Консультация для родителей: «Деревья весной» консультация (средняя группа) на тему. В помощь родителям для беседы с детьми о деревьях и кустарниках Консультация для родителей на тему деревья
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«ЗА ДЕРЕВЬЯМИ РАСТЕТ ЛЕС. ЕГО НАДО ВИДЕТЬ!»
(консультация для родителей)
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой: предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями неживой природы.
В природе все взаимосвязано – растения, животные, почва, реки, воздух находятся в непрерывном единстве: живая природа не может обходиться без неживой. Зелёное растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества. Растению нужен воздух – оно дышит; нужна комфортная теплая среда – в таких условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди дышат и нуждаются в свежем воздухе, им для жизни и хозяйства необходима вода, но не любая, а только чистая – природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду.
Что такое природоиспользование, понятно каждому – это эксплуатация природных ресурсов, их использование в производстве с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Бывает рациональное и нерациональное природоиспользование. Рациональное – это когда природные богатства расходуются экономно, проявляется забота об их восстановлении.
Нерациональное природоиспользование – это хищническое потребление богатств матушки – Природы для получения максимальной прибыли и избыточного удовлетворения потребностей живущего поколения.
Результаты именно такого взаимодействия с природой можно наблюдать в настоящее время. Прямым следствием нерационального природоиспользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты:
- Загрязнение окружающей среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
- Интенсивное сокращение площади лесов, которые являются «легкими планеты» и обеспечивают кислородом все живущее на ней;
- Деградация почв – опустынивание, засоление, разрушение структуры;
- Изменение климата, его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы и т.д.
Можно назвать и другие значимые проблемы. Например, транспортная. Более 70% людей живет в городах и дышит выхлопными газами автомашин, которые переполняют улицы, создают пробки.
Общим печальным итогом сложившегося экологического кризиса биосферы является ухудшение здоровья людей. Выход из сложившейся ситуации может получиться только в том случае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности.
Пришло время говорить о предпосылках формирования человека нового типа – «человека устойчивого». Такой человек должен не только стремиться к удовлетворению своих материальных и духовных потребностей, но и понимать сложившуюся в мире экологическую ситуацию, новое воззрение общества на природу. «Человек устойчивый» - это человек новой культуры, осознающий, что для выживания на этой планете, необходима гармонизация отношений с природой, со средой своего обитания, но при этом не утративший специфики ценностей национальной культуры.
Мы взрослые должны понимать сами и прививать с самого раннего возраста своим детям осознание того, что человек, наряду с объектами живой и неживой природы является предметом единой экологической системы. А начинать воспитание данного осознания детей следует с формирования экономно-бережного отношения к рукотворному миру, природным материалам, т.е. с основ правильного природоиспользования.
Особо следует сказать о воде – с ней маленькие дети начинают знакомиться буквально с самого рождения: их купают, они пьют воду, играют с водой, наблюдают, как взрослые используют ее в быту. Именно в этот период у детей надо начинать формировать навыки экономного расходования воды.
Большую роль в жизнедеятельности детей играет деревопродукция – бумага, деревянные предметы. Дети рисуют в альбомах, вытирают рот салфеткой, сами листают книги, их окружают многочисленные предметы из дерева, поэтому их можно познакомить с тем, что эти предметы сделаны из древесины. Экономно расходуя бумагу, бережно обращаясь со стульями, мы сохраняем живое дерево.
Таким образом, прививая детям с самого раннего возраста осознание бережного отношения к предметам окружающего нас мира, мы взрослые сможем способствовать воспитанию «человека устойчивого», который впоследствии наверняка сможет решить все экологические проблемы общества.
Старший воспитатель: Еськова Светлана Геннадьевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №13 «Умка»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Консультация для родителей по лексической теме «Деревья»
Уважаемые родители!
Для того чтобы ваш ребенок был хорошо подготовлен к школе, желательно что бы он имел представление и мог ответить на вопросы, связанные с различными лексическими темами. Ну, например, лексическая тема «Деревья». Рассмотрите вместе с ребенком различные деревья и назовите их. Расскажите ребенку, что деревья бывают лиственные, хвойные, фруктовые. Объясните ему понятие «Цветущие деревья». Рассмотрите любое дерево и назовите его части, его отличительные черты, (например отличие дуба и березы, ели и сосны). Расскажите о предназначении деревьев (например, о том, что деревья дают тень и прохладу в жаркий день, а также плоды, древесину и т. д.). Расскажите о временах года и об изменениях, происходящих с деревьями в различное время года.
Вот некоторые слова – названия, слова – признаки и слова – действия, которые помогут Вам в общении с ребенком на тему «Деревья».
Названия:
Дерево, деревья, клён, тополь, осина, черёмуха, липа, дуб, берёза, ива, рябина, ель, сосна, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, жёлудь, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад.
Признаки:
Хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, берёзовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, тёмно-зелёный, жёлтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые.
Действия:
Копать, сажать, поливать, расти, цвести, созревать, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, очищать, ломать, охранять.
Поиграйте с ребенком в игру: «Назови ласково»
Тополь – тополек, дуб – дубок, береза – березонька – березка, осина – осинка, рябина – рябинка – рябинушка, ива – ивушка, елка – елочка, сосна – сосенка, шишка – шишечка, ветка – веточка, лес – лесок, лист – листок - листочек.
Поиграйте с ребенком в игру: «Один – много»
Клен – клены – кленов. Тополь – тополя – тополей. Осина – осины – осин. Дуб – дубы – дубов. Липа – липы – лип. Береза – березы – берез. Ива – ивы – ив. Рябина – рябины – рябин. Ель – ели – елей. Ёлка – ёлки – ёлок. Сосна – сосны – сосен.
Поиграйте с ребенком в игру: «Игра «Назови, какой, какая?»
Лист березы какой – березовый. Лист рябины – рябиновый. Лист дуба – дубовый. Лист клена – кленовый. Ветка сосны – сосновая. Ветка ели – еловая. Ветка осины – осиновая. Ветка липы – липовая.
Составьте с ребенком описательный рассказ о любом дереве по плану.
Как называется это дерево? Какое это дерево: хвойное, лиственное или фруктовое? Где оно растет (в лесу, в саду)? Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)? Какую пользу приносит?
Желаем удачи Вам и вашим детям!
ИринаVIK
Берегите деревья ! Они наши друзья!
Ребёнку легко воспринимать животных и растения на равных. Сильные впечатления вызывают у малыша - сказки, в которых животные и растения "живые", они разговаривают, радуются, страдают, ведут себя как люди. Важно! Не пропустить этот период в жизни ребёнка и использовать его в целях воспитания отзывчивости, эмоциональности, сочувствия и бережного отношения к природе.
С чего начать?
1. Прежде всего, заинтересовать дошкольника.
Деревьям грустно , им не хватает нашего внимания . заботы и тепла.
Предложить посадить и подружиться с деревом .
Выяснить как живут деревья , в чём нуждаются.
Выбрать дерево , которое малышу понравилось больше других.
*Придумать дереву имя .
2. Создать альбом, в который необходимо заносить все изменения.
Можно указать имя дерева и его название .
Фото дерева .
Что необходимо для жизни дерева (дождик, снежинки, солнце, тепло.)
Портрет дерева (рисунок ребёнка) .
Размер дерева (рисунок, где изображена высота дерева относительно ребёнка)
"Дерево такое же маленькое как и ты, но оно будет расти вместе с тобой. мы будем о нем заботиться. "
Фото дерева вместе с ребёнком , в разные периоды года.
3. Наблюдение за деревом .
Полное, разнообразное, регулярное.
Обсуждение изменений в жизни дерева . рассматривание.
Игры "Кто заметит первым?", "Кто найдёт больше изменений?", "Здравствуй! Меня зовут. "
В весенне - летний период найти насекомых на дереве и нарисовать их .
Сравнить дерево с человеком (кора - это кожа, вены - это веточки) .
Записать свойства коры, веточек, листиков (шершавая, липкая, теплая, гладкая, большая - маленькая, длинные - короткие.)
Дерево - живое , значит оно чувствует боль. (У него могут появиться ранки, трещенки, болезни.)
Строение дерева . Крона, ствол,корни - это ноги дерева (держат его в земле и получает пищу) .
Обсуждайте с детьми настроение дерева (веселое- грустное, сердитое- радостное.)
Как мы с тобой можем улучшить его настроение. (полить, покрасить ствол от вредителей дерева , добавить удобрения, полечить ветки, убрать сухие.)
Гости дерева .
Записывайте высказывания детей.
Осенью, засушите листочки дерева . Приклейте в альбом.
Можно найти родственников дерева .
Как помогают деревья нам .
Хорошо, если малыш в дальнейшем будет инициатором ухода за деревом . Ведь наши деревья - это наша жизнь !
Публикации по теме:
Дидактическое деревоГорбачева Анастасия Михайловна Мастер класс по изготовлению дидактического пособия "Дерево времени года" Дерево изготовлено.
Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми». Подготовила воспитатель:.
Консультация для родителей: «Наши дети - наше отражение…». Нет таких родителей, которые не мечтают о послушных, вежливых, и умных детях. Но вот вопрос, откуда же берутся неслушники? Непослушных детей.
Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду» Чем хе может помочь мама? Каждая мама,которая видит насколько ребенку непросто,желает помочь своему ребенку быстро адаптироваться. И это.
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций» «Роль родителей в возрождении русских традиций» «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении.
Круглый стол для родителей по речевому развитию «Как слово наше отзовется» Круглый стол для родителей по речевому развитию «Как слово наше отзовется» Цель: 1. Создание условий для речевого развития дошкольника;.
Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это земная лаборатория – вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.
Лес – участок земли, где растет много деревьев.
Деревья – многолетние растения с одеревеневшими стволами, ветви которых образуют кроны.
Твердую часть растений используют как материал для различных изделий.
Деревья бывают
лиственные : береза, клен, тополь, дуб, осина, липа .
х войные: е ль, сосна, пихта, лиственница, кедр .
плодовые: я блоня, груша, слива и т.д.
В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы. Для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни.
Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием. У дерева только один очень твердый стебель – ствол, от которого во все стороны отходят ветки. У куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие. У всех деревьев есть листья. Только разные. Так, у ели, сосны они похожи на иголочки. Такие листья называют хвоей , а деревья эти – хвойные.
Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на щит, руку с пальцами, круг, яйцо, ромб. Края пластинок украшены и зубчиками, и ресничками.
Деревья в разные времена года
Приметы
Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя
Если много желудей на дубе – к лютой зиме и будет много снегу перед Рождеством.
К октябрю березы оголяются.
Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.
Если зимой шумит лес – ожидай оттепели.
Стихи
Осинка.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветр у ,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться
Бедной осинке.
Рябина.
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую ,
А она – как хина.
То ли это ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Ели.
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат. А внучата-елочки, Тонкие иголочки, - У лесных ворот Водят хоровод.
Загадки
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят.
(Береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок!
(Дуб)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
Тексты для чтения.
Спор деревьев.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб и говорит:
Я вам всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастается, и молвила:
Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
Погодите, - говорит, - похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешенькие, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
К.Ушинский
Польза дерева.
Дерево служит человеку всю жизнь. Бревна, доски идут на постройку жилищ. Дрова горят, дают тепло. Из дерева мастерят мебель, лодки, другие полезные вещи. Сини с полозьями из дерева, а также повозки везут нас по снегу. Из древесины варят бумагу. Из листьев и коры готовят лекарства.
Плодовые деревья дарят людям яблоки, груши, персики.
Деревья спасают нас от жары и непогоды. Зеленый наряд деревьев радует глаз.
К.Ушинский
Дидактические игры
«Составь предложение со словами».
Сосна……дерево. Ствол….. …….. ветви смотрят в небо. На них растут…… шишки.
Слова для справок : красивое, прямой, стройный, медно-желтый, кудрявые, иглистые, округлые, коричневые.
«Составь предложения и распространи их».
На опушке выросла (какая?) …сосна.
( Какая? высокая, стройная, красивая )
У нее (какой?) … ствол.
( Какой? длинный, прямой, голый .)
Только в верх растут (какие?) … ветки.
( Какие? густые, пушистые, иглистые .)
На (каких?) … ветках висят (какие?) … шишки.
( Какие? круглые, коричневые, не очень крупные .)
Иголки у сосны (какие?) … растут парами.
( Какие? длинные, острые, колючие. )
(Какой?)… запах (чей?) … хвои целебен (для кого?) … .
( Какой? свежий, ароматный, приятный .)
( Чей? сосновый .)
( Для кого ? Для людей, животных .)
Желаем удачи!
Лексическая тема : Деревья и кустарники осенью
1. Поиграть с ребенком в игру «Назови 5 деревьев » .
2. Назови дерево ласково , а потом со словами «один» , «два» , «много» .
Дуб – дубок, один дуб, два дуба, много дубов.
Береза - ….
Рябина - …
Осина - …
Сосна - …
3. «Собери гербарий» (добавь нужное слово)
Сорву с дуба….(дубовый лист.
Сорву с клена….(кленовый лист)
Сорву с березы (березовый лист)
4. Отгадай загадку. Обведи по контуру отгадку.
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого. С. Маршак
5. Игра «Есть – нет»
Ребенок произносит вторую часть фразы со слов : «У меня нет….» )
Взрослый : «У меня есть дубовый лист (осиновый лист, кленовый лист, еловая шишка.) »
Ребенок : «У меня нет дубового листа. (осинового листа, кленового листа, еловой шишки.) »
6. Игра «один – много»
Дерево - … .
Куст - … .
7. Измени предложения по образцу :
Он сидит на пне. – Они сидят на пне.
Он бежит по дорожке….
Он поёт песню….
Он идет домой ….
Он колет дрова….
Он собирает листья…
8. Скажи наоборот. (Закончи предложение, а затем повторить его полностью.)
Дерево высокое , а куст (низкий)
Дорога широкая, а тропинка ….
Дуб большой, а рябина….
Орехи крупные, а семечки….
Публикации по теме:
Фотоотчет поделок "Деревья и кустарники" Ольга Завалишина В лесах нашей родины много красивых деревьев. Деревья - наши друзья. Они помогают.
Конспект образовательной деятельности «Деревья и кустарники» Конспект занятия подготовительная к школе группа компенсирующей направленности Тема: «Деревья и кустарники» Цель: Создание социальной ситуации.
Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» Тема недели: «Зимующие птицы» Сыграйте с ребенком в следующие игры: 1. «Один – много» (образование множественного числа) Взрослый говорит:.
Уважаемые родители!В период с 12.09.16 по 30.09.16 тема наших занятий "Осень". Цель темы: формировать элементарные представления об осени.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Насекомые и пауки» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Насекомые и пауки» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки насекомых и пауков и напомнить ему, чем они отличаются (можно.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Рыбы» 1. «Отгадай загадки» Он, как дом огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит- Так живет на свете….
Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Осень» Лексическая тема “Осень. Признаки осени” 1. Ответить на вопросы: - Какое сейчас время года? - Назови осенние месяцы. - Какая погода на.