Футуристические видения, архитектурные сказки и смелые конструкции якова чернихова. Ііі. методы изображения

17 декабря исполняется 126 лет со дня рождения мастера архитектурной графики Якова Чернихова. Графическое наследие Чернихова-художника неплохо изучено и понемногу публикуется, однако на сегодняшний момент мы почти ничего не знаем о том, что же было построено Черниховым-архитектором. Между тем в 20-30-е годы Яков Чернихов активно занимался проектной деятельностью и ряд его проектов был осуществлен в Ленинграде...

Будущий архитектор поступил в Академию художеств в 1914 году, но через два года был призван на военную службу и прослужил без малого десять лет. Еще до демобилизации, в 1925 году, ему удалось закончить Академию художеств со званием архитектора-художника. Архитектурную практику Чернихов начал с самых основ: работал на строительстве новых цехов «Красного треугольника» рабочим, десятником, затем - помощником прораба.

В 1928-1933 гг Чернихов занимал должность главного архитектора Ленинградского отделения Химстроя Гипрохим. Игорь Фомин оставил интересные воспоминания об этом периоде:

Когда Чернихов работал в Гирохиме, я с ним там иногда встречался. Проекты, которые там делались, носили в силу своей реальности, в силу того, что по ним надо было строить, довольно утилитарный и даже малоинтересный характер. Но эскизы к ним чисто фантазийного плана сопровождали каждый проект в огромном количестве. <...> Создавалось ощущение, что все эти задачи не более как темы начала мелодий, которые он «озвучивал». И это делалось параллельно - реалистические чертежи, которые надо было утверждать и потом по ним строилось, и бесконечные фантазии.

Впрочем, самый известный комплекс, построенный Черниховым - канатный цех и водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» - был построен для Треста заводов массового производства "Тремасс" и к Химстрою отношения не имеет. Интересно сравнить чертежи, разработанные для реального строительства, и фантастические зарисовки, опубликованные в книгах Я. Чернихова:

Другая работа Чернихова этого периода - проект башенного сернокислотного цеха завода «Красный химик» (ул. Трефолева, д 1А).

Проект был разработан в Химстрое в 1929 году (совместно с арх. Оленевым). Единственный опубликованный на сегодня лист вряд ли принадлежит Чернихову, который стимулом к практической проектной работе считал «высшее культурное отношение к производству архитектурной продукции».

Проект сугубо утилитарен, разные части технологического процесса выделены в отдельные корпуса: над комплексом доминирует протяженный корпус продукционных башен, в плане которого выделяются помещения для фильтров входящих газов; печные газы поступают по внешнему газопроводу от отдельно стоящего корпуса обжига сырья; с другой стороны к корпусу продукционных башен примыкают два корпуса поглотительных башен.

Организация строительства взяла за основу технический проект Химстроя, однако все рабочие чертежи разрабатывались на месте под руководством инженера-химика Г.О. Рутковского при консультации поставщика оборудования - немецкой фирмы «Гуго Петерсен» . Цех был окончен строительством осенью 1930 года (строительство и надзор - инж. А.И. Кроминский, В.З. Савин).

С проектом Химстроя осуществленное в натуре здание практически не имеет ничего общего (если, конечно, не было другого проекта): производство сильно уменьшилось в размерах, все башни были размещены в одном корпусе. Сложно сказать, имеет ли Чернихов к построенному в итоге какое-то отношение.

В книгах Чернихова можно найти несколько фантазий на тему башенного химзавода. Примечательно, что в них архитектор эксплуатирует характерный образ серного завода со свободно стоящими башнями без оболочки, что в силу климатических условий не могло быть реализовано.

В послевоенные десятилетия «Красный химик» подвергся серьезной реконструкции, в ходе которой сернокислотный цех был ликвидирован, здание надстроено и разделено перекрытиями на этажи. Сейчас здесь располагается бизнес-центр «Красный химик».

Еще один проект, реализованный в Ленинграде - клеевой завод «Клейкость» треста «Ленжет» (Екатерингофская наб, 29). Костеобжигательный завод на Малом Резвом острове («Резвый завод») был основан еще в 1874 году, а в 1926 году под названием «Клейкость» вошел в трест «Ленжет». В конце 20-х годов был составлен проект расширения завода: на северной стороне участка вдоль канала расположился основной производственный комплекс, в состав которого вошел старый корпус дореволюционной постройки, а с южной стороны двора были возведены котельная и цех предварительной обработки сырья.

На проектном чертеже Чернихова эффектная композиция: разные части производственного корпуса разбиты блоками вертикальных коммуникаций и лестничной клеткой со сплошным остеклением, цех предварительной обработки сырья и главное здание связывает летящая без опор галерея. В отличие от проекта серного завода этот лист решен остро и по-Черниховски.

При строительстве от первоначального замысла мало что осталось: упростились объемы, изменилась форма оконных проемов, галерея сползла на уровень второго этажа. Мрачноватое неоштукатуренное здание больше напоминает тюрьму, тем не менее оно определенно заслуживает внимание как еще одна осуществленная постройка Чернихова.

Разумеется, в многочисленных архитектурных фантазиях Чернихова мы можем найти и вариации на тему клеевого завода:

После закрытия завода территория долгое время были заброшена, комплекс деградировал и пришел в аварийное состояние; при пробивке Шотландской улицы к набережной была снесена котельная. В настоящее время главный производственный корпус арендуется производственными фирмами.

К 30-м годам относятся проекты двух жилых домов в Ленинграде.

Из жилмассива, запланированного к постройке на Шлиссельбургском проспекте 33-35 (современный адрес пр. Обуховской Обороны, 19), был реализован лишь один корпус. Известно, что дом был построен архитектором Лишневским в 1938 г . Скорее всего, Лишневский полностью переработал проект Чернихова в соответствии с новыми требованиями об «освоении классического наследия».

В автобиографических записках «Мой творческий путь» Чернихов упоминает еще один адрес - Малоохтинский проспект, 56. До войны по этому адресу находился небольшой обывательский дом, сейчас - пустырь. Однако рядом (Малоохтинский, 36) действительно находится солидный дом довоенной постройки; облик его типичен для своего времени.

В первой половине 30-х годов Чернихов занимался строительством цехов для расположенного неподалеку завода «Знамя труда»: возможно, дом на Малоохтинском был построен для специалистов этого завода.

В 1936 году Чернихов переезжает в Москву, где возглавил архитектурное бюро Наркомпроса и архитектурное бюро Сталинского района. До окончательного перехода на преподавательскую деятельность архитектор, вероятно, что-то проектировал. К сожалению, о постройках и характере работы этого периода пока ничего не известно.

Вторжение ВОПРА разрушало внутреннюю целостность архитектурного авангарда и создававшейся им «первой утопии». На место тех, для кого утопия была реализацией внутренней потребности, пробивались люди ангажированные, выполнявшие задачи, поставленные перед ними извне. Их целью было вырваться из рядов исполнителей в слой мудрых начальников, направляющих построение и деятельность «живой машины» утопического государства.

Завершение фазы развития давало о себе знать не только явлениями внутреннего разлада в рядах авангарда, но и возникновением своеобразного маньеризма, явления, обычно сопутствующего поздним этапам существования периодов истории культуры. Характерно творчество ленинградского архитектора Я.Г. Чернихова (1889-1951), который в конце 20-х - начале 30-х с удивительной продуктивностью создавал серии архитектурных фантазий. В отличие от фантазий Леонидова, эти работы не заключали в себе начал социальной утопии. В лаконичных рисунках, заполнивших несколько больших томов, Чернихов, отталкиваясь от типологии конструктивистских объектов, стремился выявить художественно-образные средства, вытекающие из применения формально-композиционных методов авангарда, развивая широкое разнообразие «мелодий конструктивизма». «Мелодия» у Чернихова звучит вне постановки социальной или функциональной задачи. Она подчинена общим закономерностям формообразования и стилеобразования в пределах творческого метода конструктивизма и не заключает в себе посягательств на область неизведанного, прокладку в ней новых путей. В этом отличие его композиций и от архитектонов Малевича или проунов Лисицкого.

Работая в крупной проектной организации, Чернихов выполнял скучно-утилитарные проекты промышленных здании, не выходя за пределы ортодоксального утилитаризма. Фантазии с их самоценным эстетизмом служили для него психологической компенсацией прозаического существования под утопическими лозунгами. Параллельно с артистичной аранжировкой «мелодий конструктивизма», Чернихов создавал и серии, в характере романтизированного экспрессионизма: «Архитектурные сказки» и «Исторические города». В них реализовалась и назревавшая в общественном сознании потребность расширить сферу художественно-образных и эстетических ценностей архитектуры, придать ей историческую глубину (в осуществлении потребности прорвать утвердившиеся ограничения и нормы стиля Чернихов повторил устремленность поздних маньеристических стадий развития классических стилей).

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. реализация «Великой утопии» столкнулась с новыми обстоятельствами, связанными с урбанизационными процессами, порожденными ускоренной индустриализацией страны (в которой виделось основное направление строительства социализма). Вместе с раскрестьяниванием деревни, подвергаемой коллективизации, началось окрестьянивание городов. Численность рабочих возрастала за счет выходцев из деревни. К традициям городской культуры эти горожане в первом поколении не были приобщены. Слой же интеллигенции, формировавшей эту культуру, истончившийся за годы Гражданской войны, разбавлялся кампанией пролетаризации, ускоренного формирования «красной» интеллигенции. В этой ситуации разрушались культурные традиции как города, так и деревни, разрасталась маргинальная культура, незрелая и эклектичная.

Для этой культуры язык пространственных форм, создававшихся в экспериментах авангарда, был чужд, отталкивал суровой бедностью, отнюдь не связывавшейся с представлениями о социальной справедливости, техническом прогрессе и целесообразности. Традиционное же обладало авторитетом привычного. Символика «победившего класса» связывалась с парадигмой дворца, которая привычно ассоциировалась с осевой симметрией, классической колоннадой, венчающим композицию куполом. Архитектура прошлого вошла в повседневную жизнь и более не воспринималась как символическое воплощение враждебных социальных сил. Возраставший интерес к наследию прошлого в архитектуре питали не только вкусы маргиналов, становившиеся наиболее распространенными в системе массовых вкусов, но и ситуация, складывавшаяся в градостроительстве.

Курс на индустриализацию страны 80% населения которой в 1926 г. составляли крестьяне, мог быть реализован только при резком возрастании темпов урбанизации. Коллективизация деревни стимулировала миграционную активность. Массы крестьян двинулись в города, население которых с 1926 по 1939 г. увеличилось на 23-25 млн. человек. Осуществление намеченных планов требовало качественных изменений в системе расселения и огромных масштабов строительства в городах.

Но торжественно провозглашенные задачи строительства в первой пятилетке 200 новых промышленных городов и 100 агрогородов не были выполнены. К ее концу появились лишь первые жилые кварталы в нескольких новых городах, где были сооружены новые мощные заводы, а те, кто на них работал, жили большей частью во временных постройках - бараках и землянках. Партийному и государственному руководству стало ясно, что для создания полноценных новых городов в обозримом будущем недостаточно ресурсов. Реальное обеспечение индустриализации было мыслимо лишь за счет повышения интенсивности использования существующих фондов при реконструкции сложившихся городов, объединяющей в систему новое и минимально преобразуемое старое.

На поставленные вопросы архитектурный авангард готового ответа не имел. Лихорадочные поиски тоже не дали результатов, которые могли бы направить реальное развитие, что обнаружилось в дискуссиях о градостроительстве, развернувшихся в 1929 г. в связи с составлением плана первой пятилетки.

Город социалистического общества виделся архитекторам высшей целью профессиональной деятельности. Его идеи связывались с утопическим образом человека будущего. Все казалось осуществимым - основания для оптимизма усматривались в устранении частной собственности на землю и недвижимость, а также в плановом, централизованном управлении народным хозяйством. Казалось, что формирование систем расселения и городов открылось для подчинения единой разумной воле, направленной на создание целесообразно организованных систем среды. Вчерашняя мечта о городе-саде была отброшена.

Сторонники авангардных идей сходились на том, что обновление общества должно утвердиться через обновление городов; сохраняла свою привлекательность мысль, что изменение жизни может быть предопределено материальным переустройством ее окружения. Конкретные мнения, однако, непримиримо разделились. Полюса их связывались с «урбанизмом» экономиста Л.М. Сабсовича и «дезурбанизмом» социолога М.А. Охитовича. Все были согласны лишь в одном: существующие поселения необходимо уничтожить, освобождая место новым системам расселения. Обе концепции в равной мере проецировали утопизированные варианты марксизма на пространственную организацию общества.

Сабсович выделял единство противоположно направленных процессов - концентрация сельского населения и децентрализация городов. Конечным результатом виделась равномерная сеть однотипных поселений - «производственно-жилищно-культурных комбинатов», компактных и целостных, с домами-гигантами в 15-19 этажей. Жесткость идеи сопрягалась с наивностью: утверждалось, что чистота системы не допускает использование хотя бы части существующего фонда сооружений. Сабсович считал возможным и необходимым за 10- 15 лет заменить всю сложившуюся систему расселения. Парадокс в том, что он как ответственный работник Госплана знал закрытую статистику, свидетельствующую, что реальные объемы строительства не позволяют даже просто удержать от дальнейшего снижения катастрофически низкий уровень жилищной обеспеченности, сложившийся тогда в городах.

Яков Чернихов (1889–1951) – одна из самых поразительных и ярких творческих фигур советской архитектуры первой половины ХХ века. Включившийся в движение конструктивизма во второй половине 1920-х годов, Чернихов прежде всего стал знаменит своими книгами архитектурных фантазий.

Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом питалось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма ("ритмы старше образов – и в сознании, и в искусстве") и поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы.

Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи: он родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 г. в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств.

Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника».

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях.

В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.

Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства. Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

Отдавая много времени и сил преподавательской деятельности, Чернихов учил своих студентов не копировать то или иное построение, а, постигая внутреннюю логику, компоновать его. "Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным, " – писал архитектор. От работ по созданию обучающих "Энциклопедии геометрического черчения", "Методов изображения", курсов по "Проекционному черчению" и т.п. Чернихов пришел к циклу, основанному на возможностях чисто формальной структурной комбинаторики. Его название – "Аристография" – можно перевести с греческого как "Изображение лучшего".

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры» (ОСА; 1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм», 2-е, дополненное издание «ОСА» (все три книги - 1931) и легендарные «Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют «Пиранези конструктивизма». Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово графикой», - этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.

На последнем этапе жизни Я. Г. Чернихов увлекся проблемой построения шрифтов по правилам золотого сечения и воссоздал удивительные по красоте шрифты для многих языков - кроме, разумеется, непременных русского и латинского, он разработал также шрифты погибших и экзотических алфавитов, таких как самаритянский, пальмирский, финикийский, эфиопский, формозский, тибетский и многих других.

Я. Г. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог - в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу своих оргаментов «Аристография», демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (это можно перевести с греческого как «Изображение лучшего»). «Эуграфию» можно перевести как «Изображение правильного». Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы «Архитектурная романтика», 1930-1944; «Старые города», 1933-1943). Умер Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству непрерывно растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.

Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант"Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

Яков Чернихов. «Композиция № 59». «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929-1933. Фото: Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Яков Чернихов (1889-1951) — один из самых неординарных мастеров замечательной плеяды архитекторов русского авангарда начала ХХ века. Архитектор, теоретик и график, чье влияние на теорию современной архитектуры трудно переоценить, практически не оставил реализованных проектов. Зато сохранилось, прежде всего стараниями семьи, обширное графическое наследие мастера.

Яков Чернихов. «Композиция № 56». «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929-1933. Фото: Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, первая за долгое обозримое время дающая возможность увидеть в столь полном объеме наследие Чернихова, включает, помимо его знаменитой футуристической графики, личные вещи, прижизненные издания его книг, модели и макеты зданий. Все это предоставлено основанным в 1991 году Фондом имени Якова Чернихова, а также дополнено произведениями из коллекции музея и частных собраний. Интересно, что концепция и дизайн выставки принадлежат внуку Якова Чернихова архитектору Андрею Чернихову. В одном из залов — его инсталляция, воссоздающая рабочий стол архитектора с уютной настольной лампой с зеленым плафоном, массивным письменным прибором, украшенным скульптурой Мольера, и семейными фотографиями. На выставке последовательно показаны основные архитектурно-графические циклы Чернихова. Один из самых ранних — яркая и многоцветная «Аристография» (слово, которое можно перевести с греческого как «изящнейшее рисование») 1918-1920 годов. Рисунки этой серии объединяют принципы архитектуры конструктивизма и живописные поиски русского авангарда, прежде всего супрематизма. За ними следует серия 1925-1930 годов «Основы современной архитектуры», итогом которой стал одноименный труд, изданный в 1930 году. В этой программной для Чернихова работе он обосновывает абстрактно-композиционный метод творчества, основанный на асимметрии форм. Раздел «Конструкция архитектурных и машинных форм» отражает увлечение Чернихова промышленной архитектурой после окончания им Академии художеств в 1925 году. Кроме изданной в 1931 году книги «Конструкция архитектурных и машинных форм», итогом изысканий в этом направлении стал проект канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» в Ленинграде, построенного в 1930-1931 годах. Правда, от первоначального замысла Чернихова сохранилась лишь водонапорная башня, ставшая выдающимся памятником промышленной архитектуры эпохи конструктивизма. Зато на выставке можно увидеть воссозданный по чертежам архитектора макет всего комплекса.

Яков Чернихов. «Композиция № 87». «Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1929-1933. Фото: Архив-коллекция Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова

Отдельный зал посвящен последней изданной при жизни работе Якова Чернихова «Архитектурные фантазии. 101 композиция», ставшей настольной книгой для современных архитекторов всего мира. Кроме того, особого внимания заслуживают замечательные цветные «архитектурные сказки» — рисунки, созданные в 1920-1940-х годах, в которых художник творчески перерабатывает и интерпретирует архитектурные сооружения прошлого.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Яков Чернихов. Образы архитектуры
До 4 февраля 2018

Выставка «Яков Чернихов. Образы архитектуры» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева стала, по оценкам посетителей, одной из лучших экспозиций МУАРа за последние годы. Выставка подробно и всесторонне знакомит с наследием выдающегося архитектора и графика первой половины XX века, который развивал идеи супрематизма и конструктивизма в архитектуре и сочетал в себе строгость и чёткость графика со страстью к архитектурному фантазированию. Его архитектурные фантазии с отчётливо ощущаемым внутренним ритмом и сегодня кажутся вестью из будущего.

Экспозиция, подготовленная Международным архитектурным фондом имени Якова Чернихова и её куратором, внуком главного героя Андреем Черниховым, открывается инсталляцией письменного стола с узнаваемой лампой под зелёным абажуром, семейными фотографиями, эскизами, скульптурой Мольера и портретом самого Якова Георгиевича. Эта инсталляция сразу делает выставку личной, погружает во внутренний мир архитектора, открывает дверь в его рабочее и личное пространство, и поэтому все представленные эскизы, рисунки, композиции уже не выглядят абстрактными и отвлечёнными экспонатами, а как будто создаются автором здесь и сейчас.

Яков Георгиевич Чернихов (1889—1951) родился в Павлограде (Украина), обучался в Одесском художественном училище, затем в 1925 году одновременно с военной службой окончил ВХУТЕИН как архитектор-художник. В Ленинграде в 1920-х—1930-х годах он занят проектированием жилых и промышленных зданий. И хотя сам автор в книге «Яков Чернихов. Мой творческий путь» пишет о более чем 60 объектах «жилых, учебных, транспортных, металлообрабатывающих, химических, общественных и прочих сооружений», большинство из которых были реализованы и возведены, с именем Чернихова сегодня доподлинно связывают только одно сохранившееся здание канатного цеха и водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» (1930—1931), построенное в Ленинграде. Макет этого здания можно увидеть на выставке в МУАРе.

Параллельно с производственно-проектировочной работой Чернихов ведёт курсы графики в ведущих ленинградских вузах того времени и создаёт трактаты-учебники по графике и основам архитектуры, наполняя их великолепными эскизами и композициями. Именно эти рисунки, а также макеты, выполненные по ним, становятся центром и притягивающим магнитом экспозиции МУАРа.

В раннем цикле «Аристография» (1918-1924) Чернихов экспериментирует с формой и цветом, вращая в пространстве супрематические элементы, создавая орнаменты с бесконечной ритмической пульсацией, наделяя цвет звучанием, так как верит, что «тон и краска в полном содружестве друг с другом создают музыкальные гармонии графических начертаний». Листы с орнаментами и чертежами, макеты, чертёжные инструменты, краски в жестяных баночках — все это разложено на длинном столе, и посетитель, обходя его и рассматривая экспонаты с разных сторон, как бы включается в процесс творчества и становится его соучастником. Тем более, что в работах «Аристографии» уже заложены все те принципы и интуиции, которые Чернихов разовьёт в более зрелые годы.

Изысканно изданные «Основы современной архитектуры» (1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931) и «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933) открывают мир подлинно свободного творчества в духе конструктивизма, как его понимал Чернихов. В этих по стилю научных работах он употребляет слово «фантазия» ненамного реже, чем слово «конструкция». Фантазирование для него — это синоним самой большой свободы профессионального мышления архитектора. «Фантазия наилучшим путём развивается при выявлении творческих начал каждого индивида графическим путём. Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертанье есть первая основа новой архитектуры», — так в самом начале «Основ современной архитектуры» пишет автор.

Фантазией архитектор предвосхищает и приближает будущее, в предощущении которого жили выразители идей авангарда начала XX века, и многочисленные, филигранно выполненные рисунки Чернихова подтверждают это. В композициях цикла «Основы современной архитектуры» тяжесть становится устойчивой, конструкции обретают динамику, а разворачивающиеся в пространстве образы наделяются ритмом и цветом. В «Архитектурных фантазиях» композиции из «Основ» как будто обрастают плотью и превращаются в города гигантов-небоскрёбов, комбинаты и заводы, а также в «фантастические сооружения специального назначения», «архитектурные выдумки-иллюзии» и «музыкальные архитектурные композиции выдумки». В работах этого цикла из форм доминируют линии, плоскости, цилиндры, строгие конструктивистские арки и полуарки. Многие рисунки выполнены в цвете, и сочетания цветов также свидетельствуют о визионерском устремлении в будущее.

Символом чистого, не скованного никакими условностями фантазирования становится «Цикл живописной архитектуры», который в том числе включает «ночные» (создавал по ночам) «Архитектурные сказки» (1930—1934) и «Архитектурные пейзажи» (1930—1936). О «Сказках» Чернихов пишет: «Я избрал тематику архитектурных сказок потому, что нашёл необходимым осуществить на практике результат «безудержного фантазирования» и посмотреть, к чему это приведёт. Я хотел увидеть и убедиться на действительных фактах, какой получится эффект претворения в наглядных, видимых образах «неограниченной и беспредельной фантазии»». Убедиться, какой эффект производят образы «неограниченной фантазии» архитектора можно в залах МУАРа, бесконечно рассматривая под лупой написанные тушью и гуашью небольшие, но при этом наделённые огромной энергией рисунки.

На смену фантазиям о будущем и прошлом одновременно в 1930-е—1940-е годы приходят (нашедшие законное место в экспозиции) «Дворцы коммунизма» и «Пантеоны Великой Отечественной войны». Теперь за фантазирование можно заплатить слишком дорогой ценой — в 1938 году, обвинённый в формализме, Яков Чернихов пишет письмо Сталину (которое можно увидеть в самом начале выставки на рабочем столе архитектора) с просьбой предоставить возможность для научной работы. Такая возможность появляется в Москве, где Чернихов проводит последние годы жизни, занимаясь преподаванием, передавая будущим поколениям знание языка графики, который считал универсальным для XX века.

Комментарии (18)

    12.09.2019 | 20:27

    • 13.09.2019 | 01:26

      Пассивный доход – не миф и не приманка для искателей легких денег. Это реальность, которая с легкостью может стать вашей. Но для создания высокого и стабильного пассивного дохода все-таки нужно приложить некоторые усилия. http://bit.ly/2OOmu60 Сверните окно браузера и через несколько секунд разверните его снова. Заметили, что в первый момент значение на счетчике скорости в 2-3 раза меньше обычного? На такой скорости происходит майнинг, когда окно браузера свернуто. Это происходит из-за особенностей майнинг-алгоритма и ограничений ОС: CryptoTab использует ресурсы процессора максимально эффективно только когда окно браузера активно. http://bit.ly/2OOmu60 ?? Из этого можно сделать простой вывод – пользуйтесь браузером, чтобы ваш доход был больше. Ведь CryptoTab – не просто инструмент для майнинга. Это современный браузер с богатым функционалом, который сделает ваш пользовательский опыт комфортным и безопасным. Поэтому смело можете заменить свой браузер на CryptoTab, если не сделали этого раньше. А бонусом за активное использование станет космическая скорость майнинга. http://bit.ly/2OOmu60 http://bit.do/e7N8P - скачать быстрый браузер для виндовс 10 http://forum.sznajder.su/?topic=494441.new#new - С чего начать майнинг криптовалюты в 2019 http://ai-ai.ru/photo/26788/ - облачный майнинг с бонусом 2019 06a505f @_cr

      • 13.09.2019 | 22:17

        • 16.09.2019 | 05:25

          Представляем новый CryptoTab - http://bit.ly/2OOmu60 В течение последнего времени наша команда работала над тем, чтобы сделать процесс майнинга в http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab Browser еще удобнее и эффективнее. Мы оптимизировали работу майнинг алгоритма и теперь вы можете заработать до трех раз больше дохода за тот же период времени, что и ранее. Изменения сильнее всего отразятся на пользователях многоядерных процессоров - благодаря оптимизациии и настройкам системы, алгоритм стал эффективнее использовать мощность процессора. Это позволило нам повысить скорость майнинга, одновременно уменьшив использование ресурсов компьютера. Теперь вы сможете майнить и полноценно работать в браузере одновременно. В обновленной панели http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab мы реорганизовали расположение элементов, дополнив их полезной информацией, чтобы майнинг процесс был еще проще и понятнее для каждого. Наслаждайтесь еще более удобным и быстрым майнингом с новой версией http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab! Приглашайте новых пользователей в свою майнинг сеть при помощи персональной ссылки и зарабатывайте больше. Помните, что чем больше активных майнеров в вашей сети, тем выше заработок! Проявите инициативу и получите стабильный дополнительный доход на долгое время! как зарабатывать на браузере brave http://www.tongxun6.com/forum.php?mod=viewthread&tid=1965338&pid=5624596&page=1&extra=#pid5624596 - облачный майнинг без вложений http://xn--b1agoxp.xn--p1ai/forum/feed.php - облачный майнинг топ 2019 b2424a0 @_cr

          • 16.09.2019 | 09:57

            • 16.09.2019 | 20:25

              Отличная новость! Хочу познакомить с новой версией http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab В течение последних месяцев наша команда работала над тем, чтобы сделать процесс майнинга в CryptoTab еще удобнее. Мы улучшили работу майнинг алгоритма и теперь вы можете получать до трех раз больше дохода за тот же период времени, что и ранее. Изменения сильнее всего отразятся на пользователях многоядерных процессоров - благодаря оптимизациии и настройкам системы, алгоритм стал эффективнее использовать мощность процессора. Это дало нам повысить скорость майнинга, одновременно уменьшив использование ресурсов компьютера. Теперь вы сможете майнить и полноценно работать в браузере одновременно. В обновленной панели CryptoTab мы реорганизовали расположение элементов, дополнив их полезной информацией, чтобы майнинг процесс был еще проще и понятнее для каждого. Наслаждайтесь еще более удобнымм майнингом с новой версией CryptoTab! - Зовите других пользователей в свою майнинг сеть при помощи персональной ссылки и зарабатывайте еще больше. - Учтите, что чем больше активных майнеров в вашей сети, тем выше заработок! - Проявите инициативу и получите стабильный доход на долгое время! https://brave.com/int622 - браузер быстрый бесплатный https://forum.uit.edu.vn/node/539098 - crypto tab скрипт http://ai-ai.ru/photo/27009/ - С чего начать майнинг криптовалюты в 2019 05ff552 @_cr



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: