«Мертвые души» смысл названия. Идея произведения "мертвые души" гоголя В чем смысл произведения гоголя мертвые души

Гоголь. "Мертвые души" Какая главная проблема произведения. Какая основная тема произведения. И какие были отношения и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
По словам Гоголя, суть первого тома "Мертвых душ"
заключается в том, чтобы показать недостатки,
пороки и слабости русского человека:
"...В книге... изображен человек, взятый из нашего же
государства... Взят он больше затем, чтобы показать
недостатки и пороки русского человека, а не его
достоинства и добродетели, и все люди, которые
окружают его, взяты также затем, чтобы показать
наши слабости и недостатки; лучшие люди и
характеры будут в других частях..."
(Н. В. Гоголь, "К читателю от сочинителя",
предисловие ко второму изданию первого тома "Мертвых душ")
Основная проблема поэмы - это духовная смерть и
духовное возрождение человека.
Автор исследует причины нравственной деградации
помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие
последствия этого процесса.
Одновременно Гоголь, писатель с христианским мировоззрением,
не теряет надежды на духовное пробуждение своих героев.
О душевном воскресении Чичикова и Плюшкина Гоголь
собирался написать во втором и в третьем томах своего
произведения, однако этому замыслу не суждено
было осуществиться.
Источник: подробно

Ответ от Владимир Поболь [гуру]
у Чичикова с помещиками, - я правильно вас понял?


Ответ от Ира Кузьменко [активный]
Тематика и проблематика. В соответствии с главной идеей произведения - показать путь к достижению духовного идеала, на основе которого писателем мыслится возможность преобразования как государственной системы России, ее общественного устройства, так и всех социальных слоев и каждого отдельного человека - определяются основные темы и проблемы, поставленные в поэме «Мертвые души». Будучи противником любых политических и социальных переворотов, особенно революционных, писатель-христианин считает, что негативные явления, которые характеризуют состояние современной ему России, можно преодолеть путем нравственного самосовершенствования не только самого русского человека, но и всей структуры общества и государства. Причем такие изменения, с точки зрения Гоголя, должны быть не внешними, а внутренними, то есть речь вдет о том, что все государственные и социальные структуры, и особенно их руководители, в своей деятельности должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики. Так, извечную русскую беду - плохие дороги - можно преодолеть, по мнению Гоголя, не тем, чтобы поменять начальников или ужесточить законы и контроль за их исполнением. Для этого нужно, чтобы каждый из участников этого дела, прежде всего руководитель, помнил о том, что он ответственен не перед вышестоящим чиновником, а перед Богом. Гоголь призывал каждого русского человека на своем месте, при своей должности делать дело так, как повелевает высший - Небесный - закон.
Вот почему так широка и всеохватна оказалась тематика и проблематика гоголевской поэмы. В ее первом томе акцент сделан на всех тех негативных явлениях в жизни страны, которые необходимо исправить. Но главное зло для писателя состоит не в социальных проблемах как таковых, а в той причине, по которой они возникают: духовное оскудение современного ему человека. Именно потому проблема омертвения души становится в 1-м томе поэмы центральной. Вокруг нее группируются все остальные темы и проблемы произведения. «Будьте не мертвые, а живые души!» - призывает писатель, убедительно демонстрируя то, в какую бездну попадает тот, кто утратил живую душу. Но что подразумевается под этим странным оксюмороном - «мертвая душа», давшим название всему произведению? Конечно, не только сугубо бюрократический термин, использовавшийся в России XIX века. Зачастую «мертвой душой» называют человека, погрязшего в заботах о суетном. Галерея помещиков и чиновников, показанная в 1-м томе поэмы, являет перед читателем такие «мертвые души», поскольку всех их характеризует бездуховность, эгоистические интересы, пустая расточительность или поглощающая душу скупость. С этой точки зрения «мертвым душам», показанным в 1-м томе, может противостоять только «живая душа» народа, предстающая в авторских лирических отступлениях. Но, конечно, оксюморон «мертвая душа» толкуется писателем-христианином и в религиозно-философском смысле. Само слово «душа» указывает на бессмертие личности в ее христианском понимании. С этой точки зрения символика определения «мертвые души» содержит противопоставление мертвого (косного, застывшего, бездуховного) начала и живого (одухотворенного, высокого, светлого). Своеобразие позиции Гоголя состоит в том, что он не только противопоставляет эти два начала, а указывает на возможность пробуждения живого в мертвом. Так в поэму входит тема воскрешения души, теме пути к ее возрождению. Известно, что Гоголь предполагал показать путь возрождения двух героев из 1 го тома - Чичикова и Плюшкина. Автор мечтает о том, чтобы «мертвые души» российской действительности возродились, превратившись в подлинно «живые» души.
Но в современном ему мире омертвение души затронуло буквально всех и отразилось на самых различных сторонах жизни.

Лиро-эпическая поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» несомненно является главной в творчестве писателя. Можно долго размышлять о жанре произведения, об образе главного героя Павла Ивановича Чичикова. Но первый вопрос, который возникает еще до прочтения произведения: почему поэма называется «Мертвые души»?

Истинные «Мертвые души»


Самый простой ответ на этот вопрос связан с сюжетом произведения: Чичиков скупает «мертвые» души крестьян с целью заложить их и получить за это деньги. Но чем дальше читаешь, тем отчетливее понимаешь, что истинные мертвые души – герои произведения – помещики, чиновники, да и сам Чичиков.

Помещики, описанные в поэме: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин – бездушные люди. Кто-то живет мечтами, другой узко мыслит, третий растрачивает впустую состояние и подгаживает близким, четвертый делает все только для себя, пятый вообще стал «прорехой на теле человечества», потерял человеческий облик.

Чиновники города N

Еще более «мертвыми» являются чиновники города N. Ярче всего это проявляется в сцене на балу, где нет ни одного лица, а мелькают только головные уборы. Они бездуховны, утратили интерес к чему-либо, кроме накопительства средств и взяток.

Стоит отметить, что вслед за хозяевами начинают утрачивать душу крепостные: кучер Чичикова Селифан, крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девка Коробочки.

Главное по Гоголю

Главным в человеке Гоголь считал душу, которая отражает божественное начало каждого из нас. Душа в литературе являлась предметом торгов, карточных игр, потерь. Оставшись без души человек уже не может считаться живым. Он не может быть полезен, единственное, чего следует от него ожидать – бесчеловечные поступки, ведь он ничего не чувствует.

Потеря души не только страшна, но еще и опасна, потому что потерявший душу человек творит зло, при этом не испытывая стеснения или угрызений совести. Поэтому Н.В. Гоголь предостерегает читателя о том, что Маниловым, Коробочкой или Собакевичем может стать каждый из нас, если позволит какой-то бездуховной мелочи увлечь себя.

Пожалуй, главный вопрос поэмы, который неизбежно задаёт себе читатель: кого Гоголь имел в виду, называя так свое произведение уже на этапе замысла? Отвечали и сейчас отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от подхода к проблематике поэмы. Наиболее традиционный и распространённый взгляд основывается на конфликте изжившей себя системы крепостного права, с одной стороны, и жизненной силы крестьянства, души русской нации — с другой. Отсюда следует, что мёртвыми душами Гоголь считал помещиков, живыми — крестьян. Однако, если сводить смысл поэмы лишь к этому, пусть и верному суждению, упрощается идейный пафос поэмы. Во-первых, помимо помещиков и крестьян в произведении показаны разные слои населения, социальные типы, индивидуальные характеры. Какой «душой» считать кучера Селифана или, например, прокурора? Если определять по социальному признаку, к какому разряду относить персонажей, то тогда основными критериями станут происхождение человека и его статус; если же по моральным качествам, то хороших людей мы будем именовать «живыми» душами, плохих — «мёртвыми».

Вспомним восклицание Гоголя в письме Жуковскому о замысле произведения: «Вся Русь явится в нём!» Оно означает, что проблематика поэмы коснётся каждого человека. Важно также, что название произведение получило с самого начала: Гоголь имел в виду вовсе не конкретных людей, а явление, состояние омертвелости, «мёртвости» души человека, близкое к духовному умиранию личности. Само сочетание «мёртвые души» парадоксально объединяет несовместимые сущности: смерть и вечную жизнь души — и представляет собой не обычный литературный оксюморон, а нравственно-философскую идею, предупреждение человеку не потерять свою бессмертную душу. Поэтому неверно указывать на того или иного персонажа, называя его «живой» или «мёртвой» душой. В поэме создаётся идеал одухотворённой, осмысленной, творческой жизни — его и следует считать ориентиром, давая различные оценки героям.

Цель своей поэмы Гоголь видел в пробуждении совести человека, каждый должен посмотреть на себя с пристрастием: «А кто из нас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединённых бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый вопрос: „А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?"». Поэтому искать «омертвелость» души, настаивал Гоголь, нужно прежде всего в себе. Разумеется, это требование глубинное, общее и выходит за пределы данного литературного произведения. В поэме важнейшую роль играет фактор ответственности человека за свою жизнь и исполнение своего долга. В этом отношении, безусловно, сатирический пафос поэмы направлен на помещиков и чиновников.

О какой гражданской и человеческой ответственности может идти речь при виде безучастного ко всему , недоверчивой и ограниченной Коробочки, неразумного и бесшабашного Ноздрёва, циничного и алчного , вселенской прорвы, безудержного накопителя ? Такими же резкими характеристиками Гоголь наделяет городское чиновничество, но всё же внимание к чиновникам невозможно сопоставить с подробнейшим описанием характеров помещиков, их образа жизни, поместья и хозяйства. «Помещичьи» главы отличаются на общем фоне поэмы недосягаемым уровнем художественной выразительности, эти пять глав можно даже назвать пятью актами человеческой комедии.

Об образах крестьян мы судим положительно, потому что знаем: от их труда зависит жизнь помещика, чиновника, всего населения страны. Источник физического существования и духовной жизни нации зарождается в крестьянстве, распространяясь затем на другие слои общества. Мы не видим созидательного труда крестьян, не слышим фольклорных песен, творческая одарённость русского простого народа проявляется эпизодически, например в лирическом отступлении о русском слове или мастерстве каретника Михеева. Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать, как подавляется творческая воля и жизненная активность человека в условиях крепостного рабства. Вот почему на передний план выходят судьбы крепостных крестьян. Гоголь не скрывает их слабости, недостатки, дурные качества, то есть он не идеализирует крестьян, но и не относится к ним свысока, как к жертвам крепостного режима. Пафос гоголевского обличения выше и сложнее: описывая крестьянские судьбы, художник создаёт истории гибели людей, изначально лишённых права на свободную и достойную жизнь. Печальна судьба плотника Степана Пробки, жизнь которого сломала крепостная неволя: он не мог остановиться в страсти зарабатывания денег, брался за любую работу и в результате погиб. Гоголь говорит здесь о том, что можно заработать денег и выкупить себе волю, но нельзя купить чувство свободы, будучи рождённым в неволе.

Таким образом, призыв быть «не мёртвыми, а живыми душами» обращён Гоголем не только к помещику или крестьянину — герою произведения, но и к каждому из нас. Гоголь не осуждал человека, не преследовал его своей сатирой. В смехе Гоголя много скорби, но есть и надежда. В лирическом отступлении в начале седьмой главы писатель говорит о своём предназначении и судьбе: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слёзы!»

(Вариант 1)

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте – «Ад».

С «мертвыми душами» связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает умерших крестьян, которые в ревизских сказках значатся как «души», чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму.

С понятием «мертвая душа» связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова обычна и фантастична одновременно. Обычна потому, что покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по словам Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук». Никто не возмущен этой сделкой, наиболее недоверчивые лишь слегка удивлены. «Никогда еще не случалось продавать... покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую», – говорит Коробочка. В реальной действительности человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно изменяется и содержание понятия «мертвая душа». Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души»: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» – не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». В Манилова и Собакевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабыть великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”». Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она – воплощение божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для обывателей душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен – он забыл о душе, он бездуховен. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. В этом мире не может быть Манилова, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает другой род литературы – лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр своего произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

(Вариант 2)

В названии поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал умерших крестьян («души»).

Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища», «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни, во втором и третьем томах – духовный подъем России.

В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса. При издании «Мертвых душ» Н. В.

Гоголь сам рисовал титульный лист. Он нарисовал коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг – черепа, которые символизируют мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

Мир «Мертвых душ» разделяется на две части: мир реальный, где главное действующее лицо – Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой – сам Н. В. Гоголь.

Манилов, Собакевич, Ноздрев, прокурор – вот типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, «Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать». Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собакевича «совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности». У всех чиновников в городе такие же застывшие души без малейшего развития. Н. В. Гоголь описывает чиновников со злой иронией.

Сначала мы видим, что жизнь в городе кипит, но на самом деле это просто бессмысленная суета. В реальном мире поэмы мертвая душа – это обычное явление. Для этих людей душа – это лишь то, что отличает живого человека от мертвого. После смерти прокурора все догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».

Название поэмы является символом жизни уездного города N., а этот город, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли.

В идеальном же мире существует живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города. В одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении.

Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Н. В. Гоголь противопоставляет реальным крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.

В реальном мире «Мертвых душ» есть только два героя, у которых души ещё не умерли окончательно, это – Чичиков и Плюшкин. Только эти два персонажа имеют биографию, мы видим их в развитии, т. е. перед нами не просто люди с застывшими душами, а мы видим, как они дошли до такого состояния.

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголь изображает все отрицательные стороны русской действительности. Писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.

(Вариант 3)

Н. В. Гоголя всегда волновали проблемы духовности – и общества в целом, и отдельной личности. В своих произведениях писатель стремился показать обществу «всю глубину его настоящей мерзости». Иронизируя, смеясь над человеческими пороками, Гоголь стремился избежать мертвенности души.

Смысл названия поэмы «Мертвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать. Что же губит этих чиновников и помещиков? По мнению Гоголя, «приобретение – вина всего», поэтому именно тема копейки появляется всюду в произведении, где речь идет о мертвых душах.

Отец завещал Чичикову: «...больше всего береги и копи копейку...» Впоследствии, следуя этому совету, Чичиков из обыкновенного мальчика превратился в дельца и ловкача, у которого в душе не осталось почти ничего святого. Видимо, поэтому Д. С. Мережковский назвал Чичикова «странствующим рыцарем денег».

Аналогично тому, как школьник Павлуша зашивал в мешочки по пяти рублей, Коробочка набирала «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Гоголь устами Чичикова называет Коробочку «дубинноголовой», имея в виду, по всей видимости, не только то, что она недалекая женщина, но и то, что она черства душой и сердцем. У Коробочки, как и у Чичикова, осталась только страсть к накоплению. Эта же черта, только в гипертрофированном виде, есть и у Плюшкина. Он каждый день ходил по своей деревне, подбирал все, что попадалось ему на пути, и складывал в кучу в углу комнаты. Именно об этом герое Гоголь написал: «И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!» Если сравнивать кучу Плюшкина и дорожную шкатулку Чичикова, то можно прийти к выводу, что это аналогичные вещи, с той лишь разницей, что Чичиков располагает все предметы: мыльницу, бритвы, песочницы, чернильницы, перья, сургучи, билеты визитные, театральные и другие, бумаги, деньги – согласно плану. Нравственной жизни ни у кого из помещиков и чиновников нет, они мертвы духовно.

Некоторые исследователи считают, что та последовательность, согласно которой Чичиков попадал к помещикам, сходна с девятью кругами ада Данте, где тяжесть грехов увеличивается от первого круга к девятому, собственно от Манилова к Плюшкину. С этим утверждением можно не согласиться, однако вполне возможно предположить, что каждый помещик – это своего рода грех, о тяжести которого может судить только Господь.

В целом «Мертвые души» – произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы – оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в ХI главе «Мертвых душ». Писатель утверждал, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждое звание, каждая должность требует богатырства. Почему? Да потому, что они, места эти, опозорены взяточниками и бюрократами. У русского народа, «полного творящих способностей души», богатырская миссия. Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществим, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако Гоголь верит в то, что если открыть глаза народу на его упущение, на мертвые души, то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию.

В поэме есть и живые духовно, данные в развитии персонажи. Это умершие, но при жизни имевшие духовную жизнь крестьяне: Федотов, Петр Савельев Неуважай-Корыто, Степан Пробка – «тот богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита и Андрей Волокита, Попов, Абакум Фыров и другие. А главное – это живая душа повествователя, и поэтому именно Н. В. Гоголь может заметить всю низость жизни опустившегося города.

«Мертвые души» можно считать исповедальным произведением, так как Н. В. Гоголь замечал недостатки не только в окружающих, но и в себе. Писатель говорил о том, что героев поэмы он наделил «сверх их собственной гадости моей собственной дрянью». Гоголь верил, что его произведение заставит читателей задуматься о своей душе: жива она или нет.

Сочинения по литературе: В чем смысл поэмы гоголя Мертвые души Поэма "Мертвые души" была написана в то время, когда в России господствовало крепостное право. Помещики распоряжались своими крестьянами, как вещами или скотом, могли покупать и продавать их. Богатство помещика определялось количеством крестьян, которые ему принадлежали. Приблизительно через 10 лет государство производило перепись "душ". По спискам переписи помещики платили налоги за крестьян. Если в промежутке между двумя ревизиями крестьянин умирал, помещик Все равно платил за него, как за живого, до новой переписи. Однажды А.

С. Пушкин рассказал Гоголю, об одном плуте-чиновнике, который за бесценок скупал у помещиков мертвые души, числящиеся по спискам живыми. После этого чиновник сильно разбогател. Сюжет сильно заинтересовал Гоголя. Он Задумал нарисовать картину крепостной России, показать происходивший в ней Процесс разложения помещичьего хозяйства. Свою поэму Гоголь решил написать в трех Томах, в которой нужно было бы показать всю Русь не "с одного боку", а всесторонне. Он стремился изобразить не только отрицательных помещиков-крепостников, но Найти среди них и положительных. Но т.

к. в России в то время не было положительных Помещиков, второй том поэмы не вышел в свет. Поэма называется "Мертвые души" потому, что в ней описываются похождения чиновникаЧичикова, который скупал мертвые души, т. е. крестьян, уже умерших. Во-вторых в поэме > широко раскрывается жизнь помещиков-крепостников, представителей мира "мертвых душ", тормозивших экономическое и общественное развитие России.

Он не может критически относиться к окружающим. Книги он читает редко: два года у него открыта книга на 14-ой странице. Гоголь говорит о нем, что он "ни то, ни се". Коробочка - домовитая хозяйка, но с узким умственным кругозором. Она ничего не видит, кроме копеек и двугривенников." Разоряющийся помещик-расточитель Ноздрев, способный "Спустить"все хозяйство за несколько дней. Показан и Собакевич - помещик-кулак, который очень далек от просвещения, от передовых идей общества. Ради наживы он способен на плутовство, подделки, обман. Ему даже удается продать Чичикову вместо мужчины женщину.

Пределом же морального падения является Плюшкин -"прореха на человечестве". Ему жаль тратить свое добро не только для других, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. К людям он питает недоверие и враждебность, проявляет жестокость и несправедливость к крестьянам.

В нем вымерли отцовские чувства, вещи для него дороже людей. "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек," - с горечью восклицает Гоголь о Плюшкине. В "Мертвых душах" выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество, в поэме нет Образов народа, но отдельные места, произведения дышат любовью к нему, верой в него. Автор заставляет восхищаться живым и.

бойким русским умом, расторопностью, Выносливостью, силой и предприимчивостью русского крестьянина. И веря в эти качества народа, Гоголь прочит счастье России в ее далеком будущем, сравнивая Русь с птицей-тойкой, несущейся вдаль, где ждут ее перемены к лучшему. Гоголь внес огромный вклад в историю русского общества! Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время.

Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: