В Черное море вошел эсминец ВМС США Porter. Эксперт оценил вход американского эсминца Porter в Черное море Американский боевой ракетный эсминец porter

Ракетный эсминец USS «Porter» (DDG-78) является последним во второй серии из семи кораблей класса «Арли Бёрк» («Arleigh Burke») ВМС США, а также 28 ракетным эсминцем данного класса. Эсминец назван в честь офицера ВМС США командора David Porter (Давид Портер) и его сына адмирала David Dixon Porter (Дэвид Диксон Портер).

Контракт на строительство от 20 июля 1994 года получила судостроительная компания Ingalls Shipbuilding. Заложен 02 декабря 1996 года на верфи компании в Паскагула (штат Миссисипи). Спущен на воду 12 ноября 1997 года. Передан ВМС США 11 января 1999 года. Введен в эксплуатацию 20 марта 1999 года. Порт приписки Норфолк, штат Виргиния. Приписан ко 2-й эскадре Атлантического флота США. С 30 апреля 2015 года портом приписки является военно-морская база Рота, Испания.

Основные характеристики: Водоизмещение 6783 тонн, полное 8915 тонн. Длина наибольшая 153,92 метра, по ватерлинии 142,3 метра. Ширина 20,1 метра, по ватерлинии 18,0 метров. Осадка с ГАС 9,4 метра, без ГАС 7,3 метра.

Силовая установка 4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30. Мощность 108000 л. с. Винты 2. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания 4400 миль на 20 узлах. Экипаж составляет 337 человек (в том числе 23 офицера).

Вооружение:

Тактическое ударное вооружение: 2 ПУ системы «Иджис» на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейку для ракет соответственно. В различной комбинации могут вооружаться: КР «Томагавк» Tomahawk, ЗУР RIM-66 SM-2 «Стандарт-2», ПЛУР RUM-139 ASROC.

Артиллерийское вооружение: 1х1 127 мм. АУ Mark 45. Mod. 3/54 кал.,600 снарядов.

Зенитная артиллерия: 2 6-ствольных 20 мм. ЗАУ «Фаланкс».

Противокорабельное вооружение: 2х4 ПКР Harpoon.

Противолодочное вооружение: ПЛУР RUM-139 ASROC.

Зенитное ракетное вооружение: до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2».

Торпедно-минное вооружение: 2х3 324 мм. ТА Mk. 32 (торпеды Mk.46 и Mk.50).

Авиационная группа: 1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует.

В ноябре 2000 года покинул Норфолк для своего первого развертывания в составе группы поддержки авианосца USS «Harry S. Truman» (CVN 75). В мае 2001 года вернулся в порт приписки.

06 января 2003 года покинул порт приписки для запланированного развертывания в составе ударной группы авианосца USS «Theodore Roosevelt» (CVN 71), из которого вернулся в Норфолк в июле.

28 мая 2005 года прибыл в Нью-Йорк, где принял участие в Неделе флота. 28 ноября покинул Норфолк для запланированного развертывания в поддержке глобальной войны с терроризмом.

03 февраля 2006 года прибыл с запланированным визитом в Суда, Крит. 15 февраля вошел в акваторию Черного моря, где провел учения с военными кораблями Украины и Румынии. 07 апреля во второй раз вошел в акваторию Черного моря. 10 апреля покинул порт Поти, Грузия, после четырехдневного визита.19 апреля прибыл с запланированным визитом в порт Варна, Болгария. В мае вернулся в порт приписки после шестимесячного развертывания.

01 августа 2007 года покинул Норфолк для запланированного развертывания в составе ударной группы десантного корабля USS «Kearsarge» (LHD-3), из которого вернулся 25 января 2008 года.

01 марта 2010 года вернулся в порт приписки Норфолк после семимесячного развертывания в поддержки борьбы с пиратством.

12 марта 2012 года покинул Норфолк для запланированного развертывания на Ближнем Востоке. 08 апреля прибыл в Аденский залив, где присоединился к целевой группе по поддержке в борьбе с пиратством и морской безопасности. При переходе в расположение пятого флота США в Бахрейне в ночь с 11 на 12 августа недалеко от Ормузского пролива с японским нефтяным танкером «Otowasan», шедшим под флагом Панамы. 12 октября вернулся в Средиземное море. 04 ноября вернулся в Норфолк после восьмимесячного развертывания.

30 апреля 2013 года компания BAE Systems получила контракт на проведение докового ремонта корабля. Стоимость контракта составила 50 млн долларов США. Ремонт проходил на верфи в Норфолк и был завершен к апрелю 2014 года.

23 февраля 2015 года покинул Норфолк. 30 апреля прибыл в свой новый порт приписки на военно-морскую базу Рота, Испания. 29 июня покинул порт приписки Рота для своего первого патрулирования в зоне ответственности 6-го флота США. 02 июля прибыл с коротким визитом на военно-морскую базу Суда-Бей на острове Крит. 05 июля Черного моря. 05 июля Черного моря. 06 июля в порт Варна, Болгария. Принял участие в ежегодных международных учениях «Бриз 2015», а также 14 июля провел совместные учения с кораблем ROS «Marcellariu» (265) ВМС Румынии. 17 июля Черного моря. 26 июля в порт Хайфа, Израиль. 09 августа в порт Хайфа, Израиль. 06 октября в акваторию Черного моря. 09 октября с двухдневным визитом в Одесский порт, Украина. 10 октября в Одесском морском порту состоялся по случаю визита корабля. 12 октября прибыл в порт Констанца. С 13 по 14 октября в западной части Черного моря в международных водах типа «PASSEX», в которых приняли участие военные корабли ВМС Румынии, Болгарии, США, Украины и Турции. 20 октября с визитом в порт Батуми, Грузия, который покинул 23 октября. 26 октября акваторию Черного моря. 28 октября с запланированным визитом в порт Сплит, Хорватия. 04 ноября приписки Рота, Испания, после завершения своего первого развертывания в зоне ответственности 6-го флота США.

16 марта 2016 года покинул порт приписки для своего второго патрулирования в зоне ответственности 6-го флота США в рамках поддержания системы ПРО в Европе. 15 апреля прибыл с визитом в порт Хайфа, Израиль, который 18 апреля. 06 июня в Черное море. 06 июня в акваторию Черного моря. 08 июня с запланированным визитом в болгарский порт Варна, который покинул 10 июня. 13 июня румынский порт Констанца, куда прибыл 10 июня с запланированным визитом. 13 июня принял участие в двухсторонних учениях с военными кораблями ВМС Румынии, а 16 июня принял участие в учениях с фрегатом ВМС Румынии и фрегатом ВМС Турции. 18 июня акваторию Черного моря, где находился 12 дней. 25 июня участие в двухстороннем учении в Средиземном море. 02 июля вернулся в порт приписки Рота. 01 сентября покинул порт приписки Рота. 29 сентября с четырехдневным визитом прибыл на военно-морскую базу в Девонпорт, Плимут, Великобритания. 28 октября вернулся в Рота.

30 ноября 2016 года покинул порт приписки Рота для третьего патрулирования в зоне ответственности 6-го флота США. 11 декабря прибыл в Рота для проведения мелкого ремонтра. 17 декабря прибыл с четырехдневным визитом в порт Валенсии, Испания. 22 декабря транзитом прошел Гибралтарский пролив, сопровождая авианосец , который направлялся в порт приписки. 30 декабря прибыл с четырехдневным визитом в Венецию, Италия. 02 февраля 2017 года пролив Босфор и вошел в Черное море. 03 февраля в порт Констанца, который 08 февраля. После этого принял участие в международных учениях «Sea Shield 2017» («Морской щит 2017»). 11 февраля Черное море и отправился в Средиземное море. 17 февраля вернулся в порт Рота. 07 марта покинул Рота и возобновил патрулирование. С 13 марта в противолодочных учениях «Dynamic Manta 2017», которые проходят в Средиземном море у южного побережья Италии с 13 по 24 марта текущего года. 07 апреля около 04:40 по местному времени произвел запуск крылатых ракет «Томагавк» по авиабазе Шайрат в Сирии, находясь в восточной части Средиземного моря. 11 апреля в порт приписки Рота, завершив третье патрулирование.

07 августа 2017 года покинул порт приписки Рота, начав свое четвертое патрулирование в зоне ответственности 6-го флота США, в рамках которого 11 августа прибыл с кратким визитом в залив Суда, на Крите, а 12 августа прибыл с четырехдневным визитом в порт Пирей, Греция. 18 августа прошел транзитом пролив Босфор и в Черное море. 22 августа с трехдневным визитом в порт Констанца, по окончании которого примет участие в совместных учениях с корветом ВМС Румынии, которые будут проводиться с 24 по 28 августа в территориальных водах Румынии и в международных водах Черного моря. 01 сентября акваторию Черного моря. 08 сентября с запланированным визитом в Пальма-де-Майорка, Испания. 21 сентября с запланированным визитом в порт Бар, Черногория, став первым кораблем ВМС США, после того как в июне текущего года Черногория стала членом НАТО.

02 апреля 2018 года порт приписки военно-морскую базу Рота (Испания), чтобы начать свое пятое патрулирование «Forward-Deployed Naval Force» (FDNF) в зоне ответственности 6-го флота США. 07 апреля прибыл 01 января 2019 года прибыл с запланированный визитом в Аксаз, Турция, в рамках своего 6-го патрулирования, который был завершен 03 января. 23 января с запланированным визитом в порт Рига, Латвия, который 26 января. С 30 марта по 11 апреля принимал участие в международном учении «Joint Warrior 19-1». 14 апреля вернулся в порт приписки, свое шестое патрулирование.

Но это линкоры – самые мощные артиллерийские корабли, и их судьба известна всем мало-мальски интересовавшимся военно-морской историей людям. Да даже вообще не интересовавшимся.
Были в истории и менее известные корабли с не менее интересными судьбами. Вот, например, эсминец USS William D Porter (DD-579) типа «Флетчер» в неё влип, да еще как. Но не буду сразу раскрывать подробности, люди знающие и так поймут, о чем речь, а остальным, думаю, будет не очень интересно прочитать «убийца – дворецкий» на первой же странице.
William D Porter был 134-м построенным эсминцем класса «Флетчер», самого массового в истории. Он был построен на верфи Consolidated Steel Corporation что в Ориндже, Техас и введен в строй шестого июля 1943 года и до ноября проходил боевую подготовку в Норфолке. Экипаж, за исключением капитана (лейтенант-коммандер, что соответствует нашему капитан-лейтенанту, Уильям Уолтер) и немногих человек из команды, был таким же «зеленым» как и корабль.
К ноябрю командование опрометчиво посчитало, что экипаж корабля готов к своему первому боевому походу. И какому походу! «Портеру» предстояло сопровождать в Европу не какой-то заурядный конвой, нет! В Марокко направлялся сам Франклин Делано Рузвельт, чтобы оттуда вылететь на конференции сначала в Каир, а затем в Тегеран. Для пущей безопасности транспортным средством для президента был выбран не комфортный круизный лайнер а самый современный линкор США – USS Iowa (BB-61).
Итак, в воскресенье 12 ноября 1943 года «Портер», прозванный «Wille dee», направился из Норфолка на рандеву с «Айовой», двумя эскортными авианосцами и еще двумя эсминцами, но первое препятствие ожидало его еще до выхода из гавани. Вполне материальное препятствие в виде эсминца-систершипа, некстати подвернувшегося по дороге. При отходе от причала корабли столкнулись. Якорь «Вилли Ди» проскользил по палубе пострадавшего эсминца, снеся леера, спасательные плотики, небольшую шлюпку и прочее судовое оборудование, некстати подвернувшееся под лапы. Сам «Портер» отделался царапинами на якоре и, коротко извинившись, поспешил на встречу с «Айовой». Уж не знаю, считал ли кто-то на борту эсминца это плохим знаком, но, будучи наслышан о суеверности, предположу что да. Так вот, эти суеверные люди были абсолютно правы.
Следующий день встретил соединившегося с «Айовой» «Вилли Ди» штормом – вполне обычное для северной Атлантики дело. Никто не собирался задерживаться в море дольше необходимого, но такая погода была очень хороша для подводных лодок, и потому конвой на средней скорости выписывал противолодочные зигзаги, сигнальщики на мостиках бдительно озирали горизонт и вообще все были в напряжении. Миссия конвоя была совершенно, абсолютно секретной, её назначение скрывалось до последнего момента, потому приказ соблюдать полное радиомолчание выглядел совершенно естественным и правильным. И вот в этой обстановке всеобщей паранойи раздался взрыв. За кормой «Портера» взметнулся высокий столб воды. Что это? Разорвавшаяся торпеда? Глубинная бомба, сброшенная на подлодку? В любом случае, это неспроста. Эсминцы принялись за поиск подлодки и продолжали её искать до тех пор, пока «Вилли Ди» не просемафорил «We did it». Как выяснилось, очередная волна смыла с кормы корабля глубинную бомбу с установленным взрывателем, и та рванула прямо за кормой корабля, смыв с юта всё, что было плохо закреплено.
Вскоре после этого на корабль накатила еще одна крупная волна. Она смыла с палубы матроса, спасти которого не удалось. Этим дело не кончилось: вода унесла с собой часть лееров и спасательные плотики. Более того, вода захлестнула одно из котельных отделений, отчего эсминец снизил ход. Узнав о проблемах плетущегося в хвосте «Вилли Ди» руководитель военно-морских операций Эрнест Дж. Кинг, находившийся на борту «Айовы», выразил капитану Уолтеру свое неодобрение. Кроме того, тот должен был каждый час докладывать командиру соединения о состоянии корабля. После подобной взбучки капитан Уолтер пообещал, что экипаж будет усиленно заниматься боевой подготовкой все время, что корабль должен провести в море.
Следующее утро выдалось тихим и солнечным. Соединение проходило к западу от Бермуд и президент попросил продемонстрировать отражение воздушной атаки. «Айова» выпустила воздушные шары, которые должны были служить мишенями для зенитчиков. Капитан Уолтер и его команда наблюдали за фейерверком с расстояния в шесть километров. Посмотреть им было на что: по воспоминаниям очевидцев по шарам стреляло около сотни орудий различных калибров. Но команда «Портера» тоже хотела присоединиться к веселью! Наконец капитану Уолтеру представился шанс восстановить репутацию: несколько шаров, упущенных зенитчиками «Айовы», прилетели в радиус действия орудий «Вилли Ди». Тут же зенитчики были посланы на боевые посты и занялись стрельбой по шарикам.
Вторым пунктом в программе была демонстрация торпедной атаки. Эсминцы должны были сымитировать пуск торпед по «Айове». При этом единственное отличие от боевых стрельб – то, что перед стрельбой из труб торпедных аппаратов изымаются метательные заряды (праймеры), чем и занялись торпедисты Лейтон Доусон и Тони Фацио. А еще для тренировки нужна была цель, и не было в радиусе десятков миль цели лучше чем «Айова», большая и неповоротливая. Позиция для атаки была занята, данные для стрельбы были готовы, оставалось только скомандовать «Огонь». С мостика пошли команды: «Огонь раз! Огонь два!». «Огонь три» не последовало: после команды «Огонь два» раздалось характерное шипение, и тушка торпеды плюхнулась в воду у борта эсминца. В эти секунды у многих в экипаже прибавилось седых волос.
Всего пара минут требовалось торпеде, чтобы дойти до «Айовы». На мостике начался хаос, приказы сменяли друг друга, иногда будучи полностью противоположными предыдущим. Сперва сообщение о торпеде передали на «Айову» светосигнальным аппаратом, но неопытный сигнальщик все перепутал, и переданное сообщение гласило, что торпеда идет от «Айовы». Было отправлено еще одно сообщение, на сей раз оно гласило, что «Вилли Ди» дал «полный назад». Поняв, что следующее сообщение будет не лучше первых двух (а время утекало как песок сквозь пальцы), капитан Уолтер отдал приказ нарушить радиомолчание. Радист «Портера» вызывал «Айову»: «Лев, Лев, отверните вправо!» Радист «Айовы», с удивлением услышавший кого-то, невозмутимо уточнил, кто это и какого, собственно, черта он вообще делает в эфире: «Идентифицируйте себя и повторите, где находится подводная лодка?». Ответ с «Вилли Ди» был не намного более связным чем предыдущее сообщение: «Торпеда в воде! Лев, отворачивайте вправо! Тревога! Лев, отворачивайте вправо! Вправо!».
Но на это сообщение ответа с «Айовы» не последовало, потому что в эти же секунды один из сигнальщиков заметил «рыбку» и закричал: «Торпеда по правому борту! Это не учения! Торпеда по правому борту!». Президент Рузвельт попросил подкатить его коляску поближе к борту, чтобы не упустить ничего из представления.
«Айова» начала поворот вправо, а её зенитки стали стрелять по торпеде. Зазвучал сигнал боевой тревоги, матросы побежали к своим постам. Вскоре часть из них смогла увидеть приближающуюся торпеду. Корабль так накренился влево в отчаянном повороте, что телохранителям Рузвельта пришлось придерживать его коляску, а один из них даже достал пистолет, намереваясь стрелять по торпеде, когда та подойдет поближе. Но этого не потребовалось: «Айова» успешно уклонилась от торпеды, и та взорвалась в кильватере. Позже Рузвельт оставил об этом такую запись в своем дневнике: «В понедельник были учебные стрельбы. «Портер» по ошибке выпустил в нас торпеду. Мы видели её – промазала на тысячу футов».
Наконец команда «Портера» смогла перевести дух, но для них еще ничего не закончилось. «Айова» вернулась в строй и навела орудия на эсминец, стрелявший в президента. Командир соединения лично нарушил радиомолчание, желая знать, кто ответственен за торпеду. Ответ капитана Уолтера был следующим: «Я, сэр. Мы ответственны». Уолтер заверил «Айову», что это была всего лишь случайность.
Конвой продолжил свой путь в Африку, но «Вилли Ди» было приказано отправиться в порт Гамильтон на Бермудах. Там его встретили вооруженные до зубов морпехи, взявшие под арест весь экипаж, до последнего человека – единственный случай в истории американского флота! Экипаж допросили, выясняя, что же это было? Простая случайность или часть большого заговора, направленного на срыв конференций? Через несколько дней допросов торпедист третьего класса Лейтон Доусон сознался, что это он забыл вынуть праймер из торпедного аппарата. После того как аппарат неожиданно выстрелил, Доусон запаниковал и выбросил использованный праймер за борт.
Итак, никакого заговора не было, просто экипаж «Портера» по-крупному облажался. Но «Вилли Ди» чуть не убил президента, так что кого-то нужно было наказать. Капитана и еще нескольких офицеров перевели на заштатные должности, а двадцатидвухлетнего Доусона присудили к четырнадцати годам каторги, но за него вступился Рузвельт, и торпедиста просто уволили из вооруженных сил.
Подобные ошибки случались со многими кораблями, укомплектованными неопытными экипажами, но случай с «Портером» стал, наверное, самым известным. Корабль получил меткое прозвище «The stupid republican» - «Тупой республиканец».
После того как экипаж вернулся на корабль, командование решило отослать «Республиканца» куда-нибудь, где тот не сможет натворить ничего выдающегося. 24 декабря «Портер», пройдя Панамский Канал и дозаправившись в Сан-Франциско, прибыл в порт Датч-Харбор, что на острове Уналакша, одном из Алеутских островов. Патрули перемежались тренировками, а во время одного из редких перерывов вернувшийся из увольнения пьяным моряк решил, что хочет пострелять из больших пушек «Вилли Ди». И сделал это прежде чем кто-то успел его остановить. Пятидюймовый снаряд приземлился аккурат во дворе командира базы, внеся некоторое оживление в проходившую там вечеринку, на которую были приглашены офицеры с женами. К счастью, никто не пострадал, но флот еще раз убедился, что от «Вилли Ди» стоит держаться подальше.
Январь 1944 года «Портер» провел на Филиппинах, отражая налеты японской авиации, а в марте 1945 отправился к Окинаве. Он прикрывал десантные операции, обеспечивал ПВО и ПЛО крупных кораблей. С 1 апреля по 5 мая «Вилли Ди» выпустил 8500 снарядов главного калибра. Он сбил несколько японских самолетов и три американских, а во время отражения одной из атак так изрешетил систершип DD-522 Luce, что тот поднял сигнал «Не стреляйте в нас, мы тоже республиканцы».
10 июня 1945 года «Портер» находился в радарном пикете, ожидая смену. В 8.15 утра взявшийся буквально ниоткуда «Вэл» спикировал на корабль. Американцы уже хорошо знали, кто такие камикадзе, и «Портер» отбивался как мог. Это почти закончилось успехом: самолет упал в воду, не долетев до борта корабля. Но скорость «Вэла» была столь велика, что тот по инерции прошел под водой до самого «Вилли Ди» и взорвался точно под килем. Вода пошла в машинные и котельные отделения, корабль остался без электричества и без средств для борьбы за живучесть. Три часа команда безуспешно пыталась спасти «Вилли Ди». Капитан отдал приказ оставить корабль за двенадцать минут до того как тот перевернулся и затонул.

Более 70 лет назад в составе военно-морских сил США нес службу двухтрубный эсминец с названием «Уильям Д. Портер» (DD-579). Корабль ничем не отличался от десятков строившихся серийно в годы Второй мировой войны эсминцев типа «Флетчер». Вошел в строй в 1943 году; его командиром был назначен опытный офицер лейтенант-коммандор Уилфред Уолтер.

В ноябре 1943 года «Вилли Ди» (как фамильярно нарекли в моряцких кругах эсминец) получил приказ покинуть военно-морскую базу в Норфолке и присоединиться к эскорту линейного корабля «Айова», на котором президент США Франклин Делано Рузвельт отправлялся во главе американской делегации на Тегеранскую конференцию.

Отходя от причала, «Вилли Ди» столкнулся с однотипным эсминцем и, со скрежетом продвигаясь вдоль соседского борта, сорвал своим якорем его леера, шлюпку, тралы и спасательные плоты.

Подкрасив ободранный борт, «Уильям Д. Портер» наконец присоединился к эскорту линкора, и соединение («Айова» и три эсминца) вышло в Атлантику. С учетом угрозы со стороны немецких подводных лодок было приказано соблюдать радиомолчание. Внезапно спокойное плавание походного ордера было нарушено сильным взрывом.

Корабли охранения перешли на противолодочный зигзаг. Противоторпедные маневры продолжались до тех пор, пока «Вилли Ди» не просемафорил, что это всего-навсего одна из его глубинных бомб, которая, случайно сорвавшись со стеллажа, выпала за борт и взорвалась. Поднятая взрывом волна смыла с кормы все, что не было надлежащим образом закреплено, а также одного из моряков, спасти которого не удалось.

Потом по неизвестной причине произошла авария в машине. Спустя какое-то время упало давление пара в одном из котлов и т. д. и т. п. Чуть ли не каждый час с борта «Вилли Ди» на флагман поступали доклады о все новых авариях. Это был форменный крестный путь, и, наверное, никто бы не осудил командира соединения, если бы он отослал злополучный эсминец назад в Норфолк.

Утро 14 ноября 1943 года выдалось солнечным и теплым. Океан спокойно катил свои волны под безоблачным небом. Когда «Айова» с эскортом миновала Бермуды, президент Рузвельт и его сопровождающие изъявили желание увидеть, как выглядело бы отражение налета неприятельской авиации. Командир линкора распорядился запустить а воздух метеозонды, баллоны которых должны были послужить целями для зенитчиков.

Как вспоминали очевидцы, зрелище получилось впечатляющим. Еще бы — по воздушным шарам палило более сотни орудий разного калибра. Наблюдавший за ходом учений президент вполне мог гордиться мощью своего флота.

С борта «Уильяма Д. Портера» лейтенант-коммандор Уолтер следил за противоздушными учениями, напряженно размышляя над тем, как сгладить неблагоприятное впечатление, вызванное взрывом глубинной бомбы.

Чтобы показать себя с наилучшей стороны, он тоже объявил боевую тревогу. Артиллеристы эсминца открыли огонь по воздушным шарам, а остальной экипаж начал готовиться к имитации торпедной атаки на линкор «Айова», величественно рассекавший океанскую гладь в нескольких милях от «Вилли Ди».

Двум торпедистам было приказано вынуть из торпедных труб метательные заряды (праймеры). Однако злой рок упорно не хотел оставлять эсминец в покое: один из моряков по совершенно необъяснимой причине забыл убрать праймер из торпедной трубы торпедного аппарата. Тем временем командир минно-торпедной части отдал приказ произвести залп и начал отсчет: «Первая — пли! Вторая — пли! Третья — пли!».

Он не успел скомандовать «Четвертая — пли!», как все услышали характерный хлопок орудийного выстрела и увидели вылетевшую из торпедного аппарата смертоносную сигару. Наблюдавший за всем происходящим с верхнего мостика лейтенант Сьюард Льюис срывающимся от волнения голосом осведомился у командира, не он ли отдал приказ на боевую торпедную стрельбу.

Лейтенант-коммандор застыл, охваченный ужасом, увидев белопенный бурун торпеды, как ни в чем не бывало устремившийся к линкору, на борту которого находился президент. На мостике «Вилли Ди» вспыхнула паника. Посыпались хаотичные, противоречащие одна другой команды. Все понимали, что главное сейчас — предупредить линкор о надвигающейся опасности.

Решили нарушить приказ о радиомолчании, однако радист на «Айове» не работал на прием. А драгоценные секунды уходили. Наконец с линкора поступило подтверждение в приеме радиограммы. Громадный корабль увеличил скорость и изменил курс.

Весть о торпедной атаке достигла ушей президента Рузвельта, который даже попросил адъютанта придвинуть его инвалидную коляску к леерам, чтобы иметь возможность лично наблюдать за развитием событий. Тем временем совершающий циркуляцию линкор развернул все свои орудия на несчастного «Уильяма Д. Портера», поскольку у командования возникла мысль, что экипаж эсминца, возможно, оказался втянутым в заговор, целью которого было покушение на жизнь президента США.

Минутой позже за кормой линкора прогремел взрыв: торпеда сдетонировала во вспененной винтами воде кильватерного следа «Айовы». Все находившиеся на ее мостике с облегчением перевели дух. Кризис, грозивший труднопредсказуемыми последствиями, закончился, а с ним и несколько выглядевших весьма перспективными моряцких карьер.

На настойчивые запросы с линкора лейтенант-коммандор Уолтер сокрушенно признался, что ответственность за едва не закончившийся трагедией инцидент ложится на него и его корабль. Эсминец вместе с командиром и всем экипажем был объявлен арестованным и отправлен в порт Гамильтон на Бермудах, где виновников рокового происшествия ожидал военный суд.

Это был первый в истории американских ВМС случай наложения ареста на корабль и весь его экипаж, находящийся в открытом море.

Прибывший в порт назначения «Вилли Ди» был тут же окружен кордоном морской пехоты, а военный суд на своих закрытых заседаниях приступил к выяснению того, что же происходило на борту эсминца в памятный день 14 ноября. После нескольких допросов торпедист Лоутон Доусон сознался, что по ошибке оставил в торпедной трубе метательный заряд, воспламенение которого и привело к пуску торпеды.

Когда правда была наконец выяснена, следственная комиссия признала все происшедшее итогом невероятного стечения обстоятельств и на всякий случай засекретила как результаты расследования, так и сам факт инцидента. Лейтенант-коммандора Уолтера, его помощника и еще нескольких офицеров с эсминца перевели в порядке наказания на заштатные береговые должности, а Доусона уволили из военно-морских сил и приговорили к 14 годам каторжной тюрьмы.

Однако вмешался президент Рузвельт, и осужденного помиловали.

К сожалению, и дальнейшая история эсминца «Уильям Д. Портер» изобиловала необъяснимыми происшествиями и несчастными случаями. Когда корабль послали на патрулирование в воды, омывающие Алеутский архипелаг, он, прежде чем заступить на боевую вахту, по ошибке (но с большой меткостью) угодил снарядом своего главного калибра в расположение штаба американского гарнизона на одном из островов.

Прибыв потом в район Окинавы, «Вилли Ди» в качестве корабля ПВО десантных сил сбил несколько японских и три... своих самолета.

После этого американские летчики во избежание несчастья предпочитали обходить стороной роковой эсминец. В том, что это была весьма нелишняя предосторожность, на себе убедился экипаж однотипного корабля «Льюис» (DD-522), чей борт и надстройки «Вилли Ди» изрешетил огнем своей зенитной артиллерии, пытаясь сбить японский самолет.

10 июня 1945 года, когда «Уильям Д. Портер» нес противовоздушное дежурство, японский пикирующий бомбардировщик прорвался сквозь линию дальней обороны. Это был загруженный бомбами камикадзе, выбравший в качестве цели крупный транспорт, находившийся рядом с эсминцем.

Пораженный зенитным огнем самолет в последний момент сбился с курса и упал в море у борта «Вилли Ди». Однако не успели моряки поздравить друг друга с небывалым везением, как точно под килем эсминца прогремел мощный взрыв: сбитый японский летчик все-таки сумел отомстить за свою смерть.

«Уильям Д. Портер» начал быстро заполняться водой, кренясь на правый борт. Три часа спустя командир поврежденного эсминца вместе с экипажем перешел на борт подошедшей десантной баржи. Корабль, который едва не изменил ход мировой истории, затонул на глубине примерно 800 метров у берегов далекого острова Окинава.

Так закончилась невероятная, полная неразрешенных загадок история эсминца «Уильям Д. Портер».

  • Синдром человека, приносящего несчастье
  • "Моего сына с рождения преследовали какие-то злые силы"
  • Призраки шхуны «Чарлз Хескелл»


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: