Заметьте, в какие часы фотографируемая вами местность освещена лучше всего и используйте для съёмки именно это время!
  • Вовсе не обязательно отправляться в какие-то далёкие места, чтобы сделать красивую фотографию. Порой интересные сюжеты поджидают нас во дворе. К примеру, сняв крупным планом силуэт дерева и поместив в центр кадра веточку с пожелтевшими листьями, можно выразить чувство «маленькой осени».
  • Экспериментируйте с длиной выдержки. Неяркий свет осеннего дня заставляет увеличивать длину выдержки, и это можно использовать как прекрасный художественный приём. Самый простой способ сделать абстрактные фотографии - перемещение фотоаппарата во время экспонирования кадра. Другими словами, поводите камерой вверх-вниз при выдержке, скажем, 1/8 с. Возможно, с первого раза не получится привлекательной фотографии, но, найдя соответствующее место (куча листьев; пробивающийся свет через ветки; велосипедист в парке и т.п.), можно уйти в это в головой!
  • Ещё один способ - использовать зуммирование во время съёмки. Т.е. одновременно нажимать на кнопку спуска затвора и зуммировать объектив.
  • В конце концов, сильный расфокус - тоже отличный художественный приём!
  • Снимайте только отражение в воде, не включая в кадр ничего лишнего. Лучше всего делать это опять же на длинной выдержке.
  • Баланс белого поможет вам также почувствовать себя настоящим художником с камерой - меняйте его, как вздумается. Абстракция сейчас в моде.
  • При съёмке в контровом свете работайте с короткими выдержками - попытайтесь запечатлеть лучи света.

Октябрь. Графика и тональность фотографии

Октябрь - «голая» пора. Деревья стоят уже без листвы, погода становится холоднее, сентябрьские «краски» потихоньку пропадают, свет становится тусклым и менее выразительным. Казалось бы, что тут можно снимать? Отложить фотоаппарат и ждать более подходящей погоды? Нет! Всё только начинается!

  • Этот месяц прекрасно подходит для отработки композиции! Самое время вспомнить о линейной перспективе. Большое
    значение приобретают композиционные построения, расположение в кадре стволов и ветвей деревьев, тональные соотношения элементов сюжета.
    Глубинному восприятию сюжета способствуют тёмные предметы на переднем плане. Подчеркнуть перспективу можно, включив в кадр линию дороги, тропинку,
    уходящую от края кадра вдаль.
  • Отсутствие листвы на деревьях способствует более широкому открытию пространства. Пейзаж в это время приобретает графичность, а рассеянное освещение не позволяет точно определить объём предметов, что требует повышенного внимания к работе с тоном на фотографии.
  • Выигрышно будет смотреться, например, аллея, уходящая вдаль. Классика жанра. 🙂
  • Самое время вспомнить о чёрно-белой фотографии. Поставьте на камере режим «ЧБ» и сосредоточьтесь на съёмке линий и полосок. Ими может быть всё, что угодно - дорога, аллея, скамейка, ветка дерева, забор, полоска на стене дома и т.д. Просто поставьте цель искать в кадре только полоски и вы удивитесь, как много их в окружающем пространстве.
  • Ещё одно творческое задание - снимите серию фотографий под названием «Круг». Не важно, что это будет: куча листьев в форме окружности, собака
    в парке, свернувшаяся калачиком, воздушный шарик, застрявший в ветках деревьев, или изгиб дороги в форме окружности. Главное, чтобы серию объединял один предмет (одна форма в данном случае).
  • Продолжение этой темы - съёмка типографики. Другими словами, буквы для какого-то слова, очертания которых можно найти в окружающем пространстве. Изгиб веток в виде буквы «о», горбатый человек на той стороне дороги в виде буквы «г», два соседних дома в виде буквы «н» и чей-то ремень на асфальте в виде буквы «и» - компонуя четыре снимка рядом, получаем слово «огни». Самое оно для чёрно-белой фотографии.
  • Несмотря на чёрно-белую съёмку, цветные фильтры по-прежнему актуальны. При съёмках в пасмурную погоду цветные светофильтры используют для разделения по тону отдельных элементов сюжета, имеющих различия в цвете.
  • Очень атмосферно смотрятся кадры в стиле «сепия». Этот режим также можно включить в настройках камеры.
  • Не забывайте и про отдельные снимки неба и облаков в частности. При сильном ветре облака надолго не задерживаются, постоянно меняя свою форму и положение. Будьте внимательны и ищите на небе очертания знакомых форм - геометрических фигур или каких-то абстракций. Но не медлите, иначе можно упустить неповторимый момент.
  • В этом месяце будут, кстати, творческие фильтры (см. пункт «Техника»). Используйте их не только для передачи настроения на фотографии, но и при работе над композицией.
  • Самое время вспомнить о «шумах» на снимке. Сейчас они как никогда кстати, и, на мой взгляд, они будут прекрасным художественным дополнением фотографии. «Задирайте» ISO и смело снимайте - в этот раз вполне оправданное решение!

Ноябрь. Дождь как элемент настроения и выразительности


Ну вот и настала самая дождливая, холодная и зябкая пора - ноябрь. Самое время вспомнить о том, как уберечь фотоаппарат во время дождя, какие
художественные и композиционные элементы актуальны в этом месяце и подумать о съёмке натюрморта.

  • Первым делом, выступая на фотосессию в дождливую погоду, стоит запастись полиэтиленовыми пакетами и побольше. Они помогут вам уберечь от влаги не только фоторюкзак, но и саму технику, даже в самый сильный ливень.
  • Ещё один вариант защиты - целлофановый плащ, который весит немного и без труда укроет вас и вашу аппаратуру от осадков
  • Ещё один демократичный вариант - зонт. Незаменимый спутник осенью! Будет полезен в том случае, если камера стоит у вас на штативе. В противном случае может не хватить количества рук.
  • Самый продвинутый вариант - бокс для подводной съёмки. Несколько дороже предыдущих вариантов, но очень практично! С ним вы будете чувствовать себя, как рыба в воде.
  • В этом месяце штатив станет вашим самым главным помощником, поскольку настраивать экспозицию одной рукой, а другой держать зонт или целлофановый пакет для камеры не всегда бывает удобно. Не пренебрегайте им!
  • Если вы пользуетесь лёгким штативом (до 2,5 кг), то старайтесь придерживать его при съёмке - при сильном ветре его может просто-напросто сдуть. На некоторых штативах есть крючок снизу, за который можно подвесить утяжелитель - например, кофр фотоаппарата.
  • Настоятельно рекомендуется использовать фильтры для защиты объектива от влаги (подойдут даже самые простые ультрафиолетовые фильтры).
  • Помимо этого используйте ещё и бленду - защитит объектив от капель дождя даже при порывах ветра.
  • Но что же делать, если у вас нет ни бокса для подводной съёмки, ни пакетов для фотоаппарата и ни штатива, но есть бесконечное желание снимать? Выход есть - использование одноразовых водонепроницаемых фотокамер. Это самый бюджетный способ снимать осенью в любую погоду.
  • Какую выдержку использовать при съёмке? Здесь всё зависит от художественной составляющей снимка. Например, хотите ли вы, чтобы было видно капли дождя или нет? Даже при небольшом дождике можно сделать так, что капли будут видимыми (резкими) или ливень будет выглядеть размытым, больше похожим на полупрозрачный занавес. Другими словами, выдержка длиной 1/250 с «заморозит» капли дождя, и он будет резким. Выдержки же длиннее 1/250 будут размывать капли.
  • Касательно настроек камеры - старайтесь снимать на длинных выдержках. Во-первых, это обусловлено плохим освещением. Во-вторых, постоянным дождём и сыростью. С длинной выдержкой кадры будут иметь более поэтичный вид.
  • Нередко бывает, что из-за пасмурной погоды снимки получаются серыми, однородными по освещению. Увеличить яркость таких фотографий можно, если в кадре будут бликующие поверхности, например, лужи или очень тёмные предметы.
  • Если вы хотите получать резкие фотографии, то будьте внимательны с телеобъективами - из-за водяных паров в воздухе между объектом съёмки и камерой снимки могут получаться с пониженным контрастом и выглядеть как бы завуалированными. Для получения резких фотографий следует использовать широкоугольные и нормальные объективы. Но этот эффект нерезкости может служить прекрасным художественным приёмом.
  • Обращайте внимание на то, что большинство объектов после дождя мокрые. Вода, попадая в изгибы, блестит и отражает свет
  • Это можно обыграть в фотографии, ведь отражённый от воды свет, будь то солнце, фары или ореол от фонарей городского освещения, придаёт объём фотографии.
  • Не всегда обязательно находиться под дождём, чтобы снимать дождь. Найдите открытое место под навесом и снимайте оттуда. Таким образом у вас
    будет мягкий рассеянный свет, который поможет проработать детали в тенях, у вас не будет тёмных фотографий.
  • Обязательно используйте время непосредственно сразу после дождя. Воздух в это время отличается удивительной прозрачностью, что перенесётся и на ваши фотографии.
  • Снимайте спешащих из-за дождя людей на длинных выдержках - так вы сможете привнести элемент импрессионизма в ваши фотографии.
  • Пытались когда-нибудь сфотографировать молнию? Нет? В дождь это сделать проще простого - поставьте камеру на штатив, выберите такой ракурс, при котором захватывается участок неба и предполагаемое место молнии, максимально закройте диафрагму, поставьте самую длинную выдержку (возможно, придётся пользоваться режимом bulb) и заварите себе горячий чай. Дальше остаётся только ждать, пока молния появится на небе. Но помните - нажимать на спуск затвора необходимо не во время появления самой молнии, а несколько раньше.
  • Если вы хотите усилить ощущение дождя на фотографиях, снимайте со вспышкой. Свет, проходящих через капли дождя, ярче, чем всё остальное. Используйте это как композиционный приём.
  • В любом случае, при съёмке в дождь помните простое правило - чем меньше на снимке объектов, тем больше они привлекают внимание. Не включайте в кадр слишком много объектов - стремитесь к простоте. Это не так-то и просто, как кажется на первый взгляд. 🙂

Приёмы фотосъёмки

  1. Использование поляризационного фильтра позволит получить яркие, насыщенные фотографии листьев.
  2. Тени, возникающие при угловом освещении, позволят создать максимальный объём снимков.
  3. Съёмка в контровом свете позволит создать эффект свечения листьев.
  4. Если вы снимаете пейзаж, то рекомендуемые значения диафрагмы f5.6 — 12.
  5. Если вы пользуетесь режимом замера экспозиции, то не ставьте его «по точке», поскольку кадр будет получаться пересвеченным.
  6. Не перебарщивайте с насыщенностью фотографий! «Кислотно-яркие» цвета сделают романтичную атмосферу осени несколько вульгарной.
  7. Следите за экспозицией. Если вы снимаете в контровом свете (например, листву, кроны деревьев просвеченные солнцем) - вам, скорее всего, придётся ввести экспокоррекцию - примерно на +1 или даже +2 ступени.
  8. Поставьте баланс белого на своей камере в «облачно» или «тень». Это сделает цвета более тёплыми.
  9. «Режимное время» актуально как никогда! Не упустите его, световой день очень короткий, а рассветные и закатные часы невероятно привлекательны в это время года и восходящее и заходящее солнце очень хорошо подчеркнёт краски осени.
  10. Если камера поддерживает разные режимы jpeg, попробуйте поставить «пейзаж» или «яркий». Другими словами, попробуйте использовать режим, повышающий насыщенность цвета.

Композиция фотографии. От простого к сложному.

Несомненно, природа красива сама по себе, и как бы мы её ни сфотографировали, снимок будет смотреться красиво; но есть определённый набор композиционных приёмов, используя которые, можно заметно выгоднее показать то, что нас окружает. Это не железный свод правил, а лишь рекомендации и идеи, следуя (или нарушая) которые можно внести немного индивидуальности в каждую фотографию. А порой именно этого и не хватает многим пейзажным фотографиям - авторского видения, а не документального воспроизведения увиденного.

  • При выборе композиции для пейзажа попытайтесь создать «визуальное путешествие» для зрителя. Чтобы интересные объекты были на ближнем, среднем и дальнем плане.
  • Для достижения максимального эффекта от использования в качестве элемента композиции теней сделайте небольшую отрицательную компенсацию экспозиции.
  • Если вы снимаете пруд, на поверхности которого располагаются листья кувшинок, в зависимости от того, на чём вы фокусируетесь: на кувшинках или отражении осенних листьев, впечатление очень сильно меняется - более естественно выглядят снимки с фокусировкой на кувшинках, но всё зависит от ваших задумок.
  • Самый простой способ передать настроение осени - съёмка в дождливый день.
  • Включайте в кадр длинные тени, которые помогут придать снимкам ощущение большей глубины и объёмности.
  • При съёмке листьев на деревьях рекомендуется вставать под ними по направлению к освещению.
  • Даже привычные объекты, такие как, например, поленница дров под деревом, способны передать неповторимые ощущения осени - лёгкой грусти, увядания и ностальгии.

Галерея фотографий и пояснения к ним:

Фото 1: Фотография построена на контрастах — нарисованные цветы на стене противопоставляются желтым, засохшим листьям на земле. Нижний ракурс съемки, при котором в кадр не попадает ничего лишнего кроме картины и листьев усиливает впечатление от противопоставления.

Фото 2: Фотография, которая вобрала в себя не только олицетворение осени — закрытая белой тканью земля, желтые листья, голые деревья -, но и какой-то социальный подтекст «русского человека» — березки; окошки, завешанные тканью. Ну и конечно играет роль сочетание цветов в кадре — зеленые шторы, желтая полоска на фасаде дома, желтые листья, красный кирпич.

Фото 3: Очередная метафора и противопоставление — живое/мертвое, цветущее/засохшее, молодое/старое. И все это на фоне монотонных городских окон.

"Вот и снова грибная пора..." - этими словами начинается замечательная песня Олега Митяева, или же я начну эту статью. Лето клонится к закату, но сезон пейзажной фотографии только начал набирать обороты. Конец лета примечателен для фотографов следующими вещами.

  • Солнце стало вставать на час-два позже, чем в июне. Это дает шанс чуть лучше выспаться при съемке ранним утром (мы ведь знаем, что самые красивые фотографии получаются ранним утром!)
  • Из-за более резкого перепада температуры воздуха между дневным и ночным временем на часто по утрам стал появляться туман. О его роли в пейзажной фотографии было сказано уже немало слов в публикациях этого сайта.
  • Исчезли комары и мошки - эти зловредные насекомые, которые грызут фотографа за руки и уши, тем самым нарушая его внутренний покой, ползают по объективу и портят этим самым изначально гениальные кадры и, даже иногда умудряются заползти внутрь камеры во время смены объектива - такая наглость не лезет вообще ни в какие рамки! :)

А скоро настанет золотая осень и множество фотолюбителей отправятся в леса и парки фотографировать эту самую золотую осень. Поэтому, темой сегодняшнего разговора будет съемка лесного пейзажа.

Возможно, вы уже неоднократно сталкивались с такой проблемой - когда гуляешь по лесу, красота неописуемая! Всю эту красоту фотографируешь, приходишь домой, начинаешь смотреть фотографии и... 99% из них сразу идут в мусорную корзину! То что вживую казалось объемным и выразительным, на фотографии выглядит бесформенным аляпистым "месивом"!

Согласитесь, жалкое зрелище! А в лесу было действительно красиво. В чем же дело?

Объяснение простое. Мы смотрим на картинку двумя глазами и видим ее объемной, трехмерной. А теперь, попробуйте закрыть рукой один глаз - сразу весь объем исчезает и мы только по косвенным признакам можем догадываться, какое расстояние до того или иного объекта. Так вот фотоаппарат видит одним "глазом", то есть объективом. В пейзаже на открытой местности передать объем помогает боковой или контровой свет, четкое разделение планов, чередование света и тени, изменение цвета и характера освещения объектов на переднем и заднем плане (тональная, воздушная перспектива), а также относительно небольшое количество объектов.

Когда мы фотографируем в густом лесу, в кадре присутствует большое количество объектов на разных планах, которые перекрывают друг друга. Даже если используется боковое освещение, передать объем на фотографии в таких условиях очень сложно.

Как фотографировать в лесу и при этом сохранить передачу объема?

Самое главное - не снимайте в самой чащобе! Лучшее место для съемок - край леса, где свет солнца спокойно проходит до самой земли.

В первую очередь, вспоминаем, какие условия должны быть соблюдены, чтобы придать пейзажной фотографии нужную "глубину" пространства.

1. Освещение. Фронтального освещения (когда солнце у нас за спиной и освещает пейзаж "в лоб") следует избегать любыми способами - свет должен ложиться либо сбоку, либо во встречном направлении. При этом тени от деревьев создадут дополнительный диагональный рисунок, который сделает композицию более динамичной и придадут фотографии ярко выраженную перспективу.

Проблема, которую приходится решать, фотографируя лесной пейзаж в контровом освещении - это проблема катастрофической нехватки динамического диапазона. Из-за большой разницы в яркости объектов почти наверняка гарантировано появление выбеленного до дыр неба (что, собственно, и наблюдается на приведенном выше примере) и черных как уголь теней. Одним кадром обойтись практически никогда не получается - приходится делать брекетинг экспозиции и потом склеивать полученную серию фотографий в HDR-изображение. Но все равно, результат такой обработки далеко не всегда получается хорошим. Для перестраховки лучше делать "вилку" не из трех, а из пяти снимков, но это вносит дополнительные сложности в процесс съемки - если 3 кадра можно сделать серией в режиме AEB (Auto Exposure Bracketing), не прибегая к помощи штатива, то для съемки 5 кадров придется повозиться с ручным режимом, поставив аппарат на треногу.

2. Линейная перспектива. Уходящая вдаль лесная дорожка придаст фотографии гораздо больше глубины, нежели просто зеленая трава или ковер из листьев.

Лучше, если тропинка уходит не по прямой линии, а немного петляет, идет зигзагом. Благодаря этому композиция будет более интересная, внутренняя динамика фото многократно возрастет. Надо сказать, сюжет "уходящая вдаль лесная тропинка" избит и затаскан до дыр. Тем не менее, это лучше, чем просто сфотографировать "в чащу".

3. Воздушная перспектива , если кто не знает, заключается в изменении видимости объекта по мере удаления от него. Средством реализации воздушной перспективы является сильный дождь, снег и туман - объекты на переднем плане четко различимые, на заднем видны только силуэты, и то далеко не всегда.

Туман в густом лесу встречается нечасто (гораздо реже, чем, скажем, над рекой). Тем не менее, если у вас есть "знакомый " лесок на берегу реки, то вполне возможно, ранним утром получится увидеть его в тумане.

При съемке леса в тумане обязательно попробуйте комбинацию воздушной перспективы и контрового освещения! Солнечный свет, проходящий через кроны деревьев распадается на множество одиночных лучиков, которые замечательно смотрятся на фотографии.

Лес при этом должен быть слишком густым, иначе, "солнечная корона" либо не получится совсем, либо будет не такой выразительной.

Как быть, если есть туман, но нет солнца? Такие условия бывают в пасмурную влажную погоду, чаще всего утром, но иногда и вечером. Попробуйте комбинировать воздушную перспективу с малой ГРИП (снимайте пейзаж с увеличенным фокусным расстоянием и максимально открытой диафрагмой)

Данная фотография была сделана пасмурным туманным вечером с объективом Canon EF 50mm f/1.8 II, диафрагма была выбрана 1.8. Небольшое размытие заднего плана замечательно дополнило туман и позволило отчетливо передать объем. Естественно, для получения таких снимков желательна светосильная оптика, на которой можно диафрагму открыть до 2 и сильнее, иначе размытие будет не очень заметно.

Такой же эффект можно получить не в туманную, а в дождливую погоду (следует при этом обеспечить защиту техники от дождя). Важно, чтобы фотография делалась с очень длинной выдержкой и открытой диафрагмой. Очевидно, для этого понадобится нейтральный фильтр большой плотности. Кстати, два поляризационных фильтра, навинченные один на другой дадут эффект нейтрального фильтра переменной плотности - вы сами сможете регулировать светопропускание, сохраняя один фильтр неподвижным, второй поворачивая. Главное - не свинчивать фильтры между собой крепко, иначе они контрятся друг с другом насечками на кольцах и развинтить их будет намного сложнее - проверено на собственном опыте:)

"Обычные" условия съемок - "обычный" результат

Как вы уже заметили, все рассмотренные выше примеры фотографий были сделаны либо в утреннее, либо в вечернее время. А что же днем? Да, в общем, ничего особо достопримечательного. В "обычных" условиях съемки получаются "обычные" фотографии, какая бы техника не оказалась в ваших руках.

Из-за большого контраста в солнечный день трава и стволы деревьев (особенно берез) часто получаются пересвеченными. Если ввести отрицательную экспокоррекцию (примерно -1EV), это спасет от пересвета, но сделает тени очень резкими и чрезмерно темными.

В пасмурный день разница в освещении между землей и небом еще значительнее. В этом случае, если в кадр попадает небо, оно наверняка провалится в белизну. Экспокоррекция ни к чему хорошему не приводит - даже если мы сможем вывести небо из белизны, оно станет серым и невзрачным, передний же план станет еще более темным и унылым.

Избегайте шаблонов!

Под шаблонами подразумеваются наиболее "типовые" композиции, которые снимают все и вся - интернет буквально завален уходящими вдаль лесными дорожками, верхушками деревьев на фоне неба, веточками, ягодами и цветочками на фоне леса. Какие бы восторженные ахи не вызывали фотографии белых грибов у ваших друзей и коллег, художественная ценность этих снимков не распространяется дальше семейного альбома или странички Вконтакте - зрители восхищаются не самой фотографией, а только объектом на фотографии (работа фотографа в этом случае оценивается в последнюю очередь).

Фотографируя лес, старайтесь не обрезать стволы деревьев! Подобные снимки выглядят куце и незакончено.

Обилие вертикальных объектов при полном отсутствии горизонтальных и диагональных обедняет композицию. Однако, при помощи телеобъектива можно попытаться поймать пространственный ритм:

Подобные снимки, хоть и не блещут новизной идеи, тем не менее, на них есть ритм и объем. Ритм задается чередованием стволов (желательно, чтобы они были светлыми), объем - за счет бокового освещения, подчеркивающего форму стволов и малой ГРИП.

Фотографии – это хранители радостных, трогательных и значимых событий, происходящих в жизни человека. По-особенному обворожительно они получаются в зимний период на фоне снега, нежное мерцание которого заполняет все окружающее пространство. Качество снимков в эту пору напрямую зависит от уровня профессионализма фотографа, выбранного ракурса и личного настроя. Рассмотрим несколько вариантов, которые помогут сделать фотосессию зимой стильной и неординарной.

Съемка в заснеженном лесу

Идеальным местом, отражающим все величие и роскошь зимних пейзажей, бесспорно является лес. Склонившиеся под грузом снега ветви деревьев и пробивающееся сквозь их густые кроны солнце создают сказочную декорацию для фотосъемки любого стиля.

В качестве одежды, конечно, лучше выбрать теплые, подходящие этому сезону, вещи: пуховик, шубу или дубленку. Но при желании можно сняться и в открытом вечернем платье, и в легком шелковом сарафане. В этом случае необходимо заранее подготовить теплый плед и согревающий напиток (кофе, чай).

Идеи для зимней фотосессии в лесу

Например, чтобы получить эмоциональные, переполненные весельем и смехом, кадры можно поиграть в снежки, слепить чудаковатого снеговика, сделать ангела или просто снежный фейерверк. Холодный заснеженный фон, выгодно подчеркивая теплоту и искренность чувств партнеров, оптимально подойдет для любовно-романтических Неожиданно изящно на белом плане выглядят невесты, облаченные в наряды такого же колера. В данном случае снежок только подчеркивает хрупкость и женственность девичьего стана.

Здесь вы также можете примерить образ горделивой Снежной королевы и превратиться в Белоснежку или Красную Шапочку.
В случае, если поблизости нет леса можно смело отправиться в парк или сквер. Создать новогоднюю атмосферу помогут елочные игрушки, хлопушки, «дождик» и разноцветные гирлянды. Превосходно дополнят виды воздушные шары, корзины со сладостями (конфетами, печеньем) или флористические (живые/искусственные) композиции.

Волшебн ые ка дры на катке

Еще одно место, где выйдут восхитительные снимки, – это каток. Кадры, запечатлевающие движение (даже если катаетесь вы неумело), всегда получаются живыми, энергичными и позитивными. Кроме того, можно позировать просто сидя на ограде, льду или с коньками, переброшенными через плечо. Не любите коньки – возьмите лыжи или сани, имитация езды на которых несомненно перенесет вас в беззаботный период детства.

Приверженцы античности могут облачиться в греческие одеяния, взять лук и стрелы и перевоплотиться тем самым в Диану-охотницу. Или осовременить образ модным охотничьим снаряжением и ружьем, что будет смотреться не менее эффектно.

Что касается макияжа, то здесь все зависит от выбранного образ и стиля съемки. Для фантазийных кадров, дополненных яркими костюмами и вычурными декорациями, будет уместен насыщенный мейкап. Но традиционно принято только выравнивать тон лица, подчеркивать глаза и наносить прозрачно-розовый блеск на губы.

Запомните, количество идей для зимней фотосъемки множество, они могут ограничиваться только вашей фантазией.

Осень - один из самых лучших сезонов для съёмки леса. Но в каждом сезоне можно найти свои плюсы. Мы подскажем вам, как сделать ваши фотографии леса более интересными в любое время года.


Диафрагма F11
Выдержка Авто
Компенсация экспозиции +0,3

Экипировка
Штатив вам понадобится для того, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук. Вспышка пригодится как источник дополнительного освещения, когда темно, например, во время дождя. В целом, для съёмки лесных пейзажей будет достаточно стандартного зум-объектива с фокусным расстоянием порядка 18-135 мм.

Также не забудьте с собой сумку для фотоаппарата, полотенце, вещи от дождя, так как погода бывает переменчива.

Композиция
При съёмке в лесу на построение композиции очень сильно влияет то, как плотно друг к другу стоят деревья: в зависимости от ракурса степень накладки деревьев меняется, и это влияет впоследствии и на впечатление от снимков.

Важно чётко определить баланс. Для этого, когда вы примерно определитесь с композицией, попробуйте кадрировать, меняя точку съёмки. Основополагающий принцип при этом таков: за деревом, которое станет центром кадра, не должны стоять другие деревья. Выберите точку съёмки так, чтобы центральный объект был как можно больше отделён от других. Разумеется, при выборе композиции необходимо будет учесть и угол падения света.

Не нужно думать, что деревья будут смотреться одинаково, независимо от того, в какую сторону направлена камера, и поэтому направление съёмки значения не имеет. Необходимо не просто слепо снимать, а обратить тщательное внимание на баланс в составе деревьев и тогда окончательно определить композицию кадра. Раз объект съёмки не движется самостоятельно, то вам необходимо самому перемещаться. Не ленитесь двигаться, получите удовольствие от кадрирования и съёмки, пробуя всевозможные точки съёмки.

Смена сезонов
Во многом очарование леса заключается в том, что его облик меняется в зависимости от времени года. Получите наслаждение, фотографируя в течение всего года, покажите своеобразие красоты каждого сезона.

Если снимать весной, то оптимальное время - оттепель. Снег постепенно тает, сначала освобождая основания деревьев. Снежный покров весь в проплешинах почвы вокруг древесных стволов - это лесной пейзаж, который бывает только ранней весной.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

Также отличный объект съёмки - молодая листва. Это ни с чем несравнимая красота - нежные зелёные листочки, сверкающие от обилия солнечного света. Местами снег ещё не совсем сошёл, так что хорошо будет показать его контраст с молодой листвой.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

В период от начала до середины лета можно фотографировать различные лесные цветы. Попробуйте сыграть на контрасте между цветами различных оттенков и насыщенной зеленью древесных листьев.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

Осень - это, прежде всего, осенняя листва. Это время, когда листья деревьев становятся ярко-красными и ярко-жёлтыми, и лес показывает свой самый очаровательный вид.

Объектив AF 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

Зимний снежный пейзаж также станет красивым объектом съёмки. Обратите внимание, что зимой роща деревьев, сбросившая всю листву, и слегка припорошенная снегом, может выглядеть очень светлой.

Объектив A 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

Зимой хорошо снимать хвойные деревья, сохраняющие зелень; фото ниже снято широкоугольным объективом снизу вверх - таким образом, делается акцент на высоту. Фоном служит светлое небо, и если снимать без корректировок, экспозиция была бы недостаточной. Поэтому была сделана компенсация экспозиции на +1,0.


Диафрагма F8
Выдержка Авто
Компенсация экспозиции +1.0

Когда вы снимаете в местах, где снежный покров очень глубок, штатив тонет в снегу. Чтобы избежать такой ситуации, хорошо надевать на ножки штатива основания, похожие на снегоступы. Т.к. их нет в продаже, то хорошо самостоятельно их изготовить, используя, например, старые лыжные палки.

Снимайте в разную погоду
Лес меняется в зависимости от того, какая погода. Используя погодные особенности, постарайтесь создать снимки леса с особым настроением.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

В солнечный день особым приёмом послужит работа со светом и тенью. В лесу с молодой листвой на фото ниже фотограф выбрал место между деревьями, куда попадают лучи, освещающие землю и стволы деревьев отдельными точками как прожекторы. Свет кажется особенно ярким из-за контраста с тенями, и можно ощутить всю силу весенних солнечных лучей.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

При создании фотографии съёмку проводили, используя косой свет. Контуры деревьев выделяются очень чётко, добавляя изображению глубины, кроме того, освёщенные и затенённые участки резко контрастируют, создавая особенно впечатляющий вид.

При съёмке в яркий день нужно обратить внимание на то, что если солнечные лучи прямо попадают на объектив, то на фото могут быть блики или искажения. Чтобы избежать подобного, хорошо загородиться от солнца веткой дерева или листвой. Пожалуйста, будьте внимательны, при кадрировании не смотрите прямо на солнце.

В пасмурный день свет распространяется равномерно, и могут получиться мягкие, неконтрастные пейзажи. Попробуйте сфотографировать в стиле фото ниже, где фоном, в котором послужило небо, затянутое облаками. Снимок обладает особой красотой, напоминая картину, нарисованную на белом полотне; такого вряд ли удалось бы добиться, будь небо синим.

Объектив AF Nikkor 20mm f/2.8D
Диафрагма F8
Выдержка Авто

Также интересен лес и в дождливый день. Есть немало людей, которые отказываются от съёмки, когда идёт дождь. Но можно найти особенные объекты для съёмки, возможные только в такую погоду, например, блеск листьев, мокрых от дождя или отливающие чёрным стволы деревьев. Поэтому позаботьтесь о защите от воды камеры и объективов и попытайтесь отыскать свой сюжет на тему дождя.

Лес окутан белоснежным туманом - это также образ, который стоит запечатлеть в дождливый день. Красивая работа, похожая на картину-коллаж, на которой деревья, плывущие посреди тумана, кажутся размытыми силуэтами. Во время тумана освещения будет недостаточно для экспозиции. Поэтому в нашем случае была сделана положительная компенсация на +0,3.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F8
Выдержка Авто
Компенсация экспозиции +0.3

Снимайте фрагменты
В лесу есть много привлекательных объектов съёмки. Интерес представляет не только вид леса в целом, любопытными для фотографирования могут стать и отдельные деревья. Постарайтесь глубже погрузиться в сущность деревьев и отыскать истинные лесные сокровища.

На снимке ниже показаны деревья, повалившиеся на бок, подвергаясь многолетнему воздействию ветра и дождя. Фото сделано зум-объективом 28-105 мм и показывает группу деревьев, склонившихся в одну сторону.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто

На следующей фотографии показано дерево, искривлённое, подобно кольцу. Из-за дождя было довольно темно, поэтому снимок сделан со вспышкой, чтобы дополнительно подсветить ствол.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F8
Выдержка Авто
Вспышка

Следующая фотография запечатлела любопытный рисунок корней дерева на поверхности земли. Только что закончился дождь, влажные ствол, и корни, и зелёный цвет мха образовали вместе насыщенную цветовую гамму, создавая умиротворяющую картину.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F8
Выдержка Авто

Зимой в лесу можно увидеть следы лап животных, например, зайца, лисы, куницы, оленя, и они могут стать идеальным объектом съёмки. На снимке ниже звериные следы на снегу были сняты вертикально. Центральным объектом фото стали именно они, и в кадре большая часть отведена снежной поверхности, в то время как деревья едва видны. Белого очень много, и чтобы цвет снега не был мутным, сделана положительная компенсация экспозиции на +1,0.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F8
Выдержка Авто
Компенсация экспозиции +1.0

Фотография ниже посвящена тающему снегу. Между деревьями был снежный ком, который почему-то ещё не растаял, и поэтому автор запечатлел его на фото. Чтобы лучше показать мягкую белизну снега, понадобилось сделать компенсацию экспозиции на три десятых.

Объектив 28-105mm f/3.5-4.5D AF Zoom-Nikkor
Диафрагма F11
Выдержка Авто
Компенсация экспозиции +0.3

При подготовке статьи использовался материал



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: