Красная горка. История и традиции. Красная горка Христово воскресенье и красная горка

Православный мир продолжает праздновать главный праздник – Светлую пасху Христову . Самая радостная – первая неделя после Пасхи, которая называется Сплошная светлая пасхальная седмица .

Когда наступает весенний мясоед

Весенний мясоед – это период в весенне-летнее время между и Великим и Петровом постом. С наступлением Пасхи, как известно, пост прекращается, и верующим не только разрешено, но даже предписано питаться полноценно и разнообразно, чтобы восстановить силы. В этот период разрешается употребление мяса, а по средам и пятницам (которые остаются постными днями) – разрешена рыба.

Церковь рекомендует в это время включать в рацион больше пищи, содержащей полноценный белок: молочные продукты, яйца, белое куриное мясо, по возможности уменьшив количество жирного, сдобного и сладкого и не забывая про витамины. Также церковь решительно выступает против обжорства и чревоугодия в это время.

Антипасха и Красная горка

Эти два праздника справляются практически одновременно – на исходе Сплошной светлой пасхальной седмицы. Православная Антипасха – это последний день Светлой седмицы, а Красная горка – это народно-православный праздник, с которого начинается время свадеб. По православному обычаю венчание под запретом, начиная с Масленицы, и до окончания Сплошной светлой пасхальной седмицы.

В 2018 году Антипасха и Красная горка приходятся на воскресенье, 15 апреля. А во вторник, 17 апреля – Родительский день, или Радоница, которая является «узаконенным» Днем поминовения усопших. Радоницу всегда отмечают во вторник второй недели после Пасхи.

Что такое Антипасха

Антипасха, или неделя обновления, это праздник, который приходит на место Пасхи. Название «Антипасха» не означает противопоставление Пасхе – это как бы новое обращение к светлому празднику, во время которого обновляется память о воскресении Христа. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова воскресения.

В честь какого события празднуется Антипасха

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье (а следом наступает Радоницкая, или Фомина неделя), поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, которого называют Фома-неверующий, или Фома-неверный. Согласно Евангелию, Фома, который опоздал к первому появлению воскресшего Христа перед апостолами, отказывался поверить в чудо Воскресения. «Неверующий» апостол хотел до всего докопаться сам и лично прикоснуться к ранам Христа. «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», – говорил Фома.

И Спаситель исполнил желание своего ученика. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», – говорится об этом в Евангелии.

После этого Фома не только уверовал, но и стал нести христову проповедь на всей земле – он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, там он и принял мученическую смерть по разным источникам либо в 68 году, либо в 72 году нашей эры. Его мощи находились в Индии до IV века.

Фомина неделя и Радоница – 2018

Вся неделя, следующая за Антипасхой, называется Фомина неделя, или Радоницкая неделя. На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, православная церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. В 2017 году Радоница приходится на 25 апреля.

Откуда взялось название «Радоница»

Название содержит слова «род» и «радость»: то есть, христианам, грустя об умерших близких, следует радоваться их рождению для вечной жизни. В праздник Радоницы верующие разделяют с усопшими близкими радость Светлой пасхи – Воскресения Христова.

Что следует делать на Радоницу

В некоторых российских регионах, а также на Украине этот день принято делать нерабочим, чтобы люди могли посетить могилы близких. Власти стараются обеспечить дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища.

В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по усопшим, поэтому с утра многие идут в церковь, чтобы подать поминальные записки. Потом верующие идут на кладбища, где также молятся об усопших, зажигая свечи и иногда приглашая священников. Затем принято убрать и обустроить могилу, украсить ее живыми или искусственными цветами и немного помолчать, вспомнив близкого человека.

Чего не следует делать на кладбище

Церковь не одобряет народную традицию выпивать и закусывать на кладбище, это лучше делать дома во время поминальной трапезы. Особенно отрицательно священники относятся к неистребимому языческому обычаю оставлять на могиле усопшего рюмку с водкой, накрытую хлебом, яйца, конфеты и другие продукты.

Гораздо лучше в этот день накормить голодных, а для усопших «хлеб» – это молитва и память близких.

Торжественная церемония бракосочетания, приуроченная к празднику Красная горка, прошла в здании мэрии

ФОТО: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Это ласковое название - «Красная горка» - возникло давным-давно, еще в языческие времена. Тогда считалось, что в это время зима окончательно уступает весне и наступает тепло. Праздновали этот день широко, весело, особенно радовалась праздникам молодежь. Когда-то этот день считался хорошим для «засылания» сватов, а со временем окончательно и бесповоротно стал считаться лучшим в году днем для свадеб.

Название, кстати, объяснить просто: «красный» в прежние времена обозначал «красивый», а «горка» в названии появилась потому, что языческие корни праздника предписывали наступление этого дня встречать на улице, чтобы увидеть, как появляется на небе бог Ярило – Солнце. Ждали его на возвышенностях, на горках, любовались «красным», то есть красивым восходом, а потом стремились там же устроить и праздничные гуляния. Так и вошло это название в жизнь – Красная горка.

Красную горку первыми назвали Фоминым воскресеньем последовательные христиане. Дело в том, что не все люди поверили в Воскресение Христа, оказались неверующие, и среди апостолов Спасителя – в частности, Фома. Христос поступил мудро: он явился к Фоме лично на восьмые сутки после Воскресения и не дал, таким образом, неверующему Фоме ни одного шанса на сомнения. Надо сказать, что впоследствии Фома стал примерным христианином и основал несколько храмов.

Возможно, кого-то очень удивит еще одно название праздника – Антипасха . Все дело в том, что в современном языке «анти» имеет, как правило, значение «против», то есть нечто абсолютно противоположное. А у славян эту приставку использовали в, скажем так, «заместительном» значении, читая не как «против», а как «вместо», что не предусматривало противоположного значения. И получалось, что Красная горка приходила вместо Пасхи, то есть сменяла ее, но не была ее «антиподом».
Но без некоторых противоречий все равно не обошлось: хотя Красная горка и не относится к главным православным праздникам, в этот день службы идут в соответствии именно с этим, главным статусом. Ну а упомянута Антипасха впервые в 380 году – в «Апостольских постановлениях».


ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА

Возможно, вы удивитесь, но это правда: на Красную горку можно так же, как и на Пасху, печь куличи и красить яйца! Расписные яйца («крашенки», «писанки») принято дарить близким людям, куличами – угощать родных и знакомых, а в прежние времена на Красную горку такие дары и угощения делали даже на улице, просто так, угощая незнакомых людей в том числе. Это считалось правильным, ведь чем больше добра и радости вы принесете, тем больше и общая радость – празднование Воскресения Христа продолжается.

В некоторых регионах России Красную горку называли «Девичьим днем»: в этот день ждали сватов, прибравшись дома и накрыв стол. Ничего хлопотного, правда, делать не рекомендовалось. Все домашние дела – приготовления к приезду сватов – сопровождались красивым пением обрядовых песен.

Мечтающие о замужестве девушки на Фому пекли хлеб. Вымешивали его долго и тщательно, мечтая о хорошей семье, детях, достатке. Затем каравай пекли, клали в красный угол, а когда он чуть подсыхал, скармливали птицам.

Как правило, вечером на Красную горку устраивают гуляния – с качелями, каруселями, состязаниями в силе и ловкости.


Москва. Красная Горка.Мэрия. Свадьбы.

ФОТО: Петр Болховитинов, "Вечерняя Мосвка"

ПРИМЕТЫ И ГАДАНИЯ

Несмотря на то, что в православии любые гадания не поощряются, на Красную горку все же гадали – что ждет впереди? Для этого крашеное яйцо – непременно то, что вам подарили! – скатывали с пригорка, неровностей на дороге, любого места, откуда оно могло скатиться и встать. Затем яйцо рассматривали: оставшееся целым яйцо сулило удачу, чуть потрескавшееся – мелкие неприятности, а если скорлупа отходила, а само яйцо теряло форму, то предрекали большие проблемы, к которым надо было себя морально подготовить.

Считается также, что если на Красную горку бросить в колодец монетку, то загаданное при этом желание обязательно исполнится. Успеть его загадать надо было за то время, что монетка летит до колодезной воды. Существовал на Фомино воскресенье и еще один обычай – весьма своеобразный. Главную икону из тех, что есть в доме, перед праздником полагалось помыть, а затем умыться этой водой – на удачу. Надо понимать, что к православию эта традиция никакого отношения не имеет. Иногда эта традиция наследуется в смягченном варианте: требуется просто умыться перед иконами, «чтобы водились деньги». Но и в таком варианте и следа православия нет.


ФОТО: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ

В отличие от Пасхи, когда посещение кладбищ не рекомендуется, на Антипасху исторически посещали могилы близких, молились на их могилах об обретении их душами покоя. Для поминания некоторые варили кутью, прибирались на погостах, но кто-то этого не делал, оставляя хлопоты до Радоницы, которая уже не за горами.

Ну и, как говорилось, в этот день многие традиционно играют свадьбы – считается, что брак будет очень счастливым, чего мы, конечно же, всем молодым желаем от всей души. Кстати, тем, кто еще только готовится стать мужем и женой, их друзья, состоящие в браке, по традиции должны подарить выпечку и крашеные яйца – делясь радостью и как бы благословляя их на брак.

По традиции свадьбы, запланированные на Красную горку, украшают красными и белыми цветами, стол – леденцами-петушками, и следят за тем, чтобы на столе была в том числе и красная посуда.


23 апреля. Театрализованная свадьба на Красную горку. В образе «подружек невесты» (слева направо) - Светлана Горшенина, Анна Фатеева и Александра Рябчикова

ФОТО: Александра Учаева, "Вечерняя Москва"

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА КРАСНУЮ ГОРКУ

Поскольку это все-таки большой праздник, по традиции в этот день не работали, а также не шили, не стирали и не убирались – то есть старались не делать ничего, кроме утреннего накрытия стола «для сватов», еду для которого готовили заранее.

Считается также, что незамужним девушкам и неженатым молодым людям не стоит в этот день находиться в одиночестве, надо встречать праздник в компании – чтобы «притягивать» людей и свою «половинку» в том числе.

А вот ссориться на Красную горку нельзя категорически! Никому! Народные приметы говорят, что кто на Фому поссорится, тот до Троицы мира знать не будет – то есть и не помирится с тем, с кем разругался, и других проблем себе наживет. Ну, и зачем, право слово!

Публикации раздела Традиции

Кто на Красной горке женится...

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

Красная горка – народно-христианский праздник, который отмечают на следующее воскресенье («Фомино») после Пасхи. В народе его также знают под названием Антипасха.

Православная традиция связывает это день с евангельским преданием о том, как Иисус Христос явился «неверующему» апостолу Фоме и только после этого ученик Христа уверовал в воскресение Спасителя.

Красная горка праздник- что означает?

Красную («красивую») горку отмечали на Руси еще до христианизации. В своей основе это был языческий праздник начала весны, связанный с переживанием древнего человека мистического опыта встречи с пробуждающейся природой. На дохристианскую Красную Горку водили хороводы, жгли кострища, заклинали скорейший приход весеннего тепла.

Именно с этого дня по церковному уставу возобновляется венчание. До сих пор сохраняется поверье, что свадьба, которую сыграли на «Красивую» горку, послужит залогом счастливого брака молодоженов. Так же до наших дней дошла традиционная пасхальная игра – катание крашеных яиц по специальным дорожкам или с возвышения.

Можно ли посещать кладбища на Красную горку?

До революции Радоница – день поминовения умерших – была выходным днем, а в советское время стала будним, люди начали посещать кладбища уже спустя неделю после Светлой Христовой Пасхи.

Часто Красной горкой именуют всю Радоницкую неделю или непосредственно девятый день после Пасхи, то есть Радоницу, когда впервые после Великого поста поминают умерших. Поскольку до революции Радоница была выходным днем, а в советское время стала будним, люди начали посещать кладбища уже спустя неделю после Светлой Христовой Пасхи. Кроме того, в Красную горку все еще не служат панихиду, но уже можно начинать читать Псалтырь.

В народе до сих пор сохраняется ошибочная традиция посещения кладбищ уже на седьмой день после начала Пасхи. Тем не менее, это в корне неверно с точки зрения церковных предписаний. Лучше дождаться Радоницы, когда уже можно будет заказать панихиду и подать записки об упокоении. При этом молитва об умерших от себя никогда не возбраняется.

Какого числа Красная горка в 2018 году?

Каждый год многие задаются вопросом, «какого числа праздник Красная горка?» Празднование всегда приходится на седьмой день после Пасхи.

Праздник "Красная горка" отмечается восточными славянами. История его начинается в Киевской Руси. День Красная горка приурочили к воскресенью, следующему за Пасхой. В одних местах он отмечается в Юрьев день (непосредственно воскресенье), в других — в понедельник, в третьих — накануне. О том, почему праздник "Красная горка" имеет такое название, что означает и какие приметы с ним связаны, читайте ниже.

История

Для осознания значимости этого дня стоит углубиться в Библию. Почему праздник «Красная горка» (Антипасха, Кликушное Воскресенье) так важен и так массово празднуется? Отмечается он, как мы уже упоминали, следом за Пасхой. Если точнее — на восьмой день. Всю неделю церковью вспоминается Фома — апостол, не поверивший в то, что Спаситель воскрес. Христос, согласно сюжету Евангелия, появился перед ним, дабы доказать, что чудо действительно свершилось. Именно отсюда, кстати, пошло всем известное выражение «неверующий Фома». Обновление воскресения Христа стали связывать с именем этого апостола. Многими верующими считается, что Фому нельзя упрекнуть в неверии. Он не сомневался в том, что Христос действительно является спасителем. Апостол лишь жаждал встречи со своим воскресшим Учителем, желал почувствовать торжество, радость, причем не со слов свидетелей, а лично. Это понятно — поверить на слово (пусть даже близким) не всегда возможно, а вот если увидеть лично, то сомнений уже не будет.

Бывший рыбак Фома, один из обошел с проповедью множество стран. Согласно преданию, именно им были основаны христианские церкви в Индии, Палестине, Эфиопии, Парфии, Месопотамии. И умер святой апостол за веру после жестоких пыток. Мощи его хранятся сейчас на Афоне, в Венгрии и Индии.

Антипасха

Согласитесь, странное название... С одной стороны — великий и светлый этот праздник - «Красная горка», что означает тогда такое противоречие? Оказывается, есть в нем элементы язычества. Наши предки еще до обозначения церковью Фомина воскресенья встречали в это время весну. Время прошло, традиции остались. В народных гуляньях осталось много элементов из языческих обрядов (о них еще будет рассказано), поэтому церковь относится к этому празднику довольно прохладно и даже несколько неодобрительно.

В слове «антипасха» нет частицы отрицания, как думают многие. Напротив, «анти-» означает не что иное, как «вместо». Поэтому народное название праздника трактуется как «вместо Пасхи».

Христианство или все-таки язычество?

И по сей день на этот вопрос однозначно не ответить - настолько сильно переплелись здесь исторические подтексты. О «Красной горке», как о событии церковном, мы уже говорили. Но почему этот праздник является одновременно еще и языческим? Во-первых, возник он задолго до христианства. Во-вторых, это праздник Солнца (точнее, его обновления). Люди, собравшиеся на холме (горке) закликали: «Яриле слава! Здравствуй, красно Солнце!» Произносились заклинания на погоду, на обильный урожай. Песни-веснянки славили приход тепла, зарождение новой жизни (будущих плодов природы). Народ собирался еще затемно, а на рассвете произносились заклинания.

Народные гулянья

О возникновении самого названия гадать можно долго — вариантов действительно много. Вероятнее всего, слово «красная» означает «светлая, красивая», а вот под «горкой» имеется ввиду именно возвышенность.

Весна начинается с теплого солнышка и таяния снега. И первыми «открываются» возвышенности, то есть пригорки. Что получается в совокупности? Правильно - «красная» (красивая, уже начавшая зеленеть) горка. Именно эти возвышенности, прогревшиеся и просохшие после схода снега и отступающего половодья, наиболее пригодны для массовых гуляний.

Праздник молодежи

Народные гулянья начинались затемно и продолжались почти сутки, до заката. Праздновали все. Но больше всего этот день ждала молодежь. В окрестностях гуляли долго и весело - были и песни, и хороводы, и катания на больших качелях. Парни на «Красную горку» встречались с девушками. Участие молодых людей брачного возраста (обоих полов) считалось обязательным. Тем, кто от гуляний отказывался, придумывали неприятные и обидные прозвища. Их высмеивали и называли «непутешными». Мало того, отказ от принятия участия в народном гулянии считался очень дурной приметой. Люди верили, что девушка, будучи на выданье и не пришедшая на празднество, замуж не выйдет, а парень, если и женится, то только на самой никудышной «дурнушке». Таким «непутешным» людям пророчили несчастья.

Время свадеб

Считается, что женитьба, пришедшаяся на праздник «Красная горка», самая удачная. По народным поверьям, обручившиеся в этот день молодые не расстанутся никогда. Кроме того, в это время заканчиваются посты и можно позволить себе настоящий праздник для желудка. Кто ж откажется от пира на весь мир? В праздник «Красная горка» свадьба обязательно проходила под венчальные песни, исполняемые парами, поженившимися в этом году. Таких людей специально звали на торжество. Песни, спетые ими, должны были привлечь к молодым парам достаток, взаимопонимание и удачу. Именно поэтому, кстати, «Красную горку» называют в народе «Кликушным воскресеньем».

Тем, кто пел венчальные песни, обязательно по традиции выносили чарочку и традиционные яйца.

Готовились к «Красной горке» всерьез и основательно: заранее приглашались гости, накрывались праздничные столы — жарились яичницы, пеклись караваи в форме круга И именно на этом празднике было принято знакомить парней с девушками. Молодежь одевала лучшие, самые нарядные одежды. Многочисленные гости имели возможность оценить невест и женихов.

Поскольку жизнь земледельцев зависела от графика земельных работ, то свадьбы игрались либо осенью, либо ранней весной.

Как проходила «Красная горка»?

Сейчас, к сожалению, многие обычаи просто забыты. Остались, наверное, только застолья. Раньше этот праздник был настоящим весельем. Гулянье начиналось обычно со смотрин невест, когда девушки, одетые в праздничные наряды, ходили по деревням, распевая песни, давая возможность потенциальным женихам (и, конечно, их родителям) рассмотреть себя получше. Лишь обойдя всю деревню (а зачастую и близлежащие селения), будущие невестки отправлялись к тому месту, где намечалось гулянье. Его оборудованием занимались парни. Они выравнивали площадки для танцев и хороводов, ставили скамейки, качели, «аттракционы».

Танцевальная часть праздника начиналась (открывалась) девичьими хороводами. Вариантов было много, но в основу всегда вкладывали темы возрождения земли, солнца, посевных работ. Девушки должны были выглядеть неприступно и целомудренно. Однако длилось это недолго. Постепенно в хороводах и играх появляются элементы заигрывания. Все это время танцуют лишь девушки. Парни приглядываются и позволяют себе отпускать комплименты, показывая таким образом, что в ком-то заинтересовались. Грубоватые шутки и напрашивания на поцелуи наступают гораздо позже, а пока можно позволить лишь небольшие вольности. Например, катать девушек на качелях. Карусели, бегунки, гигантские шаги и так называемые подкидки устанавливались заранее, на Пасху. В городах и больших селах ставились крупные и яркие сооружения, в мелких — попроще. Для качелей зачастую брали обычные доски. Их крепили толстыми веревками к столбам или деревьям. Подкидки делали из таких же досок, но подлиннее. Последние укладывали на высокие чурбаки (их до сих пор часто используют в цирковых трюках).

Кататься на качелях могли только те девушки, которые были приглашены парнями. Чтобы платья не развивались на ветру, подолы подвязывались у колен специальными поясками. Только после этого девушки могли вставать на качели (не без помощи парней). Первое время молодые люди выполняли все просьбы своих потенциальных избранниц: раскачать посильнее, остановиться, катать потише. Однако позднее желания исполнялись лишь за поцелуй. Особенно это касалось остановки качелей. На подкидках с гигантскими шагами ухарство демонстрировалось лишь парнями. Такое «показательное выступление» требовало немалых сил, ловкости и умения концентрироваться. Конечно, риск получить травму был высок, однако молодые люди шли на него ради того, чтобы привлечь взгляды девушек. Пожалуй, среди молодежи самым значимым был всегда праздник «Красная горка».

Приметы

Одни считают их суеверием, другие убеждены в том, что основа большинства убеждений — многовековой опыт наших предков. Например, семьи, сыгравшие свадьбу в этот день, должны были быть самыми крепкими и счастливыми. Кстати, даже в нынешнее время молодые пары стараются заранее узнать, какого числа «Красная горка» - многие хотят не только расписаться в ЗАГСе, но и обвенчаться именно в этот день.

Еще одно поверье связано с исполнением самого заветного желания. Считается, что если на «Красную горку» бросить в колодец одну монетку, то загаданное непременно сбудется.

Говорят, что если парень (девушка) не придет на празднование «Красной горки», то судьба обязательно от него (нее) отвернется.

Накануне «Красной горки» было принято мыть иконы. Делалось это всегда над тазиком. Воду не выливали, оставляя до праздника. Люди верили, что умывшийся водой с иконы обязательно разбогатеет и будет весь год жить в достатке. О ритуале, если он проводился, не рассказывали, чтобы не спугнуть удачу.

Народные традиции возвращаются

К сожалению, обычаи стали стираться в памяти современных людей. Далеко не все помнят историю возникновения праздника, его смысл и цели. Но, похоже, народные традиции возвращаются. Праздник «Красная горка» в Коломне — яркий пример.
26 апреля в Коломне, в сквере «Блюдечко», что расположен на территории Коломенского кремля, прошел областной фольклорный праздник «Красная горка в Коломне», организаторами которого выступили Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, администрация города Коломны, Данилов патриарший монастырь и Центр возрождения традиций. После Божественной литургии, проведенной в Успенском соборе, и крестного хода на Соборной начались выступления фольклорных ансамблей, народные забавы и игры. Среди развлечений — старая игра, заключающаяся в метании яиц. Основными участниками, конечно же, стали дети и молодежь. На потеху всем разбили 10196 яиц, что должно войти в книгу рекордов Гиннеса.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: