Как отучиться делать все самому. Как заставить себя учиться советы

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь!» Пушкин А. С.

Мы все проходили через этапы обучения: школа, колледж, ВУЗ. А большинству людей всю жизнь приходиться обучаться для работы, личного развития, карьерного роста и т.п. Но не всем легко дается учеба.

Как заставить себя регулярно заниматься учебой?
Как выделить время для занятий?
Как дисциплинировать себя?
Как мотивировать себя?
И главное, как не забросить обучение?

Эти проблемы особо актуальны для людей, которые обучаются в ВУЗе на очной или заочной форме обучения, а также проходящие корпоративное обучение и курсы. Наши советы будут полезны не только для обучения, но для жизни в целом. Если, конечно, вы готовы что-то поменять в ней.

Планирование. С чего начать планирование жизни.

«Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время» Элберт Хаббард

Хаотичное обучение – не приводит к движению вперед, скорее всего вы топчетесь на месте. Без плана практически невозможно правильно построить свое обучение или его эффективность будет почти нулевая. А далее следует авральная подготовка к сессии и экзаменам или к аттестации. И опять клянетесь себе, в следующем семестре начать учиться правильно. Как вообще можно достичь чего-то, что даже не обозначили толком. Не видя своих перспектив и не ставя больших целей, трудно начать планировать.

Зафиксируйте свои цели, в обучении, в профессии, благосостоянии, отношениях. Ставьте себе большие цели (учеба на отлично, повышение по службе, повышение доходов отпуск на море, авто и т.п.). Всегда оценивайте предполагаемые действия в соответствии с ними.

Далее разбивайте по периодам и доходите до ежедневного планирования. Способов планирования дня (недели или месяца, года) и создания расписаний огромное множество. Можно создавать план в специальных электронных планировщиках, в онлайн-дневниках, или в традиционных бумажных дневниках. Если у есть проблемы с освоением компьютера, смартфона, то даже рекомендуется пользоваться электронными планировщиками. Освоите навыки работы с ПК, смартфоном и т.п. Когда же вы выберете самый удобный для вас метод создания расписания, можно приступать к его написанию.

Очень важно в начале составлять глобальные планы, думать о том, чего хочешь достичь в жизни, а уже затем приступать к задачам менее масштабным: вот тогда уже точно будет известно, что можно игнорировать, а что стоит делать в первую очередь. Нужно хорошенько подумать над количеством запланированных задач и целей, не нужно писать невыполнимых планов. Вписывать дела в список нужно не спеша, продумывая каждый пункт. Начинайте с самых важных дел и постепенно переходите ко второстепенным задачам, которые можно перенести на другой день или же выполнить в свободное время.

После создания и четкого выполнения расписания, вы поймете, что времени у вас много и успеть можно всё. К тому же, вы избавитесь от необходимости запоминать все обещания и запланированные дела. Стоит заметить, что все успешные люди составляют себе расписания, это помогает удерживать темп и работать максимально продуктивно. План – пустое место без его исполнения, всегда нужно оценивать ваше выполнение, насколько оно соответствует задуманному, и дать себе отчет в качестве исполнения плана.

Остается лишь начать планировать свои жизнь и СДЕЛАТЬ вашу мечту реальностью. Одним из важных требований к успешному выполнению поставленных целей является их постоянное созерцание. Вы должны как можно чаще видеть и вспоминать, что вы хотите, почему вы это хотите и как идут дела на пути к цели.

Искусство тайм-менеджмента.

«Большинство людей путает неумение распоряжаться временем с судьбой» Кин Хаббард

Как часто мы себе делаем «отмазку» — у меня нет времени на учебу, я кручусь «как белка в колесе» весь день. К сожалению вы не правы, вы просто не умеете им распоряжаться.

Тайм менеджмент — это технология упорядочивания времени, направленная на повышение эффективности его использования. Подразумевает под собой совокупность действий по тренировки осознанного контроля над количеством времени затрачиваемый на определенные виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличить свою продуктивность и результативность.

Тайм- менеджмент включает себя широкий спектр деятельности: — постановка целей; — планирование и распределение времени; — делегирование задач и управление ресурсами; — анализ затрат времени; — фиксация времени; — приоритеты; — составление списков задач; — многое другое.

Основные принципы Тайм-менеджмента:
1. Главная идея тайм-менеджмента – тратить время на главное в жизни.
2. Измеряйте время событиями.
3. Узнайте, на что вы тратите время.
4. Расставьте жизненные приоритеты.
5. Поставьте перед собой цели.
6. Планируйте свое время ежедневно.
7. Приведите дела в порядок.
8. Занимайтесь любимым интересным делом.
9. Черпайте силы в мотиваторах.
10. Используйте современные техники тайм-менеджмента.

Техник управления временем множество, прочитайте о них в сети Интернет и выберите для себя предпочтительную технику.

Итак, как начать регулярно посвящать себя учебе:

1. Определите количество времени на занятие и график обучения на неделю или месяц, которое вы будете тратить на обучение. На занятие необходимо отводить не менее 30 минут, а лучше около часа, меньшее время не продуктивно и не имеет смысла.

Если можете заниматься ежедневно от 30 минут – то это очень хорошо, но обычно личные дела не позволяют этого. Составляйте краткосрочные планы на неделю, в соответствии с вашими делами, но не менее 3-x занятий в неделю.

2. Подробно ознакомьтесь с учебной программой и графиком занятий (если есть таковые). Теперь составьте себе календарный план с привязкой к дисциплинам которые будете изучать. И главное – придерживайтесь плана и учеба войдет в привычку, а также вы поймете преимущества планирования и дисциплины в любой сфере вашей жизни.

3. Ведите конспект. Даже в обязательном порядке, если вы обучаетесь в системе дистанционного обучения. Записывайте выжимки из лекции, кратко основные понятий и определения, а также ваши выводы из материала. Вот увидите, это может войти в привычку и позволяет надолго запоминать информацию.

4. Найдите профессионалов или сокурсников. Общайтесь, обменивайтесь мнением, и вы сможете значительно ускорить свое обучение. Теперь главное не бросить это дело на полпути.

Самодисциплина-наше всё.

«Все успехи начинаются с самодисциплины. Всё начинается с тебя» Дуэйн Джонсон

Жизнь – это не только учёба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен? Встречайте: её величество дисциплина!

В отличие от мотивации, дисциплина не ждёт подходящего времени или подходящего настроения. Её не волнуют эмоции и чувства, она не нуждается в них, а при определённом опыте сама их создаёт и заставляет служить своим целям. Да, дисциплина даётся не легко. Она не возникает сама по себе, не питается мотивирующими роликами и лозунгами. Будучи маленькой и слабой, она с трудом продирается сквозь лень, страх и «НЕ ХОЧУ, ЗАВТРА».

Но если её лелеять и тренировать, то, вырастая и набирая обороты, она поможет вам снести любые препятствия на пути к успеху и самореализации. К тому же с каждым днём она будет требовать от вас всё меньше усилий и внимания. У дисциплины только один недостаток: это долгий и трудный путь. Поэтому она очень непопулярна.

Во-первых, когда благодаря дисциплине мы собраны, завершены дела (пусть не все, но основные), когда не давит чувство вины из-за не сделанного, то для обучения, и развития, и отдыха высвобождается масса времени и сил.

Во вторых, разве это можно назвать свободой, когда ты работаешь на интересы других, но из-за лени пренебрегаешь своими? Получается, что дисциплина и самоконтроль и есть настоящая свобода.

В третьих, не только делать то, что правильно и надо, но и любить это, получать от этого удовольствие. Обучение скучно, занятия не могут приносить удовольствие, упорный труд угнетает. То есть всё, для чего необходима дисциплина и самоконтроль, связано с отрицательными чувствами и эмоциями, а значит, несовместимо со счастьем и яркой интересной жизнью.

Например, многие люди не любят учиться, только потому, что не любили это со школы. А сделать их надо хотя бы потому, что между их выполнением и нашим успехом есть прямая связь. Но упорство вознаграждается, при завершении работы или достижения цели усиливается выделение гормона счастья, и наоборот куча незавершенной работы, которые вы регулярно откладываете на потом, ложиться тяжелым гнетом и вызывает стресс и прокрастинацию.

К тому же многое зависит от нашего отношения. Мне кажется, трудно не получать радости и удовольствия от преодоления самого себя, от достижения собственных целей. Даже в самом процессе можно быть счастливым от простой мысли, что ты не рохля безвольная, а ЧЕЛОВЕК, владеющий собой. Получается, настоящее счастье трудно обрести без дисциплины. Без дисциплины невозможно быть свободным, владеть вдохновением и прорываться сквозь трудности. Ну конечно есть те, кто никогда не сможет полюбить занятия каким-то делом, несмотря на всю их полезность.

И тут не поможет никакая мотивация и самовнушение, но дисциплине это под силу.

Самомотивация

«Жизнь - игра. Всё зависит от тебя, твои идеи, твои мысли. Нужно лишь только поднять свою жопу с дивана и идти вперед, пусть медленно, но к вершине!» Фредди Меркьюри

Мотивация — это своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить изящные выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей.

Задача мотивации - разжечь в себе интерес, поднять волну чувств, которая поведет нас к заветной цели. Мотивация хороша, когда напоминает, ради чего нам нужен самоконтроль и непрерывное движение.

Мотивация популярна, потому что что приводит к быстрым результатам, всё получается легко и быстро, как и любой другой более лёгкий путь, чем дисциплина.

Мотивация очень хороша, когда рисует перед нами картину будущего, показывает нам, что нас ждёт, если мы возьмём себя в руки и при поддержке дисциплины будем двигаться вперёд.

Мотивация хороша, когда напоминает, ради чего нам нужен самоконтроль и непрерывное движение. Но ещё лучше - ищите и взращивайте внутреннюю мотивацию. Думайте о своих целях, мечтайте о них, планируйте их достижение, рисуйте картины. Пусть мотивация вдохновляет вас, а дисциплина дает силы и упорства доделать все до конца. Но, как и всякая сильная эмоция, она может быстро покинуть нас. Вот несколько советов как поддерживать самомотивацию.

Сосредоточьтесь на конечной цели

Часто мы заставляем себя двигаться вперёд, поставив перед собой большую цель. Большинство действительно важных целей требуют довольно существенных усилий от вас, которые только через продолжительное время могут принести желаемый результат. Например, получение высшего образования занимает от 3 до 5 лет.

Вместо того, чтобы акцентироваться на текущей трудной и неприятной задаче, сосредоточьтесь лучше на причине, ради которой вам ее нужно выполнить. Повесьте над своим рабочим местом картинку с образом своей мечты и почаще обращайте на нее внимание. Не бойтесь ставить крупную цель, но на пути к ней что-то ещё должно поддерживать вас.

Возникший интерес

Самый мощный мотиватор. Когда люди учиться чему-то новому и это совпадает с вашими интересами и увлечениями, любопытство захватывает вас. Оно, конечно, может быть не таким сильным, тогда оно вдохновляет не слишком долго. Если что-то вызывает у вас сильный и нескончаемый интерес, смело беритесь за изучение!

Тяга к исследованиям

Тяга к исследованиям похожа на любопытство, но позволяет себе отнестись к этому с более лёгким настроем. Позвольте себе ослабить тиски и не заставлять себя учиться, а получить удовольствие от процесса исследования. Пусть вы уйдете от начальной темы, но вы однозначно расширете свой кругозор.

Сделайте сложное простым

Существует один способ мотивировать себя выполнить сложную работу - думать о ней как о лёгкой. Стараюсь не думать о том, сколько сложностей придётся преодолеть в процессе решения задачи. Самым сложным, по сути, является не сама учеба, а решение начать.

Начните с победы

Старайтесь выполнить вначале легкие и быстрые задания, которые приносят быстрый результат. Это повысит вам настроение и поможет обрести уверенность в себе, столь необходимую в начале важных дел. Расчлените обучение по кусочкам, начинайте с простых и понятных вам тем.

Проходите дополнительные онлайн-курсы

Проходите дополнительные бесплатные онлайн-курсы или смотрите обучающее видео на yuotube, по темам связанным с вашим обучением. Как правило, этих курсов и видео много, они короткие (от 10-15 мин до 2-3 часов), и более интересные чем лекций. Вдобавок вы получите более расширенные знания по теме. Список образовательных проектов, где можно пройти бесплатные онлайн-курсы, можете прочитать в статье .

Поддержка партнёра

Веселей достигать целей с кем-то. Когда один из пары теряет мотивацию, другой его поддерживает, и так постоянно. А ещё некоторым нравится помогать другим достигать целей, так что здесь двойной бонус: и сам обучаюсь, и получаю удовольствие оттого, что поддерживаю компаньона.

Мотивационное чтиво и видео

Обязательно смотрите мотивационное видео, читайте мотивационные книги, статьи, лайфхаки. Слушайте любимую музыку.

Заведите ритуал перед началом занятий

Чашка кофе с печеньками перед началом отведенного времени для обучения. Включите спокойную и ненавязчивую музыку.

Награждайте себя

Небольшие призы за каждый важный шаг, могут быть хорошим средством мотивации. Посещение социальных сетей или развлекательных сайтов, просмотр фильма, прогулка по парку или любимое блюдо, только после проведенного занятия – выбирайте то, что вас действительно радует и награждайте себя, любимого, за реальные успехи.

Читайте истории жизни успешных людей

Это истории постоянной работы над собой, падений и подъема. Успех без обучения и неимоверных усилий над собой невозможен.

Доказать, что вы можете

Истинное обучение - это когда вам тяжело, вы идёте сквозь тернии, ошибаетесь, падаете и очень хотите всё бросить. Но мы только тогда и учимся, когда толкаем себя вперёд в тяжёлых условиях. И если каждый раз мы будем останавливаться на половине пути, то так ничему и не научимся. Самый лучший мотиватор - доказать самому себе, что я смогу! Ищите свои мотивирующие факты и приемы.

Прокрастинация – еще одна беда.

«Время для действий - сейчас. Никогда не поздно сделать что-нибудь» Антуан де Сент-Экзюпери

Иногда нет ничего страшного в том, чтобы отложить дело на потом. Но если вы поступаете так со многими важными делами, день за днем откладывая их, или подменяете необходимые занятия необременительными бытовыми хлопотами или развлечениями, то вы — прокрастинируете.

Прокрастинация (от англ. procrastination - задержка, откладывание) - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени человек не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, находя те или иные самооправдания.

От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации - получает стресс. Осознайте, что вы прокрастинируете.

Тревожные звоночки, свидетельствующие о том, что вы прокрастинатор:
— вы весь день делаете мелкие задачи, не берётесь за сложные и важные дела;

— читаете задания или план по несколько раз, но не принимаете решений как с ними работать;

— ждёте «особого вдохновения» или «правильного времени», чтобы приняться за важное дело.

Как с ней бороться
1. Готовьтесь к работе с вечера. Спланируйте следующий день.

2. Найдите своё одно дело на этот день.
3. Разбивайте задание на простые части.
4. Скажите «нет» всем неважным и несрочным делам.
5. Поднимите себе мотивацию.
6. Не прощайте и не жалейте себя.
7. Просто начните дело, на самом деле ваши опасения в сложности напрасны.

«Дорогу осилит идущий» Будьте готовы изменить свой подход к работе и учебе. Учитесь получать удовольствие от текущих задач. Итак, выводы
1. Планируйте свое обучение.

2. Применяйте тайм-менеджмент чтобы выделить себе время на обучение.

3. Дисциплинируйте себя. Сделайте первый шажок.

4. Самомотивируйте себя на успех.

5. Боритесь с приступами прокрастинации.

6. Не получается? Начинайте с пункта 1.

Мотивация студентов Гарварда в памятке из 15-ти пунктов:

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта, но если же ты сейчас выучишься, то воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле пора.

3. Мука учения всего лишь временна. Мука незнания – невежество – вечна.

4. Учёба – это не время. Учёба – это усилия.

5. Жизнь – это не только учёба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, как ты будешь знать, на что способен?

6. Наслаждайся возможностью постоянного роста.

7. Учись делать всё раньше, учись прилагать усилия, учись пожинать результаты.

8. Не все могут преуспеть во всем. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

9. Время никогда не стоит, но если ты ничего не делаешь — проносится с огромной скоростью.

10. Лидеры есть во всём. Каждый достоин стать лидером в своей области.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее — реалисты.

12. Твой успех прямо пропорционален твоей скорости восприятия, нахождения и обработки информации.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои конкуренты листают умные книги.

15. Нет труда – нет прибыли.

Внутренняя мотивация: правда и вымысел

Психологи утверждают, что стоит овладеть искусством внутренней мотивации, как все дела и проблемы будут решаться сами собой, ведь у человека будет свой стимул преодолеть это! Кому неподвластна эта способность, психологи готовы оказать поддержку, проводя тренинги и задания. Так ли все тут гладко? Не является ли мотивация из рода побасенок, которые так любят коучи, учителя, да и все взрослые?

Рассмотрим внутренний стимул, мотивацию и многое другое на простом примере, возьмём стандартную проблему школьника или студента: как заставить себя учиться, если все лень. Есть ли выход из этой ситуации, можно ли справиться самому и в чем причины такого состояния.

Разновидности лени: поиски оправдания

Толковый словарь объясняет слово «лень» как нежелание что-либо делать по объективным или субъективным причинам.

Интересно, что об объективных причинах лени можно знать, догадываться или даже не представлять их, тем не менее, они есть и оказывают влияние. Человек может быть уставшим, голодным, злым, расстроенным, влюблённым, увлечён каким-либо хобби и поэтому не делать уроки или не ходить в школу. Это лень? Да, и она имеет понятное и объяснимое происхождение. Бывает, что всего лишь нужно покушать или отдохнуть, и многое наладится само собой, жизнь перестанет казаться такой ужасной и тяжёлой.

Второй распространённой причиной является постоянное и нудное указание родителей и учителей о том, что это надо делать. При этом в ход идут такие приёмы как рассказ о них самих идеальных в школьные годы, о массе свободного времени, если заставить себя сесть за письменный стол и быстренько все прорешать, о тяжком бремени несделанного, о суровой необходимости учиться в наше время.

Если бы взрослые были чуточку повнимательнее и прозорливее, они бы непременно заметили, что ребёнок это и сам все прекрасно понимает, просто у него именно сейчас нет сил идти учиться и когда они появятся неизвестно. И бесконечно напоминая о грузе, родители только усугубляют ситуацию и давят все сильнее и сильнее. Такой способ борьбы с ленью может привести к банальной депрессии или другим нервным заболеваниям.

С подобной разновидностью лени бороться сложнее, потому что в решении проблемы должны участвовать как минимум двое: один, найдя силы на уроки, а второй поддерживая подростка. Основой основ в обычной бытовой ситуации будет выступать награда, поощрение, похвала – все зависит от возраста и приоритетов.

Субъективной и самой серьёзной причиной отлыниваний от своих обязанностей является отсутствие желания учиться — ну просто не хочется. Нет внутреннего стимула делать что-либо. Вот тут и выходят на арену психологи с помощью по созданию внутренней мотивации.


Отсутствие мотивации у детей: нормальное положение дел

Мотивация — это побуждение к действию, которое базируется на мечтах, желаниях. Например, подросток хочет новый телефон, и родители начинают своеобразный шантаж: вот закончишь четверть хорошо, тогда и купим гаджет. А для этого надо прилагать усилия в учебе каждый день, вовремя делать уроки.

Так родители мотивируют ребёнка. Будет ли учащийся относиться к своим обязанностям лучше и трепетнее? Несомненно, уроки будут сделаны, только, что называется, из-под палки. Самому как было все лень, так и осталось, только ради айфона, тьфу, родителей, конечно, и своего успешного будущего вопрос уроков будет решён. Насколько это правильно и педагогично, надо думать родителям, кого они хотят воспитать: солдата или свободного человека с амбициозными задатками.

У взрослых все проще: им хочется выглядеть лучше, зарабатывать больше, быть статусными и уважаемыми. Ради своих целей они способны на многие подвиги. А ребёнку сложно соотнести выполнение вот этих конкретных уроков и школы со своим будущим.

Тогда психологи придумали понятие «внутренняя мотивация». Суть ее проста: человек сам должен придумать себе личные мотивы и причины, чтобы не ожидать подходящего времени или желания что-то сделать. Отличительная особенность от обычной мотивации — нет никакого ощутимого вознаграждения.

А что значит внутренняя мотивация у подростка? Как уговорить себя учиться, если не хочется? В этом и есть корень проблемы: искать какие-то побуждающие мотивы, ещё больше запутывая ситуацию, маскировать истинные причины псевдодоводами.

А может, и не надо находить стимул, а всего лишь раз и навсегда разобраться с причиной апатии к учебе?


Почему лениво

Чтобы понять, какими методами бороться с ленью, надо найти ее причину. Это самое сложное и деликатное, ведь при этом затрагивается не только внешний, но и внутренний мир подростка, его желания, надежды, опасения, страхи, характер и привычки.

Итак, почему все лень:

В зависимости от проблемы, что именно заставляет лениться, и надо искать варианты борьбы.


  • С вопросами здоровья все понятно, нужно обязательно обратиться к врачу и нормализовать состояние. Тогда появятся силы и желание что-либо делать, лень — а здесь больше не лень, а недуг — пропадёт сама собой.
  • Психологическая надломленность и неверие в себя должны исправляться с участием взрослых, в этом случае помощь психолога просто необходима. И чем раньше подросток начнёт разбирать свою проблему, отделять надуманное от реальности, анализировать происходящее под грамотным руководством психолога, тем быстрее он избавится от такой напасти.

Конечно, в зависимости от погружения подростка в проблему, возможно, достаточно простого, но доверительного разговора с авторитетным взрослым. Говорят, у страха глаза велики, поэтому не получается адекватно оценить обстановку, найти правильные решения. Общение с психологом или близкими поможет выбраться из этого состояния. Не стоит ожидать, что сразу пойдёт как по маслу, открывать свою душу сложно, а услышать другого сквозь пелену своих забот намного сложнее. Поэтому поначалу беседы будут носить просто информативный характер. Постепенно двое научатся говорить и слушать, доверие возрастёт.

  • Изменить обстановку дома иногда невозможно, подросток должен к ней приспосабливаться и даже немного проявлять организаторские способности. Например, если лень учить уроки, потому что и нормального места нет, где присесть с учебником, не то, чтобы выучить параграф, предстоит сделать себе настоящий рабочий стол — убрать лишнее и отвлекающее. Очень помогает составление распорядка дня — оно заставляет придерживаться временных рамок.
  • Взрослым важно хвалить подростка и поощрять его в любых начинаниях. Это будет огромным естественным стимулом сделать ещё раз, но лучше.
  • Вопросы «почему это должно быть так» и «зачем это нужно» пройдут с появлением жизненного опыта, родители и учителя своим поведением должны подавать положительные примеры и тем самым способствовать изменению поведения ребёнка.

Как видно, причин у лени много и не всегда дело в банальном «не хочу». Иногда, поощрительной мотивацией или внутренней можно только усугубить проблему, загнав ее глубже. Для начала важно разобраться, что это за лень, почему подросток не хочет ничего делать, а лишь потом думать о методах борьбы. Скорее всего, после поиска истинной проблемы, лень и нежелание что-либо делать исчезнут сами собой.

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Вообще, вопрос «Как заставить себя учиться», чаще задают именно студенты, так как за школьной партой контроля больше: и учителя следят за твоей успеваемостью, и родители «наседают» за плохие оценки, да и другие ученики не относятся к тебе уважительно, если ты постоянно находишься в «лузерах» по успеваемости. В лицеях, институтах и университетах, контроль уходит от ученика. Так как тебя считают уже взрослым человеком, который сам вправе решить, как ему учиться: хорошо или плохо. Однако такая свобода несколько опьяняет юношу или девушку и далеко не все умеют вовремя прийти в себя и задуматься над тем, что при такой разгульной жизни они могут скатиться вниз по лестнице жизни. И тогда студент задает себе сложный, но довольно интересный вопрос: «А как же заставить себя учиться??». Сегодня Вы узнаете ответ!

12 способов заставить себя учиться

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться , ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт) . Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!

Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.

Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы

Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!

Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения

Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!

Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел

Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.

Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно

Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.

Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки

Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!

Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня

Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.

Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей

Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.

Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Цель современного образования – научить учиться. Знания не даются в готовом виде – ученики должны сами находить ответы на проблемные вопросы. После окончания школы самообразование и вовсе становится основным средством развития. Наверное, у каждого человека время от времени возникает вопрос «как заставить себя учиться?».

Основа учебной деятельности – . Мотивация – это внутренние и внешние факторы, побуждающие к активности. В структуру мотивации входят:

  • познавательные ;
  • цели и планы по их достижению;
  • интересы.

Каждый из этих элементов важен и должен присутствовать. Но проблема в том, что по направленности мотивация бывает внешней и внутренней. Внутренние мотивы ориентированы на содержание обучения (интерес к самому предмету, цель – получить знания). Внешние мотивы ориентируются на результат – получить диплом, «корочки». В первом случае, когда человек хочет получить знания, с мотивацией проблем не возникнет, как и необходимости заставлять себя. А вот внешняя мотивация как раз обычно и становится предвестником лени и трудностей в обучении.

Как заставить себя учиться

  1. Позаботьтесь о рабочем месте. Минимизируйте воздействие раздражителей, устраните отвлекающие факторы. Если дома такой возможности нет или компьютер соблазняет играми, то уйдите в библиотеку. Не совмещайте занятия с прослушиванием музыки или шумом телевизора. Конечно, если вы не из тех, кого отвлекает полная тишина. Некоторым людям наоборот нужно что-то «для фона». Монотонный шум моря, например.
  2. Сделайте рабочее место приятным, ярким и привлекательным. Украсьте его на свой вкус.
  3. Занимайтесь только на рабочем месте, в идеале – за письменным столом. Не обедайте за этим столом и не учитесь на диване или в кровати. Ваш мозг должен привыкнуть, где и что он делает: кровать – сон и отдых, кухня – прием пищи, письменный стол – обучение. При соблюдении этого порядка концентрироваться на занятиях будет проще.
  4. Действуйте по принципу «раньше начну – раньше закончу». Определите дневной учебный план – сколько часов вы должны позаниматься или что должны усвоить. Обещайте себе, что после того как выполните план, сразу займетесь любимым делом. Но не наоборот!
  5. Постройте учебный план на неделю, месяц, год. Определите цели и значимость их достижения. Оформите это как коллаж. Цели превратите в изображение желаемого результата (картинки), а не просто запишите. Продумайте систему санкций и поощрений.
  6. Делайте разминки и чередуйте активность. Иногда лень – реакция на усталость. Организм сам начинает отвлекаться, когда требует перезагрузку. Делайте зарядку перед занятиями и после. При длительном уроке – во время.
  7. Награждайте себя чем-то приятным за успехи. Например, пообещайте сходить в кино после изучения новой книги. Это внешняя мотивация, но маленький кусочек можно оставить.
  8. Структурируйте информацию, составляйте планы, таблицы, схемы и т. д. Это упрощает усвоение и делает интереснее процесс.
  9. Применяйте полученные знания на практике. Находите примеры в вашей жизни.
  10. Найдите ответственного друга, с которым будете заниматься, оформите это как соревнование. Тут и дух конкуренции, и чувство стыда в случае лени, и контроль со стороны.
  11. Запишитесь на групповые занятия, если это уместно и возможно. Узнайте, есть ли они в вашем учебном учреждении, городе.
  12. Рассказывайте о своих планах друзьям или ведите дневник в интернете. Выставив планы на всеобщее обозрение, вы не захотите прослыть лентяем, неудачником, лгуном.
  13. Не садитесь заниматься голодным. Перед интеллектуальной активностью обязательно съешьте что-то сладкое. Сахар повышает мозговую активность.
  14. Не начинайте занятие в тревожном, взволнованном состоянии. Успокойте эмоциональный фон, позаботьтесь о том, чтобы дурные мысли не отвлекали, и только тогда приступайте к занятиям.
  15. Продумайте тайм-менеджмент, чтобы не сетовать на то, что учеба отнимает все время. Спланируйте свой день так, чтобы и на хобби время нашлось, и на домашние дела, и на учебу.
  16. Ставьте посильные задачи. Обучение должно чуть опережать развитие. Тогда оно будет посильным и интересным. Пересмотрите план, не ставите ли вы завышенные цели. Чрезмерная требовательность не идет на пользу. Маленькими шагами можно легче и быстрее добиться больших результатов. Этот же принцип работает в похудении: мозгу проще принять, что телу нужно похудеть на 5 кг, а потом еще на 5 кг, чем сразу на 10 кг.

Осознайте, что учебный процесс – всего лишь средство достижения цели. Какова тогда ваша цель? Помните о ней. Разбейте на задачи, микроцели. Например, за 3 месяца научиться говорить по-английски, за 4 месяца – писать и т. д. Это пятый пункт из списка.

Интерес к содержанию возникает при интересной подаче материала и при склонностях в этой сфере. Но как бы, например, я ни любила психологию, в ней есть нудные даты, цифры и термины, теории, которые приходится просто заучивать. Подобный материал есть в каждой науке – ничего не поделаешь. Но в остальном можно очень интересно трактовать знания: примеры из жизни, рисунки, видеофильмы, презентации.

В вашем распоряжении весь интернет. По любой теме в нем можно найти массу вариантов подачи материала и в том числе пособия, написанные простыми словами, доступным языком, кратко. Формулировкой «… для чайников» вы никого в интернете не удивите. И форматы любые можно найти: аудио, видео, электронные книги всех форматов.

Если ваша проблема – нежелание ходить в учебное заведение, то проанализируйте причины. Не исключено, что это вызвано с одногруппниками (одноклассниками) или преподавателем. Решите эти конфликты.

Упражнения

Посмотрите на упражнения, развивающие интерес к учебе и повышающие концентрацию . Попробуйте их на практике.

  • Представьте, что вы – предмет, который не вызывает пока у вас интереса. Расскажите от первого лица об этом предмете. Ищите преимущества, говорите о них. Потом снова станьте собой и расскажите от своего лица о преимуществах предмета.
  • Повысьте концентрацию внимания. Для этого запишите на листе названия нескольких цветов и закрасьте другими оттенками. Например, слово «желтый» – черным, «красный» – синим и т. д. Ваша задача – по порядку назвать безошибочно оттенки, а не прочитать слова.
  • Второе упражнение на развитие концентрации: ведите линию на листе и думайте только о ней, как только отвлекаетесь – отступайте вверх. Относитесь к этому как к игре – каждый раз старайтесь улучшить свой результат.

Послесловие

Если интерес к содержанию обучения никак не приходит, подумайте о правильности выбранного пути. Может быть, это не отвечает вашим способностям, склонностям, интересам. Обучение в университете становится в тягость при неверном . А в школе дети не хотят учиться из-за несостоявшегося самоопределения или наоборот при четком понимании дальнейшего пути (прекращают хорошо учиться по одним предметам и акцентируют внимание на других). Обратите внимание на эту проблему.

Заставить себя учиться нельзя. Можно только захотеть учиться. Но для этого нужно понимать ценность самообразования и образования, значимость интеллектуального развития, видеть перспективы обучения. И не просто перспективы, а удовлетворяющие личность перспективы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: