Чем отличаются турки от арабов. Между арабами и турками рождается серьёзный конфликт. Цели сбора персональной информации пользователя

Интервью директора Центра региональных исследований Ричарда Киракосяна газете «Ноев Ковчег»

– В последнее время Турция существенно усилила восточный вектор своей внешней политики. Означает ли это, что Анкара уже отказалась от надежд, связанных с переговорами по вступлению Турции в ЕС?

– Как мне кажется, за последние полтора года турецкая стратегия по евроинтеграции подверглась существенным изменениям. Турки уже давно не просят Европу принять их, стремясь превратить свою страну в настолько мощное региональное государство, чтобы ЕС нуждался в ней больше, чем Турция в ЕС. При этом членство Турции в Евросоюзе, собственно, исходит и из интересов Армении, так как Турция, попав в ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями, станет более выгодным и менее опасным соседом для нас. В частности, я имею в виду ответственность турок в вопросах геноцида и исторического наследия, возмещения собственности. Турция просто будет вынуждена сократить военные расходы, агрессию в отношении армян или курдов. Все это существенно ограничит свободу Анкары в маневрах, и Турция не сможет долго оставаться враждебным соседом для Армении. Вместе с тем я особо хотел бы выделить внешнеполитический вектор Турции о приоритетности Балкан и балканских турок. При этом данное направление турецкой политики обнажает ее дисперсность, поскольку Анкара не фокусируется на чем-то одном, проявляя активность в направлении Сирии, Ливии, Ирака, Боснии, Кипра, Кавказа, Азербайджана, Ирана и т.д. Таким образом, параллельно развивая все эти векторы, Турция неминуемо потерпит неудачу, по крайней мере, во многих своих попытках.

– С развалом СССР Турция перестала играть для НАТО, и в частности для США, исключительную роль натовского форпоста на границах «империи зла». Тем не менее, американо-турецкое военно-стратегическое сотрудничество, несмотря на некоторые шероховатости, продолжает развиваться.

– Не секрет, что на протяжении последних десятилетий именно Пентагон не раз вставал на защиту Турции даже тогда, когда этого не следовало делать, к примеру, в вопросе геноцида армян. Однако на сегодняшний день в Пентагоне испытали настоящее разочарование Турцией и в ней уже не нуждаются, что обосновано наличием американских солдат в Афганистане и Ираке, а также новой ролью США на Ближнем Востоке. При этом сама Турция, являясь членом НАТО, рассматривает, к примеру, Черное море не под углом сотрудничества с США или в рамках НАТО, а в контексте партнерства с Россией. Поэтому военно-политические отношения между Вашингтоном и Анкарой, подвергшись серьезным изменениям, вряд ли восстановятся до прежнего уровня, что для региона в целом хорошо.

– И эту тенденцию неспособно подвергнуть корректировкам даже подписанное недавно Турцией и США соглашение о размещении радара против иранских ракет на турецкой территории?

– В данном случае важно даже не столько это, сколько то, что Турция уже несколько лет сближается с Россией в таких сферах, как энергетика, дипломатия и геополитика. И размещение радара станет первым испытанием прочности российско-турецких отношений. Данный план ПРО, по сути, идентичен тому, что развертывается в Польше и Чехии и против которого так активно выступала Россия. Сама Россия при этом явно не располагает достаточными рычагами воздействия на Турцию, учитывая, что эти две страны являются давними историческими и региональными соперниками. Помимо того, претензии Турции на роль региональной державы прямым образом угрожают интересам России на Кавказе, однако для Армении такой сценарий однозначно позитивен, так как чем больше сложностей будет в отношениях Москвы и Анкары, тем лучше для Еревана. Таким образом, подписав договор о размещении ПРО, Анкара уже во второй раз позиционирует себя как союзницу Вашингтона. Первый раз – это позиция Турции в отношении Сирии. Очень интересна цена соглашения, которую получит Турция от США. Ею может стать как американское содействие или, по крайней мере, нейтралитет США относительно бомбежек деревень и позиций курдов в Северном Ираке. Что же касается Ирана, против которого, как предполагается, размещен радар, то у него нет других альтернатив, кроме как пытаться продолжать использовать Турцию как посредника.

– Многие сегодня говорят о неуклонной исламизации Турции, направленной на повышение ее роли в регионе. Происходит ли этот процесс в реальности или же сводится к имитации в политических целях?

– Весь вопрос в том, что нам пока неизвестно – исходит ли исламизация от правящей Партии справедливости и развития, в основе своей исламистской, или же само общество сильнее начинает ориентироваться на ислам, а правительство просто ему в этом подыгрывает. Соответственно, тенденция к исламизации может исходить в Турции не только сверху, но и снизу. Однако в любом случае AKP явно не собирается превращать Турцию в теократическое государство, по примеру Ирана. Скорее, речь идет об ориентации страны на менее светскую и более демократическую позицию. При этом военные, светски настроенные силы, стоящие на страже идей Ататюрка, еще не проиграли эту игру и все еще могут стать центром выработки контрмер.

Однако тенденция к исламизации выглядит достаточно устойчиво, учитывая, что у власти в стране по-прежнему стоит Партия справедливости и развития. При этом дело тут не в одном только распространении ислама в Турции, а в том, кто в результате будет лидировать на Ближнем Востоке. Поэтому Израиль Турции уже не нужен, поскольку та всеми силами стремится завоевать расположение арабского мира, в особенности после смены правительств в Тунисе, Египте, Ливии и в будущем в Сирии. Однако большинство арабов еще в период Османской империи ненавидели турок и теперь продолжают помнить все их «достижения». Невзирая на это, Анкара, продолжая декларировать антиизраильскую позицию, продолжает играть на настроениях Ближнего Востока. В то же время, разорвав связи с Израилем, партия Эрдогана использует это для ослабления влияния собственного генералитета, который всегда поддерживался Израилем.

– Как вся эта ситуация отразится на Армении? Появится ли в Кнессете наконец законопроект о признании геноцида армян?

– Не знаю, как насчет Кнессета, но в Конгрессе США законопроект по геноциду станет уже не сугубо армянским вопросом, а удобным орудием для большинства представителей израильского лобби, которое не преминет использовать его против Турции. Многие годы Израиль помогал саботировать усилия по признанию геноцида. Теперь же израильское лобби в США и Европе наверняка развернется в обратную сторону, для начала попытавшись использовать геноцид армян в качестве ответного шага против Турции.

Поэтому в вопросе признания геноцида уже в ближайшее время могут произойти более существенные изменения и пертурбации.

Давид Степанян

В последнее время всё чаще можно слышать о том, как мусульмане, живущие в России, покидают или собираются покинуть свою родину. В основном их привлекает Турция. Особенно это касается мусульман Москвы. Ещё больше – наиболее активных из них. Например, бизнесменов. Причин этому много. Наиболее часто, наряду с усиливающимся давлением на людей, ведущих исламский образ жизни, озвучивается нежелание растить детей в России.

Как-то у меня завязался разговор с другом о том, где он хотел бы жить и растить детей.

– Ты думаешь уехать из Дагестана?

– Пока нет, но всё чаще задумываюсь об этом. Хочу жить в цивилизованном обществе.

– Что именно толкает тебя на эти мысли?

– Я хочу, чтобы мои дети выучились должным образом и выросли в нормальном обществе.

– Ты считаешь дагестанское общество ненормальным?

– Ну, как сказать… я просто не хочу, чтобы мои дети выросли так, как вырос я. Хочу, чтобы они ходили в школу и университет за знаниями, а не за чем-то другим. У нас молодёжь в учебных заведениях занимается всем чем угодно, кроме учёбы. Они учатся там притеснять друг друга, давать взятки, учатся пить, курить… Я не хочу, чтобы мои дети росли в городе, в котором представители правоохранительных органов останавливают людей за внешний вид, где в любое время в кафе может ворваться ОМОН и задержать на полдня официантов и посетителей, где представители спецслужб могут без суда и следствия расстрелять машину прямо на дороге средь бела дня… Я хочу жить там, где люди любят и уважают окружающих, соблюдают их права и свои обязанности перед ними. У нас ненормальное общество, в котором живут и вырастают ненормальные люди.

– А кто будет менять его, если такие как ты разъедутся? Ты не чувствуешь ответственности за свою родину, за свой народ? Думаешь, тебя не будет тянуть домой? И куда, например, ты хотел бы переехать?

– Не знаю…

– В Европу ты не поедешь, правильно? В какие-нибудь Эмираты, наверное, тоже…

– Да, туда я не поеду. Думал, может, в Турцию…

– Представь, что ты переехал. Твои дети пошли в турецкую школу, стали говорить на турецком языке, приобщились к турецкой культуре и менталитету, обзавелись друзьями, женились на турчанках… стали турками, короче… совсем забыли родной Хунзах…

– Вот это меня и останавливает вообще-то.

– Мне кажется, ты не сможешь жить нигде, кроме этого нашего «ненормального общества».

– Кажется, я понял, где хочу жить…

После этого мой друг назвал одно небольшое дагестанское село, в котором простые люди живут простой сельской жизнью, понравившейся ему тем, что большинство его жителей соблюдают предписания ислама. Мечеть села играет роль важного общественного центра, имам имеет большой авторитет среди людей. К тому же в селе достаточно людей, обладающих шариатскими знаниями, к которым обращаются за решением бытовых и общественных вопросов и проблем. Дети там шустрые и смышлёные, а взрослые – благородные и трудолюбивые.

К сожалению, большая часть Дагестана сильно отличается от подобных сёл, и жизнь в ней течёт по другим правилам. Иногда кажется, что правил и вовсе нет. Когда-то оторванный от своей истории и культуры, крепко привязанной к исламу менталитет дагестанцев привёл нас к диктатуре силы, денег и служебных полномочий. Ценностями людей стали «корочка и ствол». То, что должны делать бесплатно, люди стали делать только за деньги. Довольство заработной платой и отказ от взяток стали глупостью. И если ты не заплатишь человеку за то, за что он получает зарплату, тебе может быть нанесён вред. Этот порочный круг сопровождает нас от роддома до кладбища включительно.

На этом фоне можно отчётливо видеть, как возврат к исламу и его ценностям делает людей лучше. Люди в ислам сегодня приходят самые разные. Бывает так, что занимавшиеся ещё вчера разбоем и вымогательством сегодня интересуются тем, какую наценку шариат разрешает им накинуть на товар. Совершенно искренне, стесняясь своего прошлого. Аллах говорит в Коране (смысл): «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов...» (сура «Женщины», аят 36). Это нрав ислама, ответственность за распространение которого лежит на наших плечах.

Каждый из нас в ответе за общество, в котором он живёт. Не следует бежать от проблем. Их за нас никто не решит. Турки и арабы сюда не приедут. Их выгнали не так давно.

История взаимоотношений между арабами и турками-османами не ограничивается распространением среди них ислама и заимствованием арабских слов.

С начала XVI века португальцы стали представлять угрозу для паломников, стремящихся попасть с Индийского субконтинента в священные города Мекку и Медину. Португальцы вошли в Персидский залив и Красное море и стали нападать на мусульманские торговые суда. Мамлюки, правившие Египтом ничего не могли противопоставить европейцам, и обратились за помощью к туркам-османам, которым, в свою очередь, европейцы не могли противостоять в том, что касалось военной и морской силы, поскольку у османов была первоклассная армия и такой же флот.

И все же стоит отметить, что для начала османы присоединили к своей державе Сирию и Египет. Египет был нужен чтобы, опираясь на морские базы, вести борьбу с португальскими пиратами.

Проявив себя истинными стратегами, османы начали военные действия против испанцев и португальцев в Средиземном море и связали их силы. Во главе флота встал легендарный Хайретдин-паша, которому его враги дали прозвище Барбаросса – рыжебородый. В 1538 году Барбаросса разбил объединенный флот Запада у Превезе, а в 1541 году нанес испанцам, которыми командовал сам король, тяжелое поражение у берегов Алжира. Примерно в то же время флот под предводительством Хадыма Сулеймана-паши вышел в Индийский океан. Османы завоевали Йемен и северо-западные районы Эфиопии. Базируясь в йеменских портах Адена и Зебида османские корабли постоянно патрулировали Красное море, прикрывая пути на священные города, и полностью расстроили португальскую торговлю пряностями. Мусульманская торговля, напротив, ожила.

Каир, Александрия, Дамаск, Триполи и Алеппо пережили второе рождение. В них до сих пор сохранились многочисленные следы османского влияния, прежде всего в архитектуре.

В 1578 году португальцы были разгромлены в Средиземном море в битве у Касру-ль-Кабир. При этом погиб сам португальский король.

К 1590 году в результате войн с иранскими шахами из династии Сефевидов был завоёван Ирак.

По договору 1639 года, заключенному в Каср-и-Ширине иранцы признавали османскую власть над Багдадом. В это время арабские территории стали глубокими провинциями (санджаками) Османской империи.

Правители санджаков назначались султаном. Они отвечали за сбор налогов и осуществляли административное управление. Местные правители, как правило, пользовались широкой автономией во внутренних делах. Иерусалимский санджак, включавший в себя территорию от Яффы на западе и до реки Иордан на востоке и территорию от границ Сирии до границы с Египтом на юге, подчинялся непосредственно султану.

Меккой управляли сменявшие друг друга шерифы, считавшиеся потомками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пользовавшиеся большей, нежели обыкновенные паши-губернаторы, самостоятельностью.

Арабские провинции были менее развиты в промышленном отношении, хотя города, расположенные на побережье, благодаря торговле развивались быстрее, чем те, которые находились в глубине территории империи.

Например, Алеппо, наряду с Дамаском и Каиром, были знамениты производством тканей. В этих городах также были развиты ремесла, связанные с обработкой металла: изготовление хозяйственной утвари, оружия, инструментов, конской сбруи. В Египте также выращивали хлопок, который широко потреблялся на внутреннем рынке. И все же большая часть промышленных товарыов доставлялась в арабские провинции из Анатолии, европейских провинций империи, из Ирана и Индии.

Арабские провинции Османской империи были беднее, чем европейские. Это во многом объяснялось низким уровнем образования населения и, как следствие, их отставанием в развитии.

С начала XVIII века Османская империя вошла в полосу экономических и политических кризисов. Поражение под Веной означало конец военного преимущества османов, власть над провинциями стала ослабевать. Этим не преминули воспользоваться управлявшие ими паши, чтобы добиться большей самостоятельности.

Сильнейшее потрясение Османская империя испытала в результате нападения Наполеона на Египет в 1798 году.

И хотя в итоге импертатор Франции потерпел поражение, именно он был первым, кто предложил евреям основать государство в Палестине. Ослабление власти османов в этом регионе способствовало закреплению там европейцев.

В 1801 году в Аравии начался ваххабитский мятеж, который удалось подавить лишь через 17 лет.

С 1820-х годов Османскую империю потрясла целая череда восстаний и бунтов, направленных против центральной власти. В то же время в целом население сохраняло верность османским султанам. Действия арабского населения Сирии и Палестины, выступившего против египетского паши Мехмеда Али, намеревавшегося захватить власть в империи, сыграли решающую роль в его поражении в 1840-41 годах.

Нестабильной ситуацией в империи не преминули воспользоваться европейские державы, в первую очередь Англия и Франция. Англия открыла в Иерусалиме консульство, главной задачей которого было содействие переезду евреев в Палестину.

Франция закрепилась в Ливане, пользуясь тем, что в этой части империи христиане составляли довольно большую часть населения. Католические миссионеры стали открывать в Ливане школы в большом количестве. Христиане попытались усилить свое влияние, и это привело к конфликту с мусульманским населением региона, который вылился в столкновение, унесшее тысячи человеческих жизней. В ответ на угрозу Франции вмешаться в ситуацию османским властям пришлось изменить статус этих территорий, объявив их автономной провинции, правителем которой стал христианин.

Со временем вмешательство европейцев в дела Османской империи только росло.

В 1882 году Великобритания под предлогом обеспечения судоходства по Суэцкому каналу оккупировала Египет. Англичане проявляли активный интерес к делам на Аравийском полуострове, поддерживая стремление местных шейхов отделиться от Османской империи, снабжая их оружием и оказывая политическое покровительство.

Турки действовали с переменным успехом, подавляя бунты арабских племен в Аравии и Йемене в 1871, 1889 и 1895 годах. Для османов контроль над территорией Аравии был очень важен: именно здесь располагаются святые места мусульман и султан, носивший одновременно титул халифа должен был обеспечить возможность своим подданным из разных регионов империи совершить хадж.

С конца 1880-х годов, когда борьба между европейскими державами за колонии предельно обострилась особое значение приобрел регион Персидского залива.

Германия получила от османов концессию на строительство железной дороги Берлин-Багдад с ветками на Кувейт и Хиджаз, чтобы иметь выход на Ближний Восток, минуя моря, находившиеся под контролем англичан. Сближение между двумя странами происходило и в других областях, например, в военном сотрудничестве.

С тех пор англичане взяли прямой курс на раздел Османской империи, намереваясь, вслед за Египтом и Суданом превратить Аравию, междуречье Тигра и Евфрата в зону своего колониального господства. При этом Англия всячески поощряла и провоцировала конфликты местных арабских правителей с османскими губернаторами и центральной властью в Стамбуле, обещая арабам свою поддержку.

В 1901 году между турками и англичанами развернулась борьба за Кувейт, правитель которого напал на подчинявшееся османскому губернатору арабское племя шаммаров в Восточной Аравии.

Кризис достиг своего пика, когда эмир Абдул-Азиз ас-Сауд с отрядом в 40 бойцов проник в Эр-Рияд, убил тамошнего губернатора и захватил город. Через кувейтского эмира Мубарака англичане снабжали его оружием и оказывали дипломатическую поддержку: в декабре 1903 года вице-король Индии Керзон в сопровождении эскадры военных кораблей посетил регион Персидского залива, демонстрируя поддержку союзников.

Летом 1904 года Абдул-Азиз установил контакты с английским политическим резидентом в странах Персидского залива майором П. Коксом.

Понимая, что происходящее грозит потерей Аравии турки послали на подавление мятежа войска, но они были разгромлены в бою у эль-Букайрии.

В 1905 году в Йемене произошло восстание против турок во главе с имамом Яхъей. Османы не могли больше контролировать восток и центр Аравии и были вынуждены вывести оттуда свои гарнизоны.

Продолжение следует

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

На сегодняшний день население Турции составляет 73 миллиона человек. Из них 82% – турки, 11% – курды, в остальную часть входят арабы, греки, армяне и представители других национальностей. Более трех миллионов турков проживают в Германии и других европейских странах. В настоящее время численность населения увеличивается за счет россиян и других жителей стран СНГ.

Конституция Турецкой Республики признает турком каждого, кто родился на территории Турции от матери-турчанки или отца-турка. Самые крупные города Турции – это Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Бурса. На востоке Турция граничит с Грузией, Азербайджаном, Арменией и Ираном; на северо-западе – с Болгарией и Грецией; на юго-востоке – с Сирией и Ираком. Турецкую Республику омывают Средиземное, Черное, Эгейское и Мраморное моря.

На территории Турции на протяжении многих веков происходили контакты и ассимиляция разных народов. К примеру, давние жители Малой Азии были похожи на шумеров Месопотамии (теперешний Ирак) и тюрков Центральной Азии. В древности на территорию Анатолии напали индоевропейские племена, которые создали Хеттское царство. Позднее здесь господствовали греки, римляне, византийцы и османы.

Историческая родина тюрок – Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу – угро-финны (предки современных финнов, венгров и эстонцев). Постепенно тюрки заселяли Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав местное население.

Народность курды – одна из двух самых крупных этнических групп турецкого населения (вторая из них – армяне), которые, проживая на территории Турции, избежали ассимиляции с тюрками в эпоху Османской империи. Они обитают в Восточной Турции, в горных и малодоступных районах, их язык, происхождение и культурные традиции очень схожи с персидскими. В 1925 и 1930-х годах курды поднимали восстания за независимость против Турецкой Республики, которые жестоко подавлялись. Очень долгое время на территории курдов действовало чрезвычайное положение, а в 1946 году они получили такой же статус, как и остальные турецкие провинции. До сих пор эта проблема остается чрезвычайно острой, тем более, что в соседних Ираке и Иране проживают довольно сильные курдские меньшинства, оказывающие поддержку турецким курдам.

Турки очень вежливы и обходительны. В трудной ситуации они вам всегда помогут и не оставят в беде. При встрече они всегда приветливы и радушны, этикету придают большое значение. Турки очень хорошо относятся к людям, уважающим их традиции, а если вы знаете хотя бы несколько слов по-турецки – это буквально обезоруживает их. По их религиозным традициям, коренящимся в исламе, подчеркнуто вежливые приветствия и добрые пожелания в адрес друг друга играют для них очень большую роль. Но у них есть и определенные недостатки, сразу бросающиеся в глаза западному туристу: являясь восточным народом, они очень медлительны и непунктуальны. Поэтому, если вы заключаете какую-либо сделку, время и цену подробно обговорите заранее.

Увидев на улице женщину, облаченную в черные одежды, не следует показывать на нее пальцами или фотографировать.

Если вы входите в квартиру, частный дом к туркам или мечеть, нужно всегда перед входом снять обувь и оставить ее перед дверью. А если мечеть многолюдна, обувь можно положить в пакет и взять с собой. Заходя в мечеть, нужно быть прилично одетым, женщине полагается повязать на голову платок; запрещается посещать такие места в шортах, коротких юбках и майках.

Вы не встретите на улице пьяного турка: ислам запрещает распитие алкогольных напитков. Поэтому туристам нужно вести себя соответствующим образом, уважая традиции этой страны.

Внешний вид

Каковы бы ни были традиции, самое ценное в каждой стране – это ее жители. Внешне турки очень разные и очень отличаются друг от друга: от темных брюнетов со смуглой кожей до светлокожих блондинов. Так внешний образ турков отразил все процессы ассимиляции, происходившие на протяжении многих веков в этой стране. Особым предметом мужской гордости являются усы, присущие очень многим туркам, за исключением военных.

Особенности характера

Черты характера турков очень противоречивы в силу того, что в них соединились и Восток, и Запад, и Европа, и Азия. Обостренная национальная гордость соседствует с их комплексом неполноценности. Являясь мусульманами, турки в подсознании считают себя выше других народов, но не брезгуют простой черновой работой и вербуются в качестве дешевой рабочей силы в Западную Европу. Слыша многочисленное количество раз слова «Великая Турция», многие понимают, что до настоящего величия их стране еще далеко. Здесь слишком велико социальное неравенство: от богатых людей, владеющих шикарными виллами в Турции, до обитателей трущоб, еле сводящих концы с концами.

Турки очень ценят дружбу и ради друга они готовы буквально на все. А если кто-то становится врагом, то это навсегда, они в течение длительного времени не меняют своих взглядов и отношения. Турки редко бывают объективны, в их друзья может запросто пробиться человек, просто льстящий им и не испытывающий искренних чувств. Такие люди часто злоупотребляют дружбой и используют ее в своих целях, полагаясь на доброту, безотказность и наивность своего друга. А даже аргументированный спор между друзьями может свести отношения на нет.

Турки самокритичны и обладают хорошим чувством юмора. Но они не приемлют критику со стороны иностранных граждан, и даже одно необдуманное слово может ранить их до глубины души. Туркам никогда не стоит безапелляционно заявлять, что все плохо, им куда приятнее будет услышать, что они делают все неплохо, но нужно стараться делать еще лучше. Давить на турка также не следует, с ним лучше договориться полюбовно.

Огромное значение для всех турков имеет доверие. Они готовы отказаться даже от выгодных предложений, услышав нотки недоверия в свой адрес. Напротив, показывая доверие своему собеседнику, это накладывает на турка чувство еще большей ответственности. Но они не всегда верны своему слову, списывая любые неудачи или промахи на Аллаха. Турки терпимо относятся к представителям всех национальностей, но они все так же неторопливы и неточны, у них абсолютно отсутствует чувство времени. Если они говорят, что сделают завтра, то это может означать, что будет сделано когда-нибудь, например, через неделю. К этому нужно приспособиться, обижаться и злиться на турков бесполезно, а тем более показывать им свою ярость – это ни к чему хорошему не приведет.

Турки подчеркнуто вежливы в общении друг с другом, особенно в маленьких городках. Они предупредительны в отношениях между собой, никогда не создают толчею, а если нечаянно заденут друг друга, то тут же извиняются. Водители уступают дорогу пешеходам и стараются быть взаимно вежливыми, а все недоразумения улаживают мирно и бесконфликтно. Но, к сожалению, в огромных городах (таких, как Стамбул) эта традиция уже исчезает.

Гостеприимство турков уже стало притчей во языцех. Не удивляйтесь,если после одной-двух встреч, они пригласят вас к себе домой и познакомят со всей родней. Если турки приглашают вас к себе на обед, ужин или просто чай, будет невежливым с вашей стороны отказать им, так как они могут воспринять это как личную обиду. Приглашая к себе домой, турки хотят выразить этим свое уважение и доверие к вам. Согласно национальным обычаям, после посещения турецкого дома нужно сделать ответный шаг, пригласив их к себе в гости.

Отношения между противоположными полами у турков совершенно не такие, как у нас. Турки относятся к женщине исключительно как к объекту любви, поэтому они не приемлют отношения к женщине как к товарищу, другу или коллеге по работе. Турки предпочитают проводить время с друзьями, и вы редко встретите семейную пару, идущую куда-то вместе,разве что к родственникам. Испокон веков турецкая женщина была хранительницей домашнего очага и сидела дома с детьми, нигде не работая. Но в последнее время в связи с все большей европеизацией Турции можно все чаще встретить работающих женщин и даже занимающих видные посты в государстве.

В Турции запрещены добрачные связи между мужчиной и женщиной, а также не приветствуются гражданские браки. Понравившись друг другу, молодая пара сразу решает пожениться. За пределами дома не принято проявлять чрезмерную нежность по отношению друг к другу. До сих пор здесь существует так называемая полиция нравов, поэтому вы не увидите на улице целующуюся парочку. Только в 2002 году был отменен обязательный тест на девственность среди старшеклассниц.

Даже спрашивать о здоровье жены и передавать ей привет среди турков считается неприличным. Обычно принято спрашивать о здоровье семьи в целом и передавать привет семье, даже если вы были раньше в этом доме и знаете жену.

Находясь в ресторане или на вечеринке, считается некрасивым поступком приглашать на танец чужую жену и садиться на свободное место за стол, особенно, если рядом сидят женщины. Турки – великие собственники и ревнивцы и не допускают даже мысли, что жена может танцевать с кем-то другим.

В вопросе супружеской верности турки бескомпромиссны и даже беспощадны, они не прощают измен, а некоторые могут даже убить. Был такой случай, когда турецкий парламент оправдал полицейского, который убил свою жену и брата, застав их вместе. При этом общественность относится благосклонно к изменам со стороны мужчин.

Большое число поклонников не возвышают девушку в глазах юноши, в то время как в Европе армия поклонников только добавляет девушке авторитета. До настоящего времени девушка в Турции ограничена в своем выборе будущего мужа, и часто браки заключаются по договоренности между родителями жениха и невесты. Сегодняшний день – это переходный период между старыми укоренившимися традициями и новым взглядом на жизнь, и у турчанки, которая активно учится и осваивает новые профессии, сейчас другие потребности и запросы, но мужчины очень часто не хотят этого признавать, поэтому нередко это вызывает кризис в новых семьях.

Семейный уклад

Большую роль для турков играют семейные и родственные связи. В турецких семьях, особенно в деревенских, существует четкая иерархия: жена и дети безоговорочно подчиняются мужу и отцу, младшие братья – старшим братья, а младшие сестры – старшим братьям и сестрам. Старший брат – аби – является по сути вторым отцом для младших братьев и сестер. В его обязанности входит в том числе и охрана чести его сестер, поэтому зачастую он является настоящим тираном для них. Многодетная мать семейства пользуется заслуженным уважением и авторитетом у всей семьи, особенно, если она родила мужу нескольких сыновей.

Авторитет главы семьи – отца – был всегда абсолютным и неоспоримым. С ранних лет в детях воспитывали глубокое уважение к родителям, особенно к отцу, они даже должны были вставать в присутствии отца, а некоторые турки вплоть до зрелого возраста не осмеливаются курить при отце.

У турков, особенно в сельской местности, существуют свои идеалы красоты. Ценятся сильные и полные женщины, могущие взвалить на себя весь груз домашних забот. Турецкая пословица гласит о канонах женской красоты: «Она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь».

Покидая родительский дом, девушка уже становится членом семьи мужа, но здесь она занимает гораздо более низкое место, чем в семье своих родителей. Невестка не считается членом семьи, пока не родит сына. Даже мужа она не имеет права называть по имени, а, обращаясь к новым родственникам, она должна говорить «ваш сын» или «твой брат».

Рождение ребенка, особенно сына, сразу повышает статус молодой женщины в новой семье. И ее тем больше уважают, чем больше у нее сыновей. Но если женщина бесплодна – это для нее настоящая трагедия. Общественность порицает такую женщину, она теряет все свои права, в том числе право на наследство, и сам брак с ней становится под угрозу.

Мужья не обсуждают с другими людьми своих жен и тем более не хвастаются перед друзьями своими победами на любовном фронте. В маленьких городках и деревнях вы никогда не увидите супругов вместе. Проявление нежности по отношению к своей жене считается неприличным. А если мужчина вернулся после длительной командировки, его встречают в первую очередь родственники мужского пола, за ними – мать и сестры, а последней – жена.

До сих пор для женщин существуют некоторые запреты со стороны мужчин. Так, не принято, чтобы женщины без мужского сопровождения посещали какие-либо вечеринки, увеселительные заведения или рестораны.

Жизнь холостяка – не свойственное для Турции явление, особенно в деревне. Считается странным, если парень не женился до 25 лет. В настоящее время молодые семьи уже не живут с родителями, часто они снимают квартиры в Турции , а также родители могут купить им недорогую недвижимость в Турции . Молодые пары с родителями часто навещают друг друга. Здесь очень любят ходить в гости, устраивать чаепития и дарить друг другу небольшие подарки.

В Турции не встретишь такого явления, как приюты или дома для престарелых, характерные для европейского или американского образа жизни. О пожилых родственниках принято заботиться до конца жизни. Здесь даже соседские отношения пронизаны теплом и вниманием, а уж забота о близких родственниках – это прямой долг каждого турка.

Персы, арабы и турки

Древние арабы, как и их родичи евреи, носили Бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Со времен Магомета мы можем рассматривать арабов в наших целях вместе с турками и персами, поскольку все они оказывали равное уважение к Бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства 5 . Магомет, установивший крашенье Бороды, предпочитал, чтобы она была соломенного цвета – цвет, традиционно ассоциирующийся с Авраамом. Одной из особенностей персидской ереси было предпочтение черному цвету Бороды и особой ее форме; еще к вопросу об этих мелких различиях: когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные Бороды врагов к ногам своего шаха.

В качестве примера уважения, оказываемого Бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь Бородой Пророка!» – а также форму просьбы: «Твоей Бородой, или жизнью твоей Бороды!» Турки указывают на свою и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Брада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по Бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации. Прикосновение к чужой Бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением. При встрече двух друзей поцеловать Бороду – иногда взаимно – соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою Бороду» призывало благословение на друга. В семье Борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо, говорили: «Это стоит больше одной Бороды» 6 .

«Позор на твою Бороду!» – выражение упрека, а «Я плюю на твою Бороду!» – глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды» 7 .

Отрезание Бороды означало глубокое бесчестье и унижение. Известный глава ваххабитов Сауд брил Бороды в качестве наказания за тягчайшие преступления. Он долго мечтал купить жеребца у шейха племени Шахмэни, но все его предложения отклонялись. Шейх кахтанцев, когда его приговорили лишиться всех волосяных знаков отличия, при приближении брадобрея воскликнул: «О, Сауд, возьми жеребца Шахмэни как выкуп за мою Бороду!» Предложение было принято, и владелец продал жеребца за 2500 долларов, уверяя, что он не отдал бы его ни за какие деньги, если бы не нужно было спасать Бороду знатного кахтанца.

Даже когда болезнь или несчастный случай требуют удаления всей или части Бороды, араб пойдет на это только при самой крайности; после этого он живет в затворничестве, а если ему приходится выходить, надевает плотную черную вуаль, пока его подбородок не появляется «со всей первоначальною красой, густо рдеющей на нем».

Почти каждый магометанин носит с собой расческу с единственной целью – приводить в порядок Бороду, чем занимается часто, особенно после молитв; богомолец обычно остается тщательно орудовать расческой, сидя на пятках. Выпадающие волосы аккуратно собирают и либо хоронят вместе с хозяином, либо прежде него кладут в могилу, предварительно разрезав каждый, чтобы отпустить на волю ангелов-хранителей.

Душить и окуривать Бороду благовониями – обычная восточная привычка.

Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии.

Рассказывают, что один умник-султан брил свою Бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за Бороду, как они поступали с нашими праотцами!» – и забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья.

К счастью, его преемник был мудрее, и султан доныне отличается прекрасной Бородой 8 , как и персидский шах, все арабы и их властители.

Из книги Статьи автора Фейхтвангер Лион

«Персы» Эсхила У истоков европейской драматической литературы стоит исполинская, неповторимая, как египетские пирамиды, драма Эсхила, единственная дошедшая до нас историческая драма древних: «Персы». Влияние, которое эта драма оказала и, вероятно, будет оказывать и

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

…ТУРКИ РАЗГОВОР БЫВШИХ ГИГАНТОВ Эти заметки - плод двух моих коротких поездок в Турцию. Я не решился бы ни на какие геополитические или страноведческие рассуждения на этот счет, но, оказавшись на том берегу (который нам, согласно известной старой песенке, «не нужен»),

Из книги О железной стене автора Жаботинский Владимир

О ЖЕЛЕЗНОЙ СТЕНЕ (Мы и арабы 1923) Вопреки доброму правилу – начинать статью с существа – приходится начать эту с предисловия, притом еще личного. Автора этих строк считают недругом арабов, сторонником вытеснения и т. д. Это неправда. Эмоциональное мое отношение к арабам –

Из книги Газета Завтра 899 (6 2011) автора Завтра Газета

Исраэль Шамир «Мы - не рабы! Мы - арабы!» Революция в Египте - противоречивый, незавершенный процесс. Ошеломивший своей внезапностью, породивший восторг идеалистов, разочарование скептиков, дающий бесконечные поводы аналитикам, -этот процесс еще продолжается. Многие

Из книги Газета Завтра 334 (17 2000) автора Завтра Газета

Михаил Вербитский БУШ, НАРКОТИКИ И АРАБЫ (Занимательная конспирология) Англичане знамениты своими секретными службами, аристократией и имперской культурой. Подходящей карьерой для английского аристократа виделся Оксфорд или Кэмбридж, затем долгая служба в

Из книги Русский апокалипсис автора Ерофеев Виктор Владимирович

Братья-турки Аллах велик, но вещи сильнее Аллаха. Стамбул оккупирован чужими вещами, предметами. Над Босфором стоит дикий крик. Это не чайки, а турки кричат. Трудно привыкнуть к турецкой речи. Она разрывает внутренности, как асимметричные пули. Мальчишки бегут за трамваем.

Из книги Ничего, кроме правды автора Либерман Авигдор

Из книги Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги автора Степаненко Андрей Георгиевич

Спекулятивные персы Хочу напомнить, что судьба Вавилона плотно переплетена с историческими судьбами Палестины и Персии, а даже само слово «перс» – жертва огромного количества натяжек и спекуляций.Во-первых, «перс», «фарси» слишком уж близко стоят с «фарисей»; эти слова

Из книги Кокон. История одной болезни (сборник) автора Бояшов Илья Владимирович

Главка третья: Душа и древние персы К счастью для исследователей древнеперсидской религии, душа по зороастрийскому учению представляла из себя единое целое. Вообще, что касается ее посмертной судьбы: прибытия на Божий суд, неизбежных мучений (в том случае, если она

Из книги Место под солнцем автора Нетаниягу Беньямин

Британия и арабы переходят к совместным действиям Уотерс-Тейлор встретился с Хадж-Амином эль-Хусейни. Майнерцаген докладывал об этой встрече: "Они встретились в среду перед Пасхой, и Уотерс-Тейлор сказал лидеру арабских радикалов, что в Пасху представляется прекрасный

Из книги Миллениум-мифы [сборник] автора Векшин Николай Л.

Арабы переписывают историю Чтобы склонить на свою сторону симпатии западной публики, арабам пришлось внести существенные коррективы в собственную концепцию ближневосточного конфликта. Никого на Западе нельзя было привлечь разговорами о том, что Израиль – это "раковая

Из книги Нефть, PR, война автора Коллон Мишель

Алия и арабы Проводя правильную политику поощрения репатриации и рождаемости, Израиль может удвоить свое еврейское население в течение ближайших двух десятилетий. Многим евреям эта цель кажется сегодня недостижимой, но не так оценивают ситуацию наши враги. Несмотря на

Из книги автора

Первое: Арабы должны признать право Израиля на существование Израиль может добиться установления мира со всеми своими арабскими соседями. Но чтобы этот мир оказался прочным и долговечным, он должен строиться на основе безопасности, справедливости и, прежде всего,

Из книги автора

Бывают турки На лодке вместе трое плыли: Медведев, Путин, Саркози. Обаму вслух они хвалили. Бывают турки на

Из книги автора

Жертвы чисток: не только сербы, но и цыгане, турки, хорваты, евреи, мусульмане... С самого начала этнических чисток из уст уполномоченных НАТО и со страниц некоторых послушных СМИ звучали маловразумительные объяснения... Из этих объяснений явствовало, что волна



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: