Что такое проскомидия о здравии в православии. Объяснения церковных и домашних молитв. Божественная Литургия. Проскомидия

Часть церковной службы, предваряющая Божественную Литургию , называется проскомидией.

А что такое проскомидия, каков ответ священника? Это очень важное в православии действо: в ходе него приготавливаются вино и хлеб, символизирующие Кровь и Тело Христовы , для апогея Литургии - Таинства Причащения. При этом вынимаются частички из просфор с перечислением имен из поданных прихожанами записок и молитвой за них - как живых, так и покинувших сей мир.

Название «проскомидия» в переводе с греческого означает «приготовление», что в принципе и составляет суть действа. Еще одно значение - «принесение». Сохранилось оно с тех древних времен, когда первые христиане необходимые для Литургии просфоры выпекали сами и вместе с вином приносили с собой, а после совершения проскомидии хлеб забирали домой.

Символика проскомидии

Совершается эта служба в алтаре. Того, как это происходит, находящиеся в церкви не видят - это первый символ: скрытность действа напоминает о скрытности Рождества Христова, которое произошло в пещере неведомо и невидимо для мира.

Просфоры для таинства. Все действо совершается над пятью богослужебными просфорами. Прочитав особые молитвы, священник из одной из них вырезает середку в виде кубика. Называется эта часть просфоры Агнцем и символизирует самого Спасителя, принесенного в жертву на заклание.

Круглое блюдо, стоящее на подставке, называется дискос и тоже является символом - яслей, куда был помещен новорожденный Богомладенец. На дискос и кладут «агничную» просфору. Именно эта часть просфоры и будет использована при Причащении.

Из остальных четырех «хлебушков» вынимаются частицы:

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов - от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Просфора на дискосе. Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него - «богородичная» частица; справа - девять частиц «святительских»; снизу - за живых священнослужителей, а еще ниже - за усопших.

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

Таким образом, если человек подал на свечном ящике записки на проскомидию, он может быть уверен: тех, чьи имена в них написаны, хоть и невидимо для молящихся, но уже помянули.

Вынутые по запискам прихожан частицы тоже помещаются на дискос - рядом с теми, что вынуты из пяти богослужебных просфор. Лежащие на дискосе в этом порядке, они являются символом всей Церкви Христовой.

О здравии и об упокоении

Лучше всего проскомидию осветит ответ священника. Протоиерей Димитрий поясняет:

Посещающие церковь, получая или покупая просфору, видят, что она как будто поклевана. Это следы от изъятия ее частиц во время проскомидии. Обычно записки на эту службу подаются о здравии и об упокоении. И на этой службе поминаются как живые, так и ушедшие в мир иной христиане. Замечу кстати: поминаются лишь крещеные православные христиане. За инаковерующих в этом ритуале не молятся, поэтому в записку на проскомидию их имена вносить не надо.

Записки с именами следует отдавать заранее. Все вынутые из просфор мякиши, символизирующие поминаемые души и собранные на дискосе, после Божественной Литургии с особой молитвой погружают в чашу с вином.

Текст молитвы содержит просьбу к Иисусу Христу, чтобы Он очистил грехи упомянутых в записках христиан Своей пролитой за грехи всего мира Кровью. Это считается бескровной жертвой и является высшим церковным поминовением.

Поскольку проскомидия совершается перед основной службой, подавать такие записки надо задолго до ее начала, лучше всего накануне, указав необходимую дату.

Когда еще поминают…

Подавать записки за здоровье и за упокой можно и на другие службы. В некоторых храмах - у каждого свои правила - практикуются так называемые простые и заказные записки. В первом случае имена прочитываются только на проскомидии. Во втором - те же имена звучат, кроме этой службы, еще и во время обедни, как еще называют Литургию, и молебна.

Поминаются люди Божии на:

Сказать однозначно, какое поминовение на какой службе лучше или, так сказать, действеннее, невозможно: в любом случае это - молитва, а сила церковной молитвы, когда бы они ни звучала, одинакова.

Нередко многих интересует и сбивает с толку разница в сумме пожертвований на разные службы, в частности - совсем небольших на проскомидию. Значимость службы от этого нисколько не страдает, как уже упоминалось, это высшая степень поминовения, и она должна быть доступной каждому в максимальной степени.

Несколько слов о молебне

Это богослужение чаще всего служится после Литургии, иногда в любое время - по мере необходимости.

На молебне молятся только за живых. Это особая служба, на которой молятся только за живых. Заказать ее можно, так сказать, адресно: Спасителю, Богородице или кому-то из особо чтимых святых.

Скажем, о здоровье больного, как правило, молятся великомученику и святителю Пантелеимону; о путешествующих - свт. Николаю Чудотворцу и т.д., что нужно и пометить в записке.

Молебны бывают просительными или благодарственными. Если с первыми все понятно, то вторые - обязательны, когда ваша мольба исполнена.

Если был заказан молебен, то записка читается и при совершении проскомидии в алтаре, и на молебне - уже вслух.

Проскомидия и сорокоуст

Сорокоуст является особенным молением, и совершают его в продолжение 40 Божественных Литургий. Если человек жив, но, возможно, болен, заказывается сорокоуст о здравии. Однако молиться таким образом можно за любого человека, если желаешь ему духовной помощи.

Если человек умер, такая служба проходит об упокоении его души. Когда ее лучше заказывать?

  • За только что ушедшего, так называемого новопреставленного;
  • в день памяти;
  • в день рождения;
  • тогда, когда просто захочется помянуть.

Поскольку это поминовение происходит на Литургии, то, естественно, в алтаре каждый раз совершается проскомидия, т.е. возносится уже описанная бескровная жертва за людей, вписанных в записку.

Приготовительная служба перед Литургией, называемая проскомидией, - это, как уже говорилось, ее важная часть, показывающая единство всех членов Церкви, которых объединяет Кровь Христова и вера в Него.

Важность ее очень хорошо изложена в одной книге, повествующей о посмертных приключениях героини. Каждый день ей, попавшей на тот свет, птица приносила и бросала хлеб, который очень поддерживал ее и спутника.

Когда же душе было позволено вернуться в тело, выйдя из клинической смерти, оказалось, что на каждой Литургии женщину поминала ее близкая подруга, а получаемый хлеб - не что иное, как вынутая на проскомидии частица из просфоры.

На сегодняшний день очень много людей верят в Бога, вот только каждый по-разному понимает ритуалы. Рассуждать о том, как правильно их нужно соблюдать, можно очень долго. На самом деле любой человек в праве самостоятельно принимать решение по поводу веры в Бога. Самое главное, абсолютно в любой жизненной ситуации оставаться настоящим человеком и не причинять ни кому вреда.

Если вы только недавно стали посещать церковь, вам будет сложно понять смысл всех ритуалов. Проскомидия является одним из таких действий. Данный обряд вызывает множество вопросов. Далее рассмотрим, как происходит данный ритуал и чем он отличается от простой молитвы за близких.

Проскомидия: что это?

Что такое проскомидии? Под этим серьезным термином сегодня имеют ввиду первую часть обедни или Божественной литургии. Обедней в Древней Руси называли утреннюю церковную службу. Свое название она получила потому, что завершалась до обеда. Одним из главных действий на проскомидии является приготовление вина и хлеба для таинства причащения. Выпечка на данном обряде является символом плоти Христа, а вино - крови Спасителя. Происходит таинство в память о Тайной Вечере. На ней Христос первый раз выполнил для своих последователей обряд причащения. Это таинство напоминает о том, что ради нашей жизни Спаситель отдал свою. После обряда причащения мы получаем благодать и чувствуем единение с Богом.

Кроме того, евхаристия является символом единства христиан. Это проявляется даже в том, что Иисус отламывал от одного куска хлеба, угощая своих последователей. На службу прихожане приносили различные сорта хлеба, вино, сахар, масло и другие продукты. Лучшую еду использовали для проведения литургии. Остальное употребляли в пищу после ее окончания за общим столом. Этот обряд подчеркивал общность всех людей, присутствующих в храме.

Многие, ища ответ на вопрос «что такое проскомидии», стараются найти дословный перевод этого слова. На греческом оно означает «приносить». Хлеб, который используется во время церемонии, называется просфорой. Это слово в переводе с греческого значит «дар».

Вино и хлеб: требования

Проскомидия о здравии: что это означает? Как ее проводят? Сегодня уже никто не следует традиции, по которой в храм необходимо вносить продукты для проведения литургии. Обычно выпечкой хлеба занимаются супруги священников и вдовствующие прихожане.

К хлебу предъявляются следующие критерии:

  • он должен быть квасным или белым;
  • при приготовлении хлеба обязательно должны использоваться дрожжи, ведь именно такое блюдо и предлагал своим последователям Иисус;
  • тесто должно быть хорошо вымешано;
  • в пищу используется только свежая выпечка;
  • по форме просфоры делают круглыми. Также они должны быть двухъярусными, подчеркивая тем самым двойственность земной и небесной природы Спасителя;
  • при приготовлении просфор применяются печати с изображением святых. Для причащения используется просфора Агнца. На нем обязательно должны быть нанесены буквы НИ КА (что означает победитель) и ICXC (что означает Иисус Христос). Эти символы разделены крестом. Фактически, это означает следующее: как Иисус спас человечество, погибнув на распятии, так и пшеница после свой смерти позволяет человеку выживать;
  • вино для проскомидии обязательно берется виноградное красное. Такое вино выпил и Иисус на тайной вечере. В храмах для проведения службы для этой цели используется кагор. Именно вино этой марки во все времена считалось лучшим;
  • вино для проведения обряда обычно разбавляют водой. Оно служит напоминанием о том моменте, когда Иисуса на кресте пронзили копьем.

Церковные записки

При совершении проскомидии осуществляется поминовение усопших и живых. Традиция молиться за близких уходит корнями в глубокую древность. Чтобы священнослужитель прочитал имена ваших близких в алтаре, ему заранее передается записка на проскомидию. Они обычно подаются с вечера или с утра еще до начала службы. Допустимо писать имена только тех, кого крестили при жизни. Подавать записки с именами самоубийц запрещено. В некоторые храмах надписи даже делятся на заказные и обычные. При подаче простой записки из хлеба делаются кусочки по количеству указанных имен. После этого эти кусочки просфоры помещаются в вино. Этот ритуал символизирует очищение через кровь Христа поминаемых душ.

Также имена, написанные в записках, звучат дополнительно во время ектений. Произносит их священнослужитель перед алтарем. Молитва о здравии живых продолжается во время молебна после литургии. О мертвых молятся во время проведения панихиды.

Как правильно заготовить записки о здравии

У многих вызывают недоумения такие термины, как литургия, проскомидия, обедня. Церковная молитва сама по себе отличается большой силой. Во время проскомидий требуется указывать только имена тех людей, которые страдают тяжелой болезнью или нуждающихся в божьей помощи. Под термином «здравие» церковь имеет ввиду не только психическое и физическое здоровье человека, а также его духовные стремления, благополучие, материальный достаток. Записка о здравии должна содержать, в первую очередь, имена Преосвященного Архиерея, Архипастыря, Патриарха. Именно от них будет зависеть благополучие всей паствы.

Далее указывается имя духовного отца, который будет наставлять человека. После этого идут имена близких людей и родственников. В завершающей части записки можно написать прозвища недоброжелателей и недругов. Молитва об их здравии позволит привнести в их душу покой и гармонию, что поможет окружающим прийти к примирению.

Молитвы об упокоении

Еще одним распространенным обрядом является проскомидия об упокоении. Поминовение усопших помогает их близким ощутить единение с ними. По канонам православия смерти как таковой нет. Души людей вечны. Молитва живых поможет душам ушедших найти свое место в жизни небесной, так же, как и они нам могут помочь оттуда. Священнослужители рекомендуют подавать записки об упокое с регулярностью. Особенно они важны в день рождения покойного, на именины, день смерти и крещения.

Как правильно написать записку на проскомидию

Для написания записки существует целый ряд правил.

Перечислим лишь некоторые из них:

  • записка пишется на специальном бланке, который можно взять в церкви, или на простом листке бумаги. В том случае, если вы пишите на своей бумаге, обязательно нужно указать для чего она: для молитвы за упокой или за здравие.
  • записку следует писать крупным разборчивым почерком;
  • в одной бумажке указывается 5-10 имен сразу;
  • можно подавать сразу несколько записок;
  • записывая имя человека, необходимо от всего сердца пожелать ему всех благ. Это уже будет молитва о нем;
  • в молитвах указывается имя, полученное при крещении;
  • имя пишется полностью, никаких сокращений быть не должно;
  • прозвище необходимо записывать в родительном падеже;
  • указание фамилий, отчеств и степени родства не допускается;
  • если в записке перечислены имена детей, возрастом менее 7 лет, их при молитве называют младенцами.
  • укажите сан духовного лица. Допустимо также для молитвы о здравии написать следующие слова: болящего, воина, заключенного, путешествующего;
  • в записках о поминовении пишут такие слова, как «приснопамятный», «убиенный», «воин»;
  • если со дня смерти не прошло 40 дней, покойника называют новопреставленным;
  • на проскомидию записки продаются отдельно от записок на панихиду и молебен.

Проскомидия: порядок проведения

Часто бывают следующие ситуации: прихожанка заказала проскомидию, а как она проводится, не знает. Чтобы не допустить таких курьезов, необходимо обладать начальными знаниями о проведении обряда.

Проскомидию проводят за закрытыми Царскими вратами, скрытно от прихожан. Связано это с тем, что Иисус Христос также в тайне пришел в наш мир. Во время проведения проскомидии читают Часы по Часослову. Перед проведением ритуала читают входные молитвы. Иерей омывает руки и одевает специальную одежду.

Приготовление Агнца

Что такое проскомидии? Как она проводится? Для божественной литургии заготавливают пять булок особого хлеба. Такое количество должно напоминать верующим о пяти хлебах, которыми Иисусу удалось накормить 5000 человек. Хлеб играет роль символа насыщения, которое доступно только через Спасителя. Однако для таинства евхаристии используется только просфора Агнца.

По задумке, этого куска хлеба должно быть достаточно для всех, кто проходит обряд. Подходя к жертвеннику, священник вырезает четырехугольную часть из просфоры. Она и называется Агнцем. Ягненка во ветхозаветные времена придавали в жертву богу для искупления грехов. Кроткое и чистое существо страдало за чужие грехи. Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнецом Божьим. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за человечество. Данная часть обряда символизирует рождение и смерть.

Что делают с другими просфорами?

У всех остальных просфор также есть свое предназначение. Они задействуются, когда проводится проскомидия (обедня). Из второй, Богородничной, вынимается треугольная часть. Это символ поминовения Божьей Матери. Из третьей, девятичинной, вынимается девять частей. Они символизируют святых и раскладываются с левой стороны от Агнца. Из четвертой вынимается всего две части. Первая предназначается для живущих священнослужителей, а вторая - за здравие православных мирян. Они раскладываются ниже Агнца. В последнюю очередь на дискос кладется часть, вынутая из пятого хлеба, который является символом поминовения усопших.

Завершение

Мы уже почти разобрались с тем, что такое проскомидии. Обряд завершается установкой звездницы. Она является символом Вифлеемской звезды. Потир и дискос с вином накрывается полотнами, символизирующими пеленки младенца Христа и погребальные одеяния.

Многих сегодня интересует проскомидия. Что это означает в глубоком смысле? Завершение проскомидии означает смерть Иисуса.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА?

До революции для поминовения в церкви священнику обычно давали специальные маленькие книжечки с именами живых и отошедших в иной мир православных христиан - помянники. Современная церковная записка представляет собой разовый помянник «О здравии» или «О упокоении». Т.е. это список имен тех, о ком вы просите помолиться во время богослужения.

ЕСЛИ Я ЛИЧНО ПРИДУ В ЦЕРКОВНУЮ ЛАВКУ И ПОДАМ ЗАПИСКИ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ», ТО ЭТО БУДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА, ЧЕМ ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ?

Сильная молитва - молитва со вниманием, благоговением и покаянием. Вы можете, не покидая рабочего места или оставаясь дома, подать записки на проскомидию сроком на 40 дней (сорокоуст) или год на официальном сайте Свято-Никольского мужского монастыря Поминовение, которое будет совершаться на Божественной литургии после заказа в интернете, точно такое же, как если бы вы лично передали список имен в иконную лавку. Важно не то, на сайте или в самом храме вы попросили совершить церковную молитву о здравии и упокоении ваших близких, важно, обращаетесь ли вы сами к Господу со словами благодарности, просьбы и прославления. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».

КОГДА НАЧНУТ ПОМИНАТЬ ИМЕНА, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ(А) В ПОДАННЫХ ЧЕРЕЗ САЙТ ЗАПИСКАХ?

Все имена, которые вы указали в специальной форме на сайте Свято-Никольского мужского монастыря , записывают в синодики и начинают поминать, начиная со следующего дня в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

В некоторые дни Великого поста и другие даты, когда по уставу не совершается проскомидия с выниманием частиц, записки, поданные на длительные сроки, просто прочитываются во время богослужения.

ХОЧУ, ЧТОБЫ О МОИХ БЛИЗКИХ ПОМОЛИЛИСЬ НА ТОЙ СЛУЖБЕ, ГДЕ МОЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ. КАКУЮ ЗАПИСКУ МНЕ ПОДАТЬ - НА ЛИТУРГИЮ, НА ЕВХАРИСТИЮ, НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НА ОБЕДНЮ?

Давайте сперва разберемся, что означают слова «Божественная литургия», «Евхаристия», «проскомидия» и «обедня».

Литургия (с греческого «общее дело») - самое важное церковное богослужение, совершаемое ради таинства Причащения, иначе называемого Евхаристией.

Евхаристия (с греческого «благодарение») - главное таинство Церкви, установленное Самим Спасителем накануне крестных страданий, смерти и воскресения. В этом таинстве после предварительной подготовки, а в особых случаях и без нее, может участвовать каждый православный христианин, причащаясь (вкушая) под видом хлеба и вина Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

(с греческого «принесение») - первая часть Божественной литургии, когда священник приготовляет хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Хлеб - это просфоры, т.е. круглые хлебцы из дрожжевого пшеничного теста, а вино - кагор, красное крепкое сладкое натуральное вино, не теряющее вкусовых качеств при разбавлении водой.

Именно во время поминовения на проскомидии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех христиан, чьи имена перечислены в записках, поданных с помощью работника иконной лавки или в интернете. В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать поминовение на проскомидии в течение сорока дней (сорокоуст) или года. Сделать это можно на сайте обители

Также имена тех, о ком просили помолиться, могут поминаться священнослужителями на ектении (гласно, т.е. вслух, или тайно, т.е. про себя, в зависимости от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть».

В конце Божественной литургии после причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. При этом священник произносит молитвословие: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам живых и преставльшихся людей, за которых они принесены. Когда в алтаре совершается потребление Святых Даров, священником или диаконом потребляются и эти частицы.

Именование первой части Литургии связано с обычаем ранних христианских общин приносить с собой хлеб, вино, вообще всё нужное для совершения Таинства (и масло для лампад, и ладан и прочее). Поэтому хлеб, употребляемый на проскомидии, получил на-звание просфора, что означает «приношение».

До сих пор в некоторых Православных Церквях (например, в Греции или Сербии) можно найти маленькие приходы, где верующие сами пекут простые просфоры и передают их в алтарь вместе со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время Литургии.

Обедня (от всем понятного слова «обед») - простонародное название Божественной литургии, возникшее оттого, что эта служба обычно совершается в первой половине дня, до обеда.

Таким образом, записки на литургию, на евхаристию, на проскомидию или на обедню - это записки на одно и то же богослужение. Обычно в церковных лавках они называются записками на проскомидию.

МОЖНО ПОПРОСИТЬ СВЯЩЕННИКА, ЧТОБЫ ОН ВЫНИМАЛ ЧАСТИЦЫ НА ПРОСКОМИДИИ ИЗ МОЕГО ДОМАШНЕГО ХЛЕБА?

В наши дни это не принято. Теперь мы просто жертвуем деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку, дрожжи, кагор и прочее, необходимое для совершения службы, сами пекут просфоры.

При проскомидии используются пять особых больших просфор и неограниченное число обычных маленьких. Не вдаваясь в подробный рассказ о первых трех больших просфорах, остановимся на четвертой и пятой. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Божественной литургией записки «О здравии». Из этой просфоры священник вынимает частицы за ныне живущих членов Церкви Христовой, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Как правило, записок с именами много, поэтому частицы за поминаемых живых вынимаются и из
дополнительных просфор. Пятая просфора приготовлена ради нашей молитвы о усопших. Когда все записки «О упокоении» прочитаны, священник опять берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя самого со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное».

Частицы, вынутые по нашим запискам, помещаются на особом богослужебном блюде - дискосе, где уже лежат Агнец и другие частицы, символизируя всю Церковь. Агнец - центральная часть первой просфоры, вырезанная в форме куба. Именно Агнец во время совершения Евхаристического канона становится истинным Телом Христовым. Прочие частицы имеют треугольную форму, они посвящены Богородице и святым.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех воз-люби, как членов Господа и своих членов, - увещевает святой праведный Иоанн Кронштадтский. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Что затем происходит с этими частицами, вы уже знаете из ответа на первый вопрос.

Я МОГУ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО ПОД ВИДОМ ЧАСТИЦ ТЕХ ПРОСФОР, ИЗ КОТОРЫХ ВЫНИМАЛИСЬ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ МОИХ БЛИЗКИХ?

Нет. Для причащения употребляется только одна просфора, называемая агничной.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НЕОБХОДИМО ЗАЙТИ В ХРАМ, ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ?

Подавая записки на проскомидию, старайтесь как можно чаще молиться за Божественной литургией, принимать участие в Евхаристии. Помните, что причащение Телу и Крови Христовым - заповедь Господа, повелевшего всем нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета » (Мф. 26:26-28).

Как сказано в документе «О участии верных в Евхаристии», «сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово».

Документ «О участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. С его полным текстом вы можете ознакомиться на странице http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Из этого документа вы узнаете, как подготовиться самим и подготовить детей ко святому причащению.

ЗАЧЕМ МНЕ ПИСАТЬ ЧЬИ-ТО ИМЕНА В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ? Я И ТАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОМОЛЮСЬ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ.

Через упоминание человека на Литургии мы испрашиваем у Господа помощи и благословения. Многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир со Святыми Дарами является самой действенной молитвой. Бескровная жертва совершается за всех поминавшихся на проскомидии, они тоже участвуют в Божественной литургии.

Старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры Алексий, прославленный ныне как местночтимый святой, будучи иеромонахом, нес послушание у мощей святителя Феодосия Черниговского. Однажды он в изнеможении заснул рядом с ракой и увидел святителя Феодосия, который благодарил его за труды и просил помянуть на Литургии своих родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий изумился, неужели святой муж нуждается в молитве священника на земле, если сам стоит пред престолом Божиим на небесах. Святитель Феодосий кратко вразумил собрата: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов вспоминал о загробной участи одного нерадивого монаха, грешившего сребролюбием. Согласно повелению святителя, помимо общей молитвы братии, по усопшему отслужили тридцать заупокойных литургий. Когда совершилась тридцатая Божественная литургия, душа монаха явилась, чтобы ободрить и утешить своего родного брата. «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете», - сказал монах.

Поминовение на Божественной литургии - наивысшее благо для тех, кто нам дорог.

ЧТО, КРОМЕ ИМЕНИ КРЕЩЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА, НУЖНО ПИСАТЬ В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Помимо имени, данного при крещении или (для монахов) при постриге, следует указать священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Допустимо, но вовсе не обязательно писать краткие сведения о живых и усопших, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица - до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства не нужны, как и определения, вроде «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т.п. Исключение - слова «новопреставленного» или «приснопоминаемого», если вы подаете записку «О упокоении». «Новопреставленным» усопший именуется в течение сорока дней по кончине, а «приснопоминаемым» - ежегодно в день рождения, день именин, день смерти.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ПИШЕТСЯ РАДИ ТЕХ, КТО ЗА-БОЛЕЛ?

Не обязательно. Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. В записке на проскомидию «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия.

НЕ ЗНАЮ, СТОИТ ЛИ ВПИСЫВАТЬ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ИМЯ ДУХОВНИКА И ТЕМ БОЛЕЕ ИМЕНА НАШЕГО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА - О НИХ И ТАК МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ МОЛИТСЯ…

В духовном мире сильна не арифметика, а любовь. Конечно, за Патриарха вся Церковь молится, и если мы, по любви, тоже хотим за него помолиться, то напишем его имя в сво-ей записке. А уж о духовнике всегда молиться - наш долг, равно как о родителях.

По традиции первым пишется имя Патриарха, следом - архипастыря, духовника и других священнослужителей, которые вас наставляют и заботятся о спасении вашей души, после имена родителей, членов семьи, близких и родных.

ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ИЛИ ЗАВИСТНИК, ПИСАТЬ ЛИ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ»?

Непременно. Так вы исполните повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас » (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих - великая сила для водворения мира.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О УПОКОЕНИИ» ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА КРОВНЫХ РОДСТВЕННИКОВ?

Нет. На проскомидии вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или наоборот - за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
СОРОКОУСТ - ЭТО МОЛИТВА О УПОКОЕНИИ?

Вовсе не обязательно. Сорокоуст - это сорокадневное поминание усопшего или здравствующего христианина за Божественной литургией.

СОРОКОУСТ СЛЕДУЕТ ЗАКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО В ДЕНЬ СМЕРТИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА, О ЧЬЕЙ ДУШЕ Я ПРОШУ МОЛИТЬСЯ?

Прекрасно, если у вас получится подать записку «О упокоении» в день кончины (имя в этом случае пишется с прибавлением «новопреставленный»), но и в других случаях не отказывайтесь от сорокоуста или годового поминовения души преставльшегося православного христианина.

Мы понимаем, сколько сложностей связано с похоронами и другими заботами в этот трудный период. Чтобы сберечь время и силы, вы можете написать записку «О упокоении» на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

СОРОКОУСТ - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ВЫДУМКА ИЛИ «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»?

В Новозаветной Церкви существует древний обычай, пришедший еще из практики Ветхозаветных иудеев, оплакивать умерших сорок дней. Христиане усиленно молятся о душе усопшего в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Святитель Симеон Солунский писал: «Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом».

Заздравный сорокоуст вошел в церковную традицию позже, чем молитва о новопреставленном. Мы молимся о здравии сорок Литургий, вспоминая, как Христос победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве. Принося бескровную жертву, мы просим у Гос-пода благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.

ВО МНОГИХ ХРАМАХ ПОМИМО ОБЫЧНЫХ ЗАПИСОК НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ» ПРИНИМАЮТ ЗАКАЗНЫЕ ЗАПИСКИ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ, КРОМЕ РАЗМЕРА ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

Заказную записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много - и священники в алтаре) на Литургии, во время великой или заупокойной ектении.

Что касается пожертвований за поминовение на проскомидии и за возгласное поминовение на Литургии, то последнее обычно больше хотя бы для того, чтобы количество возглашаемых вслух имен не превращало Божественную литургию в многочасовое чтение записок.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО НЕ УВИЖУ, КАК ИХ ЧИТАЛИ, ВЫНИМАЯ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ. А ВОТ, ЗАЙДЯ В ЦЕРКОВЬ, СМОГУ УБЕДИТЬСЯ, ЧТО МОИХ БЛИЗКИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОМЯНУЛИ…

Каждая поданная на проскомидию записка обязательно прочитывается, вне зависимости от того, где вы ее подали - на странице сайта
или в иконной лавке. А вот своими глазами увидеть проскомидию вам вряд ли удастся в любом случае, поскольку без благословения на вход в алтарь это невозможно.

Проскомидия совершается священником на алтарном жертвеннике (четырехугольном столе, который стоит слева от престола) при закрытых Царских вратах. Даже услышать в этот момент имена дорогих вам людей вы не сможете, т.к. они читаются вполголоса, а в центральной части храма громко разносятся молитвы, произносимые чтецом. Какие именно молитвы - о здравии и упокоении? Нет, обычно это Третий и Шестой час. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение Третьего часа, является также началом проскомидии.

Внимательно вслушивайтесь в слова Божественной литургии, и вы не пропустите те мо-менты, когда вся церковь будет молиться о здравии или упокоении своих братьев и сестер во Христе.

На проскомидии все записки читаются в алтарной части храма, куда мирянин не может войти без благословения настоятеля (женщины в алтарь не входят). Делают это священнослужители или церковнослужители.

Подав записки на проскомидию, не оставляйте «самостоятельную» молитву. Преподоб-ный Паисий Святогорец учит: «Когда вы про себя поминаете имена, то ваше сердце должно соучаствовать в боли каждой поминаемой вами души, будь это живой или усопший человек. Приводите себе на ум все человеческие нужды вообще и конкретно того, о ком вы молитесь, и просите: «Помяни, Господи… Марию, Николая… Ты, Боже мой, знаешь, какие у них трудности. Помоги им». Имена, которые вам дают для поминовения, поминайте на нескольких Божественных литургиях - какие-то на трех, какие-то на пяти. Остальные имена поминайте во вторую очередь. А то что же - одних ты поминаешь постоянно, а других, которые нуждаются в молитвенной помощи, не поминаешь совсем? Я такого не понимаю. Имена католиков, иеговистов и прочих еретиков поминать на проскомидии нельзя. Нельзя ни вынимать за них частичку, ни служить панихиду. А об их здравии и просвещении мы молиться можем, и даже петь молебный канон».

СКОЛЬКО ИМЕН МОЖНО НАПИСАТЬ В ОДНОЙ ЗАПИСКЕ НА СОРОКОУСТ ИЛИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА?

Число имен неограниченно. При составлении списка стоит учесть, что от количества имен зависит размер предлагаемого пожертвования за сорокадневное (сорокоуст) или годовое поминовение.

Вы можете подать записки на проскомидию «О здравии» и «О упокоении» с именами всех православных христиан, которых вы желаете помянуть за главным богослужением Православной Церкви, на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

Скромное пожертвование на монастырские нужды вам будет предложено внести за каждое имя, которое будет поминаться на Божественной литургии ежедневно в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

Если записок немного (например, день будний и приход маленький), то священник читает их сам. Если речь, скажем, о кафедральном соборе в двунадесятый праздник или Родительскую субботу, то, разумеется, священнику помогают чтецы и пономари. Они стоят рядом с жертвенником и негромко читают имена, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».

Конечно, бывают исключения, но они очень редки. К примеру, уже упоминавшийся святой праведный Иоанн Кронштадтский молился на проскомидии особым образом. «На проскомидии, совершаемой отцом Иоанном, просфор было так много, что их приносили большими корзинами. Многие лично подходили к батюшке с просьбой помянуть своих родственников, вынуть частичку хотя бы из одной просфоры. Кроме того, отец Иоанн получал ежедневно свыше тысячи писем и телеграмм с просьбами помолиться об исцелении больных, признанных врачами безнадежными. Писали не только со всех концов России, но и из других стран, из Азии и из Америки. У батюшки были секретари для прочтения этих писем и телеграмм и для ответов на них. Возникает вопрос: как получали исцеление по молитвам отца Иоанна те больные, о которых просили родные в этих письмах и телеграммах, ведь батюшка физически не успевал их прочитать? А вот как… Перед отцом Иоанном лежали горы корреспонденции, и он, вынимая частицы из просфор, дерзновенно, с упованием на милость Божию, взывал: «Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться о них». Этой краткой молитвы великого угодника Божия было достаточно, чтобы Божественной благодатию, пребывавшей в батюшке, совершались чудеса во всех концах вселенной» (Виктория Корхова «Дивный батюшка»).

В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ МНЕ ДАЛИ ПРОСФОРУ, ИЗ КОТОРОЙ КТО-ТО ВЫКОВЫРЯЛ КУСОЧЕК, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, ИЛИ МНЕ ДОСТАЛАСЬ «БРАКОВАННАЯ» ПРОСВИРКА?

Всё в порядке. Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке на проскомидию. Если записок сотни, то одна частица вынимается за несколько имен. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. После проскомидии просфоры передаются в свечной ящик (иконную лавку).

КУДА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПОПАДУТ ЗАПИСКИ С ИМЕНАМИ ДОРОГИХ МНЕ ЛЮДЕЙ? Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНИ ВАЛЯЛИСЬ В КУЧЕ МУСОРА.

После поминовения все записки сжигаются.

ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ Я МОГУ ПОДАТЬ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ ГОДА?

Да, вы можете подавать записки на проскомидию накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты поминовения. Однако стоит уточнить, будет ли служиться Божественная литургия именно в тот день. Ежедневно Божественная литургия совершается только в крупных храмах, а в небольших приходах - лишь по воскресеньям и в церковные праздники.

Есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
1. Перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
3. В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.

Если в нужный вам день (именины, день рождения, годовщина смерти и т.д.) Божественная литургия не служится, вы можете подать записку на проскомидию на ближайшую дату (уже без указания «приснопоминаемый» и т.п.).

КАК ЧАСТО РАЗРЕШАЕТСЯ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ ДЛЯ ПОМИНАНИЯ НА ПРОСКОМИДИИ?

Никаких ограничений не существует, ведь мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией, очищающей и спасающей нас. Просите молитв Церкви и принесения о нас и о наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров как можно чаще. Если у вас нет возможности ежедневно присутствовать в храме, подайте записки сразу на сорок дней или на год. Сделать это можно на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

ЗНАЮ, ЧТО БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИТУРГИИ, А ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ТОЖЕ ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ?

В современной приходской практике Русской Православной Церкви распространены три вида Божественной литургии:
1. Литургия святителя Иоанна Златоуста,
2. Литургия святителя Василия Великого и
3. Литургия преждеосвященных Даров (она же Литургия святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского).

Записки на проскомидию бывают «О здравии» и «О упокоении». Души живых и усопших христиан, за которые священник вынимает частицы из просфоры, одинаково поминаются на Литургии по любому чину. При этом формально проскомидия не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, поскольку Святые Дары для этой Литургии приготавливаются заранее.

ЕСЛИ Я ЗАКАЖУ СОРОКОУСТ В СОРОКА ХРАМАХ, ТО ЭТА МОЛИТВА БУДЕТ ОСОБО СИЛЬНОЙ?

Вы можете подавать записки на проскомидию о здравии и упокоении в любое число православных церквей, в зависимости от вашего благочестивого усердия и материальных возможностей, но мнение о подобном механическом «усилении» молитвы глубоко ошибочно, оно из области предрассудков и магизма.

МОЖНО ЛИ В ЗАПИСКЕ «О ЗДРАВИИ» НА ПРОСКОМИДИЮ ПИСАТЬ СВОЕ ИМЯ, ИЛИ ЭТО ГРЕХ ГОРДЫНИ?

Конечно можно. Во многих церковных молитвах есть прошения о самих себе. Например, в завершении ектеньи в чине Великого повечерия мы «рцем и о себе самех». Если вы опасаетесь впасть в грех гордыни, можете, в знак смирения перед Господом, писать свое имя в записке «О здравии» последним.

У МЕНЯ МНОГО НЕКРЕЩЕНЫХ РОДСТВЕННИКОВ, КАК ЖИВЫХ, ТАК И УМЕРШИХ, КАК МНЕ ПОМЯНУТЬ ИХ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ?

Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией. В записках на проскомидию мы пишем имена лишь тех, кто принял Святое крещение. Ваша духовная обязанность - молиться о некрещеных родственниках дома, стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верным Христу.

Поминая усопших некрещеных родственников, вы можете делать добрые дела в их честь и память.

БЛИЗКИЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ТЯЖЕЛОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА. ОН БЫЛ КРЕЩЕНЫМ, ПОЭТОМУ Я ХОЧУ ВПИСАТЬ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ. ЭТО ВОЗМОЖНО?

Вопрос об отпевании и церковном поминовении самоубийцы может решить только правящий архиерей той области, где жил почивший. Вы имеете право обратиться к нему с просьбой признать самоубийство неосознанным. Только после положительно решения этого вопроса архиереем, вы сможете подать записку на проскомидию. Пока же поминай-те усопшего в домашней молитве, творите в его память дела милосердия.

Если крещеный человек покончил с собой осознанно, то лучше приступать даже к домашней молитве о его душе только после благословения священника.

СРЕДИ МОИХ РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ ЕСТЬ БАПТИСТЫ, КАТОЛИКИ, ИУДЕИ И МУСУЛЬМАНЕ. ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ Я В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮ, А ВОТ ИМЕНА ХРИСТИАН, ПУСТЬ И НЕМНОГО ДРУГОЙ ВЕРЫ, А ТАКЖЕ НЕКРЕЩЕНЫХ ЕВРЕЕВ ХОЧУ НАПИСАТЬ, ВЕДЬ ГОСПОДЬ У НАС ОДИН. ЭТО ПРАВИЛЬНО?

Что касается поминовения на проскомидии, то нет разницы, к какой религиозной традиции принадлежит человек, если он не находится в лоне Православной Церкви. Люди любой иной веры поминаются как некрещеные. Их имена не следует писать в записках на Божественную литургию. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.

ХОЧУ НАПИСАТЬ В ЗАПИСКЕ НА ПРОСКОМИДИЮ ИМЕНА «СУПРУГОВ», КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ЖИВУТ В БЛУДЕ (Т.Е. БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ), НО НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО …

Разумеется, церковное поминовение на проскомидии людей, сознательно совершающих смертный грех, недопустимо. Но здесь главное - именно мера сознательности. Одно дело, если пара грешит целенаправленно. Другое, если один человек стремится к браку, а второй против. Третье, если оба далеки от воцерковленности. Лучше попросить совета священника, знакомого с этой конкретной семейной ситуацией.

Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ, ОНИ ЧЛЕНЫ МОЕЙ СЕМЬИ, МОГУ Я НАПИСАТЬ ИХ КЛИЧКИ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Мы призваны заботиться о домашних животных, но поминать их за Божественной литур-гией или за любой другой церковной службой не принято. В таинствах Церкви мы молимся о бессмертной человеческой душе, а с молитвой о здоровье питомца вы можете обраться к Господу дома, при этом не стоит помазывать больное животное освященным маслом или кропить святой водой.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-САЙТ, ТО ГДЕ Я ПОЛУЧУ ПРОСФОРУ?

Практика выдавать просфоры тем, кто подает записки на проскомидию, - не более чем местный обычай. Он никак не связан с церковной молитвой о здравии и упокоении христиан, чьи имена вы написали в записках на проскомидию.

ЧТО ТАКОЕ АРХИЕРЕЙСКАЯ ПРОСКОМИДИЯ? МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ЭТУ ПРОСКОМИДИЮ?

При служении Божественной литургии архиерейским чином владыка входит в алтарь, когда священником уже совершена первая проскомидия, на которую мы подали записки «О здравии» и «О упокоении». При этом предложение Честных Даров находится на жертвеннике, и в начале Великого входа происходит вторая проскомидия, когда архиерей поминает живых и усопших чад Православной Церкви. Для этого он так же, как и прежде священник, вынимает частицы из просфор. Все наши записки к этому времени уже прочитаны.

Придя в православный храм, можно столкнуться с тем, что нам часто не знакома терминология. Такая ситуация произошла из-за того, что многие термины происходят от греческого либо старославянского языка. Например, предлагают подать записку на проскомидию, а человек, который впервые зашел в храм, недоумевает: проскомидия, что это и за кого можно подавать просьбу о поминовении? Нужно попросить тех, кто их принимает, немного объяснить суть этого обряда.

Слово «проскомидия» с греческого языка можно перевести как приношение. В первые века христиане приносили хлеб для богослужения.

Священник молился над ним, изымал частичку о здравии или за упокой душ, а остальной хлеб возвращался тому, кто его принес, либо раздавался больным, нищим, сиротам или вдовам. От этого пошло название – приношение.

Но основная задача проскомидии не эта. Это богослужение, совершаемое перед божественной литургией (обедней), на котором заготавливаются вино и хлеб для евхаристии. На ней хлеб, оставаясь хлебом материально, предлагается в настоящее тело Иисуса Христа, а вино в Его настоящую кровь.

Необходимые атрибуты:

  • Жертвенник. Принадлежность алтаря. Небольшой стол, предназначен для совершения проскомидии. Он символизирует вертеп, где родился Иисус Христос, а также Голгофу, где Он был распят.
  • Потир (Чаша) – как чаша вина во время Тайной вечери.
  • Дискос – вертеп.
  • Звездица – символизирует Вифлеемскую звезду.
  • Копие – копье, которым был пробит бок Господ Иисуса.
  • Покровцы – пелены, которыми был укутан Богомладенец.
  • Просфоры на проскомидии (5 штук).

Чин совершения проскомидии

Перед службой священник, облачившись в одежды, стоит перед жертвенником, произнося молитву, во время которой целует принадлежности, необходимые для богослужения.

Провозгласив: «Благословен Бог наш…», начинает проскомидию. Берется первая (агничная) просфора и изымается из нее Агнец путем обрезания ее краев.

Остается часть просфоры в форме куба или пирамиды. Этот Агнец будет пресуществляться в тело Христово, также им причащаются. Агнец символизирует самого Иисуса Христа, принесенного в жертву как агнца (ягненка) ради жизни мира. По этой причине первая просфора называется агнечной.

В потир вливается вино, смешанное с водой. Так как из ребра Иисуса распятого потекла кровь и вода. Вино во время евхаристии прелагается в Кровь Христову.

Вторая просфора называется богородичной. Она символически изображает Богородицу. Из неё вынимается частица, а затем кладется на дискос справа от Агнца.

Третья просфора называется «девятичинная». Такое название она получила из-за того, что из нее изымается девять частиц за:

  • Иоанна Крестителя,
  • пророков,
  • апостолов,
  • святителей,
  • мучеников,
  • преподобных,
  • бессребреников,
  • тех, кому праздник дня, и какого святого храм,
  • составителя Литургии (Иоанна Златоуста либо Василия Великого).

Девять частиц покладаются на дискос тремя рядами справа от Агнца.

Четвертая просфора – «о здравии». Из нее вынимаются частицы за живых. Сначала одна большая вынимается за здравие всех священнослужителей, затем вторая частица за страну и ее жителей.

Третью частицу вынимает священник за самого себя. Также вынимаются частицы за тех, ради кого поданы записки на проскомидию. Вот что такое проскомидия о здравии.

Пятая просфора – проскомидия за упокой. Вынимается частица о почивших строителях, жертводателях, а также служителях храма. Вторая частица вынимается за всех почивших православных христиан. Затем также вынимаются мелкие частицы за тех, за кого они поданы.

Дискос накрывается звездицей и покровцем, затем чаша накрывается покровцем, а вместе дискос с чашей накрываются воздухом (большой покровец). Затем священник с молитвой кадит приношение, после этого произносит отпуст.

Интересно! В элладской православной церкви (греческой) проскомидия совершается на одной большой просфоре. Агнец вынимается из ее центральной части, а остальные частицы из разных сторон этой просфоры.

После отпуста дары считаются уготованными к совершению Божественной Литургии. В чаше налито вино и вода, на дискосе выложены все частицы. Дискос символизирует всю полноту церкви. В центре стоит Агнец Иисус Христос, возле Него Богородица и все святые. Окружают Его все члены церкви.

Частички о здравии – это земная церковь, а частички о усопших – небесная (торжествующая). Обедня, тут уже Господь начинает священнодействовать. Теперь время сотворить Господеви, т.е. священник уготовал, и пришло время творить Господу. Так заканчивается первая часть и начинается Литургия. Теперь участвуют все верующие, ведь Литургия означает общее дело. Здесь совершается пресуществление Даров, заготовленных ранее.

Полезное видео: записки о здравии и упокоении

Виды записок

В храме могут предложить различные виды записок. Кроме того, что они отличаются о здравии или об упокоении, есть еще много разновидностей:

  1. Записка на проскомидию. Еще ее иногда называют заказной. Здесь за каждое имя, которое написано, священник вынимает частицу из просфоры и покладает ее на дискос. Важно, чтобы все, за кого подают поминовение на проскомидии, были обязательно крещеными. Ведь частицы кладутся на дискос, который символизирует церковь, а быть членом церкви может только крещеный человек.
  2. На ектению. Ектения значит «протяжное прошение». После чтения Евангелия совершается прошение о здравии живых и о упокоении усопших. Во время этих прошений читаются просьбы о поминовении, поданные на ектению.
  3. На молебен. После Литургии или независимо от нее часто совершаются молебны. Это богослужение отличается от проскомидии и обедни, посвящено Господу, Богородице, ангелам либо кому-то из святых. На молебнах не молятся об упокоении, поэтому записки подаются только о здравии.
  4. На панихиду. Служба, совершаемая за умерших, поэтому записки подаются только о упокоении. Такая служба совершается после Литургии или по мере необходимости.
  5. Простые. Если приход большой, то священник физически не успевает молиться обо всех, он молится только о тех, кто подал заказную записку. Простые читаются обычно прислужниками алтаря.
  6. На псалтирь. Принимаются такие записки преимущественно в монастырях, где ежедневно читается псалтирь, а во время чтения поминаются те, чьи имена в поданных записках.
  7. Сорокоуст. Записка подается на 40 дней. Если служба совершается не ежедневно, то сорокоуст читается 40 служб. Сорокоусты бывают также полугодовые, годовые, пожизненные.

Интересно! Часто люди возмущаются по поводу того, что они подали записку, а ее не прочитали. Объясняется это тем, что, если служит не один священник, то записки распределяют на всех. Один читает вслух, а остальные молятся про себя или тихо.

Также причиной может быть человеческий фактор. Но не следует волноваться, виновный будет отвечать перед Богом, а прошение, если подали, то оно уже принято на Небе. Даже если оно по какой-то причине не было прочитано священником во время службы, то обязательно прочитано Богом.

За кого можно подавать записки

Когда человек приходит в храм впервые, ему следует подойти к церковной лавке, где продаются свечи, иконы, книги, там же можно подавать записки.

Во многих храмах есть уже готовые бланки. Листочки, где написано «о здравии» или «о упокоении» с полями для имен.

Можно взять бланк и написать имена. Здесь важно их не перепутать. Затем дать, чтобы их оформили. Хорошо, когда есть образец записки, как ее заполнять.

В записке пишутся только полные имена. Не Алешенька, Маша, Жорик, а Алексей, Мария, Георгий, причем в родительном падеже. Писать следует исключительно имена крещеных людей. Если человека крестили другим именем, не тем, которое он носит, то нужно подавать именно имя, которым крестили. Если имя может принадлежать как мужчине, так и женщине, то следует сделать пометку в виде букв «м» или «ж» напротив имени, для уточнения.

Часто можно увидеть пометки перед именем, что это и что они означают:

Важно! Если нет специального бланка, то можно взять листик (обычно они уже подготовлены), сверху написать «О здравии» или «О упокоении», подчеркнуть, а ниже имена тех, о ком нужно помолиться.

Полезное видео: можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви?

Вывод

Подавать записки на проскомидию очень важно. Ведь в конце службы священник погружает все частички, за кого молился, в чашу с Кровью Христовой с просьбой омыть все грехи. Господь омывает поминавшихся на проскомидии Своей мученической кровью. Но не стоит думать, что листок бумаги, поданный священнику, освобождает от собственной молитвы.

Зачастую недавно пришедшие к Православию люди с трудом разбираются в нюансах богослужений, церковных словах и молитвах. В нашей статье вы узнаете, что такое проскомидия, как она совершается и в чем ее значение на Литургии.

Значение проскомидии в Православии

Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия — приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Таинство Причастия установил Сам Христос во время Тайной Вечери перед Крестной смертью Своей и заповедал апостолам всегда причащаться ради памяти о Нем и жизни в вечности: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


История проскомидии и Литургии (обедни)

Таинство Литургии было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.

Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю.

За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю.

Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

Именно опресноки — пресные хлеба — и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.

Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто — в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.


Проведение проскомидии

Эта часть богослужения проходит в алтаре, за закрытой завесой. Проводит ее священник и диакон (в маленьких сельских храмах священник может служить без диакона), и простые миряне не могут увидеть ход богослужения. Проскомидия — часть Литургии или, в просторечии, обедни (это слово означает, что верующие едят Святые Дары, «обедают»).

Вначале священнослужители готовятся к совершению проскомидии. Входя в алтарь, они совершают молитву, затем с особыми молитвами облачаются в священные одежды, которые надеваются перед каждым богослужением (у священника особо выделяется фелонь — верхняя жесткая накидка из парчи, и епитрахиль — парчовая лента, скрепленная металлическими круглыми пуговицами), а также совершают омовение рук, читая слова 25 псалма.

Для проведения проскомидии и, в дальнейшем, Евхаристии (Таинство Причастия, пресуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христову), необходимо вино — обычно это кагор (во времена голода и гонений священники использовали и просто соки ягод или фруктов), а также особым образом выпеченная просфора — это маленький светлый пресный хлеб с выпеченным крестом наверху.

Диакон и священник встают напротив жертвенника — это небольшой столик слева от главного престола храма. На нем стоят священные сосуды: покрытые парчовыми салфетками («воздухами»), звездица, покровец, потир, копие и дискос.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору, вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Отдельно поминаются живые, отдельно — усопшие. Вино наливается в потир — Чашу для Причастия, хлеб кладется на дискос — плоскую тарелочку на ножке. Диакон в это время также читает особые тайные молитвы.

Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Что значит Причастие Тела и Крови Христа в Церкви

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских.

Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа.

Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена.

Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.


Как готовиться к Причастию

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить. Подготовка, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:

  • Готовьтесь двух-трехдневным постом. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше — от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
  • Старайтесь в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
  • Откажитесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
  • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
  • Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
  • Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
  • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.
  • Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Господь наказывает людей за дерзость скорбями.

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи!

Также нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.


Как вести себя во время Причастия?

Вот, как конкретно принимать Святое Причастие и как же понять, что Причащение началось:

  • После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.
  • Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.
  • У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть святыню. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его. Теперь можно перекреститься на икону «Тайной Вечери» над алтарем и поклониться.

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома. Постарайтесь не заниматься делами в этот день, отдохните спокойно, за просмотром интересных добрых фильмов и чтением книг, общением.


Записки на проскомидию и ектению

В церковной лавке можно увидеть предложение написать записки на проскомидию и на ектению. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене — ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.


Как писать записки о здравии и упокоении в церкви

На прихрамовой территории или в храме найдите свечной ящик (церковную лавку). Заходя в храм, трижды перекреститесь, повторяя «Господи, помилуй меня», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Все святые, молите Бога о нас». Женщины должны посещать храм в платке и юбке — в большинстве храмов и юбки, и платки можно взять на время.

Попросите бланк записки «О здравии» или «Об упокоении».

Перечислите в записке имена (в родительном падеже) людей, о которых вы хотите помолиться. В одной записке традиционно помещают не более 10 имен, но вы можете написать и больше (однако тогда придется оплачивать больше записок — таково традиционное пожертвование). Перед именем больного напишите «болящего» или «болящей». Можно перечислить и имена здоровых людей в качестве некой духовной профилактики.

В записке должны быть перечислены только имена крещеных людей.

Помните, что молитва о здравии — это просьба о физическом и духовном здоровье. Поэтому можно заказывать молебен и о своих недругах, о близких, которые страдают неприятными эмоциональными реакциями, страдают от грехов. Так мы просим Господа о помощи таким людям, чтобы Он Сам коснулся их сердец.

Вы также можете заказать и сорокоуст о здравии: это поминание человека в храме на протяжении сорока Литургий на проскомидии.

Силой Своей благодати да хранит вас Господь!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: