Большой зикр. Каким бывает истинный зикр? Схожие духовные практики

Слово Зикр означает вспоминание о Божестсвенном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием. Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикра помогает очистить тело, ум и дух человека. Также пение Зикра используется в суфийской традиции как метод целительства.

Зикр - исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Практика Зикра

Красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая

ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикров - «Ишк Алла - Мабут Алла» - Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований - «Лаа илааха илль Аллаа» - Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные групповые практики с использованием зикра: в кругу сидя или стоя.

При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.

Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас». Такая связь и искренняя, личная осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».

Божественные имена

Повторение божественных имен - зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:

Он Бог, нет Бога, кроме него,
Милосердный,
Милостивый,
Царь,
Святой,

12) Творец
13) Создатель

29) Судия
30) Правосудный
31) Милующий

47) Мудрый
48) Любящий
49) Славный

52) Истина
53) Защитник

59) Созидатель

79) Благой

91) Всевидящий

98) Ведущий правильным путем.
99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” - для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Виды зикра

Зикр джахри (джали) - поминание вслух; зикр хафи - мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины (маджлис аз-зикр). Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников (Божьих)» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Подготовка к зикру

Помимо вводной части - произнесения формул хизба и вирда - участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры

В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.

Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.

Варианты, модификации зикра весьма разнообразны

В соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством Шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх дает определенную медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением определенных молитвенных формул. На фоне их могут даваться и дыхательные техники.

Формулы зикра

Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).

Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, (аль-)Хакк, (аль-)Хайй, (аль-)Каййум, (аль-)Каххар и т. д. Согласно Аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра

Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной - 101, 1001 и т. п.

Стадии зикра

Согласно Ибн "Ата" Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая - это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа (поминаемых им) слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения (Божьей воле) (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана "ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн "Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Кто Меня помнит,
Того и Я помню.

Возраст, изменения эмоционального фона, физические нагрузки изменяют ритм сердцебиения, дыхания, тонус сосудистой и мышечной систем, работу внутренних органов. Ритм работы сердца - хороший индикатор общего состояния человека. Поэтому важно учитывать и понимать его изменения, знать свой индивидуальный ритм. Для этого следует следить за своим рабочим пульсом в разное время суток, до и после физических нагрузок, до и после выполнения дыхательных упражнений.

Суфии считают, что человек способен чувствовать сердцебиение не только непосредственно по пульсу, но и чувствовать ритмы своего тела по определенным зонам (зикрам) организма. Таким образом, изменения ритма отражаются в каждой зоне. Таких зон пять - пять зикров (рис. 19):

Султан (“верховный правитель”);

Ахфа (“скрытая площадь”);

Сирр (“тайная площадь”);

Макад (“сиденье”);

Маркаб (“средство передвижения”).

Каждое заболевание так или иначе связано с той или иной зоной организма. Эти зоны суфии называют зикрами, потому что связывают каждую из них с практикой богопоминания (именно так и переводится слово “зикр”). Иногда у исследователей возникает путаница, что называть зикром - практические методы гармонизации организма, зоны организма или духовную практику, отправляемую суфиями всего мира. Все вышеперечисленное для суфия имеет общую божественную природу, но для удобства простого человека я зикры организма чаще буду называть зонами, некоторые виды скрытых зикров - энергетическими траекториями, а практику соединения с высшей божественной сущностью - зикрами. Но еще раз напомню, что для суфия это все одно - зикр.

Зикр Султан

Эта зона отвечает за органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние), за речь. Зрение несет большую часть информации о мире. Учеными было доказано, что когда луч света падает на глаза, то общая чувствительность снижается. Одна из основных функций зрения - контроль над опасностью. Поскольку зрение используется в наибольшей степени: телевизор, газеты, книги и прочие визуальные средства, то остальные каналы чувствительности находятся в недоразвитом состоянии.

Смысл медитации состоит как раз в том, чтобы снизить роль зрения и в уединении, желательно в темноте активизировать, пробудить чувствительность других зикров, других зон. Опять же для того, чтобы гармонизировать общее состояние.

Болезни зрения изначально обусловлены перегрузкой зикра Султан: длительное восприятие того, чего не хочется видеть: ссоры родителей, злобные взгляды одноклассников, слишком длительная умственная работа и т. д. и т. п.

В суфийской традиции Накшбандийя терапия зрения всегда была направлена не на частную работу с усилением глаз, а с гармонизацией всей системы зикров, то есть зон человеческого организма. Тот, кто придумал очки, наверняка руководствовался добрыми намерениями, и его добрым словом будут поминать все, кто так или иначе работает в сфере медицинской индустрии. Выбор читателя заключается в том, помогать продавать очки или нет.

Зикр Ахфа (контроль)

Слово “ахфа” означает “скрытая площадь” или, ближе к европейскому пониманию, “тайная канцелярия”. Эта зона отвечает за контроль действий организма. Она распространяется от яремной ямки (у основания шеи) до солнечного сплетения (мечевидного отростка).

Зикр Сирр

Это слово переводится как “тайная площадь”. Третья зона распространяется от солнечного сплетения до точки, находящейся на расстоянии рогатины вниз от пупка. Сделайте знак “победа” (поднятые указательный и средний пальцы). Это и есть “рогатина”. Эта зона связана с уверенностью в себе, с деятельностью кишечника и печени.

Зикр Макад

Эта зона распространяется от окончания предыдущей зоны - рогатина ниже пупка - и до колен включительно. Отвечает за потенцию, за паховые области. Психологически в ней находится уважение к организму.

Зикр Маркаб

Зона Маркаб отвечает за голеностопный отдел, за передвижение организма. Все грибковые заболевания, боли в стопах и тому подобное появляются именно в этой зоне.

Теперь, изучив значение каждой зоны, определите, с какой из них вам необходимо поработать с целью восстановления. Практически вы сможете это осуществить с помощью главы об энергетических траекториях. Но для общей гармонизации организма рекомендуется овладеть одним из наиболее часто используемых суфиями зикров - зикром вокруг своей оси.

Зикр вокруг своей оси

Только человеку присущи две специфические формы движения энергии: по прямой и по спирали одновременно. Именно они создают определенную вибрацию в организме, направленную на оздоровление. Эта вибрация способствует развитию интуиции.

Выполним следующее упражнение, которое было создано суфиями несколько сотен лет назад. До недавнего времени оно было скрыто от непосвященных людей, но ситуация изменилась. Ибрагим Хаджи, дай Бог ему многие годы жизни, пир (мастер мастеров) братства Накшбандийя, следуя внутреннему видению, понял, что настало время нарушить жесткий закон о сокрытии тайны отправления зикра вокруг оси. Современные суфии полагают, что не должно быть ничего тайного в том, что может помочь человеку быть здоровым, так как человек должен быть здоров, чтобы славить Бога и работать во имя Его. Но для овладения этим зикром вам потребуется выдержка и дисциплина.

Подготовка

До начала основной части зикра необходимо, стоя на месте, слегка покачаться из стороны в сторону, вперед-назад. Затем плавно переходим к качанию по кругу: макушка как бы описывает овал, а сам человек напоминает воронку с вершиной в стопах. Только после того как получится плавное, свободное вращение, переходим к основной части выполнения зикра.

Основная часть зикра

Встаньте ровно. Спина прямая. Ноги вместе. Прямостояние символически связано с цифрой 1. Цифра один - это целостность и уникальность, здоровье и самоуважение. Корпус слегка покачивается. Внимание сосредоточиваем на ощущении целостности организма. Спустя некоторое время амплитуда покачивания немного увеличивается. Голова описывает небольшой круг вокруг своей оси. Корпус вслед за ней совершает круговые движения. Внешне может показаться, что мы стоим на месте, но внутренне мы чувствуем, что создаем “воронку”. Вообще ощущение раскачивания больше внутреннее, чем внешнее (рис. 20).

Пусть ваше внимание сосредоточится на большом и указательном пальцах левой ноги. Представьте, что большой палец приклеен к полу. Воображаемая линия вдоль левой ноги представляет собой ось сердца. Именно вокруг нее мы сейчас и будем двигаться.

Слегка приподнимите правую стопу и ударьте пяткой по поверхности пола. Не обязательно делать это слишком громко. Сделайте несколько попыток, пока не почувствуете вибрацию по телу снизу вверх: от пяток до макушки и выше. Если вы чувствуете чрезмерные усилия, то, значит, еще нужно поработать. Ощущения должны быть приятными: этакое щекотание по всему телу. Эта вибрация слегка приподнимает корпус, но левая нога не отрывается от поверхности - помним о том, что наш большой палец левой ноги как будто приклеен к полу!

Если у вас получилось создать некое подобие вибрации, то начинайте двигаться по часовой стрелке вокруг оси сердца.

Ваше внимание обращено в область сердца, мысли остановлены, полный покой.

Само понятие зикра и означает поминание имени Бога в сердце. Представляйте что-то возвышенное, сверкающее. Дыхание произвольное. Прислушивайтесь к ощущениям своего тела.

Когда в общем и целом освоите движения, начинайте их выполнять с закрытыми глазами. Таким образом, мысль как будто остается в организме, мы развиваем чувство тела. Помним принцип: “Куда внимание, туда и энергия”.

Вроде бы проще некуда, ан вот как сложно! Не у всех сразу получается. Сделав пару кругов, еще раз прочтите внимательно описание зикра, представьте в деталях движения своего тела и выполните упражнение еще раз.

Интуиция - это внутреннее чутье, внутреннее знание, как следует поступать. Это ощущение всего организма, а не только рациональное знание. Выполняя этот зикр, вы не только делаете своеобразный энергетический массаж своего тела, но и развиваете умение прислушиваться к советам организма, который часто знает, что ему надо, как ему действовать. Выполняя зикр, мы “отключаем” голову.

Если вас раскачивает, вы не можете удержать равновесие, если вы как-то принужденно подскакиваете на одном месте при выполнении зикра вокруг оси, то вам есть над чем поработать. Если в левой части вы испытываете дискомфорт, то, значит, делаете что-то не так. К сожалению, книга не дает возможности авторам лично вам что-то подсказать. Это именно та сфера, в которой наставник необходим. Но если у вас нет возможности прийти к нам на курсы, то еще раз внимательно прочтите задание и ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ, СЛЕДУЙТЕ ЗА ЕГО РИТМОМ. Вспомните древнюю формулу: “Познай себя - познаешь Бога”.

В повседневной жизни мы очень много энергии тратим на создание чего-то внешнего, несущественного. Методы древних суфиев направлены как раз на создание, с Божьей помощью, внутренней гармонии.

Совершенствуясь в выполнении зикра, мы создаем вибрацию по оси “пятка - макушка”. Механическая вибрация - абсолютно бесполезна, пустая тряска организма, которая даже может нанести вред при частом применении. Вы должны почувствовать вибрацию на энергетическом уровне. Кто-то сравнивает это с ощущениями проснувшегося, потягивающегося человека, а кто-то с ощущением “мороз по коже”. Найдите свой образ, свое название для этой вибрации.

В области макушки в головном мозге сосредоточиваются активные зоны всех органов человеческого тела - так говорит и современная наука. Вибрация активизирует эти зоны. Кто знает, каким образом тысячи лет назад была найдена эта связь?

Современные компьютерные системы диагностики состояния здоровья могут точно фиксировать изменения в деятельности этих зон во время выполнения зикра. С помощью зикра создаются позитивные изменения, но каким образом их сохранить? Одним из лучших способов является медитация перед сном. Это своеобразное закрепление хорошего самочувствия. Засыпая, человек на подсознательном уровне переживает приятные ощущения, что способствует более длительному сохранению сбалансированного, гармоничного состояния и после пробуждения.

Процедура зикра восстанавливает ауру человека. Само слово “аура” переводится как “дуновение”. Это дуновение действительно можно почувствовать, выполняя зикр вокруг своей оси - словно легкий ветерок касается вашего лица.

Открытый зикр

Этот зикр называют йассави по имени Ахмада Йассави, еще в древности использовавшего его в суфийской практике. Его могила до сих пор остается объектом паломничества мусульман всего мира. Выполняют его два раза в год.

Итак, сейчас мы познакомимся с так называемым формальным зикром. Его еще называют открытым, громким. На подготовительном этапе мы выполняем зикр по малому кругу: за 11 ударов описываем окружность вокруг своей оси. Глаза прикрыты, дыхание ровное, ритмичное.

После подготовки выполняем несколько подходов. Каждый подход состоит из большого круга: 33 шага, передвигаемся правым боком против часовой стрелки, и 11 шагов вокруг своей оси, по часовой стрелке.

Считается, что необходимо совершить около 8 подходов (33 + 11). Подходы выполняем в среднем темпе. Лучше всего, когда в большом круге находится 11 человек и 1 человек - в центре круга (итого 12 человек).

Находящийся в круге человек осуществляет счет и вращается вокруг своей оси - 11 ударов за время прохождения круга с открытыми глазами, внимание сосредоточено в области печени. Затем - 11 ударов с закрытыми глазами, внимание находится в области сердца.

Описание открытого зикра мы приводим для интересующихся суфийской практикой. Тем же, кто читает эту книгу только с целью оздоровления, можно его пропустить.

Скрытый зикр

Если открытый зикр можно (разумеется, только условно) сравнить с гимнастикой, то скрытый зикр подобен медитации. Суфии моей линии, линии Накшбандийя, практикуют именно скрытый, или молчаливый, зикр. В этом заключается одна из специфических особенностей этого направления в суфизме. Скрытый, молчаливый зикр - это дар суфиев линии Накшбандийя людям - уникальный способ гармонизации духовной и физической сфер жизни, дающий непередаваемый опыт общения с Всевышним.

Скрытый зикр 1

Вдох - выдох в область солнечного сплетения - вдох - выдох в область сердца - вдох - выдох в область левой почки - правая почка - печень - солнечное сплетение.

Вызываем чувство благодарности, признательности и восхищения в области солнечного сплетения. Делаем вдох и - на выдохе - перемещаемся в область сердца. Делаем вдох и - на выдохе - опускаемся в область левой почки. Делаем вдох и - на выдохе - перемещаем ощущения в область правой почки. На вдохе поднимаем ощущения в область печени, делаем выдох, на вдохе - в зону солнечного сплетения, выдох (рис. 21).

Скрытый зикр 2

Солнечное сплетение - яремная ямка - солнечное сплетение - сердце - левая почка - печень - правая почка (рис. 22).

Зикры связаны со всеми жизненно важными функциями организма. Дыхание, например, можно почувствовать в каждой зоне. Пальцы рук соответствуют пяти зикрам. Также они соответствуют пяти органам чувств. Шестое же чувство - интуиция - находится между пальцами.

В Средней Азии очень любят плов и едят его непременно руками. Вкушение плова начинается прежде, чем он попадет в рот; оно начинается с момента, когда кончики пальцев касаются его, чувствуют его тепло, когда нос ощутит необыкновенный аромат блюда, когда обоняние соединится с ощущениями пальцев. Никакой привычный для европейца столовый прибор не даст насладиться этим блюдом по-настоящему. Плов, съеденный с помощью ложки или вилки, - плов только отчасти - он лишился чувственной полноты вкуса.

В отличие от описания йогических чакр зикры не связаны с позвоночником (как чакры). Составляющие организма: кровь, желудок, органы тела и др. - более или менее самостоятельны и не подчиняются приказу “свыше”. То же можно сказать и о “нематериальных” составляющих организма: мыслях, установках, чувствах. Человек сам не понимает, как мог оказаться в такой неприятной ситуации. Буквально “нелегкая вынесла”. Как только нарушается гармония, каждый из них начинает “заявлять о себе”. Через некоторое время может начаться болезнь. Техники суфиев направлены на гармонизацию всего организма в целом.

С другими видами зикров вы сможете познакомиться в главе об энергетических траекториях.

Подготовка к работе с зоной Султан

Выполнение зикра Султан способствует нормализации, активизации и синхронизации работы левого и правого полушарий головного мозга. Это упражнение помогает оптимизировать функцию зрения, так как нервные окончания, относящиеся к глазам, при выполнении этого задания приобретают оптимальное состояние, улучшается деятельность мозга.

Также это упражнение способствует улучшению координации движений, активизирует органы слуха, стабилизирует деятельность вестибулярного аппарата.

1. Сядьте удобнее, расслабьтесь, прикройте глаза. Мысленно представьте, что вы двигаетесь по треугольной траектории: от обоих глаз одновременно к межбровью (“третий глаз”) . На вдохе медленно поднять получившийся треугольник до темени. На выдохе вернуться в исходное положение. Выполните это упражнение несколько раз в течение 3 минут. Каждый воспринимает это движение по-своему, в частности, можно попробовать представить себе мерцание этого треугольника.

2. Мысленно создайте движение по контуру: правый глаз - левый глаз - межбровье. На вдохе поднимаем это ощущение до уровня темени, но уже параллельно захватывая уши - движение от ушей осуществляем по поверхности череп. На выдохе медленно вернуться в исходное положение. Выдох осуществляем “через уши”. Так же как и в предыдущем упражнении, действия выполняем несколько раз в течение 3 минут.

Как-то я возвращался со своим знакомым Муйсин Ханом из Коканда в Джизак через Ташкент. Друг Муйсин Хана, журналист и экстрасенс Рустам Абид, предложил съездить в Бахманский район, славящийся разными экстраординарными явлениями. Например, есть в этом районе одно место в горах, где очень часто наблюдаются необычные явления в атмосфере. Это какая-то странная зона. Почему-то все домашние животные, пропавшие из окрестных селений, рано или поздно попадают именно туда.

До цели нашей поездки мы долго добирались на машине, и за пару километров до конца пути дорогу нам преградила река. Машину пришлось оставить и дальше продолжать путь пешком. Когда добрались до места, уже наступила ночь. На небе было множество звезд, но кроме них мерцали какие-то странные огни, похожие на звезды. Если фонариком мигнешь, то и эти огни в ответ мигают. Через некоторое время произошло совсем необычное явление: несколько десятков звезд стали перемещаться и образовали звездный круг - все это Муйсин Хан снимал видеокамерой. Феномены со звездами и огнями продолжались около получаса. Уже было поздно и пора было возвращаться к машине.

Когда мы вернулись назад, машины на месте не оказалось, хотя приметы, по которым мы определяли обратный путь, оставались неизменными. Машину, брошенную у реки, нашли не сразу, вдалеке от воды. Как мы ни старались, мы не смогли найти следов машины, хотя на земле должны были остаться хоть какие-то отпечатки колес.

Вернувшись в Ташкент, дома у Муйсин Хана мы захотели посмотреть еще раз запечатленные на пленке движения звезд и огней, но тщетно - пленка оказалась пуста.

Как и у окружающей нас природы, у человека много явных и скрытых возможностей. Но часто он сам себе мешает. Нужно обращать внимание внутрь себя, удивляться себе, радоваться себе, понимать себя, научиться оживлять все внутри. Никакая внешняя красота, никакая нарядная “упаковка” не поможет, если внутри темно и глухо.

Зикр - прекрасная возможность для познания и осознания себя. Это возможность открыть в себе то скрытое, что наполняет жизнь смыслом, несет здоровье и процветание. Весь секрет в том, что зикр может состояться, только если вы находитесь в настоящем времени, а не пытаетесь думать о том, какую пользу этот зикр принесет вам в будущем. Тогда вы останетесь ни с чем, похожие на человека, снимающего танец звезд на видеопленку вместо того, чтобы наслаждаться им здесь и сейчас.

Обычно основное внимание во время выполнения зикра направляется в область сердца и печени. Но также допустимо направлять луч внимания и к зонам, требующим лечения, чередуя их с областями сердца и печени.

Зикр необходимо выполнять как минимум один раз в неделю. В Средней Азии для этой процедуры определено специальное время - каждую пятницу.

В организме человека существует разделение на левую и правую части. Это одна из причин недовольства собой, когда, образно говоря, правый глаз становится врагом твоего левого глаза. Подобное разделение обусловлено расположением органов (сердце же есть только в левой части). Согласно суфийскому учению, в левой зоне накапливаются отрицательные эмоции, негативные переживания. Если эта часть чрезмерно преобладает, нарушается целостность организма, рушится его внутренний стержень.

Процедура зикра направлена на гармонизацию человека, и благодаря ей активизируется левая часть. Эта часть находится немного дальше от оси организма, поэтому органы, расположенные дальше, вызывают проблемы. Именно поэтому левшам рекомендуется время от времени кушать, писать, мыться правой рукой, а правшам, наоборот - левой.

Зикр - это обряд богопоминания, следовательно, в его выполнении участвует речь. Как обычную речь можно разделить на вербальную (посредством слов) и невербальную (посредством мимики, жестов, интонации, позы, тона голоса и так далее), так можно классифицировать и речь, участвующую в выполнении зикра.

Зикр - это общение с Богом в себе.

Зикр - это общение с Богом вокруг меня.

Зикр - это общение с Богом в других.


Возраст, изменения эмоционального фона, физические нагрузки изменяют ритм сердцебиения, дыхания, тонус сосудистой и мышечной систем, работу внутренних органов. Ритм работы сердца - хороший индикатор общего состояния человека. Поэтому важно учитывать и понимать его изменения, знать свой индивидуальный ритм. Для этого следует следить за своим рабочим пульсом в разное время суток, до и после физических нагрузок, до и после выполнения дыхательных упражнений.
Суфии считают, что человек способен чувствовать сердцебиение не только непосредственно по пульсу, но и чувствовать ритмы своего тела по определенным зонам (зикрам) организма. Таким образом, изменения ритма отражаются в каждой зоне. Таких зон пять - пять зикров (рис. 19):
  • Султан (“верховный правитель”);
  • Ахфа (“скрытая площадь”);
  • Сирр (“тайная площадь”);
  • Макад (“сиденье”);
  • Маркаб (“средство передвижения”).
Каждое заболевание так или иначе связано с той или иной зоной организма. Эти зоны суфии называют зикрами, потому что связывают каждую из них с практикой богопоминания (именно так и переводится слово “зикр”). Иногда у исследователей возникает путаница, что называть зикром - практические методы гармонизации организма, зоны организма или духовную практику, отправляемую суфиями всего мира. Все вышеперечисленное для суфия имеет общую божественную природу, но для удобства простого человека я зикры организма чаще буду называть зонами, некоторые виды скрытых зикров - энергетическими траекториями, а практику соединения с высшей божественной сущностью - зикрами. Но еще раз напомню, что для суфия это все одно - зикр.

Зикр Султан

Эта зона отвечает за органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние), за речь. Зрение несет большую часть информации о мире. Учеными было доказано, что когда луч света падает на глаза, то общая чувствительность снижается. Одна из основных функций зрения - контроль над опасностью. Поскольку зрение используется в наибольшей степени: телевизор, газеты, книги и прочие визуальные средства, то остальные каналы чувствительности находятся в недоразвитом состоянии.

Смысл медитации состоит как раз в том, чтобы снизить роль зрения и в уединении, желательно в темноте активизировать, пробудить чувствительность других зикров, других зон. Опять же для того, чтобы гармонизировать общее состояние.

Болезни зрения изначально обусловлены перегрузкой зикра Султан: длительное восприятие того, чего не хочется видеть: ссоры родителей, злобные взгляды одноклассников, слишком длительная умственная работа и т. д. и т. п.

В суфийской традиции Накшбандийя терапия зрения всегда была направлена не на частную работу с усилением глаз, а с гармонизацией всей системы зикров, то есть зон человеческого организма. Тот, кто придумал очки, наверняка руководствовался добрыми намерениями, и его добрым словом будут поминать все, кто так или иначе работает в сфере медицинской индустрии. Выбор читателя заключается в том, помогать продавать очки или нет.

Зикр Ахфа (контроль)

Слово “ахфа” означает “скрытая площадь” или, ближе к европейскому пониманию, “тайная канцелярия”. Эта зона отвечает за контроль действий организма. Она распространяется от яремной ямки (у основания шеи) до солнечного сплетения (мечевидного отростка).

Зикр Сирр

Это слово переводится как “тайная площадь”. Третья зона распространяется от солнечного сплетения до точки, находящейся на расстоянии рогатины вниз от пупка. Сделайте знак “победа” (поднятые указательный и средний пальцы). Это и есть “рогатина”. Эта зона связана с уверенностью в себе, с деятельностью кишечника и печени.

Зикр Макад

Эта зона распространяется от окончания предыдущей зоны - рогатина ниже пупка - и до колен включительно. Отвечает за потенцию, за паховые области. Психологически в ней находится уважение к организму.

Зикр Маркаб

Зона Маркаб отвечает за голеностопный отдел, за передвижение организма. Все грибковые заболевания, боли в стопах и тому подобное появляются именно в этой зоне.
Теперь, изучив значение каждой зоны, определите, с какой из них вам необходимо поработать с целью восстановления. Практически вы сможете это осуществить с помощью главы об энергетических траекториях. Но для общей гармонизации организма рекомендуется овладеть одним из наиболее часто используемых суфиями зикров - зикром вокруг своей оси.

Зикр вокруг своей оси

Только человеку присущи две специфические формы движения энергии: по прямой и по спирали одновременно. Именно они создают определенную вибрацию в организме, направленную на оздоровление. Эта вибрация способствует развитию интуиции.

Выполним следующее упражнение, которое было создано суфиями несколько сотен лет назад. До недавнего времени оно было скрыто от непосвященных людей, но ситуация изменилась. Ибрагим Хаджи, дай Бог ему многие годы жизни, пир (мастер мастеров) братства Накшбандийя, следуя внутреннему видению, понял, что настало время нарушить жесткий закон о сокрытии тайны отправления зикра вокруг оси. Современные суфии полагают, что не должно быть ничего тайного в том, что может помочь человеку быть здоровым, так как человек должен быть здоров, чтобы славить Бога и работать во имя Его. Но для овладения этим зикром вам потребуется выдержка и дисциплина.

Подготовка

До начала основной части зикра необходимо, стоя на месте, слегка покачаться из стороны в сторону, вперед-назад. Затем плавно переходим к качанию по кругу: макушка как бы описывает овал, а сам человек напоминает воронку с вершиной в стопах. Только после того как получится плавное, свободное вращение, переходим к основной части выполнения зикра.

Основная часть зикра

Встаньте ровно. Спина прямая. Ноги вместе. Прямостояние символически связано с цифрой 1. Цифра один - это целостность и уникальность, здоровье и самоуважение. Корпус слегка покачивается. Внимание сосредоточиваем на ощущении целостности организма. Спустя некоторое время амплитуда покачивания немного увеличивается. Голова описывает небольшой круг вокруг своей оси. Корпус вслед за ней совершает круговые движения. Внешне может показаться, что мы стоим на месте, но внутренне мы чувствуем, что создаем “воронку”. Вообще ощущение раскачивания больше внутреннее, чем внешнее (рис. 20).

Пусть ваше внимание сосредоточится на большом и указательном пальцах левой ноги. Представьте, что большой палец приклеен к полу. Воображаемая линия вдоль левой ноги представляет собой ось сердца. Именно вокруг нее мы сейчас и будем двигаться.

Слегка приподнимите правую стопу и ударьте пяткой по поверхности пола. Не обязательно делать это слишком громко. Сделайте несколько попыток, пока не почувствуете вибрацию по телу снизу вверх: от пяток до макушки и выше. Если вы чувствуете чрезмерные усилия, то, значит, еще нужно поработать. Ощущения должны быть приятными: этакое щекотание по всему телу. Эта вибрация слегка приподнимает корпус, но левая нога не отрывается от поверхности - помним о том, что наш большой палец левой ноги как будто приклеен к полу!

Если у вас получилось создать некое подобие вибрации, то начинайте двигаться по часовой стрелке вокруг оси сердца.

Ваше внимание обращено в область сердца, мысли остановлены, полный покой.

Само понятие зикра и означает поминание имени Бога в сердце. Представляйте что-то возвышенное, сверкающее. Дыхание произвольное. Прислушивайтесь к ощущениям своего тела.

Когда в общем и целом освоите движения, начинайте их выполнять с закрытыми глазами. Таким образом, мысль как будто остается в организме, мы развиваем чувство тела. Помним принцип: “Куда внимание, туда и энергия”.

Вроде бы проще некуда, ан вот как сложно! Не у всех сразу получается. Сделав пару кругов, еще раз прочтите внимательно описание зикра, представьте в деталях движения своего тела и выполните упражнение еще раз.

Интуиция - это внутреннее чутье, внутреннее знание, как следует поступать. Это ощущение всего организма, а не только рациональное знание. Выполняя этот зикр, вы не только делаете своеобразный энергетический массаж своего тела, но и развиваете умение прислушиваться к советам организма, который часто знает, что ему надо, как ему действовать. Выполняя зикр, мы “отключаем” голову.

Если вас раскачивает, вы не можете удержать равновесие, если вы как-то принужденно подскакиваете на одном месте при выполнении зикра вокруг оси, то вам есть над чем поработать. Если в левой части вы испытываете дискомфорт, то, значит, делаете что-то не так. К сожалению, книга не дает возможности авторам лично вам что-то подсказать. Это именно та сфера, в которой наставник необходим. Но если у вас нет возможности прийти к нам на курсы, то еще раз внимательно прочтите задание и ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ, СЛЕДУЙТЕ ЗА ЕГО РИТМОМ. Вспомните древнюю формулу: “Познай себя - познаешь Бога”.

В повседневной жизни мы очень много энергии тратим на создание чего-то внешнего, несущественного. Методы древних суфиев направлены как раз на создание, с Божьей помощью, внутренней гармонии.

Совершенствуясь в выполнении зикра, мы создаем вибрацию по оси “пятка - макушка”. Механическая вибрация - абсолютно бесполезна, пустая тряска организма, которая даже может нанести вред при частом применении. Вы должны почувствовать вибрацию на энергетическом уровне. Кто-то сравнивает это с ощущениями проснувшегося, потягивающегося человека, а кто-то с ощущением “мороз по коже”. Найдите свой образ, свое название для этой вибрации.

В области макушки в головном мозге сосредоточиваются активные зоны всех органов человеческого тела - так говорит и современная наука. Вибрация активизирует эти зоны. Кто знает, каким образом тысячи лет назад была найдена эта связь?

Современные компьютерные системы диагностики состояния здоровья могут точно фиксировать изменения в деятельности этих зон во время выполнения зикра. С помощью зикра создаются позитивные изменения, но каким образом их сохранить? Одним из лучших способов является медитация перед сном. Это своеобразное закрепление хорошего самочувствия. Засыпая, человек на подсознательном уровне переживает приятные ощущения, что способствует более длительному сохранению сбалансированного, гармоничного состояния и после пробуждения.

Процедура зикра восстанавливает ауру человека. Само слово “аура” переводится как “дуновение”. Это дуновение действительно можно почувствовать, выполняя зикр вокруг своей оси - словно легкий ветерок касается вашего лица.

Среди практик, призванных помочь человеку вступить в контакт с Богом, зикр занимает особое место. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Правильно выполняемый зикр включает в себя сосредоточение, созерцание и осознание. Таким образом, в нём сочетаются сразу три практики, а оттого и эффект, создаваемый им, получается многогранным и сильным.

Зикр (если кто-то не в теме) — это практика памятования Бога. Классики суфизма, обосновывающие легитимность данной практики, приводят цитаты из Корана, где говорится о необходимости всегда и везде помнить Бога своего, но я не буду тратить на это время, потому что их можно найти в интернете ровно за одну минуту. В любом случае зикр — одна из основных мистических практик, используемых суфиями. На первый взгляд, технически она выполняется достаточно просто — искатель повторяет либо одно из Имён Бога, либо какуюто фразу из Корана вслух или про себя. В зависимости от этого различают тихий и громкий зикры. Что в этом есть мистического — не очень понятно, по крайней мере, до тех пор, пока сам не приобщишься к данной практике.

Вот её три составляющие: сначала сосредоточение на Имени, потом созерцание всех уровней смыслов Имени и, наконец, поддержание постоянного уровня осознания себя, чтобы не «уплыть» за умом и не впасть в механическое бессознательное бормотание. Сосредоточение на Имени сопровождается повторением, и здесь в практике участвуют и тело, и ум. Оба они должны войти в ритм повторения, что поначалу требует некоторого усилия, а затем действие продолжается уже по инерции и требует гораздо меньшего приложения сил.

Созерцание смыслов Имени происходит следующим образом — искатель не должен думать о них и не должен пытаться размышлять на заданную тему. Он просто смотрит на Имя, держит его в поле собственного внимания, и всё. Тело и ум заняты повторением, внимание направлено на Имя, и само по себе это рассматривание запускает процесс раскрытия всех возможных смыслов, которое данное Имя содержит. Сначала внимание обращается на качества Имени, принадлежащие непосредственно Богу, и видение их проявлений автоматически оформляется умом в некие словесные формулы. Само по себе смотрение на смысл приводит к вербализации смыслов, но это не обычное думание, а процесс созерцания, процесс куда более целостный, нежели последовательное чередование мыслей. Смотреть, а не думать — этому искатель обучается в практиках осознания себя и при выполнении муракабы — суфийской техники медитации. То есть выполнение зикра в той форме, которую я описываю, требует навыков осознания себя и предварительной работы по овладению навыками наблюдения и смотрения.

После рассматривания смыслов Имени, относящихся непосредственно к Богу, искатель обращает внимание на то, как качества данного имени проявляются в человеческом бытии и вообще в мире. Посредством подобного созерцания он проникает в самую суть смыслов каждого Имени, с которым работает, и уровень его понимания растёт. Созерцание — одна из лучших практик, приводящая человека к пониманию сути вещей, и выполнение описываемого мной зикра способствует развитию и укреплению навыка созерцания у практикующего.

И повторение, и вникание в смысл Имени требуют поддержания состояния бдительности, чтобы выполнение практики не стало механическим. Поэтому усилие в осознанности необходимо присутствует в данной работе. Из всех вышеописанных усилий складывается духовный эффект, возникающий в практике зикра, а для того, чтобы понять, как происходит эффект мистический, нужно рассмотреть некоторые аспекты Реальности, о которых мы пока не говорили.

Как происходит взаимодействие с Богом, если Он, как я уже отмечал, находится от нас бесконечно далеко, да ещё и на других планах Бытия? Это главный вопрос для любого, кто хочет докопаться до Истины, и получить точный ответ на него можно только путём собственного переживания — благодаря весьма серьёзному утончению восприятия. Поскольку прямое описание ситуации с возможностью взаимодействия может ещё больше всё запутать, мне придётся обратиться к аналогиям. Проще всего проиллюстрировать эту историю на примере солнечного света. Есть источник света — звезда по имени Солнце. Она находится на большом удалении от Земли, но её свет, достигая земной атмосферы, очищается от ряда вредных излучений и становится питательным для всего живого. Находясь под солнечными лучами, мы подвергаемся их воздействию, хотим мы этого или нет. Ложась загорать на пляже, мы сознательно подставляем себя под действие энергии солнечного света и до некоторой степени взаимодействуем с самим Солнцем. При этом прямой контакт с Солнцем для нас невозможен, потому что попытка приблизиться к нему окончится для нас полным исчезновением и смертью. Вот примерно то же самое происходит между нами и Богом.

Другими словами, сам Источник или, если угодно, Абсолют находится бесконечно далеко от нашего физического плана Реальности. Но при этом Его Присутствие пронизывает все уровни человеческого бытия, и оно же вполне ощутимо явлено на физическом плане. Индусы говорили о Сознании, которым насыщена вся материя и всё живое, суфии говорят о Присутствии. По сути, всё это попытка хоть как-то выразить невыразимое и найти какието слова, которые могли бы дать тем, кто пытается понять, хотя бы искажённые, но не совсем ложные представления. Так вот именно с этой энергией Присутствия мы и взаимодействуем. Она не принадлежит ни Нисходящему, ни Восходящему Потокам, скорее, она включает их в себя. Понять это сложно, но Присутствие пронизывает всё, и где бы ни находился человек — в горах или в низине, на Тибете или в Москве — качество энергии Присутствия не меняется. Могут меняться энергии места — это факт; и в каких-то конкретных местах работать над собой легче, чем в остальных, но к силе Присутствия это не имеет отношения — она везде одинаковая, как математическая константа.

При этом я не стал бы утверждать, что Присутствие и Сознание есть одно и то же. Я много писал о сознании и всегда утверждал, что любая материя содержит в себе долю Сознания Бога, которая в ней, в материи, растворена. Но Присутствие становится вполне активной силой, когда человек входит во взаимодействие с ним. И если бы я с чем-нибудь и сравнил энергию Присутствия, то, наверное, только с вниманием. Присутствие, до определённой степени — это внимание Бога. Хотя и это утверждение, конечно же, является упрощением того, что есть на самом деле.

Что происходит во время зикра? Здесь мне опять придётся прибегнуть к аналогии с солнечным светом. Когда луч света проходит через призму, то вследствие дисперсии он разлагается на цвета радуги, которые без призмы увидеть было бы невозможно. И хотя их невозможно было увидеть, это не значит, что до прохождения через призму их не было в солнечном луче. Просто не возникало условий, при которых весь спектр энергий луча смог бы проявиться. Так вот, похожий процесс происходит во время чтения зикра, только роль солнечного луча играет энергия Присутствия, а призмой становится ум искателя, вкупе с вниманием.

Ум, как известно, канализирует внимание человека, направляя его вовне или внутрь в зависимости от понимания поставленной перед ним задачи. Когда искатель начинает сосредотачиваться на Имени Бога, то посредством повторения и сосредоточения, а также направления внимания на смысл Имени происходит выделение энергии соответствующего качества из спектра энергий Присутствия. И человек, конечно же, становится её проводником — ровно в той степени, на которую он способен. Эта способность зависит от того, насколько он заполнен подавленными энергиями желаний и эмоций, а также от того, насколько адекватны его усилия по выполнению зикра. Так или иначе, но воздействие энергии Присутствия ощущается всеми, кто подходит к повторению Имени серьёзно.

И здесь есть ещё один момент, который упускается из виду многими суфийскими группами, работающими в России. Чтобы ум мог выполнить функцию призмы, Имя должно произноситься на том языке, который является для него родным. Тогда возможно и созерцание, и проведение энергии Присутствия. Если же Имя повторяется на арабском языке, из некоего представления о его священности, то Имя превращается в мантру, которая для ума значит очень мало или вообще ничего, а потому и ожидаемого эффекта не наступает.

Как и в случае с радугой, спектр энергий Присутствия различается по частоте вибраций — грубо говоря. Разные Имена приносят совершенно разные ощущения во время практики и дают различные эффекты при длительном повторении. Некоторые Имена имеют более узконаправленное действие, некоторые — очень широкое. Правильно подобранное Имя для работы может довольно быстро продвинуть искателя на пути к внутренней трансформации.

Классики суфизма различали зикр, в основном, по виду и месту его выполнения. Поэтому был громкий и тихий зикр, а также зикр, произносимый губами (и умом), в противовес которому выделялся зикр, творившийся в Сердце. Считалось, что если искателю удавалось перенести поминание Бога из ума в Сердце, то это ускоряло трансформацию, и вообще было признаком серьёзного продвижения по Пути. По сути, такая практика хорошо помогала открытию Сердца, это факт. А в открытом Сердце было и ощущение связи, и возможность Сдачи — в общем, всё, что нужно мистику, чтобы достигнуть своей цели.

В той практике зикра, которую описываю я, есть различение стадий внутренних, не связанных с формами повторения, но отражающих воздействие энергии Имени на искателя. Этих стадий четыре, но явно различить их сможет только тот, кто работает с одним и тем же Именем достаточно долгое время. На первой стадии, которая длится около двух недель, зикр оказывает явное и довольно ощутимое воздействие — в первую очередь на ум практикующего. Здесь и эффект от созерцания смыслов, и новизна самой практики, и смена привычных ощущений на ощущения, возникающие после взаимодействия с энергией Присутствия, — всего понемногу. Искатель явно чувствует воздействие зикра и делается очень воодушевлённым. Однако через некоторое время все эти ощущения начинают притупляться и вроде бы потом вовсе исчезают. Так проявляется эффект привыкания, который существует почти во всех практиках. Первичное воздействие, выглядевшее очень сильным, меняет некоторые энергетические структуры искателя, но эти изменения неглубоки. Привыкание — это следствие того, что подстройка ума и тела под выполняемую практику уже произошла. Поэтому после этих первичных изменений наступает период, когда для следующего шага к трансформации требуется накопление эффекта от гораздо большего количества усилий, чем в начале. Так наступает вторая стадия, на которой, как кажется, ничего не происходит. Конечно, в теле есть короткие следствия — как и после любой практики — выражающиеся в изменении его состояния, но всё это не совсем то, чего ждёт от неё практикующий. Стадия, на которой вроде бы ничего не происходит, может длиться довольно долго, и её продолжительность весьма индивидуальна. Как я уже отмечал, длительность этой стадии напрямую зависит от того, сколько подавленных энергий носит в себе человек, и насколько качественны его усилия. Если у искателя нет проблем ни с подавленностями, ни с усилиями, то вторая стадия проходится быстро. Поскольку эффективность созерцания смыслов вычерпывается тоже на первых неделях практики, то со второй стадии я обычно рекомендую направлять часть внимания в сердечный центр, одновременно с повторением Имени.

Третья стадия характеризуется проявлением качества, которое обозначено Именем, внутри самого практикующего. Можно сказать, что оно развивается или кристаллизуется в трёх низших телах, меняя их исходное состояние в смысле и ощущений, и реакций, и частоты вибраций. Свойство Имени становится свойством искателя, отчего тот обретает несколько иной уровень бытия. Это главный духовный результат зикра. Длительность третьей стадии тоже индивидуальна, но, как правило, достигнув её, искатель уже перестаёт беспокоиться о результате и о погоне за скоростью продвижения.

Четвёртая стадия приносит главный мистический результат зикра: начиная произносить Имя, искатель сразу входит в Присутствие Бога, ощущая его на всех уровнях своего бытия. Это Присутствие окрашено качеством произносимого Имени, но оно в то же время абсолютно целостно. Дальше никаких стадий нет, а есть только пребывание в Присутствии, которое вскоре становится возможным даже вне практики зикра.

За века существования суфизма выполнение зикра обрело самые разные, порой довольно причудливые формы. Есть группы, использующие зикр как средство для вхождения в изменённые состояния и превращающие его почти в шаманский ритуал. Есть группы, читающие фразы из Корана, используя их наподобие мантр, и ожидающие от своей практики некоего магического результата. Мир многообразен в своих проявлениях и в способностях к искажению любого Пути, каким бы прямым он ни был вначале. Тем не менее правильно выполняемый зикр был и остаётся одной из самых мощных мистических практик из всех найденных людьми; так было раньше, так остаётся и сейчас.

Зикр суфиев - медитативная техника раскрытия глубинной сути человека и соединения с божественным источником. Достигается особое трансовое состояние с помощью ритмичных выкрикиваний молитв, совершаемых в такт телодвижениям и особому дыханию. Практику могут сопровождать , бег по кругу, прыжки. В зикре произносятся имена Аллаха и главным исходным материалом для практики представляется Коран. Суфии считают, что во время такого действа человек очищается и исцеляется на всех уровнях бытия - идет сонастройка с божественными гармоничными спектрами.

Схожие духовные практики

Аналоги зикров можно найти во многих культурах. Так в индуизме - это джапа (санскр. - Шептать, повторять) , у буддистов Японии и Китая - няньфо (кит. - Думание о Будде), в христианстве - практика Трисвятое.

Зикр делают как в уединении, так и в группах. Можно проговаривать молитвы про себя, шептать - хафи, либо громко проговаривать - джахр. Самое важное в выполнении - это полное сосредоточение на боге. Перед тем как совершать зикр суфии делают ритуальное омовение, после рекомендуется использовать особые благовония.

Зикр суфиев — стадии

Во время зикра участники проходят через 3 стадии осознания себя:

  • Молитва произносится голосом. И важно, чтоб слова подкреплялись намерением сердца. Потому что без этого компонента зикр превращается в бессмыслицу. На этом этапе еще идет разделение между закиром (исполнитель, напоминающий), зикром (напоминание) и закуром (поминаемый или Бог). Задача исполнителя вселить Бога в свое сердце и тогда произнесение молитв становится непроизвольным и естественным.

  • Постепенно зикр становится сердечным. Аль-Газали писал: «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Органом зикра становится сердце человека. Сначала это делается с усилием, но потом сердце само как цветок распускается в произнесении молитв. Не требуется слов и мыслей - зикр пульсирует по телу, постепенно наполняя божественным все присутствие человека.

  • На этой стадии человек полностью становится единым с произносимым, он и есть зикр. Стираются границы между исполнителем, молитвой и Богом. Суфий ощущает единство индивидуального и Божественного. Иллюзия множественности растворяется как дым. Это состояние считается особенно ценным для внутренних осознаний и исцеления. Его сравнивают с состоянием ихтан - благодеяние.

Число произносимых молитв в зикре обязательно нечетно, поэтому четки сопровождают суфия в зикре.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: