Схема боевой части зур роланд 3. Зенитно-ракетный комплекс Roland (Франция, Германия). Тактико-технические характеристики ракет

ЗРК «Роланд-2»

Франция/ФРГ

Изучив опыт войны на Ближнем Востоке, военные специалисты стран НАТО приступили к разработке зенитных ракетных комплексов, предназначенных для борьбы с высокоскоростными низколетящими воздушными целями.

ЗРК «Роланд» создавался в рамках совместной программы ФРГ и Франции и был принят на вооружение армий обоих государств в 1976 году. Комплекс выпускался в двух вариантах: невсепогодном и всепогодном. В состав невсепогодного французского варианта на шасси танка АМХ-30, обозначенного «Роланд-1», входят зенитные управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах, РЛС обнаружения цели с дальностью действия до 15 км, оптическое и инфракрасное устройства для сопровождения целей и ракеты, счетно-решающий прибор для радиокоманд. У всепогодного варианта («Роланд-2») на шасси БМП «Мардер» имеется также РЛС сопровождения цели и ракеты.

Транспортно-пусковые контейнеры размещаются по обеим сторонам башни установки. ЗУР «Роланд» - одноступенчатая, выполненная по обычной аэродинамической схеме и оснащенная твердотопливным двигателем с маршевым и стартовым режимами. Система наведения ракеты - радиокомандная. Кроме двух готовых к пуску ракет, в машине располагаются еще 8 ЗУР в двух магазинах револьверного типа. Автоматическая перезарядка осуществляется за 10 секунд.

ЗРК «Ролачд» эффективен против воздушных целей, летящих со скоростью до 440 м/с. Ракеты с неконтактным взрывателем и кумулятивной боевой частью способны поражать самолеты на удалении от 0,5 до 6,2 км. Досягаемость по высоте находится в пределах от 20 до 3000 м.

Зенитные комплексы «Роланд» экспортировались в различные страны мира и состоят на вооружении ВВС США в Европе, армий Аргентины, Испании, Ирака, Нигерии, Катара и Венесуэлы. На основе «Роланда-2» разработан более мощный ЗРК «Роланд-3» с четырьмя готовыми к пуску ракетами.

Тактико-технические данные

Обозначение: Roland 2

Тип: ЗРК

Экипаж, чел.: 3

Боевой вес, т: 32,5

Длина, м: 6,9

Ширина, м: 3,24

Высота, м: 2,92

Вооружение: ЗУР «Роланд» (10 шт.), 7,62-мм пулемет

Двигатель: MTU MB 833 Еа-500 мощностью 600 л.с.

Макс. скорость , км/ч: 70

Запас хода, км: 520

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Франция 75-мм пушка обр. 1897 г Во Франции в период Первой мировой войны эта пушка стала такой же национальной легендой, как в России знаменитая «трехдюймовка». Французы считают, что именно благодаря скорострельности «семьдесятпяток» удалось выиграть все решающие

Из книги Британские асы пилоты «Спитфайров» Часть 1 автора Иванов С. В.

Франция 105-мм пушка Бурже обр. 1935 г В середине 30-х годов французский арсенал больше походил на антикварную лавку, заполненную устаревшим вооружением времен Первой мировой войны. Громоздкие и тяжелые артсистемы полкового калибра мало подходили для ведения маневренных

Из книги Me 163 ракетный истребитель Люфтваффе автора Иванов С. В.

Франция 155-мм пушка TR На основе опыта боевого применения американских буксируемых орудий во Вьетнаме, а также по итогам различных военных маневров и учений в западных странах в 70-е годы приступили к созданию новых пушек и гаубиц на механической тяге. В качестве

Из книги Curtiss P-40. Часть 2 автора Иванов С. В.

Командир эскадрильи (уинг коммендер) Роберт Роланд Стэнфорд Так Родился в лондонском районе Кэтфорд, вступил в RAF в 1935 г., после прохождения курса обучения получил назначение в 65-ю эскадрилью, где летал на истребителе Глостер «Гладиатор». В начале 1939 г. эскадрилья была

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Франция Французам после войны досталось всего четыре «Кометы». Две из них принадлежали II./JG 400, дислоцированной в Гузуме, а две - Luftpark 4/XI в Киле/Хольтенау. Еще одну «Комету» Франции передали англичане (W.Nr. 310061), но может быть этот самолет входил в число четырех машин, о

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Бомбардировщики Первой Мировой войны автора Иванов С. В.

Франция Во Франции перед войной сложилась парадоксальная ситуация. Государство, которое имело сильнейшую в Европе армию, глубокие традиции самолетостроения, уходящие корнями к заре авиации, талантливых конструкторов, не имела современной авиации.Главной причиной, по

Из книги Истребители Первой Мировой войны. Часть 2 автора Иванов С. В.

Хруотланд (Роланд) «Песня о Роланде», это сокровище французского исторического эпоса, донесла до нас сведения о действительных, пусть и поэтизированных событиях европейского Средневековья. В песне воспет рыцарь Роланд, прообразом которого стал маркграф Бретани

Из книги А-20 Boston/Havoc автора Иванов С. В.

Роланд Хилл Будущий 1-й барон Хилл Альмарацкий и Хаукстоунский, пэр Англии, генерал сэр Роланд Хилл родился в 1772 г. в небольшом местечке Пресс-Холл близ Хаукстоуна. Он был вторым сыном и четвертым из шестнадцати детей Джона Хилла.Он выбрал жизненным поприщем армейскую

Из книги А-26 «Invader» автора Никольский Михаил

Роланд Неистовый (Хруотланд) Маркграф Бретани, правая рука Карла Великого, ставший героем «Песни о Роланде» Рыцарь Роланд, трубящий в рог«Песня о Роланде», это сокровище французского исторического эпоса, донесла до нас сведения о действительных, пусть и поэтизированных,

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

Франция Фарман MF.20 Авиационная фирма братьев Мориса и Анри Фармана в Биланкуре, департамент Сена, была одной из старейших во Франции. Ее основали в 1908 году, с самого начала фирма выпускала самолеты, сконструированные ее создателями. Братья работали как вместе, так и

Из книги автора

ЛФГ Роланд D.II Фирма «Люфтфарцойг Гезельшафт мбХ» («ЛФГ») действовала в Берлине с 1908 года. Первоначально руководство фирмы предполагало выпускать по лицензии американские самолеты «Райт», но благодаря хорошему конструкторскому коллективу решилось на создание

Из книги автора

Франция Первой страной, принявшей на вооружение самолеты DB-7, была Франция. Французские ВВС первыми применили самолеты этого типа в боевых действиях. Первые самолеты были получены французами в Санта-Монике 31 октября 1939 года. В соответствии с принятым тогда в Штатах

Из книги автора

Из книги автора

Франция ВВС Франции стали вторыми в мире после ВВС США по количеству состоящих в них самолетов А-26/В-26 «Инвейдер». Когда Франция основательно увязла в Индокитае, США стали оказывать ей военную помощь. Частью этой помощи стали самолеты «Инвейдер» модификаций А-26В и А- 26С. За

Всепогодный самоходный зенитный ракетный комплекс «Roland-2» с системой радиолокационного слежения за целью был разработан фирмой «Messerchmitt-Bolkow-Blohm» (ФРГ) совместно с «Aerospatiale-Matra» (Франция) и способен уничтожать цели, летящие со скоростью до M=1,2 на высотах от 15 м до 5,5 км и на дальностях от 500 м до 6,3 км. Первоначально комплекс создавался для нужд бундесвера, однако, ввиду явного преимущества нового комплекса перед ранее выпущенным ЗРК «Roland-1» командование французской армии приняло решение о переоборудовании части своих комплексов «Roland-1» в вариант «Roland-2». Такая возможность была предусмотрена разработчиками еще на этапе создания комплекса.
ЗРК «Roland-2» может размещаться на различных шасси: в ВС Франции - шасси среднего танка AMX-30, в бундесвере - шасси боевой машины пехоты «Marder». Боевой расчет ЗРК состоит из трех человек: водителя, командира и оператора.


Компоновка ЗРК «Roland-2», в целом, аналогична компоновке ЗРК «Roland-1». На унифицированной вращающейся башне установлены: балки для размещения ракет, антенна РЛС обнаружения, антенна РЛС сопровождения цели и ракеты, оптическая и инфракрасная системы сопровождения и антенна передатчика команд. Внутри корпуса пусковой установки смонтированы передатчики и приемники РЛС обнаружения целей и РЛС сопровождения цели и ракеты, счетно-решающее устройство, пульт управления, два магазина револьверного типа с восемью ракетами в транспортно-пусковых контейнерах, радиостанция, контрольно-измерительные приборы и источник электропитания. Наведение балок-держателей с контейнерами в угломестной плоскости производится автоматически по линии сопровождения цели, в азимутальной плоскости - поворотом башни.

От своего прототипа ЗРК «Roland-2» отличается наличием РЛС сопровождения цели и ракеты, которая обеспечивает функционирование комплекса в любое время суток вне зависимости от погодных условий.
ЗРК «Roland-2» ведет стрельбу теми же ракетами, что и ЗРК «Roland-1». Твердотопливная ракета имеет собственный вес 62,5 кг, вес осколочно-кумулятивной боевой части составляет 6,5 кг, включая 3.3кг взрывчатого вещества. Кроме контактного взрывателя, БЧ имеет также радиовзрыватель, обеспечивающий срабатывание на расстоянии до 4 м от цели. Радиус разлета 65 осколков составляет около 6 м. Ракета находится в герметизированном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и не требует осмотров и проверок. Вес снаряженного ТПК составляет 85 кг, длина - 2,6 м, диаметр - 0,27 м. Продолжительность работы твердотопливного стартового ракетного двигателя типа SNPE Roubaix с тягой 1600 кг составляет 1,7 с, он разгоняет ракету до скорости 500 м/с. Маршевый ракетный двигатель типа SNPE Lampyre имеет продолжительность работы 13,2 с. Максимальная скорость ракеты достигается при окончании работы двигателя. Минимальное полетное время, требуемое для вывода ракеты на траекторию, составляет 2,2 с. Время полета на максимальную дальность - 13-15 с.


Наведение ракеты на цель может производиться с помощью оптического инфракрасного прицела, при этом отклонения ЗУР от заданного курса вводятся в счетно-решающее устройство, а команды наведения автоматически передаются на борт ракеты передатчиком команд. Возможно также наведение с помощью двухканальной моноимпульсной РЛС сопровождения цели и ракеты. Передатчик этой РЛС собран на магнетроне. Для уменьшения влияния отражений от местных предметов в станции применяется доплеровская фильтрация отраженных сигналов. Параболическая антенна гиростабилизирована по азимуту и углу места и имеет диаграмму направленности 2° по азимуту и 1° по углу места. Разрешающая способность станции по дальности равна 0,6 м. В процессе боевой работы возможно быстрое переключение режимов наведения, что значительно увеличивается помехозащищенность комплекса «Roland-2».

РЛС сопровождения монтируется на передней стороне шасси, это двухканальная моноимпульсная доплеровская станция типа Thomson-CSF Domino 30. Одним каналом сопровождается цель, а вторым захватывается на сопровождение микроволновый источник (передатчик) на ракете. После старта ИК-дальномер, находящийся на антенне РЛС сопровождения, используется для захвата ракеты на дальностях 500-700 м, так как узкий луч РЛС сопровождения на этих дальностях только формируется. Информация об отклонении ракеты от линии визирования (антенна-цель) преобразуется счетно-решающим устройством в команды на отклонение рулей ракеты аналогично, как и при работе в оптическом режиме.
В обоих режимах первоначальное автоматическое обнаружение целей происходит с помощью импульсной доплеровской обзорной РЛС типа Siemens MPDR-16 D-диапазона, антенна которой вращается со скоростью 60 об./мин. Обзорная РЛС имеет возможность обнаруживать также зависающие вертолеты. Когда цель обнаружена, производится ее опознавание с помощью запросчика Siemens MSR-40015 (на немецком шасси) или типа LMT NRAI-6A (французское шасси), а затем по команде командира ЗРК она захватывается на сопровождение.


Для проверки боевых средств комплекса (кроме ЗУР) служит контрольно-проверочное оборудование, которое в течение 10 сек выявляет неисправности.
Работное время комплекса (от сигнала тревоги до пуска ЗУР) при обстреле первой цели 8-12 сек. Процессы подготовки к пуску и пуск ЗУР, занимающие около 1 сек, автоматизированы. С учетом времени на перезаряжание и подготовку пуска последующей ракеты темп стрельбы составляет 2 выстр./мин.
В ФРГ зенитными комплексами «Roland-2» вооружены зенитные ракетные полки корпусного подчинения. Каждый полк имеет шесть огневых батарей по шесть пусковых установок в каждой. Во французской армии комплексами «Roland-2» укомплектованы зенитные ракетные полки дивизионного и корпусного подчинения (в полку имеется восемь ЗРК «Roland-1» и восемь ЗРК «Roland-2»). Считается, что каждый такой полк способен обеспечить надежную ПВО территории площадью до 100 км2 или на маршруте движения протяженностью до 20 км.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Roland-2»:
Дальность стрельбы, м: минимальная – 500, максимальная - 6200-6300;
Высота поражения цели, м: минимальная - 15, максимальная - 5500;

Ракета «Roland»:
Стартовая масса, кг: 66,5;
Длина, мм: 2400;
Размах крыльев, мм: 500;
Максимальный диаметр корпуса, мм: 160;
Максимальная скорость полета, м/с: 560;

Пусковая установка на шасси «Marder»:
Вес пусковой установки, кг: 32500;
Экипаж, чел.: 3;
Давление на грунт, кг/см2: 0,93;
Длина, м: 6,915;
Ширина, м: 3,24;
Высота в походном положении (антенна сложена), м: 2,92;
Клиренс, м: 0,44;
Максимальная скорость по шоссе, км/час: 70;
Запас хода, км: 520;
Высота преодолеваемого препятствия, м; 1,5

Подполковник-инженер Ф. Викторов

В планах дальнейшего наращивания огневой мощи сухопутных войск американское командование большое внимание уделяет созданию новейших средств борьбы с низколетящими воздушными целями, в частности зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности.

Моделирование боевых действий, проведенное иностранными специалистами, показало, что противовоздушная оборона сухопутных войск более эффективна в том случае, если ее основу составляют зенитные ракетные комплексы, которые используются совместно с зенитной артиллерией и истребительной авиацией.

В иностранной печати сообщается, что состоящие в настоящее время на вооружении американских сухопутных войск ЗРК не эффективны в борьбе с воздушными целями, летящими на предельно малых высотах, а зенитные пушки малого калибра и переносные системы ЗУРО типа "Ред Ай" нецелесообразно использовать для стрельбы на дальностях более 2000 м. Поэтому, чтобы создать сплошную зону ПВО, считается необходимым иметь ЗРК, поражающие цели, летящие на высотах от предельно малых до 6 км и на дальностях до 10 км. По мнению специалистов армии США, такие комплексы должны отвечать следующим основным требованиям: в любых условиях обеспечивать высокую вероятность поражения всех воздушных целей, скорость которых М=2, а эффективная поверхность отражения более 0.1 м2; находиться в постоянной готовности оценивать воздушную обстановку и обнаруживать цели во время движения; иметь аппаратуру опознавания "свой-чужой"; обладать малым временем реакции, высокой мобильностью и аэротранспортабельностью. Кроме того, требуется, чтобы обслуживание таких комплексов было простым, а их серийное производство сравнительно дешевым.

Работы по созданию ЗРК, отвечающих указанным выше требованиям, в США ведутся по программе SHORAD (Short Range Air Defence), которая предусматривает закупку в европейских странах НАТО новейших образцов ЗРК малой дальности, проведение их сравнительных испытаний, выбор лучшего варианта и доработку его в соответствии с последними требованиями Пентагона, а также серийное производство и поставку избранной системы войскам.

Американские специалисты провели сравнительные испытания франко-западногерманского ЗРК "Роланд"2, французского "Кроталь" и английского "Рапира". Лучшие результаты при этом показал комплекс "Роланд"2. Как сообщалось в иностранной печати, из семи реальных пусков ЗУР "Роланд"2 шесть были успешными. Оборудование этого комплекса обеспечило обнаружение, опознавание и сопровождение более 600 воздушных целей, летящих со скоростями 25- 400 м/с на высотах от нескольких десятков метров до 3 км.

После завершения сравнительных испытаний был выбран ЗРК "Роланд"2, а его производство поручено фирмам "Хьюз" и "Боинг". В январе 1975 года Пентагон заключил с ними первый контракт на сумму 180,6 млн. долларов. Согласно этому контракту в течение 1975-1977 годов комплекс предполагается усовершенствовать и провести его всесторонние испытания. Фирме "Хьюз" поручено изготовление электронно-оптического прицела, РЛС обнаружения воздушных целей, РЛС сопровождения и другого электронного оборудования, а также сборка ЗУР. Фирма "Боинг" должна производить пусковую установку, блок управления огнем, передатчик команд, боевую часть и корпус ракеты, системы индикации и наземное оборудование для технического обслуживания комплекса.

Американские специалисты планируют монтировать ЗРК на колесной машине М553 "Гоуэр" грузоподъемчостью 8 т. Аналоговую ЭВМ заменят цифровой и добавят миниатюрную ЭВМ для расчета дальности до цели и определения момента пуска ракеты. Связное и проверочное оборудование должно соответствовать американским стандартам. В оборудовании будет использоваться аппаратура опознавания "свой-чужой" Мк12 Кроме того, вес ЗРК не должен превышать 9 т, что позволит транспортировать его одним вертолетом.

Заказ на серийное производство нового ЗРК планируется выдать во второй половине 1977 года, поступление ЗРК в войска ожидается в 1978-1979 годах. Руководители Пентагона считают, что для сухопутных войск США необходимо поставить 300 комплексов и 6000 ракет. Предполагают, что стоимость программы SHORAD составит 1,45 млрд. долларов, из них 133,4 млн. долларов предназначено на разработку и испытания. В нее входят сумма выплаты Франции и ФРГ за приобретение лицензии на производство комплекса и процентные отчисления за подписанные американскими фирмами контракты. Срок выполнения программы - десять лет.

В ходе выполнения этой программы Пентагон рассчитывает расширить военное сотрудничество с Францией и ФРГ. В частности, предполагается, что сухопутные войска США примут участие в испытаниях ЗРК совместно со специалистами ФРГ и Франции на американских и европейских полигонах. Первые совместные испытания ЗРК "Роланд"2 начнутся в 1976 году на армейском полигоне Форт-Блисс (штат Техас). Планируется провести девять пусков ракет по одиночным и летящим в строю мишеням, В феврале 1976 года на французском полигоне должны были начаться тактические испытания ЗРК. На завершающей фазе испытаний осенью 1977 года будут проведены 20-40 пусков ракет по сверхзвуковым целям в сложных метеорологических условиях и в условиях активного радиопротиводействия Для этих испытаний США выделяют полигон и мишени MQM-34D, а европейские страны - ЗРК и ракеты к ним.

Иностранные специалисты считают, что модифицированный вариант ЗРК "Роланд"2 будет принят па вооружение сухопутных войск других стран - участниц агрессивного блока НАТО.

Зарубежное военное обозрение, 1976 , №3, с. 42-44

К середине 60-х в СССР была успешно решена проблема создания ЗРК средней и малой дальности, но с учётом огромной территории страны формирование рубежей обороны на вероятных путях пролета авиации вероятного противника к наиболее населенным и промышленно развитым районам СССР с использованием этих комплексов превращалось в чрезвычайно дорогостоящую затею. Особенно сложным было бы создание таких рубежей на наиболее опасном северном направлении, находившемся на кратчайшем пути подлета американских стратегических бомбардировщиков.

Северные районы, даже европейской части нашей страны, отличались редкой сетью дорог, малой плотностью населенных пунктов, разделенных обширными пространствами почти непроходимых лесов и болот. Требовалась новая передвижная зенитная ракетная система, с большей дальностью и высотой перехвата цели.

В 1967 году зенитно-ракетные войска ПВО страны получили «длинную руку» - ЗРК С-200А () с дальностью стрельбы 180 км и досягаемостью по высоте 20 км. Впоследствии в более «продвинутых» модификациях этого комплекса, С-200В и С-200Д, дальность целей были доведена до 240 и 300 км, а досягаемость составила 35 и 40 км. Такие дальность и высота поражения внушают уважение и сегодня.


ЗУР комплекса С-200В на пусковой установке

Зенитная управляемая ракета системы С-200 двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты.


РПЦ ЗРК С-200

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) 4,5-см диапазона включал антенный пост и аппаратную кабину и мог работать в режиме когерентного непрерывного излучения, чем достигался узкий спектр зондирующего сигнала, обеспечивались высокая помехоустойчивость и наибольшая дальность обнаружения цели. При этом достигалась простота исполнения и надежность работы ГСН.

Для контроля за ракетой на всей траектории полета к цели применили линию связи "ракета - РПЦ" с бортовым передатчиком малой мощности на ракете и простейшим приемником с широкоугольной антенной на РПЦ. В ЗРК С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина ЦВМ, на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков.


Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть весом около 200 кг осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс. штук весом 3-5 г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Передвижной огневой комплекс системы С-200 состоял из командного пункта, стрельбовых каналов и системы электроснабжения. Стрельбовой канал включал радиолокатор подсвета цели и стартовую позицию с шестью пусковыми установками и 12 заряжающими машинами. Комплекс имел возможность без перезаряжания пусковых установок производить последовательный обстрел трех воздушных целей с обеспечением одновременного самонаведения на каждую цель двух ракет.


Схема размещения ЗРК С-200

Как правило, С-200 разворачивались на подготовленных позициях с капитальными бетонными сооружениями и земляным насыпным укрытием. Это позволяло защитить технику (кроме антенн) от осколков боеприпасов, бомб малого и среднего калибра, снарядов авиационных пушек при налете авиации противника непосредственно на боевую позицию.

Для повышения боевой устойчивости зенитных ракетных комплексов большой дальности С-200, было признано целесообразным объединять их под единым командованием с маловысотными комплексами системы С-125. Стали формироваться зенитные ракетные бригады смешанного состава, включавшие С-200 с шестью пусковыми установками и два-три зенитных ракетных дивизиона С-125.

Уже с начала развертывания С-200 сам факт ее существования стал веским аргументом, определившим переход авиации потенциального противника к действиям на малых высотах, где они подвергались воздействию огня более массовых зенитных ракетных и артиллерийских средств. ЗРК С-200 существенно обесценил дальние бомбардировщики-носители крылатых ракет. Кроме того, неоспоримым достоинством комплекса было применение самонаведения ракет. При этом, даже не реализуя свои возможности по дальности, С-200 дополняла комплексы С-75 и С-125 с радиокомандным наведением, существенно усложняя для противника задачи ведения, как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки. Особенно явно преимущества С-200 над указанными системами могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200. В результате долгие годы самолеты-разведчики США и стран НАТО были вынуждены совершать разведывательные полеты только вдоль границ СССР и стран Варшавского договора. Наличие в системе ПВО СССР зенитных ракетных комплексов большой дальности С-200 различных модификаций позволило надежно перекрыть воздушное пространство на ближних и дальних подступах к воздушной границе страны, в том числе и от знаменитых самолетов-разведчиков SR-71 "Black Bird". В настоящее время ЗРК С-200 всех модификаций, несмотря на имевшийся высокий модернизационный потенциал и непревзойдённую до появления ЗРС С-400 дальность стрельбы, с вооружения ПВО РФ сняты.

ЗРК С-200В в экспортном исполнении поставлялась в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию. Помимо стран Варшавского Договора, Сирии и Ливии, система С-200ВЭ была поставлена в Иран (в 1992 г.) и в Северную Корею.

Одним из первых покупателей С-200ВЭ стал лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Получив столь «длинную руку» в 1984 году, он вскоре простер ее над заливом Сирт, объявив территориальными водами Ливии акваторию по площади чуть меньше Греции. Со свойственной вождям развивающихся стран мрачной поэтикой Каддафи объявил «линией смерти» ограничивавшую залив 32-ю параллель. В марте 1986 года в порядке осуществления заявленных прав ливийцы обстреляли ракетами комплекса С-200ВЭ три самолета с американского авианосца "Саратога", «вызывающе» патрулировавших традиционно международные воды.

Происшедшее в заливе Сирт послужило поводом для проведения операции "Каньон Эльдорадо", в ходе которой ночью 15 апреля 1986 года несколько десятков американских самолетов нанесли удар по Ливии, и в первую очередь по резиденциям лидера ливийской революции, а также по позициям ЗРК С-200ВЭ и С-75М. Следует отметить, что при организации поставок системы С-200ВЭ в Ливию Муамар Каддафи предлагал организовать обслуживание технических позиций силами советских военнослужащих. В ходе последних событий в Ливии все комплексы ЗРК С-200, имевшиеся в этой стране, были уничтожены.

В отличие от США, в европейских странах членах НАТО в 60-70-е годы уделялось большое внимание созданию мобильных ЗРК малой дальности, способных действовать в прифронтовой полосе и сопровождать войска на марше. В первую очередь это относится к Великобритании, Германии и Франции.

В начале 1960-х в Великобритании началась разработка возимого ЗРК малой дальности Rapier, который рассматривался как альтернатива американскому MIM-46 Mauler, заявленные характеристики которого вызывали большие сомнения у союзников США по НАТО.

Предполагалось создать сравнительно простой и недорогой комплекс с малым временем реакции, возможностью быстрого занятия боевой позиции, с компактным размещением оборудования, малыми массогабаритными характеристиками, высокой скоростью стрельбы и вероятностью поражения цели одной ракетой. Для наведения ракеты на цель было решено использовать хорошо отработанную радиокомандную систему, примененную ранее в морском комплексе «Сикэт» с дальностью стрельбы 5 км, и его не слишком удачной сухопутной версии «Тайгеркэт».


ПУ ЗРК «Тайгеркэт»

РЛС комплекса «Рапира» осуществляет просмотр участка пространства, где предполагается нахождение цели и захватывает ее на сопровождение. Радиолокационный способ сопровождения цели происходит автоматически и является основным, в случае помех или по другим причинам возможно ручное сопровождение оператором ЗРК с использованием оптической системы.


ЗРК «Рапира»

Оптическое устройство сопровождения и наведения ЗРК «Рапира» представляет собой отдельный агрегат, который монтируется на выносном треножнике, на удалении до 45м от ПУ. Сопровождение цели оптической системой не автоматизировано и осуществляется вручную оператором комплекса с помощью джойстика. Наведение ракеты полностью автоматизировано, инфракрасная система сопровождения захватывает ракету после старта в широком поле обзора в 11°, а затем автоматически переходит на поле обзора 0,55° при наведении ракеты на цель. Сопровождение цели оператором и трассера ЗУР инфракрасным пеленгатором позволяет счетно-решающему прибору вычислить команды наведения ракеты по методу «накрытия цели». Эти радиокоманды передаются станцией передачи команд на борт ЗУР. Дальность стрельбы ЗРК составляет 0,5-7 км. Высота поражения цели - 0,15-3 км.

Такая система наведения ракеты на цель серьёзно упрощала и удешевляла ЗУР и ЗРК в целом, но ограничивала возможности комплекса в условиях прямой видимости (туман, дымка) и ночью. Тем не менее, ЗРК «Рапира» пользовался популярностью, с 1971 по 1997 год произведено более 700 пусковых установок буксируемого и самоходного вариантов комплекса Rapier и 25000 ракет различных модификаций. Около 12 000 ракет было израсходовано за истекший период в ходе испытаний, учений и боевых действий.

Время реакции комплекса (время от момента обнаружения цели до пуска ракеты) составляет около 6 с, что было неоднократно подтверждено боевыми стрельбами. Заряжание четырех ракет тренированным боевым расчетом производится менее чем за 2,5 мин. В британской армии элементы комплекса Rapier обычно буксируются с помощью автомобиля повышенной проходимости Land Rover.

ЗРК «Рапира» неоднократно проходил модернизацию и поставлялся в Австралию, Оман, Катар, Бруней, Замбию, Швейцарию, Иран, Турцию. ВВС США закупили 32 комплекса для системы ПВО американских авиабаз на территории Великобритании. В составе 12-го полка ПВО Великобритании ЗРК участвовали в боевых действиях во время Фолклендского конфликта 1982 года. С первого дня высадки английского десанта на Фолклендские острова было развернуто 12 пусковых установок. Британцы утверждали, что комплексами Rapier было уничтожено 14 аргентинских самолетов. Однако по другой информации комплекс сбил только один самолет «Даггер» и участвовал в уничтожении самолета А-4С «Скайхок».

Практически одновременно с британским комплексом «Рапира» в СССР на вооружение был принят мобильный всепогодный ЗРК «Оса» (). В отличие от британского изначально буксируемого комплекса, советский мобильный ЗРК согласно техзаданию проектировался на плавающем шасси и мог применяться в условиях плохой видимости и ночью. Этот самоходный ЗРК предназначался для противовоздушной обороны войск и их объектов в боевых порядках мотострелковой дивизии в различных формах боя, а также на марше.

В требованиях, предъявлявшихся к «Осе» военными, была полная автономность, которая обеспечивалась бы расположением основных средств ЗРК - станции обнаружения, пусковой установки с ракетами, средств связи, навигации, топопривязки, контроля и источников электропитания на одном самоходном колесном плавающем шасси. Возможность обнаружения в движении и поражения с коротких остановок внезапно появляющихся с любого направления низколетящих целей.

В первоначальном варианте на комплексе устанавливалось 4 открыто расположенных на ПУ ракеты. Работы по модернизации ЗРК начались практически сразу после принятия его на вооружение в 1971 году. Последующие модификации, «Оса-АК» и «Оса-АКМ», имеют 6 ракет в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК).


«Оса-АКМ»

Основным достоинством ЗРК «Оса-АКМ», принятом на вооружение в 1980 году, стала возможность эффективного поражения зависших или летящих на сверхмалой высоте вертолётов, а также малоразмерных ДПЛА. В комплексе для наведения ЗУР на цель используется радиокомандная схема. Зона поражения по дальности - 1,5-10 км, по высоте - 0,025-5 км. Вероятность поражения цели одной ЗУР - 0,5-0,85.

ЗРК «Оса» разных модификаций состоит на вооружении более чем в 20 странах и принял участие во многих региональных конфликтах. Комплекс строился серийно до 1988 года, за это время было передано заказчикам более 1200 шт., в настоящее время в подразделениях ПВО сухопутных войск РФ и на хранении имеется более 300 ЗРК этого типа.

С ЗРК «Оса» во многом сходен французский мобильный Crotale в котором так же применён радиокомандный принцип наведения ЗУР на цель. Но в отличие от «Осы» на французском комплексе ЗУР и РЛС обнаружения размещены на разных боевых машинах, что конечно снижает гибкость применения и надёжность ЗРК.

В середине 60-х представители ФРГ и Франции заключили соглашение о совместной разработке самоходного ЗРК Roland. Он предназначался для ПВО подвижных частей во фронтовой полосе и для обороны важных стационарных объектов в тылу своих войск.

Согласования ТТХ и доводка комплекса затянулись, и первые боевые машины начали поступать в войска только в 1977 году. В бундесвере ЗРК Roland размещался на шасси боевой машины пехоты Marder, во Франции носителями комплекса были шасси среднего танка AMX-30 или на шасси грузовика 6x6 ACMAT. Дальность пуска составляла 6,2 км, высота поражения цели 3 км.

Основное оборудование комплекса скомпоновано на универсальной вращающейся башенной установке, в которой размещена антенна РЛС обнаружения воздушных целей, станция передачи радиокоманд на борт ЗУР, оптический прицел с теплопеленгатором и два ТПК с радиокомандными ЗУР. Общий боекомплект ЗРК на боевой машине может достигать 10 ракет, вес снаряжённого ТПК составляет 85 кг.


РЛС обнаружения воздушных целей способна обнаруживать цели на дальности до 18 км. Наведение ракеты ЗРК Roland-1 осуществляется с помощью оптического прицела. Инфракрасный пеленгатор, вмонтированный в прицел служит для замера угловых рассогласований между летящей ЗУР и оптической осью прицела, направляемой оператором на цель. Для этого пеленгатор автоматически сопровождает трассер ракеты, передавая результаты в счетно-решающий прибор наведения. Счетно-решающий прибор вырабатывает команды для наведения ЗУР по методу «накрытия цели». Эти команды через антенну станции передачи радиокоманд передаются на борт ЗУР.

Первоначально вариант комплекса был полуавтоматическим и не всепогодным. За годы службы комплекс неоднократно модернизировался. В 1981 году на вооружение был принят всепогодный ЗРК Roland-2 и была выполнена программа модернизации части ранее произведенных комплексов.

С целью повышения возможностей войсковой ПВО в 1974 году в США был объявлен конкурс на замену ЗРК «Чапаррел». В результате конкурса, проведённого между британским ЗРК «Рапира», французским «Кроталь» и франко-германским «Роланд», победу одержал последний.

Предполагалось принять на вооружение и наладить лицензионное производство в США. В качестве базы рассматривались шасси самоходной гаубицы М109 и трёхосный армейский 5-тонный грузовик. Последний вариант позволял сделать ЗРК авиатранспортабельным на военно-транспортном С-130.

Адаптация ЗРК к американским стандартам включала разработку новой РЛС целеуказания с увеличенной дальностью и лучшей помехозащищенностью, и новой ракеты. При этом сохранялась унификация с ракетами европейских ЗРК: французские и немецкие "Роланды" могли стрелять американскими ракетами, и наоборот.

Всего планировали выпустить 180 ЗРК, однако из-за финансовых ограничений этим планам не суждено было сбыться. Причинами закрытия программы стали чрезмерно большие затраты (около 300 млн. долларов только на НИОКР). Всего успели выпустить 31 ЗРК (4 гусеничных и 27 колесных). В 1983 единственный дивизион "Роландов" (27 ЗРК и 595 ракет) был передан Национальной гвардии, в 5-й дивизион 200-го полка 111-й бригады ПВО, штат Нью-Мехико. Впрочем, там они тоже надолго не задержались. Уже в сентябре 88-го из-за высоких эксплуатационных расходов "Роланды" заменили на ЗРК «Чапаррел».

Впрочем, начиная с 1983 года, для прикрытия американских баз Европе использовались ЗРК "Роланд-2" . 27 ЗРК на автомобильном шасси с 1983 по 1989 год находились на балансе ВВС США, но обслуживались немецкими расчетами.

В 1988 году был испытан и запущен в производство усовершенствованный автоматический Roland-3. В ЗРК Roland-3 обеспечена возможность использования не только всех зенитных ракет семейства Roland, но и гиперзвуковой ракеты VT1 (входящей в состав ЗРК Crotale-NG), а также новых перспективных ракет Roland Mach 5 и HFK/KV.

Модернизированная ракета «Роланд-3» по сравнению с ракетой «Роланд-2» имеет увеличенную скорость полета (570 м/с по сравнению с 500 м/с) и дальность поражения (8 км вместо 6,2 км).

Комплекс монтируется на различных шасси. В ФРГ он устанавливается на шасси 10-тонного грузового автомобиля повышенной проходимости MAN (8x8). Авиатранспортабельный вариант, получивший обозначение Roland Carol принят на вооружение в 1995году.


ЗРК Roland Carol

Во французской армии ЗРК Roland Carol размещается на полуприцепе, буксируемом автомобилем повышенной проходимости ACMAT (6x6) , в ВС ФРГ - устанавливается на автомобильном шасси MAN (6x6). В настоящее время Roland Carol имеется на вооружении французской армии (20 ЗРК) и ВВС ФРГ (11 ЗРК).

В 1982 г оду Аргентина использовала для защиты Порт-Стенли от авиаударов морской авиации Великобритании стационарный вариант комплекса "Роланд". Было выпущено от 8 до 10 ракет, информация об эффективности применения комплекса в этом конфликте довольно противоречива. По данным французского происхождения, аргентинцы сбили 4 и повредили 1 Harrier. Однако по другой информации, в актив этого комплекса можно записать только один самолет. Ирак также использовал свои комплексы в войне против Ирана. В 2003 году иракской ракетой «Роланда» был сбит один американский F-15E.

В 1976 году в СССР для замены ЗРК полкового звена «Стрела-1» на вооружение принимается комплекс «Стрела-10» на базе МТ-ЛБ ). Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.


«Стрела-10»

В отличие от ЗУР «Стрелы-1», головка самонаведения (ГСН) ЗУР «Стрела-10» работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. Используется фотоконтрастный и канал инфракрасного наведения, которые обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах. Это значительно повысило вероятность поражения воздушной цели.

С целью повышения боевых возможностей комплекса он неоднократно модернизировался. После доработки управляемой ракеты с новым двигателем, увеличенной БЧ и ГСН с тремя приемниками в разных спектральных диапазонах, ракетный комплекс в 1989 году был принят на вооружение СА под названием "Стрела-10М3". Зона поражения "Стрела-10М3" по дальности от 0,8 км до 5 км, по высоте от 0,025 км до 3,5 км/. Вероятность поражения истребителя при помощи одной управляемой ракеты - 0,3…0,6.

ЗРК семейства «Стрела-10» имеется в вооруженных силах более чем 20 стран. Он неоднократно демонстрировал свою достаточно высокую боевую эффективность на полигонах и в ходе локальных конфликтов. В настоящее время он продолжает оставаться на вооружении подразделений ПВО сухопутных войск и морской пехоты РФ в количестве не менее 300 единиц.

К началу 70-х путём проб и ошибок были созданы в «металле» основные классы ЗРК: стационарные или полустационарные комплексы большой дальности, возимые или самоходные средней дальности и маловысотные, а так же мобильные противовоздушные системы, действующие непосредственно в боевых порядках войск. Конструкторские наработки, опыт эксплуатации и боевого применения полученный военными в ходе региональных конфликтов определили пути дальнейшего совершенствования ЗРК. Основными направлениями развития стали: повышения боевой живучести за счёт мобильности и сокращения времени на приведение в боевое положение и свёртывание, улучшение помехозащищённости, автоматизация процессов управления ЗРК и наведения ЗУР. Прогресс в области полупроводниковых элементов позволил радикально уменьшить массу электронных блоков, а создание энергетически эффективных рецептур твёрдого топлива для ТТРД позволило отказаться от ЖРД с токсичным топливом и едким окислителем.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.army-technology.com
http://rbase.new-factoria.ru
http://geimint.blogspot.ru/
http://www.designation-systems.net/



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: