Как сдать экзамены, если ты тупой? Что делать, если чувствуешь себя тупым? Как сдать экзамен, если ничего не знаешь? Хитрости, советы

Даже отличники, не поднимающие глаз от книг, опасаются экзаменов. Перед событием они ходят с и пугают всех, кто попадется, своим собственным страхом перед экзаменом. И менее академически успешные личности начинают паниковать: если уж «ботаники» волнуются, то что будет с ними? И даже хорошисты иногда мучаются вопросом, если ничего не знаешь. Ведь всем известно, что бывают испытания, к которым не хочется готовиться, или, возможно, вы очень сильно устали от предыдущего экзамена. Что же делать? Учимся сдавать экзамены!

Стрелочка за стрелочкой

Советы вам помогут, только если у вас есть хотя бы немного времени. Если вы еще дома, берете учебники (конспекты) и листик бумаги, читаете бегло учебник и выписываете ключевые слова, соединяя их стрелочкой. Эти микрошпаргалки вам пригодятся не в своей исходной форме, брать их с собой на экзамен не советую. Но пока вы их будете делать, информация в голове структурируется, и вы не будете бояться хотя бы терминов. Преподаватель обычно очень хорошо видит, что студент знаком или не знаком с основными понятиями. Большинству преподов совершенно не хочется заниматься пересдачами, поэтому на удовлетворительную оценку они тянут, если только студент хотя бы чуть-чуть знает предмет. Так что ваших поверхностных и буквально надерганных таким образом знаний будет достаточно на зачетную оценку.

Между строк

Как сдать экзамен по билетам, если времени почти нет? Стоит распечатать вопросы, чтобы они были на отдельном листике. Если они у вас в формате Word, откройте документ в текстовом редакторе и увеличьте промежутки между линейками, а уж потом отправляйте на печать. В этих пространствах вы будете писать краткий план своего ответа. То есть когда вы готовитесь быстро, просматривая учебник, пишите по каждому пункту билета план из 3-4 пунктов. Этот совет пригодится не только желающим узнать, как сдать экзамен, если ничего не знаешь, но и вполне привычным к большим объемам работы отличникам.

О пользе хорошо подвешенного языка

Если предстоящий экзамен - по гуманитарным предметам, а преподаватель не имеет привычки цепляться к словам, разрешая объяснять «по-своему», то можно понадеяться на общую эрудицию и попытаться «выплыть» за счет логического мышления. Но перед самим испытанием желательно все же просмотреть учебники, чтобы не перепутать Гегеля с Гоголем.

Перед стартом

Если ничего не знаешь? Когда вы уже под дверью, развесьте уши и впитывайте все, о чем говорят между собой «ботаники». Они часто волнуются и задают каверзные вопросы друг другу, на которые обычно коллективным разумом находятся ответы. Можете потихоньку их записывать. Очень часто бывает, что человеку попадается именно тот вопрос, который только что обсуждался под дверью. Так что не ходите пить кофе и меньше жалуйтесь, а больше слушайте.

Как сдать экзамен, если ничего не знаешь? Ознакомиться с учебником или конспектом и внимательно слушать под дверью. И еще сделать выводы на будущее и не доводить ситуацию до крайности, а просто больше учиться в семестре. И тогда не придется сталкиваться с ситуацией «я ничего не знаю» перед экзаменом.

В большинстве случаев студенты лишь намереваются подготовиться к предмету, по которому необходимо сдать экзамен. Но этому беспрестанно что-либо мешает. То им внезапно приходит в голову, что необходимо, например, навести порядок в гараже, разобрать весь тот хлам, который накопился там за много лет, или же, наконец-таки, научиться готовить. Обычно вершина таких «творческих подъемов» приходится как раз на время сессии. По этой причине и не хватает времени на подготовку к экзамену.

Таким образом, существует много уловок для успешной сдачи экзамена даже в том случае, если вы ничего не знаете, не учили и книги не открывали. Это и проверенные уловки студентов, и народные приметы.

Найдутся такие люди, которые скажут, что народные приметы совсем не помогают. Однако уже на протяжении многих лет студенты используют такие способы, чтобы фортуна им улыбнулась и экзамен был успешно сдан. Если бы эти способы были бесполезными, не действовали, то о них бы все забыли через очень короткое время после их создания. Совсем другое дело, что фортуна (или же на студенческом языке – «халява») может улыбаться в разные стороны.

Пожалуй, наиболее популярной приметой у студентов является помещение в морозильную камеру зачетной книжки. Возьмите зачетную книжку, закройте ее, перемотайте белой нитью, которая и привлечет к себе удачу, завяжите нить на то количество узлов, которое соответствует дате сдачи экзамена. Затем положите зачетную книжку в морозилку. Зачетка должна пролежать в морозильнике минимум 1 ночь. Наутро, перед самым экзаменом, достаньте зачетную книжку, снимите с нее нитку и положите ее в левый ботинок. Нитку разрезайте так, чтобы все узелки оставались целыми. Теперь положите зачетку в сумку и идите на экзамен. Как только преподаватель откроет вашу зачетную книжку, халява выберется наружу. В таком случае вам будет намного проще отвечать на все экзаменационные вопросы.

Также есть еще такой способ приманивания халявы: откройте зачетку именно на той странице, на которой преподаватель должен поставить оценку, высуньте руку из окна и крикните три раза: «Халява, приди!». Чем громче вы позовете, тем скорее придет халява. Затем закройте зачетку и положите ее в свою сумку. Книжка должна быть открыта лишь рукой преподавателя.

Возьмите монетку в 5 копеек. Год ее выпуска должен совпасть с годом вашего рождения. Затем эту монету спрячьте под левую пятку. Порог кабинета, в котором идет экзамен, вы должны переступить только этой ногой.

Накануне экзамена голову не мойте. Народная примета гласит: если перед сдачей экзамена вымыть голову, то вместе с водой смоются и все полученные вами знания. Следовательно, волосы рекомендуется мыть за один или два дня до экзамена или же сразу после сдачи.

Понятно, что народные приметы не дают 100%-ю гарантию того, что вы успешно сдадите экзамен. Тут нужно надеяться на случайность, но не на себя самого. По этой причине, наравне с народными приметами, очень много студентов пользуются своими уловками.

Хитрости студентов. Все знают, что ключ от учебного кабинета имеет право взять почти любой студент. Поэтому за день до экзамена откройте аудиторию. Будет нелишним, если в группу инициаторов войдут все студенты. Затем нужно взять файлы, в них положите листки формата А4. На каждом из этих листов нужно написать ответ на экзаменационный вопрос. Постарайтесь, чтобы у всех студентов группы были одинаковые ручки. Листочки с ответами поместите в файлы. Эти файлы прикрепите под парту скотчем. Даже если у парт отсутствуют перегородки и видны ноги учащихся, файл под партой не заметит даже самый внимательный преподаватель. Обязательно запомните, под каким столом находится ответ на определенный билет. Например, третья парта второго ряда – 8 билет. Вторая парта третьего ряда – 4 билет и т.д. И когда на экзамене вы вытяните билет и посмотрите его номер, сядьте именно за ту парту, под которой спрятан листок с ответом на этот билет. Таким образом, все студенты правильно распределятся по аудитории.

Улучив момент, вы просто достаньте листочек, который прикреплен под партой. Это довольно просто, ведь файл открыт. Отсюда следует, что вам нет необходимости списывать со шпаргалки или просить одногруппников о помощи.

Пока вы ожидаете подходящего момента, делайте видимость того, что старательно пишете.

В том случае, когда преподаватель не хочет отвлечься, все время ходит по аудитории, наблюдает за тем, как вы размышляете, что-то пишете, можно применить такую маленькую уловку. У любого человека есть родные, знакомые, друзья. Скорее всего, дочь или сын преподавателя за маленькую денежную плату согласится позвонить отцу на мобильный телефон. Вполне возможно, что во время разговора преподаватель выйдет из аудитории по просьбе своего чада. Также есть и такие преподаватели, которые согласятся вам помочь. Например, они могут позвать на некоторое время вашего преподавателя для разговора. Вам только останется воспользоваться предоставленной возможностью и достать лист с ответом.

Если от переживания вы перепутали столы, сели не за ту парту, попроситесь выйти. Резервные варианты у вас должны быть всегда. Перед экзаменом напишите запасные шпаргалки и спрячьте их, например, в туалете или у друзей. Выйдя в коридор, заберите их, спрячьте под одеждой. Это необходимо сделать до того, как преподавателя начнут отвлекать по вашей просьбе. В то время, когда другие начнут доставать листы, вытащите свои шпаргалки из одежды. Очень важно, чтобы листы не были согнуты по четким линиям, так как сразу станет видно, что ответ вы писали не в аудитории.

До того, как выйти отвечать, прочтите ответ. О том, что прочитали, желательно рассказать своими словами. Ведь преподаватели знают наизусть то, что написано в их учебных материалах. Если вы просто начнете зачитывать то, что списали из литературы, преподавателю это покажется очень подозрительным. И для того, чтобы вас проверить, он начнет задавать дополнительные вопросы. Если же вы перескажете своими словами о прочитанном, то преподаватель поймет, что вы знаете материал.

Сейчас высшее образование стало практически обязательным. Родители твердят, что ты должен поступить и непременно закончить университет, а иначе… либо получишь, либо на нормальную работу не устроишься, вариант того, что они скажут зависит от родителей, но смысл один: надо учиться. А что делать, если ты тупая в учебе или тупой? Ты это уже в школе давно уяснила / понял и смирилась / смирился. Сейчас я расскажу, что тебя ждет, если ты сможешь поступить в вуз.

Вот тебе каким-то образом удалось списать ЕГЭ или как-то еще изловчиться его успешно сдать. Ты зачислен в вуз на специальность, на которую прошел по баллам, не важно на какую, главное, ты в универе и на полпути к цели.

А тут и сессия незаметно подкралась… Не обижайся, говорю как есть, да ты и сам это внутренне понимаешь, но у тебя будет три варианта действий, чтобы сдать экзамены успешно:

  1. обман
  2. взятка
  3. унижение.
Ну или микс этих вариантов, например, 1 + 3…

Расскажу наглядно на примерах.

Вот сидит, я объясняю, он смотрит непонимающе, даже не непонимающе, просто без эмоций, я осознаю, что не доходит НИЧЕГО, и не дойдет НИКОГДА, как будто в пустоту говорила, для него это был набор звуков, да он видел, что что-то рассказывали, но в голове у него этой информации нЕ за что зацепиться вообще, там нет другой похожей, там не может производиться анализ, усвоение информации.
На него даже не злишься, просто принимаешь как есть, человек такой: не может, извилин там правда парочка, только на бытовые моменты хватает.

Он не пропустил ни одной моей пары по неуважительной причине, он все записывал, был вежлив и вообще внешне он очень опрятен и неплохо одет. Подкопаться не к чему. Он даже пошел на платные курсы по английскому языку в нашем вузе. Он делал, казалось, все. Все, чтобы сдать сессию успешно, осознавая что он тупой.
Он, конечно, знал, что глупый, принимал это, он овладел, так называемым, алгоритмом правильного поведения студента и выполнял все пунктики.

Вернемся к платным курсам по английскому. Там он тоже произвел своеобразный фурор. Понятно, что на курсы записались не великолепно владеющие языком люди, а, такие же как он, ничего не знающие. Но, как мне рассказала его преподавательница, обращаясь потом с просьбой, когда она объясняла новую тему, все понимали, а он нет, ни с первого, ни с пятого-десятого раза. Он подходил к ней после пар, и она тщетно пыталась до него донести информацию. Потом он ее так замучал, что она умоляла меня поставить ему зачет, только, чтобы он к ней больше не приходил. НИКОГДА.

Как-то его одногруппники спросили меня в его отсутствии, почему я ставлю ему такие же оценки, как некоторым другим, ведь его уровень знаний явно ниже. И почему он сдает экзамены на хорошо и по другим предметам тоже, при том, что он тупой. (За другие предметы я не ручаюсь, но про себя знаю, что он мне взяток не носил, ни конфетно-букетных, ни денежных.) Они поставили меня в тупик этим вопросом.
Я стала что-то лепетать про то, что сравниваю его настоящие знания с его прошлыми и, исходя из прогресса, ставлю ему оценку, но, по правде говоря, там ни о каком прогрессе не может идти и речи, человек ничего не усвоил.
Не знаю, почему я ставила ему четверки. Сдается мне, что тоже хотела от него поскорее избавиться, а подкопаться было не к чему, чтобы поставить тройку, он дела все, но он не мог овладеть знаниями в ходе обучения.
Стоит ли говорить, что экзамен по английскому он сдал мне на хорошо, я не знаю, как так вышло. Он как-то умудрился выполнить все задания, я не могла опять ни к чему придраться, а задавать дополнительные вопросы, это так ударить комара, сразу убьешь, но я ведь, не убийца, правда?!
Подумайте, что чувствовал этот мальчик, осознавая, что он глуп как пробка? Хотите оказаться на его месте и ощутить тоже самое?

Другой пример, про девочку.
До девочки не доходила никакая информация, так же как и до предыдущего мальчика. Она ни разу ничего не поняла, даже самого элементарного.
И вот, однажды, я обрадовалась, она стала правильно выполнять упражнения, думаю, ну, наконец-то, поняла! В душе так порадовалась)
Но оказалось, она просто раздобыла ответы к упражнениям из учебника… и блистала своими «знаниями» довольная.
Когда я проводила викторину, она, конечно, не могла дать правильные ответы, поначалу, но потом, предположила, и предугадала, какими могут быть некоторые следующие вопросы, нашла на них ответы с помощь интернета в мобильнике и «блеснула» правильными ответами. Одногруппники удивились, она сказала, что именно на этот вопрос она ЗНАЛА ответ! Мило улыбаясь, без зазрения совести, а наоборот, довольная своим поведением.
Она вообще всегда такая вежливая, внимательная, всегда пытается угодить, и на лице написано: «я такая хорошая девочка», и написано это так явно, чтобы безошибочно читалось, как будто всем этим можно заменить ее невозможность ничего понять и усвоить предмет. Мне вообще все равно, хорошая она или нет, главное, чтобы не вела себя неуважительно, вполне нейтральное, деловое поведение меня вполне устроило бы.
Эта девочка выживает в вузе благодаря своей безмерной хитрости и забытой где-то совести, интересно, что она чувствует при этом на самом деле?

Я давно заметила, что уровень интеллекта человека, и то, как часто он прибегает ко лжи и обману взаимосвязаны. Умный, уверенный в своих знаниях человек может не употреблять никакие уловки, он и без них спокойно успешно сдаст сессию на хорошие оценки, благодаря лишь своим знаниям.
Если студент «не тянет» предметы в вузе, котором учится, ему придется обманывать и изворачиваться постоянно: списывать, выискивать ответы на тест, придумывать, как задобрить преподавателя и т.п.
И на вопрос: «Как сдать сессию если ты тупой?», я отвечу так: «Нужно быть очень хитрым, забыть о совести, а еще толстокожим: не замечать ни своих чувств, ни взгляды других».
Подумай, действительно ли тебе так нужно соответствовать ожиданиям своих родителей? Напомню, что это же они требуют, чтобы ты получил высшее образование.
Я раньше отрицательно относилась к тем, кто бросал учиться, так и не заканчивал вуз, теперь я думаю по-другому. Если это не тот случай, когда человеку лень, и его просто не смогли «мотивировать», не дали хорошего пинка, а тот, когда человек, действительно тупой и понимает это, осознает, что не может осилить программу вуза и бросает.
Жму руку смелым, тем, кто оценивает свои возможности здраво, делает свой выбор в соответствии с ними, поступает так, как считает именно он, а не другой, пусть и близкий человек.
Есть же рабочие специальности для парней, и в сфере моды и красоты, для девушек. Почему бы не стать парикмахером, визажистом или продавцом? Перекладывая в офисе бумажки, имея диплом вуза, устаешь не меньше, чем крася и подстригая людей. А зарплата может быть такой же, либо больше, зато не будешь чувствовать себя тупым ни во время обучения, ни на работе.

Хочешь знать, почему университетские преподаватели унижают студентов и придираются?

Если не знаешь, ЧТО делать,

лучше НИЧЕГО не делать.

Великие умы ставят перед собой цели;

остальные люди следуют своим желаниям. (1)

Еще более великие умы, которых называют мудрецами, преодолевая собственные эгоистические витальные и ментальные желания, пытаются разгадать Божественную задумку, узнать цели мироздания и преследуют их исполнение.

Но это все высокие материи, мы же начнем с банальной повседневности. Часто ли вы оказываетесь в ситуации, когда вам трудно принять решение, вы не уверены в правильности выбора или вообще не имеете ни малейшего представления, что нужно делать в данную минуту, или попросту нечем заняться? За редким исключением, достаточно часто. И каковы, позвольте спросить, ваши действия?

На самом деле, как вы уже, наверное, поняли, методика проста до гениальности: «Когда не знаешь, ЧТО делать, лучше НИЧЕГО не делать». Попробуем объяснить. Во всех случаях и ситуациях, когда нет четких информации, указаний, приказов, знаний, что конкретно надо делать в данную историческую минуту, каким образом нужно поступить, ваша задача, по возможности, элементарно не делать ничего, т.е. не совершать никаких лишних тело- и мыследвижений. Вот, буквально, садитесь и ничего не делайте, а еще лучше ложитесь и засыпайте — отдыхайте, восстанавливайте силы и экономьте жизненную энергию. Здесь можно сослаться на веками существующие практики в православии – умного безмолвия, исихазма, в буддизме, йоге – молчания разума; в такие периоды «бездействия» можно заняться молитвой, медитацией, размышлением. И не волнуйтесь, через какое-то время, через несколько минут, часов, а может быть даже, и суток (бывает и такое) вы будете четко знать, что все, хватит отдыхать, пора и делом заняться, и, главное, будете совершенно четко знать, каким именно.

Заметки в пути. Восьмилетняя Соня ходит вокруг меня и нудит:

— Мам, ну мне нечего делать… Что мне делать?.. Можно включить телевизор?

— Хочешь, расскажу, как можно узнать, что делать? – вспомнила я о методике. – Ляг на диван, успокойся и спроси у Бога «Что мне делать?», и послушай, что тебе скажут. Только внимательно слушай, а не придумывай сама.

Соня пошла, легла на диван, через минуту поднимается и, пожав плечами, так задумчиво, нараспев:

— Хм, не отвечает. Занято.

Вы просыпаетесь утром, у вас наверняка есть план на день: встать, умыться, позавтракать, выполнить рабочие нормы, сходить в магазин, приготовить ужин и т.п. Проживая день, вы следуете вами разработанному плану, который включает в себя все необходимые на сегодня задачи, то, что важно сделать именно сегодня. И вы все это последовательно исполняете. Знаете и идете. Как правило, у работающих семейных людей дни расписаны буквально по минутам, и никаких вопросов и сомнений не возникает: «А что же делать дальше?». Вы молите только об одном: «Только бы хватило сил и времени на все». Что ж, если вы живете согласно Стратегии своей жизни и в согласии с собственной Совестью, мы можем только порадоваться за вас, вам некогда скучать и маяться от безделья.

Но если вдруг, посреди белого дня, вы не знаете, что вам надо делать дальше, то постепенно начинается тихая паника, перерастающая в бессмысленную суету: «Чем бы заняться? Ведь нужно что-то делать! Я не могу сидеть без дела!». И здесь важно не поддаться искушению это дело себе «выдумать», т.е. заставить себя делать то, что абсолютно никому не нужно: начать названивать подружкам, пойти бродить по магазинам, десятый раз за последнюю неделю вымыть пол, засесть за изучение португальского языка… Да мало ли что может придумать себе человек просто так, от скуки, а потом удивляться, что к вечеру не остается сил даже телевизор смотреть, кошелек опустел, да и важные дела как-то в суете позабылись.

Бездельничание вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят…(2)

А что делать? Прежде всего, не суетиться и не торопиться. Сядьте (или лягте, если условия позволяют), расслабьтесь, успокойтесь и побудьте несколько минут наедине с самим собой. Можете поработать с мантрой (Лекция № 1.1.5.1.) Заснете – хорошо, но это бывает редко, у хороших хозяев и работников практически не бывает так, что им абсолютно нечего делать. Поэтому, гарантируем, буквально через пару-тройку минут вам в голову придет совершенно четкая и ясная мысль, ЧТО именно хорошо бы было сделать в данный момент. И вы просто встанете и начнете выполнять поставленную задачу. И тут уже, если вы уверены в ее необходимости и правильности, выкладывайтесь на все сто, доводите дело до конца, чего бы вам это ни стоило.

Естественно, наивно ожидать, что вам придет в голову нечто гениальное, хотя такой вариант мы тоже не исключаем, но скорее всего, это будет обычное бытовое дело, о котором вы думали уже давно и знали, рано или поздно это придется делать, но теперь вы получили прямое указание, что делать это надо именно сейчас: полить цветы, сварить борщ, выстирать занавески, сходить в магазин, написать письмо, заштопать носок, поиграть с малышом, а может, и попилить, покрасить, поклеить… Вот и все. Ничего сложного. Если же мысль пришла: «А не перечитать ли мне «Анну Каренину»?» Возьмите и перечитайте. Кто знает, какие смысловые глубины откроются перед вами именно сегодня, именно в современных условиях. Может, вы набредете на разгадку проблемы, которая вас беспокоит в течение всего года. Кто знает… Да то же банальное «Что-то я давно не звонила Маше» теперь, после того, как пришло к вам в голову таким образом, явится необходимым и достаточным, а Маша долго будет удивляться: «Я всю неделю о тебе думаю, но никак не могу дозвониться», а не ворчать: «И не надоело тебе названивать?». Если же вам сегодня лучше совсем ничего не делать, то и мыслей никаких вам в голову не придет, вы со спокойной совестью вздремнете часок-другой, пока новая, актуальная уже на тот момент, проблема не разбудит вас. В конце концов, может, настала пора отдохнуть, поднакопить силенок, и организм, зная все лучше вас, выбрал для этого подходящий момент, ведь только он в курсе, какие дела вам предстоят через два часа и каких сил это будет вам стоить. А поспав, вы встанете бодрым и свежим и продолжите свой день, и добьетесь гораздо более эффективных результатов в действительно важных для вас делах, чем если бы вы эти два часа потратили на придуманные вами уборки, гимнастки, чтения-учения и тому подобное времяпрепровождение.

Пример? Допустим, вы – бизнесмен, и неожиданно, посреди рабочего дня, у вас образовалось «окно» в расписании, а главное, вы толком не знаете, как будете заканчивать свой день, т.е. ваш намеченный на сегодня план, кажется, исчерпан, и вы, не обдумав и не «испросив совета», несетесь в спортзал в надежде скинуть лишние полкило. Но вдруг, через час, как вы начали свои физкультурные упражнения, вы получаете сообщение секретаря, что вас приглашают на ответственную встречу, и вы, не имея возможности отказаться, в поту и в мыле, вымотавшийся, в растрепанных чувствах, голодный, несетесь на другой конец города обратно в офис. Итог? Всю беседу вы думаете, прилично ли вы выглядите и не попахивает ли от вас потом, у вас ноет от голода желудок, и поэтому содержание разговора уплывает и решение принимается опрометчивое. Поступи вы по-другому, посиди-подумай лишние пять минут, вы бы поняли или вам бы «подсказали», что вот сегодня можно было бы просмотреть еще раз все бумаги по планируемому договору, запросить дополнительную информацию, да хоть просто отдохнуть или сходить в ресторан пообедать, а заодно все еще разок обмозговать, глядишь, и договор был бы подписан на более выгодных для вас условиях. А стоило-то всего не торопиться и задать элементарный вопрос: «Что теперь делать?» И так во всем и всегда. Просто? По-нашему, гениально.

По мере освоения этих методик и переорганизации вашей жизни, ваш дневной график будет постепенно совершенствоваться в сторону экономии времени и сил, т.е. их будет становиться все больше и больше, следовательно, все чаще и чаще вы будете оказываться в ситуации, описанной выше. И каждый раз, когда вы уперлись в освободившееся временное пространство, старайтесь успокоиться, расслабиться и задать самому себе вопрос «А чем мне сейчас заняться?», и через несколько минут ваш мозг (можете называть это назвать пока «моя интуиция», хотя сразу скажем, что это не она) предоставит вам необходимую информацию и обозначит поле деятельности. Так потихоньку сначала решатся все ваши насущные материальные и бытовые проблемы, а следом откроются возможности для самосовершенствования по всем трем составляющим, телу, душе, разуму: появится время и обстоятельства для спорта, полноценного отдыха, чтения, обучения, разговоров, общения и т.д.

А как, спросите вы, поступать в случаях, когда ответ на вопрос, поступивший из внешнего мира, требуется в считанные секунды, а ты стоишь в растерянности и не в состоянии молниеносно принять решение? Если есть возможность, лучше всего попросить отсрочки, типа «утро вечера мудренее», оттянуть время, насколько это возможно, и постараться дождаться (или додуматься) четкого недвусмысленного ответа, когда вы будете твердо уверены, что так и только так. Повторяем: любое действие рекомендуется совершать только при условии абсолютной уверенности в его необходимости и правильности для вас в данный момент времени. Если же действительно нужна мгновенная реакция, доверьтесь своему первому чувству или телу. В случае реальной опасности, психомоторика должна проявить себя, тело обязательно среагирует. К сожалению, в ранее определенных, ставших уже фатальными, случаях помочь вам будет чрезвычайно трудно, хотя и не невозможно. Попробуйте начать учиться, может, если выпадет случай, достигнете возможностей влиять на события не только настоящие и будущие, но и на прошлые.

Если нет мгновенного ответа на вопрос, «ничего не делать» совсем не значит отодвинуть проблему в сторону, как небезызвестная Скарлетт («Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра».), и забыть о ней. Важно, продолжать о ней думать, проводить анализ, искать выход и пытаться определиться в решении. Только при условии вашей неуспокоенности оно, может, и «озарит» вас в конце концов. И опять же: начинать реальные действия лучше всего, когда вы наверняка убедитесь в правильности озарившего решения, т.е. опять все проанализируете от начала и до конца.

— Резюмирую положение, — сказал Остап жизнерадостно. — Пассив: ни гроша денег, три стула уезжают вниз по реке, ночевать негде и ни одного значка деткомиссии. Актив: путеводитель по Волге издания тысяча девятьсот двадцать шестого года (пришлось позаимствовать у мосье Симбиевича в каюте). Бездефицитный баланс подвести очень трудно. Ночевать придется на пристани. …Положение гораздо серьезнее, чем я предполагал. Выколотить из васюкинцев деньги представляется мне пока что неразрешимой задачей. А денег нам нужно не менее тридцати рублей. Во-первых, нам нужно питаться и, во-вторых, обогнать тиражную лоханку и встретиться с колумбовцами на суше, в Сталинграде.

Ипполит Матвеевич свернулся, как старый худой кот после стычки с молодым соперником — кипучим владетелем крыш, чердаков и слуховых окон.

Остап разгуливал вдоль лавок, соображая и комбинируя. К часу ночи великолепный план был готов. Бендер улегся рядом с компаньоном и заснул. (3)

И как вы наверняка догадались, одна из самых опасных фраз в нашей жизни — вопрос «Как бы убить время?». Если вы относитесь к касте «убийц времени», к тем, кто часто задается этим вопросом, то можем с уверенностью констатировать, что в вашей жизни нет Темы, нет Идеи, нет стратегического смысла, которому подчинена вся ваша ежедневная тактика. Ведь внутреннее стремление к цели гарантирует постоянную занятость, пусть даже и не касающуюся конкретной реализации проектов, но направленную на расширение своих знаний и умений по выбранной теме, т.е. на самообразование и самовоспитание. У поистине целеустремленных людей дни расписаны по минутам, а у достигших на своем поприще солидных результатов и сделавших серьезную карьеру часто нет времени даже на положенный и заслуженный отпуск. Мало того, они вынуждены уделять повышенное внимание одной определенной составляющей триединства, ведущей в их деятельности, подчас в ущерб двум другим.

— У нас очень мало денег.

— Ты постоянно об этом твердишь.

— Может быть, пора устроиться на работу?

— Я не собираюсь работать. У меня уже есть хорошая работа, и я не могу позволить себе тратить время на зарабатывание денег. (4)

Вы не знаете, чем занять свободное время? Зато это прекрасно знают другие. Они не преминут подсказать, куда вам вложить свои время и деньги, а подчас и здоровье. Смотрите, не попадитесь на удочку. «Фильтруйте базар», т.е. осмысливайте то, что вам предлагают многочисленные выполняющие чей-то заказ СМИ, работающие на чужой (не на ваш!) карман развлекательные компании, заботящиеся о своих амбициях секты и тому подобные организации. Мы ни в коем случае не отговариваем вас от отдыха и развлечений, просто призываем быть более осмотрительными.

В городе несчастным людям жить лучше. В городе человек может прожить сто лет и не хватиться того, что он давно умер и сгнил. Разбираться с самим собой некогда, все занято. Дела, общественные отношения, здоровье, искусства, здоровье детей, их воспитанье. То надо принимать тех и этих, ехать к тем и этим; то надо посмотреть эту, послушать этого или эту. Ведь в городе во всякий данный момент есть одна, а то сразу две, три знаменитости, которые нельзя никак пропустить. То надо лечить себя, того или этого, то учителя, репетиторы, гувернантки, а жизнь пустым-пустешенька. Ну, так мы и жили и меньше чувствовали боль от сожития. (5)

Осталось добавить, что трата времени, сил и внимания на дела, не продиктованные истинной необходимостью вашей жизни и не подтвержденные непоколебимой уверенностью, — занятие не только не благодарное, но и откровенно порочное. Вы расходуете не по назначению свои драгоценные жизненную энергию, здоровье и интеллектуальные богатства, которые могли бы быть сэкономлены и истрачены на вещи более актуальные не только для вас, но и для ваших близких. Мало того, отвлекаясь подобным образом, вы рискуете пропустить действительно важную информацию и пройти мимо действительно важных дел, от которых будет зависеть ваша жизнь в целом. Так что, будьте предельно внимательны в выборе, когда вы «не знаете, что делать». Избегайте ненужных знаний!

Федяшев прикрыл глаза и печально вздохнул.

Ипохондрией мается, — пояснила тетушка.

— Вижу! — сказал доктор и снова налил рюмку. — Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении… Тут медицина знает разные средства… Вот, к примеру, это… — Он поднял наполненную рюмку.

Не принимает! — вздохнула тетушка.

— Стало быть, запустили болезнь, — покачал головой доктор и выпил. — Есть еще другой способ: закаливание души путем опускания тела в прорубь…

— Мудро! — одобрила тетушка. — Но только ведь лето сейчас стоит — где ж прорубь взять?

— То-то и оно, — вздохнул доктор. — Тогда остается третий способ — беседа. Слово лечит, разговор мысль отгоняет. Хотите беседовать, сударь? — Доктор насытился и закурил трубку. (6)

Необходимо предупредить, что данная методика является лишь одним из многочисленных следствий основополагающего принципа Учения СП – Принципа Твердого Да (Лекция № 2.1.2.1.), но познакомиться с ней можно и до изучения самого Принципа для того, чтобы а) вы подошли к самому Принципу уже более подготовленными, ибо понять целое часто бывает гораздо легче, когда освоишься в частном; б) за это время у вас накопится основательная база собственных экспериментов; в) несмотря на ее видимую простоту и банальность, методика настолько важна, что любая отсрочка может дорогого стоить; г) она напрямую связана с темой лекции «О целях и задачах неофита» (№ 1.2.1.) и поможет вам справиться с неопределенностью, если вы еще не определились в выборе, а также позволит избежать суеты.

Примечания:

  1. В.Ирвинг.
  2. Д.Лихачев. Заметки и наблюдения. — Л.: Сов. писатель, 1989, стр. 316.
  3. И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев. //И.Ильф, Е.Петров. Собрание сочинений. — М.: Худ.лит., 1961, Т.1, стр. 312.
  4. Диалог из х/ф «Полное затмение» («Total Eclipse»), реж. А.Холланд, 1997.
  5. Л.Толстой. Крейцерова соната. //Л.Толстой. Собр. соч. — М.: Худ. лит., 1964., Т. 12, стр. 176.
  6. Г.Горин. Формула любви. //Антология Сатиры и Юмора России ХХ века: Г.Горин. — М.: Эксмо-Пресс, 2000, стр. 345.

Тезисы:

¨ «Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям».

¨ Методика «Если не знаешь, ЧТО делать, лучше НИЧЕГО не делать» — одно из следствий Принципа Твердого Да.

¨ Во всех случаях и ситуациях, когда нет четких информации, указаний, приказов, знаний, ЧТО конкретно надо делать в данную историческую минуту, каким образом нужно поступить, задача состоит в том, чтобы, по возможности, элементарно не делать ничего, т.е. не совершать никаких лишних тело- и мыследвижений.

¨ Если человек уверен в необходимости и правильности задачи, он обязан выложиться на все сто, довести дело до конца, чего бы ему это ни стоило.

¨ Если человек живет согласно Стратегии своей жизни и в согласии с собственной Совестью, ему некогда скучать и маяться от безделья.

¨ Не поддавайтесь искушению выдумывать лишние дела.

¨ Каждый раз, когда образовалось свободное время, постарайтесь успокоиться, расслабиться и задать самому себе вопрос «А чем мне сейчас заняться?», и через несколько минут ваш мозг предоставит необходимую информацию и обозначит поле деятельности.

¨ Если нужна мгновенная реакция, а вы не знаете, как поступить, доверьтесь своему первому чувству или телу.

¨ Нельзя отодвигать проблему в дальний угол, важно продолжать о ней думать.

¨ Одна из самых опасных фраз в жизни — вопрос «Как бы убить время?».

¨ Стремление к цели гарантирует постоянную занятость, пусть даже и не касающуюся конкретной реализации проектов, но направленную на расширение своих знаний и умений по выбранной теме, т.е. на самообразование и самовоспитание.

¨ При выборе способов отдыха необходимо быть так же очень осмотрительным.

¨ Трата времени, сил и внимания на дела, не продиктованные истинной необходимостью жизни и не подтвержденные непоколебимой уверенностью, — занятие не только не благодарное, но и откровенно порочное.

¨ Избегайте ненужных знаний!

Каждому из нас приходится сдавать в жизни огромное количество экзаменов: школа, вуз, аспирантура, получение водительских прав… Представляете, сколько можно потратить нервов, времени и сил, и все-таки не получить вожделенной отметки? И хоть есть общеизвестная истина, что глупый студент платит репетитору, а умный – экзаменатору, на всех финансов не хватит .

Итак, несколько советов для тех, кто не знает, как сдать экзамен с первого раза не зная предмета. Ну, конечно, самый оптимальный вариант – выучить все назубок, чтоб зловредный экзаменатор не сумел вас «завалить». Но это обычно способ из области фантастики. Рассмотрим, что же можно сделать, если экзамен на носу, а вы не выучили предмет.

  1. Общая рекомендация : просидеть всю ночь над учебниками, пытаясь «впихнуть» в свою голову материал целого семестра – это не выход. Так остатки ваших знаний превратятся в жуткий винегрет, и на экзамене вы будете клевать носом и путать Ван Дейка с Ван Даммом. Попытайтесь перед экзаменом поспать хотя бы 5-6 часов.
  2. Обязательно пишите шпаргалки, если есть время. Так вы облегчите себе запоминание материала, к тому же маленький объем шпаргалки позволяет уместить на ней только самое главное. При умении «лить воду», этот минимум материала вы на экзамене сумеете развернуть в полноценный ответ.
  3. Постарайтесь прочитать перед испытанием (хотя бы по чужой тетради) как можно больше лекций – так вы поймете, какой точки зрения придерживается преподаватель, и сможете ему «подыграть». Ни в коем случае не спорьте с экзаменатором! Он будет отстаивать свою позицию любой ценой (чтоб не уронить авторитет) и все более раздражаться. А раздраженный преподаватель – это почти уже верная «пара».
  4. Когда вы вытянули билет, постарайтесь вспомнить все, что знаете по данным вопросам. Если не помните вообще ничего – спасти положение может только: а) если вы спишете; б) если преподаватель ненадолго выйдет, и вы спишете; в) если вы под благовидным предлогом выйдете и спишете за дверью.
  5. Списывать тоже надо умеючи . Ни в коем случае не суетитесь, не ерзайте, ничего не роняйте: это привлечет внимание экзаменатора, и он будет за вами наблюдать. Если это произошло, некоторое время изображайте «ботаника»: следя краем глаза за педагогом, делайте умный вид, а затем начинайте что-то строчить на листочке. Тогда к вам потеряют интерес, а вам того и надо: потихоньку вытаскивайте «шпору».
  6. Когда вы сели отвечать, изображайте уверенность. Не мямлите, говорите громко, отчетливо, смотрите экзаменатору в глаза. Используйте фразы типа: «по мнению исследователей…», «на мой взгляд…», «во-первых…, во-вторых…», «таким образом…».
  7. Если вы все проделали верно, то смело закрывайте зачетку с отметкой «отлично» и бодро выходите за дверь в объятия однокурсников.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: