История пионерии в датах. Пионерские информационные издания. Чем занималась пионерия

Пионер - значит первый.
Пионерская организация основана 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. На V съезде комсомола принимаются Законы и обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, Положение о пионерской организации. Пионерскую организацию можно назвать школой политической активности. Пионеры помогали взрослым строить новую, справедливую и счастливую жизнь.

Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.

«Страна пионерия» - какая она была в нашей республике, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер – товарищ и вожак октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской

организации имени Владимира Ильича Ленина,

перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,

как завещал великий Ленин,

как учит коммунистическая партия,

всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.

Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений.

Летом 1918 года враги молодой Советской республики начали гражданскую войну.

В Ижевске и Воткинске родились детские коммунистические организации – «Дом юного пролетария» (ДЮП).

Когда старшие товарищи объединились Коммунистический Союз Молодежи, то тяга к нему любознательных, энергичных, безрассудно смелых ребят оказалась беспредельной. Но преградой к вступлению в РКСМ для 10-12-летних юнцов был его Устав. На помощь пришел его старший брат – комсомол. Ижевцы выделили для детей одну из комнат, а главное - направили к ребятам душевного, инициативного и веселого вожака – комсомольца Кирьякова. Скоро прозвучали слова клятвы юных пролетариев: «Бороться за советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, быть надежными и верными помощниками комсомольцев и большевиков, быть всегда храбрыми и правдивыми».

Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь.

Дети жадно слушали рассказы о Ленине, Красной Арми, комсомоле, ходили в походы, участвовали в субботниках, военных играх, проводимых комсомолом.

4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР было провозглашено образование Удмуртской автономной области. Гражданская война закончилась, но трудности послевоенной разрухи умножило неурожайное лето, наступил 1921-й голодный год.

Партия призывала народ к борьбе с разрухой и голодом, к отеческой заботе о детях. Вятский губком комсомола обратился с воззванием: «Молодежь, ты слышишь? В твоей помощи, в твоей поддержке нуждаются маленькие дети-сироты, отцы и матери которых пали жертвой на фронтах гражданской войны или закопаны в землю живыми, сожжены баржах, расстреляны или повешены белогвардейцами на телеграфных столбах. Сейчас это дети Республики. Им нужен хлеб, им нужен кров. Им нужны свет и тепло. Им нужны ласка, привет. Эти дети – будущие строители новой жизни, творцы будущей Коммуны. Но их нужно воспитать, вспоить, вскормить». (Пионерская летопись. Киров, 1972, с. 20.)

Тысячи малолеток заполнили биржи труда. Для сирот открыли 137 детдомов. На заводы Ижевска приняли 1181 подростка. Для них была открыта специальная столовая. Благодаря усилиям ижевских комсомольцев, 150 ребят стали первыми учениками школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

17 мая 1923 года, дата принятия решения президиума облисполкома о признании организации отрядов юных пионеров необходимой и заслуживающей всякого поощрения.

Дата принятия решения, стала днем рождения Удмуртской областной пионерской организации.

Памятное событие свершилось в живописном уголке у Важнина ключа, под Ижевском. Здесь все было первым – и пионерский лагерь в шалашах, где уже 45 пионеров жили весь июль, и линейка, выстроенная вокруг пионерского костра, и впервые прозвучавшие слова торжественного обещания перед лицом старших товарищей – коммунистов, комсомольцев, рабочих завода.

Пионер! Борись с беспризорностью! Призывы, концерты, демонстрации, массовые праздники, вечера, походы на привалах играли в разведчиков, любили состязаться на лучшего бегуна, повара, доктора.

Паролем тех лет было учение! Учились сами и учили других. Уставал один, ему на смену за букварь с бабушкой садился другой. Чем только не награждали наши ученики – пирогами, яблоками, вареньем, слезами.

К середине 20-х годов экономика страны была восстановлена. Итоги медицинского обследования детей показали: 60% детей малокровны, 70% перенесли корь, скарлатину и другие заразные болезни. Участники областного совещания пионер-работников 1926 года решили: укреплению здоровья, физвоспитанию , проблемам быта и просвещения – первое место в работе.

В 20-х годах началось увлечение спортом. Комсомол выдвинул лозунг «Даешь физкультуру!». Но вожатому пока нечего было дать пионерам. Он не имел ни материальной базы, ни тренерских навыков.

С 1926 года началось увлечение пирамидами и вольными упражнениями. На всех праздниках и слетах можно было слышать призыв вроде этого:

Дурево – брось! Курево – брось!

Физ-культуру строй!

В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО. Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.

Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках Удмуртии. Но романтика лагерной жизни имела трудности. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.

С 1926 кода любимая «картошка» становится песней пионерской истории.

Самый восторженный отзыв на заботу Родины о здоровье детей дали первые артековцы. Всесоюзный лагерь открылся в 1925 году, а на следующее лето он принимает 70 пионеров Урала.

Борьба на фронте здоровья явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции. Ее масштабы расширил фронт просвещения масс.

Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции. В избах-читальнях крупными буквами написали:

Пора, товарищ дедушка,

Пора, товарищ бабушка,

Садиться за букварь.

Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие - на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: и если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.

1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!», слет дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.

Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнилась делегатам областного слета пионеров-ударников (1932 года) экскурсия на Ижевский оружейный завод. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.

Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соц соревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении 1932 года «О работе пионерской организации» предлагал отрядам решительно перестроить работу. Деятельность пионеров сосредоточить в школе, чтобы возглавить детский коллектив в борьбе за знания, за сознательную дисциплину, помочь в перестройке школы на политехнической основе, развивать интерес детей к науке, технике, производству и широкому творчеству.

Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно-зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.

Мы – пролетариата дети,

Нам приказ страною дан:

В план великих пятилетий

Входит наш учебный план…

Все отряды собирая,

Дуй, горнист, в свою трубу!

Хулигану и лентяю

Объявляем мы борьбу.

Главный наказ слета звучал лаконично: за знания!

Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, были организованы группы подготовки вожатых при педтехникуме Глазова, Як-Бодье, Мултане.

Пионерские наставники учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.

Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.

Николай Николаевич Осипов с его именем связана история создания первых детских технических станций. Начало в 1932 году положила Ижевская ДТС. Руководители воспитатели-мастера Н.Н.Юминов, В.Л.Фетцер воспитанники не раз становились участниками ВСХВ, а в авиамодельном кружке определили свое призвание будущие Герои Советского Союза А.Заровняев, Л.Рыков и дважды Герой Советского Союза Е.Кунгурцев. повезло мальчишкам и с шефами – ими стали заводы. Юные техники Ижевска задались целью ускорить создание ДТС в городах и районах республики. Помощниками ребят стали модели планеров. Их полет на парадах и демонстрациях или в залах партийных и комсомольских конференций был прекрасной агитацией, призывом содействовать развитию детского технического творчества. В день авиации небо Ижевска заполняли коробчатые змеи, воздушные почтальоны, парили модели самолетов с бензиновым моторчиком. Агитация имела успех. В 1935 году на соревнования по моделизму прибыли юные техники Ижевска,Глазова, Кеза, Шаркана, Алнашей.

Юность спешила жить и мечтать, знать и уметь.

Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот, в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. .свои впечатления, новые песни, стихи рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.

Большим шагом в развитии юных дарований было открытие в Ижевске Дома художественного воспитания детей (ДХВД), пришедшего на смену детскому клубу. В нем работали 16 кружков художественного творчества. Дом стал центром методической подготовки вожатых и пионерского актива республики. Год своего рождения (1935) ДХВД ознаменовал первой олимпиадой детского творчества и слетом юных затейников.

1937 год явился подлинным праздником юных дарований. Три дня сверкал россыпью самородков первый республиканский фестиваль. Звучные народные мелодии, задорные танцы, виртуозная игра на балалайке, художественный свист, звонкие песни свободно и красиво наполняли зал театра.

Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.

«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!»

это значит,

Что я умею стрелять по-ворошиловски,

Готов к санитарной обороне

и сдал все нормы на юного физкультурника.

Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».

Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.

28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК автономная область была преобразована в республику.

Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных. В 1936 году Испания стала бастионом первой международной битвы против фашизма.

Война…

В стране введено военное положение. Объявлена мобилизация. Пробил час мужества.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Отовсюду встревоженные ребята бежали в родную школу. На митингах они заявляли: «Судьба родины – наша судьба! – и определяли свое место в ряду защитников.

Сейчас каждый от мала до велика должен считать себя мобилизованным. Мы, пионеры, комсомольцы, все учащиеся школы №27, решили дружно выйти на работу, где наш труд может быть полезен…». Помощь взрослым на производстве, в домашнем хозяйстве, уход за маленькими детьми, чьи отцы ушли на фронт, помощь колхозам на полях.

Начали прибывать эшелоны с ранеными. Госпитали разместились в школьных зданиях. Появилось слово - эвакуированный. Их ходили встречать всем отрядом размещали по квартирам.

Активно вошел гайдаровский Тимур в семью удмуртских ребят. Его команды родились вместе с выходом книги. Тимуровец – очень нужное и очень почетное звание. Они научились орудовать топором и пилой, собирали шишки и хворост, ласкали детей, ухаживали за раненными, носили воду, рубили дрова, очищали крышу от снега. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях 5000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств. Любовно, с большим желанием собирали ребята посылки для фронтовиков. Сами вязали шерстяные носки, варежки, вышивали кисеты, на заработанные деньги покупали гостинцы. Всего за время войны пионеры и школьники Удмуртии отправили 4000 посылок.

К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150000 рублей.

В годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе. По Удмуртии их было 919. пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».

Подростки сел оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.

Лес везли в Ижевск гужевым транспортом, в основном на лошадях. Нужды фронта требовали соединения Волги и Северного Урала.

В ходе войны началось народное строительство железной дороги протяженностью в 146 километров от Ижевска до Балезино . Строили ее в основном женщины и подростки 13 – 16 лет.

За годы Великой отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды.

Война подходила к концу, оставляя разрушенные обожженные войной территории. Судьба детей освобожденных районов волновала ребят далекой Удмуртии.«Мы, пионеры, знаем, что немецко-фашистские звери, вынужденные отступать под мощными ударами Советской Армии, уничтожают все на своем пути: клубы школы, учебные пособия. Нам… очень хочется помочь своим товарищам – ребятам освобожденных районов. Мы организовали сбор школьных принадлежностей и уже собрали 400 ручек, 5000 карандашей, 6 коробок перьев, художественную литературу, бумагу, посуду, ящик учебных пособий. Присоединяйтесь к нам ребята!» (газета «Ленинский путь» Глазов, 1942, 18 марта)

Со всех концов страны шли эшелоны Дружбы . В Белоруссию шли 130 вагонов с зерном, скотом, сельскохозяйственными орудиями, подарками от трудящихся и детей Удмуртии. Отстраивались города, запахивались пустыри, восстанавливались школы, крепла страна. И настал долгожданный день, когда вместо взрывов войны раздались взрывы салюта Победы. Вместе с народом страны ликовала его смена. В ногу с отцами прошла его смена. В ногу с отцами прошла она все невзгоды войны, поравнялась с ними геройством, доблестью, выдержав испытание на зрелость.

Победа! Бойцы вернулись в родные края. Страна восстанавливала хозяйство. Школам вернули здания, временно занятые под госпитали, но занятия шли пока в 2 – 3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Дела юных пионеров возглавил совет пионеров. ЦК ВЛКСМ вновь ввел выборность пионерского актива. В организациях учредил пионерские знамена, а в отрядах – красные флажки.

Принимая знамя, пионеры давали клятву свято хранить его и умножать традиции комсомольской смены по служению Отчизне.

Пионерский призыв «Украсим Родину садами!» дал начало месячникам леса и сада. Каждый пионер посадит по 3 дерева, и будет республика-сад.

На областном 4-м слете (1956 год) прошли первые соревнования юношеских добровольных пожарных дружин Удмуртии (ЮДПД).

Центральным советом пионерской организации имени В.И.Ленина (ЦС ВПО) были разработаны новые «Законы юных пионеров», «Примерный перечень умений и навыков» (ступеньки юного пионера).

«Спутник семилетки» - звание стало пионерским символом лучших отрядов и организаций, посвященных 90-летию со дня рождения В.И.Ленина.

комсомольско–пионерская стройка - дело очень ответственное.

Всесоюзное соревнование пионерских отрядов 1963 –1964 годов , посвященное 40-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В.И.Ленина.

Старт его был удачным. По приказу Тимура, опубликованному в «Пионерской правде», отряды стали в этой игре экипажами, председатели советов – командирами, звеньевые – рулевыми и пустились в плавание по «Океану полезных дел».

У пионеров 1-й фронт действия – школа. С 1959 года в Удмуртии вместо семилетнего вводится всеобщее восьмилетнее политехническое обучение. Страна держит курс на постепенный переход ко всеобщему среднему с кабинетной системой обучения.

С 1961 года стали традиционными республиканские олимпиады по математике, физике.

Год от года ширится творчество детей. с первого республиканского слета юных техников1962 года до второго в 1965 году число участников выставок технического творчества возросло на 6 тысяч. В первую очередь их модели пополняли кабинеты школ. Отправной точкой детского творчества и знакомства с основами современного производства стали учебные мастерские.

Велика роль в развитии детского творчества мастерских 28-й школы. От них стартовали и к ним финишировали многие пионерские экипажи Ижевска. Начало стартам положили в 1960 году преподаватель слесарного дела Анатолий Васильевич Новиков. Вскоре родился самодеятельный ПАМК (пионерский автомотоклуб ). Мотовождению учились на машине А.В.Новикова, а правилам уличного движения – по самодельным электрофицированным стендам. Появился совет содействия. В него вошли работники ОК ВЛКСМ, ДОСААФ, ветераны мотостроения, стахановки, совершившие женский пробег по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на первых мотоциклах «Иж-7», спортсмены-мотогонщики.

В 1965 году открылся клуб юных моряков с настоящим плаванием и несением службы. Увлечение отрядов всех родов войск скоро возглавит Всесоюзная пионерская «Зарница», а любители спорта станут членами клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

Пионеры-опытники Байтеряковской семилетней школы Алнашского района. Под руководством неутомимого энтузиаста, заслуженного учителя школы РСФСР, обладателя бронзовой и серебрянной медалей ВДНХ Л.Д.Белоусова, они превратили пришкольный участок в «зеленую лабораторию» колхоза «Искра». Возле школы заложили плодовый сад, разбили делянки для опытов.

1962 год – первое в Российской Федерации школьное лесничество создано в Удмуртии.

Юные лесоводы Шарканской школы, получили массив в 500 гектаров, избрали совет и лесничего, составили карту и разбили на пять лесных обходов. И зимнюю стужу, и в летний зной их проверяют лесотехники и инспекторы со своими звеньями. Ведут наблюдения и лечат зараженные вредителями участки, развешивают кормушки, искусственные гнездовья птиц, берут на учет и размножают муравейники, смело борются с браконьерами. В пути читают «лесную книгу» - живой организм леса со следами и повадками его обитателей. А весной в питомнике идут новые посевы семян древесных пород.

Новые всесоюзные операции умножили романтику пионерских дел .

Участники операции «Зеленая стрела» к концу 1973 года посадили лес на площади 8248 гектаров.

Итогом операции «Птичий городок» стало 52 428 искусственных гнездовий.

В операции «Муравей» взят на учет и размножен 1121 муравейник.

А участники операции «Родничок» за пятилетку благоустроили 712 и взяли на учет 1176 родников.

22 апреля 1967 года внимание областной пионерской организации было приковано к мартеновской печи №2. лучший сталевар Удмуртии, кавалер ордена Ленина, Евгений Черных и его подручные имели 19 юных помощников из школ №18 сарапула, №9 и 12 Глазова, №9, 30, 32, 54, 56 Ижевска; Кезской и Сюрекской. Здесь шла пионерская плавка . Сталь от 6852 тонн металлолома пошла на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Десятки тракторов, сотни автомашин, БАМу – пионерские рельсы

Операция «Миллион Родине!» - не легко перечесть пионерский вклад в достояние народа.

Важной вехой в развитии туризма стали решения ХII Съезда ВЛКСМ (1954 г.). туристско-краеведческая работа превратилась в один из действенных методов укрепления связи школы с жизнью. Ребята разных школ пошли в походы, первыми их возглавили учителя географии, истории, биологии, физкультуры. Деятельность их направляла Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция (РДЭТС). Ее возглавил ветеран туризма и спорта Алексей Владимирович Емельянов. Огромное стремление детей к походам подтвердил слет путешественников. Решение о его проведении принимало бюро обкома ВЛКСМ в 1955 году . Руководителем утвердили секретаря обкома Ю.К.Шибанова, а начальником штаба – А.В.Емельянова. первый слет… Где его провести? И выбор пал на берег Камы, где создавался еще один гигант энергетики. Пройдет несколько лет, и затопит новое море живописный полуостров Носок. Так пусть первый слет путешественников увековечит его красоту. Впервые прибывшие команды познали азарт туристической эстафеты, крепость дружбы, романтику жизни в природе. Боевой дух пронизывал всю работу: он был в эстафете, в конкурсе самодеятельности, на костре встречи со строителями Воткинского гиганта.

«Родине Советской, в Октябре рожденной, все наши открытия, всю нашу любовь!» - призвала «Пионерская правда» в год 40 летия Октября . Девиз знаменовал новый этап туризма. Объявлена 1-я Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников 1956 – 1957 годов.

Возросшее увлечение туризмом и азарт на слетовских эстафетах породили новый, самый молодой вид состязаний – спортивное ориентирование на местности. Первые Всероссийские соревнования школьников прошли в 1970 году. « Судьи работают оперативно, вывешивая контрольные карты участников. Слышаться странные слова: «привязка», «запоролся на 5-м», «прицепился к №44 и проскочил первое КП». Есть сникшие лица. Но чем сложнее программа и упорнее борьба, тем крепче товарищество дружба.

И с первого слета, проведенного у будущей ГЭС, началась летопись большого туризма удмуртских ребят.

Туризм – это мужество, воля к победе и дружба. Он соединил в одно целое гордость за землю, за свой народ, детскую пытливость, широту познаний и спортивное мастерство.

Благородные дела последователей Генки-ординарца и Тимура подчинены выполнению принципов:

Гуманные отношения и взаимное уважение между людми;

Человек человеку – друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…

Интересная работа юных интернационалистов Ижевска. Возглавляет их городской клуб «Глобус». В совете «Глобуса» президенты 34 школьных КИДов. Он организовал 6 городских фестивалей Мира и Дружбы, явился инициатором проведения смотра работы школьных клубов.1976 году они провели первый республиканский слет.

В самом начале своего существования советская власть предприняла усилия, чтобы привлечь к своей идеологии молодёжь. Уже в 1917 большевики начали привлекать к себе скаутские организации. Однако со временем стало очевидно, что дореволюционные организации, даже симпатизирующие социалистической идеологии, не могут стать основой массовой детской организации. Началась работа над детско-юношеской организацией нового типа - Пионерией.

Истоки пионерского движения

В 1917 - 1919 годах в Советской России существовало несколько разрозненных скаутских отрядов и организаций, демонстрировавших лояльность к новой власти. Некоторые из них действовали под патронатом комсомола. Соратница Вера Бонч-Бруевич, предлагала объединить все скаутские организации в союз юкистов (юных коммуниство). Какое-то время под её патронатом действительно действовали отряды юкистов, но в 1919 Комсомол предписал распустить все скаутские организации. Решение о ликвидации скаутского движения не означало отказа большевиков от идеи всеобщей детской организации. Однако новое сообщество должно было сформироваться не по инициативе снизу, как скауты, а по схеме, заранее утверждённой правительством.

Подготовка к созданию Пионерии

В 1921 году началась работа над проектом всеобщей детской организации. Этот процесс координировала Надежда Крупская. Именно ей принадлежит идея создания организации, «скаутской по форме и коммунистической по содержанию». Вместо названия скауты было подобрано новое - пионеры. Этот слово было также заимствовано из скаутской терминологии. Пионерингом у скаутов назывался особый вид тренировок, во время которых они учились выживать вдалеке от цивилизации с минимумом снаряжения.

В течение 1921 - 1922 годов были разработаны форма и приветствие пионеров. Пионерский девиз - «Будь готов!» - «Всегда Готов!» - был без изменений заимствован у скаутов. Форма одежды пионеров и её расцветка были незначительно изменены. Вместо доминирующего зелёного цвета были выбраны белый и синий цвета для одежды и красный цвет для пионерского галстука.

Создание Пионерии и первые пионерские отряды

2 февраля 1922 года ЦК Комсомола РСФСР разослал в свои местные организации письмо с инструкцией о создании пионерских ячеек. 13 февраля того же года комсомолец Михаил Стремяков организовал в Москве первую пионерскую дружину. В марте 1922 года Комсомол разработал устав новой организации, а 18 мая V съезд комсомола провозгласил создание всероссийской организации «Юные пионеры имени Спартака». Через полгода после образования Пионерии было провозглашено . Так пионерское движение стало всесоюзным. В 1924 году пионерии было присвоено имя Ленина.

Деятельность пионеров


Формально пионерские организации были добровольными объединениями детей при комсомольских ячейках. На самом деле к середине 20-х гг. членство в пионерии стало всеобщим, а пионерские структуры слились с системой средних школ. Пионерские отряды совпали с классами, а дружины - со школой. Пионервожатые стали штатными работниками средних школ. В то же время Пионерская организация имела собственное имущество: Дворцы пионеров и лагеря отдыха.

Пионерия организовывала сбор вторсырья (металлолома и макулатуры), шефство над пожилыми, спортивные состязания и военно-спортивные игры. Аналоги пионерской организации существовали во всех странах соцлагеря. И все они исчезли с крушением социалистической системы. В СССР Пионерия существовала до 28 сентября 1991 года. В этот день чрезвычайный съезд ВЛКСМ постановил ликвидировать комсомол и пионерскую организацию. Их имущество национализировалось.

Сегодня все больший интерес начинает вызывать история СССР. Кто-то пытается найти в ней отрицательные моменты, кто-то положительные. В этой статье мы говорим об истории пионерской организации, которая в наше время вызывает бурные дискуссии. Особенно когда возникают вопросы, чем занять детей или почему нынешнее поколение выросло таким безответственным. О том, насколько эта организация была полезна или вредна, речи идти не будет, эти выводы для себя надо сделать самостоятельно.

Истоки пионерского движения

Удивительно, но корни этого, казалось бы, чисто коммунистического движения уходят в скаутинг. Мало кто знает, что к 1917 году в России было сформировано немало детских скаутских объединений. В целом эта организация насчитывала около 50 тысяч участников. В преддверии Гражданской войны скауты оказывали различную социальную помощь, были организаторами отрядов детской милиции, устраивали поиски беспризорных детей.

Когда к власти пришла Советская власть, скаутское движение начало распадаться по направлениям в зависимости от территории нахождения. Например, в Казани и Петрограде возникли объединения «Лесных братьев», а московское общество строилось на принципах Баден-Пауэлла. Также возникло течение «юкизм», т. е. «юные коммунисты». Они пытались объединить коммунистическую идеологию с принципами скаутизма. Основателем движения юкистов была партийный функционер Вера Бонч-Бруевич. Но в 1919 году на съезде РКСМ приняли решение распустить все скаутские отряды.

Предложение Крупской

С этого момента начинается история пионерской организации в том виде, в каком она запомнилась. Итак, после запрета скаутских отрядов остро началась ощущаться нехватка организаций по работе с детьми. Первой идею сформулировала Н. К. Крупская, выступившая в ноябре 1921 года с докладом, который назывался «О бойскаутизме». Вскоре это выступление было издано в виде небольшой брошюры, в которой говорилось о том, что необходимо в кратчайшие сроки создать детскую организацию, которая была бы «скаутской по форме и коммунистической по содержанию».

Сначала руководители комсомола, негативно воспринимавшие скаутизм, настороженно отнеслись к данному предложению. Ведь, вступая в ряды такой по сути, сохраняли традицию, заведенную еще при царизме, что не могло не вызывать опасений. Однако все изменилось, когда после очередного выступления Крупской была сформирована специальная комиссия. На ней И. Жуков представил свой доклад, который был положительно оценен членами Бюро. Сразу после этого началось обсуждение организаторской стороны дела.

В самом начале 1922 года на рассмотрение комиссии было выдвинуто предложение о включении в скаутские организации детей, а не комсомольцев, как предлагалось изначально. В это же время И. Жуков предложил назвать новую организацию «пионерской». Само название он позаимствовал у Сетона-Томпсона. Кроме того, пионерская организация многое взяла у скаутизма. Например, игровую форму обучения, организацию по отрядам, управление детьми с помощью вожатых, элементы символики, сборы у костра. Даже девиз «Будь готов!» не является оригинальным.

Первые группы

2 февраля 1922 года был сделан следующий шаг на пути развития истории пионерской организации. Именно в этот день в областные центры были разосланы письма из бюро ЦК о создании детской группы при комсомольской ячейке. Уже было создано специальное бюро, в которое входил Валерий Зорин, бывший скаутмастер. Именно он организовал первую детскую группу в одном из интернатов Замоскворечья. Отряд назвали «Юные разведчики», но долго он не просуществовал. И в скором времени Зорин взялся за организацию детей при заводе «Каучук».

Параллельно с Зориным начал работать в этом же направлении Михаил Стремяков, еще один скаутмастер. Он организовал группы в школе фабрично-заводского ученичества при бывшей типографии Машистова. Обычно именно эту детскую группу называют первым пионерским отрядом. Там же в апреле начинает выходить «Барабан», первый пионерский журнал, а затем и «Пионерская правда».

2 марта было создано бюро детских групп, в задачу которого входила разработка устава. Рассмотрен и принят он был на II Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая. День пионерской организации - именно так позднее будет названа эта дата. Конференция не только согласовала устав, но и приняла решение начать повсеместное распространение пионерских организаций. После этого было создано специальное бюро для работы с детьми, в которое вошло семь человек. Среди них были И. Жуков, а также Крупская, в роли наблюдателя от партии, и Луначарский как наблюдатель от правительства.

Повсеместно распространение и выбор названия

С этого момента начинают активно формироваться пионерские отряды по всей территории страны. Одновременно с этим распространяется и создается пионерская символика. Именно в 1922 году был сочинен текст одной из известнейших пионерских песен - «Взвейтесь кострами, синие ночи». В Петрограде первая детская группа появилась только 3 декабря. Организатором ее стал комсомолец Сергей Марго. Первые четыре пионерских отряда были созданы из российских групп юных разведчиков.

В октябре на очередном съезде РКСМ было принято решение об объединении всех пионерских отрядов в единую организацию, которой было присвоено название «Юные пионеры имени Спартака». В день смерти Ленина организации присвоили имя вождя. В 1926 году было выпущено специальное постановление, где указывалось новое название детского объединения, сохранившееся до последних дней его существования. Звучало оно как «Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина».

Пионеры во время ВОВ

Год образования пионерской организации стал годом начала новой эпохи в жизни многих детей. После 1922 года быть пионером стало так же почетно, как быть комсомольцем. Да и попасть в комсомольцы, не побывав пионером, позднее стало практически невозможно.

Постепенно пионерская организация стала неотделима от социальной жизни страны. Не удивительно, что и во время страшной беды, постигшей весь Советский Союз, она не осталась в стороне.

С момента объявления о начале войны пионеры во всем старались не отставать от взрослых и помогать бороться с врагом не только в тылу, но и на фронте. Многие дети присоединялись к подполью и партизанским отрядам. Пионеры становились юнгами на военных кораблях, разведчиками, помогали скрывать от вражеских солдат раненных, приносили провизию партизанам, скрывающимся в лесах. Детей редко воспринимали всерьез, поэтому им легче было пробраться через или разузнать секретную информацию.

Однако не всегда боевое задание оканчивалось для детей благополучно. Так, посмертно были награждены званием Героя Советского Союза четверо ребят - Зина, Портнова, Леня Голиков, Валя Котиков и Марат Казей.

После окончания войны все имена погибших детей были вписаны в официальный список тех, кто получил звание пионеров-героев.

Послевоенный этап

История пионерской организации в послевоенное время также тяжела, как и история всей страны. Необходимо было восстанавливать разрушенное, и здесь имела большое значение даже детская помощь. Городские дети собирали металлолом и макулатуру, занимались посадкой зеленых насаждений. На сельские пионерские отряды легла более сложная задача - они выращивали мелких домашних животных, например, птиц и кроликов. Лучшие из маленьких тружеников были награждены различными орденами. Дети также принимали участи в сборе урожая, шли работать на завод. В общем, везде, где не хватало рук, брали на работу пионеров. Огромное число здоровых мужчин погибло на войне, поэтому не было возможности отказываться ни от какой помощи. Тем более что дети, сознавая необходимость, трудились наравне со взрослыми, стараясь ни в чем им не уступать.

Сейчас подобное кажется негуманным, но в то время пионеры сами хотели помогать. Никто не принуждал детей работать. Многие сами брались за тяжелый труд.

Дальнейшие годы

В 1953 году пионеры СССР едва не были переименованы. После смерти Сталина многие предлагали дополнить название организации. И если раньше Всесоюзная пионерская организация были только имени Ленина, то теперь вносились предложения добавить сюда недавно почившего вождя. Однако после разоблачения культа личности Сталина этот вопрос был полностью исчерпан, и организация так и не была переименована.

С 1955 года появилась традиция вносить имена выдающихся детей в специальную книгу почета. В 1958 году претерпела небольшое изменение структура организации. С этого года были введены три уровня развития, на каждом из которых ребенок получал особый значок. Чтобы достичь следующего этапа, пионер должен был заниматься по специальной индивидуальной программе. При этом вся пионерская работа была объединена в план, рассчитанный на два года, который был ориентирован на помощь страшим в выполнении их семилетнего плана.

В 1962 году изображение было изменено - на него добавили профиль Ленина. Это было знаком того, что государство признает огромные заслуги пионерской организации. Событие было вызвано вручением ордена Ленина Всесоюзной пионерской организации за успехи в деле социалистического воспитания подростков. Черед десять лет, в 1972 году, детская организация была повторна удостоена этой же высокой награды.

К этому времени в пионерах состояли более чем 23 миллиона детей по всему Советскому Союзу.

Прекращение существования

Первые изменения пионерская организация претерпела в период перестройки и начала либеральных реформ. В это время И. Н. Никитин, председатель Центрального союза пионерской организации, предложил внести изменения в пионерскую структуру с целью ее демократизации. И уже 1 октября 1990 года на 10 Всесоюзном пионерском слете, который проходил в Артеке, детскую организацию переименовали в СПО-ФДО (Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций). Председателем нового учреждения был назначен Е. Е. Чепурных. Однако самостоятельно вносить изменения и проводить реорганизацию СПО-ФДО не мог. Дело в том, что он все еще оставался в составе ЦК ВЛКСМ. Поэтому никаких коренных изменений проведено не было.

После запрета КПСС, провозглашенного в сентябре 1991 года, прошел чрезвычайный съезд ВЛКСМ, на котором было объявлена, что историческая роль ВЛКСМ была исчерпана, комсомольская организация была распущена, а также прекратила свое существование и Всесоюзная пионерская организация. С этого дня 19 мая, день пионерской организации, больше не считался праздником. В стране произошли коренные изменения, которые повлекли за собой распад множества государственных учреждений.

После окончательного распада СССР, имущество пионерской организации было изъято. Все Дворцы пионеров в регионе были перепрофилированы и стали «Домами детского и юношеского творчества». Большая часть пионерских лагерей оказалась в руках частников, которые превратили их в пансионы и турбазы. Только небольшая их часть оставила за собой статус детского оздоровительного лагеря.

Чем занимались пионеры?

Деятельность пионерской организации всегда была направлена на помощь комсомолу и взрослым. Но это не всегда были мирные действия. В начале 30-х годов пионеров решили привлечь к борьбе с противниками советской власти. Это позиционировалось как гражданский долг каждого верного Советам человека, включая и детей. Образцом для всех пионеров был избран Павлик Морозов. Согласно официальной версии, он донес власти на родного отца, который помогал кулакам, а затем выступил против него в суде. За это Павлик и был убит отцом.

После этого напряженного времени борьба с антисоветчиной приняла идеологический и пропагандистский характер.

Однако пионеры занимались не только идеологическим воспитанием. Также в их обязанности в разное время входило:

  • Сбор металлолома и макулатуры.
  • Участие в смотре строя и песни.
  • Участие в
  • Участие во всесоюзных спортивных соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба».
  • Проведение спортивно-военной «Зарницы».
  • Командные игры с мячом «Пионербол» и «Снайпер».
  • Входили в ряды юных помощников инспекторов дорожного движения, а также в юношеские добровольные пожарные дружины.
  • Организовывали «Зеленый патруль» (занимались охраной лесов), «Голубой патруль» (занимались охраной водных ресурсов).
  • Занятия в спортивных секциях и кружках.
  • Выращивание служебных собак и коней.

Порядок приема

В пионеры принимали детей от 9 до 14 лет. Официально это происходило на добровольных началах. Осуществлялся прием индивидуально, голосованием на общем совете пионерского отряда. Вступивший в организацию на линейке приносил клятву пионера, затем ему повязывали красный галстук и вручали пионерский значок. Обычно церемония проходила в местах историко-революционной памяти в период коммунистических праздников. Например, у памятников Ленину 22 апреля.

Торжественное обещание, или клятва пионера, имела регламентированный текст, который заучивался вступающим наизусть. За время существования организации правки в эту клятву вносились только несколько раз и всегда согласовывались с партией. Во время принесения клятвы пионер называл свое имя и клялся, вступая в ряды пионерской организации, «перед лицом своих товарищей» любить свою Родину, жить по заветам Ленина и соблюдать Законы пионерской организации.

Устав

Устав пионерской организации, он же закон пионеров, должен был соблюдаться беспрекословно. Он был не особенно длинным и его легко можно было выучить наизусть. Согласно уставу, пионер должен был:

  • Быть предан коммунизму, партии и Родине.
  • Готовиться поступить в комсомольцы.
  • Равняться на героев труда и борьбы.
  • Чтить погибших бойцов и быть готовым самому стать защитником Родины.
  • Быть лучшим в труде, спорте и учебе.
  • Быть верным и честным товарищем, который всегда защищает правду.
  • Быть вожатым и товарищем октябрят.

Гимн

Гимном пионерской организации служил «Марш юных пионеров». Эта советская песня была написана специально для пионеров в 1922 году. Авторами марша стали поэт и пианист Сергей Кайдан-Дешкин. Некоторые строки из этой песни знакомы даже тем, кто никогда не поступал в пионеры. Например, «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы пионеры - дети рабочих!»

В мае 1922 года, после выступления Крупской на совещании Центрального комитета, Жарову было дано задание: придумать за две недели песню, которая могла бы стать гимном новой детской организации. Жаров обратился за советом к Д. Фурманову, который посоветовал ему взять за основу какую-нибудь уже существующую композицию. В это же время в «Большом театре» шла опера «Фауст». На спектакле Жаров услышал «Марш солдат», который и стал основой революционного сочинения.

Символика

Как у любой идеологической организации, у данной также были свои атрибуты. Символы пионерской организации были призваны вызывать уважение, как и те, кто в ней состоит. К ним относились:

  • Пионерский галстук - олицетворял собой часть пионерского знамени и был обязательной частью формы. Три конца галстука обозначали прочную связь 3-х поколений, т. е. коммунистов, затем комсомольцев, а потом уже пионеров. Завязывался этот предмет специальным узлом. У представителей дружины на красном галстуке было желтое клеймо. В довоенное время часто концы галстука закрепляли специальным зажимом. Выполнен он был в виде костра, пять поленьев которого обозначали пять континентов, а три языка пламени - третий Интернационал. Исчезновение зажима было обусловлено, во-первых, роспуском Коминтерна, а во-вторых, тем, что кто-то из глав ЦК углядел в нем схожесть с нацисткой символикой.
  • Значок - также был обязательным символом пионерских организаций в школе. Форма и вид значка были описаны в специальном Положении о детских организациях. За всю историю учреждения они несколько раз менялись.
  • Пионерское знамя - представляло собой полотно красного цвета с изображением пионерского знака и девиза. Знамена были не только у пионерских отрядов, но и школьных классов.
  • Отрядный флаг - олицетворял честь и сплоченность ребят, служил для обозначения принадлежности к какому-то пионерскому коллективу. С этим знаменем дети выходили на парады, линейки, сборы, экскурсии, походы и даже трудовые дела. Нес полотно флаговой, который шел за вожатым впереди барабанщика и горниста.
  • Горн - без этого атрибута невозможно представить пионерскую жизнь. Этот музыкальный инструмент служил для подачи различных сигналов. Должность горниста была очень почетна, на нее назначали самых ответственных и проверенных ребят. Шел он сразу же за флаговым.
  • Барабан - второй по значению музыкальный инструмент пионеров. Необходим был во время шествий, походов и парадов. Барабанщик исполнял дробь и марш, а также помогал выполнять основные строевые приемы.

Награды пионерской организации

Пионеры могли удостоиться следующих знаков отличия:

  • «Миллион Родине» - вручался за успехи в сборе металлолома.
  • «Юный следопыт» - выдавался тем, кто мог ориентироваться на местности.
  • Кроме того, было множество медалей различных наградных значков за победу в различных спортивных мероприятиях.

Пионеры СССР часто получали знаки отличия и награды общие для всех советских людей, например, орден Красного Знамени. К сожалению, в военное время множество подобных медалей было присвоено ребятам посмертно.

До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, но после смерти Ленина Всесоюзной организации дали имя вождя. Принято считать, что у истоков советского пионерского движения стояла Надежда Крупская, и это действительно так, но большую роль сыграл также советский педагог Иннокентий Жуков.

Он был идеологом скаутизма, и во многом благодаря ему пионерская организация переняла так много от бойскаутов. Например, была позаимствована структура движения и игровой метод воспитания детей. Именно Жуков предложил девиз «Будь готов!», который стал приветствием каждого советского пионера. Сама Крупская была не в восторге от скаутского движения, считая его частью капиталистического строя.

«Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодежь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королем, родителями, хозяевами.

Пункт 2 «закона скаутов... гласит: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается», — писала жена Ленина в своей брошюре «Бойскаутизм и РКСМ» от 1922 года.

Несмотря на это, Крупская признавала, что бойскаутское движение очень эффективно воспитывает детей в нужном государству духе, и предлагала перенять некоторые методы воспитания.

«Имеет значение и то, что от бойскаута при поступлении требуется известная подготовка, хотя крайне незначительная и элементарная. Это является как бы символом того, что принятие в бойскауты надо заслужить. Мне кажется, что РКСМ следовало бы внести в свой устав, что в члены РКСМ могут быть приняты только те юноши и девушки, которые, скажем,

1) докажут свое знакомство с целями РКСМ, 2) знают содержание двух-трех определенных книжек, 3) принимали участие в «субботниках молодежи» в течение, скажем, 5 раз и т. д.

Вступление следует обставлять тоже известной торжественностью. Принимать в РКСМ на торжественном заседании ячейки или комитета, начинающемся пением «Интернационала», на котором делается, скажем, общий отчет о деятельности союза и пр.».

Партия последовала этому совету, и принятие в пионеры с тех пор стало одним из самых торжественных и волнующих событий в жизни десятилетних мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу.


Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год

РИА «Новости»

С начала 1930-х годов пионерские объединения стали создаваться на базах школ: отряды состояли из школьных классов, внутри могли образовываться отдельные звенья, пионерской дружиной становилась целая школа. Кстати, институт пионерских вожатых тоже позаимствовали у скаутского движения.

До пионерии в царской России тоже существовало детское движение скаутинга. В 1909 году полковник Олег Пантюхов создал в Павловске под Петербургом скаутский патруль «Бобры». Интерес к таким объединениям быстро возрос, так что к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов в 142 городах. В такие отряды вступали дети любого общественного положения и вероисповедания начиная с 12 лет. Интересно, что эти отряды также сделали своим главным девизом призыв «Будь готов!».

Значок пионеров — красная звезда на фоне костра — тоже преемник символа скаутов.

Три лепестка лилии, которые обозначали долг перед собой, перед ближними и перед Богом, заменили три языка пламени.

Знаменитые посиделки у костра тоже впервые придумали не пионеры. Кстати, первый пионерский костер был проведен еще до создания официального пионерского движения в Союзе: он прошел 7 мая 1922 года в сокольническом лесу в Москве, и на него собрались дети из тогда еще экспериментальных пионерских объединений столицы.



Пионеры у вечернего костра в пионерском лагере для детей работников Слюдянского рудоправления, 1961 год

Юрий Абрамочкин/РИА «Новости»

Наконец, обязательный и самый узнаваемый символ пионеров, красный галстук, тоже переняли у мирового детского движения, правда, у скаутов цвет мог различаться в зависимости от страны или организации.

Галстук пионера был не просто тряпочкой на шее. Считалось, что это — частица революционного Красного знамени, соответственно, для пионера беречь честь пионерского галстука значило хранить честь Красного знамени. Так детей готовили к ответственности и вступлению в комсомол. Была введена преемственность: октябрята — пионерия — комсомол, — с 7 лет у советского ребенка была заранее подготовленная карьерная лестница.

В 1957 году был принят новый свод пионерских законов. Вместе с ними были прописаны обычаи пионеров, в них говорилось не только об общественном долге, но и о привычках, которые выдают настоящего пионера. Среди них, в частности, «пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька»;

«пионеры стелют постели своими, а не чужими руками»; «пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка».

Среди других законов были следующие: «пионер — всем ребятам пример»; «пионеры точны и аккуратны»; «пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь»; «пионеры не боятся предлагать свои услуги людям»; «пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер»; «пьяный пионер позорит дружину». Также обязательным считалось, что «пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов»; «пионеры охраняют полезных животных»; «пионеры помнят всегда свои обычаи и законы».

Такое внимание к личной гигиене и бытовым привычкам не должно нас удивлять. Пионер обязан был быть не только патриотичным, талантливым и трудолюбивым, но и здоровым. Например, в турпоходах почти всегда носили шорты (которые тогда назывались трусами), в холодную погоду под них могли надевать шерстяные колготы или чулки-гольфы, которые к тому же предохраняли ноги от травм. Спортивные трусы также старались надевать в погоду теплее +10°C. Считалось, что советский пионер должен быть не только выносливым, но и закаленным.

Каждый атрибут пионера, будь то клятва перед товарищами или ношение формы, использовался как метод воспитания нужных качеств характера.



Прием в пионеры на Красной площади, 1965 год

Давид Шоломович/РИА «Новости»

Знаменитые военно-спортивные игры, такие как «Зарница» и «Орленок», до сих пор пытаются возродить во многих лагерях и детских объединениях. Игра «Зарница» проводилась по всему СССР с 1967 года. Игроков разделяли на две команды «Красных» и «Синих», и почти всегда побеждали «Красные». Возможно, давало свои плоды патриотическое воспитание, вспоминают бывшие пионеры.

Надежда Крупская утверждала, что воспитывать будущих коммунистов, преданных Родине и партии, надо без отрыва «от производства». Поэтому с самого начала своего существования пионеры занимались общественно-полезной деятельностью. Направления этих занятий менялись в зависимости от запросов страны в разные годы.

Например, в 1920-1930-е годы пионеры активно помогали бороться с безграмотностью и беспризорностью. Последнее прекрасно отражено в фильме «Республика ШКИД», где один из воспитанников детского приюта орал пионеру-барабанщику: «Эй, голоногий, бубен потеряешь!» А, например, в 1950-е страна восстанавливалась после войны, и тяжелой промышленности не хватало металла. Соответственно, все советские пионеры по заданию вожатых и учителей бросились собирать металлолом.

Среди пионеров всегда были передовики, герои и ударники труда. Имена большинства из них сейчас нам ни о чем не говорят, а в то время они были примерами служения стране, о них постоянно писали в газетах. Например, настоящей стахановкой стала 11-летняя пионерка из Таджикской ССР Мамлакат Нахангова. На сборе хлопка девочка стала брать его двумя руками и за день приносила 70-80 кг, взрослые в среднем собирали по 15 кг. В 1935 году в Кремле Мамлакат наградили высшей советской государственной наградой, юная пионерка встретилась со Сталиным, который вручил ей фотокарточку с личной подписью. В следующем году пионерка поехала в лагерь «Артек», мечту всех советских пионеров.

Интересно, что труженицу чествовали везде, кроме родного кишлака Шахмансур. Многие сборщики хлопка не радовались перевыполнению плана и угрожали ей, чтобы она «не смела превышать выработку».



Церемония открытия комплекса Московского городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, 1962 год

Василий Малышев/РИА «Новости»

В 1940 году в школе №2 города Клина образовался первый тимуровский отряд, который состоял из шести пионеров. Именно в этом городе Аркадий Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда». Сам автор рассказывал, что тимуровскую организацию он создал в реальности, когда был ребенком, став командиром дворовой команды, которая тайно делала добрые дела и не просила за них награды. После публикации повести в стране возник настоящий бум детского волонтерства.

При этом пионеры и тимуровцы — не совсем одно и то же. По словам историка Алексея Балакирева, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят.

В тяжелых условиях детьми в школах и семьях занимались меньше, и им приходилось воспитывать себя самим, поэтому тимуровское движение возникло очень кстати: за пять лет войны в Советском Союзе появилось три миллиона подростков, которые считали себя тимуровцами. Дети и подростки сами, без участия старших наставников, организовывали собрания и помогали городу или фронту так, как могли и умели.

Одной из самых знаменитых тимуровских команд в годы войны стала организация в городе Пласт Челябинской области. В 1941 году около сотни местных ребят объединились, чтобы помочь фронту: собирали лекарственные растения, металлолом, проводили концерты в госпиталях. Некоторые даже работали в шахтах недалеко от Пласта: в них добывали золото, за которое СССР покупал у Америки и Британии военную технику и продукты.

В 1942 году пионерское и тимуровское движение стали активно соединять, потому что последнее грозило вытеснить пионерию.

Вскоре тимуровцы стали одним из «подвидов» советских пионеров, и после войны они занимались помощью ветеранам и пенсионерам, поисками братских могил, воспитанием младших товарищей.



Болгарские и советские дети на 111-ом Всесоюзном слете пионеров в лагере «Артек» имени В.И. Ленина, 1967 год

Александр Макаров/РИА «Новости»

Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина закончила свое существование 28 сентября 1991 года. Сегодня в России есть некоторые аналоги пионерских организаций, которые носят негосударственный общественный характер: Российское движение школьников, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. Собственные детско-подростковые движения, кажется, мечтает создать каждое ведомство. Из недавнего — 15 мая 2017 года СК РФ сообщил о планах создать молодежное движение «Юные следователи», чтобы воспитывать будущих криминалистов. Но единой массовой детской организации в стране с советских времен так и не появилось.

Управление образования и науки Тамбовской области

Отдел образования Бондарского района

Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района

Номинация « История детского движения »

ТЕМА РАБОТЫ:

«История пионерской организации».

Подготовил:

Бокарева Анастасия Викторовна

учащаяся 9 класса,

Граждановский филиал

МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района

393244, Тамбовская область

Бондарский район

село Граждановка

улица Садовая,14,

84753443218

Руководитель:

Зенова Надежда Матвеевна

учитель начальных классов

Граждановский филиал

МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района

84753443218

с.Граждановка, 2015

Оглавление.

    Введение. стр.3-4

    Основная часть.

Глава I . История рождения и развития пионерии. стр.4-5

Глава II . Пионерская символика. стр.5-6

Глава III . Роль пионерской деятельности в жизни общества. стр.6

Глава IV . Пионерская организация нашей школы. стр.7-12

1. Пионерская организация нашей школы. стр.7-8

2. Черняева Александра Сергеевна. стр.8

3. Еремина Светлана Петровна. стр.9-10

4. Шишкина Любовь Николаевна. стр.10-11

5. Зенкина Зинаида Ильинична. стр.11-12

III . Выводы. стр.12

IV . Заключение. стр.12

V . Список использованной литературы. стр.12-13

VI . Приложения. стр.13-21

Введение.

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы пионеры-дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов!

Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В.И.Ленина, что,конечно, очень печально, поскольку, я считаю, что не следует забывать историю.

Нынешние молодые, скорее, недоуменно пожмут плечами, спроси у них, с чем связана дата 19 мая. Поколение 40-летних еще помнит, что это день рождения пионерской организации. А для тех, кто еще старше – это целая эпоха, огромный этап, вобравший в себя время их жизни с 9 до 14 лет.

Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей, своих учителей, соседей. Именно так я увлеклась историей пионерии, попросив родителей, а также своих наставников рассказать что-нибудь из их детства.

Работая над этой темой, я заметила, с какой теплотой и ностальгией «бывшие пионеры» рассказывали мне о себе и своих одноклассниках. Слушая их, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

Это не пафос, не просто эмоции. Так было в реальной жизни. В пору пионерии дети жили в другом обществе, с другими ценностями. Теперь наступило другое время. Началась совершенно другая эпоха. Сама история - необратима. Пионерия осталась в истории, осталась частью биографии миллионов людей.

Тема моей работы сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы. Я остановлюсь на самых важных, по-моему, мнению моментах.

    Рассмотреть историю возникновения пионерской организации.

    Выявить значение пионерской деятельности в жизни советского общества.

    Провести исследование об истории детской пионерской организации в нашем селе, школе.

При написании исследовательской работы были использованы следующие источники:

Статьи из газет и журналов о пионерской организации;

Статьи из интернета о деятельности пионеров;

Воспоминания родителей, учителей, пионервожатых, документы и фотографии из школьного архива и личного архива рассказчиков.

Глава I . История рождения и развития пионерии.

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 21 января 1924 года решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

Пионерская организация СССР была массовой. В пионеры принимали в 3 классе. Прием в пионеры проходил в два потока: самых лучших учеников (отличников и ударников учебы, активистов) принимали 22 апреля, в день рождения В.И.Ленина, в торжественной обстановке. Оставшуюся часть учеников принимали на праздничной линейке 19 мая. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945-х по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда».

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. В 1970 году во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч дружин, объединявших 23 миллиона пионеров. За время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 миллионов человек.

Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря – места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров – дома творчества детей. Издавалась газета – «Пионерская правда».

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье – это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орленок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

Сейчас в Российской Федерации пионерами себя называют около пяти миллионов человек в возрасте от 10 до 50 лет.

Глава II . Пионерская символика.

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась стена с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах выпускались и вывешивались дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой – красным галстуком и пионерским значком.

Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза, которое пионер должен был знать наизусть.[ 6]

Глава III . Роль пионерской деятельности в жизни общества.

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства – страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.

Начало 20-х годов – период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали специальные грядки-полоски, на которых выращивали овощи. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью – агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.

Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.

Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Глава IV . Пионерская организация нашей школы.

В ходе написания работы я провела мини-исследование в своем селе, школе. Решила приоткрыть занавес истории и рассказать о пионерской организации нашей школы, о вожатых, об активистах и просто, о том далеком и таком удивительном времени.

Я посмотрела школьные архивы, чтобы найти что-нибудь интересное по моей теме, взяла интервью у бывших учеников и учителей, вожатых.

Структура пионерской организации нашей школы не отличалась от структуры всей пионерской организации. Вся школа - одна дружина. И наша дружина носила имя нашей землячки, уроженки села Осиновый Гай, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

Каждый класс – это пионерский отряд. Каждый пионерский отряд выбирал представителя в Совет дружины. Это были достойные, ответственные, надежные ученики. Члены Совета дружины избирали себе председателя Совета дружины. В отряде выбирали представителей в Совет отряда и председателя отряда. Каждый отряд делился на несколько звеньев, каждое звено выбирало себе командира звена. Возглавляла и руководила работой дружины старшая пионервожатая.

Я изучила документы из архива школы и составила список (в хронологическом порядке), кто в разные годы руководил работой пионерской дружины:

С 1 сентября 1952 года (раннее документов не сохранилось) по август 1967 года приказом директора по семилетней школе Васильевым Василием Ивановичем старшей пионерской вожатой назначена Черняева Александра Сергеевна, после замужества Бокарева.

С сентября 1967 года по 1972 год (директор школы Суровцев Александр Алексеевич) – Лунева Зинаида Ивановна.

С 1972 по 1973 год – Еремина Светлана Петровна, в настоящее время учитель русского языка и литературы в нашей школе.

С1973 по 1976 –Шишкина Любовь Николаевна, в настоящее время учитель русского языка и литературы в одной из московских школ. недавно выпустила сборник своих стихов.

С августа 1976 года по июнь 2005 года – Зенкина Зинаида Ильинична, а настоящее время на пенсии, живет в нашем селе. [ 5]

А теперь все по порядку.

Богата событиями и традициями история пионерской организации нашей школы. Фотографии – это живые свидетели, которые рассказывают о том, какими были они – пионеры. Рассматривая фотографии, общаясь с бывшими пионерами, я узнала, что жизнь ребят в пионерских галстуках была интересной и разнообразной.

1952 год. Школа в селе располагалась в здании бывшей церкви. Была семилетней. На 1 сентября 1952 года в 1-7 классах насчитывалось 358 учащихся. Старшей пионерской вожатой, как уже было сказано ранее, Черняева Александра Сергеевна, после замужества Бокарева. Управляться с такой ватагой ребят, поверьте, было не совсем просто. Это подвижная, любознательная, неравнодушная детвора. И вот с такими непоседами работала Александра Сергеевна. Много хороших дел на счету пионерской организации в те годы: пионерские сборы, торжественные линейки, туристические походы по родному краю, трудовые десанты по сбору макулатуры и металлолома, уроки мужества, концерты, помощь совхозу.

Летом пионеры собирали на полях совхоза колоски, уничтожали сорняки, грызунов, сажали лесопосадки, сады.

Год 1967. Александру Сергеевну на ее посту сменила Лунева Зинаида Ивановна. Пионеры занимались тимуровской работой: рубили дрова, расчищали снег, сажали и убирали огороды. Готовили выступления агитбригад. Пионерская дружина активно решала все внутришкольные вопросы: дисциплины, успеваемости, кружковой работы, шефства. За время своей работы пионервожатой Зинаида Ивановна жила заботами ребят, поддерживала их начинания, а где-то выступала и со своей инициативой. Ребята не сидели на месте. Их выступления агитбригады с нетерпением ждали на фермах и полевых станах.

Год1972. Эстафету принимает еще совсем молоденькая учительница начальных классов Еремина Светлана Петровна. На сегодняшний день Светлана Петровна работает учителем русского языка и литературы.

Вот что она рассказала о своей работе пионервожатой. Вся работа велась по маршам. 1972-1974 годы – Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов». Марш посвящен 50-летию образования СССР и 50-летию со дня присвоения комсомолу и пионерской организации имени В.И.Ленина. Пионерские отряды нашей школы провели огромную работу.

30 декабря 1972 года наша необъятная страна отмечала знаменательное событие – праздник дорогой и близкий каждому гражданину нашей Родины – 50-летие образования СССР.

С 25-30 декабря во всех уголках нашей страны проходил фестиваль «Пятнадцать республик - пятнадцать сестер». Наша школа тоже приняла участие в этом мероприятии.

Подготовка к празднику началась почти за два месяца до фестиваля. Готовился к празднику каждый класс. Подготовка его состояла в том, чтобы представить одну из республик СССР номерами художественной самодеятельности.

И вот наступил долгожданный день. 30 декабря все учащиеся нашей школы пришли в клуб, чтобы принять участие в фестивале.

Сначала Гаврилова М.П. сделала доклад о развитии республик нашей страны за 50 лет.

Потом завуч школы Махрачева В.Г. рассказала о том, как учащиеся нашей школы подготовились к 50-летию образования Союза Советских социалистических республик. Многие ребята были награждены книгами за хорошую учебу, активную общественную работу и примерную дисциплину.

И вот наступила самая долгожданная минута.

Звучит команда ведущего фестиваля Махрачева Александра: «Прежде чем начать наш фестиваль внесем флаг СССР. Перед внесением флага прошу всех встать! Флаг Союза Советских социалистических республик внести!» Под звуки горна и барабанную дробь Сергеева Т. Вносит флаг СССР.

Затем все садятся, и начинается концерт. Программа его была очень интересной. Звучали песни народов нашей Родины. Галаева Н. и Моисеева Т.исполнили белорусскую народную песню «Перепелочка» и латвийскую шуточную песню «Петушок». Девочки из 8 класса спели казахскую песню «О мальчике». Группа девочек из 5 класса исполнили песню молдавских ребят. Ануфриева Н. из 5 класса спела грузинскую песню «Светлячок».

Не обошлось все и без танцев. «Юные молдаване» живо, темпераментно исполнили «Молдаванеску». Девочки 9-б сплясали танец «Казачок», любимый танец украинцев. Было показано много русских танцев: и хоровод «Березка»,и лирический танец «Вечерние ритмы», и жизнерадостная «Калинка»,и уважаемый всеми русский вальс.

Много приятного доставили наши «артисты» всем присутствующим, а в числе их были не только наши пионеры, учителя, но и лучшие производственники совхоза.

В конце ребята выразили пожелания всех людей земли: «Мы хотим, чтоб все народы жили в мире и добре, чтобы вволю было хлеба, чтобы чистым было небо. И с весенней песней дети просыпались на заре».

Праздник всем очень понравился. Каждый участник фестиваля почувствовал мощь нашей державы, и уходя, каждый в сердце славил наш народ, нашу партию, нашу родную страну.

Поблагодарив Светлану Петровну за интересный рассказ, отправимся дальше. [ 2]

Год 1973. Время не стоит на месте. Учащиеся школы знакомятся с новой пионервожатой Шишкиной Любовью Николаевной. Но работа пионерской организации не прекращается. Ученики также проводят мероприятия, собирают макулатуру, металлолом, сажают деревья.

Сбор дружины, посвященный памяти Зои Космодемьянской проходил 13 сентября 1973 года. На сборе присутствовало 100 человек. Все учащиеся в парадной форме.

На сборе все пионеры почтили память Зои минутой молчания. Пионеры рассказывали об ее детстве, и ее школьных годах, о героическом подвиге в дни Великой Отечественной войны. Подробно было рассказано о смерти героини. Из рассказов узнали весь жизненный путь Зои, хотя он короткий, но вошел в историю. После звучали стихи, посвященные Зои Космодемьянской, которые читали пионеры.

О работе пионерской организации школы Любовь Николаевна часто публиковала заметки в районной газете «Народная трибуна».

Год 1976. Спроси в селе, где живет Зиночка и каждый стар и млад, ответит тебе. Так ласково зовут бывшую пионерскую вожатую Зенкину Зинаиду Ильиничну. Сколько хороших слов можно услышать от бывших пионеров и комсомольцев нашей школы в адрес этого замечательного человека, отзывчивого и настоящего друга и наставника. 29 лет посвятила она шумной, непоседливой, когда-то непослушной детворе. И в каждом ребячьем сердце осталась частичка ее души.

Пионерские сборы, обсуждение наболевших вопросов, посещение ветеранов войны, сбор металлолома и макулатуры. Никто не забудет огонь пионерского костра в день рождения пионерской организации 19 мая.

Своей добротой и лаской, любовью к детям, жизненной активностью, трудолюбием и рукоделием Зинаида Ильинична заслужила достойное уважение не только подростков, но и их родителей, коллег, односельчан.

За свой вклад в воспитании подрастающего поколения Зенкина Зинаида Ильинична награждена Почетной грамотой Министерства образования.

Зинаида Ильинична пришла работать в школу библиотекарем в 1974 году, а с 1976 года по 2005 год работала пионерской вожатой и организатором. Без ее участия и помощи не проходило не одно мероприятие.

Но все меняется. На смену пионерской организации в 1996 году 5 октября была создана детская организация Союз планет «Галактика»- общественное, добровольное, первично объединение детей Граждановской средней общеобразовательной школы с 1 – ого по 11 – ый классы.

Первым президентом на общешкольном собрании учащихся была избрана Галаева Инна Викторовна.

Выводы.

Подводя итоги своих исследований, я пришла к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по всей стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно – политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны…

И доказательством того, что не все следует забывать из советского прошлого, служит то, что во многих городах и селах нашей страны существуют пионерские организации, которые помогают учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находится рядом. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны.

Заключение.

Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но и многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.

История детского движения продолжается. История его в XXI веке может и должна стать предметом исследования.

Список использованной литературы.

1.Н.В.Богданов «Гори, пионерский костер!» //издательство «Малыш»,1982г.

2.Воспоминания бывшей пионерской вожатой Ереминой С.П.

3.Газета «Народная трибуна»//от 4 декабря 1975г.

4. Газета «Пионерская правда»// №12 от 28 января 1989г.

5. Краеведческий материал Граждановской школы.

6. С.Михалков «Красный галстук» 1936г.

7.Ресурсы интернета viki . rdf . ru

Приложения.

Граждановская семилетняя школа

Старшая пионервожатая Черняева (Бокарева) Александра Сергеевна 1952-1967гг.

Год 1972-1973. Пионервожатая Еремина Светлана Петровна.

30 декабря 1972 год. 50-летие образования СССР.

Спортивный праздник.

Год 1973-1976 . Пионервожатая Шишкина Любовь Николаевна.



24 апреля 1975 год. Приезд Пароваткина в школу.


Газета «Народная трибуна» октябрь 1975г.

Газета «Народная трибуна» 4 декабря 1975г.

1976-2005 год. Пионервожатая Зенкина Зинаида Ильинична.

Без Зиночки не обходится не одно мероприятие.



Июнь 1978 год. Поездка в Тарханы.


Школьная акция «Мы за мир!»

Пионерский отряд имени А.Матросова 1984год.

Поездка в Краснодон 1988 год.

Школьный хор под руководством Зенкиной З.И. 1986-1988гг.

Профсоюзное собрание школы.

Школьные фольклорные праздники.



Первое сентября 1998 год.

Первое сентября 2006 год.

Она и сегодня в строю. 9 мая 2015 год сельский ДК.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: