Когда весной появились насекомые. Приметы весны: первые бабочки и мухи. Закрепление изученного материала

В разгар весны, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, приходят на помощь растениям божьи коровки. Коровка — это жук, имеющий сильно выпуклые, яркие, блестящие крылья с чёрными точками. Чем же этот жук похож на корову? За что получил такое имя? Дело в том, что в случае опасности жук выделяет капельку ядовитой бело-желтоватой жидкости — «молочко». За это он и получил своё название. Коровки — одни из немногих насекомых, способные полностью уничтожить насекомых-вредителей. Они уже не раз приносили огромную пользу людям, сохраняя плантации чайных кустов, мандаринов, лимонов и других сельскохозяйственных культур. В наших краях коровка уничтожает тлей — мелких, но очень вредных для растений насекомых.
По вечерам в мае вокруг лиственных деревьев можно увидеть крупного черно-коричневого жука с приметной щетинкой усов. Забавно смотреть, как, раскрыв свои большие жёсткие крылья, с гуденьем поднимается он в воздух. Это майский жук, или, как его ещё называют, хрущ майский. Летает жук всего двадцать-сорок дней, а потом откладывает яички, из которых выходят личинки. Личинки живут и развиваются под землёй три-четыре года! Только на четвёртое лето они окукливаются, а уже из куколки выходит жук.

В конце марта, когда ещё лежит снег, появляются первые весенние насекомые. У воды можно увидеть множество веснянок — крупных насекомых с нежным невзрачным тельцем, прозрачными, пронизанными жилками крылышками, длинными тонкими усиками на голове. Крылья веснянки сложены, как островерхая крыша, над её телом. Личинки этого насекомого живут в воде, а взрослые веснянки — на берегу. Летают они плохо и предпочитают бегать — благо стройные ноги позволяют.
Почти у всех бабочек обычно зимуют яйца, гусеницы или куколки, а у крапивницы и лимонницы — взрослые особи.

Поэтому, как только растает снег, мы их первыми и замечаем. Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные чёрные и жёлтые пятна, а по бокам крыла — оторочка из голубых треугольничков с чёрной каймой. Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Замечено, что крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный день бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза.
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. У этой бабочки самец и самка разного цвета, хотя и похожи. Самка бледно-жёлто-зелёного цвета, а самец ярко-жёлтого. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление — корзиночки для сбора пыльцы). Серьёзный, неторопливый, он деловито облетает цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы. Обращает на себя внимание басовитое гудение шмеля, которое слышно даже тогда, когда он не двигает крыльями. Откуда же такой звук?

Оказывается, гудение — это очень быстрое сокращение грудных мышц шмеля. Двигая своими мышцами, насекомое согревается. Температура его тела +40°, даже если на улице всего лишь +10°. Чтобы согреть гнездо, особенно сильно шмели гудят в три-четыре часа утра — самое холодное время. Способность повышать температуру тела такой физзарядкой позволила шмелям расселиться так далеко на север, где других опылителей растений, кроме них, нет. Шмели живут на Чукотке, в Гренландии, на Аляске, островах Новой Земли.
Шмель — лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. А надо знать, что только опылённые растения дадут плоды. Некоторые растения из-за строения своего цветка могут быть опылены только шмелями. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо — это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.
Гнёзда шмели устраивают на земле. Весной перезимовавшая самка садится на землю, заползает под листву или в норку и делает там ячейки из смеси воска и пыльцы для будущего потомства.
Материал взят с сайта

Цели: уточнить изменения в жизни растений весной; провести наблюдения над изменениями в жизни насекомых и птиц; пробуждать интерес учащихся к родной природе, к бережному отношению к окружающему; развивать любознательность и сопереживание к окружающему нас миру живого.

1.Организационный момент.

(Звучит музыкальная заставка – П.Чайковский “Жаворонок”)

2. Повторение пройденного материала.

Вот и пришла долгожданная весна. Зажурчали ручьи, повеяло новыми свежим ароматами просыпающейся от зимы природы.

Что же изменилось в растительном мире с приходом весны?

3. Новый материал. Насекомые.

Как только отпустят немножко морозцы и настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает всякая шушера нетерпеливая: дождевые черви, мокрицы, бабочки, божьи коровки… Насекомые разминают свои затёкшие ножки.

Вот зацвела и ива - гости со всех сторон спешат на пир.

Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Дети часто убивают шмелей, как жалящих насекомых. Однако шмель гораздо миролюбивее, чем осы и пчёлы. Семья шмелей живёт 1 лето. На зиму остаётся в живых только молодая самка-царица, которая, проснувшись весной, начинает искать себе гнездо. Если она погибнет, то некому будет основать новую семью. Та же ситуация у пчёл.

А как, вы, думаете, у пчёл есть враги? Кто они?

Это, например, деревенская ласточка; аисты, которые буквально без передышки набивают свои желудки пчёлами.

Божья коровка , например, истребляет за день от 50 до 270 тлей-вредителей.

Жук-мертвоед питается падалью – он “санитар”.

Как необыкновенно красив луг (иллюстрация), когда над ним порхают разноцветные бабочки.

А каких бабочек вы знаете?

Крапивница, адмирал, павлиний глаз… - эти и другие бабочки, питаясь сладким соком (нектаром) цветов, способствуют опылению растений. Их гусеницы не приносят вреда, так как обычно они питаются различными сорняками, Эти бабочки приносят пользу.

Но есть и очень вредные бабочки. Какие?

Это луговые мотыльки и озимые совки. Они злостные вредители. Очень большой вред приносят гусеницы этих бабочек, которые отличаются всеядностью и большой прожорливостью.

Вот выполз из-под земли майский жук , отряхнул от земли свои жёсткие крылышки. Что он делает в земле? Как он туда попал? Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 208. Как вы думаете это полезные насекомые?

Вывод. Любое насекомое требует от нас защиты. Почему? Охране насекомых уделяется много внимания; организуются специальные заповедники (участки, делянки) для этих и других насекомых.

А что такое заповедник ? А это мы можем уточнить в “Толковом словаре” (с. 75)

(На доске записывается заповедник ).

4. Птицы.

С приходом весны в лесах, на лугах, полях становится шумно – прилетели наши гости – птицы. Птицы делятся, как бы на две группы. Какие? (Перелётные и зимующие). Посмотрим на рисунок (на доске иллюстрация). Назовите зимующих птиц. Перелётных. Вот о птицах и побеседуем.

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Его длина достигает 25 см, масса тела 100 гр.. Он хорошо лазает по деревьям, Ноги у него короткие и очень сильные, с цепкими коготками, Он питается куколками и личинками насекомых, зимой – шишками.

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хриповатая –
Известная персона.
Кто это? (ворона ) (Звучит грамзапись голоса вороны)

Она крупнее грача и галки, но меньше в 2 раза ворона . Она двухцветная. В сентябре-октябре улетает зимовать к югу, а весной возвращается. Известно, что о людях, которые совершили промах говорят: “Эх, ты, ворона!”, “Ну, что, проворонил?” Однако это неверное мнение. Вороны очень любят блестящие предметы, которые норовят утащить к себе в гнездо. (вор-она).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (соловей)

Это небольшая птичка, меньше воробья, с незаметным опереньем. Поедает тлю, семена сорных растений. Он удивительно поёт (звучит голос соловья).

Кто эта птица?
Никогда
Не строит гнёзда для себя,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка ) (Звучит голос кукушки).

Она меньше голубя. Гнездится около певчих птиц, но своего гнезда не имеет. Из 150 видов кукушек, только 8 не высиживают птенцов. Кукушка очень полезная. Она поедает огромное количество волосатых гусениц, которыми другие птицы не питаются. Зимуют кукушки в Африке. (Учебник, стр. 210)

5. Охрана птиц.

О том, как охраняются птицы в наших лесах, полях, вы можете прочитать в учебнике на стр. 210, 2 абзац и на стр. 211, 2 абзац

Вывод. Так, что же нам необходимо делать, чтобы птицам было уютно и небезопасно в наших лесах, садах, полях?

6. Итог урока. Учебник, стр. 212.

Любите природу!
Любите природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа
Здоровье и радость!

7. Домашнее задание.

На доске записаны слова:

Насекомые, заповедник, делянка, заказник, щёголь, ворона, соловей…

В конце марта, когда ещё лежит снег, появляются первые весенние насекомые. У воды можно увидеть множество веснянок — крупных насекомых с нежным невзрачным тельцем, прозрачными, пронизанными жилками крылышками, длинными тонкими усиками на голове. Крылья веснянки сложены, как островерхая крыша, над её телом. Личинки этого насекомого живут в воде, а взрослые веснянки — на берегу. Летают они плохо и предпочитают бегать — благо стройные ноги позволяют.
Почти у всех бабочек обычно зимуют яйца, гусеницы или куколки, а у крапивницы и лимонницы — взрослые особи.

Поэтому, как только растает снег, мы их первыми и замечаем. Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные чёрные и жёлтые пятна, а по бокам крыла — оторочка из голубых треугольничков с чёрной каймой. Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Замечено, что крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный день бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза.
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. У этой бабочки самец и самка разного цвета, хотя и похожи. Самка бледно-жёлто-зелёного цвета, а самец ярко-жёлтого. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление — корзиночки для сбора пыльцы). Серьёзный, неторопливый, он деловито облетает цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы. Обращает на себя внимание басовитое гудение шмеля, которое слышно даже тогда, когда он не двигает крыльями. Откуда же такой звук?

Оказывается, гудение — это очень быстрое сокращение грудных мышц шмеля. Двигая своими мышцами, насекомое согревается. Температура его тела +40°, даже если на улице всего лишь +10°. Чтобы согреть гнездо, особенно сильно шмели гудят в три-четыре часа утра — самое холодное время. Способность повышать температуру тела такой физзарядкой позволила шмелям расселиться так далеко на север, где других опылителей растений, кроме них, нет. Шмели живут на Чукотке, в Гренландии, на Аляске, островах Новой Земли.
Шмель — лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. А надо знать, что только опылённые растения дадут плоды. Некоторые растения из-за строения своего цветка могут быть опылены только шмелями. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо — это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.
Гнёзда шмели устраивают на земле. Весной перезимовавшая самка садится на землю, заползает под листву или в норку и делает там ячейки из смеси воска и пыльцы для будущего потомства.

В разгар весны, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, приходят на помощь растениям божьи коровки. Коровка — это жук, имеющий сильно выпуклые, яркие, блестящие крылья с чёрными точками. Чем же этот жук похож на корову? За что получил такое имя? Дело в том, что в случае опасности жук выделяет капельку ядовитой бело-желтоватой жидкости — «молочко». За это он и получил своё название. Коровки — одни из немногих насекомых, способные полностью уничтожить насекомых-вредителей. Они уже не раз приносили огромную пользу людям, сохраняя плантации чайных кустов, мандаринов, лимонов и других сельскохозяйственных культур. В наших краях коровка уничтожает тлей — мелких, но очень вредных для растений насекомых.
По вечерам в мае вокруг лиственных деревьев можно увидеть крупного черно-коричневого жука с приметной щетинкой усов. Забавно смотреть, как, раскрыв свои большие жёсткие крылья, с гуденьем поднимается он в воздух. Это майский жук, или, как его ещё называют, хрущ майский. Летает жук всего двадцать-сорок дней, а потом откладывает яички, из которых выходят личинки. Личинки живут и развиваются под землёй три-четыре года! Только на четвёртое лето они окукливаются, а уже из куколки выходит жук

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Личностные: формирование ученической компетентности, самостоятельности, организованности, воспитание заботливого отношения к насекомым, расширение знания детей о насекомых.

Предметные: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых весной и первичных представлений о связях между животными.

Метапредметные:

  • Регулятивные
: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
  • Коммуникативные
  • : формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
  • Познавательные:
  • развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

    Дидактический материал:

    1. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2011.
    2. Федотова О. Н., Трафимова Т. В. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академнига, 2011.

    Наглядные пособия: иллюстративный материал насекомых; таблицы цепочки питания.

    Оборудование: презентация “Как насекомые весну встречают”, компьютер, медиапроектор, видеофильм “Бабочки”.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Слайд 1).

    Долгожданный дан звонок–
    Начинается урок.
    Пожелаем всем удачи –
    За работу в добрый час.
    Чтобы каждый смог сказать:
    Я понял…
    Я знаю…
    Я умею…

    2. Актуализация знаний.

    – Ребята, что нас окружает? (Окружающий мир.)

    Значит, мы начинаем наш урок … (окружающего мира).

    – А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает.)
    – А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем.)
    – Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. – Какой можно сделать вывод: зачем нам нужен этот урок? (На этом уроке мы узнаём много нового, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире.)
    – Как всегда наши помощники – гости … (Маша и Миша.)
    – Вспомните, что нового они узнали вместе с нами на прошлом уроке?

    (Какие растения весной цвести торопятся.)

    – А вот это мы сейчас и проверим, как вы поработали в рабочих тетрадях по стр.33. Как раскрасили и подписали рисунки. (Слайд)

    1) Листья, как стрелки, цветочки одиночные. (Прострел.)

    2) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.)

    3) Распускается рано по весне. Листья покрыты бархатистым пушком. Цветки жёлтые, яркие. (Первоцвет.)

    4) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником – ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)

    5) Растут цветы на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках. (Перелески.)

    6) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя – тёплая и нежная. (Мать – и – мачеха.)

    – Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы.)
    – Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)

    Для закрепления ещё проведём тест. (Слайд)

    1. Какое растение не относится к первоцветам?
    а) ветреница;
    б) мать – и – мачеха;
    в) верба;
    г) ромашка.

    2. Как называется “ключик2, которым отпирает весна двери теплу и солнцу?
    а) первоцвет;
    б) медуница;
    в) мать – и – мачеха;
    г) ветреница.

    3. Какие раннецветущие растения занесены в Красную книгу?
    а) ветреница;
    б) мать – и – мачеха;
    в) перелески.

    4. Чем растения защищаются от холода?
    а) волосками;
    б) листочками;
    в) цветочками.
    Самооценка.

    – Кто справился с работами без ошибок, поднимите руку.
    – Кто сделал 1 ошибку.
    – Кто две ошибки?

    Вывод: Кто внимательно слушает, тот много знает.

    3. Введение в тему урока

    Работа со слайдами.– Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.) (Слайд)

    – А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна.)
    – Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. День становится длиннее ночи, температура воздуха днём иногда выше нуля. Стало теплее. Тает снег и лёд. Появляются первые проталины.)
    – Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление)
    – Что происходит в живой природе? (Появляются первые цветы, цветут деревья, появляются первые насекомые, прилетают птицы)

    Схема: Потепление – проталины – насекомые – птицы. (Слайд)

    Потепление – понятно. Объясните, что такое проталины?

    Из словаря Ожегова: “Проталины – место, где стаял снег и открылась земля”.

    – А кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног).
    – А кто такие птицы? (Животные, покрытые перьями, умеют летать)
    – Может кто-то сможет объяснить эту схему? (Объясняют).

    4. Формулирование темы урока и ее сообщение.

    – Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока? (“Как животные весну встречают”.)
    – Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом весны.)
    – Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями, происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.
    – А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Выслушиваются мнения детей.)
    – Да, первыми появляются насекомые. Мы сегодня будем говорить не обо всех животных, как весну встречают, а только о насекомых
    – Посмотрите, как богат и разнообразен мир насекомых (работа по таблице “Насекомые”.)

    Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей (на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.

    5. Работа по теме урока.

    – Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды.)
    – И так первый признак весны – какой? (Потепление.)

    – Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины.)

    – Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные.)
    – Кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Насекомые.)

    – А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног.)
    – Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии)
    – Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий.)
    – Где их больше всего? (На проталинках, на припеке.)
    – Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет.)
    – Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв.)
    – Какие песни они поют?

    Маленький комарик по лесу летел,
    Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)
    Жук на ветке сидя, бросив все дела,
    Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)
    И змея тихонько на пенёк вползла
    И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)
    На лесной полянке хор такой звучит,
    Песенка так льётся, за собой манит.

    1) Разговор о комарах. (Слайд)

    – Кто его убьет, тот свою кровь прольет? (Комар.)
    – И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить?
    – Комары необходимы природе. Кто знает зачем?
    – Взрослыми комарами питаются птицы, стрекозы, мухи, муравьи, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб.

    2) Разговор о муравьях. (Слайд)

    – Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.

    Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник.)

    – Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.
    – Какую роль выполняют муравьи в природе? (Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине.)
    – Как надо относиться к муравьям? Почему? (Не разрушать муравейники!)

    3) Разговор о бабочках. (Слайд)

    А каких бабочек можно увидеть ранней весной? (Ответы.)

    Но сначала мы с вами окунёмся в прекрасный мир – в мир ярких красок. Просмотр видеофильма “Бабочки”.

    – Каких же первых бабочек можно увидеть ранней весной?
    – Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. (Слайд).

    Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочкалимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколок вновь вылетят красивые бабочки.

    Не все бабочки выживают зимой. Крылышки у них выцветают и стираются. Кто-то без усов остаётся, кто – то без ноги.

    Питаются бабочки нектаром цветов, а есть и такие, которые вообще не едят.

    6. Первоначальное закрепление. Работа с хрестоматией (стр.53)Выборочное чтение.

    Чтение текста “Каких бабочек можно увидеть ранней весной” (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)

    – Что нового узнали о бабочках?
    – А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
    – Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

    Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей.

    То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

    7. Физкультминутка.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    8. Закрепление изученного материала.

    – Отгадайте названия бабочек. (Слайд.)

    • Появляется раньше других насекомых. (Крапивница.)
    • Мелькает, как солнечный зайчик. (Лимонница.)
    • Крылья из тёмного бархата, а по краям голубые точки и светлая кайма. (Траурница.)
    • На крыльях голубые “глаза”. (Павлиный глаз.)

    9. Проблемный вопрос на следующий урок

    – Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, – проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? (Птиц.)

    – Почему? (Птицы питаются насекомыми.)

    – Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран.)
    – Как называют этих птиц? (Перелетными.)

    Вот о том, как встречают птицы весну, мы узнаем на следующем уроке.

    10. Итог урока.

    – Что узнали нового сегодня на уроке?
    – С какими насекомыми познакомились?

    11. Рефлексия.

    Самооценка.

    На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружочки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

    Зеленый – “Я понял”.

    Желтый – “Я знаю”.

    Красный – “Я умею”.

    12. Дома подготовить рассказ по своим наблюдениям об одном насекомом.

    Почти все садоводы знают, что опрыскивание деревьев весной — вещь полезная. Но что именно дает обработка сада? Борьбе с какими вредителями и болезнями помогает опрыскивание? Чем и когда опрыскивать деревья в апреле и мае? Как сделать обработку от вредителей безопасной для полезных насекомых? Подробно — о весенней защите сада.

    Борьба с вредителями: где зимуют и что едят

    Насекомых-вредителей великое множество, — только у яблони и черной смородины их более 200. Но бороться нужно лишь с теми, которые действительно наносят существенный урон. По способу питания и устройству ротового аппарата вредители делятся на две основные группы: листососущие и листогрызущие.

    К листососущим относятся тли, медяницы, клопы, трипсы, щитовки, белокрылка, а также клещи, которые не являются насекомыми. Эти вредители прокалывают листовую пластину или кору и через прокол высасывают сок. Поэтому их нельзя погубить иначе как контактным способом, препарат должен разрушить покровы тельца, вследствие чего вредители погибают, или должен вызвать паралич дыхательных систем.

    Но в арсенале современных средств защиты появились препараты нового поколения, которые проникают в клеточный сок растения и становятся губительными для листососущих вредителей, но при этом не накапливаются в самом растении, поскольку через 2-3 недели полностью разлагаются на безвредные элементы.

    Один из таких препаратов — химический яд «Фосбецид». Обработанные им растения нельзя употреблять в пищу в течение 20 дней. Но есть и биопрепараты «Искра-био» («Агравертин») и «Фитоверм», после обработки которыми плоды и зелень можно употреблять в пищу уже спустя 48 часов.

    К листогрызущим насекомым относятся жуки и их личинки, гусеницы бабочек. Кроме насекомых есть еще моллюски: слизни, улитки, рачки. Все они питаются непосредственно листьями, поэтому их легко отравить через желудочный тракт, — достаточно только смочить ядовитым для них препаратом надземную часть растения-хозяина.

    Первая обработка от вредителей

    Это опрыскивание деревьев и кустов ранней весной до начала сокодвижения, в конце марта — самом начале апреля. Личинки и яйца насекомых гибнут от контакта с препаратом. Поэтому надо очень тщательно опрыскать все дерево (весь куст) по всем веткам и приствольному кругу, чтобы смочить вредителей. При обработке сада расходуется не менее 10 л раствора на взрослое дерево, на молодое — 5-6 л, на каждый куст — не менее 1,5-2 л.

    Лучше всего применять для опрыскивания концентрированный раствор любого минерального удобрения, из перечисленных ниже (на 10 л воды):

    500-600 г нитроаммофоски,
    или 600-700 г азофоски,
    или 400 г хлористого калия,
    или 500 г углекислого калия,
    или 600-700 г мочевины
    или просто 1 кг поваренной соли.

    Необходимо обязательно хорошо опрыскать концы веток, на которых отложены яйца тли, скелетные ветви, в развилках которых зимует часть вредителей, и почву в приствольных кругах. При таком опрыскивании происходит нарушение солевого обмена в клетках вредителей, что и вызывает их гибель.

    Если такой обработки весной не сделать, то в самом начале сокодвижения из яиц и личинок родятся насекомые-вредители, но в это время наши помощники — полезные насекомые, которые питаются вредителями, — еще спят и выйдут на поверхность лишь во время цветения, так что защитить сад от вредителей кроме нас некому.

    Вторая обработка сада

    Если вы не провели ранней весной обработку сада и не уничтожили кладки вредителей, то потребуется вторая обработка. Ее часто рекомендуют проводить с использованием одного из следующих препаратов: «Инта-вир», «Децис», «Каратэ», «Фьюри», карбофос или его аналог «Фуфанон».

    Четыре первых препарата высокотоксичны, поэтому очень эффективны, но при этом убивают полезных насекомых, пчел и дождевых червей, поскольку разлагаются около трех недель и губят выходящих из своих укрытий полезных насекомых. И уж совсем их нельзя применять с момента цветения не только сада, но и мать-и-мачехи, так как в это время появляются шмели и выползают черви.

    Карбофос и «Фуфанон» предпочтительнее этих препаратов прежде всего потому, что они быстро, в течение 5-7 дней, разлагаются еще до появления полезных насекомых, но являются менее эффективными, поэтому при большой численности вредителей их применять не следует.

    Все перечисленные препараты губят вредителей, попадая к ним в кишечник вместе с пищей и вызывая отравление. Питаться часть вредителей начнет в момент раскрытия почек (зеленый конус), другая же — в момент бутонизации (обособление и выдвижение бутонов). Вот в эти моменты и надо успеть обработать сад.


    В это время уже есть ранние зеленые культуры. При обработке сада их обязательно надо накрыть пленкой.

    Вместо описанных выше химических средств можно использовать те же минеральные удобрения, но только их концентрация должна быть в 7-10 раз ниже, иначе можно вызвать сильный ожог раскрывающихся почек и бутонов. Можно рекомендовать опрыскивание по зеленому конусу 0,7%-ным раствором мочевины — это 70 г (3 ст. ложки) мочевины на 10 л воды.

    Эффективны опрыскивания настоями и отварами табачной пыли, цитрусовых корок, луковой шелухи или сухой пижмы, семян бархатцев, чеснока, хвойных иголок.

    1. Табачная пыль. Для приготовления раствора 400 г табачной пыли настаивают в 10 л воды в течение суток, затем полчаса кипятят, после чего охлаждают и процеживают. Для опрыскивания на каждые 10 л воды надо брать 100 г раствора, добавив в него 40 г мыла для лучшего прилипания.
    2. Луковая шелуха. Полведра луковой шелухи залить ведром горячей воды, накрыть, настоять двое суток, процедить и опрыскивать.
    3. Сухая пижма. 1 кг собранной во время цветения и высушенной пижмы залить 10 л воды и кипятить на слабом огне 15 минут, остудить, процедить. Для опрыскивания на каждые 10 л воды взять 100 г раствора, добавить 40 г мыла и опрыскать.
    4. Настой чеснока. 100 г чеснока измельчить, залить на сутки 10 л воды, процедить и опрыскивать.
    5. Настой хвойных игл. 2,5 кг иголок любых хвойных пород залить 10 л воды, помешивая время от времени, настоять неделю, процедить, добавить еще 20 л воды и опрыскивать.
    6. Настой из корок цитрусовых. 1 кг цитрусовых корок замочить, пропустить через мясорубку, залить 3 л воды, плотно закрыть и настоять 5 суток в темноте, процедить, отжать, разлить по бутылкам, закупорить. Употреблять по мере надобности по 100 г раствора на 10 л воды.

    Стремитесь попадать на нижнюю сторону раскрывшихся листьев, поскольку вредители, как правило, находятся именно там.

    Полезно поставить на яблони и груши ловчие пояса из гофрированного картона, в которые заползают гусеницы, двигаясь по стволу вверх. Верхний край картона надо отогнуть наподобие крыши, гусеницы через такой край не переползают. Ловчие пояса меняют пару раз за сезон и сжигают вместе с притаившимися там вредителями.

    Ловчий пояс можно сделать из полиэтиленовой пленки. Нижний край подвязывают вокруг ствола наподобие юбки, а верхний край отгибают наподобие зонта. Такой пояс можно не снимать все лето. Вредители не смогут переползти через отогнутый верхний край.

    Автор Галина Кизима садовод-энтузиаст с 50-летним стажем, автор оригинальных методик

    Комментировать статью "Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае"

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Работы в саду и огороде весной. С приходом весны у садоводов и огородников на дачных и иных участках начинается горячий период, нужно успеть выполнить все работы и подготовить почву для получения...

    Девочки, чем весной обрабатываете деревья и кустарники?) Обработка сада весной. Научите. Всем добрый день. Первая обработка от вредителей. Это опрыскивание деревьев и кустов ранней весной до смородину и крыжовник проливаем кипятком когда немного стает снег, даже...

    Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи, фрукты, ягоды, урожай. Опрыскивание деревьев и кустарников: борьба с болезнями и вредителями.

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. В подмосковных садах и на дачах заканчивается цветение сирени, и скоро ее запах сменится жасминовым Как правильно обрезать сирень после цветения?

    значит в апреле, листья начинают раскрываться а мае только, а как их проливать? 20.02.2015 13:16:40, Зайчонок. В апреле поздно уже, почки трогаются в рост и можно их повредить. Чем и когда опрыскивать деревья. Борьба с болезнями и вредителями: опрыскивание весной.

    Вторая обработка сада. Почти все садоводы знают, что опрыскивание деревьев весной - вещь полезная. От грибковых болезней и вредителей - две разные профилактики. Надо делать каждую весну. Для начала надо разобраться как скручиваются листья?

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. При обработке сада расходуется не менее 10 л раствора на взрослое дерево, на молодое - 5–6 л, на каждый куст - не менее 1,5–2 л. как избавиться от вредителей. Побелка деревьев осенью и весной.

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Первая обработка от вредителей. Это опрыскивание деревьев и кустов ранней весной до смородину и крыжовник проливаем кипятком когда немного стает снег, даже не стает, а...

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Есть еще целая группа вредителей, зимующих внутри растений: галлицы, стеклянница, почковый смородиновый клещ обработка яблонь весной. ...затрудняюсь выбрать раздел. Дача, сад и огород. Кизима Галина.

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Но есть и биопрепараты « Искра -био» («Агравертин») и «Фитоверм», после обработки которыми плоды и зелень можно употреблять в пищу уже спустя 48 часов. обработка яблонь весной. ...затрудняюсь выбрать...

    много вредителей. весной надо спасать плодовые и кустарники,какой выбрать опрыскиватель? у одного дядечки из деревни разорвало такую штуку лежал в больнице.... какой выбрать? Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае.

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Дача, сад и огород. Обработала инта-виром от вредителей, и медным купоросом. покрасила побелкой, предварительно очистив от старой коры и разных жителей под ней.

    Если диагноз не поставите, то смешайте 2 препарата - один от вредителей (например фитоверм), второй от болезней (например медный купорос) и опрыскайте по инструкции на упаковках в сухую погоду дважды с Клубника: болезни и вредители. Обработка сада весной.

    Клубника: болезни и вредители. Обработка сада весной. Затем - когда начали обособляться бутоны на малине (начало июня для Малина: борьба с болезнями и вредителями. Чем обработать кусты с ягодами. Малина на дачных участках сейчас обильно цветет и гонит из...

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Черная смородина: борьба с болезнями. Обработка сада весной. Нашему жасмину больше 10 лет, сидит на полном солнце, не замечала такой проблемы от солнца.

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Болезни и вредители: нематода, паутинный клещ, долгоносик. Химических или биологических средств борьбы с этими болезнями пока не существует, поэтому больные растения следует сразу выкопать вместе с...

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. К листососущим относятся тли, медяницы, клопы, трипсы, щитовки, белокрылка, а также клещи, которые не являются насекомыми. Остальные же зимуют частично в развилках ветвей или в щелях коры...

    Раздел: Болезни растений. (бордосская жидкость оставляет голубые следы, когда можно смыть водой). Обжигает ли бордоская смесь листья? Собсно, сабж:) Хочу профилактически опрыскать свои бегоньки, в том числе и с мягкими листьями типа фиалочьих, и рядом стоящие растения...

    Клубника: болезни и вредители. Обработка сада весной. Чем опрыскивать сад весной. На участке сейчас уже нельзя делать опрыскивание сада концентрированным минеральным удобрением или Лилии вообще систематически все лето, хотя бы раз в месяц, следует...

    Болезни и вредители сада: обработка весной, в апреле и мае. Я выводила белокрылку с фуксий трехрактной обработкой актеликом (через 7-10 дней, в большей степени уделяя внимание обратной стороне листьев.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: