Великие танцоры — Марта Грэм. Техника марты грэхем Техника марты грэхем

Martha Graham
Марта Грэм, фотография Юсуфа Карша Дата рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

США

Награды:

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм - движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном,в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина - это слабое существо.

Литература

  • Martha Graham . Blood Memory. New York, 1991.
  • Don McDonagh . Martha Graham, A Biography. New York, 1973.

Март Грэм создала свою собственную технику, которая носит ее имя, и является по сей день основополагающей в танце-модерн. Без «техники Марты Грэм» не вырастает ни один профессиональный танцовщик. Она была первой, кто попытался структурировать движения в некую систему, что до нее не сделали ни Дункан, ни Сен-Дени. Основу ее техники, «contraction-release» – «сжатие и расслабление», танцовщики пытаются постичь годами.

В своих творческих поисках она определила, что движение под­чиняется трем основным константам: времени, пространству, энер­гии. Она считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и «выплескивается» в пространство во время танца. Как и К.С. Ста­ниславский, М. Грэхем делала акцент на то, что эмоция провоцирует движение. Движение, считала она, должно и может определить эмо­цию более точно, чем слова. «Не важно, что говорят слова — движе­ния никогда не лгут…, танец не должен делать ничего, что вы може­те сказать словами. Он должен выражаться действиями, окрашен­ными глубокими чувствами, которые могут быть выражены только движениями». Создав свою школу и труппу, она создала и свой язык движений, детально разработав его технику исполнения. Важной составляющей ее техники был так называемый внутренний импульс: «Она использовала не только наши тела, она использовала также нашу душу, нашу внутреннюю жизнь…», - вспоминают ее ученики.
Уроки техники М. Грэхем начиналась с простых движений, ко­торые превращались в длинные танцевальные цепочки с добавлени­ем различных позиций рук и ног и изменением направлений, уров­ней движения
Она стремилась создать язык танца, который бы смог выразить человеческую душу и дух через мифы, архетипы и откро­венные эмоции. Это был сложный процесс переосмысления, соеди­нения новых форм с уже существующими формами. Это был путь всецелой отдачи и выразительности, наполненный уверенностью, что танец может выразить все в человеческой жизни и переживани­ях. М. Грэхем создавала спектакли, а не упражнения, а затем из най­денных для хореографической постановки движений формировала упражнения для класса. Некоторые движения появились в результа­те импровизации, некоторые были созданы под влиянием движений из классического танца, другие были созданы как хореографические образы. Так развивалась ее техника танца. Совершенствуя технику, она развивала и свою душу. Это для нее стало задачей первостепен­ной важности. Грэхем уделяла большое внимание внутреннему миру персонажей своих спектаклей и выражала эту внутреннюю жизнь через движения.

Техника Грэхем характеризуется двумя базовыми понятиями: контракшэн (contraction) — сжатие и релиз (release) удлинение, расширение. Ей также присущи импульсный характер движения и использование пространства за счет перемещения по полу. Лексика Грэхем вырабатывалась постепенно, по мере того как расширялся диапазон тем и образов в ее постановках. «Ее лексика была проста, сильна, правильна и ударна. Это было одновременно пугающе и воз­буждающе. Мы ходили, прыгали, скакали, сжимались, высвобожда­лись, работали на полу, падали», — вспоминает Беси Шонберн.
Главным источником движения в технике Грэхем является центр сил, она открыла его новые возможности. Тело нужно сделать управляемым, владение телом должно постоянно совершенствоваться и подчиняться анатомическим законам движения.

Эта новая техника и являлась очень смелой и не была ограничена общепринятыми традициями и стереотипами. Она начиналась с собственного красивого тела Грэхем и экстраординарных движений, которые она ис­полняла. Эта техника танца была и является возможностью найти путь самовыражения через движение тела в танце, облик которого во многом составляет дыхание. М. Грэхем нашла ответ на собственные вопросы, открыв новые движенческие возможности тела. Она про­ложила путь для создания собственной манеры танца, используя сжатие и высвобождение. Любое движение должно быть мотивировано внутренней жизнью танцора. Марта говорила, что когда внутренняя жизнь не развита, развивается «бесплодие», а недостаток мотивации приведет к бессмысленности движения, бессмысленное движение — к упадку. Это совершенно новый подход к физике движения, подчиненного дыханию и анатомическим изменениям при дыхательном процессе. М. Грэхем обнажила механизм движения — усилие и расслабление, тщательно скрываемые в классическом тан­це. Это стало важнейшими элементами ее техники, ее концепцией движения, базирующегося на «сжатии — высвобождении». Это из­лияние, которое наполняет все тело. Она говорила, что движение нужно не изобретать, а обнаруживать в себе. Марта Грэхем использовала всевозможные способы пробуждения воображения, включая в уроки работу над сотней образов животных. Марта учила в свобод­ной манере, полностью сконцентрировавшись на предмете. Каждый год в классы добавлялись новые движения.


Марта Грэм родилась в пригороде Аллегени (ныне Питтсбург), штат Пенсильвания, 11 мая 1894 года. В детстве на нее оказал очень большое влияние ее отец, который работал врачом и использовал физические движения для устранения нервных расстройств. Доктор Грэм считал, что тело может выражать внутренние чувства человека, и эта идея весьма заинтриговала его дочь.


Будучи подростком, Грэм изучала танец в Лос-Анджелесе в «Denishawn». В 1926 году она основала свою собственную танцевальную компанию в Нью-Йорке. Она танцевала, пока ей не исполнилось 60 лет, и работала хореографом вплоть до своей смерти в 1991 году. Что можно говорить бесспорно - Марта Грэм - это одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться.

В 1910 году семья Грэм переехала в Калифорнию, и когда Марте была 17, она увидела Рут Сен-Дени, которая выступала на сцене оперного театра "Мейсон" в Лос-Анджелесе. После шоу, она умоляла ее родителей разрешить ей учиться танцевать, но, они, будучи заядлыми пресвитерианами, не разрешили это девочке.


Тем не менее Грэм не отступилась от своей мечты и поступила в художественно-ориентированный колледж, а после смерти отца, в недавно открытую школу танцев и смежных искусств Denishawn, основанную Рут Сен-Дени и ее мужем, Тедом Шоном. Грэм провела более восьми лет в Denishawn, в качестве студента, а позже - и преподавателя.

Работая в первую очередь с Тедом Шоном, Грэм улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. Шон сделал постановку танца "шочитль" специально для Марты Грэм, которая исполнила роль атакующей ацтеской девы. Ее дикое эмоциональное выступление получило одобрение критиков.


Грэм ушла из Denishawn в 1923 году, поступив на работу в Greenwich Village Follies. Два года спустя, она ушла и из Follies, чтобы начать сольную карьеру. Она взялась за преподавание в школе музыки Eastman и театре в Рочестере, штат Нью-Йорк, а также в школе Джон Мюррей Андерсон в Нью-Йорке, чтобы обеспечить себя.

В 1926 году она основала "Martha Graham Dance Company". Ее программы в начале были стилистически похожи на те, которые использовали ее учителя, но Грэм быстро нашла свой индивидуальный стиль, свой неповторимый художественный шарм, и начала проводить сложные эксперименты в танцах.

Вот здесь и пригодилась идея, которую Грэм подхватила от своего отца. Все более смелые идеи появлялись в ее танцах, и она иллюстрировала свое видение мира через необычные рваные движения, которые никто ранее не применял в танцах. Грэм считала, что это физическое выражение дало выход духовным и эмоциональным аспектам, которые были полностью проигнорированы в других западных танцевальных формах.


Несмотря на то, что многие ранние критики описали ее танцы, как "уродливые", гений Грэм был признан и ее достижения в танцах, по мнению многих, являются одними из наиболее важных достижений в культурной истории Америки.

В балете все закруглено- положение рук, мягкие плавные переходы от позы к позе. В танце Грэхем (особенно на раннем этапе) на первое место вышли угловатые движения. Здесь все было резко, отрывисто, напряженно. Взгляд не отдыхал, созерцая гармонию, он (а вместе с ним и сознание зрителя) все время как бы натыкался, ушибался о неровности, углы, потому что утверждала Грэхем, такова настоящая жизнь.

Техника Грэхем формировалась постепенно на протяжении многих лет. Грэхем всегда порицала дилетантизм и считала, что танцовщик должен развивать свое тело, чтобы сделать его послушным инструментом для танца. Заниматься этим нужно всегда и беспрерывно, и для полного владения возможностями тела требуется многолетний тренаж. Вначале, отрицая, как все артисты этого направления, балетный театр. Грэхем демонстративно отвергала и классический тренаж. Позднее, как она признавалась сама, артистка поняла, что нелепо игнорировать то, что является плодом трехсотлетнего опыта, и взяла для себя из классического танца все, что ей казалось полезным. Но мастеров «танца модерн» волновали и другие проблемы. Новое искусство танца питалось соками родной земли, вбирало в себя то, чем был пропитан воздух страны. Стремясь постичь себя и своих современников, танцовщики задавались вопросом: как сложился национальный характер народа? Как отразилось в нем историческое прошлое? Как повлияли на его формирование традиции, жизненные обстоятельства, местные природные условия? Особое внимание привлекал ранний «пионерский» период из истории Соединенных Штатов. Так возникли у Марты Грэхем танцы «Древние мистерии» (комп. Л. Хорст, 1931), «Граница» (комп. Л. Хорст, 1935), «Американский документ» (комп. Рей Грин, 1938), «Весна в Аппалачских горах» (комп. А. Копленд, 1944), у Дорис Хамфри - «Трясуны» (1931).Обращаясь к прошлому, хореографы стремились в этом прошлом уловить основополагающее и важное для будущего. Их танцы рассказывали об американских пионерах: о силе, терпении, упорстве, суровости тех первых, что завоевали новые земли, расчищали целину, шли вперед по «большой дороге» (вспомним «Песню большой дороги» Уолта Уитмена, призыв Р.У. Эмерсона «повозку привязать к звезде»). Одновременно в танцах вставала и сама страна, с ее ширью и мощью, ее просторами, где на тысячи миль тянулись равнины или высились горы, среди которых человек жил, не ведая границ. Свободная инициатива, демократизм во взаимоотношениях - эти черты характера были предопределены самими обстоятельствами, самим окружением. Когда Марта Грэхем ставила «Границу» или «Весну в Аппалачских горах», в танце преобладали движения широкие, уверенные, свободные, открытые, слышались отзвуки веселых народных скуэр-дансов (американских кадрилей). И в то же время границы возникли, и притом такие, преодолеть которые труднее, чем те, что воздвигает природа. Столкновение авантюристического духа пионеров с пуританским воспитанием, где основное внимание уделялось внешней благопристойности, благочестию и морали, а естественные порывы подавлялись, породило те конфликты, которые нашли отражение в американской литературе (Шервуд Андерсон, Фолкнер), драме (Тенесси Уильямс), а также в танце. Сначала у артистов «танца модерн», затем в балете. Проблемы социальные перерастали в проблемы психологические. Марта Грэхем в танце «Письмо миру» (1940) обратилась к переживаниям американской поэтессы Эмили Дикинсон, в чьих стихах отразилась борьба пуританского религиозного мистицизма со свободомыслием. Ее привлекало и творчество английских писательниц, сестер Бронте («Смерти и входы», комп. Х. Джонсон, 1943).На протяжении 1940-х годов постановки Марты Грэхем приобрели одновременно большую масштабность и все более изощренный психологизм. Это уже не концертные номера, а театр. В основе была всегда эмоция, но она облекалась в театральную форму. В искусстве Марты Грэхем родился новый тип танцевальной драмы, где повествование касалось не сколько внешних событий, сколько движений души. Ее называли «Шекспиром танца». Особенно охотно обращалась Марта Грэхем к образам античных и библейских, церковных мифов. Это балеты об Иродиаде (одновременная постановка на музыку П. Хиндемита, 1944), Медее («Пещера сердца», комп. С. Барбер, 1946), Эдипе и Иокасте («Путешествие в ночи», комп. У. Шумен, 1947), Ариадне и Тезее («С вестью в лабиринт», комп. Дж. К. Менотти, 1947), Жанне д"Арк («Диалог серафимов», комп. Н. Делло Джойо, 1955), Клитемнестре (одноименная постановка, комп. Халим Эль-Дабх, 1958) и др. Она подвергала глубинному анализу души своих героев и героинь, улавливая тончайшие нюансы эмоций, проникая в подсознательное. Притом это были абсолютно современные постановки. Танец становился средством самопостижения. Это совпало с тенденциями современного искусства и литературы, уделявшими особое внимание психологическому анализу индивида, раскрывая эмоционально-протеворечивый опыт, выявляя скрытые мотивы поступков. Такой танец отвечал также потребности современного американца решать психологические проблемы с помощью психоанализа, получившего в те годы столь широкое развитие.

Марта Грэхем работала с молодыми композиторами, которые были ее единомышленниками, в частности с Луисом Хорстом, ставшим консультантом ее труппы в области музыки. Придавая огромное значение оформлению спектакля, костюмы Грэхем обычно создавала сама, а наиболее близким ей по духу сценографом был Исаму Ногучи, содружество с которым началось в 1936 году и продолжалось до самой его смерти в 1988 году. Ногучи создавал для Марты Грэхем из проволоки, веревок, дерева и камня такое сценическое пространство, где каждый предмет служил действию, каждая деталь, дополняя движение, сливаясь с ним, обретала значение символа. Грэхем писала о Ногучи: «Я никогда не говорила Исаму точно, что мне нужно, что мне представляется. Но когда я сказала ему, например, что для «Путешествия в ночи мне понадобится постель, он принес мне постель не похожую ни на одну, когда-либо существовавшую: ее образ, сведенный к скелету, к сущности понятия».Другие танцовщики, работавшие в 1940-50-х годах, черпали вдохновение в фольклоре. К ним относится Катрин Данхем и Перл Примюс. Данхем была антропологом и изучала танцевальный фольклор народностей Карибских островов, чтобы затем театрализовать его, используя, в частности, в мюзиклах и фильмах. Перл Примюс исследовала африканские танцы и создала ряд постановок на их основе.

Дата рождения: 11 мая 1894 года.
Дата смерти: 1 апреля 1991 года.
Полное имя: Марта Грэм или Марта Грэхем (Martha Graham).
Танцовщица, хореограф и режиссер, одна из основоположниц техники танца модерн.

Марта Грэм родилась в глубоко религиозной семье города Аллегейни (скоро ставшим частью Питтсбурга). Ее отец Джордж Грэм был потомком ирландских эмигрантов и исповедовал пресвитерианство. Мать Джейн Бирс была пуританкой и принадлежала к потомкам вписавшего свое имя в историю английского офицера Майлза Стэндиша.

В юности Марта увидела выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени и как истинная женщина-телец буквально забредила танцами. К счастью для будущих поколений, в середине 1910-х гг. родители отпустили девушку учиться в только что созданной школе Сен-Дени и ее коллеги Теда Шоуна «Денишоун». Марта успешно прошла обучение и в 1920 году впервые вышла на сцену в составе труппы «Денишоун». Годы обучения она будет вспоминать с большой благодарностью, о своем первом самостоятельном концерте 1926 года из восемнадцати номеров она впоследствии скажет: «Все было сделано под влиянием «Денишоун».

В том же 1926 году Марта Грэм основала собственный центр танца Martha Graham Center of Contemporary Dance, существующий до сих пор.

Для своих балетов Марта Грэхем не только разрабатывала хореографию и принимала участие как танцовщица, но и заказывала композиторам нужную музыку. Ее излюбленными персонажами были «женщины на изломе», часто ими становились героини греческих или библейских мифологий, одержимых земными страстями.

Под влиянием Марты Грэм зритель изменил свое отношение к танцу. До нее существовали или фривольные танцы в кабаре, или европейский балет, в котором мужчине и женщине отводились строго определенные гендерные роли. В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США — президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Грэм не связывала себя с феминизмом, но именно ее именуют освободительницей женского танца. Впрочем, сама она считала, что наивысшей выразительностью и энергетикой обладает тело недевственной, но и не рожавшей женщины. И сделала соответствующий выбор.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: