Музыкальная культура сибири. Города красноярского края по численности населения Коренной малочисленный народ красноярского края традиции обычаи
Коренные народы. Тюрки
Автохтонные для Красноярского края народности — , и , принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.
В ходе миграции вниз по Лене из Прибайкалья тюрко-монгольских племен скотоводов и ассимиляции ими коренного населения, говорившего на юкагирских и тунгусских языках, происходил этногенез якутов (этноним народа — саха) — основного и коренного населения Якутии, традиционных скотоводов. Как этнос оформились к XVII веку, но заимствование других элементов культуры продолжало происходить и в дальнейшем.
На территории Красноярского края якутское население (всего в крае насчитывается около 1,4 тыс. человек) сосредоточено в основном на северо-востоке Эвенкии, в районе озера Ессей (около 900 человек). Особенности языка и природопользования (якуты — оленеводы, охотники и рыбаки) позволяют говорить об особой этнотерриториальной группе якутов. Якуты, проживающие на юге Таймыра, уже практически полностью одолганились.
Переселившиеся в XIX веке из Якутии северные якуты-оленеводы стали одним из трёх компонентов уже другого тюркоязычного этноса — (самоназвания — долган, тыакихи, саха). Два других компонента — русские старожилы (затундренные крестьяне) и мигрировавшие из Якутии на Таймыр в XVIII веке тунгусы. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части этноса расселены по Авамской тундре на Енисее и в Анабарском улусе Якутии. Численность долган в Красноярском крае — 5,8 тыс. человек. Долганский язык до недавнего времени рассматривался как диалект якутского, сейчас считается самостоятельным. Этноним «долганы» произошел от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — долган, донгот. Традиционные занятия этноса — оленеводство, охота и рыболовство.
И , входящие в ту же языковую группу, проживают на юге нашего края.
Хакасы (самоназвания — схакастар, тадар, хоорай) — основное население Республики Хакасия. В нашем крае их численность чуть более 4 тыс. человек. Проживают они в основном в пограничных с Хакасией районах.
До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Традиционным занятием хакасов являлось полукочевое скотоводство. Этот этнос является потомком древнего населения Минусинской котловины. Тюркский язык появился здесь примерно в III веке до н.э. Потом тюркская составляющая только усилилась. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата — государства IX-XIII веков на среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска. В конце XIX века племенные группы Минусинской котловины создали государственность Хонгорай («Киргизская земля») с кыргызской знатью во главе. Хонгорай объединяла четыре княжества-улуса, в рамках которых в дальнейшем происходила тюркизация племён-данников и формирование на их основе этнических групп современных хакасов: качинцев, сагайцев, кызыльцев, койбалов и бельтиров. Территория Хонгорая вошла в состав России в 1703 году.
В целом процесс формирования хакасской нации завершился уже в XX веке. Этноним «хакасы» официально утвердился с 1920-х годов. Как об административной единице о Хакасии можно говорить только с 1923 года, когда был образован Хакасский национальный уезд, который с 1925 года был преобразован в округ, а в 1930 году стал автономной областью сначала в составе Западно-Сибирского, а с 1934 года — в составе Красноярского края. В 1991 году Хакасия стала республикой — самостоятельным субъектом РФ.
До переписи 2002 года хакасами записывали и , близких к ним по языку (самоназвание этноса — «июс кижилер», «пестын кижилер»; устаревшее название — мелецкие, чулымские или татаульские татары, а также томские карагасы). Зона расселения чулымцев — среднее и нижнее течение реки Чулым, притока Оби. В Красноярском крае проживает около 150 чулымцев (Тюхтетский район, деревня Пасечное). Это среднечулымские, или мелецкие тюрки — одна из двух этнотерриториальных групп, на которые делятся чулымцы. Их предки, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV-XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций. Основным занятием чулымцев исконно было рыболовство.
В Красноярском крае сегодня проживают сегодня восемь малочисленных коренных народов, это нганасаны и ненцы, кето и долганы, чулымцы и селькупы, энцы и эвенки. Каждый из народов невероятно интересен, у каждого из них своя самобытная культура и уникальные традиции.
Эвенки, или собственное самоназвание эвенкил, или по-старинному тунгусы издавна живут в Восточной Сибири. Сегодня этот немногочисленный народ общим количеством около 77 тыс. человек, 4,6 тыс. человек из них составляет коренное население разных административных единиц Красноярского края. Эвенки неоднородны по своему этническому составу, среди них различают отдельные, весьма самобытные группы — солоны, манегры, бирары, орочены.
Ареал расселения эвенков чрезвычайно обширен от до самых берегов Охотского моря. Предки эвенков пришли на эту землю с юга, по мнению ученых, из Забайкалья в V-VII вв. н.э. Некоторые этнографы считают предками эвенков забайкальских уваней, скотоводов-кочевников с берегов Селенги и Баргузина. Пришлые забайкальцы активно смешивались с тунгусами, ассимилировали их, и постепенно образовался этнос эвенков.
К основной прототунгусской этнической общности ученые археологи относят так называемую глазковскую бронзовую культуру XVIII-XIII вв. до н.э. Археологические памятники, обнаруженные в устье Иркута в пригороде Иркутска Глазково представляют собой кочевые стоянки и могильники. В погребениях древних глазковцев найдены уникальные предметы быта и оружие.
Первым из русских, встретивший в 1628 году тунгусов на Ангаре, был казак Петр Бекетов. Казаки узнали, что управлял сей землицей и родами иноверцев некий князь Гантимур, узнали они и о других местных князьках Бабуге, Тякше, Болдоное. По велению государя построили казаки Чарское зимовье и обложили местных тунгусов ясаком, в основном пушниной.
В царской России и позже в советские годы происходило постепенное проникновение двух культур русских и эвенков. Поселенцы обучались таежной охоте, брали в жены женщин эвенков, принимали нормы морали аборигенного населения.
Эвенкийский язык, разделенный на множество диалектов и говоров, принадлежит к тунгусско-манжурским алтайским языкам. Многие эвенки говорят на бурятском и якутском языках, большие группы эвенков замечательно изъясняются на русском языке.
Сегодня эвенки расселены по огромной территории дисперсно, что, несомненно, препятствует этнокультурному развитию и консолидации народа. Крупных сел, где эвенки проживают большими группами, совсем немного.
Основными занятиями традиционных эвенков всегда были стадное кочевое оленеводство на вольном круглогодичном выпасе, разведением овец и лошадей, таежная охота на лося, медведя, сибирскую кабаргу, оленей, пушных зверей, белку, куницу, соболя. Подсобное значение в хозяйстве имеет рыбная ловля и промысел тюленя.
Женщины занимались обработкой шкур, пошивом из них одежды, изготовляли из подручных материалов посуду и утварь. С приходом русских эвенки быстро переняли у них земледелие, выпечку хлеба, овощеводство, кузнечное и гончарное дело, разведение коров.
Основой традиционной кухни эвенков является мясо диких животных, оленье молоко, конина, рыба, дары тундры и тайги, ягоды, орехи, дикие луки. Основным напитком семейной трапезы является чай с травами, часто соленый и солью и молоком.
Вплоть до XX века у эвенков сохранялся древний обычай коллективного распределения среди сородичей всего добытого семьями общины — нимат. Имущество и родство у эвенков передается по мужской линии. Престарелые родители остаются жить чаще с младшим из сыновей.
За невесту дают калым или жених отрабатывает за нее определенные работы в интересах ее семьи. В семьях эвенков нередко встречается левират, брат мужчины должен взять на себя заботу о семье и жене в случае его гибели. В зажиточных семьях встречается многоженство, в некоторых семьях одновременно проживают до пяти жен.
Столетиями у эвенков сохранялись культы духов природы, родовые и промысловые культы, традиционный шаманизм. Весьма распространен среди эвенков культовый медвежий праздник, во время которого община сообща разделывала тушу убитого медведя, вместе поедали его мясо и ритуально проводили захоронение костей.
Православие, благодаря трудам миссионеров, с XVII века начало приживаться среди эвенков. Южные эвенки ощутили на себе влияние буддизма. В фольклоре народа преобладают импровизированные песни, сказки о животных с этической основой, мифы и рассказы под варган о реально живших в народе героях. Праздники эвенков часто сопровождаются хороводом (хейро).
Нганасаны
Самым северным из евразийских народов является самодийский народ нганасанов, проживающих на востоке Таймыра. Дословно «нганасан» означает «человек», «нганасаны» — «люди». Сегодня большинство нганасан сосредоточено в северных поселках Волочанка, Новый, Усть-Авам. И все же, часть нганасан и сейчас проживает в промысловых местах в тундре в верховьях Дудыпты.
Сегодня в России проживают 862 нганасана, 44 представителя народа живут на Украине. Из общего количества нганасанов родным языком владеют 125 человек, большинство нганасан довольно хорошо освоили русский язык. Язык нганасанов лингвисты относят к самодийским уральским языкам. Народ делится на авамских, вадеевских и яроцких нганасан.
Охотились нганасаны на дикого оленя, водоплавающую и таежную птицу, пушных зверей, ловили рыбу, собирали дары тундры. Женщины занимались выделкой шкур, шили одежду и национальную обувь, в советские годы работали на зверофермах по выращиванию голубых песцов.
Питаются нганасаны оленьим мясом, запасая его впрок, женщины вялили его нарезанным на длинные полоски на солнце. Зимой женщины замораживали оленью кровь, которую использовали для изготовления специфической похлебки дяма. Запасался олений жир и рыба, мясо куропаток и диких гусей, песцов и зайцев в ледяных ящиках. Популярна также мясная и рыбная сырая строганина. Хлеба нганасаны практически не употребляли, пекли только как лакомство пресные лепешки.
Среди устного фольклора нганасан известны героические поэмы о местных богатырях ситаби, поговорки, бытовые и мифические сказки, иносказательные частушки и загадки. Древние предания рассказывали вечерами у костра сказители, простые оленеводы и охотники.
Селькупы
Селькупов коренных сибирских жителей раньше называли остяками-самоедами. Проживают нарымские и тазовско-туруханские селькупы общей численностью 4400 человек на севере Тюменской и , Красноярского края. Южная группа селькупов являются потомками кулайской культуры (V в. до н.э. – V в. н.э.), и более поздней релкинской культуры (VI-IX вв. н.э.).
В русских источниках XVI века впервые появилось выражение «Пегая Орда», которым называлось племенное объединение сибирских селькупов. Документы рассказывают о серьезном противостоянии русским дружинам селькупской Орды в 400 воинов, возглавляемой князем Воней. Даже с падением Сибирского ханства Воня продолжал со своими воинами борьбу за независимость своего народа. Пегая Орда подчинилась русскому царю только в 1598 году, но и тогда часть селькупов ушла на крайний север.
Питались селькупы в основном мясо-рыбным рационом в сыром, вяленом, вареном и запеченном на огне виде, пресными лепешками из ячменной и ржаной муки, приготовляли хлебное вино «уль», рыбу часто квасили в бруснике. В обществе селькупов была четкая иерархия, особую роль в которой играли вожди-князья, богатыри-сенгира и шаманы.
Селькупский язык лингвисты относят к самодийским языкам уральской группы. Традиционными верованиями селькупов стали шаманизм, анимизм и позже православие. У селькупов в древности широко практиковалось воздушное погребение. Сегодня селькупы являются весьма разобщенным народом, проживающим в разных административных территориях.
Долганы
Одним из коренных малочисленных народов является тюркоязычный народ долганы. Сегодня в Долгано-Ненецком и Таймырском автономных округах, частично в Якутии проживает около восьми тысяч долган. Народ сложился в XIX веке из переселенцев на север с Лены якутов и эвенков, местных эвенков и энцев.
Самоназвание «долган» произошло от одного из долганских родов. Часто долган относят к близким им якутам и называют «саха». Сегодня долганы являются самым северным их тюркоязычных народов. Русские казаки при православном крещении давали долганам свои фамилии, сохранившиеся и сегодня. Язык долган относится к тюркским языкам, разделен на хатангский, авамский, попигайский, пясинский и норильский говоры.
Кето
Кетов, (самоназвание «кет» — «человек»), представителей коренного малочисленного народа, живущего на севере Красноярского края, раньше называли енисейскими остяками, просто остяками и енисейцами. Кетов в России сейчас проживает 1219 человек.
Преобладающим населением кеты являются в трех северных поселках Мадуйка, Суломай и Келлог. Язык кетов лингвисты относят к енисейским языкам. Он находится в отдаленном сходстве с нахскими, адыго-абхазскими и сино-тибетскими языками. Носителями кетского языка сегодня являются примерно 150 человек.
Предки кетов пришли на енисейский север с юга, смешались с тюрко-самодийскими племенами, которые были угроязычными. Именно пи этом смешении образовалась самобытная культура кетов. В XVII веке кеты жили тремя родовыми, локально живущими группами, земшаки жили по Подкаменной Тунгуске, в устье Бахты жили богденцы, на Елогуе жили инбаки. В 1607 году кеты добровольно вошли в состав Московского государства.
МБОУ «ПОВАРЕНКИНСКАЯ ООШ» ТЕМА: М алые народности К расноярского края ВЫПОЛНИЛ: РУДАК ВИКТОР. 8 КЛАСС Поваренкино 2012
Народы и народности, населяющие Красноярский край. Энцы. Энцы - коренной народ севера Красноярского края. Реальная численность, возможно, превышает 300 человек, т. к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают на западе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО в пос. Воронцово Усть -Енисейского района и пос. Потапова Дудинского муниципалитета. Всего в Российской Федерации насчитывается 237 энцев. Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты - тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание. Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, Чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.
Чулымцы Чулымцы - коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении р. Чулым (приток Оби). Устаревшие названия - мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками. Общая численность в Российской Федерации - 656 человек (2002), в т. ч. 484 человека в Тегульдетском районе Томской области и 159 человек в Тюхтетском районе Красноярского края. Делятся на две этнотерриториальные группы - « среднечулымские », или мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и « нижнечулымские », тутальские тюрки (Тегульдетский район). Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта: нижнечулымский (ныне исчезнувший) и средне чулым ский (говоры тутальский и мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет. Верующие чулымцы - православные. Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах.
Н ганасаны Нганасаны - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2002 г., их общая численность в стране - 879 человек, в Красноярском крае - 811 человек, в т. ч. в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО - 766 человек. По данным красноярской экспедиции 2004 г., на Таймыре проживает существенно больше нганасан - 867 человек. Нганасаны подразделяются на западных авамских (660 чел.) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципалитета и восточных вадеевских (100 чел.) с центром в пос. Новая Хатангского района. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от « нганаса » - человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.
Кеты Кеты- коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. - 2 тыс. чел.). Кетский язык является уникальным в своем роде языком- изолятом. Он единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. - на основе русской графики. Верующие кеты - православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.
Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп - «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) - коренной народ севера Российской Федерации (4,3 тыс. чел., 2002). Устаревшее название - остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО Тюменской области (1,9 тыс.), по Оби и ее притокам в Томской области (1,8 тыс.). Самый восточный ареал расселения - на реке Турухан Красноярского края (0,4 тыс.). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. - на основе латинской, затем русской графики. Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов. С елькупы
Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы - 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийском автономном округе. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.
Традиционное занятие - крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни. Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев как титульную национальность округа. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.
Практическая работа №1
Цель работы: приобретение школьниками навыков работы со статистическими данными; умений анализировать и перерабатывать информацию; определение национального состава края, численности и уровень образованности жителей.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями.
Ход работы:
1. Инструктаж по выполнению практической работы.
2. Информация для ознакомления с заданиями на карточках и с теоретическим материалом.
3. Выполнение работы (индивидуальная работа с карточками).
4. Вывод .
Теоретические сведения:
Национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюркоязычные и в меньшей степени самодийско- и кетоязычные племена. В конце XVI - начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII в. местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению. В XIX в. национальное представительство Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии.
В 1897 г. первая общая перепись зафиксировала на территории Енисейской губернии 570 тыс. жителей. На долю нерусского населения приходилось 97 тыс. человек (17% от общего числа), половина из которых была представлена коренными этносами (северные народы - 9,4 тыс. человек, енисейские тюрки, или хакасы - 37,7 тыс. человек). Среди «пришлых» народов наиболее многочисленными оказались украинцы - 21,4 тыс. человек (3,75%), татары - 6,0 тыс. (1,05%), поляки - 5,9 тыс. (1,04%), евреи - 5,1 тыс. (0,88%), мордва - 3,8 тыс. (0,66%), латыши и эстонцы - по 1,4 тыс. (0,25%), немцы и цыгане - по 1 тыс. человек (0, 16%).
На 2002 г. в крае насчитывалось 132 селения по 21 национальности: у татар - 35, чувашей - 19, эвенков - 16, долган - 12 (в т. ч. 3 смешанных с другими нерусскими национальностями), ненцев - 9, кетов - 7, эстонцев и немцев - по 6, украинцев - 4 (1), мордвы - 3, латгальцев - 3, удмуртов и хакасов - по 2, селькупов - 2 (1), нганасан - 2 (1), якутов, латышей, марийцев, белорусов, поляков и тувинцев - по 1. Практическая работа №1 : Национальный состав населения Красноярского края. Коренные жители.
Задание 1. Изучив таблицу, сделайте вывод о национальном составе Красноярского края, ответив на вопросы.
НАСЕЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПО РЕГИОНАМ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Русские
Украинцы
Татары
Немцы
Азербай-джанцы
Белорусы
Чуваши
Эвенки
Хакасы
Киргизы
Казахи
Тувинцы
Буряты
Алтайцы
Шорцы
Сибирский Федеральный округ
Республика Алтай
116510
1437
460
903
266
300
103
163
12108
62192
141
Республика Бурятия
665512
9585
8189
1548
1674
2276
864
2334
121
507
711
405
272910
Республика Тыва
61442
832
584
153
304
220
195
1219
520
117
235313
436
Республика Хакасия
438395
8360
4001
9161
1672
2590
2530
65421
626
424
494
188
1078
Алтайский край
2398117
52700
8899
79502
5852
8280
3385
439
9825
327
166
1880
165
Красноярский край
2638281
68662
44382
36850
19447
18149
16859
4632
4489
3876
2613
1492
1051
215
201
Люди какой национальности преобладают в Красноярском крае?
Какая национальность в Красноярском крае находиться в меньшинстве?
В каком из регионов СФО русских меньше?
В каком из регионов СФО меньше хакасов?
В каком из регионов СФО меньше тувинцев?
Какая национальность преобладает в Республике Хакасия?
Задание 2. Используя данные таблицы, рассчитайте процентное соотношение национальностей в Красноярском крае.
Численность,кол. чел.
2638281
68662
44382
36850
19447
18149
16859
4632
4489
3876
2613
1492
1051
215
201
Численность, %
Задание 3. Изучив таблицу, сделайте вывод об образованности отдельных национальностей Красноярского края, ответив на вопросы.
НАСЕЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕГИОНАМ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
% неграмот-
ных
Профессиональное (техникум, колледж, ВУЗ)
Общее (школа)
послеву-зовское
высшее
неполное высшее
среднее
начальное
среднее (полное)
основное
начальное
Красноярский край
Все население
2440187
5227
346187
72730
672385
298725
446776
367037
194211
24874
14086
Русские
2156824
4672
311994
66786
601304
262234
392235
329743
166887
20160
11230
Украинцы
63998
189
11036
1535
20847
8755
10666
6258
4205
487
211
Татары
39028
4262
836
10400
5114
7342
6219
4184
619
426
Немцы
33424
3201
766
8129
4525
5893
4806
5057
997
627
Белорусы
17370
2522
351
5042
2323
2619
2103
2128
235
129
Чуваши
15964
1129
186
3948
2886
2514
2685
2316
280
151
Азербайджанцы
13017
1368
208
2342
1685
5286
1613
432
Долганы
3957
196
710
399
1017
1006
498
Хакасы
3947
580
124
1027
579
786
543
248
Эвенки
3150
250
562
195
733
950
353
Ненцы
1995
186
103
345
801
415
Кеты
842
137
209
260
107
Нганасаны
538
168
171
Селькупы
270
Энцы
155
Какая ступень образования преобладает среди населения Красноярского края?
Какая национальность в Красноярском крае преобладает по количеству неграмотных людей? (рассчитайте последний столбик в %)
Какую ступень образования предпочитает русское население края?
Какой % населения Красноярского края имеет высшее образование?
Какой % населения окончил 11 классов?
Какой % населения не имеют даже начального образования?