Классификация гласных звуков русского языка. Основы фонетики

ЛЕКЦИЯ 5. Принципы классификации звуков. Гласные звуки и их классификация

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ. Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями: 1) колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2) шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм , согласных – консонантизм .

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка , придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом.

Гласный - звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон., Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос». Гласный звук образуется в гортани благодаря вибрации голосовых связок и представляет собой музыкальный тон, на который наслаиваются особые характерные тоны (обертоны), образуемые в надгортанных полостях - в полости глотки и главным образом в полости-рта, которые придают звуку свой специфический тембр, свое качество.

Подчеркивая отличие гласных от согласных, обычно отмечают следующие условия образования гласных звуков: свободный проход воздушной струи в ротовую полость (гласные - «ртораскрыватели»), меньшую силу воздушной струи, разлитую (равномерную) напряженность речевых органов при произнесении гласных звуков, неучастие носовой полости, участие только голосового источника.

При артикуляционной классификации гласных учитывают положение языка - степень подъема языка по направлению к твердому небу и его продвинутость вперед или назад в полости рта и губ, а также участие губ в образовании резонатора. Для гласных русского языка существует три дифференциальных признака.

1) Ряд : тот участок языка, который участвует в образовании резонатора; по сути, это место подъема языка в полости рта. Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные)

2) Подъем : это уровень, степень подъема языка в образовании резонатора. Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) - среднего или низкого (низкие, открытые, широкие).

3) Лабиализация : дополнительное участие губ в образовании резонатора (лат. Labium – ‘‘губа’’). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.

При произнесении гласных верхнего подъема спинка языка высоко поднимается к нёбу. При произнесении гласных нижнего подъема язык поднимается в минимальной степени. При произнесении гласных среднего подъема спинка языка слегка поднимается к нёбу. При произнесении гласных переднего ряда тело языка продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении гласных среднего ряда средняя часть спинки языка поднимается к среднему небу. При произнесении гласных заднего ряда тело языка отодвинуто назад, к мягкому небу.

В русском языке в позиции под ударением, независимой от качества соседних согласных выступает шесть гласных. Артикуляционные их характеристики по подъему: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а]; характеристики по ряду: гласные переднего ряда [и], [э]; гласные заднего ряда [у], [о]; гласный передне-среднего ряда [ы] (начинаясь, как гласный непереднего ряда, он обычно заканчивается как передний), гласный среднего ряда [о], который иногда относят к заднему ряду.

В безударных позициях выступают гласные верхне-среднего подъема ([э н ] в ш[э"]птать передне-среднего ряда и [э"] в п[э"]так, [ь] в п[ь]тачок переднего ряда) гласный среднего ряда среднего подъема ([ъ] в с[ъ]довод), гласный нижнего (или средне-нижнего) подъема среднего (или средне-заднего) ряда ([Л] в с[Л]ды). Безударные гласные, произносимые при ослабленной артикуляции, более краткие, называются редуцированными в отличие от гласных полного образования. См. редукция.

Отметим, что реально у звуков русского языка есть еще признаки: скажем, А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), и мы их не различаем с точки зрения смысла: для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя реально это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap ‘‘овца’’ и короткое в ship ‘‘корабль’’, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости).

Указанные особенности артикуляции влияют на акустические свойства гласных. Надгортанные полости, выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты, форманты гласных. При описании акустических характеристик гласных используют обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй. Существует зависимость между частотой формант и характером артикуляции: чем более закрытый гласный, тем ниже частота первой форманты, чем более задний гласный, тем ниже частота второй форманты. Огубленность понижает частоту и первой и второй форманты. Наиболее низкой частотой первой форманты характеризуются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], наиболее высокая частота первой форманты у гласного нижнего подъема [а]. Наиболее высокая по частоте вторая форманта у гласного переднего ряда [и], наиболее низкая - у огубленного гласного заднего ряда \у\.

ЛЕКЦИЯ 6. Согласные звуки и их классификация

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (консонантные звуки) Согласный - звук речи, при произнесении которого преобладает (занимает значительное место) шум. Согласные в отличие от гласных не могут быть слогообразующими. В разговорной речи согласный в русском языке может приобретать слогообразующую функцию рубль \руб{ъ)л > ].

В акустическом плане согласные характеризуются обязательным наличием шума и не обязательным - тона. Тон присутствует в звонких согласных и сонантах (сонорных согласных). В артикуляционном плане согласные характеризуются следующими особенностями:

1. В отличие от гласных с разлитой напряженностью согласные характеризуются мускульным напряжением в определенной части произносительного аппарата, только в фокусе образования согласных. Большая напряженность глухих согласных по равнению со звонкими позволяет компенсировать отсутствие голоса усилением шума. Напряженные звуки отличаются от ненапряженных также большей длительностью и большей энергией составляющего их шума.

2. Для образования шума согласных необходима сильная воздушная струя в отличие от гласных, у которых воздушная струя слабая.

3. При образовании шумных согласных необходимо наличие препятствия, различного по способу образования и по месту в речевом аппарате. При образовании сонорных согласных препятствие остается, но воздушная струя более слабая, поэтому шум слабеет.

При артикуляционной классификации согласных учитываются следующие признаки.

1) Исходя из соотношения голоса и шума в образовании согласного звука они делятся на сонорные (озвученные с греч.) – шумные. В сонорных доля голоса преобладает над шумом (М,Р, Л, Н, jj). Шумные – шум либо преобладает над голосом (звонкие), либо вообще голос отсутствует – глухие. В зависимости от участия в образовании звуков голосовых связок среди шумных согласных различаются звонкие ([б, б\ д, д\ г, г\ в, в", э, э\ .ж] ) и глухие ([«, п\ т, т\ к, к\ х, х", ф, ф\ с, с% ш, ц, ч]) согласные (при образовании глухих голосовые связки не работают).

При классификации согласных учитываются и некоторые акустические признаки. По степени участия шумовых составляющих в звучании согласных различаются согласные шумные и сонорные (сонанты). У шумных согласных шум преобладает над тоном, а у сонорных, наоборот, голос (тон) преобладает над шумом: у л\р,р\м,м\ н, н",у]. Сонорные [л,л",р,р"] являются плавными.

По ряду артикуляционных и акустических признаков согласные образуют противопоставленные ряды парных звуков: пары по твердости/мягкости ([б-б\ п-п\ <)-0\ т-т\ г-г\ к-к\ х-х\ в-в\ ф-ф\ з-з", с-с", л-л", р-р", ju-ju", н-н"]) и пары по чиомкости/глухости ([б-п, 6"-п\ д-т, д"-т\ г-к, г"-к\ в-ф, в"-ф\ з-с, з"-с\ ж-ш] ).

Все звуки языка, таким образом, можно условно разделить по голосу/шуму так(обозначив голос как Г, а шум как Ш):

ГЛАСНЫЕ – Г

СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ – Гш

ШУМНЫЕ ЗВОНКИЕ – гШ

ШУМНЫЕ ГЛУХИЕ – Ш

Отсюда очевидно, что «водораздел» сонорности происходит не между гласными и остальными, а между гласными и сонорными – и шумными с другой стороны. Большая близость к гласным позволяет сонорным в разных языках быть слоговыми (т.е. «вести себя» как гласные), а в исторических грамматиках их иногда так и называют – «полугласные». Поэтому нельзя смешивать звонкие и сонорные, как это делается в школе.

2) В зависимости от участия в образовании звука средней части спинки языка (дополнительной средненебной артикуляции) различаются твердые, веляризованные ( ) и мягкие, палатализованные согласные (. [б\ п\ д\ т\г\ к\х\ в\ф\ з", с\л\р\м", н\ ч\ /]). При образовании мягких согласных происходит подъем средней части спинки языка к среднему (твердому) небу. Признак мягкости/твердости есть специфичная черта русской фонетики, заключающаяся в фонематическом противопоставлении мягких и твердых согласных и образовании коррелятивных пар (оппозиций). В английском языке, например, есть только полумягкие, т.е. ставшие мягкими перед гласными переднего ряда I и Е. Артикуляционная суть мягкости – приобретение звуком дополнительной средненебной артикуляции (йотовой артикуляции), когда средняя часть языка сближается со средней частью верхнего неба, которое называется по-латыни palatum. Отсюда смягчение – палатализация, а мягкие – палатализованные . Поскольку признак этот – дополнительный, их точнее бы называть смягченными (точный перевод палатализованности), а в транскрипции поэтому не используется особая буква, а берется буква для твердого с апострофом. Поскольку мягкость является системным фактом, даже у таких звуков, которые не имеют твердых коррелятов (Ч), мягкость надо обозначать – в принципе возможен твердый Ч – в польском, в диалектах. Для jj же, напротив, средненебная артикуляция является не приобретенной, а основной – у него нет коррелята и даже возможности стать «твердым». Поэтому в отличие от палатализованных – лишь смягченных, он именуется палатальным (собственно мягким). Тогда система по этому признаку приобретает следующий вид: твердые – мягкие – палатальный JJ. И естественно – никакой мягкости не указывается. Не имеют пары по мягкости твердые Ж, Ш, Ц; по твердости – мягкие Ч’’ и ш’’.

3) По месту образования преграды звуки разграничиваются в зависимости от работы активных органов (язык, нижняя губа) и пассивных органов (небо, зубы, нижняя губа) в образовании преграды. По активным органам они делятся на губные и язычные. Дальнейшее членение губных идет по пассивным органам. ГУБНЫЕ – на губно-губные (М)и губно-зубные (В) . Членение язычных идет и по пассивным и по активным органам: переднеязычный зубной (Т), переднеязычный небный (Ш), среднеязычный средненебный (JJ), заднеязычный задненебный (К) . Такое дробное членение зависит от того, что язык, в отличие от губ, имеет три участка для работы по образованию преграды (вспомним ряд у гласных). Далее – см. таблицу.

Место образования преграды, активный действующий орган. В зависимости от того, какой из действующих органов активно обеспечивает образование преграды (сужение, смычку), различаются согласные губные и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные в зависимости от активной части языка). По пассивному органу, участвующему в образовании преграды, различаются губно-губные или билабиальные ([б, б", п, п\ м, м"] ) и губно-зубные согласные ([в, в\ ф, ф"] ), а также переднеязычные зубные, или дентальные ([з,з\с,с",д,д\т,т\ц,м,и",л,л"]) к передненебные([ш,ж,ч]), среднеязычные, средненебные ([/]), заднеязычные, задненебные ([г, г", к, k"jc, *"]). Зубные согласные образуются прижиманием кончика языка вместе с самой передней частью к задней стороне передних верхних зубов. Переднеязычные согласные, при произнесении которых преграда образуется сближением кончике языка с альвеолами, называются альвеолярными, или апикальными ([л, л",р, р"] ) Заднеязычные, задненебные согласные образуются поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) небу или к задней части твердого неба. Согласные, при произношении которых образуется в двух местах речевого аппарата, т.е. в двух фокусах, называются двухфокусными фи], (ж],[ч

4) По способу образования преграды звуки делятся на смычные , или взрывные – Т, Б (когда преграда образуется полностью, создавая перемычку – чтобы преодолеть ее, струя воздуха должна осуществить толчок-«взрыв»). На другом полюсе по этому признаку стоят щелевые , или фрикативные (преграда образована не полностью, оставляя щель) – С,В. Между ними стоят сложные звуки, слившиеся из самостоятельных звуков разного способа образования Ц из Т+С и Ч из Т’’+Ш’’ и их звонкие корреляты тс и д’’ж’’. Они называются слитные, смычно-щелевые , или аффрикаты . Особую группу составляют звуки двойной характеристики – помимо способа образования преграды (чего достаточно для шумных) , в из характеристику включается и факт прохождения голоса – понятно, что это только для сонорных: смычно-проходные ; помимо этого, они нуждаются в добавочной классификации по характеру прохождения голоса: М, Н – носовые, назальные (проход воздуха через носовую полость), Л – боковой, латеральный (проход через ротовую полость – по горизонтали, как бы «сбоку»), Р – дрожащий, вибрант (проход через ротовую полость путем вибрации на альвеолах) – дрожащий,.

В зависимости от того, образуют активные и пассивные органы смычку или щель, различаются согласные смычные (см. ниже) и щелевые (фрикативные): [в. в\ ф, ф\ з, з\ с, с".ж, ш, х, х 1 ]. Согласные [з], [з"] г [с], [с"] называются свистящими по резкому шуму воздушной струи. Согласные [ж], [ш] являются шипящими по акустическому впечатлению. Промежуточную позицию между ними занимают смычно-щелевые согласные (слитные, аффрикаты), у которых смычка при прохождении воздушной струи плавно переходит* в щель (ц < тс, ч < тш"). В зависимости от способа преодоления преграды смычные согласные бывают смычно-взрывными, когда фаза смычки сменяется фазой взрыва и когда воздушная струя с шумом разрывает смычку ([б, б\ и, п\ д, д\ т, т\ г, г\ к, к"] ), и смычно-проходными (плавными и носовыми), когда часть воздушной струи проходит в боковые полости рта между языком и внутренней стороной щеки (боковые (латеральные) [л, л"] >, между языком и альвеолами (дрожащие (вибранты) \р,р"]), в носовую полость (носовые [м, м\ н, н"]). При образовании дрожащих смычка последовательно и периодически размыкается и опять смыкается, а активные органы речи дрожат, вибрируют.

Место образова-

переднеязычные

Способ ния

образования

губно-зубные

м м’’

н н’’

прохо дные

л л’’

вибранты

р р’’

п п’’

т т’’

к к ’’

Фрикативные

ф ф’’

с с’’

ж [[ ж’’]]

ш [[ ш’’]] ш ’’

j

х х’’

[[]] [[’’]]

Аффрикаты

[[д’’ж’’]]

ч ’’

Жирным шрифтом – соноры, подчеркнуты – глухие. В квадратные скобки забраны позиционные варианты. Итого – 36 + 4 позиц. варианта.

Пo активному действующему органу согласные разбиваются на 4 группы: 10 губных, 18 переднеязычных, 1 среднеязычный и 6 заднеязычных.

Употребление согласных в речи неравномерно. Так, в речи твердые встречаются почти в три раза чаше, чем мягкие; сонанты, составляя всего четверть общего количества согласных, составляют около 40% всех употреблений согласных. Наиболее часто встречаются согласные [т, н, j, с], самые редкие -" [г’, ф’, х.1

ЛЕКЦИЯ 7. Фонетические чередования звуков (комбинаторные и позиционные). Фонетические и исторические чередования (различия). Позиционная мена и позиционные изменения. Виды исторических чередований

До сих пор мы давали характеристику отдельным звукам, как бы абстрагируясь от того факта, что реально звук существует только в речевом потоке, где попадает в разное окружение, в разные условия, где звуки взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга. Фонетические чередования – это изменения, происходящие со звуками под действием живых фонетических законов в данную эпоху развития языка, т.е. взаимозамена звуков в пределах одной и той ж морфемы в разных словах или словоформах. Они называются еще позиционно обусловленными. Фонетическая позиция - совокупность условий, необходимых для произнесения звука.

ЗВУКОВОЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) ЗАКОН - правило или совокупность правил, которыми определяются регулярные изменения или особенности употребления, функционирования, взаимоотношения звуков в данном языке или в

разных языках. Звуковым законом называют формулу (правило) звуковых соответствий или переходов, которая свойственна тому или иному языку или группе родственных языков. Звуковые законы формируют фонетическую систему языка (например, закон восходящей звучности, закон оглушения на конце слова, закон регулярного совпадения гласных а, о, е в первом предударном слоге в одном звуке (аканье) и др.).

Звуковые законы бывают живыми и мертвыми (умершими). Живой звуковой закон действует в данную эпоху развития языка (языков). Умерший закон свойствен предыдущей эпохе развития языка (языков), но прекратил действие к данному моменту языкового развития.

В разные периоды истории в языке могут действовать разные звуковые законы. Закон, живой для одной эпохи, в другую эпоху может прекратить свое действие, возникают другие звуковые законы. Например, в общеславянском языке действовал закон открытого слога. В древнейшую эпоху истории русского языка действовали законы палатализации (замены заднеязычныхшипящими

перед гласными переднего ряда).

В современном русском литературном языке действует ряд звуковых законов, определяющих характер его фонетической системы. Таков закон регулярного совпадения гласныхв первом предударном слоге в одном

звуке, закон сочетаемости глухих шумных согласных только с глухими шумными, а звонких - только со звонкими:

Этим законом подчиняется произношениелюоого слова и люоой формы.

В отличие от законов природы звуковые законы не имеют абсолютного характера (в них бывают разного рода исключения).

Действие звуковых законов связано с внутренними тенденциями развития языка, а также с влиянием других языков и диалектов.

Основной характеристикой действующего фонетического закона является то, что он влияет на все звуки без исключения в соответствующих позициях. изменения. Основной характеристикой действующего фонетического закона является то, что он влияет на все звуки без исключения в соответствующих позициях. Скажем, О переходит в /\ всегда во всех случаях в слоге перед ударным (в предударном слоге). А Т переходит в Щ (СВЕТ – ОСВЕЩЕНИЕ) не всегда, а лишь в ряде словоформ. Значит, первый процесс имеет фонетическую , а второй – нефонетическую природу. Но это – для современного русского языка; в дописьменную эпоху переход Т - в Щ в старославянском языке был обязателен для всех случаев Т перед JJ – и тогда был тоже живым фонетическим процессом. Сейчас он уже не действует, а перед нами – лишь его следы, рефлексы. Поэтому нефонетические процессы называют иногда историческими чередованиям (в соответствии с этим – фонетические процессы будут называться фонетическими чередованиями ): еще один вариант названия этого явления – фонетические и исторические изменения . Мена Г на К в слове РОГ [[К]] – фонетическая; мена Г на Ж в слове РОЖОК – историческая.

Различают фонетические и нефонетические чередования. Фонетические, или позиционные чередования - мена звуков, представляющих собой одну и ту же фонему; такая мена обусловлена фонетической (фонологической) позицией: например, на конце словоформы шумные звонкие согласные не произносятся и заменяются парными глухими. Так, в словоформе дуб на месте фонемы <б> (ду[б]ы) появляется звук [и] вместо звука [б]. К нефонетическим чередованиям относится мена фонем в разных морфах одной и той же морфемы (например, мена <к> - <ч> в корне слов рука-ручка). Такие чередования обычно называются традиционными (историческими), поскольку они обусловлены действием фонетических законов прошлых эпох, а в современном русском языке связаны с морфологической (грамматической) позицией фонемы (соседством с определенными морфемами). В отличие от фонетических чередований исторические чередования отражаются на письме и связаны с выражением грамматических (друг-друзья) и словообразовательных (рука-ручка) значений: выступают как дополнительное средство при словоизменении, формообразовании, словообразовании.

Последнее примечание не случайно: фонетические законы со временем претерпевают

Основные различия между фонетическими и историческими чередованиями . Фонетические чередования всегда позиционно обусловлены – регулярно и предсказуемо совершаются в аналогичных позициях,– исторические чередования этимологически мотивированны или грамматически дифференцированы, но с точки зрения современных фонетических законов – не имеют регулярности (первые принадлежат к синхронии, вторые – к диахронии языка). Фонетические чередования – это всегда чередования звуков (разновидностей, вариантов) в пределах одной фонемы: для словоформ вода//водяной /\ и Ъ есть варианты фонемы А (обозначается так {А}: []//[[Ъ]]); исторические чередования – это всегда чередования разных фонем: для слов РАВНЫЙ//РОВНЫЙ – {А}//{О}. И дополнительное различие (правда, не всегда соблюдаемое) – фонетические чередования не отражаются на письме, а исторические отражаются: потому что русская орфография имеет основной принцип – морфологический (фонематический), а не фонетический – т.е. отражает именно фонемы, а не их фонетические разновидности.

Виды фонетических чередований. Фонетические чередования, в свою очередь, бывают позиционными и комбинаторными. Позиционное чередование - фонетическое чередование звуков, зависящее от их позиции (положения) по отношению к началу или концу слова или по отношению к ударному слогу. Комбинаторное чередование звуков отражает их комбинаторные изменения, обусловленные влиянием соседних звуков.

Другой классификацией выступает деление их на позиционную мену и позиционное изменение. Основным понятием для явлений фонетической природы является позиция – фонетически обусловленное место звука в потоке речи по отношению к значимым проявлениям живых фонетических законов: в русском языке, например, для гласных – по отношению к ударению или твердости/мягкости предшествующего согласного (в праславянском – по отношению к последующему jj, в английском – закрытость/открытость слога); для согласных – по отношению к концу слова или к качеству соседнего согласного. Степенью позиционной обусловленности и отличаются виды фонетических чередований. Позиционная мена – чередование, жестко происходящее во всех без исключения случаях и значимое для смыслоразличения (носитель языка различает его в потоке речи): «аканье» – неразличение фонем А и О в безударных слогах, их совпадение в /\ или в Ъ. Позиционное изменение – действует только как тенденция (знает исключения) и не распознаваемое носителем языка в силу отсутствия смыслоразличительной функции: А в МАТЬ и МЯТЬ – фонетически разные А ([[аяÿ]]и [[дä]]), но мы не распознаем этого различия; мягкое произношение согласных перед Э – почти обязательно, но в отличие от И – имеет исключения (ТЭМП, ТЭНДЭНЦИЯ).

Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.

Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:


Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Виды безударных гласных

Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.

Гласные звуки современного русского языка классифицируются по трем признакам:

1. по степени подъема языка при образовании гласного звука;

2. по признаку ряда (по месту подъема языка), т.е. по движению языка по горизонтали в ротовой полости;

3. по отношению к лабиализации, т.е. участию/неучастию губ в образовании гласного звука.

Основные ударные гласные звуки

§3. Классификация согласных звуков

Все согласные современного русского языка классифицируются по четырем артикуляционным признакам:

2. по месту образования шума;

3. по способу образования шума;

4. по наличию/отсутствию палатализации (дополнительной йотовой артикуляции).

Сонорные являются самыми звучными из всех согласных звуков. В их образовании участвует голос при незначительном участии шума (примерно 75% - голос, 25 % - шум).

Шумными являются те согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом либо голос полностью отсутствует. Шумные звонкие согласные состоят из шума с небольшим участием голоса (примерно 75% - шум, 25% голос). Шумные глухие образуются без участия голоса, полностью состоят из шума.

Многие шумные согласные объединяются в пары по участию голоса и шума. Парными являются шумные согласные, различающиеся только одним этим признаком (при общности других): [б] - [п]; [б’] - [п’] и др. Сонорные согласные не имеют пары по признаку «участие голоса и шума».



Примечание: Перечень согласных, парных и непарных по участию голоса и шума, см. в разделе «Фонология».

Место образования шума

Деление согласных на губные и язычные связано с тем, какие активные органы речи участвуют в их образовании: губы или язык. В образовании губных согласных активную роль выполняет нижняя губа, в образовании язычных согласных – язык. Активные (движущиеся) органы речи взаимодействуют с пассивными, к которым относятся верхняя губа, альвеолы, зубы, твердое небо. Так, при образовании губно-губных согласных нижняя губа смыкается с верхней губой, а при образовании губно-зубных согласных тот же активный орган – нижняя губа - сближается с верхними зубами. Язычные согласные делятся на три группы в зависимости от того, передняя, средняя или задняя часть языка выполняет активную роль при образовании звука. Группа переднеязычных согласных является неоднородной. В зависимости от того, с каким пассивным органом сближается передняя часть языка, выделяются переднеязычные зубные (язык движется по направлению к верхним зубам) и переднеязычные небно-зубные (язык сближается с альвеолами, поднимаясь в передней части к твердому небу).

Способ образования шума

По способу образования шума выделяется несколько групп согласных. При образовании смычных (взрывных) согласных активный орган, сближаясь с пассивным, образует смычку, при преодолении которой происходит взрыв, т.к. воздушная струя с силой разрывает преграду. Смычные согласные очень краткие, их часто называют мгновенными звуками. Щелевые (фрикативные) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов, между которыми остается щель. Струя воздуха проходит через щель относительно свободно, однако трением воздуха о стенки щели создается шум. Отсутствие взрыва при преодолении преграды позволяет щелевым согласным приобретать долготу, что невозможно для смычных звуков. Аффрикаты являются сложными по образованию звуками: в начальной стадии артикуляции образуется смычка, однако ожидаемого взрыва не происходит, преграда размыкается, переходя из смычки в щель, через которую воздух выходит из ротовой полости. Аффрикаты, таким образом, совмещают в себе признаки смычных и щелевых согласных. Смычно-проходные согласные образуются путем полного смыкания активного органа с пассивным, воздух проходит одновременно через полость рта и полость носа. В зависимости от того, каким образом воздух проходит через преграду, выделяются смычно-проходные носовые и смычно-проходные боковые (ртовые) звуки. Согласные, при образовании которых кончик языка вибрирует, то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении струи воздуха, называются дрожащими (вибрантами ).


Как уже говорилось, гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует. Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительные тона (обертоны), придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти,- что меняет объем и характер резонирующих полостей.
Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка при образовании гласных, 2) местом подъема языка и 3) огублен- ностью"неогубленностью.
По степени подъема языка, т. е. по движению языка по вертикали, по степени его приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъемов. Гласные верхнего подъема - это [и], [ы], [у], среднего подъема - [е], [о], нижнего подъема - [а].
По месту подъема языка, т. е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего рядов. При образовании гласных п е-

Место образования

Губные

Язычные
Участие Участие
губно-губные

губно-зубные

переднеязычны
средне
язычные

заднеязычные
шума
t^nocoo ооразования
голоса
зубные

нёбно-зубные
средне
нёбные

задненёбные
ТВ. мяг. мяг. ТВ. мяг. мяг. мяг. ТВ. мяг.

Смычные
глухие
звонкие
п
б
п’
б’
т
д
т’
д’
К
Г
к’
г’
Шумные
Щелевые
глухие
звонкие
Ф
В
ф’
в’
с
3
с’
3*
ш
ж
ш*
ж"
X х’

Аффрикаты
глухие
звонкие
ц ч*

Щелевые
j

Смычно-про
ходные
Носовые м м’ н н’
Сонор
ные
Боковые
(ртовые)
л л’

Дрожащие
(вибранты)
р р*

р е д н е г о ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. Так образуются гласные [и] и [е]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у] и [о]. Гласные среднего ряда [ы] и [а] занимают среднее положение между передними и задними гласными.
По огубленности неогубленности гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium «губа») и нелабиализованные. Лабиализованные гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальные гласные русского литературного языка являются нелабиализованными.
Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] - верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] - среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д. В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:
Методическое примечание. В действующем учебнике русского языка (Ладыженская Т А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулиба- ба И. И., Тростенцова Л. А. / Научный редактор Н. М. Шанский. Русски^ язык. Учебник для 4 класса.- М., 1986) и в справочнике для учащихся (Баранов М. Т., КостяеваТ А. Прудникова А. В. Русский язык / Под ред. Н. М. Шанского.- М., 1986) в разделах, посвященных фонетике, и в частности составу гласных и согласных, можно обнаружить некоторые расхождения с положениями настоящей книги. Эти расхождения касаются, во-первых, отсутствия в указанных пособиях в составе согласных звука [ж’], а во-вторых, отнесения согласного [й’] (= в русском языке в настоящее время неустойчив: в литературном произношении он заменяется долгим твердым согласным (ё[ж]у, во[ж]и), а иногда сочетанием [жд’] (до[жд’]ик). Именно этим и объясняется отсутствие [ж’] в школьном учебнике и в справочнике. В связи с тем что сонорные ближе к звонким, чем к глухим, при отсутствии этой категории в школьной программе сонорные согласные можно отнести к звонким.
Кроме того, в названных двух книгах гласный [ы] отнесен, как и la 1, [о], [у], [е], [и], к основным звукам (т. е. к фонемам). Такое отношение к [ы] можно обнаружить и в некоторых научных трудах. Вопрос о трактовке [ы] как аллофона фонемы (и), а не как самостоятельной фонемы рассмотрен в § 87 настоящей книги.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

1. свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные;

2. суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];

3. сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • взрывные , когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [?];
  • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];
  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [л];
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру! ).

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласный или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й" (р", л", м", н")



Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

2. Ударе́ние (акцент) - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение . Особый вид ударения - логическое ударение, назначение которого - в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении, Выделяется 3 фонетических компонента ударения (по преобладающему компоненту опреде­ля­ется фонетический тип ударения): 1) интенсивность, достигаемая увеличением мускульного напря­же­ния и усилением выдоха (основанное на этом свойстве ударение называют динамическим , реже - экспираторным); 2) высота голосового тона (по этому признаку выделяется музыкальное ударение, которое может реализоваться в нескольких разно­вид­но­стях, например в восходящей и нисходящей); 3) длительность (по этому признаку условно выделяют третий тип ударения - количественное , но в чистом виде оно не зареги­стри­ро­ва­но). Обычно в языках, имеющих ударение, сочетаются все указанные признаки, но значимость их бывает различной. Применительно к морфологической структуре слова важно различать подвижное и неподвижное (постоянное) ударение.

Слогораздел. Типы слогов.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове..

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

Все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук

Один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва

Сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка

Сочетание шумных и сонорных относят к следующему слогу о-кно са-бля

Сочетание сонорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма

При сочетании сонорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та

Сочетание Й неслогового с последующими шумными или сонорными тай-фун

По структуре выделяют слоги:

Прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые

Полные – закрытые и прикрытые сок

Усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск

Усечённые с конца мгла

Открытые и неприкрытые ау

Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота . По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский .

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

3.Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения, например: [т"ул1] - тюль; индивидуальное лексическое значение - «тонкая сетчатая ткань»; слово тюль - имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Слово может иметь одно лексическое значение, такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже. Слово может иметь два или более лексических значения, такие слова называют многозначными.

Полисемия (от греч. poIysCmos - многозначный), многозначность,- наличие у единицы языка более чем одного значения. Паронимы (от пара... и греч. ónyma - имя, название, слово), слова, близкие друг другу по звучанию, частичное совпадение внешней формы которых является случайным, то есть не обусловлено ни семантикой, ни словообразовательными процессами, например время и бремя, апеллировать и оперировать и т.п

4.Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения слов. Особенности русской графики. Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему:

1. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

2)второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а)буквы, лишенные звукового значения. Это буквы Ъ и Ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.

б)буквы, обозначающие два звука. Это буквы Е [j], Ё, Ю , Я .

в)буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

3)Третья особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение:

А, О, У, Э, Ы; Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Й.

Ко вторым, то есть двузначным буквам относятся:

А)все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

Б)буквы, обозначающие гласные звуки: Е, Ё, Ю, Я.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог.

Такой слог, то есть сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных.

В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, то есть служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков. Отсутствие отдельных букв компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы А, О, У, Э, Ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы Е, Ё, Ю, Я, И – на мягкость.

Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается особой буквой Ь:

банька, верьте, моль, ударь и др.

слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой Й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным.

Во всех других положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обознается одной буквой, а именно:

Я - , Ё - , Е - , Ю - .

Главнейшее отступление от слогового принципа – обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются вопреки слоговому принципу, буквами И, Е, Ё, изредка Ю, Я.

После всегда мягких [ч], [ш"] вопреки слоговому принципу, пишутся буквы А, О, У.

Частные случаи отступлений от слогового принципа:

1)написания иноязычных (чаще французских) слов с ЬО вместо Ё, сравнить: бульон – бельём;

2)написания сложносокращенных слов с ЬО, ЬА, ЬУ, ЙУ, сравнить: сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток;

3)написание в начале иноязычных слов ЙО вместо Ё, сравнить: ёж, ёрш – йод, Йоркшир, Нью-Йорк.

Графические средства: взаимоотношение шрифтов, деление на абзацы, расположение строк, заглавные буквы, знаки препинания.

5.ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания.

Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии . Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный).

Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Правила переноса слов

  • Слова переносятся по слогам (ма-ма, ба-ра-бан),
  • Нельзя отделять согласную от последующей гласной (ге-ро"й),
  • Нельзя отставлять на строке или переносить часть слога (пу-стяк, пус-тяк - правильно; пуст-як (неправильно),
  • Нельзя оставлять на строке или переносить одну гласную, даже если она представляет собой целый слог (ана-то-мия - правильно; а-на-то-ми-я - неправильно),
  • Нельзя отрывать ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) от предыдущей согласной (объ-езд, мень-ше),
  • Буква и не отрывается от предыдущей гласной (рай-он),
  • При сочетании нескольких согласных возможны варианты переноса (се-стра, сес-тра, сест-ра); в таких случаях предпочтителен такой перенос, при котором морфемы не разбираются (подо-жать).
прописная буква строчная буква
- Пишется в начале предложения, абзаца, текста (Я хочу пойти погулять. Когда я сделаю уроки, я пойду на улицу.) - Пишется в начале прямой речи (Она сказала: "Заходите, пожалуйста".) - Пишется в середине и в конце слова (мама, Россия). - Пишется в середине предложения, если слово не представляет собой имя собственное или какое-нибудь название (Он приехал поздно ночью).
Пишутся с прописной буквы Пишутся со строчной буквы
- названия учреждений и организаций, в т.ч. международных (Государственная Дума, Организация Объединенных наций), - названия стран и административно-территориальных единиц (Великобритания, Соединенные штаты Америки, Московская область), - имена, отчества и фамилии (Иванов Иван Иванович) - названия исторических событий и, праздников являются именами собственными): 8 Марта, Великая Отечественная Война. - названия чинов, звания (лейтенант Попов), - слова товарищ, гражданин господин, мистер и т.д. (мистер Браун, гражданин Петров)

6 . Морфемика - морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем (см.) и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом. Основными объектами исследования в М. являются морфемы, их формальные видоизменения - морфы (см.) и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем, основа слова, словоформа). Корневые морфемы , или корни, - это обязательная часть слова. В знаменательных словах с непроизводной основой лексическое значение корня совпадает с его общим лексическим значением: лес- и лес, нес- и несут, син"- и синий, там, фрау .Служебные морфемы, или аффиксы (от латинского affixus - прикрепленный), - это необязательная часть слова. В русском языке аффиксы представлены приставками (или префиксами), суффиксами, интерфиксами (соединительными морфемами), постфиксами и окончаниями (или флексиями).Нулевыми формообразовательными морфемами являются:

1. окончания имён существительных 1-го склонения (принятого в школе) в форме множественного числа родительного падежа (ласточек, площадок, ламп );

2. окончания имён существительных мужского рода 2-го типа (принятого в школе) и женского рода 3-го склонения (краб, таракан, рожь, ночь );

3. окончания качественных имен прилагательных и причастий в краткой форме мужского рода единственного числа (здоров, привлекателен, находчив, записан, изъят, задержан );

4. окончания притяжательных имен прилагательных в форме мужского рода единственного числа именительного падежа (бараний, беличий, медвежий, папин, бабушкин, дядин );

5. окончания количественных числительных в форме именительного падежа (девять, девятнадцать, восемьдесят );

6. окончания глаголов в изъявительном наклонении в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа (восхищался, прочитал, придумал ).

Помните, что, если в слове нулевое окончание, это не значит, что окончания вообще нет. Оно есть, просто в какой-то форме данного слова это окончание не имеет звуковой и буквенной оболочки , но в других формах мы можем это окончание увидеть и услышать.

Например, ласточек – ласточка , дом – дома , прочитал – прочитала , привлекателен – привлекательна , бараний – бараньего , восемьдесят – восьми десяти .

Сравните со словами, в которыхнет и не может быть окончания (потому что они являются неизменяемыми ): вчера, вглубь, издалека, читая.

Формообразовательными могут быть также некоторые суффиксы , например, суффиксы, служащие для образования формы прошедшего времени мужского рода единственного числа определенных глаголов (принесØ , вывёзØ ). Сравните с формами, когда этот суффикс материально выражен в других формах: принесл а, вывезл и.

Словообразование - с одной стороны, это сам процесс образования новых слов, с другой - особый раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка. Лексико-семантический способ словообразования. Образование новых слов в результате распадения слова на омонимы, т. е. приобретение одной и той же лексической единицей разных значений. Образование новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов. Быстротекущий (из быстро текущий). Морфологический способ словообразования. Основной способ обогащения словарного состава русского языка, заключающийся в создании новых слов путем сочетания морфем на базе имеющихся в языке основ и словообразовательных аффиксов.

7. Грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα - «буква») как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

  • историческую грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;
  • описательную грамматику - науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане

Основная задача грамматики заключается в изучении значений языка. Предметом грамматики являются те значения, которые обнаруживаются в связной речи, и прежде всего в отдельных ее единицах, высказываниях-предложениях. В предложениях находят свое оформление отдельные акты мышления, средством выражения и сообщения которых является язык. Представляя собой законченные по значению высказывания, предложения имеют различное строение, в связи с чем различается и их значение. Задачей грамматики является изучение этого строения предложений и определяемых этим строением значений, или, иначе говоря, задачей грамматики является изучение форм предложения как основной единицы речи.

Непосредственно изучение форм связной речи, предложения, принадлежит разделу грамматики, называемомусинтаксисом. Но, кроме этого раздела, грамматика имеет раздел, называемый морфологией, в котором изучаются уже не формы самого предложения, а формы кратчайших его элементов - слов. Оба эти раздела грамматики, морфология и синтаксис, тесно связаны между собой, так как изучение одного из них невозможно без изучения другого.

Граммати́ческая катего́рия - замкнутая система взаимоисключающих противопоставленных друг другу грамматических значений (граммем), задающая разбиение обширной совокупности словоформ (или небольшого набора высокочастотных словоформ с абстрактным типом значения) на непересекающиеся классы, различие между которыми существенно сказывается на степени грамматической правильности текста.Грамматическое значение - значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем). Перейти к: навигация, поиск

Граммати́ческая фо́рма - языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение . В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом выражения грамматических значений слов является их синтаксическая сочетаемость .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: