Жак Ив Кусто. Уничтожение легенды. Жак-Ив Кусто: навсегда в Монако Воинское звание жак ив кусто

Жак-Ив Кусто – это выдающийся океанограф и просто великий человек. За свою долгую и насыщенную жизнь этот выдающийся исследователь успел сделать очень и очень многое. Своим потомкам он запомнится как талантливый писатель, режиссер, а также выдающийся ученый, который раскрыл множество тайн подводного мира, сделав, таким образом, неоценимый вклад в мировую науку.

Без него наши представления о мире подводных глубин были бы не полными. Ведь научный вклад этого выдающегося француза всегда останется поистине бесценными.

Ранние годы, детство и семья Жака-Ив Кусто

Будущий известный океанограф появился на свет во французском городке Сент-Андре-де-Кюбзак в регионе Бордо, который всегда славился теплым солнцем и богатыми урожаями винограда. Его мама большую часть жизни была домохозяйкой, а отец – Даниэль – работал адвокатом.

По отцовской линии наш сегодняшний герой имеет белорусские корни. Отец будущего океанографа переехал во Францию из Белоруссии. Родной дядя океанографа всю свою жизнь прожил в БССР.

Весьма примечательно, что настоящая фамилия океанографа, а также его менее известного отца – «Куст». Лишь после женитьбы на матери Жака-Ива его отец решился переделать белорусскую фамилию и записать ее на французский манер.

Возвращаясь к другим аспектам жизни семьи Кусто, отметим, что родители океанографа постоянно путешествовали. Они часто ездили в другие города, отправлялись в горы или к берегу моря. Возможно, именно этот уклад жизни и предопределил характер нашего сегодняшнего героя.

Он тянулся к новым открытиям и ярким свершениям. Рано научившись плавать, Жак-Ив Кусто сутками не вылазил из воды. Впоследствии она стала важной частью его жизни.

После Первой Мировой войны Кусто-старший нашел работу в американской компании, а потому вся семья была вынуждена отправиться за ним следом. В США Жак-Ив хорошо выучил английский, а также начал впервые увлекаться механикой.

Именно здесь во время одной из поездок к морю наш сегодняшний герой совершил свои первые погружения. Подводный мир океана настолько очаровал молодого парня, что впоследствии он просто не представлял своей жизни без морских глубин.

Из-за чего Жак Иф Кусто принял Ислам

После возращения во Францию Жак-Ив Кусто начал заниматься созданием технических образцов и уже очень скоро сумел сконструировать машину, работающую от батарейного питания. Данный инженерный успех принес ему некоторую сумму денег, на которые он купил свою первую кинокамеру.

В этот период он интересовался сразу многими вещами, словно бы еще не в силах отыскать самого себя среди многих увлечений. Он снимал небольшие зарисовки, занимался созданием эскизов различной техники, а также по вечерам занимался плаванием. Абсолютно безразлично наш сегодняшний герой относился только лишь к учебным занятиям.

Из-за низкой успеваемости его однажды даже хотели отчислить из школы. Однако в дело вмешался его отец, самостоятельно забравший парня из учебного класса. На семейном совете было решено, что Жак-Ив Кусто отправится в армию. Данное решение устроило всех, а потому уже очень скоро молодой парень подал документы в военно-морскую академию Франции.

В начале тридцатых годов в составе боевого крейсера «Жанна Д’Арк» наш сегодняшний герой совершил кругосветное путешествие по всем морям нашей планеты. Данное событие сыграло важную роль в его судьбе. Жак-Ив Кусто познакомился с различными аспектами пребывания в море, а также постиг азы кораблестроения и морской навигации. Впоследствии известный океанограф плавал на многих других суднах.

Путь Жак-Ив Кусто в науке: к морским глубинам

В 1938-м году Жак-Ив Кусто начал часто погружаться в морские глубины, используя лишь маску и ласты. В этот период он стал впервые всерьез заниматься изучением подводного мира и его обитателей.

Одиссея Жака Кусто

Понимая, что существующие технологии несовершенны, уже в начале сороковых годов Жак-Ив Кусто вместе со своим приятелем Эмилем Ганьяном начал заниматься созданием специального аппарата для погружения на дно океана. С самого начала было решено, что система будет действовать на основе сжатого воздуха, который будет располагаться в специальных баллонах.

В итоге в 1943-м году был создан первый прототип акваланга, который впоследствии неоднократно совершенствовался и дорабатывался. Получив, наконец, все необходимое оборудование для исследования подводных глубин, Жак-Ив Кусто начал заниматься научной деятельностью.

Он занимался написанием книг, съемкой документальных фильмов, а также исследованием загадочного мира глубин океана. Начиная с 1950-го года, наш сегодняшний герой путешествовал исключительно на легендарном судне «Калипсо», которое впоследствии стало настоящим символом науки океанографии.


В 1957-м году Жак-Ив возглавил Океанографический музей Монако, в рамках которого начал заниматься исследованием морских обитателей. Одним из самых известных научных открытий океанографа, стало обнаружение внутреннего сонара у китообразных. В 1973-м году наш сегодняшний герой создал некоммерческий фонд по защите подводных обитателей.

Последние годы жизни Жака-Ив Кусто

За свою долгую жизнь ученый создал множество потрясающих технических приспособлений для исследования морских глубин. Так, он считается автором водонепроницаемых объективов для видеокамер, специальных подводных лодок для научного исследования подводных глубин.

Исследования Жака-Ива Кусто легли в основу серии документальных фильмов, которые впоследствии транслировались на многих телеканалах мира.

За свои выдающиеся научные изыскания наш сегодняшний герой был посвящен в командоры ордена Почетного легиона, а также награжден многими другими наградами. После кончины великого исследователя в 1997-м году он был торжественно похоронен на одном из кладбищ родного городка Сент-Андре-де-Кюбзак.

Личная жизнь Жак-Ив Кусто

В своей жизни Жак-Ив Кусто был женат дважды. В браке с первой супругой Симоной Мельхиор на свет появилось двое сыновей ученого. Оба сына от первого брака нашего сегодняшнего героя также впоследствии связали свои жизни с наукой.

После кончины первой супруги Жак-Ив женился повторно. Его второй женой стала Франсина Триплет, которая еще до свадьбы родила ученому дочь и сына.

11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо, родился один самых выдающихся Граждан Океана — Жак Ив Кусто

Этот незаурядный человек всегда хотел сохранить в тайне большую часть своей жизни вообще, и своей работы в частности. Фактически во всех его поступках, публичных или нет, были две стороны — видимая и скрытая. Было относительно легко восстановить ход его жизни, составить его жизнеописание и представить каталог его открытий и произведений, и, напротив, в большинстве случаев было достаточно сложно понять, почему он принимал решение участвовать в том или ином предприятии, двигаться именно в выбранном направлении. Задача осложнялась тем, что он практически ни с кем не обсуждал стратегию и тактику своих действий, даже с самыми близкими ему людьми. Он был «паша», «харизматический лидер», и он говорил: «Мы пойдем туда», — и все остальные подчинялись преданно и послушно.

Его отец Даниэль работал личным секретарем у двух американцев. Первый был страховым агентом, второй — предпринимателем. Его мать Элизабет Дюрантон была дочерью местного аптекаря. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах, где Жак Ив учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка.

Когда пришло время вернуться во Францию, Кусто исполнилось 13 лет. Его отец купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения, но как только она попала в руки Жака, он стал владеть ей единолично. Это было началом настоящей страсти: Жак создавал «настоящие фильмы», строил декорации, снимал и даже сам проявлял пленку. Вскоре он создал свое первое общество по производству кинофильмов «Фильм Зикс, Жак Кусто».

Учеба, которую он продолжил во Франции, не была отмечена особенными успехами. Отечественные методы обучения слишком отличались от американских, и только в стенах Иезуитского колледжа в Париже Кусто начал всерьез относиться к занятиям. Он получил степень бакалавра в 1930 году — в 20 лет, выдержал вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу и был принят туда с хорошими результатами. В 1933 году он получил назначение на крейсер «Примоге», направлявшийся на Ближний Восток, и уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к замкнутости и одиночеству.

В 1936 году он попросил назначение в военно-морскую авиацию и добился перевода. В этом же году, увлеченный автомобилями и большими скоростями, он взял прокатиться спортивную машину своего отца и попал в аварию. Ее последствия были поистине ужасающи для Жака Ива Кусто. У него было поломано множество ребер, смещение позвонков, пробито легкое и парализованы руки. Карьера лейтенанта военно-морской авиации Кусто была закончена и лишь его исключительная сила воли, характер борца позволили ему менее чем через год выйти из больницы. Кусто был слаб, но стоял на своих ногах и с уверенно владел обеими руками. Еще он был влюблен. Его счастливой избранницей стала Симона Мелькиор. Ее мать была дочерью адмирала Жана Баэма, страстно увлеченного подводными исследованиями, организатора экспедиции в Тунис, в Махдию. Воля случая проявилась в том, что спустя 12 лет Жак Ив Кусто вернулся в эти же края на судне для проведения подводных работ.

Кусто получил назначение на Suffren, а затем на Codercel, приписанные к военно-морской базе в Тулоне. В июле 1937 года морской лейтенант Жак Ив Кусто женился в Париже на Симоне Мелькиор и молодая семья устроилась жить в Тулоне. Симона была очаровательной молодой женщиной, примерной офицерской женой и обращала на себя внимание всех, кто был знаком с ней, и особенно тех, кто позже попадал на борт «Калипсо».

В это же время в Тулоне находился незаурядный человек, морской офицер более высокого звания, чем Жак Ив Кусто, поэт, гуманист и большой любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвятил морю, а большую часть свободного времени он проводил на подводной охоте в водах департамента Вар, на юге Франции. Его звали Филипп Тайе. Его неразлучного друга по подводной охоте звали Фредерик Дюма, и это он стал впоследствии легендарным Диди. В своей книге «Свободные погружения» (Plongees sans cables) Филип Тайе позже довольно беспристрастно описал характер Жака Ива Кусто. Они встретились в один прекрасный день 1938 года, и Филипп Тайе стал для Кусто крестным отцом в свободном погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось парой очков (так называемых Fernez), кстати, очень неудобных.

Жак Ив Кусто был потрясен, вся его жизнь перевернулась в этот момент, и он решил всецело посвятить ее проникновению в подводный мир. Филипп Тайе, Жак Ив Кусто и Диди больше не расставались. Они вместе совершали погружения, пытались приспособить существующие в то время системы для дыхания под водой. Такие, например, как скафандр капитана Ле Приера. Тесть Жака Ива Кусто, Анри Мелькиор, работал в компании I Air Luquide в Париже, где изучались и разрабатывались материалы и оборудование, применяемые для различных видов газов. Его поддержка была неоценимой для троих друзей.

В сентябре 1939 года Жак Ив Кусто был назначен канониром на крейсер Duplelx, где он прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией. Что касается Филиппа Тайе, то он служил на эскадренном миноносце Valmy, в то время как Диди был погонщиком мулов в Северном Провансе.

В начале 1941 года Жак Ив Кусто по приказу правительства Виши участвовал в удавшемся налете на итальянское представительство в Сете в целях получения секретных военных шрифтов. За эту операцию он был награжден орденом Почетного легиона в 1946 году. Участие Кусто в этой операции состоялось во многом благодаря положению его старшего брата Пьера Антуана. При всем этом Жака Ива Кусто никогда не покидала страсть к кино. При помощи одного из друзей, Веша, он смастерил камеру форматом 35 миллиметров, поместил ее в водонепроницаемый бокс, и после нескольких неудачных попыток ему удалось сделать съемки морского дна на глубине около 20 метров.

После затопления французского флота в Тулоне в ноябре 1942 года Жак Ив Кусто и его друзья остались без своих кораблей и практически без работы. Они вернулись к своим подводным увлечениям и занялись монтажом эпизодов, отснятых ранее. Результатом этой работы стал 18-минутный фильм «18 метров под водой». Впервые этот фильм был представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними французскими властями под контролем пропагандистского ведомства оккупационных властей. Жак Ив Кусто был представлен как режиссер этого фильма и получил радушный прием, особенно на страницах коллаборационистского издания «Я повсюду», главным редактором которого является Пьер Антуан Кусто. В результате этого показа и вновь благодаря помощи старшего брата Жак Ив Кусто получил у оккупационных властей разрешение на льготные условия для съемок, включая разрешение снимать в милитаризованной зоне Средиземноморского побережья. Кроме того, у него появилась возможность получать кинопленку, строго лимитированную в то время. В 1942 году Жак Ив Кусто создал свою первую компанию по производству фильмов «Студия научных фильмов Кусто», перед тем как организовать «Объединенные акулы», которая позднее выпустила значительную часть снятых им кинолент. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это время началась «Одиссея» капитана Кусто.

Проект переживал необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече, устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide. Жак Ив Кусто изложил свои пожелания в том, что касалось снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он собрал такой аппарат и провел ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943 году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян модифицировал аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море, оказалась превосходной в эксплуатации.

Трое друзей объединились вновь, но в этот раз по настоянию Жака Ива Кусто. Они собирались вновь приступить к съемкам без особых ограничений благодаря достаточному количеству пленки и пропускам, предоставленным при участии Пьера Антуана Кусто. Отснятые ими кадры стали основой фильма «Останки затонувших кораблей». Среди прочих мест съемки проводились и среди затопленных судов, которые устилали дно тулонского рейда.

После освобождения Франции в 1945 году офицеры Филипп Тайе и Жак Ив Кусто вернулись на морскую службу. Они занялись поиском работы, которая бы соответствовала их профессионализму и технической подготовке в области подводных работ, и им было предложено разработать и осуществить программу по разминированию тулонского рейда. Друзья взялись за это опасное поручение. Они создали на базе военно-морского флота специализированную структуру G. E. R. S. (группа подводных исследований и поиска), которой руководил капитан Тайс. Позже они нашли повод для официального принятия в свои ряды «погонщика мулов» Дюма.

В 1947 году G. E. R. S. получила свое собственное судно — «Инженер Эли Монье». Военно-морское ведомство предоставило G. E.R.S. средства для проведения работ Жака Ива Кусто. Оно согласилось поддержать возобновление археологических раскопок в Махдии на глубине более 30 метров в сложных для погружения условиях. Министерство также предложило продолжить экспериментальные работы по созданию аппарата для глубоководных погружений швейцарского профессора Пикара вблизи Дакара. Этот последний опыт был неудачен, и сильно отразился на Кусто, но это позволило ему извлечь незабываемый урок на будущее.

Повышение в офицерском чине обязывало Кусто сменить занимаемую должность, и такая перспектива его совсем не радовала, так как вынуждала оставить подводную деятельность, начатую в рамках G.E.R.S. Тем не менее, он являлся кандидатом сразу на несколько должностей. Благодаря одной из них он мог стать руководителем новой программы освоения батискафа. Кусто принял решение просить для себя особый статус, и его просьба была удовлетворена, после чего Жак Ив Кусто стремился во что бы то ни стало добиться независимости, чтобы делать то, что ему самому хочется без опеки и принуждения. Именно поэтому он хотел иметь возможность распоряжаться огромным экономическим потенциалом, который имели в то время подводные разработки благодаря «его» редуктору «Кусто/Ганьян», поставленному на коммерческое производство фирмой «Спиротекник», филиалом «Эр Ликид».

Позднее контролирующая компания «Аква Ланг интернэшнл» объединила более 20 совершенных разных фирм,успешно производила и продавала по всему миру оборудование для погружений под различными марками. Эта компания обеспечивала торговый оборот порядка миллиарда французских франков, из которых Жак Ив Кусто получал 5 процентов как автор запатентованного изобретения.

Жак Ив Кусто добивался полной независимости, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы — быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и будущем. Он не хотел какой-либо опеки, хотел лично определять цель, чтобы самостоятельно использовать результаты проведенной работы. Для этого ему необходим свой корабль. Кусто очень понравился старый минный тральщик, принадлежавший Королевским Британским ВМС, который он увидел на Мальте и который носил судьбоносное имя «Калипсо». Но у Кусто не было средств на покупку судна. Меценатом стал известный производитель пива Гинесс, именно он внес большую часть необходимой суммы, в то время как остальные потенциальные вкладчики участвовали в расходах: ассоциация «Французские океанографические общества», созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю, совершила историческую покупку, состоявшуюся в июле 1950 года. Жаку Иву Кусто в то время исполнилось 40 лет.

Переоборудование «Калипсо» длилось целый год. Самым важным из технических новшеств корабля было устройство под форштевнем, примерно на 2 метра ниже ватерлинии. Это была специальная кабина для подводного наблюдения. Она имела форму сферы, в которой были установлены специальные иллюминаторы. Жак Ив Кусто был готов заложить тело и душу, чтобы получить необходимые субсидии для своей первой экспедиции на Красное море. ВМС Франции откомандировало на борт «Калипсо» двух механиков и одного матроса. Все остальные участники экипажа были добровольцами, как и Симона Кусто, назначенная комиссаром судна. Фредерик Дюма был на борту в качестве помощника ответственного за погружения. Вулканолог А.Тазиефф участвовал в путешествии также на общественных началах и вместе с остальными выполнял необходимые работы на борту, ворча и ругаясь.

Через три месяца экспедиция вернулась, и на борт «Калипсо» поднялся человек, позже названный легендарным «Бебером» — Бернар Фалько. Он покинул корабль только в 1996 году, во время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находили рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решил взять в свои руки то, что стало первой и величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончил ее, оставив эту заботу страстному энтузиасту Иву Жиро, который с самого начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более 2000 амфор и других предметов. Некоторые критики говорили, что раскопки проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении, тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 — 60 метров.

Жак Ив Кусто использовал свои, впоследствии отточенные до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой информации. Пресса и телевидение во всем мире сообщали о стройке в Гран-Конглюэ, «Nationl Geographic» посвятили ему большую статью, которая дала Кусто известность в англоговорящих странах.

И в это же время создавалось более совершенное оборудование для подводных съемок. Прежде всего — благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Известнейшие индустриальные фирмы добивались участия в этом технологическом прорыве и охотно делали капиталовложения. Тем не менее, бурная деятельность была сопряжена с большим расходами, и Жак Ив Кусто вынужден был обратиться к решению задач менее зрелищных, но более прибыльных. Пришла мода на офшорную нефть, и ее разработчикам срочно требовались подготовленные команды для эффективной деятельности. Начав работы в этой области, Кусто создал французскую компанию подводных исследований 1OFRS (1 Office Francais de Recherches Sous marines), которая заключила контракты с нефтедобывающими компаниями и позволяла Кусто сделать небольшую передышку перед съемками полнометражного фильма. Замысел картины давно зрел в его голове, она должна носить то же название, что и книга, написанная им вместе с Ф.Дюма в 1953 году, — «Мир тишины», которая имела огромный успех во всем мире, окончательно утвердив известность Жака Ива Кусто.

В это же время Кусто принял участие в экспериментальных погружениях батискафа «Триест» профессора Пикара, забыв неудачи 1948 года. Аппарат с успехом погрузился на глубину 3200 метров с профессором и его сыном на борту. Во время этой операции командование ВМС Франции просило его обеспечить проведение подводных съемок. Кусто был убежден, что его будущее заключалось в исследовании техники проникновения человека в подводный мир. Опыты с «Преконтинентом» были проведены, чтобы доказать это.

В 1954 году Жак Ив Кусто отправился на Красное море и в Индийский океан. На борту «Калипсо» находился также молодой кинематографист Луи Маль. Кусто приобщал его к погружениям, и молодой человек снимал документальный сериал, который позже был с успехом показан миллионам телезрителей. Кусто уже понял, что средство массовой информации будущего — это телевидение, оно приносило изображение в дома скорее, чем потенциальные зрители добирались до кино. Этот сериал значительно увеличил его американскую аудиторию и был выпущен новым обществом, основанным Жаком Ивом Кусто, Les Requins Associes.

В начале 1955 года все собрались на борту «Калипсо» для великого отплытия, взяв курс на Красное море. Начались съемки «Мира тишины», который стал культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Были сняты Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова с отрывками из Jojo le Merou, затем были произведены многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах.

Фильм был смонтирован и представлен с необычайным размахом в Париже в феврале 1956 года в театре на Елисейских полях. Были приглашены всевозможные знаменитости, присутствовали президент республики, председатели обеих палат парламента, представители конституционных властей, а также послы более 30 стран. Национальные ВМС обеспечили почетный караул под аккомпанемент военно-морских маршей. Триумф фильма невообразимый, публика аплодировала стоя более получаса. Газеты, радио и телевидение называли фильм произведением века.

Фильм был отобран для показа на кинофестивале в Канне, где впервые в номинации «документальный фильм» картина получила Золотую пальмовую ветвь. В Нью-Йорке фильм ждал такой же феноменальный прием. В 1957 году ему был присужден «Оскар», а в следующем году другой фильм Жака Ива Кусто «История красной рыбы» получил еще один приз на Каннском фестивале и еще одного «Оскара» в Голливуде. Это подтверждало, что успех его работ был не случайным. Жак Ив Кусто сумел на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который ему принес «Мир тишины». И он сполна использовал все возможности, предоставляемые средствами массовой информации.

В 1957 году принц Монако Ренье предложил Кусто стать директором Океанографического музея княжества. Тот принял предложение, и это устраивало обе стороны: государство с выгодой использовало кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив мог поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых настоящих ученых, но они не имели такого практического подводного опыта, как Кусто.

Нахождение Кусто во главе Океанографического музея мало сказалось на деятельности этой организации. Жака Ива не часто можно было застать в своем служебном кабинете, он свято соблюдал условие, поставленное при назначении на должность, - сохранять за собой свободу действия во всем, что касалось остальной его деятельности. Он предоставил возможность замещать себя Жану Алину, а затем и Филиппу Роу, позволяя им решать текущие вопросы. Но он никогда не передавал полномочий на разрешение принципиальных проблем. Кусто оставил свой пост лишь в 1989 году, через 32 года после того, как обосновался в княжестве.

В 1957 году в промежутках между съемками Кусто экспериментировал с первым проектом «ныряющего блюдца», он испытывал аппараты на больших (около 2000 метров) глубинах. Через год исследователь принял ряд предложений по организации для OFRS новых работ, требующих погружений на большие глубины. Прежде всего, он изучал возможность прокладки нефтепровода. Уже начиная с 1959 года большим подспорьем в реализации подводных проектов стало «ныряющее блюдце».


1960 год принес Кусто обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся чрезвычайно амбициозным проектом, который можно было бы окрестить «Подводные дома». В 1962 году Жак Ив Кусто начинал свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. В ходе операции «Преконтинент I» два пловца Альбер Фалько и Клод Уэсли жили неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 метров и работали на глубине 25 метров под водой. Результаты работ были обнадеживающими, и в 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м году последовала операция «Преконтинент III». Пять человек, среди которых были «ветераны» первого «Преконтинента», участвовали во втором опыте и шестеро - в третьем. Среди них и был Филипп Кусто — сын Жака Ива Кусто. Но у него было два сына. Старший сын Жан-Мишель в 1960 году стал архитектором, и вскоре выполнил несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время - на Высшие кинематографические курсы. Он принимал самое активное участие в исследовательской деятельности отца.

Опыты Кусто позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, но были расценены властями как слишком дорогостоящие. Остановка работ сильно разочаровала Кусто.

Еще одним итогом операции «Преконтинент III» стал «Оскар» за фильм «Мир без солнца». Фильм не имел такого же успеха, как «Мир тишины». Некоторые критики не преминули попрекнуть создателей фильма за откровенно грубые трюки, но Кусто эти упреки огорчили главным образом потому, что выбивали из рабочего ритма технический и научный персонал на «Калипсо». Чтобы совладать с возникшими трудностями, Кусто добился у французского правительства заключения крупного контракта на «проведение подводных исследовательских работ нового типа». «Аржиронет» - такое имя получил плод воображения инженера Французского института нефти (ФИН) Пьера Вилма. Проект пополам финансировали ФИН и CNEXO. Составив и утвердив первоначальную смету, они передали реализацию «Аржиронета» СЕМА Жака Ива Кусто. Масштаб задуманных работ огромен. Они были рассчитаны более чем на четыре года. Этот период был для исследователя самым трудным с финансовой точки зрения. Но Кусто мог многое себе позволить с учетом своей фантастической известности. В 1972 году Кусто покинул родину. В Америке он встретился с младшим сыном Филиппом - владельцем собственной киностудии. Старший Жан-Мишель тоже поехал с отцом. Он был ответственным за материально-техническое обеспечение, необходимое для путешествий «Калипсо» по всему свету.

В Соединенных Штатах у Кусто появился «запасной аэродром». Его компания Requins Assoies в течение пяти лет была связана с рядом американских телевизионных программ очень важным контрактом. Во многом именно это обстоятельство сделало лицо Жака Ива Кусто знакомым телезрителям во всем мире. И прежде всего - благодаря телевизионному сериалу «Одиссея капитана Кусто». Он смеялся, когда слышал, что стал настоящей телезвездой. Ему не было дела до критики, исходила она от ученых или от деятелей кино. Жак Ив Кусто всегда хотел добиться большего. Ему недостаточно было оставаться только исследователем и документалистом, и он стремится к расширению своих полномочий.

В 1977 году в США под видом некоммерческой организации было организовано «Общество Кусто». Его целью была «защита природы и улучшение качества жизни», президентом общества стал отец, а вице-президентом был назначен сын Жан-Мишель. Местом базирования штаб-квартиры был выбран Нью-Йорк. Имя Кусто творило чудеса. В общество активно поступали взносы, члены общества получали опубликованные произведения «Калипсо Лог» и «Долфин Лог». Продажа товаров на дому осуществлялась на американский манер - по почте. Успех был огромный, и он подталкивает к со зданию филиалов общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе.

В Норфолке «Общество Кусто» хотело построить при помощи муниципальных властей океанографический парк, наподобие того, который Жан-Мишель на пару с отцом пытался создать на Лонг-Бич, но проект закончился полным финансовым провалом и потерей миллионов долларов. Но вопреки язвительной кампании, развернутой в местной прессе и направленной против проекта, он убедил власти в своей благонадежности. К несчастью (или, наоборот, к счастью для вкладчиков), из-за смены городских властей этому плану не суждено было осуществиться.

В 1979 году погиб младший сын Кусто Филипп. Он участвовал в съемках фильмов вместе с отцом, наполняя картины кадрами, снятыми с гидросамолета «Каталина». 28 июня 1979 года Филипп отправился в Португалию, в дельту Рио-Тежо, чтобы проверить качество ремонта гидросамолета, проведенного в местных мастерских. Испытания проходили безупречно, но во время приземления на воду, после первого контакта с поверхностью, нос машины внезапно ушел под воду. Хвост гидроплана был лишь залит водой, весь экипаж остался цел и невредим, на борту не было только Филиппа, который был объявлен без вести пропавшим. Его тело так и не было найдено.

Жак-Ив Кусто с сыновьями — Филип и Мишель.

Смерть сына сильно отразилась на Кусто. Провал плана по созданию парка в Норфолке никак не сказался на популярности Жака Ива Кусто в Соединенных Штатах. Тем не менее, в 1981 году он вернулся на родину, где основал «Фонд Кусто» с той же структурой и теми же целями, что и у его старшего «американского брата». Успех был почти такой же, и это общество существует по сей день. Именно под покровительством этой организации проходили первые испытания судна на принципиально новой, революционной ветряной тяге — турбопаруснике. Общество приобрело старый катамаран и отремонтировало его. Директор морской верфи в Санари стал верным сподвижником Кусто. Тем временем авторы концепции турбопарусника Л.Малавар, Б.Шарье и Жак Ив Кусто приняли решение, что катамаран послужит уменьшенной моделью для корабля «Алсион». Предприятие развивалось под управлением морского архитектора Мориса, конструктора парусника «Франсе З», участвовавшего в Кубке Америки, и автора первоначальных переоборудовании на «Калипсо». Небольшое судно получило имя «Ветряная мельница». В конце 1983 года она отправилась в свое первое плавание через Атлантику, где попала в очень сильный шторм, потеряв мачту и парус. Но Жак Ив не отчаивался. Он связался со вкладчиками и возобновил предприятие с удвоенной энергией. «Алсион» был готов в 1985 году, весной пересек Атлантику и произвел фурор своей управляемостью и экономичностью. Однако общий итог все равно был не в его пользу, так как стоимость эксплуатации корабля превысила цену сэкономленной энергии. В июне 1989 года Кусто возглавил Французскую академию, почти одновременно оставив свои обязанности директора Океанографического музея в Монако.


В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто, которую все, кто близко знал эту женщину, ласково называли «пастушкой». Ее спокойный нрав, безусловно, повлиял и на характер капитана Кусто. Прах Симоны был развеян над морем у берегов Монако. Кусто женился во второй раз в конце июня 1991 года на Франсине Триплет, матери Дианы и Пьера-Ива Кусто. До этого Франсину и Кусто связывал на протяжении 14 лет тайный роман. Жаку Иву Кусто на тот момент исполнилось 80 лет.

Сложные связи между многочисленными обществами, основанными Кусто, порой служили соблазнительной приманкой для любителей ловли рыбы в мутной воде. Управлением ряда организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США «Общество Кусто» было арестовано за не предоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законом. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с законом, что их деятельность закончилась конфискацией имущества. Тем не менее, никто не посягал на честное имя самого Кусто.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания и был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.
В 2010 году о Жаке Иве Кусто был снят документальный фильм «Гражданин океана».

Некоторый цитаты Командора — Жака Ив Кусто, ставшие знаменитыми.

Если бы мы подчинялись логике, наше будущее было бы печально. Есть вещи поважнее логики, потому что мы - люди, и в нас живет вера, надежда, и мы умеем работать.

Мы управляем своей Землей беспечно.

Детство — самый насыщенный период жизни

Первопроходцев толкает любопытство, а следом идёт наука.

Несчастье - это мы сами, а счастье - это другие.

Счастье пчелы или дельфина в том, чтобы существовать. Для человека счастье - знать, что ты существуешь и испытывать восхищение этим фактом.

Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах.

Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться.

В рыночной экономике любая вещь имеет цену, но ничто не имеет ценности.

Успешными бывают только невыполнимые задачи.

Хороший эколог — это тип, который видит далеко вперед и не очень-то верит в прогресс, науку и технику

Использованные материалы:

Материалы сайта www.j-cousteau.ru
Материалы сайта www.octopus.ru

Жак-Ив Кусто (11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция — 25 июня 1997, Париж, Франция) — знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссер, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор Ордена Почетного легиона. Известен как Капитан Кусто. Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.
Он не был конструктором, ученым, архитектором, кинематографистом. Но создал акваланг, подводную археологию, построил подводные дома и снял в океанской пучине фильмы, любимые во всем мире. Косный ученый мир высокомерно величал Кусто «океанологом-выскочкой ». А он, всегда плевавший на звания, степени и авторитеты, призывал человечество осваиваться в глубинах Мирового океана и не скрывал секрета своих ярких, авантюрных и плодотворных деяний: «Успех приносят лишь невыполнимые миссии ».
Биография

Знаменитый океанограф, безумный исследователь и бесстрашный путешественник Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак в семье исполнявшего обязанности личного секретаря одного американского миллионера Даниэля и матери Элизабет Кусто. Из-за напряженного рабочего графика Даниэля семье приходилось часто менять жилье, и в 1920 году Кусто переехали в Соединенные Штаты Америки. Жаку было некомфортно за пределами родного города — он чувствовал себя коренным французом, и родина постоянно звала его назад. Тем не менее, долгие переезды по городам имели и свои положительные стороны — мальчик мог свободно говорить на английском и немецком языках, благодаря поездкам значительно расширился его кругозор. Лето семья проводила на берегу Бискайского залива, где он мог вдоволь накупаться. Именно такое детство навсегда привило Жаку стремление побывать в каждом уголке Земли.
В 1920 году мальчик прошел конкурс во Французскую военную академию в Бресте, после чего отправился в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д`Арк". Уже тогда открылась страсть Кусто к неизведанным глубинам океана — в каждом порту мальчик бежал к берегу и долго снимал жизнь у воды. Более того, диплом давал огромную возможность путешествовать по морским долинам, и это сильно привлекало Кусто. Еще одной страстью Жака стала видеосъемка, которая впоследствии была неотъемлемой частью его многочисленных исследований. После окончания Военной Академии он решил поступить в Академию морской авиации. Однако судьба распорядилась иначе — страшная автокатастрофа поставила жирный крест на карьере Кусто как летчика. У юноши были многочисленные переломы и частичная парализация конечностей, и в течение периода реабилитации Кусто было необходимо много времени проводить в воде, активно плавать, чтобы возвратить подвижность рук. Благодаря многочисленным тренировкам, здоровье Жака пришло в относительную норму, а сам молодой человек понял, что водная стихия — его призвание. Тогда же он начал работать инструктором на крейсере "Сюфрен". Также огромным стимулом для выздоровления стала первая настоящая любовь — Симона Мелькиор, на которой Жак женился в 1937 году. В следующем году у счастливой пары родился первенец — сын Жан-Мишель.
В 1938 году Жак-Ив Кусто вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье начал свои морские исследования, погружаясь в воду в маске, ластах и дыхательной трубке. Однако с таким обмундированием было трудно долгое время оставаться на значительных глубинах. Кусто задумался о новом подводном изобретении. Таким образом, в скором времени был представлен "чудо-прибор" — "водные легкие", которые получили незатейливое название "акваланг". Эта новинка, разработанная Кусто в сотрудничестве с Эмилем Ганьяном, открыла путь к безбедному будущему и огромным возможностям исследования самых глубин океанов. В 1940 году у Кусто родился второй сын Филипп. Жак основал свою киностудию "Объединенные акулы", которая в будущем выпускала огромное количество фильмов о подводном мире и различных путешествиях Кусто. Дебютом в мире кино стала 18-минутная лента "8 метров под водой", состоявшая из отрывков погружений Кусто, Диди и Тайе. Шли военные годы, и семье Жака приходилось тяжело. За особые заслуги Кусто удостоился ордена Почетного легиона в 1946 году, а вот его брату Пьеру-Антуану за сотрудничество с газетой "Же сюи парту" грозила смертная казнь. И только благодаря известному имени брата он смог избежать приведения приговора в силу. В начале 50-х годов Жак-Ив
Кусто арендовал старый британский минный тральщик "Калипсо", чтобы оборудовать его под исследовательское судно, за символический франк в год. Именно на нем производились самые известные погружения исследователя и его команды - они побывали в безднах Атлантического и Индийского океанов, а также Красного и Черного морей. В 1953 году Кусто вместе со своими коллегами смонтировал первый документальный фильм о своих исследованиях — "Безмолвный мир", который получил "Золотую пальмовую ветвь" и "Оскар". Лента имела оглушительный успех — после ее премьеры зрители полчаса аплодировали стоя. Кинокритики с восторгом назвали эту картину произведением века. В 1957 году Кусто принял выгодное предложение стать директором Океанографического музея в Монако и переехал туда со всей своей семьей. Именно там он смог в полном объеме отдаться своим тщательным исследованиям. Помимо активной писательской и кинодеятельности, мужчина стал основателем обширной научной программы "Коншельф". На коралловом рифе в Красном море он построил так называемую "Морскую звезду" — металлический дом для проживания пяти акванавтов, а чуть ниже — кабинет для двух человек. В 1965 году он же построил дом в виде шара, в котором исследователи провели почти месяц. В 1967 году Жак-Ив решил работать глобально и изучить морские бездны Мирового океана, и его корабль "Калипсо", оснащенный всей необходимой техникой, отправился в исследование. Предметом их пристального внимания на этот раз стали акулы, а своими наблюдениями исследователь делился в книгах "Чтобы не было в море тайн" и ""Калипсо" и кораллы".
Команда Кусто интересовалась не только морскими обитателями, но и подводной архитектурой. Так, командой было найдено несколько затонувших кораблей близ острова Святой Елены. Чуть позже, в 70-х годах, Кусто вместе со своей командой отправился к берегам Антарктиды, где они занялись научным исследованием жизни китов. Тогда же появился непредвиденный перерыв в работе — корабль получил значительные повреждения из-за столкновения с айсбергом. Но Кусто не отчаялся и в этот период снял документальный фильм о жизни вымирающего вида аборигенов, проявив себя со стороны грамотного этнографа и антрополога. После ремонта судна экспедиция была продолжена, а общественности вскоре был представлен новый шедевр Кусто — "Мировой океан". В 1973 году Жаком было основано "Общество Кусто", занимающееся охраной морской среды.

1979 год принес трагедию в семью Кусто— умер младший сын известного путешественника Филипп. Он пошел по стопам отца, и Жак даже назначил его главным помощником в своих исследованиях. Но жизнь продиктовала свои правила — Филипп погиб в авиакатастрофе на гидросамолете "Каталина", а его тело так и не было найдено. Тогда же у Кусто начались большие финансовые проблемы в его фонде, и ему пришлось просить старшего сына Жана-Мишеля помочь расквитаться с долгами в размере пяти миллионов долларов. Более того, несколько его проектов оказывались провальными, а финансы были ограничены. Оправившись от горя, Кусто продолжил свою насыщенную исследовательскую деятельность, выпуская многочисленные книги и видеофильмы-шедевры. В 1990 году Кусто ожидала еще одна трагедия — после продолжительной болезни от рака умерла его супруга Симона Кусто, которая была единственным человеком, кто мог совладать с взрывным характером Жака. Было решено развеять прах усопшей над морем около Монако. Несмотря на горечь утраты, уже через полгода у Кусто появилась новая пассия — бывшая стюардесса "Air France" Франсина Триплет. Как оказалось, их связывали давние отношения, и они были подкреплены двумя детьми — дочерью Дианой и сыном Пьером, рожденными задолго до женитьбы. Жак-Ив не помышлял отказываться от внебрачных детей, поэтому после смерти первой супруги скорее женился и дал своим отпрыскам знаменитую фамилию. На тот момент новоиспеченному жениху было уже 80 лет, а невеста была на 35 лет моложе его.

У Жана-Мишеля были натянутые отношения с мачехой, и Кусто-старший перед смертью перевел все свои активы и права на его продукцию жене, а сыну от первого брака было запрещено использовать знаменитую фамилию отца в коммерческих целях. Жан-Мишель сомневался, что у бывшей стюардессы получится держать весь бизнес, которым занимался Жак-Ив Кусто в течение не одного десятка лет. Из-за постоянных ссор с мачехой у сына и отца вконец испортились отношения. 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет Жак-Ив Кусто скончался. Причиной смерти стало осложнение респираторного заболевания и, как следствие того — инфаркт миокарда. Великого исследователя похоронили на фамильном участке кладбища в Сен-Андре-де-Кюбзак. После его смерти вдова Франсина пыталась возродить дело Кусто, однако все было тщетно, ведь такого человека невозможно просто было заменить. Жак-Ив Кусто был уникален в своем роде, и таких самородков уже, пожалуй, не будет в мире. Капитан Кусто был разносторонним человеком — педагог, ненасытный исследователь, антрополог, этнограф, он жил водной стихией и сумел влюбить в нее весь мир, и только Кусто смог приоткрыть нам тайну жизни на глубине.
Мир Кусто в кино
В начале 40-х годов Кусто создал кинокомпанию под названием "Объединенные акулы ". Из ее стен вышло большинство его фильмов, первым из которых стал "8 метров под водой". В 1950 году Кусто приступил к организации подводных экспедиций. Именно тогда были совершены первые подводные археологические исследования и получены фотоснимки морского дна на глубине 7250 м. В 1953 году Кусто получил мировое признание и как литератор. "Мир Безмолвия" — первая книга, которая открыла мир океана для широкой публики. Перу Кусто принадлежат десятки книг, он также снял 104 фильма из серии "Одиссея команды Кусто". В 1954 году, Кусто вместе с кинематографистом Луи Малем отправляются на Красное море и Индийский океан, где начинают снимать документальный сериал "Одиссея команды Кусто".

Позже на свет появился фильм, который и по сей день считается одним из самых лучших о подводной жизни, - "Миры тишины". Благодаря этой работе, "голубой континент" манил уже не своей загадочностью, а удивительным разнообразием подводного мира. Картины со дна Средиземного моря, Персидского залива, Красного моря и Индийского океана вызвали невероятный зрительский ажиотаж, фильм был удостоен "Золотой пальмовой ветви" в Каннах и "Оскара". Но все-таки официальное признание открытий и достижений Кусто пришло с его утверждением в должности директора Океанографического музея в Монако в 1957. 1960 год принес новые обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся одним чрезвычайно амбициозным проектом. Его можно было бы окрестить «Подводные дома».
Дети Жака Ива Кусто. У него два сына. Старший Жан-Мишель в 1960 году становится архитектором. Вскоре он уже выполняет несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время — на Высшие кинематографические курсы. Он принимает самое активное участие в исследовательской деятельности отца. В1962 году Жак Ив Кусто начинает свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. Речь идет об операции «Преконтинент I», в ходе которой два пловца — Аль-бер Фалько и Клод Уэсли будут жить неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работать на глубине 25 м. под водой. Результаты работ обнадежили, ив 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м последовала «Преконтинент III»... Пять человек, среди которых «ветераны» первого «Преконтинента», участвуют во втором опыте и шестеро — в третьем. Среди них и Филипп Кусто.И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. В 70-х годах Кусто создал общество по охране морской среды. Он продолжал совершать экспедиции, активно исследовал неизученные области мирового океана.
Первый проект Жак Ив Кусто осуществил 12 октября 1983 год. Судно «MOULIN A VENT » было спущено на воду, и команда Кусто вышла в море для проведения испытаний, в результате которых проверялась теория на практике. Основой стал корпус катамарана, на палубах которого была установлена платформа с турбодвигателем парусного типа. Вся операция по изменению угла наклона, площади паруса выполнялась с капитанского мостика при помощи нажатия клавиш электроприводов. Название судна «MOULIN A VENT» означает сорт вина «Ветряная мельница», который любила вся команда Кусто. С обеих сторон полой аэродинамической колонны располагаются металлические сетки с переменным углом наклона выполненные в форме полукружий обеспечиваемые высокую сопротивляемость потоку ветра внутри трубы. За счет силы ветра при выключенной вентиляторной установке такая конструкция даже в пассивном состоянии в 2 раза эффективнее, чем простой парус. Эффективность установки не заставила себя долго ждать, при скорости ветра 30 узлов судно развивало скорость 11 узлов. Но вскоре труба не выдержала сильных штормов Атлантического океана и надломилась, к счастью без последствий. Причиной разрушения колонны стали разболтанность крепежа и неустойчивость старого катамарана. Жак Ив Кусто решил не останавливаться на уже положительном результате, и он создал в мае 1985 года еще одно судно под названием «ALCYONE». Океанское судно было названо в честь дочери греческого бога ветра. Второй проект корабля тоже оснащен аэродинамической установкой. С учетом прежних проб и ошибок на новое океанское судно были установлены две колонны. Испытания проходили по маршруту порт Ла-Рошель — Нью-Йорк.

Океанское судно «ALCYONE » стало настоящим чудом инженерной мысли. Члены экипажа размещены в комфортабельных каютах. По словам капитана Кусто судно было настолько компьютеризировано, что могло плавать вообще без людей. В распоряжении кока прекрасно оборудованный камбуз. Скоростные возможности «ALCYONE» поразили — 13 узлов, при скорости ветра 20 узлов. Электродвигатели потребляют лишь половину мощности вырабатываемой ветряным генератором. В зависимости от морских условий можно использовать дизельный двигатель или аэродинамическую трубу.
Наследие
Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент». Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания. В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съемок. С 1957 года был директором Океанографического музея Монако. В мае 1985 года команда Кусто обзавелась еще одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.
Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня. В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто. По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.
Награды
Командор ордена Почетного легиона
Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»
Военный крест 1939—1945
Офицер ордена Морских заслуг
Командор ордена искусств и литературы

В биографии Кусто в 1930 году была окончена морская школа, после чего он недолгое время служил мичманом. Покинув военно-морское обучение из-за травм, поселился в Тулоне. Затем Жак-Ив всерьез заинтересовался нырянием, поскольку часто выходил в Средиземное море. Экипировавшись скафандром вместе с аквалангом (автономный вид такого скафандра изобрели Кусто вместе с Э. Ганьяном), Кусто стал погружаться в воду на 90 м.

Также Жаком-Ивом Кусто были открыты многие приборы, принадлежности, техника для ныряния. Например, камера для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры. На подводной лодке «Калипсо» Кусто вместе с командой опускались на глубину 7250 м. Заснятые им документальные фильмы долгое время транслировались на телевидении разных стран.

Путешественником по морским глубинам была написана книга «В мире безмолвия» (1953, вместе с Ф. Дюма), по ее мотивам снят фильм (в 1956 лента удостоена награды «Оскар»). В 1957 году Кусто возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В 1973 им было основано общество по охране морской среды, поскольку Кусто очень тревожило уничтожение экосистем в различных регионах мира. За свою биографию Жак-Ив-Кусто получил множество премий, наград.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Жак-Ив - известный океанограф, фотограф, изобретатель (в том числе и первого акваланга), техник. Кроме того, этот человек является автором множества фильмов и книг. О том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, мы и поговорим сегодня.

Происхождение, детство

Будущий исследователь океана родился 11 июня 1910 года во Франции (г. Сен-Андре-де-Кюбзак). Отцом Жак-Ива был адвокат. Кусто еще в юности совершил множество путешествий и с раннего детства научился плавать. Однако из-за болезни он сильно похудел, поэтому врач не рекомендовал мальчику большие физические нагрузки.

Семья Кусто с 1920 по 1922 год жила и работала в Соединенных Штатах. Здесь Жак-Ив выучил английский язык. Весьма насыщенными были для Кусто эти годы жизни. Жак-Ив Кусто проявил большой интерес к дизайну и механике. В летнем лагере скаутов будущий изобретатель совершил первые свои погружения. Вернувшись во Францию, он приобрел первую кинокамеру, а также сконструировал автомобиль с питанием от батарей.

Обучение в академии, путешествия

К началу 1930-х годов относится обучение Жак-Ива во французской Военно-морской академии. Ему повезло, так как его группа отправилась в кругосветное путешествие на корабле "Жанна д"Арк". Через некоторое время по распределению Жак-Ив Кусто попал в Шанхай, на военно-морскую базу. Пару лет спустя он побывал также в СССР. В Советском Союзе Жак-Ив много фотографировал, однако практически все снимки были у него изъяты.

Авария, работа инструктором, женитьба

Кусто в молодости хотел стать пилотом после завершения обучения в Академии морской авиации. Однако он попал в серьезную автомобильную аварию и получил множество травм, из-за чего пришлось расстаться с этой мечтой. Симоне Мелькиор, любимая девушка Жак-Ива, помогла ему выстоять. В 1936 году в целях реабилитации Кусто начал работать на крейсере "Сюфрен" инструктором. Здесь, в порту Тулон, он первый раз в жизни исследовал море в специальных очках для Жак-Ив понял, что это и есть его предназначение.

Кусто в 1937 году женился на Симоне Мелькиор (на фото выше). У них родились сыновья Филипп и Жан-Мишель.

Погружение с маской, основание кинокомпании и первые фильмы

Вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма в 1938 году Кусто погрузился в воду с трубкой, маской и ластами. Он позднее писал о первых исследованиях океана в маске, что его глазам предстало "поразительное зрелище".

Жак-Ив в начале 1940-х годов стал основателем кинокомпании под названием "Объединение акулы". В 1942 году появился 18-минутный фильм Кусто "8 метров под водой". Он стал одной из первых картин Жак-Ива о подводном мире. Кусто во время Второй мировой войны участвовал в движении сопротивления во Франции.

Изобретения Жак-Ива Кусто

Говоря о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто, нельзя не рассказать о множестве его из них является создание акваланга. В 1943 году состоялось испытание первого его прототипа. И оно прошло успешно. Эта модель была разработана Жак-Ивом совместно с Эмилем Ганьяном. В 1946 году началось массовое производство аквалангов. Жак-Ив Кусто за свою жизнь также создал осветительные приборы, подводную телевизионную систему и SP350 ("ныряющее блюдце") - небольшую подводную лодку, обладающую хорошей маневренностью. Она была предназначена для научного исследования глубин океана. По поручению французского ВМФ сразу же после окончания войны Кусто основал школу водолазов-аквалангистов. Несколько позже стал главой Французского центра подводных исследований Жак-Ив Кусто.

"Калипсо"

В начале 1950-х годов морской "базой" Жак-Ива стал именно этот корабль, который ранее принадлежал Британским Королевским ВМС, но был списан. Кусто переоборудовал его в мобильную лабораторию. После этого стал осуществлять на нем исследования в океане Жак-Ив Кусто. Открытия, совершенные им на этом судне, многочисленны. Одним из первых достижений, сделанных на "Калипсо", была фотосъемка морского дна, совершенная на глубинах до 7,2 км. Жак-Ива в экспедициях нередко сопровождала супруга. А сыновья его, Филипп и Жак-Мишель, работали юнгами.

Первая книга, новые фильмы и мировая известность

К началу 1950-х годов накопил уже значительный опыт изучения океана Жак-Ив Кусто. Исследования его должны были стать достоянием общественности. Для этого Кусто совместно с Фредериком Дюма в 1953 году написал книгу под названием "В мире безмолвия". В ней впервые читателям был представлен мир океана, изучению которого посвятил многие годы жизни Жак-Ив Кусто. Снятый по мотивам этой книги фильм, вышедший в 1956 году, завоевал и "Оскара". Он сразу же принес мировую известность его авторам. Кусто в 1954 году совершил путешествие по Индийскому океану и Красному морю. Итогом этой экспедиции стал сериал, известный многим из нас, - "Одиссея команды Кусто". Вот чем знаменит Жак-Ив Кусто на весь мир. Исследователь подводного мира в 1957 году стал директором находящегося в

"Подводные дома" и "Общество Кусто"

Разработка "Подводных домов", амбициозного проекта этого исследователя, относится к 1960-м годам. Его реализацией были операция 1963 года "Преконтинент II" и 1965 года "Преконтинент III".

Но мы рассказали еще не все о том, чем знаменит Жак-Ив Кусто. Этот исследователь был видным общественным деятелем. Жак-Ив в 1973 году создал некоммерческую организацию "Общество Кусто", цель которой - охрана морской среды.

Исследователь осуществлял свои экспедиции, изучая неизвестные зоны Мирового океана. Жак-Ив сконструировал новые типы судов, безопасных с точки зрения экологии. "Флот" его в 1985 году пополнился яхтой ALCYONE, которая движется благодаря электроветровой системе. В 1979 году во время съемок очередного фильма погиб младший сын Жак-Ива, Филипп.

Фонд Кусто, экспедиция в Антарктику, женитьба на Триплет

В 1981 году был создан Фонд Кусто в Париже. Спустя 9 лет исследователь отправился в экспедицию в Антарктиду. Он взял с собой шестерых детей (по одному представителю от каждого из континентов) для того, чтобы весь мир увидел, что природу Антарктики следует сохранить для молодого поколения.

В 1990 году Симона, жена Кусто, умерла от рака. Через год после ее кончины Жак-Ив женился во второй раз. Его супругой стала Франсина женщина еще до брака родила ему сына Пьера и дочь Диану.

"Калипсо-2"

"Калипсо" в 1996 году затонул в результате столкновения с баржей. Это произошло в порту Сингапура. Судно не подлежало восстановлению. Через некоторое время оно было выставлено в музее города Ла Рошель. После его поломки приступил к строительству "Калипсо-2" Жак-Ив Кусто. Биография его отмечена множеством морских экспедиций, совершенных вместе с командой на борту этого судна.

Смерть

Исследователь умер в возрасте 87 лет, 25 июня 1997 года. Смерть наступила после перенесенного респираторного заболевания, протекавшего с осложнениями. Жак-Ив скончался от инфаркта миокарда. Это произошло в Бордо (Франция). Его похоронили на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Жак-Иву было вручено множество различных наград за его исследования. Среди них особенно ценным был Орден Почетного легиона, который получил Жак-Ив Кусто. Книги его авторства, которые считаются самыми известными, следующие: "Живое море", "Жизнь и смерть кораллов", "В мире безмолвия", "Затонувшие сокровища", "Мир без солнца" и др.

Дело Жак-Ива продолжается

И сегодня работают "Команда Кусто" и "Общество Кусто" - организации, созданные им. Дети и внуки его продолжают дело исследователя, занимаясь изучением Мирового океана. Жан-Мишель, его сын, - защитник окружающей среды, исследователь, кинопродюсер, педагог. По стопам деда пошел также его внук Фабьен (на фото ниже). Он решил стать океанографом. В честь Жак-Ива в 2014 году он совершил подводную научную экспедицию продолжительностью в 31 день.

Погружение было осуществлено на станции Aquarius. Таким образом, сегодня продолжается важное для человечества дело, которое начал Жак-Ив Кусто. Биография его вдохновляет множество людей на изучение океанских глубин и защиту окружающей среды.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: