Маленький мальчик мне рукою машет и смеется. Конспект занятия «Дети войны. «Кому что делать»

«Мы этой памяти верны»

Музыкально-литературная композиция посвященная 70-летию Победы для детей старшего дошкольного возраста.

Зал украшен шарами, цветами. У всех на груди приколоты георгиевские ленточки. У центральной стены экран, для презентации.

Звучит вступление песни «День Победы»,

затем ведущий читает слова : «Сегодня и года уже седы с тех пор, как минула война, но поздравляет с Днем Победы дедов и прадедов страна!»

вход детей с шарами и голубями под фонограмму песни «День Победы». На заключительные слова песни, дети отпускают шары вверх. Затем проходят на свои места.

Ведущий: «Много праздников мы отмечаем, все танцуем, играем, поем. И красавицу осень встречаем, и нарядную елочку ждем. Но есть праздник один- самы главный! И его нам приносит весна. День Победы- торжественный, славный, омечает его вся страна!»

Выступление барабанщиц и мажореток

О.Газманов «Москва»

Ведущий: «День Победы – это праздник со слезами на глазах. Мы радуемся победе и печалимся о погибших в той войне. Путь к победе был трудным и долгим. Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом.»

Дети:

1 ребенок: «Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети, Гитлер дал врагам приказ и послал солдат немецких против русских, против нас.»

2 ребенок: «Вставай, народ! Услышав клич земли на фронт солдаты Родины ушли. Отважно шли солдаты в бой, за каждый город и за нас с тобой!»

Звучит музыка «Вставай страна огромная»

Выход мальчиков и взрослых.

Хорографическая композиция

«К нам напрошена пришла война»

в исполнении детей и взрослых.

Ведущий: «Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт, а детей везли в глубь страны, спасая от гибели.»

Воспитатели:

  1. «Мне рукою машет маленький сынок, боковой карманчик от платка промок»
  2. «Мальчик синеглазый, веточка моя,так еще ни разу не грустила я»
  3. «Тронутся вагоны через пять минут, в первом эшелоне детский сад везут»
  4. «Дети страшных сказок слышать не должны, грохота фугасок, топота войны.»
  5. «Вас везут на Каму, дальше на восток, ты почаще маму вспоминай сынок.»
  6. «Письма шли почаще, буквы не забудь…там почтовый ящик будет где-нибудь.»

Ведущий: «А с фронта шли письма домой. Во многих семьях сохранились солдатские письма-треугольники, которые присылали с фронта отцы и сыновья. Они писали, что вернуться домой с победой.»

Ребенок:

«Здравствуй, доргой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги сыночек мать.

Позабудь печаль и грусть

Я с победою вернусь!

Обниму вас наконец,

До свиданья.

Твой отец.»

Ведущий: «Дети, которые пережили окупацию фашистов, очень рано позврослели. Одни помогали взрослым бороться с врагом в партизанских отрядах, другие – работали на заводах вместо ушедших на фронт отцов. А те, кто был поменьше, помогали по дому, играли и твердо верили, что война скоро закончится.»

Ребенок: «Громыхали пушки на передовой

Целый день до вечера продолжался бой.

Пели пулеметы: «Тра-та-та-та!»

Все враги разбиты, высота взята!

Петя, Вася, Саша! Николай! Домой!

Позабыт на лавке чей-то автомат,

У порога мамы встретили солдат.

Синяки, царапины…

Ох, вздохнули мамы

И зеленкой смазали боевые раны»

Песня «Игруушечный солдатик идет спасать страну»

Ведущая: «На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки»

Девочки:

  1. «Пушки грохочут,

Пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

«Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу»

  1. «Все позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!»

Ведущий: «В годы войны композиторы и поэты написали много хороших песен. Одной из самых любимых по прежнему остается «Катюша»».

Песня «Катюша»

Ведущий: «Песни помогали бойцам на фронте. Авторы посвящали их доблестным воинам: морякам, танкистам, летчикам.»

Танец «Пилоты»

Ведущий: «Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами». Эти слова звучали повсюду. И вот 9 мая 1945 года война закончилась. Враг разбит. Все ликуют, букетами весенних цветов встречали всех, кто возвращался с фронта. Но мы знаем, что многие не вернулись. Во всех городах и поселках нашей страны стоят памятники погибшим солдатам, где горит Вечный Огонь. Люди возлагают к нему цветы и помнят о их подвиге.»

Ведущий: «Объявляю минуту молчания, в память о погибших в годы Великой Отечественной войны»

Звучит негромко песня «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры»

Ведущий: «Наши земляки защищали Родину от фашистов. Многие вернулись с наградами. Четверо наших земляков удостоины звания Героя Советского Союза. Это Разин Филипп Дмитриевич, Луговцев Николай Иванович, Мамистов Василий Андреевич, Федаков Сергей Михйлович»

Ребенок:

«У меня в руке звезда

Фронтовая, боевая.

Мой прапрадед воевал,

Нашу землю защищал.

Он сраженьями в боях

До Берлина путь измерил

И хоть было нелегко,

Но в Победу свято верил!

Не вернулся он с войны,

только вот его награда:

На ладони у меня!

Тяжела ее прохлада…

В день победы всей семьей

Мы проснемся утром рано

И парад пойдем смотреть,

И поздравим ветеранов.

Песня «Прадедушка»

Ребенок:

«Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойнее спят города

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой!»

Ребенок:

«Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Вместе: «Пусть не будет войны никогда!»

Песня и танцевальная композиция «Аист на крыше»

Ребенок:

«Пусть аист гнезда вьет на крыше,

Курлычат в небе журавли,

Пусть будет мир, он так нам нужен,

Он нужен детям всей Земли.»

Ведущий:

«Спасибо милые, родные

Нас защищавшие тогда.

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда»

Хореографическая композиция «Мир, который нужен мне».

В заключении дети выходят с рисунками.

Ведущий:

«Рисуй, художник маленький,

Бумаги не жалей, рисуй в лесу проталинки,

Котенка на завалинке,

И в небе журавлей.

Братишку первоклассника

И бабушкин портрет.

Салют большого праздника

Похожий на букет.

Рисуй, рисуй без устали

Вот этот мирный день!»


«Бабушка в очках»

«Кому что делать»

«Забывчивый зайка»

«Грабли»

«Цепочка»

>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

«Бегающий человечек»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«Ути-ути»

«Ладушки»

«Совушка-сова»

«Колпачок на колпачок»

«Опята и ребята»

«Сорока-белобока»

«Мальчик с пальчик»

«Сорока-ворона»

«Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

«Тук-тук»

«Бараны»

«Дятел»

«Засыпалочка»

«Указочка»

«Пальчики»

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«Червячки»

«Котята»

«Пять пальцев»

«Собака»

«Зайка и барабан»

«Мышонок»

«Гуси-гуси»

«Кулачки»

Песенки-потешки

«Купила бабушка…»

Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево

Показать руками, как плавает уточка

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу…
Показать, как умывается кошка

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав…
Показать рукой собачьи уши

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе коровёнку.
Коровёнка муки-муки…
Показать пальцами рога коровы

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе поросёнка.
Поросёнок хрюки-хрюки…
Показать рукой пятачок поросенка

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время-факты,
Дикторша ля-ля-ля…
Развести руками широко в стороны

Изобразить руками синхронный перевод

(Перечислить все предыдущие покупки)

«Паучок»

«Ветер»

Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. (2 раза)
Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит, (2 раза)
Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями»
Чайка над водой летает Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими
И за рыбками ныряет, (2 раза) Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть»
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернуть ладони и повторить движения

«Часы»

Сесть на пол.

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) Хлопать по всему телу ладонями
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Щипать себя, как бы собирая складки
На лбу, ушах… (и т.д.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах… (и т.д.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) Провести рёбрами ладоней по телу
На лбу, ушах… (и т.д.)

«Поросята»

По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.

<Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Мизинцы
>Этот толстый поросёнок
Спинку об забор чесал.
Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сделать «фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сжимать и разжимать кулачки<
Этот толстый поросёнок
Носом землю ковырял,
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
Что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок –
Лежебока и нахал.
>Большие пальцы
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.
Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь
Ля-ля-ля-ля …

Использованы материалы следующих сайтов:

На этой странице читайте текст "Островок на Каме" Зинаиды Александровой, написанный в (?) году.

Мне рукою машет
Маленький сынок.
Боковой карманчик
От платка промок.

Мальчик синеглазый,
Веточка моя,
Так еще ни разу
Не грустила я.

Тронутся вагоны
Через пять минут,
В первом эшелоне
Детский сад везут.

Дети страшных сказок
Слышать не должны,
Грохота фугасок,
Топота войны.

Письма шли почаще,
Буквы не забудь…
Там почтовый ящик
Будет где-нибудь.

На зеленой Каме
Больше не болей,
На прощанье маме
Улыбнись смелей.

Примечание:

В первые дни войны Зинаида Александрова жила в Москве. В ее воспоминаниях война — это сигналы тревоги, душные бомбоубежища с испуганными плачущими детьми… Детей вывозили из опасных зон в глубь страны. Семилетнего сына Зинаиды Александровой отправили в Чистополь вместе с детским садом. Горечь разлуки матери, которая должна была расстаться с ребенком, она выразила в стихах "Островок на Каме". Трогательное прощание мамы и сына, выраженное в стихах, отразило судьбы сотен тысяч людей, оказавшихся в разлуке с близкими, терявших друг друга во время войны. Разлука учит ребенка не теряться в новой сложной обстановке, сохранять связь с матерью, помнить ее, писать ей.

"На прощанье маме улыбнись, сынок" – эти строки воплощают мужество матери, от которой требуется огромная концентрация душевных сил. Эти стихи волнуют и сейчас, мотив прощания вечен.

В сообществе многие находят книги своего детства. Но на этой неделе прямо на работе случилась история, что так и просится на наши страницы.
К нам в отдел порой заходят пенсионеры, снимают ксерокопии. И одна пожилая женщина вдруг попросила найти стихотворение, из которого помнит несколько строк еще со времен войны. Коллеги включились в поиск и с трудом, но смогли найти весь текст. Оказывается, это стихотворение Зинаиды Александровой "В госпитале". Ребята из сельской школы около городка Татарск пели его на мотив песни "Раскинулось море широко". В то время все стихи они превращали в песни. Только попробуешь вслед за ними спеть, хотя бы про себя, - сразу чувствуешь интонацию и дыхание времени.

В госпитале

Мы утром гуляем у светлой воды,
Пускаем кораблики в Каме,
Для раненых мы собираем цветы
И в госпиталь входим с цветами.
Там наши картинки у коек висят,
На столиках наши альбомы,
И старшая группа - пятнадцать ребят
Со всеми бойцами знакомы.

Мы знаем, бойцы поправляются здесь,
И надо вести себя тише;
Мы им помогаем газеты прочесть
И письма печатные пишем.
И лишь одному нам ничем не помочь -
Ни песней, ни вербой пушистой:
Зимою его пятилетнюю дочь
В деревне убили фашисты.
Ребята садятся к нему на кровать,
Но мрачен боец загорелый:
- Светланка вот так же могла рисовать,
Такие же песенки пела.
Две раны получены мною в бою,
Но снова винтовку мне дайте -
И я отомщу за Светланку мою,
За девочку в беленьком платье.
В палату на цыпочках входит сестра,
Веселая девушка Таня.
- Ребята, нам скоро обедать пора,
Скажите бойцам «до свиданья».
Вам надо на солнышке больше гулять,
Пускать на веревочке змея.
А завтра с утра приходите опять,
Чтоб нам было здесь веселее.

Не могу сказать, благодаря какой книге сибирские ребята узнали стихотворение: или из скромного сборника 1943 года (его показывали в сообществе несколько лет назад), или из книги "Островок на Каме" 1944-го.

Вариант 1943 года чуть обширнее - в нем четверостишия еще о двух раненых бойцах, и о гибели пятилетней Светланки сказано жестче.

Но хочется рассказать про весь стихотворный цикл "Островок на Каме". Летом 1941 года в город Чистополь эвакуировали вместе с детским садом сына Зинаиды Александровой, о чем она написала пронзительное "Прощание".

Прощание

Мне рукою машет
Маленький сынок.
Боковой кармашек
От платка промок.

Мальчик синеглазый,
Веточка моя,
Так еще ни разу
Не грустила я.

Тронутся вагоны
Через пять минут, -
В первом эшелоне
Детский сад везут.

Дети страшных сказок
Слушать не должны,
Грохота фугасок,
Топота войны.

Письма шли почаще,
Буквы не забудь…
Там почтовый ящик
Будет где-нибудь.

На зеленой Каме
Больше не болей.
На прощанье маме
Улыбнись смелей.

«Мамочка, не надо,
Я хочу домой…»

Вместе с детским садом
Едет мальчик мой.


Нашей посетительнице лето 1941-го года тоже принесло тяжелое прощание - ушел на фронт добровольцем ее отец, директор сельской школы Иван Иванович Ковалев, оставив трех детей и жену в ожидании четвертого ребенка. "Даже не заготовив дров", - это особенно остро врезалось в детскую память, поскольку весь тяжелый быт пал на женские и детские плечи.
А Зинаида Александрова вскоре вслед за сыном приехала в город на Каме, как и многие другие писатели вместе со своими семьями. Об эвакуации в Чистополь теперь издан сборник воспоминаний "Странники войны", но одним из первых свидетельств стала тоненькая книга "Островок на Каме". На ее страницах тот же военный быт - даже малыши работают на огороде, собирают шиповник.

Мы весеннему солнышку рады,
Наступила на Каме весна.
Пионеры вскопали нам гряды,
Помогли посадить семена.

И поставили чучело фрица
В серой каске, с большим костылем.
Но его не пугаются птицы -
Прилетят и щебечут на нем.

Островок на Каме

Будут заняты делом
Все ребята у нас, -
За шиповником спелым
Мы поедем сейчас.

Мы узнали на Каме
Небольшой островок,
Мы шиповника сами
Там набрали мешок.

Улетающим птицам
Любо там пировать.
Кто шипов не боится,
Может много набрать.

Мы для раненых тоже
Наберем целый пуд, -
Им шиповник поможет,
Раны их заживут.

Солнце светит на Каме,
Вниз ушел пароход.
Ну, поедете с нами?
Лодка всех заберет.


И вечером, когда дети после дневных игр и забот присаживались около уютной потрескивающей печки, ее огонь навевал мысли о войне и боях.

У печки

Чиркнуть спичку очень просто,
Только зря ее не трать.
Вспыхнет белая береста,
И пойдет огонь плясать.

Соберутся все у печки,
У веселого огня.
Уступите мне местечко,
Потеснитесь для меня.

Загудело, запыхтело,
Будто подан паровоз.
Я скорей на поезд села,
Он ребят на фронт повез.

Куклы тоже едут с нами
И пушистый черный кот.
Золотое злое пламя
В печке пляшет и поет.

Остановки, полустанки,
И ребята шепчут мне:
«Это вражеские танки,
Все подбитые, в огне».

Вот прожектор ярким светом
Самолет врага поймал,
Это вспыхнула ракета,
К наступлению сигнал,

Это рушатся их дзоты,
Подожженные огнем.
Застрочили пулеметы,
В наступленье мы идем.

Быстро вскинуты винтовки,
Автоматы на груди…
Ну, ребята, остановка.
Из вагона выходи.

Головешки догорели,
Догорает бой вдали…
А потом картошку ели,
На углях ее пекли.

Хорошо сидеть у печки,
У веселого огня.
Уступите мне местечко,
Потеснитесь для меня.


Полностью книгу З.Александровой "Островок на Каме" можно прочитать на сайте Центральной городской детской библиотеки г.Санкт-Петербурга.
И обратите внимание на силуэтные рисунки Н.Фидлера - в военные годы в них гармония детства.

"Островок на Каме" вышел в 1944-м, когда война еще не закончилась, но его последние строки дарят надежду на возвращение отцов.

В жизни нашей посетительницы не случилось это счастье - ее отец был убит в том самом 44-м году под молдавским селом Зозуляны. Остались 95 фронтовых писем и память, от которой до сих пор слезы на глазах. И беспокойство в душе - присмотрена ли могила?.. Могу сказать, что памятники погибшим в тех местах были почти в каждом селе и внесены в охранный реестр. Надеюсь, что стоят до сих пор.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: