Если каждый день ходить в церковь. Молитва, и обязательно ли ходить в церковь? Вопросы, вопросы, вопросы …

В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог - чрево (Флп. 3, 19).

Человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов

Но если человек прав, и его сердце действительно стало обителью бога, то можно ли быть уверенным, что это Бог истинный, а не тот, который силится выставить себя Богом, не являясь таковым? Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу» . Другими словами, человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов.

Кто-то скажет: «Вот, я пощусь и молюсь, только в храм не хожу». На это можно ответить, что молиться и поститься есть дело, конечно, доброе и необходимое, но само по себе недостаточное.

Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. Преподобный Варсонофий Оптинский предлагает на эту тему следующее рассуждение. У одного святого отца спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки - хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий .

Признак того, что Бог пребывает в сердце – любовь к храмовому богослужению

Таким образом, стремление к церковной службе является для христианина тем духовным камертоном, с которым мы можем всегда сверять состояние своей души. Признаком того, что Бог пребывает в сердце, является любовь к храмовому богослужению.

Это можно уподобить человеческим отношениям. Если мы любим кого-то, то мы стараемся быть рядом с ним. Если мы скажем, к примеру, своему другу: «Ты всегда со мной, ты у меня в сердце, поэтому я не пришел поздравить тебя с днем рождения», - то вряд ли мы услышим в ответ слова одобрения и понимания. Так же и с Богом. Если Бог у нас в сердце, если мы любим Его или хотя бы стремимся к этой любви, то как же мы не почтим День Рождения или Воскресения Христа, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, перенесшим ради нашего спасения унижения, боль и смерть, как забудем о памятной дате Божией Матери, через Которую мы получили доступ к воплотившемуся Богу, или пренебрежем днями празднования Небесных Сил бесплотных и святых, предстоящих пред престолом Божиим и неустанно молящихся о нас, ленивых, грешных и сильных лишь на слова самооправдания?

Церковь – это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм

В центре храмового богослужения находится величайшее христианское таинство - причастие Тела и Крови Христовых. Все богослужение построено так, чтобы подготовить нас к этому таинству наилучшим образом, и является уже само по себе преддверием и предвкушением нашего вечного пребывания с Богом. В церковной службе видимым образом проявляется учение о Церкви, как о Теле Христовом. Церковь - это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм. Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви - Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело. Поэтому участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а неким природным и жизненно необходимым устремлением. Отсутствие такового должно служить нам сигналом того, что мы духовно больны и находимся в серьезной опасности, что наша жизнь требует скорейшего исправления.

Конечно, не всегда нам легко участвовать в общественном богослужении, не всегда хочется. У каждого случаются состояния, когда приходится себя заставлять идти в храм. Но без этого духовная жизнь невозможна.

Откуда в нас эта тяжесть, это нежелание? Все оттуда же - от наших страстей, которые настолько вошли в наши души, что стали для нас как бы второй природой («привычка - вторая натура»), от которой без труда и без болезни не избавишься.

Влияние богослужения на страсти можно сравнить с действием света на обитателей темной пещеры. Животные и насекомые, привыкшие к ночи и мраку, при появлении света приходят в движение и стремятся улететь, убежать, уползти в места привычные, в места темные, «безопасные», удаленные от света.

Так и страсти в нас, пока мы далеки от Церкви, от храма, от богослужения, дремлют в привычном и уютном душевном мраке. Но стоит нам прийти в храм на службу, и словно бы все силы ада восстают в наших телах и душах. Ноги ватные, в голове туман, спина болит… Да и вокруг все возмущает: чтецы читают непонятно, певчие сбиваются и фальшивят, священника или нет, или он куда-то торопится, у дьякона вид вызывающий, в церковной лавке отвечают нелюбезно, все какие-то мрачные, а если шутят и улыбаются, то это тоже раздражает («в святом-то месте!») и т.д. т.п. Ну и, конечно, фоном мысль: «Что я тут делаю?». И если не понимать необходимости храмовой молитвы, то шансов удержаться в храме почти нет. Тем не менее истинного утешения мы нигде, кроме храма, не получим.

Многим знакомо состояние уныния, или, как сейчас принято выражаться, депрессии, когда ничто не радует и все теряет смысл. В храм в этом состоянии также идти не хочется. Но православные люди знают, что если все же заставишь себя и доберешься до храма и богослужения, то все каким-то чудесным образом меняется. Вроде и простоял-то на службе бестолково, молитв почти не слышал, сам не столько молился, сколько пытался справиться с душевной бурей или с роящимися мыслями, а выходишь из храма, и на сердце - мир. Вроде бы внешне ничего не изменилось, обстоятельства все те же, но они уже не кажутся такими непреодолимыми, как раньше.

В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой

И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.

Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала.

Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой - энергией Божественной.

Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, - все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, - говорит он, - двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш» .

Конечно, порой случаются объективные обстоятельства, действительно препятствующие посещению храма. Но не всё, что кажется нам препятствием, является таковым в очах Божиих. В этом отношении показателен случай, описанный в житии праведной Иулиании Муромской: «Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был глас от иконы Пресвятой Богородицы, глаголющий так: “Иди, скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная» .

Для человека, утвердившегося на пути божественном, посещение церковной службы становится потребностью не меньшей, а порой даже большей, чем питание телесное. Особенно остро ощущают эту потребность святые. Так, праведный Иоанн Кронштадтский признавался: «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу...» .

Впрочем, и сегодня, наверное, в каждом православном храме можно встретить хотя бы одну прихожанку, которая, подобно евангельской Анне пророчице (ср. Лк. 2, 36–37), почти постоянно пребывает в храме. При том, что окружающие этому обыкновенно отнюдь не способствуют. И близкие ее укоряют, и свои, православные, убеждают поумерить пыл, а она, превозмогая годы и болезни, едва ли не ползком, а все стремится на любезную изболевшемуся сердцу «обедню».

В заключение хочется привести удивительный пример непобедимой любви к Божественной службе одной из греческих подвижниц благочестия XX века: «Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной вечерни и литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии <...>

Кети старалась познакомиться со священниками всех соседних селений, чтобы была возможность приглашать их отслужить литургию. Чаще ходила в храм Пантанассы. Ночью переходила реку Лурос по веревочному мостику. Часто зимой он покрывался льдом, а у Кети всегда было по несколько сумок с продуктами для бедняков.

Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.

Трудно описать все, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил ее о литургии. После работы Кети все же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.

<...> Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У нее случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил ее знакомый - отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.

Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец она показалась. Ее лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под ее длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у нее на пути.

Так что же все-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала все возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжелые богослужебные книги.

Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила еще на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог ее отвлечь. <...>

Ее любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: "Церковь, Церковь..."» .

Остается лишь пожелать всем нам стяжать хоть малую толику той любви к церковному богослужению, которая описана в этих строках!

Православный храм разделен на три части: притвор, сам храм, алтарь. Поднявшись по лестнице, вы попадете в притвор и лишь после в храм. К алтарю разрешается подходить только , с разрешения священника. Войдя в храм надо остановиться у дверей и трижды поклониться с молитвами «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (в будний день совершить поясной поклон, в пост – земной поклон). После надо поклониться вправо и влево пришедшим вас в храм. Если идет богослужение, стоит оставаться на месте и внимательно слушать псалмы и молитвы, которые читают в , не говоря про себя другие, не читая по книгам отдельно от церковного пения. Такое поведение считается отделением от церковного собрания и осуждается.


  1. Входить в храм желательно за некоторое время до начала богослужения, чтобы успеть поставить , приложиться к иконам и заказать поминовение. Входя в храм, когда совершается преосуществление Святых Даров, стоит остаться у входных дверей до окончания важнейших частей службы.

  2. Нельзя входить в православный храм с животными или птицами.

  3. Не стоит забывать, что следует отключить мобильный .

  4. Мужчинам входить в храм надо, не покрывая головы, а женщины покрывают голову. Важно соблюдать правила предписывающие как одеваться в храм. Недопустима одежда: шорты, короткие юбки, брюки (для женщин). Желательно, чтобы одежда была скромной, нейтральных, неярких тонов и прикрывала большую часть тела.

  5. Войдя в храм, надо подойти к аналою, специальному столику, расположенному посредине храма, на котором лежит Икона храма и Святая этого дня, и приложиться к ним. Во время богослужения принято, чтобы мужчины стояли с правой стороны, а женщины – с левой. В православном храме не принято сидеть, за исключением больных и стариков. Придя в храм с детьми надо следить, чтобы они вели себя по скромному и не шумели. Если малыш расплачется, надо сразу же вывести его на улицу. Нельзя разрешать детям есть в храме, кроме розданного священником благословенного хлеба. Ходя по храму нельзя разворачиваться за священнослужителем и поворачиваться спиной к алтарю.

  6. Нельзя уходить из храма до окончания богослужения. Службу надо отстоять от начала и до конца, она считается жертвой Богу.

Для человека, только пришедшего к вере и начавшего посещать богослужения, всегда встает вопрос: правильно ли он поступает, правильно ли воспринимает происходящее вокруг.

Человек, который начал ходить в церковь, должен уяснить для себя, что собираясь в храм, он идет на встречу с самим Богом. Это первое и главное условие. Совместная церковная молитва не дает рассеяться мыслям, а церковные песнопения настраивают на соответствующий лад душу.

Перед богослужением желательно провести некоторое время в тишине и молитве. Храм является домом Бога. Исходя из этого, посещение должно быть благоговейным.

Каждому предписывается посещать воскресные и праздничные службы. Следует стремиться к пониманию богослужения. Все возникающие вопросы и сомнения стоит разрешать со священником.

Одеваться при посещении храма следует чисто и опрятно. Женщинам приличествует одежда, соответствующая их полу, то есть платья и юбки, не слишком открытые или обтягивающие. Желательно обойтись без косметики. Женщина должна быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 13). Мужчина должен находиться без головного убора (1 Кор. 11, 4). Женщина в период очищения не может посещать храм.

Входя в храм, стоит оставить все житейские попечения. На службе не надо вертеться, создавать шум, разговаривать, отвлекая от молитвы людей. Мужчины, по древней традиции Церкви, стоят в правой стороне храма, женщины - в левой.

На службе нужно вникать в молитвы, пение и чтение. Если нить службы потеряна, то священники рекомендуют молиться про себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вы не должны оставлять храм до конечного отпуста службы.

И не надо думать, что поставленная свеча является взяткой Богу. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19). Ставя свечу, человек уподобляет себя мягкому воску, желая стать таким же податливым воле Христовой, и призывает Бога зажечь огонек веры в сердце.

Чем больше человек продолжает ходить в церковь, тем меньше остается вопросов, все встает на свои места. Всегда стоит помнить слова св. царя Давида: «я по множеству милости Твоей войду в дом Твой» (Пс. 5, 8), то есть входит человек в храм по милости Бога, а не по своему хотению. А свт. Иоанн Златоуст призывает, приняв от Бога милость, принести в ответ такую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8) – не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но со страхом и трепетом. Кто молится, таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно ходить в церковь

Что есть церковь и как эта «штука» работает, часто не все понимают до конца. И вообще, церковь - это «штука», или все же что-то живое?

Люди часто думают, сходить в церковь, что-то там сделать, что в этом есть важный смысл для их жизни. Возможно, это отпечаток воспитания, возможно, душа человека ищет чего-то сокровенного и высокого. Какова бы ни была причина, интерес человека к церкви это всегда хорошо. Но, все-таки, он должен знать кое-что, чтобы этот интерес принес только положительный результат, а не разочарование.

Первое, и самое важное, что следует знать о церкви, это то, что церковь – это не здание. Каждый человек не раз в своей жизни видывал величественные сооружения с блестящими куполами наверху. Красивое зрелище. Но это вовсе не церковь. Церковь – это живой организм, состоящий из людей. Библия именно так определяет то, церковь. И люди, являющиеся ее частью, собираются вместе, чтобы вместе в единстве расти духовно. Итак, церковь это не постройка, пускай даже очень красивая, но собрание людей. А те величественные строения с куполами, которые все знают, это лишь места, где собираются живые церкви. Это храмы, которые помогают поклоняться Богу. Итак, работает церковь не как здание, но как что-то живое.

Второе, что часто упускается из виду, это многоразличие. «Церкви всякие нужны, церкви всякие » - кто-то согласиться, кто-то станет протестовать. Но, чтобы вы ни думали, в этом переделанном выражении сокрыта одна истина: церковь бывает не только . Существует три основные конфессии («церковь» - понятие, присущее исключительно христианству): православие, католицизм и протестантизм. Славянам часто ближе всего приходится православие, но важно понимать, что церковь этим не ограничивается. Даже если вы отрицательно относитесь к католикам или протестантам, собрание членов этих конфессий все равно будут называться церковью.

В связи с тем, что церкви существуют разные, нужно понимать, что стоит ожидать от той или иной церкви. Работает церковь (здесь уже в прямом смысле, имеется в виду расписание и характер богослужений) в каждой конфессии и деноминации по-разному. Например, в православных церквях есть расписание основных богослужений, но верующий, в большинстве случаев, может и в любое другое время придти в храм для молитвы, и даже в таком случае станет причастным к церкви. В протестантских же церквях большой акцент делается на общие собрания и богослужения, когда только церковь становится церковью. К тому же, видение каждой отдельной поместной церкви в некоторых вопросах может немного отличаться от других.

Итак, церковь – это собрание живых душ во имя Бога, и если человек желает идти в церковь, значит, он должен готов придти к Богу вместе с другими людьми, а не просто придти в храм для совершения религиозного действия. Религиозное действие (молитва, поставить свечи в храме, принять причастие) должно быть выражением желания общаться с Богом. И каждая церковь может обладать свойственными ей одной особенностями проведения богослужения, что проявляется как в расписании, так и в образе и способе.

Видео по теме

Источники:

  • кто работает в церкви

Необходимость посещать храм возникает не только у православных христиан, но и у многих атеистов в период сложных жизненных кризисов. Церковь – храм Божий – открывает свои двери для всех: верующих и сомневающихся, взрослых и маленьких детей. Посещая храм, необходимо помнить о том, как вести себя во время богослужения.

Вам понадобится

  • Для женщин - платок, юбка ниже колен

Инструкция

Посещение храма придает сил, в первую очередь, духовных, наполняет сознание человека мудростью. Приходите в церковь за некоторое время перед началом службы. Если вошли во время чтения шестопсалмия, Евангелия или в момент преосуществления Святых Даров, дождитесь окончания этих частей службы у входных дверей. Входите в церковь со смиренной радостью, перекреститесь и три поясных поклона.

Люди приходят в православный храм для того, чтобы попросить благословения, поблагодарить за чудеса, покаяться в согрешениях, заказать молебны или просто для успокоения, очищения души.В храме должны находиться в правой его части, а женщины – в левой. Женщинам подобает быть в юбках ниже колен с покрытой платком головой. Посещение храма предполагает отсутствие косметики на лице.

Зажигайте свечи только от других свечей. Ставьте их Спасителю, Божьей Матери, Пантелеимону и другим святым, которые исцеления. Свеча за здравие ставится со словами: «Святый угодниче Божий (назовите имя), моли Бога обо мне, грешном (или, если просите о другом, его имя)». Перекреститесь, поклонитесь и приложитесь к иконе. Если ставите свечу всем святым, произнесите: «Вси святи, молите Бога о нас».

Перед тем, как приложиться к иконе, Евангелию или Кресту, поклонитесь и перекреститесь два раза перед целованием и один раз после. Прикладываясь к иконе Спасителя, верующие целуют ногу, а если Спаситель изображен по пояс – руку со словами молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прикладываясь к иконам Богородицы (со словами «Пресвятая Богородице, спаси нас») и святых – целуют руку.

Слушайте молитвы и, если знаете их текст, молитесь вместе со всеми от сердца. Не раздражайтесь на других и не осуждайте их случайных ошибок. Не ешьте в церкви ничего, кроме благословенного хлеба, который раздают священнослужители. Во время службы не ходите по храму, слушайте богослужение стоя. В случае плохого самочувствия, конечно, разрешается присесть, но не выходите из храма без крайней необходимости.

Если священнослужитель осеняет прихожан Евангелием, образом, крестом или чашей, то прихожане крестятся и совершают поклон. Если священнослужитель благословляет рукой, проносит кадило со словами «Мир всем» или осеняет свечами, прихожане совершают поясной поклон не крестясь и не складывая руки лодочкой, как при личном благословении.

Видео по теме

Полезный совет

Прихожанин православной церкви должен знать хотя бы несколько молитв. Среди них Молитва Господня, ко Пресвятой Троице, Молитвы Богородице Дево и Святому Духу. Выучите также Символ Веры, Достойно есть, Песнь Пресвятой Богородицы, Псалом 50 (покаянный).

Источники:

  • Pravoslavie.ru

Порой бывает плохое настроение, бывает своего рода некая «душевная тяжесть», и человек не может найти себе место, его постоянно что-то беспокоит. В такие моменты лучше всего сходить в церковь для того, чтобы очиститься, попросить духовной помощи у Бога и прогнать то зло, которое скопилось за все время на душе. При посещении церкви необходимо придерживаться некоторых правил.

Инструкция

Обратите внимание на свой внешний вид. Ведь, посещая храм, вы осознано идете на встречу с Богом. Поэтому необходимо идти в церковь чистым и в опрятной одежде. Женщины должны надевать юбки ниже колена и кофты прикрывающие плечи. Никакие глубокие вырезы и декольте недопустимы. Обязательно входить в церковь нужно с покрытой головой. повязать платок или же накинуть на голову шарф. Мужчины же, наоборот, должны находиться в церкви без головного убора. Женщинам в период «женских дней» нельзя заходить в церковь.

Прежде чем зайти внутрь храма, отключите мобильный телефон или же переведите его в беззвучный режим. Это позволит избежать шума в случае неожиданного звонка. Во время богослужения запрещается шуметь и разговаривать. Если нужно кому-то что-либо передать, то сообщите это шепотом, не отвлекая остальных от молитв.

Не забывайте про молитвы. Не обязательно знать их много, достаточно повторять самую простую: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь». Будет очень хорошо, если вы купите и поставите несколько свечей.

Для того чтобы посетить церковь с целью причащения, необходимо вначале подготовиться. За три дня до причащения откажитесь от мясной и молочной пищи. Шоколад тоже нельзя есть в это время. Лучше всего за эти три дня почитать несколько раз в день молитвы. Наутро, перед тем как идти в церковь, попросите у своих близких прощение. Если с утра это сделать по каким-либо причинам невозможно, то попросите прощение с вечера. В день нельзя есть пищу до тех пор, пока не придете из церкви. После причащения весь день нельзя ничего выплевывать. Поэтому стоит отказаться от семечек и жвачек.

По возможности лучше все богослужение отстоять на ногах. Конечно, если такой возможности нет в связи со здоровьем, то не покидайте церковь до завершения службы, а просто присядьте на скамейку и продолжайте читать молитвы.

Видео по теме

Для многих верующих людей в нашей стране церковь является священным местом. Как и в любом другом общественном месте, в церкви существуют свои нормы и правила поведения, придерживаться которых должен каждый. К сожалению, не все знают, что делать в церкви, как себя правильно вести и т.д.

Прежде чем отправиться в церковь, нужно одеться благопристойно и скромно. Наиболее предпочтительны будут темные и спокойные тона в одежде. Юбка или платье должны быть достаточной длины - не выше колен. Губы женщинам лучше не красить, так как прикладываться к кресту или иконе накрашенными губами непристойно.

Входить в церковь необходимо спокойно и тихо, с благоговением. Перед входом в церковь нужно перекреститься и прочитать специальную молитву. Однако если вы таковой не знаете, то подойдет «Отче наш». Можно и просто перекреститься, сказав «Господи, помилуй».
При входе в церковь мужчины должны обнажить голову. Женщинам, напротив, нужно одеть головной убор или покрыть голову платком. Войдя в церковь, найдите себе место без суеты и сотворите три поклона в сторону алтаря. Если в храме идет служба, то мужчины становятся по правой стороне, а женщины – по левой. Если же вы посетили церковь в то время, когда службы нет, то можно подойти к иконе, которая стоит в центре храма. При этом необходимо два раза перекреститься и поцеловать нижнюю часть иконы. Затем нужно еще раз перекреститься.

Самое главное место в церкви - это алтарь. Туда разрешено заходить только священнослужителям и тем лицам мужского пола, которых батюшка благословил. Женщинам заходить в алтарь строго воспрещается.

Свечи о здравии нужно ставить перед иконами святых. Если вы ставите свечу за упокой душ умерших, то для этого в каждом храме есть заупокойный каноник. Узнать его можно по малому распятию, которое на нем располагается. Свечку можно ставить любой рукой, креститься же следует только правой.

Креститься, преклоняя при этом голову необходимо, когда вас осеняют: крестом, образом, святым Евангелием, святой чашей. Только лишь преклонять голову, не крестясь при этом, можно, когда вас: благословляют рукой, осеняют свечами, кадят. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, то обращайтесь к священнику (только не во время службы).

Совет 7: Как часто ходить в церковь

Идеалы и крайности

Если посмотреть на любого храма, нетрудно убедиться, что какие-либо службы идут почти каждый день – утром, днем, вечером. Идеальным вариантом для , безусловно, было бы посещение всех этих богослужений.

Но идеалы крайне редко оказываются достижимыми в реальности. Посещать абсолютно все богослужения может либо монах, полностью посвятивший свою жизнь служению Богу и никаких иных обязанностей не имеющий, либо одинокий пенсионер, которому уже не нужно ни учиться, ни работать, ни даже нянчить детей или внуков. Впрочем, у пожилых людей нередко появляется иной камень преткновения – состояние здоровья.

От мирянина никто не требует посещения всех богослужений в обязательном порядке. Но бывает и другая крайность: человек ходит в церковь только на Пасху, Рождество Христово, быть может, еще на два-три больших праздника, и этим его церковная жизнь ограничивается.

Тут уместно вспомнить, что отношения Бога и верующего в него человека должны строиться на любви. Разве любящий человек согласится встречаться с любимой женщиной или не менее любимым другом дважды в год? Нет, он будет искать встреч как можно чаще! Если человек не ищет встреч с Богом, которые и происходят в храме, его трудно назвать христианином.

Золотая середина

Решая вопрос о частоте посещения церкви, уместно вспомнить одну из заповедей. Она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу, Богу твоему». Иными словами, сам Бог дал людям конкретную рекомендацию: выделять один день в неделю для встречи с Богом.

В ветхозаветные времена, как и указано в заповеди, таким днем была суббота – день, когда Бог «почил от всех дел Своих» после шести дней творения, поэтому до сих пор почитают иудеи.

В христианстве же священным днем считается воскресение, когда вспоминают Воскресение Христово. Именно воскресение христианин должен посвящать Богу, посещая в этот день храм.

Ходить в церковь раз в неделю, в выходной день, совсем не обременительно. Это позволяет постоянно «держать себя в форме», сверяя свою духовную жизнь с требованиями Церкви.

То, как поступали первые христиане, является примером для нас. Христос так же учил, что христиане должны собираться вместе. Опубликовано на веб-портале

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к Писанию и узнать, говорит ли оно что-нибудь об этом. По всей видимости, в первоапостольской церкви у некоторых возникал тот же вопрос, потому что автор послания к Евреям пишет:

«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).

В данном случае, Павел (или кто-то другой) пишет о том, чтобы мы не поступали так, как те, которые оставляют свою поместную церковь. Кроме того, он говорит о том, что это актуально не только для первоапостольской церкви, но и для следующих поколений. Он пишет, что мы должны ждать „приближение дня оного”, т.е., по всей видимости, второго пришествия Христа.

Кроме всего прочего, Павел писал о том, что он является примером для подражания. Для того чтобы помочь другим поступать соответствующе, он послал Тимофея:

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1 Коринфянам 4:16-17).

Чему же Павел учит Тимофея как везде во всякой церкви? В 1-м послании к Тимофею Павел пишет о епископах и их качествах, о диаконах (1 Тимофею 3:1-13), а так же о некоторых других церковных устоях (1 Тимофею 5:17-20). Поэтому, человек, который не ходит в церковь, вероятно просто не читает все эти места, т.к. они для него „устаревшие”, однако, нет никаких библейских причин считать их таковыми.

Более того, Павел сам говорил о том, что этим постановлениям нужно было научить и других, которые так же могли бы стать учителями:

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2-е Тимофею 2:2).

Павел учил Тимофея устанавливать определенный порядок среди верующих, который должен быть у нас и по сей день. Этот порядок и все вышеперечисленные служения были созданы для того, чтобы строить тело Христово, и нет ни единого намека в Писании на то, что это не относится к современным христианам. Если в церковь не нужно ходить, то многие места в Библии становятся просто неактуальными. Например:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иакова 5:14).

Данное повеление предполагает существование поместной церкви. Таким образом, если это может быть отброшено по чьему-то желанию, то почему не сделать то же самое с чем-либо еще? Библия – не шведский стол.

Кроме всего прочего, первые ученики собирались вместе:

«И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и во многих молитвах» (Деяния 2:42).

То, как поступали первые христиане, является примером для нас, разве что где-либо в Библии было бы сказано нечто противоположное, но ничего такого мы не находим. Христос так же учил, что христиане должны собираться вместе:

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (От Матфея 18:20).

Разве это уже не актуально? А если актуально, то разве место, в котором собирается более чем трое, уже не будет являться местом, в котором будет находиться особым образом Христос? Библия так же учит нас тому, что мы, будучи одним телом, сопереживаем и помогаем друг другу:

«Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26).

Это предполагает существование церкви, как общины, иначе каким образом верующие люди будут знать, что происходит в жизни у других братьев и сестер, если они не собираются вместе? Человек, который считает, что в церковь ходить не нужно, не только противоречит ясному учению Писания (Евр. 10:25), но и без всякой причины вынужден классифицировать многие места в Библии как не относящиеся к нам.

Я ВЕРЮ В ДУШЕ, ПОЭТОМУ МНЕ НЕ НУЖНО ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ

Если человек верит в Бога, то он будет стремиться исполнять то, что говорит Бог. Один священник, отвечая на такой аргумент, сказал следующее:

«Всем, кто верует в душе, я всегда предлагаю такое упражнение: есть в душе, пить в душе, жениться в душе. Понравилась девушка, на ней в душе женился - и все. А еще можно в душе за зарплатой ходить в кассу... Вера в душе - это вообще отсутствие веры» .

В Библии написано:

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? … вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иакова 2:14-17).

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Библия учит нас тому, что христианин должен ходить в церковь. Христианин, который считает, что в церковь ходить не нужно, должен проверить свое сердце, потому что он не исполняет того, что повелел Бог.

Вопрос и простой и сложный одновременно. Простой для человека, понявшего, что придя в храм, нужно без причастия не уходить. Но этих людей пока не много, и в своем желании поступать по церковным соборным правилам они сталкиваются с противодействием со стороны священник ов и даже духовников, пребывающих в дремучих предрассудках Русской православной церкви синодального периода. Часто священники всё знают, но открыто не говорят, опасаясь церковного конформизма и местного раскола.

Именно ради причастия и приходили христиане первых веков, когда Литургия ещё не была обставлена по строгому стилю, и народ не выслушивал массу стихир, эктиний, ирмосов, тропарей, кондаков, канонов. Тогда все приходили за лекарством для борьбы с грехом и за прививкой Любви. Остальное было бесплатным приложением. Исповедь не являлась чисто церковным таинством и могла совершаться и вне храма. Таким образом, главной целью похода в храм является участие в регулярных таинствах. На этом можно было бы поставить точку, но…

Усложняться вопрос начинает для людей, не пытающихся даже отчасти ввести аскетику в свою жизнь. Если не работать над собой и не причащаться для этого часто, то возникают праздничные службы (включая воскресные), когда прихожанин «отстоял» на службе до «Отче наш», и со спокойной совестью и чувством выполненного долга рулит домой. Спрашивается, зачем приходил тогда? Новый Завет можно почитать и дома и с гораздо большей пользой и пониманием, а не пытаться разбирать, что там пропел диакон на церковно-славянском. Помолиться тоже можно дома с не меньшим успехом. Да и на службе молитв столько, что опытнейший и духовный христианин вряд ли сможет так долго удерживать внимание на смыслах. Когда же столько всего зачитывается, то человек подспудно, настраиваясь на бесконечную чреду чтений и песнопений, много чего умышленно пропускает мимо ушей.

Еще больше вопросов о смысле службы возникает у детей. Поскольку у меня была практика чтения дома Евангелия и Апостола на церковно-славянском, то я понимаю 90% услышанного в Евангелии и 20% Апостола. Кое-что понимаю и по службе, особенно эктинии и кафизмы Псалтыря. Но понимание детей из всего услышанного на службе стремиться к нулю. И не только у моих детей. И что будет в будущем? Сегодня у них есть родительский пример, семейная традиция, подчинённость родителям. И они ходят, хотя ничего не понимают. И когда они уйдут в самостоятельную жизнь, всё, что не имеет смысла, отпадёт как шелуха. Думаю (мечтаю), что я успею до самостоятельной жизни детей донести важность Спасения для вечной жизни и невозможность этого Спасения без участия в таинствах Исповеди и Причастия. Но они вполне могут решить отказаться от похода на службы вне участия в таинствах, и участие в последних сократить.

Сейчас они ходят на службы и в дни, когда не причащаются, поскольку ходят родители. А есть ли всё же смысл в регулярных походах в храм, если не участвовать в таинствах? Например, впереди рядовое воскресенье, обычная семья, обычные дети, причастие раз в месяц в лучшем случае. В это воскресенье не будут причащаться. Есть ли у похода в храм смысл?

Книжек и статей на эту тему написано не мало, но некоторые ответы родом из Закона Божьего позапрошлого века своей елейностью и правильностью «тянуться за зубами». Ну не думают так современные люди, полусветские-полуцерковные, и уж подавно так не думают современные дети. Думаю, что так не думают и многие церковные люди. Конечно, кому то эти аргументы, может, и подходят, люди все разные. Попробую ответить, как раньше я сам себе аргументировал нужность похода на Литургию.

Ключевые аргументы в виде церковных правил в отношении регулярности присутствия верных на службах и участия в таинствах я не рассматриваю. Это нормы и правила Церкви. Мы много чего должны делать, и не делаем, и делаем в большинстве то, в чем видим смысл. Вот о сформулированных смыслах и хочу сказать:

  • Было первичное ощущение неустоявшегося верою (до принятия решения постоянно причащаться), что если я заброшу регулярно ходить в храм, то я могу выпасть из церковности.
  • После похода на службу у меня бывает больше позывов взять в руки Новый Завет или книги святых отцов, и просто почитать. Иногда это сопряжено с тем, что слушал на службе, почти ничего не понял, а понять желательно.
  • После похода на службу появляется повод (пусть и не всегда) поговорить с детьми на религиозную тему, объяснив им то, чего они не поняли. В последнее время всё чаще, по мере их взросления.
  • Самовоспитание твёрдости и стяжание терпения. На службу нужно встать в выходной день, потратить время, что уже само по себе является трудом. Может это тупо, но я службой без таинства наступаю на горло собственной лени. Кроме того, на службе часто орут младенцы, становятся прихожане перед самым носом, толкаются, подвывают своим голосом общему пению, болтают, когда ты напрягаешься и вслушиваешься в слова молитв. В первые годы это всё очень раздражало. Регулярность посещения храма и проявления этих раздражителей смиряет и учит быть терпеливее к слабостям чужих людей. Дома этих уроков не получишь.
  • Если попадаешь на проповедь, которую говорит отец Григорий (Никольский собор, Свято-Покровского женского монастыря), то «цепляло» за сердце иногда надолго, было желание изменяться и даже были реализованы попытки самого деланья. Ради этого стоит побывать на службе даже без причастия.

Замечу, что никогда не имел потребности в возжжении свечей (кроме редких поводов), целовании икон и мощей, питье святой воды, освящении куличей, верб, яблок, воды, травы. Культ интересовал слабо. Потому и эти поводы не были мотивом прихода в храм.

Сейчас, когда основным смыслом стало регулярное участие в таинствах , приведенные выше смыслы стали второстепенными, но всё же довлеющими, пока, в принятии решения о походе в храм. Надеюсь, со временем они отпадут, и снимут обязательства исполнения долга, особенно если по церковным правилам не удалось соблюсти пост в ночь перед службой . Но всё чаще ловлю себя на мысли, что если практика постоянного участия в таинствах укоренится в течение нескольких лет, то из непосещения отдельных воскресных служб духовной проблемы выдумывать не нужно. К таким мыслям подтолкнули рассуждения о смыслах в службах для детей и постоянная их ориентация на смысл таинств .

У детей, в силу их возраста, больше акцент на смысле их похода в храм утром в воскресенье, когда хочется поспать. Если нет участия в таинствах , при почти 100%-ой непонятности службы , то мотива нет вообще. При этом они часто ниже ростом, и даже не видят происходящего для поддержания внимания. Они ничего не понимают на церковно-славянском, даже Евангелие . Они не видят смысла в своём присутствии во время этого действа на непонятном языке.

Я подозреваю, что из-за фанатичного отношения к церковно-славянскому нашего священоначалия, как к некоей сакральной форме самого правильного православия, мы будем терять тех, кто пытается реализовать осмысленный религиозный выбор. Наши дети после ухода в свободное плаванье закинут эти походы по воскресеньям, а могут вообще отколоться туда, где понятно. И не забросят они, только если успеть донести до них истинный смысл наличия храмов, как мест действенного разрешения от грехов в процессе покаяния и получения помощи от Бога в таинстве Причастия .

И нужно набраться смелости не заставлять их ходить в храм без смысла. Смыслы взрослых, типа которых я привёл выше, для них «тянутся за зубами». Но смысл Причастия и Исповеди у них должен быть насажен глубоко. И личный пример регулярно причащающихся родителей, когда они знают, что если отец или мать или оба собрались в храм, то значит на причастие. И если они ходят постоянно, то постоянно причащаются и понятно зачем. Вот это и должно выступить долгосрочным мотиватором, который сохранит их в лоне Церкви, даже если еще сто лет нам слушать бормотание в храмах на архаичном и непонятном церковно-славянском языке. Хотя мне сложно даже не ребёнку объяснить, почему при всей истинности православия, мы молимся на непонятном языке. Аргументы диакона Андрея Кураева и других защитников церковно-славянского выглядят как натяжки, и сердце с ними не соглашается, не говоря уже об уме.

Кстати, а культ сам по себе нужен для спасения в том виде как он есть? Опыт затворников, пустынников, отшельников и первых четырёх столетий существования Церкви говорит, что это не обязательное средство спасения и участие в нём без таинств ничего не даёт. Было бы странно прочитать в Деяниях, типа «Они отслужили Всенощную, Часы, Литургию, а потом возложили руки и на новых учеников сошёл Дух Святой ». Нет там такого. Помолились, и Сошёл. Но раз уже в жизни Церкви установлено, такое действо, думаю, не нужно от него отказываться, но нужно отходить от сакрализации самого культа. Потому последняя диалектическая мысль, которая уже довольно долго укореняется в сердце и в голове – нет смысла в походе в храм без участия в Таинствах. Это нужно донести до себя и своих детей. А детям еще рассказать, в разных вариациях, что такое Спасение, от чего собственно спасаемся и с помощью чего.

Согласен, принять такое решение сложно из-за махрового фарисейства и традиционализма, свойственного человеку. Сложно человеку отказаться от вычитывания канонов перед причастием в пользу нескольких молитв, но прочитанных крайне внимательно. Но плоды такого изменения угла подготовки к таинству хорошие и добрые.

То же и со службами . Но в день, в который мы по каким-то причинам не причащаемся или не исповедуемся, проспать будет явно не правильно. Есть мысли всё же посвятить время Господу, прочитав детям отрывки из Евангелия и Посланий с толкованиями сложных мест для осмысления. Можно почитать и Ветхий завет. Можно дать задание прочитать и попросить рассказать, что они поняли и сделать коррекцию. Пока эти задумки витают в голове как мыслеформы. Но они кажутся более уместными и полезными, чем «отстаивание» службы или тупой пропуск Литургии , если не запланировано участие в таинствах . А стратегически нужно работать в направлении, чтобы причастие стало нормой личной духовной практики человека, который пытается быть христианином.

Приняв для себя твёрдо формулу «Нет храма без таинств », появится больше мотивов участвовать в таинствах и стремиться к ним, а не к «отстаиванию» службы. По сути, я уже ответил на вопрос в теме статьи. Но есть еще привязанность к культу. И о смыслах культа хочу поговорить отдельно. Поскольку с него начинается церковность неофитов. Некоторым людям лучше молится в храме, чем дома, им легче возбудить религиозные чувства. Моё же слово было к людям, пытающимся уйти от фарисейства и «чувства выполненного долга» в выходной день.

Вместо резюме. Когда писал статью было ощущение, что к этим рассуждениям и выводам каждый должен прийти диалектически и постепенно. Что недавно воцерковлённым рано так думать и поступать. И поймал себя на мысли, что не могу отделаться от стереотипа, что все должны набивать те же шишки в духовном опыте, что и я сам. На самом деле, хотя высказанные идеи могут со стороны выглядеть как обновленческие, их суть – это возврат к Евангелию, к его духу. И не должны вновь обращаемые делать массу бессмысленных и бесполезных действий в Церкви и просто участвовать в культе ради культа. Лучше сразу начинать делать так, как нам говорит Евангелие и традиция Церквей, не переживших эпохи маловерия и безбожия. А традиция такова, что все, пришедшие в храм, причащаются. Более существенного мотива участия в культе, который готовит к таинству, просто не существует. Если всё же не получается по каким-то причинам причаститься, то можно заменить поход в храм любым делом благочестия, особенно чтением Священного Писания или книг святых отцов. Пользы и понимания будет больше. ИМХО.

Самое опасное, в том числе и, на мой взгляд, таится в том, что после постоянного и регулярного Причастия можно тоже уходить из храма с чувством выполненного долга(!). Это может даже сопрягаться с чувством выполненного Высшего долга. Больше, Господи, я уже не мог сделать. А рядом может идти фарисейское тщеславие с высокомерием: «Благодарю Тебя Господи, что я не такой, как другие люди,… которые просто отстаивают в храме по воскресеньям. Я выше них, я понял в чём смысл, а эта масса ничего не понимает». И тогда Причастие в состоянии прелести будет в осуждение такому гордецу. А впасть в это по вышеизложенным мотивам элементарно. Если такие мысли родились в душе, лучше вернуться к Причастию по нынешнему правилу, раз в месяц, но не иметь поводов для гордости.

Вся штука в том, что приход к постоянному Причастию должен быть обусловлен аскетическим мотивом после тщательного изучения святых отцов-аскетов. Само по себе Причастие может быть и в осуждение, как описано в предыдущем абзаце. И нужно уяснить себе на самом глубинном уровне, что Причастие – не цель, а средство. Христианин, столкнушись с многолетней практикой исповедания одних и тех же грехов, приходит к выводу (если приходит), что нужно активнее работать над собой. Он должен знать, что в этом ему может помочь Бог , с которым он соединяется в Причастии . Потому, исходя из сегодняшнего моего опыта, пока не вижу никаких причин для учащения Причастия , кроме усиления работы над собой.

Несомненно, учащение Причастия само по себе должно родить желание личной аскезы и подражания Христу. Если не рождает, то стоит отказаться от этой практики и вернуться к более редкому причастию. Значит, человек ещё не созрел к такой практике. Ну и в принципе, особенно новоначальным, лучше такие шаги согласовывать с духовником. Более опытные христиане могут и сами принимать некоторые духовные решения и практики, если есть неодноразовый опыт наблюдений и выводов от последствий таких решений. Но, находящимся всего 2-3 года в Церкви, лучше такими экспериментами самостоятельно не заниматься.

Было высказано опасение «профанирования Причастия », особенно новоначальными, без опыта подготовки к Таинствам , если оно станет частым. Если присутствует аскетический мотив Причастия и не возникает высокомерия, то Причастие сложно профанировать. Тот, кто «рассуждает о Чаше» по словам ап.Павла, и понимает что посредством Её он соединяется с Богом и получает помощь для борьбы с грехом, а не просто причащается чтобы причащаться, для него профанация невозможна. Если, конечно, не считать профанацией уменьшение раздутого правила перед Причастием и поста только в ночь накануне Литургии .

Еще сделано предположение, что требовательные к себе новоначальные могут оставить Церковь, раз они не могут регулярно причащаться. Ну к этому статья точно не подталкивает. Сайт называется Экс-фарисей, т.е. ориентирован на достаточно опытных христиан, а не неофитов. Жёстко прописаны предостережения на самом видном месте отдельной опцией меню. Вся статья пронизана оговорками, что новоначальным (неофитам) нужно использовать материал статьи больше как ориентир, а не немедленное руководство к действию, и даже для опытных, я подчёркиваю, что это мнение автора статьи. Надеюсь, кому-то оно будет полезным. Особенно тем, кто беспокоится, какой стержень веры останется у детей, ушедших в самостоятельную жизнь, когда рядом не будет родителей, которые за ручку водили в храм (в котором они ничего не понимали).

Значит, мы должны дать то, что будет понятно и оправдает на самом высшем уровне походы в храм. Может, меня не совсем поймут те, у кого дети совсем маленькие. Новоначальные, они как дети-подростки в Церкви, что-то уже знают (не младенцы), а опыта мало. Статья ориентирует их на смысл похода в храм, на цели, к которым надо стремиться. Если сразу не получается, или не благословляют, то потом получится. Но уходить из-за этого из Церкви… Я пытаюсь именно этим удержать детей в храме. И если кто-то сделает противоположный вывод, то это редкий случай максимализма. Такой человек если не из-за этого уйдёт, так из-за другого. Вменяемый же новоначальный должен видеть ориентир и Инструмент на пути уподобления Христу, а не пребывать в фарисейском желании исполнить форму не причастившись содержанию.

Ну и высказано замечание, что я хочу выбросить культ и все литургическое окружение Причастия , как «отмершее и не нужное». Ни в коем случае. Если и не нужное, то только само по себе (без Причастия) в силу непонимания и невосприятия из-за церковно-славянского языка. Была бы служба на русском или украинском языке, нет проблем. Ее написал Учитель Церкви, свт.Василий Великий как благочестивую форму для подготовки христиан к Причастию (!). Как же я это могу считать не нужным?! Просто, когда Василий Великий составлял службу, делал он это на том же языке, на котором и говорил. Почему же мы должны выворачивать себе мозги? Думаю, святителю и в голову не могло прийти до какого мы дойдём ригоризма в сохранении архаичной формы, приписывая сакральность языку. И при этом, мы нагибаем содержание и понимание ради формы. Я всего лишь за то, чтобы форма соответствовала содержанию.

Но опять же, возвращаясь к стержню статьи, апогеем Литургического круга является Причастие . Исповедь тоже важное таинство, но не к нему готовит прихожан круг церковных служб. Хотя это таинство тоже происходит во время Всенощного бдения или Литургии (такова практика нашего священства, к сожалению, что вне служб исповеди нет). Если мы в одном главном таинстве или в обоих не участвуем, то к какому апогею мы готовимся? Для кого «Примите и ешьте…» и «Пейте от неё все…»?! Все! А не те, кто три дня постился и вычитал 4 канона и 12 молитв с полным утренним и вечерним правилом. Хотя соборное правило предполагает пост только в ночь накануне.

Потому и рождались мысли, что, возможно, при правильном понимании ситуации, лучше дома святых отцов и Новый Завет почитать с детьми, чем «простоять» всю службу (дети ничего не понимают, я – частично), и когда Чашу готовы будут вынести к христианам, развернуться спиной к Ней и свалить домой.

Тех, кого смущает подобный подход, но они понимают, что рассуждения верны и при этом они не готовы к такому новому (древнему) раскладу, можно завести правило регулярной исповеди на службах , когда они по каким-то причинам не попадают на главное Таинство . Если нет подготовки ни к тому ни к другому, и восприятие церковно-славянского как у моих детей, то всё же вижу смысл с гораздо большей пользой почитать дома Новый Завет с толкованиями. Особенно это касается тех, кто регулярно в храме уже больше десятка лет, а воскресения без таинств случаются не часто.

Путь к Богу у каждого человека свой. Ребенок, крещенный в младенчестве, не обязательно вырастает в воцерковленной семье. Именно поэтому взрослые люди, которые ощутили потребность в посещении храма, могут не знать ответов на самые простые вопросы. Как начать ходить в церковь?

Как начать ходить в церковь?

Как подготовиться к посещению храма

Прежде всего нужно отбросить стеснение. Никто не посмотрит косо на новичка, который не знает, как правильно вести себя на службе, где поставить свечу за упокой или здравие, как причаститься или исповедоваться. Обо всем можно спросить у опытных прихожан непосредственно в церкви или у продавца в церковной лавке.

Если в вашем окружении есть воцерковленный человек или мирянин, постоянно посещающий церковь, стоит поговорить с ним. И все же священники советуют начинать с главного: Библии. Причем лучше начать с Нового Завета, он легче для понимания и проще в прочтении. Для начала прочтите одно Евангелие (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна).

Обязательно следует почитать о церковных таинствах. Например, одно из важнейших – это таинство причастия. В идеале причащаться необходимо каждую неделю. Но перед тем как причаститься, верующему нужно пройти таинство исповеди и получить благословение.

Исповедь священники принимают ежедневно во время службы. Специальной подготовки к ней не требуется. А вот к причастию нужно готовиться за три дня:

Соблюдать пост, отказавшись от мяса, молока, рыбы, яиц;

Накануне причастия вечером прийти на службу;

С 12 часов ночи перед причастием нельзя принимать пищу.

Понимая, в чем смысл этого таинства, новичок будет чувствовать себя увереннее.

Как вести себя в церкви

Если женщина начала ходить в церковь, она должна знать основные правила:

Входить в храм можно только в платке (допустимы шаль, шарф);

Одежда должна быть скромной: никаких мини-юбок, рваных джинсов, декольте и т. п.;

Во время критических дней и в течение 40 дней после родов посещать храм нельзя.

Если вы впервые оказались на службе, не стоит пугаться. Служба идет примерно полтора часа. Для начала можно просто постоять, послушать, о чем говорит священник, креститься, когда крестятся прихожане. Становиться на колени не обязательно, целовать иконы тоже.

Впервые исповедуясь, обязательно скажите об этом священнику. Он подскажет, что делать. Не бойтесь говорить о своих грехах: батюшка не осудит, а порадуется, что мирянин ищет спасения души, и отпустит прегрешения. Самый страшный грех с точки зрения церкви – не отпущенный. О чем говорить, подумайте заранее. Можно вынести список грехов на листочек, чтобы не растеряться и ничего не забыть.

Принимать причастие без исповеди нельзя. Священнику нужно обязательно сказать, что вы впервые принимаете участие в таинстве.

Что касается свечей, то ставить их за здравие можно как перед какой-то конкретной иконой (например, святого Николая), так и перед любой иконой вообще. Просто зажгите свечу, помолитесь, обратитесь к богу со своей просьбой или прочтите молитву святому, у которого просите помощи. Свечи за упокой души ставятся в определенной части храма: слева от входа, где расположено большое распятие.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: