Сказка теремок кто в тереме живет. Учебный проект "Терем-теремок, кто в теремочке живет?". Что важно выделить в сюжете теремка

Стоит в поле теремок-теремок,

Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:

Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?

Никого в тереме нет, - никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок; стала жить-поживать - песни распевать:
- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,


Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я мышка-норушка! А ты кто?
- Я лягушка-квакушка!
- Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать - песни распевать:
- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
- Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:

Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я мышка-норушка!
- Я лягушка-квакушка! А ты кто?
- А я заяц - на горе увёртыш!
- Иди к нам жить!
- Хорошо, приду.

Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать - песни распевать:
- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
- Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
- Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
- Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?

ольга кунаева
Физкультурный досуг «Терем-теремок, кто в тереме живёт»

Всё что выбросить решили

Из него мы смастерили

И в досуга добрый час

Мы используем сейчас

Программное содержание : Формировать у детей доброе отношение к животным, вырабатывать умения и навыки при использовании качеств животных в работе, играх, развлечениях. Развивать у детей гибкость в упражнениях по образному представлению. Быть в дружбе и взаимовыручке между собой. Создавать условия для проявления выносливости при выполнении упражнений. Приучать детей ходить, мягко приземляясь с носков на пяточки, сохраняя равновесие. Приучать детей при прыжке чередовать ноги вместе, ноги врозь. В игре выполнять движения осознанно, быстро и легко. Добиваться одновременно выполнять общеразвивающие упражнения, координировать движения рук и ног. Приучать сохранять равновесие и вырабатывать осанку при ходьбе по доске. Приучать детей катить предмет перед собой в нужном направлении. Развивать реакцию детей, различать цвета и выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой.

Предварительная работа. Чтение с детьми сказки «Терем- теремок » . Рассматривание картин по сказке «Теремок » , по ним дети сами рассказывали сказку, обыграли отдельные эпизоды сказки. Показать детям картинку с изображением петушка, сидящего на жердочке, предложить запомнить слова жердочка, гребешок.

Оборудование : Домок-теремок , пенёчки, дорожка-иппликатор; дорожка из камней; дорожка «классы» , дорожка «следы» ; червяк; дуга-гусеница; доски-кубы; корзиночки 4-х цветов, орешки 4-х цветов, коробочки-погремушки от киндерсюрприза; обручи разноцветные; поленья из пластмассовых бутылок.

Дети под музыку входят друг за другом, останавливаются, поворачиваются.

Воспитатель : Все ли в сборе? Все ли тут? Оглянитесь. Помолчите. Догадайтесь, а потом скажите вслух «Что вас ждёт?»

1 ребёнок : Нас ждёт досуг !

2 ребёнок : Пусть звонкие песни звучат вокруг!

Песня весёлый и умный друг!

3 ребёнок : Пусть игры и старты

Как книжки и сказки

Украсят сегодня досуг !

Воспитатель : Сейчас мы отправимся в необычное путешествие в страну сказок, но чтобы туда попасть мы должны пройти через некоторые испытания : (на полу зала разложены дорожка –иппликатор, классы, дорожка из камней, дорожка «следы» , червяк-канат). Дети проходят через эти препятствия и попадают в страну сказок.

Стоит в поле теремок , теремок

(Мышка бежит по залу, у дверей теремочка останавливается , стучит).

Мышка : Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Воспитатель : Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок , видит стоит мешочек, а в нём орешки все перепутаны и решила мышка перебрать орешки. Давайте и мы поможем мышке разложить орешки по корзиночкам. (Проводится игра «Каждый орешек в свою корзиночку» ).

Дети берут по одному орешку, подлезают под дугу –гусеничку, бегом несут его в определённую корзиночку по цвету орешка (какого цвета орешек- такого же цвета должна быть корзиночка) . Воспитатель показывает детям результат их работы.

Воспитатель : Вот по полю, полюшку опять кто-то бежит.

(Лягушка прыгает по залу, останавливается) .

Лягушка : Я лягушечка, ква, ква!

Я квакушечка ква, ква!

Я зелёная ква-ква

Как зелёная трава

Похвалюсь, что лично я

Попрыгунья приотличная

Знаю умные слова

Ква- ква- ква да ква- ква- ква.

(Лягушка прыгает к теремочку , у дверей остановилась и стучит).

Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Мышка : Я мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка : Я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремочек пожить .

Мышка : А что ты умеешь делать?

Лягушка : Очень люблю комариков да жучков ловить.

Проводится подвижная игра «Поймай жучка» . (Дети на корточках располагаются по кругу, воспитатель над головами детей проносит палочку с длинной верёвкой к концу которой прикреплён предмет «комар» или «жучок» . Ребёнок при приближении к нему предмета подпрыгивает на двух ногах и хлопает в ладоши, стараясь поймать «комара» (жучка) .

Воспитатель : Вот по полю, полю тот спешит

Кто встаёт на заре, поёт во дворе

На голове гребешок

Кто же это спешит в теремок ?

(Петушок идёт высоко поднимая колени, руками похлопывая себя по бёдрам, останавливается и гордо говорит)

Петушок : Петушок я горластый

По утрам кричу я «Здравствуй»

На ногах моих сапожки,

На ушах висят серёжки,

На голове гребешок,

Вот какой я петушок!

Петушок идёт к теремку , у дверей останавливается и стучит.

Петушок : Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Я петушок, золотой гребешок

Пустите меня к себе жить.

Лягушка : А что ты умеешь делать?

Петушок : Я люблю рано-рано вставать

На забор взлететь,

Громко кричать,

На зарядку всех будить.

Воспитатель : Мы выходим на площадку,

Начинается зарядка :

Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна

От лени и болезней

Спасает нас она!

Дети идут друг за другом и берут по две коробочки от киндерсюрприза, наполненные крупой, горохом. Затем по сигналу останавливаются, поворачиваются к воспитателю :

Выполняется гимнастика.

Воспитатель : Стоит в поле теремок , теремок

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю кто-то бежит

В зал вбегает зайчик и останавливается

Заяц : Я зайчик прыг, зайчик скок

Зайчик серенький хвосток

Зайчик быстро скачет в поле

Ему весело на воле.

Зайчик прыгает к теремочку , останавливается у двери и стучит :

Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Я зайчик – попрыгайчик

Пустите меня в теремок пожить .

Петушок : А что ты умеешь делать?

Заяц : Я люблю со своими друзьями зайцами бегать по пенькам и кочкам.

(На полу растелаются «кочки» , зайцы быстро пробегают по ним).

Воспитатель : Вот и стали они жить вчетвером.

А по полю- полюшку ещё кто-то бежит

В зал входит лиса важной походкой и останавливается у двери и стучит :

Лиса : Я лисичка, я сестричка,

Я хожу не слышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Только спрятались куда-то

От меня зверюшки

Ускакали все зайчата

Не мелькают ушки.

Лиса проходит к теремку останавливается и стучит.

Лиса : Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Я рыжая лисичка,

Буду всем я как сестричка!

Вы впустите в теремок меня .

Заяц : А я зайка- побегайка. А скажи- ка ты лисичка, что ты умеешь делать?

Лиса : Умею петушков и курочек стеречь .

Воспитатель : Наши петушки и курочки умеют по жердочке ходить, а ты лиса постой и постереги их .

(Дети ходят по доске с кубами) .

Стали они впятером жить.

Вот по полю, полю зверь бежит.

Днём и ночью он по лесу рыщет

Днём и ночью он добычу ищет

Ходит, бродит он молчком

Уши серые торчком.

Кто бежит к теремку ? (волк)

У дверей он остановился и стучит.

Волк : Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Пустите меня в теремочек пожить

Я волчок- серый бочок.

Лиса : Я лисичка- сестричка, А что ты умеешь делать?

Волк : Я люблю с зайцами в прятки догонялки играть.

Подвижная игра «Зайцы и волк» (проводится с музыкальным сопровождением) .

Воспитатель : Наигрались волчок и зайцы и пошли в теремок отдыхать .

А по полю- полюшку идёт медведь

Заходит в зал, останавливается около домика, стучит.

Медведь : Я мишка медведь

Я не буду реветь

Поиграю с вами немного

И уйду в свою берлогу.

Медведь идёт своей медвежьей походкой к теремку останавливается , стучит.

Кто, кто в теремочке живёт ?

Кто, кто в невысоком живёт ?

Я медведь косолапый

Пустите меня в теремочек пожить .

Волк : А я серый волк. Что ты, мишка- косолапый умеешь делать?

Медведь : Я люблю в лес ходить, дрова пилить.

Дети садятся на пол и производят действия как будто они пилят дрова, а потом берут «дрова- поленья» и катают их по залу в прямом и обратном направлении обеими руками. Затем слаживают «дрова» около теремка .

Воспитатель : Так и стали они дружно жить- поживать, а вечером любили они около теремочка весело поплясать и попеть песенки.

Пляска лесных зверят.

Сюрпризный момент. (Появляется петушок с корзиной в ней яички киндерсюрпризы)

Петушок : Моя курочка послала в подарок детям яички, но они не простые, а волшебные (раздаёт детям угощенья)

Итог досуга : Воспитатель хвалит детей, поощряет их подарками.


Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:


Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка!
- Я, лягушка-квакушка! А ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!


Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок-серый бочок. А ты кто?
- А я медведь косолапый.
- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить.

Да ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю.
- Ну так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

Театрализованное представление

«Терем-теремок, кто в теремочке живёт?»

Действующие лица:

Лесовичка 1 – Мартыненко Мария

Лесовичка 2 - Самарина Наталья

Мышка – Рязанова Ирина

Лягушка – Солдатов Игорь

Зайка – Коваль Олеся

Лиса - Качан Надежда

Волк – Поломодова Ксения

Медведь - Михайлов Иван

ЛЕСОВИЧКА 1:

Где-то в сказочном лесу,
Где нет тропок и дорог,
Где с цветочков пьют росу
И пчела, и мотылёк,
Там, под старою сосной –
Теремочек небольшой…

ЛЕСОВИЧКА 2:
В нём окошечки резные,
Ставни чудо - расписные!
Комнатками полон дом –
Не живёт никто лишь в нём…
Мимо Мышка бежала,
Теремочек увидала…

МЫШКА:
Вот так терем! Просто чудо!
Появился он откуда?
Сколько раз тут пробегала –
Теремочка не видала!
Встану на завалинку,
Постучу я в ставенку…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

ЛЕСОВИЧКА 1:
Только тишина в ответ…

МЫШКА:
Что же, здесь хозяев нет?
Видно, так тому и быть –
Стану в теремочке жить!

ЛЕСОВИЧКА 1:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Хорошо ей в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…

Светит солнышко в оконце…
Из соседнего болотца
Вдруг Лягушка прискакала,
Теремочек увидала.

ЛЯГУШКА:
Кто же в теремке живёт?
Кто там песенки поёт?
Прыгну на завалинку,
Постучу я в ставенку…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,
Мышка-Веселушка!
А ты кто?

ЛЯГУШКА:
А я Лягушка!

Можно мне с тобою жить?
Стану воду я носить,
Мыть полы, бельё стирать –
Во всём буду помогать.

МЫШКА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!
ЛЕСОВИЧКА 1::
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.

ЛЕСОВИЧКА 2

Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
Вот однажды… прыг да скок!
Скачет Заинька-Дружок.

ЗАЙКА:
Много раз я здесь бывал –
Ничего тут не видал!
Откуда домик появился?
Кто в теремочке поселился?
Стану на завалинку,
Постучу я в ставенку…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,

ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка! А ты кто?

ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!
Разрешите с вами жить?
Стану хворост в дом носить,
Чтобы печку топить,
Кашу сладкую варить…
Я весёлый серый Зайка –
Есть с собою балалайка!

ЛЯГУШКА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!
ЛЕСОВИЧКА 1:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!

ЛЕСОВИЧКА 2:

Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
… По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…

ЛИСА:
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог?
Кто живёт в нём? Любопытно…
Никого вокруг не видно…
Нужно в домик постучать –
Кто хозяева узнать.
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,

ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!

ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!
А ты кто?

ЛИСА:
А я Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!
Моно с вами стану жить?
Буду вам супы варить,
Печь могу я плюшки,
Пироги, ватрушки,
Кашу сладкую в печи,
А на праздник – куличи!

ЗАЙКА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!

ЛЕСОВИЧКА 1:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!

ЛЕСОВИЧКА 2:
А Лисичка-повариха
Суп и кашу варит лихо,
Пироги печёт и плюшки.
Сыты, счастливы зверушки!
Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…
Вот однажды Серый Волк
Увидал наш теремок…

ВОЛК:
Я в лесу все знаю тропки,
Каждый кустик мне знаком! –
Это подтвердят все волки! –
Но не видел этот дом…
Что за чудо-теремок?
Поселиться кто здесь мог?
Кто хозяин? Знать хочу!
Ну-ка, в дверь я постучу…
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,

ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!

ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!

ЛИСА:
А я Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!
А ты кто?

ВОЛК:
Я Волк –
В заплатах бок!
Можно стану с вами жить?
Дом ваш буду сторожить,
Могу рыбу ловить…
С вами дружно буду жить!

ЛИСА:
Что же, заходи скорей!
Вместе будет веселей!

ЛЕСОВИЧКА 1:
Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!

ЛЕСОВИЧКА 2:

А Лисичка-повариха
Суп и кашу варит лихо,
Пироги печёт и плюшки.
Сыты, счастливы зверушки!

ЛЕСОВИЧКА 1:

Ну, а Волк – в заплатах бок,
Сторожит наш теремок!
В речной рыбе толк он знает,
Рыбкой всех он угощает!
Хорошо им в теремочке!
Так идут, бегут денёчки…

ЛЕСОВИЧКА 2:

Прослыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Ветки, сучья все сшибает…
Увидал он теремок –
Стукнул по стене разок…
Стёкла все задребезжали…
Звери в доме задрожали…

МЕДВЕДЬ:
Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?

МЫШКА:
Я Мышка-Норушка,

ЛЯГУШКА:
Я Лягушка-Квакушка!

ЗАЙКА:
Я Зайчик-Побегайчик,
Серенький Кафтанчик!

ЛИСА:
А я Рыжая Лисица –
На все руки мастерица!

ВОЛК:
А я Волк –
В заплатах бок!
А ты кто?

МЕДВЕДЬ:
Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Могу лапами махать
И чего-нибудь сломать…
В теремочек вы пустите!
Дверь скорее отоприте!!!

ЛИСА:
Что кричишь так, Косолапый?
Не стучи так сильно лапой!
Теремочек не ломай,
Нас, зверушек, не пугай!
Не пройдёшь ты в нашу дверь!
Очень ты большой, поверь…
Здесь тебе не поместиться –
Домик может развалиться!
Не сердись уж, Батюшка…

МЕДВЕДЬ:
Да я только с краешку…..

ЛЕСОВИЧКА 1:
В дверь хотел – дверь маловата…
И в окно - всё ж тесновато…
Через крышу лезть он стал…
Теремочек затрещал…
А зверюшки испугались
И по лесу разбежались!
На крышу всё же Медведь взобрался…
И теремочек враз сломался!...
Сидит Мишка на дровах,
Громко стонет:

МЕДВЕДЬ:
Ох! И Ах!...
Что ж я натворил лохматый?!
Дом, и правда, маловатый.
Не по мне был теремок…
Думал: с краю… хоть чуток…

ЛЕСОВИЧКА 2:
А все звери во лесочке
Спрятались за пни да кочки.
За кусточками сидят
И друг другу говорят:
«Нужен новый теремок,
Чтобы жить в нём каждый смог:
И Медведь, Лягушка, Мышка,
Волк, Лисица и Зайчишка,
И другой народ лесной…»
А Медведь всё: «Ох!» да «Ой!»…

ВОЛК:
В твоих стонах что за прок?
Нужен новый теремок!
Хватит, Мишенька, реветь!
Сколько можно так сидеть?
Нужно строить новый дом
Заживём все дружно в нём!

ЛЕСОВИЧКА 1:
Вместе принялись за дело,
И работа закипела!
Кто-то пилит, кто строгает,
Кто-то гвозди забивает.
День, другой идёт работа,
Звери трудятся с охотой…
Вот и снова под сосной –
Терем, но уже большой!

ЛЕСОВИЧКА 2:

В нём окошечки резные,
Ставни чудо - расписные,
Комнатами полон дом
И для всех есть место в нём!
Звери дружно там живут.
В теремке покой, уют…
Дело каждый своё знает
И другому помогает!

ЛЕСОВИЧКА 1:

Мышка песенки поёт,
Веничком полы метёт.
Ей Лягушка помогает:
Моет пол, бельё стирает.
Зайка хворост собирает,
В балалаечку играет!

ЛЕСОВИЧКА 2:

А Лисичка-повариха
Суп и кашу варит лихо,
Пироги печёт и плюшки.
Сыты, счастливы зверушки!
Ну, а Волк – в заплатах бок,
Сторожит наш теремок!
В речной рыбе толк он знает,
Рыбкой всех он угощает!


ЛЕСОВИЧКА 1:

Медведь пасеку завёл
И теперь разводит пчёл.
Для друзей есть мёд душистый,
Вкусный, сладкий, золотистый!
Хорошо им в теремочке
В сказочном лесу-лесочке…

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева Сказка под номером 82 Сказка под номером 83 Сказка под номером 84
Вид теремка «Построила муха терем» Кувшин Лошадиная голова
Кто жил в теремке муха-горюха

вошь-поползуха

блоха-попрядуха

комар долгоногий

мышечка-тютюрю́шечка

ящерка-шероше́рочка

лиса Патрикеевна

заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха

комар-пискун

мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

собака гам-гам

волк из-за кустов хап

мышка-норышка

лягушка-квакушка

заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремок медведь толстоногий медведь лесной гнёт медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок спустил лапой по терему и разбил его Сел на кувшин и всех раздавил сел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норышка; а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

- Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель , т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! - сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

А я лесной гнёт!

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

А я всех вас давишь! - сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: