Сценарий занятия день заповедников и национальных парков. Сценарий тематической беседы, посвященной дню заповедников и национальных парков в рамках года экологии в россии. Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»

«Заповедные места Земли»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Цель:

  • показать значимость природы в нашей жизни;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
  • приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
  • повысить уровень экологической культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес ребят;
  • развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

Природа в России - роскошна, прекрасна,
Красив заповедник, хоть в песнях спою.
Чудесные парки живут не напрасно
Они украшают природу мою!
1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

Выбрать экологические праздники:

  1. Международный День Земли - 22 апреля.
  2. Международный День птиц - 1 апреля.
  3. Международный Женский день -8 марта.
  4. Всемирный День Воды (Водных ресурсов) - 22 марта.
  5. Всемирный День защиты животных - 4 октября.
  6. День смеха -1 апреля.
  7. День заповедников и национальных парков-11 января.
  8. День комонавтики -12 апреля.
  9. Всемирный День охраны здоровья - 7 апреля.
  10. Новый год -31 декабря-1 января.

Проверка на слайде.

Назовите дату, которая подходит к нашей теме.

Справка с показом слайдов (1-6 слайдов).

- По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый « День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.

Наша страна насчитывает около ста заповедников. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

Справка о Кавказском заповеднике.

Кавказ! Жемчужина востока,
Моих отцов прелестный край.
Здесь горы чудны и высоки,
Цветут долины, словно рай.

Один из охраняемых уголков России – Кавказский биосферный заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Слайд 7 .

Это один из старейших заповедников России, созданный на базе бывшего охотничьего хозяйства, резерват уникальной дикой природы Западного Кавказа. Заповедник расположен на северном и южном склонах Западного Кавказа.

Основная часть Кавказского заповедника представляет типичную высокогорную область со скальными хребтами и вершинами, покрытыми вечными снегами и ледниками, с глубокими ущельями, горными реками и озёрами. Слайд

Кавказ – одни из самых молодых гор по времени их возникновения на Земле, но по сравнению с историей человечества он – седой старец.

Много красивых горных вершин мы сможем увидеть, если отправимся на Главный Кавказский хребет:

Хребет Чугуш , гора Фишт , хребет Ацетука , горы - Агепста , которые называют «турьими», потому что на их склонах любят пастись туры – горные бараны.

Многообразен животный мир заповедника:

В Кавказском биосферном заповеднике 70 видов млекопитающих, 225 видов птиц, около 10 000 видов насекомых (кадр 13).

Так, например, 80 лет назад на территории заповедника были полностью истреблены зубры , их восстановление стало одной из важнейших задач. Сегодня на территории Кавказского государственного биосферного заповедника живёт около 400 зубров (кадры 14, 15, 16).

В широколиственных лесах можно увидеть грациозных оленей . Кавказский благородный олень – наиболее ценное охраняемое животное. (кадр 17) Красивы самцы, головы которых увенчаны ветвистыми рогами. Рога оленя – показатель силы и здоровья.

На склонах гор можно заметить стадо серн горных коз (кадры 18, 19). Серны очень пугливы, при любом резком звуке они готовы сорваться с места и убежать (кадр 20).

На территории заповедника живут еноты (кадр 21), кавказские медведи (кадр 22), лисы (кадр 23), волки (кадр 24), дикие кабаны (кадр 25).

Много разных птиц обитает здесь. Днём в небе можно заметить силуэт летящего сокола , высматривающего себе добычу (кадр 26). По ночам промелькнёт бесшумная тень – это сова отправилась на охоту (кадр 27). На склонах гор солнечным днём пасутся улары – горные индейки, птицы из семейства фазановых (кадр 28). Встречаются в заповеднике удод (кадр 29), чекан луговой (кадр 30), горихвостка-чернушка (кадр 31).

В заповеднике зарегистрировано более 1500 видов растений.

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

Справка о Хвалынском заповеднике.

Национальный парк "Хвалынский" создан в 1994 году. Учёные обратили внимание на уникальное сочетание меловой растительности и реликтовых сосновых боров..

Хвалынские горы самые высокие на Приволжской возвышенности. Они сложены отложениями мелового периода мезозойской эры и, в меньшей степени, отложениями.

На территории парка встречаются барсук, бобр, кабан, куница, лось, косуля, норка европейская, хорёк лесной, хорёк степной. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.

В Красную книгу Российской Федерации занесены встречающиеся здесь: волчеягодник боровой, пион тонколистый, венерин башмачок настоящий, иссоп меловой, ковыль перистый, сосна, произрастающая на меловых обнажениях и представляющая собой уникальную форму, входящую в качестве охраняемой в списки редких видов страны.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

4 конкурс. “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

5 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  4. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Назовите заповедники, о которых вы сегодня узнали.

Какие правила поведения вы будете соблюдать, находясь в заповедных зонах?


Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»

Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест.
Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках

Библиотечный урок «Жемчужина природы - заповедники»


"Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы"
Д.И. Писарев

"Пойми живой язык природы -
И скажешь ты: прекрасен мир!"
И.С. Никитин

Сегодня мы посетим с вами весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято называть заповедниками.
На сегодняшний день в России насчитывается 110 заповедников, всемирно известных и тех, чья известность не простирается дальше родного края. Много это или мало? На первый взгляд – много. Больше 100 заповедников, расположенных от берегов Арктики и до засушливых низовий Волги, от западных границ России до просторов Дальнего Востока. Но с другой стороны, общая площадь заповедников составляет чуть больше 1% от территории страны.
Количество заповедников в нашей стране то росло, то сокращалось. Так, в 1951 году было ликвидировано 88 из 128 тогдашних заповедников, а их общая площадь сократилась с 12,5 млн. га до 1,5 млн. в следующем десятилетии. Количество заповедников в Советского Союзе и занимаемая ими площадь вновь выросла – до5 млн. га, а потом опять часть этой площади была пущена «под нужды народного хозяйства».
После распада СССР площадь заповедников существенно увеличилась. Если в 1991 году их было немногим больше 20, то в начале 21 века в России насчитывается уже более 100 природных заповедников, занимающих территорию 33,7 млн. га. В их число входят и заповедники – гиганты, чья площадь составляет более 1 млн. га: Большой Арктический, Командорский, Усть – Ленинский, Кроноцкий и др. Расскажем о некоторых из них…

Большой Арктический заповедник


Медведи бродят и песцы,
Горланят гуси – крикуны.
Живет все это в тишине,
В далекой Арктике.

Это самый крупный из всех российских заповедников, его площадь составляет 4 167 222 га. Кстати, Большой Арктический является и самым крупным по площади заповедником Евразии. Он не только самый большой в нашей стране, но и один из самых молодых: создан постановлением Правительства РФ 11 мая 1993 года. То, что он есть у России, очень важно, потому что Арктика нуждается в бережном отношении. Многие годы от этой части страны требовали только полезные ископаемые, которыми богаты полярные области. Нынче это «строгий природный резерват».
Какие задачи поставлены перед заповедником? Во-первых, изучение естественного хода природных процессов и явлений; во-вторых, восстановление здешнего животного и растительного мира, во многом сохранившегося со времен ледникового периода.
В отличии от многих других заповедников, Большой Арктический не имеет общей, замкнутой территории; он состоит из 35 обособленных участков, в которых входят некоторые острова и целые архипелаги, примыкающие к полуострову Таймыр и находящиеся в акватории Карского моря, одного из морей Северного Ледовитого океана. К территории заповедника относится, и часть материковой суши, находящейся на полуострове Таймыр. Контур, который охватывает территорию заповедника, осложняется ещё и тем, что внутри заповедных участков находятся такие, где разрешена хозяйственная деятельность (в том числе добыча полезных ископаемых), а также участки действовавших здесь когда – то метеостанций, поселков и т.п. одним словом, огромные заполярные и очень сложные просторы.

Просторы тундры велики
И долго можно там брести.
Ходить по сопкам в тишине
И созерцать весь мир извне.
Идешь по тундре не спеша
И солнце светит свысока.
Полярный день вокруг стоит
И светом всех всегда дивит.
Здесь сопки волнами лежат,
Узоры разные чудят.
Не разгадать нам ни когда
Загадку мастера - творца.
Вокруг цветы и красота,
И воздух свежий здесь всегда.
Раздолье ветрам и душе
В просторах тундры нам везде.
Игорь Антипин

Какова природа заполярных мест? О Крайнем Севере многие из вас слышали, читали, видели фотографии в учебниках, в познавательной литературе, но не представляют себе, что такое полярная ночь, как что- то вообще может расти там, где вечная мерзлота уходит вглубь земли на десятки и сотни метров? Чем питаются здешние животные и сколько их? Главное: зачем эта «мёртвая земля» нужна? Попробуем разобраться в этих вопросах…
Большая часть территории заповедника относится к под зоне арктических тундр, а самые северные участки (побережье и острова) – к зоне арктических пустынь. Вам ведь известно, что кроме жарких засушливых пустынь Средней Азии, Африки и Австралии, где царствует раскаленный камень и сыпучий песок, существует и арктические пустыни. Летом это ощетинившаяся высокими кочками равнина, поблескивающая гладями бесчисленных озёр, болот; а также колючие осыпи растрескавшихся камней. А зимой – бескрайняя снежная территория, которую ни пройти, ни проехать…


Бреду по тундре не спеша,
Смотрю вокруг во все глаза.
И отмечаю, что растет,
Кто пробежит и где живет.
Ковер кустарником кругом
Дает для многих тихий дом.
И камнеломки расцвели
Различным цветом от души.
А сопок дивных перелив
Укрыл причудливый залив.
С избушкой старой рыбаков,
Из прошлых, древних мирных снов.
Вдали виднеется скала –
Галдят гагары там всегда.
Ведут беседы без конца
И славят свой базар сполна.
Бродить неспешно хорошо –
Прохладно дышится, легко.
По сопкам медленно иду
И все в округе осмотрю.
Игорь Антипин

Снег обычно укутывает тундру своим «одеялом» в конце августа – начале сентября, а снежный устойчивый покров образуется к середине сентября. Тает он поздно (если вообще тает), и бесснежный период продолжается всего от 100 до 60дней в году.

Пустынно в Арктике зимой,
Кругом снега лежат горой,
Ветра колючие ревут –
Все на пути своем сметут.
Снег здесь повсюду и везде.
Он сам колдует в тишине,
Различны формы создает –
Причудность зимнюю блюдет.
Несутся тучи над землей,
Всё закрывая пеленой.
Лишь только сумрачная мгла
Сама хозяйствует сполна.
Зима по Арктике идет
И тонус жизни задает.
Она здесь длительно живёт –
Свой праздник вечно создает.
Игорь Антипин

Растительность на Крайнем Севере нельзя сказать, что богатая, но и не бедная. Она только очень скромная, не всегда бросается в глаза даже опытному путешественнику и подчас умело маскируется под цвет камней и обширных болот.


Ивa Арктичecкaя


Арктическая красная толокнянка


Полярный мак


Мятлик Арктический

Основные обитатели здешних тундр и пустынь – травы,




мхи и лишайники; список их составляет около 300 наименований.




Поздней весной, когда некоторые из полярных растений цветут,


тундра необычайно красива, и человек порой забывает, что он находится за Полярным кругом, где зимой трещат морозы, достигающие 60 градусов.
Во флоре Большого Арктического заповедника выявлено 15 видов грибов; большинство из них пластинчатые, но есть и хорошо знакомые нам белые и подберезовики.


Правда, в условиях полярной тундры, где березки представлены карликовым подвидом, едва достигшим в высоту 10- 15 см, выросшие рядом с ними грибы – гиганты правильнее было назвать не подберезовиками, а над-березовиками. Собрать их в тундре гораздо легче, чем в густом лесу: многие грибы видны с расстояния десятков метров. Вот только сбор грибов, как и рыбалка, и охота, в заповедниках запрещены...
В заповеднике обитают 124 вида птиц, причем не менее 55 видов гнездится на этой территории, выводят птенцов. Местный климат не мешает жить и многим млекопитающим. Прекрасно чувствуют себя белые медведи, дикий северный олень (на Таймыре находится самое крупное в мире стадо этих оленей);


белые медведи


дикий северный олень

Песцы, росомахи, горностаи, лемминги.


песцы


росомаха


горностай


лемминги

Но самым экзотическим животным в здешних местах можно считать овцебыка – современника мамонта, шерстистого носорога и пещерного медведя.


овцебык


шерстистый носорог


пещерные медведи

Дальние предки современных овцебыков жили более 10 млн. лет назад в высокогорьях Центральной Азии. А около 3.5 млн. лет назад, климат стал заметно холоднее, они спустились с Гималаев и распространились по территории Сибири и всей северной Евразии. Перебравшись по существовавшему в то время сухопутному мосту между Азией и Америкой (на его месте сейчас Берингов пролив), быки распространились и по Североамериканскому континенту.
Кроме сухопутных животных на территории заповедника водится и 4 морских вида: моржи, белухи, нерпы и морские зайцы (лахатки),


моржи


белуха


нерпа


морской заяц (лахатка)

А также 29 видов рыб (как морских, так и речных). Животный и растительный мир Заполярья разнообразием не отличается. Но он – увлекателен. Ведь обитателям этих мест приходится чуть ли не 300 дней в году доказывать перед суровой природой свое право на существование.

Тайна записной книжки
Почему арктическая природа гораздо более ранима, чем природа южная? Если в индийских джунглях прорубленная человеком дорога, заброшенный город покрываются буйной растительностью за 5 7 лет, так что и следа от них не сыщешь, то в тундре все не так. След гусеничного вездехода, оставленный разведчиками недр, «живёт» десятки лет. Этот особенно хорошо видно с борта вертолета, летящего низко над землёй. Основной разрушитель – ветер и мороз, но они без «помощи» человека быстро с этой задачей не справляются…
Три года назад Большой Арктический заповедник стал частью ещё более крупного – государственного объединения «Заповедники Таймыра»


"Природа способна привести тебя к тишине и спокойствию. Это ее дар тебе. Когда ты воспринимаешь природу и соединяешься с ней в этом поле тишины, то твоя осознанность начинает пронизывать это поле. Это твой дар природе."
Экхарт Толле. "О чем говорит тишина"

Галичья Гора


Заповедник Галичья Гора находится в самом сердце европейской России, в Липецкой области, и считается одним из самых маленьких заповедников в мире.
Это верховья знаменитой в нашей истории реки Дон. Интересны здешние места в первую очередь уникальной растительностью и не менее уникальной фауной.
Первые упоминания об этих краях можно найти в документах времен Ивана Грозного, когда в урочище Галичья Гора был сооружен сторожевой пост, входивший систему пограничных укреплений Московии. Больше ничем эта местность в истории России вроде бы не была отмечена, пока в 1882 году ученые Московского университета не обнаружили здесь редчайшие, совсем не характерные для Русской равнины виды растений, которые до тех пор находили только в горных районах Кавказа, Алтая и Альп.





Это была сенсация, но до организации заповедника дело тогда не дошло, хотя в эти края началось настоящее паломничество ботаников. Заповедником Галичья Гора стала в 1925 году, когда этот редчайший уголок природы был буквально спасен от уничтожения. В ту пору это был всего – на всего седьмой по счету заповедник страны…
Чем же так интересен этот заповедник, состоящий из шести отдельных участков (Галичья Гора, Морозова Гора, Воронов Камень, Воргольское, Плющань, Быкова Шея – названия – то какие), объединенный одним научным коллективом и общими задачами – сохранить то, что нам подарила природа? Здесь находятся причудливые скалы с пещерами, узкими трещинами и воронками. Всё это – результат размыва известняков грунтовыми и дождевыми водами, многолетней работы ветра. На этих – то скалах и кипит жизнь, совсем не похожая на жизнь окружающих степных районов. Ученые здесь насчитали 650 видов растений, многие виды которых уже в нескольких километрах не увидишь. Доказано, что здешние места – небольшой островок древней природы, который сохранился со времен последнего ледникового периода. На одном из участков, на узком и крутом склоне, вытянулась знаменитая «хризантемовая полянка», которую один из исследователей здешних мест – С.В. Голицын назвал «как бы каким – то чудом занесенным к нам в Среднюю Россию уголок алтайского горного луга со множеством сибирских растений…». Но кроме участков горной степи здесь есть и густые дубравы, где свой мир животных и растений.
В 1990 году в заповеднике и был открыт питомник хищных птиц, занесенных в Красную книгу РФ. Это беркуты, орлы – могильщики, соколы – бакланы, сапсаны и некоторые другие птицы.


беркут


орел – могильщик


сокол – баклан

Все они находятся под угрозой исчезновения, а на территории заповедника для них созданы все условия – выводите птенцов в полной безопасности.
В отличие от многих других заповедников, сюда довольно легко попасть, но не в одиночку, а в составе специальных экскурсий. Экскурсантов здесь бывает много. Их проводят по специальной «экологической тропе», дают возможность побывать в музее заповедника и посетить вольеры с хищными птицами. Некоторые любители природы даже живут летом в специальных лагерях и под руководством ученых принимают участие в изучении растений, птиц и зверей. А изучать здесь есть что: на очень небольшой территории заповедника выявлено 974 вида разных растений, 838 видов грибов, описано 573 вида бабочек, 132 вида пауков, 749 видов ос, пчел и шмелей. Кроме того здесь живут десятки видов млекопитающих (в том числе лось и кабан), в чистых реках и ручьях водятся многочисленные виды рыбы, а по их берегам – земноводные, пресмыкающиеся и прочая живность, без которых наша планета не была бы такой интересной.

Тайна записной книжки
Созданные заповедники – это своеобразное «покаяние» людей перед природой. В поисках пропитания (а то и просто забавы) человек истребил множество животных и растений. Только за последние 300 лет с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц и несколько сотен беспозвоночных и растений. В Нью-йоркском зоопарке есть символическое кладбище, где установлены около 200 памятников исчезнувшим животным. По подсчетам ученых, к середине нашего века исчезнет еще около 20 тыс. видов растений и не менее 50 видов животных. Так, может быть, именно заповедники помогут нам сохранить хотя бы часть «лица» нашей планеты.

Густые травы заповедные
Хранят великое безмолвие
Мир уникальный, мир заветный
Храним для будущих потомков.

Внеклассное мероприятие по экологии в библиотеке, 6-8 класс

Елена Нестерук
Сценарий досуга «Международный день заповедников»

Цель :

Познакомить с понятиям "заповедник " и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном мире заповедника ;

Закрепить представления детей об «этажах» леса;

Закреплять правила поведения в заповеднике ;

Познакомить с заповедниками Москвы и Московской Ю области;

Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;

Воспитывать у детей доброе отношение к природе на примере родного края.

Демонстрационный материал : карта России, фотографии заповедника , иллюстрации растительного и животного мира заповедников , экологические знаки

Раздаточный материал : цветные карандаши, листы белой бумаги (круг)

Предварительная работа : заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, наблюдение за деревьями на участке детского сада, привлечение родителей к подготовке досуга .

Ход занятия:

Воспитатель : «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин) .

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(солнце)

Воспитатель : Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Воспитатель : А без воздуха можем мы прожить?

(Ответы детей) .

Воспитатель :

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

(вода)

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

(ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(гриб)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

(пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель : Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Ответы детей.

Воспитатель : А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель : А могут ли люди погубить природу?

Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель : Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники .

Воспитатель : Что же такое заповедник ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Заповедник - это место , где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест .

Ребята, как чудесен заповедник ! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели

Физкультурная пауза :

Мы в заповеднике друзья (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

В нашем заповедном лесу свой порядок – по «этажам»

Воспитатель : Дети, вспомните этажи леса и встаньте так, как они растут в этом лесу.

Дети встают лесенкой :

1 – й этаж – мхи и лишайники;

2 – й этаж – грибы;

3 – й этаж – ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;

4 – й этаж – можжевельник и рододендрон;

5 – й этаж – клен и береза;

6 – й этаж – ель и сосна

Молодцы, ребята, вы выстроили дом правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем о себе.

Растения 1 – го этажа :

Мы растения плотно прижимаемся к тому, на чем растем, по нам можно определять направление сторон света.

Курчаво свившись, мох зелёный

Покрыл валежник, почву, пни,

Залез на комель толстый, чёрный

Совсем дряхлеющей сосны. (А. Второв)

Растения 2 – го этажа :

Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов.

Нас называют сморчками, мы первые весенние грибы

Из-под снега прямо

Смятая панама –

Вылезает старичок

По прозванию Сморчок.

Под землёй не усидел,

Знать, весною много дел. (Ю. В. Шабай)

Растения 3 – го этажа :

Мы травянистые растения, лекарственные.

Я – ландыш – занесен в Красную книгу.

Ландыш серебристый вырос на опушке.

Белый колокольчик нежной красоты.

Маленький подарок от Весны – подружки,

На ковре зелёном – скромные цветы.

Мы – ягоды. Я – черника, я – земляника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.

Любят все чернику очень,

Ягодки чернее ночи.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

Растения 4– го этажа :

Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник, а я – рододендрон

На открытых местах, на песках и где ельник

Дикий полезный растет МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

Растения 5 – го этажа :

Мы деревья, но не самые высокие

Я - клен, цвету до распускания листвы, меня опыляют пчелы.

Старый клен стоит один,

Весь во мху затшалом.

На опушке у руин,

И скрипит устало.

Я – береза, светолюбивая, сею много семян. Подо мной поселяются теневыносливые деревья, которые потом могут привести к моей гибели

Белой зовут по коре

Кудрявой зовётся по кроне.

Сказочный вид на заре

Лес в золотой короне.

Растения 6 – го этажа :

Ель и сосна : хвойные растения, мы самые высокие жители заповедника .

Какой бы лютый холод не был

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Могучих сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса –

Природы дивная краса.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у нас в Москве и Подмосковье тоже есть заповедники ?

Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.

Дети рассказывают, демонстрируя иллюстрации растительного и животного мира заповедников .

1. Национальный парк «Лосиный остров»

Самый большой лесопарк Европы в черте города,. Лосиный остров всегда славился богатством животного мира. Здесь живут пятнистые олени, лоси, кабаны, норка, белка, ондатры, бобры. Огромная, просторная территория национального парка позволяет полостью позабыть о близости шумного мегаполиса. Около 80 процентов парка занимают леса : березняки, хвойные, широколиственные. Головокружительно свежий воздух, дикая русская природа и шанс сфотографировать оленя или лося в естественной среде.

2. Приокско-Террасный биосферный резерват

На левом берегу Оки, неподалеку от Серпухова, сохранился островок нетронутой природы – Приокско-террасный заповедник . На этой охраняемой природной территории растет около 1000 видов редких и уникальных растений в окружении сосновых деревьев. В заповедной зоне обитают самые разные животные : лось, кабан, волк, выдра, рысь, олень и многие другие млекопитающие. Над заповедником весной и летом кружат зяблики, мухоловки, синицы и ястребы.

3. Завидовский заповедник

Национальный парк, разместившийся на территории Московской и Тверской областейявляется одним из самых экологически чистых мест на планете! Здесь есть лиственные, хвойные и смешанные леса, великолепные луга и разнообразные водные растения. В местных лесах растет смородина и малина, черемуха, клюква и брусника. Некоторые места похожи на картинки из сказок или любимых многими мультфильмов про сказочные леса, где под каждым листом кроется ягода. Животный мир Завидовского заповедника не менее разнообразен : ученые насчитали здесь до 41 вида млекопитающих. В водоемах плавает сазан, щука, лещ, налим, окунь и судак.

4. Журавлиная родина

Государственный заказник расположен на территории Дубненского болотного массива - крупнейшего в Московской области. Лучшее время для поездки на "Журавлиную родину" - с 20-х чисел августа и до конца сентября. В это время птицы собираются в стаи по нескольку тысяч журавлей и то и дело взмывают в небеса. Но и в другое время года путешественнику будет на что посмотреть. Журавлей здесь так много, что они нередко выходят на лесные тропинки и даже к автодорогам.

5. Национальный парк «Плещеево озеро»

Крупнейший пресноводный водоем на европейской территории страны. Плещеево озеро – уникальное озеро ледникового происхождения.

Национальный парк отличает богатство флоры и фауны : здесь можно встретить 710 видов растений (35 из них занесены в Красную Книгу России, 60 видов диких животных и 210 видов птиц. Удивительный по красоте островок по-настоящему русской природы!

6. Ландшафтный заказник «Тёплый Стан» (зона отдыха «Тропарево» )

Одно из самых живописных мест юго-запада столицы. Заказник расположен на Теплостанской возвышенности, здесь находится высшая точка Москвы. По территории заказника протекает река Очаковка. Ее исток, долина и приток, а также родник Холодный близ Конькова, который дарил людям воду еще 800 лет назад, объявлены памятниками природы. На реке создан большой пруд, вокруг которого расположена зона отдыха. Здесь обитают кроты и белки, зайцы и ласки, гнездятся дятлы, поползни, сойки, певчие дрозды и соловьи.

7. Черустинский лес

Большой лесной массив на крайнем востоке Московской области, самый крупный в Шатурском районе. Эта местность - часть знаменитой Мещеры, края болот, лесов и озер. Лесной массив состоит из чередующихся участков дубрав, липняков, высокоствольных и заболоченных сосняков, черноольшаников и других типов леса. По всему массиву разбросаны небольшие болота : верховые с клюквой, переходные с приземистой березой, низинные, а также сенокосные поляны. Это место является превосходным местом для наблюдения за серыми журавлями, без встречи с которыми вылазка вряд ли обойдется.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Для этого нужно запомнить несколько правил :

1. На природе запоминать увиденное .

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не ломать паутинки.

11. Не разжигать костров.

12. Не разорять муравейники.

В каждом заповеднике есть знаки . Я предлагаю вам придумать и нарисовать знаки, которые покажут людям, как правильно вести себя в заповеднике .

(самостоятельная деятельность детей под музыку Ю. Антонова "Не рвите цветы")

«Экологическое путешествие»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

  • показать значимость природы в нашей жизни;
  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
  • способствовать оздоровлению и физической активизации детей;
  • приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

  • способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;
  • повысить уровень экологической культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес ребят;
  • развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День работников леса (18 сентября)
  3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
  4. Международный День птиц (1 апреля)
  5. Всемирный День Воды (Водных ресурсов). (22 марта)
  6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
  7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)
  8. Всемирный день туризма (27 сентября)
  9. Всемирный День защиты животных (4 октября).
  10. День заповедников и национальных парков- 11 января
  11. Всемирный День охраны здоровья- 7 апреля
  12. День подснежника- 19 апреля –
  13. Международный День бездомных животных 16 августа
  14. Всемирный День домашних животных 30 ноября

Справка

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый « День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Приво́лжская лесосте́пь - государственный природный заповедник в Пензенской области , в лесостепной зоне Среднего Поволжья России . Заповедник создан в 1989 году для сохранения зональных степей северного типа и лесных комплексов. Заповедник включает 5 кластеров (участков), расположенных в западной части Приволжской возвышенности на территории Пензенской области и частично (охранная зона) в Ульяновской области . Общая площадь заповедника - 8326 гектаров. Заповедник «Приволжская лесостепь» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира , отдельных видов и сообществ растений и животных , типичных и уникальных экологических систем .

«Приволжская лесостепь» является преемником ранее существовавшего в Пензенской области заповедника. По ходатайству И. И. Спрыгина и возглавляемого им Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) в 1919 г. была заповедана «Попереченская степь» (площадью 100 десятин) - третий заповедник России (после Баргузинского и Астраханского). В 1920 г. были организованы еще два заповедника: «Сосновый бор» (300 га) и «Сфагновые болота» (100 га) в правобережной части реки Суры близ г. Пензы. Эти три заповедника в 1924 г. были взяты на государственное содержание и организовано управление Пензенского государственного заповедника Главного управления науки Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. в состав заповедника вошли «Арбековский лесостепной участок» (180 га) и «Белокаменский парк» (47 га). В 1927 г. в Пензенский заповедник был включен Жигулевский участок (2300 га), несколько позже были заповеданы еще некоторые территории Самарской области, а сам заповедник переименован в Средне-Волжский, в 1937 г. в - Куйбышевский. В 1929 г. в заповедник включена «Кунчеровская степь» (300 га; Пензенская область), а в 1930 г. - степной участок «Козявка» (1364 га; Оренбургская область). Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 г. (как и еще почти сотня других, он был ликвидирован по решению Правительства РСФСР); большая часть охраняемых им лесных комплексов не сохранилась. Позже, в 1957 г. был восстановлен заповедный режим Жигулевского участка (Жигулёвский государственный природный заповедник имени И. И. Спрыгина ). Заповедные участки Пензенской области попали в ведение Министерства совхозов РСФСР и только благодаря усилиям ученых и любителей природы, в 1965 г. некоторые из них («Попереченская степь», «Кунчеровская степь» и «Белокаменский парк») получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения. Впоследствии, в 1989 г. «Попереченская степь» и «Кунчеровская степь» вошли в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

В заповеднике выявлено более 860 видов сосудистых растений , что составляет 55 % видового состава флоры Пензенской области . Из нуждающихся в охране видов сосудистых растений, на территории заповедника «Приволжская лесостепь» более 70 видов, в их числе 9 видов занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2008): ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla), ковыль перистый (Stipa pennata), ковыль красивейший (Stipa pulcherrima), ковыль Залесского (Stipa zalesskii), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), ирис безлистный (Iris aphylla), надбородник безлистный (Epipogium aphyllum), пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra), неоттианта клобучковая (Neottianthe cucullata) и 58 видов включены в Красную книгу Пензенской области (2002).

«Кунчеровская лесостепь» (1024 га) располагается на высоком плакоре и склонах различной экспозиции в левобережье реки Кадады (на границе Камешкирского, Кузнецкого и Неверкинского районов близ с. Ст. Чирчим). Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной. Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.

«Островцовская лесостепь» (352 га) располагается на правобережной части надпойменной террасы реки Хопер (в Колышлейском районе, близ с. Островцы). Современная структура растительного покрова представляет собой комплекс различных вариантов растительности с преобладанием лесков из клёна татарского и черёмухи обыкновенной, зарослей мезофильных и ксеромезофильных кустарников, а также дерновинно-злаково-разнотравных степных ассоциаций, площадь которых ежегодно уменьшается из-за процессов закустаривания и залесения степи. Флористическое богатство - 542 вида сосудистых растений.

«Попереченская степь» (252 га) располагается на плакоре и склонах балок в верховьях реки Хопёр (на границе Каменского и Пензенского районов, близ с. Поперечное). Преобладают дерновинно-злаково-разнотравные степные и разнотравно-корневищные (наземновейниковые и безостокострецовые) ассоциации; характерны заросли степных кустарников. Флористическое богатство - 475 видов сосудистых растений.

«Верхнесурский лесной участок» (6334 га) располагается на древних речных террасах в верховьях реки Суры (на северо-востоке Кузнецкого района , близ с. Часы). Преобладают сосновые леса (в основном, травяно-кустарничковые, зеленомошные и лишайниковые; часто искусственные насаждения) и вторичные по происхождению березняки. Небольшие площади занимают осинники, дубравы и ольшаники, а также озёра, переходные и сплавинные болота. Флористическое богатство - 586 видов сосудистых растений.

«Сосновый бор на Кададе» или «Борок» (399 га) располагается в левобережной части поймы и надпойменной террасы реки Кадады (на севере Камешкирского района, близ с. Шаткино). Характерны сосновые леса (искусственного происхождения), реже - дубравы и, возникшие на их месте, мелколиственные леса. Значительные площади занимают низинные болота и ольшаники. Флористическое богатство - 530 видов сосудистых растений

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

– голубь… (воркует);

– глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

– журавль… (курлычет);

– воробей… (чирикает);

– ворона… (каркает);

– индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

– медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

– свинья… (хрюкает);

– олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

– комар… (пищит, крыльями);

– кузнечик… (стрекочет);

– шмель… (жужжит, гудит);

– пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  4. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

1 З

2 К

3 П

4 Э

5 Ж

9 Б

6 Б

7 Д

8 Н

10 Л

11 У

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.
  • Предметы из нее мало весят.
  • При поджигании плохо пахнет и много черного дыма
  • Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

  • У нас ее получают из дерева.
  • Она легко горит.
  • Из нее получается очень много мусора.
  • На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3. Его делают из песка.

  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Когда падает, оно разбивается.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим.
  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

  • Этим мы пользуемся каждый день.
  • Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  • Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
  • С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.


«Экологическое путешествие»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню заповедников и национальных парков

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!

Цель:

    показать значимость природы в нашей жизни;

    привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

    способствовать оздоровлению и физической активизации детей;

    приобщить к соблюдению ЗОЖ.

Задачи:

    способствовать формированию межличностных отношений в группе, сплочению коллектива;

    повысить уровень экологической культуры;

    воспитывать бережное отношение к природе;

    развивать познавательный интерес ребят;

    развивать интерес к спорту и ЗОЖ.

Ход игры:

Все учащиеся делятся на команды. При входе в кабинет каждый ученик выбирает квадрат любого из предложенных 4 цветов. В зависимости от выбранного цвета ученик садится за стол, на котором расположен квадрат «его» цвета. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название своей команде.

1 конкурс “Экологические даты и праздники”

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники и мероприятия:

    Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

Справка

По случаю совместных договоренностей WWF (Всемирный фонд дикой природы) с Центром охраны дикой природы возник так называемый «День заповедников и национальных парков ». Это событие произошло 11-го января 1997 г., и с тех пор «День заповедников и национальных парков» отмечается ежегодно.

Дата одиннадцатое января была определена неспроста! Именно в этот календарный день 1916-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием « Баргузинский ».

Ранее на Руси охраняли только угодья (заказники) для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1916 г., имел государевы привилегии. Цель сего заповедника - охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале.

В недалеком одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом году, ЮНЕСКО присвоило Баргузинскому заповеднику значение биосферного, что позволило ему вступить в World Network of Biosphere Reserves(Всемирная сеть биосферных резервов). Теперь данный заповедник является неотъемлемой составляющей мирового наследия и так называемого заповедного ожерелья, состоящего из таких заповедников, как Байкало-Ленский, Байкальский, само озеро Байкал, а также Забайкальский национальный парк.

Наша страна насчитывает около ста заповедников, площадь которых превышает тридцать три миллиона гектар, что сопоставимо по занимаемой площади с 1.58% всей территории России. Также наша необъятная Родина имеет тридцать пять национальных парков, площадь которых равна семи миллионам гектар. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Приво́лжская лесосте́пь - государственный природный в , в лесостепной зоне Среднего . Заповедник создан в 1989 году для сохранения зональных северного типа и лесных комплексов. Заповедник включает 5 кластеров (участков), расположенных в западной части на территории и частично (охранная зона) в . Общая площадь заповедника - 8326 гектаров. Заповедник «Приволжская лесостепь» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда и , отдельных и сообществ и , типичных и уникальных .

«Приволжская лесостепь» является преемником ранее существовавшего в Пензенской области заповедника. По ходатайству и возглавляемого им Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ) в 1919 г. была заповедана «Попереченская степь» (площадью 100 десятин) - третий заповедник России (после Баргузинского и Астраханского). В 1920 г. были организованы еще два заповедника: «Сосновый бор» (300 га) и «Сфагновые болота» (100 га) в правобережной части реки Суры близ г. Пензы. Эти три заповедника в 1924 г. были взяты на государственное содержание и организовано управление Пензенского государственного заповедника Главного управления науки Наркомпроса РСФСР. В 1925 г. в состав заповедника вошли «Арбековский лесостепной участок» (180 га) и «Белокаменский парк» (47 га). В 1927 г. в Пензенский заповедник был включен Жигулевский участок (2300 га), несколько позже были заповеданы еще некоторые территории Самарской области, а сам заповедник переименован в Средне-Волжский, в 1937 г. в - Куйбышевский. В 1929 г. в заповедник включена «Кунчеровская степь» (300 га; Пензенская область), а в 1930 г. - степной участок «Козявка» (1364 га; Оренбургская область). Куйбышевский заповедник просуществовал до 1951 г. (как и еще почти сотня других, он был ликвидирован по решению Правительства РСФСР); большая часть охраняемых им лесных комплексов не сохранилась. Позже, в 1957 г. был восстановлен заповедный режим Жигулевского участка ( ). Заповедные участки Пензенской области попали в ведение Министерства совхозов РСФСР и только благодаря усилиям ученых и любителей природы, в 1965 г. некоторые из них («Попереченская степь», «Кунчеровская степь» и «Белокаменский парк») получили статус памятников природы и уцелели от уничтожения. Впоследствии, в 1989 г. «Попереченская степь» и «Кунчеровская степь» вошли в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

В заповеднике выявлено более , что составляет 55 % видового состава . Из нуждающихся в охране видов сосудистых растений, на территории заповедника «Приволжская лесостепь» более 70 видов, в их числе 9 видов занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2008): ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla), ковыль перистый (Stipa pennata), ковыль красивейший (Stipa pulcherrima), ковыль Залесского (Stipa zalesskii), рябчик русский (Fritillaria ruthenica), ирис безлистный (Iris aphylla), надбородник безлистный (Epipogium aphyllum), пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra), неоттианта клобучковая (Neottianthe cucullata) и 58 видов включены в (2002).

«Кунчеровская лесостепь» (1024 га) располагается на высоком плакоре и склонах различной экспозиции в левобережье реки Кадады (на границе Камешкирского, Кузнецкого и Неверкинского районов близ с. Ст. Чирчим). Характерны дубравы, сосновые леса (искусственные насаждения) и вторичные по происхождению осинники и березняки; степные сообщества занимают пятую часть территории и представлены, в основном, ассоциациями разнотравно-дерновинно-злаковой степи с молодым подростом сосны обыкновенной. Флористическое богатство - 555 видов сосудистых растений.

«Островцовская лесостепь» (352 га) располагается на правобережной части надпойменной террасы реки Хопер (в Колышлейском районе, близ с. Островцы). Современная структура растительного покрова представляет собой комплекс различных вариантов растительности с преобладанием лесков из клёна татарского и черёмухи обыкновенной, зарослей мезофильных и ксеромезофильных кустарников, а также дерновинно-злаково-разнотравных степных ассоциаций, площадь которых ежегодно уменьшается из-за процессов закустаривания и залесения степи. Флористическое богатство - 542 вида сосудистых растений.

«Попереченская степь» (252 га) располагается на плакоре и склонах балок в верховьях реки Хопёр (на границе Каменского и Пензенского районов, близ с. Поперечное). Преобладают дерновинно-злаково-разнотравные степные и разнотравно-корневищные (наземновейниковые и безостокострецовые) ассоциации; характерны заросли степных кустарников. Флористическое богатство - 475 видов сосудистых растений.

«Верхнесурский лесной участок» (6334 га) располагается на древних речных террасах в верховьях реки (на северо-востоке , близ с. Часы). Преобладают сосновые леса (в основном, травяно-кустарничковые, зеленомошные и лишайниковые; часто искусственные насаждения) и вторичные по происхождению березняки. Небольшие площади занимают осинники, дубравы и ольшаники, а также озёра, переходные и сплавинные болота. Флористическое богатство - 586 видов сосудистых растений.

«Сосновый бор на Кададе» или «Борок» (399 га) располагается в левобережной части поймы и надпойменной террасы реки (на севере Камешкирского района, близ с. Шаткино). Характерны сосновые леса (искусственного происхождения), реже - дубравы и, возникшие на их месте, мелколиственные леса. Значительные площади занимают низинные болота и ольшаники. Флористическое богатство - 530 видов сосудистых растений

2 конкурс викторина «Кто как разговаривает» (задания распечатаны и лежат на столах каждой команды)

Задание – вспомните, как «разговаривают» следующие птицы и звери:

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

шмель…

жужжит, гудит

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

олень…

хоркает

слон…

трубит

комар…

пищит, крыльями

голубь… (воркует);

глухарь… (токует);

– утка… (крякает);

– филин… (ухает);

– гусь… (гогочет);

журавль… (курлычет);

воробей… (чирикает);

ворона… (каркает);

индюк… (кулдыкает);

– лиса… (лает);

медведь… (ревет);

– коза… (блеет);

– конь… (ржет);

свинья… (хрюкает);

олень… (хоркает);

– слон… (трубит);

комар… (пищит, крыльями);

кузнечик… (стрекочет);

шмель… (жужжит, гудит);

пчела… (жужжит, гудит);

3 конкурс «Зоотеатр».
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
Улетающие на юг журавли
Добывающие еду аисты
Утка с выводком
Муравьи на охоте

4 конкурс. Нарисовать экологические знаки

Вы все знаете, что поведение на дорогах регулируются знаками дорожного движения. Но существуют и знаки, которые должны регулировать наше поведение на природе. Давайте познакомимся с ними. Объясните мне, что означают следующие знаки.

А теперь каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат.

    Не рви цветы.

    Нельзя разорять муравейники.

    Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

    В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.

Небольшой перерыв (игра)

Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!

5 конкурс “Разгадай кроссворд”

1 З

А

К

А

З

Н

И

К

2 К

Р

А

С

Н

А

Я

3 П

Р

И

Ш

В

И

Н

4 Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

5 Ж

У

Р

А

В

Л

Ь

9 Б

6 Б

Е

Р

Е

З

А

А

7 Д

У

Б

Р

8 Н

А

Л

И

М

10 Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

У

11 У

Т

К

И

К

1.Территория, на которой охраняются природные компоненты.

2. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране?

3.Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.

4.Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.

5.Назовите большую болотную птицу с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи птицу?

6.Какое дерево считается священным на Руси, символ России?

7. Какое дерево считается священным в Чувашии?
8.Какая рыба переносит самые лютые морозы и вымётывает икру в декабре?

9.Назовите зверька, уничтожающего насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящего большую пользу сельскому хозяйству?

10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?

11. Какие птицы изображены на гербе Новочебоксарска?

6 Тур “Сложи пословицу”

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело само себя хвалит.


Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты - прощай птицы.


Увидел скворца - весна у крыльца.
Искру туши до пожара, отведи беду до удара.


Рощи да леса - родного края краса.
Судьба природы - судьба Родины.

7 конкурс «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

    У меня очень много игрушек сделано из нее.

    • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

      Предметы из нее мало весят.

      При поджигании плохо пахнет и много черного дыма

      Сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага).

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло).

4 Это то, без чего уже не может прожить человек.

    Этим мы пользуемся каждый день.

    Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

    Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

    С помощью этого все становится чище.

(СМС, стиральный порошок).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Подведение итогов. Награждение победителей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: