Омар хайям биография на русском языке. Омар Хайям: биография. Омар Хайям: интересные факты из жизни. Взгляды Омара Хайяма

Ислам наряду с христианством и буддизмом одна из самых распространенных религий в мире. Особенно много государств, исповедующих Ислам, находиться на востоке Европы и в северной Африке. Несмотря на это у мусульман есть противоречия, которые вылились в настоящую войну. Весь Исламский мир разделился на две враждующие друг с другом группировки: суннитов и шиитов.

Основным их отличием является то, что сунниты отрицаю возможность связи с Аллахом через духовенство , они исповедуют ислам как завещал им пророк, а шииты наоборот верят, что духовенство может и должно принимать важные решения касающиеся мусульманского права. Многие сунниты вообще не считаю шиитов мусульманами. Численность последних мала, поэтому они стараются избегать прямых вооруженных конфликтов.

С чего же все начиналось, откуда могли взяться эти различия?

Раскол начался сразу же после смерти Пророка Мухаммеда. Как только его не стало, пришла пора выбрать нового духовного лидера, большинство мусульман отдали предпочтение одному из друзей Мухаммеда Абу Бакра, по совместительству он еще являлся и его тестем. Это большинство в последствии и стало называться суннитами.

Оставшееся меньшинство поддержало двоюродного брата Пророка Мухаммеда, Али . Есть версия, что его назвал приемником сам Мухаммед. Все те, кто последовал за Али стали именовать себя шиитами и указывая на его кровное родство с Мухаммедом желали, чтобы именно он стал новым халифом. За это сунниты убили сына Али - это привело к отрытому противостоянию между этими двумя течениями, победа досталась суннитам, ведь у них и было большинство.

С годами разница во взглядах между этими двумя течениями только растет. И хотя все они уважают законы «Корана», в идеологическом плане их течения сильно различаются. Например шииты допускают существование «временного брака», по другому складывают руки во время молитвы, у них появились новые молитвы, которые сунниты считают необязательными, но самое главное они ждут появление на земле нового Пророка из числа последователей Мухаммеда.

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу - «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы - это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят - это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог - хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.


Нельзя сказать, что такие особенности шиитов в корне противоположны учениям суннитов. Сейчас обе эти группы живут мирно, но несмотря на это, многие сунниты называют шиитов неверными. Существует множество экстремистски настроенных сект, постоянно подстрекающих друг друга к насилию. Помимо этого разногласия зачастую происходят по политическим мотивам, эти разногласия усиливают конфликт между мусульманами всего мира.

Сунниты и шииты сейчас

Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.

Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.

Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).

Представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али — шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка — алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть. С этого времени ислам разделился на ортодоксальный - сунниты и оппозиционный - шииты.

Уже в VII в. шииты разделились на два направления — умеренные и радикальные . После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве. Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в. Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман — Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики. Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али. Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат. Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами. Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда. После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын , ставший 12-м имамом. Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии — Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.

В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей — Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) — благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии. Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени. Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

Направления шиизма

Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.

С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе — хариджиты (вышедшие, выступившие). Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама. Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать. Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе. Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем. Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить. Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках. Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа. В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности. В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане. Алжире и Ливии.

Суннизм

Суннизм — самое крупное направление в . Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам. Полное название суннитов — «люди Сунны и согласия общины». К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма. Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть. Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма. В рамках суннизма не возникали особые секты.

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты” и “сунниты”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения – политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент – те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее – “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына – Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты – 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник – Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам – не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама – декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов – монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе – молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране, Ираке, Сирии, Ливане и Бахрейне, составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре верх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его Пророк.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Противостояние между шиитами и суннитами в большей степени основывается на «исторических и текущих политических факторах». Однако потенциал столкновения между течениями возникает не только из-за провокаций внешних сил или политических разногласий – продолжает обсуждать основы конфликта между исламскими течениями в своей колонке обозреватель газеты «Заман» Али Булач.

Есть также ряд причин связанных с расхождением в понимании теологии (калам), юриспруденции (фикх), Сунны и основ мусульманского права (усуль), которые как бы подпитывают конфликт. Хотя детали разногласий по вышеперечисленным причинам не обсуждаются широкой общественностью, сторонники сближения течений обращают внимание на то, что пока не будет достигнуто взаимопонимание по вопросам калама, фикха, Суннны и усуля потенциал возникновения конфликта будет оставаться высоким и угрожать политическому и социальному единству мусульман.

Исходя из собственных наблюдений и изучения источников, я твердо убежден, что «честолюбие и амбиции политиков», несмотря на их обратные заявления, служат поводом для превращения расхождений в интерпретации и практике религиозных вопросов в конфликт. Именно политики пытаются эксплуатировать богословские расхождения для получения политических дивидендов. Различия между исламскими течениями воспринимаются всего лишь как «расхождения в интерпретации, толковании и практике», если обсуждать их в рамках усуля, однако в руках политиков эти расхождения тут же превращаются в спорные вопросы с высоким потенциалом создания конфликтных ситуаций. В ответ на предложения сближения течений, политики начинают придумывать небывалые оговорки, которые в итоге, образно выражаясь, сводятся к следующему призыву противной стороны: «ты оставь свои убеждения и политическую автономию, переходи на нашу сторону и полностью нам подчиняйся!» Такого рода подход не только не ведет к объединению или даже сближению, а наоборот подпитывает так любимый политиками конфликт.

Для устранения легитимной составляющей конфликтов между шиитами и суннитами необходимо спокойно обсудить разногласия в интерпретации и практике религиозных вопросов, определить и специфицировать: а) основные пункты разногласий, б) точки соприкосновения, с) пункты по выработке общей позиции. В этом отношении большая ответственность лежит на специалистах, просветителях и богословах.

Как оговаривалось выше между шиитами и суннитами имеют место быть расхождения в сфере теологии и юриспруденции. Необходимо отметить, что в вопросах основ веры (Единобожие, пророчество, загробная жизнь), основ ислама и разрешенного и запретного между нами нет расхождений. И то и другое течение являются ахлю кибла. В основе это показывает, что между шиитами и суннитами больше общих позиций, чем разногласий.

Теологические расхождения между шиитами и суннитами выражаются в вопросах «преемственности, возвращения ожидаемого имама (радж’a) и скрытого состояния (гайба) последнего имама (Махди)». Правовые расхождения в принципе не отличаются от расхождений между четырьмя правовыми школами суннитов (мазхаб). Каждый мусульманин свободен в выборе мазхаба. Например, существует фетва аль-Азхара и Махмуда Шалтута согласно джафаритскому мазхабу, которая даже была занесена в семейный кодекс Египта, что при определенных условиях трижды произнесенная формула развода может считаться за одну. Один из главных личностей «Такриб аль-Мазахиб» шейх Шалтут сказал следещее: «В некоторых вопросах я давал фетвы согласно джафаритскому мазхабу». Аятоллах Мухаммад Шихабуддин особенно после иранской революции говорил, что в практических вопросах, там где не шиитский фикх недостаточен, необходимо прибегать к усулю ханафитов и маликитов.

Основная проблема заключается в понимании Сунны, передаче хадисов, самих передатчиках и разборе цепи передатчиков.

По-моему мнению разногласия между шиитами и суннитами можно разделить на следующие категории:

1)Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе

2) Текущие разногласия

3) Разногласия, по которым со временем можно выработать общую позицию.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: