Боги Скандинавии: Хеймдалль, Хермод Храбрый, Тюр, Велунд, Эгир, Утгарда-Локи, Тор, Один. Скандинавская мифология. Миры скандинавской мифологии. Путеводитель по древнему мирозданию Где зародилась скандинавская мифология

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе...

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм " (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля... И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке... А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу... Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)
Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.

"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."

Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы - валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)
"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, - правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."

Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

  • Ньёрд - бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Гулльвейг - злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.

"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть."

Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы - искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд - повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4. Мидгард (Midgard)
Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".

"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."

Мидгард был создан Одином и его братьями (Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп - небом, мозг - облаками, волосы - деревьями, скелет - горами, зубы и челюсти - скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) - первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество - великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров...

5. Ётунхейм (Jotunheim)
"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."

Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма - Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир - дом Менглад и Тримхейм - дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира - он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)
"Мир льда на отдаленном севере - очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."

Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля - земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)
"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."

Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов - родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис - мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари - карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок - помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил - сын Видфина.
  • Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Двалин - выковал копьё Гунгнир , ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр - сын Хрейдмара.
  • Регин - сын Хрейдмара.
  • Синдри - выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир - сын Хрейдмара.
  • Фьялар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Хрейдмар - герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки - сын Видфина.
  • Эйтри - брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)
"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."

Хельхейм - буквально Владения Хель - один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной ), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один, потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод - единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)
"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."

Muspelheim, то есть огненная земля - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар) , как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) - в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) - Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").

Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но... тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям"... Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу - цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.

Фантазии древних скандинавов могли бы позавидовать самые . Десять миров скандинавской мифологии (первый – божественный Асгард, в котором серебряные дворцы, вечный пир и прочие конфетки, а последний – аццкий ад Хельхейм с разлагающейся королевой), населены забавными существами, имеют оригинальную географию, кучу артефактов и свои правила. В каком из миров живется комфортнее – разбираемся далее.
1

В Асгарде постоянно живут боги-асы и валькирии. Так как Асы – это силы порядка, то и в их мире все упорядочено, поделено и распланировано. И, конечно, богам от этого очень скучно, поэтому они придумали приглашать в Асгард павших в бою воинов. Как только боги начинают скучать, они посылают Валькирий за новой порцией воинов, предварительно устроив на земле заварушку. И селят их в Вальхалле (это такое место, где воины каждый день сражаются, убивают друг друга, потом воскресают и вместе пируют). А чтобы никто не сбежал с этого «праздника жизни» Асгард огорожен стеной. Боги, конечно, всем говорят, что это для защиты, но нам-то все ясно.

2


Это тоже мир высших сил, но здесь гораздо веселее. Во-первых, боги здесь – второго порядка, олицетворяющие силы природы и человеческой натуры: Фрейр (изобилие), Фрейя (любовь и красота), Гулльвиг (алчность), Квасир (мудрость) и другие. Во-вторых, они сами себя развлекают, устраивая периодические войны с Асгардом. После войн, они, конечно, мирятся и устраивают пиры за счет асов. А еще ходят к асам в гости и подолгу живут у них.

3


Мир светлых альвов, Льюсальвхейм, противопоставлен мру темных Альвов – Свартальвхейм, хотя можно поспорить, кто здесь «темный» а кто «светлый». Правитель Льюсальвхейма – Вёлунд, позже стал отождествляться с Волнадом, сатаной, и можно спорить, что не за красивые глаза. Тем не менее изначально страна Альвов (эльфов) была населена мудрыми бессмертными существами. Располагается Льюсальвхейм «в небесных чертогах», но связан с Землей.

4


С Мидгардом все просто – это срединный мир, который был создан асами и населен людьми. Его заботливо отгородили от воинственного Ётунхейма и сделали мостик на небо, в Асгард, – радугу. Кто-то еще сомневается, что мы живем в лучшем из миров?

5


Этот мир, населенный великанами-ётунами, был создан асами. В Ётунхейме были построены каменные горы и железный лес – местечко не для слабонервных. В горах жили каменные великаны, а в лесу – ведьмы и женщины-тролли. Да и сами великаны были не промах, например, ётуном был Локи. За его необыкновенный ум и изобретательность асы взяли его в Асгард, в чем впоследствии очень раскаивались.

6


Если великанам слишком надоедали асы, толпами ходившие по Ётунхейму и воевавшие с ётунами, они отдыхали в Утгарде. Технически, Утгард находился на территории земли великанов, но фактически попасть туда было очень непросто – все равно что в санаторий для сотрудников МВД. Да он есть, но… Дело в том, что Утгард – это потусторонний мир, построенный великаном Нарви для великанов. Посторонние лица, и даже асы, попасть туда могли только по специальному разрешению.

7


Мир темных альвов (гномов) находится под землей и отделяет Мидгард от Хельхейма. Изначально альвы были червями, но асы наделили их разумом. А вот создали ли асы Свартальвхейм, или темные альвы сами захватили его – до конца непонятно. Скандинавские мифы говорят, что о своем создании асы однажды «вспомнили». И уже тогда темные альвы заселили подземный мир, роя себе норы в глубине. Мудрые асы не захотели связываться и махнули на них рукой.

8


Огненная страна находится к югу от Асгарда, за пределами Земли и неба. В отличие от других миров, Муспелльхейм существовал до начала сотворения и появления первого существа – великана Имра. Место очень неуютное, хотя и обитаемое – здесь проживают сыны огня – огненные великаны, которые выйдут из Муспелльхейма в день Рагнарёк.

9 Нибльхейм


Страна вечной ночи и холода, целиком состоящая изо льда – самая северная точка скандинавского космоса. Здесь живут ледяные великаны гримтурсены, потомки Имра. Можно сказать, что Нибльхейм – это место ссылки, так как именно сюда сбежали гримтурсены после того, как их отца убили асы.

10 Хельхейм


Страна мертвых, преисподняя, место, куда попадали после смерти все люди, не приглашенные в Асгард. Хельхейм управляется Хель – сине-белой и наполовину гниющей великаншей, дочерью Локи. Выйти из Хельхейма его обитатели смогут только в Рагнарёк, до этого их окружает река Гьёль, которую переплыть невозможно, а на входе – сторожит Гарм, чудовищная собака.
Миры и персонажи скандинавской мифологии вдохновили на писательский подвиг бесчисленное количество людей. Так зачем же читать перевод, если можно использовать первоисточник? Из мифов вы узнаете, что Гэндальф на самом деле был гномом, а Мирквуд – это всего лишь хвойный лес, и сможете здорово позлить поклонников Толкина этими новыми знаниями.

В скандинавской мифологии упоминается ясень Игграсиль, представляющий мир. Это дерево состоит из девяти миров. Как эти миры расположены друг относительно друга, можно увидеть на рисунке справа. Цифрами на рисунке обозначено: 1 — Мидгард, 2 — Муспельхейм, 3 — Нифльхейм, 4 — Асгард, 5 — Хель, 6 — Ванахейм, 7 — Ётунхейм, 8 — Свартальвхейм, 9 — Юсальфхейм. В таком же порядке дано описание этих миров в нижеследующем тексте. (Одним из основных источников для данной статьи стал буклет от альбома шведской группы Therion «Secret of the runes» (2001). Автор посчитал этот источник заслуживающим доверия, так как, во-первых, сама группа заслуживает доверия, а во-вторых не было разногласий с собственными познаниями автора в данной области. Перевод автора).

Мидгард (Midgard) В центре вселенной Вы найдёте мир людей. Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей. Мидгард был создан Одином и его братьями из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозги — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Муспельхейм (Muspelheim) На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир. Нифльхейм (Niflheim) Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратиит лед Нифльхейма в поток воды начнётся создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени. Асгард (Åsgard) На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут борються бок о бок с богами в конце эры. Хель (Helheim) Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной. Мир Хель находится глубоко под миром людей. Ванахейм (Vanaheim) Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Они известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Лорд и леди, Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю. Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Ётунхейм (Jotunheim) Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происодят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут. Свартальвхейм (Schwarzalbenheim) Тёмные эльфы (гномы) живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубо внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальвхейм находится между Мидгардом и Хель. Юсальфхейм (Ljusalfheim) Светлые существа, альвы и феи, создания невероятной красоты. Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть. Лессальвхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

Девять миров — одно из первых явлений с которым стоит познакомиться перед погружением в большой интересный и жестокий мир скандинавской мифологии.

Здравствуй, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой северный дневник . Я увлекаюсь историей, философией и мифологией средневековой Скандинавии. Наполняю свой дневник записями на интересные мне темы.

Сейчас я расскажу тебе о всех девяти мирах скандинавской мифологии. Мой раздел славится интересными историями, поэтому устраивайся поудобнее.

В древние времена, когда не было ни одного живого существа. В непроглядной бездне Гинунгап стояли два первейших мира:

  • Муспельхейм — мир огня и света
  • Нифлхейм — мир холода и мрака

Однажды, первейшие миры соприкоснулись. Из яростного огня и спокойного хлада родилось первое бесполое существо — великан Имир. Имир стал прародителем всего живого. И боги и великаны и мы, люди — все обязаны своим рождением этому существу.

Более подробно о сотворении девяти миров я рассказывал в , а сейчас я кратко поведаю тебе самую суть.

Всего миров в скандинавской мифологии — девять. все они, кроме древнейших Муспельхейма и Нифлхейма были созданы богом и его братьями Вили и Ве. Располагаются миры вертикально на трех больших уровнях — по три мира в каждом:

Верхние миры — небесные:

  1. Асгард — мира асов
  2. Ванахейм — мир ванов
  3. Альвхейм — мир светлых эльфов

Средние миры — земные:

  1. Мидгард — мир людей
  2. Ётунхейм — мир великанов
  3. Муспельхейм — мир огня

Нижние миры — подземные:

  1. Свартальвхейм — мир карликов цвергов
  2. Хельхейм — мир смерти
  3. Нифлхейм — мир тьмы и холода

Cвязывает их гигантское Мировое дерево — . Сейчас я расскажу тебе о каждом мире подробнее, а начну я сверху вниз.

Верхние миры

На самом верху, среди гигантских ветвей и зелёных листьев мирового ясеня, располагаются три священных верхних мира — обители скандинавских богов и светлых альвов или эльфов. Миры великие и недоступные.

I. Асгард

Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:

  1. Асы — их принято считать суровыми воинствующими богами.
  2. Ваны — более мирные боги плодородия.

К асам относятся такие известные боги как — громовержец, Тюр — бог воинской храбрости, Бальдр — бог весны и красоты и многие другие. Во главе асов стоит Один всеотец.

  • Для удобства у меня есть списки всех и скандинавской мифологии.

Асгард — мир принадлежащий асам. Большой и светлый мир, с высокими горами, зелеными равнинами и открытыми плоскогорьями. Именно в Асгарде расположены чертоги главных божеств. На самой высокой горе этого мира располагается легендарная .

В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.

Окружает мир асов большая стена, которую возвел великий строитель. С другими мирами Асгард соединяет радужный мост Биврёст и охраняет его — страж богов.Постоянно подвергается обитель асов нападениям со стороны великанов и чудовищ. Но не преступны его стены, пока стоит на страже Тор со своим молотом.

II. Ванахейм

Ванахейм — мир ванов, богов плодородия. Готов поспорить, не отыщешь ты полей урожайнее, земли живее и воды чище чем в Ванахейме. Воздух здесь такой свежий — что не растения, не животные не знают болезней.

Живут здесь ваны — боги плодородия. Занимаются они землей, домашними животными и дикими зверьми. Существуют они с природой в дружбе и согласии, а всего их пятеро:

  • Ньёрд - старый седовласый владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог урожая, плодородия, покровитель лета, брат близнец Фрейи.
  • Фрейя - богиня красоты и любви, именно она обучила асов колдовству, сестра близнец Фрейра.
  • Гулльвейг - колдунья, давным-давно поссорившая ванов и асов.

III. Альвхейм

Альвхейм или Льюсальвхейм — мир светлых альвов или эльфов. Высокие изящные создания, великие музыканты поэты и художники. Способные мастера и волшебники. Правит ими Вёлунд — небесный кузнец. Предметы выкованные в его кузнице — настоящие произведения искусства.

Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.

В самой скандинавской мифологии упоминаний и сюжетов связанных с эльфами совсем немного. Зато существует огромное количество норвежских и исландских сказок на эту тему. О самых известных из них я поведаю тебе в большом грядущем разделе моего дневника, который будет называться «сказки и рассказы».

Средние миры

От светлых верхних миров, спускаемся к его стволу. К мирам более близким и постоянным. Именно вокруг ствола Иггдрасиля расположились средние миры. Миры не такие величественные, но не менее значимые. Именно здесь — на земном уровне, согласно скандинавской мифологии, живем мы — люди.

IV. Мидгард

Старый добрый Мидгард — мир смертных. Ежедневная людская суета в больших городах и крепостях. Размеренная спокойная крестьянская жизнь на окраинах. Постоянные междоусобицы между жаждущими власти и земель ярлами. Политические интриги, морские набеги и путешествия, бесконечная торговля и грабежи. Всё как обычно — это наш мир.

Стоит Мидгард посреди других миров, окружен он великим морем. А в море том лежит Мировой змей — . И несдобровать тому кто захочет уплыть далеко в море на краю мира.

V. Ётунхейм

Мир скандинавских великанов . Большая холодная страна высоких гор, каменных крепостей и гигантских пещер. Часто Ётунхейм называют Утгардом. Правит здесь огромный и сильный великан Трим.

В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.

VI. Муспельхейм

Царство огня — нет мира жарче и опаснее. Выжженная земля, бездонные провалы и трещины, реки лавы и пробужденные вулканы. Посреди большого раскаленного поля стоит великан Сурт — огненный правитель Муспеля.

Во время Рагнарёка поднимет он свой гигантский меч, позовет за собой своих сыновей — огненных и лавовых чудищ и великанов. И двинется войско огня на Асгард.

Нижние миры

Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.

VII. Свартальвхейм

Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.

Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.

Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.

VIII. Хельхейм



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: