Тема урока "Великий круговорот жизни". план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему. Круговороты жизни и смерти В каком случае может разорваться круговорот жизни

У р о к 29 ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ

24.11.2014 2153 0

Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением круговорота веществ в экосистеме.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте к р о с с в о р д, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

1. Первое звено цепи питания. (Растения .)

2. Второе звено цепи питания. (Животные .)

3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники .)

4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух .)

5. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Солнце .)

6. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я, кто я такая? (Вода .)

7. Что образуется из перегноя под действием микробов? (Соли .)

8. Плодородный слой земли. (Почва .)

9. Не растения и не животные. (Грибы .)

10. Под действием их получается перегной. (Бактерии .)

– Прочитайте ключевое слово. (Круговорот .)

Б е с е д а.

– Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.

– С каким круговоротом мы уже знакомы? Почему вода в реке не кончается?

– Как вы думаете, почему порядок в доме: потому что его никто не нарушает или потому, что его все время поддерживают?

– Благодаря чему поддерживается порядок в природе? Это мы выясним сегодня на уроке.

II. Изучение нового материала.

Р а с с к а з у ч и т е л я с элементами беседы. Круговорот жизни.

Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь. Не будь на Земле живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники, и, в свою очередь, преобразовали Землю для потомков.

– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну.

Ученики инсценируют отрывок из книги «Король Лев».

Король Лев. Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

Симба. Но ведь мы едим антилоп!

Король Лев. Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

На д о с к е с х е м а «Круговорот жизни»:


– Основу круговорота составляют три группы организмов :

1) организмы-производители;

2) организмы-потребители;

3) организмы-разрушители.

Организмами-производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества.

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

Организмами-разрушителями являются бактерии и грибы. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются соли.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.

Так «вещества» и путешествуют по кругу, и круг этот разорвется, если исчезнет почва.

III. Закрепление.

– Прочитайте текст на с. 124–125.

– Рассмотрите рисунок.

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

– Назовите основные звенья круговорота жизни.

IV. Итог урока.

– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что произойдет.

Домашнее задание: прочитать текст (с. 124–126); выполнить задание 2 (с. 126).

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

Поприветствуйте гостей.

Садитесь.

Повторение изученного.

Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)

А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)

Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)

К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?

Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)

Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?

Постановка цели урока.

Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».

(просмотр мультфильма)

О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)

Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.

Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:

  • Организмы – производители,
  • Организмы – потребители,
  • Организмы – разрушители.

Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).

Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).

Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

А все ли животные питаются растениями? (нет)

На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)

Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).

О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)

Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.

Физминутка.

Круговорот жизни – продолжение лекции.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.

Итог урока.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

Почему растения называют организмами-производителями?

Какие организмы называют потребителями?

Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?

Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

  • Растения;
  • Животные;
  • Грибы, бактерии;
  • Почва.

Учебник ст. 126 прочитайте вывод.

Домашнее задание.

Учебник ст. 126 задание №2,

«Проверь себя» ст. 126.

краткое содержание других презентаций

«Органы выделения человека» - Органы выделения. Свалка. Почки. Функции кожи. Органы очистки. Работа. Левая почка. Загадка. Рано утром я встаю. Состояние здоровья. Органы очистки организма. Защита. Строение кожи. Свойства кожи.

«Микробы» - Частое мытье рук. Капля воды. Мытье рук с соблюдением определенных правил. Общественный транспорт. Продукты, содержащие много воды. На открытом воздухе микробов значительно меньше. Грязь. Вред. Коротко стричь ногти. Сильно заболит живот. Мельче комаров и мошек. Мельчайшие живые существа. Друзья и враги человека. Игра. Пенящийся квас. Микробы. При царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом.

«Длинные растения» - Диамантовые водоросли. Сейшельская пальма. Макроцистис грушевидный. Непентес лиановидный. Растения из которых состоит фитопланктон. Бамбук. Сагуаро. Самое большое хищное растение 10 м. Циатея брауна. Самое большое семя 20 кг. РАСТЕНИЯ: самые высокие, самые большие, самые длинные. Самый высокий кактус 18 м. Пальма рафия. Алоказия крупнокорневая. Самый большой папоротник 20 м. Самая высокая трава 25 м В день вырастает на 1 м.

«Здоровье человека» - Не заводи вредных привычек. Полезная еда. Здоровье. Сочетай труд и отдых. Продолжи высказывания. Попробуй самостоятельно составить меню на один день. Спи не менее 8 часов в сутки. Древние люди. Кроссворд. Упражнения. Если хочешь быть здоров. Больше двигайся. Правильно питайся. Мы и наше здоровье. Характеристики здорового и больного человека. Чистота - залог здоровья. Здоровье – это гармония души и тела.

«Наша безопасность» - Передача отравляющих средств. Наша безопасность. Опасный невидимка. Оставайся цел и невредим. Каждый день. Окружающий мир. Буду внимательным и осторожным. Огонь. Пожарная охрана. Пешеход. Дверь квартиры. Пассажир. Правила пользования электрическими приборами. Опасности вокруг нас. Опасные места. Дорожные знаки. Поток прохожих. Велосипедист. О молниях. «Волшебные» зелья. Сестрички. Экологическая безопасность.

«Основные полезные ископаемые» - Как добывают полезные ископаемые. Останки растений и животных. Урок по окружающему миру. Уголь. Для чего человеку нужны полезные ископаемые. Глина. Месторождения полезных ископаемых. Железная руда. Известняк. Нефть. Полезные ископаемые. Гранит. Нефтяная вышка. Песок. Торф.

У р о к 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. О б о р у д о в а н и е: схема «Круговорот жизни»; карточки «Организмы­ «Организмы­разрушители», «Организмы­потребители», производители», «Растения», «Животные», «Бактерии, грибы». С ц е н а р и й у р о к а I. Проверка выполнения домашнего задания. Коллективная беседа: – Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему? – Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему? – Все ли грибы можно употреблять в пищу? – Как часто называют сбор грибов? – Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? Викторина «Проверь себя». II. Актуализация опорных знаний. – Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.) – Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.) – Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.) – Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.) – Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.) – Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)

– Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.) – Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.) III. Сообщение темы и задач урока. – Ответьте на в о п р о с ы и прочтите тему урока. 1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. 2. Что изучает ботаника? 3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли? 4. Что придаёт почве тёмный цвет? 5. Что необходимо растениям для роста? 6. Живые существа, которых изучают зоологи. 7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы? 8. Организм, имеющий шляпку и ножку. 9. Верхний слой земли. 10. Главное условие для питания растений. – Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».) IV. Изучение нового материала. 1. Основные звенья круговорота жизни. Рассказ учителя. – Итак, тема урока – круговорот в жизни. В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас? Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три г р у п п ы организмов:

1. Организмы­производители. 2. Организмы­потребители. 3. Организмы­разрушители. Организмы­производители. Ими ученые­экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу­сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету). Организмы­потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот. Организмы­разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли. 2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни. Рассказы учащихся. – В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Растения – организмы­производители. 1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. 2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. Растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания. 3. Растительность служит пищей для травоядных животных. 4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека. 5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Животные – организмы­потребители. 1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений. 2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву. 3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье. Бактерии и грибы – организмы­разрушители. 1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли. Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями. 2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев. 3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения. 4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков. 3. Роль почвы в круговороте жизни. Рассказ учителя с элементами беседы. – Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти

все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ. – Вспомните, что составляет главную часть почвы. (Перегной.) – Что образуется под действием перегноя? (Образуются соли.) – Кто их использует? (Их используют для роста и развития.) – Кто питается растениями? (Растениями питаются животные.) – Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (Их остатки попадают в почву и под действием организмов­разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.) Работа с учебником. – Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо. Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах­потребителях, производителях, разрушителях. – Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. – Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.) – Совершенно верно. Соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов­разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. Рассказывая, учитель показывает указкой на схему, расположенную на доске: – Итак, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.

Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. V. Закрепление изученного материала. 1. Работа в тетради (с. 56). 2. Обсуждение проблемных ситуаций. 1­я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из­за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться. – Какой можно сделать в ы в о д? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.) 2­я ситуация. Представьте, что на Земле исчезло какое­нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет. Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе. Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли

растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле! Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом. Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы. Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека. – По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше. VI. Контроль и самопроверка знаний. Учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о выполняют тестовую работу. Тест – Выбери правильный ответ. 1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу: а) разрушители; б) строители; в) производители; г) потребители. 2. Какие организмы учёные­экологи называют производителями? а) Растения; б) животные; в) грибы; г) бактерии. 3. Какие организмы учёные­экологи называют потребителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 4. Какие организмы учёные­экологи называют разрушителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 5. Какую роль в круговороте жизни играет почва? a) С неё испаряется вода; б) по ней передвигаются животные; в) в ней накапливается запас питательных веществ.

О т в е т ы: 1­авг. 2­а. 3­б. 4­в. 5­в. VII. Итог урока. Рефлексия. – С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? – Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? В ы в о д: все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. – Выскажите свое мнение, опираясь на фразы: 1. «Сегодня на уроке я узнал, что…». 2. «Я не знал раньше, что…». 3. «Оказывается, …» . 4. «Для меня стало новостью, что…». Домашнее задание (по выбору учащихся): 1) написать мини­сочинение «Если с Земли исчезнут растения (животные)»; 2) изготовить модель, демонстрирующую круговорот жизни; 3) по схеме рассказать о круговороте жизни на Земле.


Тема : Великий круговорот жизни

Цели : Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе; формировать уважительное отношение к природе.

Оборудование : мультимедийный проектор, диск со слайдами , карточки для практической работы.

Ход урока:


  1. Организационный момент
Приветствие гостей, положительный настрой на урок.

  1. Введение в тему урока.
Сегодня на урок нам необходимы знания не только прошлого урока, но и знания, предыдущих уроков. Повторим некоторые понятия с помощью кроссворда.

(Детям раздаются кроссворды. Учитель читает определение, дети заполняют кроссворд)

Взаимопроверка и сверка со слайдом. (Слайд №1)

Работа оценивается.


  1. Первое звено в цепи питания . (Растения)

  2. Второе звено в цепи питания. (Животные)

  3. Без этих животных стало бы тесно. (Хищники)

  4. Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух)

  5. Что необходимо растению для производства питательных веществ из углекислого газа и воды? (Солнце)

  6. Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (Вода)

  7. Что образуется из перегноя под действием бактерий? (Соли)

  8. Верхний плодородный слой земли? (Почва)

  9. Не растения и не животные? (Грибы)

  10. Под действием кого получается перегной? (Бактерии)

Прочитайте ключевое слово. (Круговорот)

В толковом словаре русского языка слово это означает «беспрерывное движение».

С каким круговоротом мы уже знакомы?

Расскажите коротко о круговороте воды в природе.

(Дети рассказывают о круговороте воды в природе , используя рисунок на слайде) (Слайд №2)

Как вы думаете, ребята, почему в доме бывает порядок? (Потому, что его никто не нарушает и потому, что его все время поддерживают)

А благодаря чему поддерживается порядок в природе? (Проблема)

На этот вопрос постараемся найти ответ сегодня на уроке.


  1. Сообщение темы урока, постановка цели. (Слайд №3)
Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.

Запись темы урока в тетрадь.


  1. Изучение нового материала
(Рассказ учителя с элементами беседы) (Слайд №4)

«Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь». Не будь на Земле живых существ , планете была бы уготовлена участь ядовитой парилки, как на Венере (Слайд №5), или остывшего пустынного тела, как на Марсе(Слайд №6). Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники , и в свою очередь преобразовывали Землю для потомков.(Слайд №4)

Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну?

(Дети инсценируют отрывок из мультфильма «Король Лев»)

Король Лев : Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.

Симба: Но ведь мы едим антилоп!

Король Лев : Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!

Работа по схеме на слайде (Слайд №7)(Ответы ребят дополняются учителем)

Ученые-экологи в основу круговорота жизни определили три группы организмов (дети читают): организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.

Как вы понимаете слово «производители»?

О каком производстве идет речь?

(Дети рассказывают о производстве питательных веществ растениями , параллельно заполняется схема на слайде)

Организмы – производители – это растения, так как только они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.

Кто же такие потребители?

Организмы потребители – это животные, так как они потребляют вещества, которые производят растения.

Кто же являются разрушителями?

Организмами-разрушителями являются грибы и бактерии. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается , и образуются соли, которые используют другие растения.

Как видите, ребята, представители разных царств живой природы участвуют в круговороте жизни, и у каждого своя роль. Каждое из этих звеньев необходимо.

А что еще играет огромную роль в круговороте? (Почва)

Главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, то остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, и т.д. так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И этот круг разорвется , если исчезнет почва.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

Вывод: все живые существа и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.


  1. Закрепление
Работа по учебнику стр.124.

(Рассматривание схемы в картинках, рассказ ученика по схеме)


  1. Физкультминутка

  2. Практическая работа (Слайд №8)
Работа в паре

Детям раздаются картинки представителей разных царств. Распределить их в три группы и составить круговорот жизни, используя некоторые рисунки.


  1. Итог урока
Вернемся к мультфильму. Почему лев Муфаса говорил «о хрупком равновесии» и о том, что нужно «уважать все живые существа»?

  1. Домашняя работа (Слайд №9)
Причитать текст по учебнику стр.123-126, ответить на вопросы 1-4

Придумать и изобразить свою схему круговорота жизни на Земле



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: