Контрольная работа: Темперамент и характер. Типы темперамента человека

Формирование характера. Характер и темперамент.

1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.


Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

2.Темперамент и характер.

Темперамент - это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.

Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.

Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.

Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.

Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

 От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;

 Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

 В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

 Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.


Каждый человек уникален. Наша психика многогранна, мы воспринимаем окружающий мир по-разному. Восприятие того, что происходит вокруг, зависит от многих факторов, например от воспитания, типа темперамента, социального опыта. Рассмотрим что такое темперамент и его 4 основных вида.


Темперамент: 4 типа темперамента человека

Темпераментом человека можно назвать своего рода биологический фундамент, на базе которого формируется сама личность. Это социальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, поведение и социальную адаптацию людей.

Основателем учения о типах темперамента принято считать Гиппократа. Он утверждал, что люди разделяются в зависимости от соотношения четырех основных субстанций организма: черной желчи, желтой желчи, флегмы и крови. Клавдий Гален поддержал идею Гиппократа и написал целый научный трактат под названием «Правильная мера». Клавдий Гален выделил четыре основных типа темперамента человека. Это сангвиник (кровь), холерик (желчь), флегматик (флегма), меланхолик (черная желчь).

Свойства темперамента в психологии


Темперамент человека основывается на ряде специфических свойств, таких как:

Сенситивность. Это степень силы внешнего воздействия, необходимая для возникновения реакции со стороны психики. Одни люди реагируют спокойно на внешние раздражители, другие проявляют буйную реакцию;

Реактивность. Свойство реактивности определяется уровнем непроизвольности реакции на внутреннее или внешнее воздействие (резкий звук, тон голоса);

Активность, соотношение активности и реактивности. Эти свойства свидетельствуют о том, как человек реагирует на жизненные трудности. Готов ли он преодолевать разнообразные препятствия в жизни, быть целенаправленным, настойчивым, внимательным;

Ригидность и пластичность. Данные свойства темперамента могут говорить о том, насколько умело человек может приспосабливаться к внешним воздействиям социальной среды;

Темпы реактивной деятельности . Они характеризуют быстроту психических процессов и реакции на внешние раздражители;

Интроверсия и экстраверсия. Эти свойства зависят от скорости реакций человека, быстроты применяемых решений;

Эмоциональная возбудимость . Характеризует степень внешнего воздействия на человека в виде проявления признаков эмоционального возбуждения;

Холерик - характеристика темперамента: плюсы и минусы


Холерики обладают сильным волевым характером.

Тип нервной системы : неуравновешенный, безудержный, излишне подвижный.

Холерик берется за любые трудные задачи, не смотря на сложность. Такие люди прекрасные ораторы, они красноречивы и убедительны практически в любом споре.

Холерики не злопамятны, обиды они забывают быстро и не могут держать в себе долго чувство злобы на обидчика.

Холерики прекрасные руководители, они могут организовывать людей и принимать за них сложные решения. В критической ситуации холерик способен сгруппироваться, дать отпор противнику, защитить слабого человека.

Холерик не сдержан в своих высказываниях по отношению к происходящим событиям, может иногда нагрубить.

У холериков отмечается определенная склонность к доминированию над другими людьми. Часто люди с таким темпераментов подвержены быстрой смене настроения, излишней жестикуляции.

В любовной сфере холерик достаточно ревнив, при этом любимый человек для него становится своего рода собственностью. Люди с таким типом темперамента быстро влюбляются и привязываются к другому человеку. Иногда холерики в отношениях склонны к гневу и скандалам.

Дети-холерики довольно капризны, часто бывают центром внимания в семье. Ребенок может использовать свои эмоции для получения желанного результата. Такие дети часто капризничают, в подростковом возрасте проявляют гиперактивность, могут увлекаться спортом или музыкой, но увлечения быстро надоедают им.

Недостатки холерика

К основным недостаткам холерика можно отнести:

  • Излишнюю торопливость в своих поступках и действиях;
  • Холерики не терпеливы;
  • Лишнюю импульсивность и неуравновешенность;
  • Чрезмерную прямолинейность и резкость при коммуникативным общении с другими людьми;
  • Агрессивность, возникающую периодически;

Психологи рекомендуют холерикам научиться работать над собой. Эта работа должна заключаться в умении контролировать себя в любых конфликтных ситуациях. Часто холерики принимают не обдуманные решения и буквально бросаются в омут с головой. Им подходит тактика десяти секунд, которая заключается в том, что перед принятием важного решения или высказывания мнения надо мысленно досчитать до десяти.

Сангвиник - характеристика: плюсы и минусы сангвиника

Сангвиники представляют собой жизнерадостных и неисправимых оптимистов. Эти люди не могут сидеть на месте, им необходимо постоянное движение.

Сангвиники очень активные, и эта активность проявляется буквально во всех сферах жизни сангвиника. Они любят быть в центре внимания, но в отличие от холериков не обладают замашками диктаторов.

Особенность психологического поведения сангвиников отличается высокой степенью возбудимости.

Сангвиники умеют ладить с людьми, находить компромисс при любых сложных жизненных ситуациях. Они находчивы и предприимчивы. Сангвиник может буквально повести за собой толпу, ведь эти люди отличные ораторы, умеющие убеждать остальных в своей правоте.

Гиперактивность не дает сангвинику права сидеть на месте. Он старается сделать свою жизнь ярче и интересней. Такие люди любят путешествовать, открывая для себя все новые и новые грани окружающего мира. Многие художники, музыканты, актеры как раз сангвиники.

Психологическая особенность сангвиника

Если говорить о психологической составляющей сангвиников, то у данных людей степень возбуждения центральной нервной системе довольна велика. Порог торможения наоборот низкий, и поэтому сангвиники воспринимают мир несколько иллюзорно. Но в тоже время и функции памяти развиты замечательно. Часто сангвиники фокусируют свою память только на том, что вызывает их интерес. Они могут запоминать курьезные случаи, но при этом забывать даты дней рождения свои знакомых. Сангвиники обращают внимание на приметные детали, например яркую одежду или необычную прическу собеседника.

Эмоциональный фон сангвиников довольно разнообразен. Эти люди эмоциональны и не боятся показывать свои переживания другим. Часто жестикулируют при разговоре, могут обнять или поцеловать при встрече. Эмоции эти совершенно искренние, сангвинику хочется нравиться людям и получать от них в ответ такую же реакцию. Сангвиники отличаются нестандартным мышлением, они постоянно пытаются познать что-то новое, изменить свой имидж или род деятельности. Монотонная работа и одиночество приводит их к сильной депрессии.

У людей с подобным видом темперамента очень много друзей. Сангвиник умеет дружить, и всегда приходит к человеку на помощь в сложной ситуации. В личных отношениях сангвиники иногда бывают ветрены. В построении крепкой семьи им мешает чрезмерная жажда общения.

Основные недостатки сангвиников:

  • Непостоянность в действиях и поступках. Сангвиник часто берется за дело, но редко доводит его до конца, такие люди не могут работать на однообразной работе;
  • Сангвиники часто переоценивают себя и свои возможности;
  • Люди с подобным темпераментом имеют перепады настроения, им сложно выработать в себе волевые качества;

Флегматик - характеристика: плюсы и минусы

Флегматик это уравновешенный человек, тщательно продумывающий каждый свой шаг. Обычно такие люди имеют аналитический склад ума и трезво смотрят на окружающую жизнь.

Флегматики довольно ленивы, часто предпочитают не активничать и плыть по течению. Они всегда спокойны и невозмутимы. Даже если они пережили стресс или неприятную жизненную ситуацию, то не всегда показывают свой нрав.

Флегматика сложно вывести из себя, его нервная система словно весы, держащие равновесие. Если его тяжело вывести на простые эмоции, то заставить проявить активность или радость еще сложнее.

Если говорить другими словами, то флегматичный тип темперамента человека признан наиболее уравновешенным и эмоционально устойчивым.

Флегматики не идут сразу на контакт с людьми, им нужно время для оценки ситуации. Резкая смена окружающей среды для них подобна трагедии и переносится она весьма тяжело. Эти люди не любят активных развлечений, им нравится уютная домашняя обстановка, часто они предпочитают проводить время наедине с собой.

В работе флегматики кропотливы и усидчивы, у них хорошая память и они могут запоминать большие объемы информации.

Флегматики довольно замкнутые и скрытые, они неохотно проявляют симпатию к другому человеку. Но если флегматику понравится представитель противоположного пола, то он сделает все, чтобы добиться его расположения.

Друзей флегматику найти довольно сложно, он плохо идет на контакт. Но если человек с таким типом темперамента находит друга, то эта дружба может длиться всю жизнь. Семья для флегматиков некая крепость, в которой они чувствую себя уютно. В брак такие люди вступают поздно, могут долго находиться в поиске партнера.

Основные недостатки флегматиков:

  • Часто бывают не восприимчивыми, не проявляют инициатив, плохо реагируют на внешние раздражители;
  • Могут быть скупы на эмоции, медленно включаются в работу, плохо идут на контакт с окружающими людьми;
  • Сложно адаптируются при смене жизненной обстановки;

Меланхолик - характеристика: плюсы и минусы меланхолика

Меланхолики склонны к приступам отчаянья и депрессии. Темперамент таких людей вялый, пессимистичный. Любое событие, даже незначительное заставляет меланхолика переживать. Он не умеет радоваться жизни, и видит ее исключительно в негативном тоне. Грусть и тоска могут накрывать такого человека без причины, часто меланхолики испытывают чувство жалости к себе.

Людям с подобным типом темперамента приходится прибегать к скрытности и подавлению эмоций. Они переживают все в себе, поэтому и появляются депрессивные состояния психики. Психологи отмечают, что огромное количество людей, совершивших суицид как раз меланхолики.

Меланхолик медленно реагирует на внешние раздражители, плохо запоминает информацию, часто страдает от массы комплексов и чрезмерно заниженного уровня личной самооценки. Моторная активность вялая и невыразительная.

Меланхолики не могут работать интенсивно и монотонно, так как им обязательно требуется отдых или небольшие перерывы для стабилизации психологического состояния. В социальной среде такие люди вялые, малообщительные, им сложно найти вторую половинку или близкого друга. Им сложно быть активными и жизнерадостными. Выбирают в качестве людей сангвиников или холериков, так как этот выбор объясняется подсознательным стремлением меланхолика быть опекаемым.

Меланхоликам бывает сложно устроить их личную жизнь. Часто большую роль в фиаско любовных отношений играет их нерешительность и трусливость. В спутники жизни себе выбирают сильного человека. Есть и плюсы подобного вида темперамента.

Меланхолики добрые, ранимые, всегда поделятся последним, что у них есть. Им подсознательно хочется помочь нуждающемуся человеку.

Недостатки меланхоликов:

  • Эмоциональная нестабильность, нерешительность, неуверенность в себе и своих силах;
  • Сложность с восприятием окружающего мира, ранимость, пессимистичность;
  • Склонность к депрессивным состояниям психики;

Психологи настоятельно рекомендуют меланхоликам не закрываться в себе. Пытаться познавать мир, путешествовать, общаться с новыми людьми. Можно попробовать заниматься шефской помощью в целях повышения своей личной самооценки. Заняться активными видами спорта, танцами, любым творчеством. Меланхолику надо быть рядом с близкими и друзьями, и не замыкаться в себе и своих чувствах.

Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека.

Свойства темперамента

У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:


скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);


психический ритм и темп;


интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);


направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).


Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя о пределенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.


Для составления психологических характеристик традиционных 4 типов темперамента обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:


Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.


Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).


Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).


Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.


Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение.


Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума. Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Характеристики и особенности основных психологических типов темперамента

Сангвиник

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.


Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Холерик

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.


Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Флегматик

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.


Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Меланхолик

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.


Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

4 типа темперамента

Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен. Магия чисел в Средиземноморской цивилизации привела к учению о четырех темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пяти компонентная «система мира». Слово «темперамент» и равное ему по значению греческое слово «красис» (греч. храоц; - «слияние, смешивание») ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ, а затем и Гален объясняли темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одною из «жизненных соков» (четырех элементов):


преобладание желтой желчи («желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком;

преобладание лимфы («мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком;

преобладание крови («кровь») делает человека подвижным и веселым - сангвиником;

преобладание черной желчи («черная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.


Эта система до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку.


Поистине поворотным пунктом в истории естественно-научного изучения темпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, т.е. наследственным типом. И.П. Павлов выделил четыре четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.


Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов - меланхолик. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения - холерик, «безудержный» тип. Сильный уравновешенный подвижный тип - сангвиник, «живой» тип. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами - флегматик, «спокойный» тип.


Сила - способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется в способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.


Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям. Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаше всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Хотя, конечно, преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.



Любой человек хочет лучше понять свою сущность, узнать, что он из себя представляет.

Для этого можно узнать про типы темперамента и их психологическую характеристику .

Что такое темперамент?

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют его поведение и психические процессы.

Свойства темперамента преобразуются в черты .

Выделяют 4 основных типа темперамента :

  1. . Он невозмутим, довольно скуп на проявление чувств. Эмоционально стабилен и уравновешен. Отличается настойчивостью и упорством.
  2. . Порывистый, быстрый, страстный. Его настроение меняется с большой скоростью. Часто увлекается чем-то, но быстро перегорает.
  3. . Подвижный, горячий человек. У него также часто меняется настроение, но психика отличается стабильностью. Легко мирится с неприятностями и неудачами.
  4. . Это человек, который постоянно переживает, обдумывает что-то. Очень впечатлительный и легкоранимый.

О 4 типах темперамента человека в этом видео:

Что характеризует человека как личность?

Люди очень многогранны. И чтобы охарактеризовать человека как личность лучше всего использовать сразу несколько признаков :

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • мотивация.
  • характер.

Каждый из этих признаков позволяет раскрыть человека с определенной стороны . Поэтому только их совокупность способна передать все черты личности.

Классификация и разновидности черт характера

В психологии выделяют два основных подхода к классификации черт характера.

Черты характера связаны непосредственно с психическими процессами, соответственно их можно разделить на:

  1. Волевые . Сюда относят активность, решительность, упорство, организованность, самостоятельность, самообладание, настойчивость и прочие.
  2. Эмоциональные . К ним причисляют впечатлительность, отзывчивость, порывистость, безразличие и другие.
  3. Интеллектуальные . Здесь можно назвать любознательность, находчивость, сообразительность, эрудированность и так далее.

Черты характера связывают с направленностью личности. Выделяют:

Что такое личность? Научный взгляд:

Психотипы — общая характеристика

Психотипы человека образуют и эмоционально-психологические характеристики. Они закладываются в процессе воспитания и социализации индивида.

Рассмотрим их подробнее в соответствии с различными классификациями.

Какие бывают типы характера?

По Юнгу

Юнг предложил следующую классификацию характера:

По Фромму

Согласно классификации Фомма выделяют следующие типы характера:


По Фрейду

Фрейд выделяет следующие типы:

  1. Оральный . Сюда относятся люди, которые много говорят, постоянно что-то грызут, непрерывно курят.

    К типичным чертам этого типа относят манипулятивность или пассивность, восхищенность или завистливость, доверчивость или подозрительность, оптимизм или пессимизм.

  2. Анальный . Отличаются опрятностью, аккуратность, гибкостью мышления, пунктуальностью. Также их можно назвать скрытными, упрямыми, агрессивными.
  3. Фаллический . Их типичной чертой является элегантность или склонность к простоте, тщеславие или ненависть к себе.
  4. Генитальный . Отличается хорошим психическим здоровьем, эффективностью, полной адаптацией и социализацией.

По Кречмеру

Психолог Кречмер связывал характер с телосложением человека. Выделял 3 типа:

  1. Астеники . Люди со слабой мускулатурой, худые, с длинными ногами и руками, вытянутым лицом. Они плохо приспосабливаются к изменениям, упрямы и замкнуты.
  2. Атлетики . Люди с крепкой мускулатурой, высокие. Они не переносят перемен, невпечатлительны и спокойны.
  3. Пикники . Люди склонные к полноте, невысокие, имеющие невыразительные черты лица. Они хорошо приспосабливаются к переменам, активно выражают эмоции, общительны.

Типология характера в психологии

В психологии характер трактуют с помощью пятифакторной модели. Она включает в себя следующие факторы:

  1. Открытость к новому. Отражает отношение к переменам, поиск нового опыта. Высокие баллы по данной характеристике у любознательных, активных людей, с необычным мышлением.

    Низкие баллы у приземленных людей, с ограниченными интересами и стереотипным мышлением.

  2. Сознательность . Отражает степень образованности и мотивированности человека. Высокие баллы у целеустремленного, организованного, надежного, аккуратного человека. Низкие баллы у людей ленивых, небрежных, беспечных.
  3. Экстраверсия . Отражает степень активности, интенсивность межличностных взаимодействий. Высокий балл получают экстраверты - люди общительные, легкие на подъем, вспыльчивые и поверхностные. Низкий балл у интровертов - людей вдумчивых, замкнутых, серьезных.
  4. Доброжелательность . Отражает отношение человека к другим. Высокие баллы у доверчивого, добродушного, щедрого человека. Низкие баллы получают раздражительные, подозрительные, грубые люди.
  5. Невротизм . Отражает эмоциональную стабильность, приспособленность человека к жизни. Высокие баллы получают беспокойные, эмоционально напряженные, неуверенные в себе люди. Низкие баллы - уравновешенные, спокойные, самоуверенные люди.

Характер человека и типы людей:Как определить характер по внешнему виду?

Общие черты характера можно определить и по внешности людей: мужчин и женщин. Для этого обратите внимание на следующее:

  1. Манера одеваться . Она может выражать демонстративность, желание выделиться или же наоборот, застенчивость и нерешительность.
  2. Аксессуары . Если их слишком много, то это может говорит о экспрессивности и тщеславии. Их отсутствие может выражать прямолинейность и простоту человека.
  3. Жесты и мимика . Активная жестикуляция присуща экспрессивным людям. Скудные и нерешительные жесты говорят о неуверенности и зажатости человека.

В психологии существует множество классификаций, которые описывают темперамент и характер человека. Но редко когда встречаются чистые типажи, в основном человек находится на грани нескольких.

Определение характера человека по внешности:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)

Арсеньевский технологический институт (филиал) ДВГТУ

Кафедра социальной работы и гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

по дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ

Выполнил: студент гр. Ар-7680

зач. Книжка № 721160

Н. Г. Еременко

Проверил: ст. преподаватель А.А. Весёлкина

Арсеньев

Введение

1 Типы темперамента и их психологическая характеристика

2 Роль темперамента в деятельности

3 Характер

4 Классификация черт характера

5 Типы характера

6 Акцентуации характера

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отличают данного, человека от других людей и вместе с тем структурно целостны, т. е. представляют собой известное единство.

При данном определении характера в широком смысле слова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и при этом воздействующими на поведение человека.

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменения, а на выявления и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.


1 ТИПЫ ТЕМПЕРАМНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний. Является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.

Темперамент человека отражается:

· на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания и скорость его переключения, подвижности мыслительных процессов и т. д.).

· интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний);

· скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи и т. д.);

· избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей и свести их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Обобщенные портреты, построенные на сходстве поведения, способах выражения чувств, с глубокой древности называли типами темперамента. Наиболее ранняя из известных типологий была предложена еще врачом К. Галленом (11 в. до н. э.). Большой вклад в типологию темпераментов и составление их психологических портретов внесли Гиппократ и Кант. С тех пор темперамент привлекает внимание ученых.

Тип темперамента – врожденное свойство, но оно может несколько меняться под влиянием условий жизни или изменений, происходящих в организме.

Психологический портрет типов темпераментов впервые составил И. Кант. Дальнейшие исследования уточнили эти портреты.

Портрет сангвиника: высокая активность, богатая мимика, выразительные жесты. Живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, быстро ориентирующийся в незнакомой обстановке, хорошо адаптируется, инициативен, сравнительно легко переживает неудачи, неприятности. Сангвиник очень продуктивен, если деятельность его интересует. Если он безразлично относится к предмету или деятельности, то он становится вялым, скучным. Он склонен скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. "Доверяй, но проверяй", – принцип подхода к сангвинику, ибо в решениях ему не хватает продуманности, в интересах – постоянства, в поступках – настойчивости.

Портрет флегматика. У него относительно низкая нервно-психическая активность, ровная мимика, речь. Флегматик невозмутим, спокоен даже в сложнейших ситуациях, настроение ровное. Уравновешен и спокоен в делах и поступках, тщательно планирует деятельность, стремится к системе, основателен. В меру общителен. Вместе с тем, инертен, медленно переключается с одной работы на другую. "Не торопи", – таким должен быть подход к флегматику.

Портрет меланхолика. Низкий уровень активности, приглушенная мимика, речь, быстро утомляется. Он легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирует на них. Ему свойственны астенические, легко возникающие переживания, повышенная впечатлительность, застенчивость. По-настоящему хорошо чувствует себя в привычной обстановке, в которой способен проявлять настойчивость, упорство, быть активным. С новыми людьми испытывает чувство неловкости, не уверен в себе, тревожен. Однако это тонко чувствующий, осмотрительный человек и преданный друг. "Не навреди", – принцип подхода к меланхолику.

Портрет холерика. Высокий уровень нервно-психической активности, движения резкие, стремительные, импульсивные. Холерик, находясь под влиянием страсти, обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость. Сила его чувств – гордость, честолюбие, мстительность – не знают пределов, если он находится под влиянием страсти. Размышляет мало, действует быстро, порывисто. Склонен к резким сменам настроения, зачастую неуживчив, прямолинеен, плохо сдерживает себя. Увлекшись каким-то делом, холерик расточительно расходует свои силы и истощается больше, чем следует. "Ни минуты покоя", – таков принцип подхода к холерику.

Каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Так, при хорошем воспитании и самоконтроле сангвинику свойственны отзывчивость, флегматику – выдержка и самообладание, холерику – активность, страстность в работе, меланхолику – впечатлительность. Недостатками темперамента являются: у сангвиника – поверхностность, разбросанность; у флегматика – безразличие к другим, "сухость"; у меланхолика – замкнутость, застенчивость; у холерика – импульсивность.

Следует иметь в виду, что в жизни отчетливо выраженные типы темперамента встречаются не так часто, обычно человеку свойственна та или иная их комбинация. Проявление темпераментов отчетливее выражено у молодых людей, с возрастом оно становится менее ярким, приглушенным, так как поведение человека все больше регулируется чертами характера.

2 РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В середине ХХ ст. интерес ученых и практиков к типам темперамента пробудился с новой силой, что позволило уточнить и расширить представления о влиянии темперамента на поведение и деятельность человека. Так, учеными школы Б.Ф. Теплова было обнаружено, что сила нервной системы, связанная с работоспособностью, имеет не только положительные, но и отрицательные моменты. Низкая работоспособность слабого типа компенсируется высокой чувствительностью, что позволяет более тонко реагировать на изменения окружающей среды. Неуравновешанность холерика отрицательно отражается на деятельности, требующей быстрых реакций, подвижности. Влияние темперамента на эффективность деятельности усиливается в экстремальных условиях.

Исследователи показали, что тип темперамента накладывает отпечаток на формирование навыков производственной деятельности. Так, у сангвиников двигательные навыки образуются весьма быстро, хотя вначале наблюдается хаотическая деятельность методом проб и ошибок. Сформированные навыки у сангвиников отличаются прочностью и помехоустойчивостью. У холериков двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность, иногда расстраивая ее полностью.

Флегматики обладают замедленными, но высококоординированными движениями. Благодаря их точности, согласованности, а в ряде случаев – проявлению большой настойчивости – они в значительной степени компенсируют свою инертность, показывая высокую производительность труда. У меланхоликов навыки вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетворительного уровня, но только в привычной обстановке. Работа, полная неожиданностей, осложнений, им противопоказана. Описанные особенности в значительной степени проявляются не только в двигательных, но и в других видах деятельности.

Особенности темперамента в значительной степени определяют индивидуальный стиль деятельности каждого человека. Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов, способов, методов, которая складывается у личности в процессе деятельности и целесообразна для достижения успешного результата.

В процессе деятельности человек выбирает такие приемы и способы выполнения действий, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Например, на основе инертности нервных процессов возникает пунктуальность, склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются плавные движения, стереотипным способам реализации задач. А на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты. Из совокупности таких непроизвольных форм реагирования складываются вполне сознательно применяемые и целенаправленные системы действий, приемов, которые характеризуют индивидуальный стиль.

Чтобы осуществлять индивидуальный подход к учащимся, необходимо знать их темперамент. Для определения темперамента человека следует обратить внимание на его активность.

В.Д. Небылицин в структуре темперамента выделяет общую, двигательную и эмоциональную активность.

Общая активность – это готовность человека к деятельности, к освоению всего нового, стремление к преобразованию, преодолениям препятствий. Высокий уровень общей активности отличается у холериков и сангвиников, низкий – у меланхоликов и флегматиков.

Двигательная активность – это скорость, ритм, сила движений человека (походки, жестов, мимики), а также сила, скорость и ритм речи. Высокий уровень двигательной активности характерен холериков и сангвиников (ходят быстро, ритмично, говорят громко и т.д.). Низкий – для меланхоликов и флегматиков (ходят плавно, речь спокойная, тихая и т. д.).

Эмоциональная активность – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности характерен для сангвиников и флегматиков. Высокий – для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет.

Cочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент человека.

На базе темперамента формируется характер.

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А.В. Суворов и А.И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

"Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность". В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.


3 ХАРАКТЕР

В психологии понятие «характер» (греч. «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов.

В современной и зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1. Конституционально-биологическое. Характер, по существу, сводиться к сумме конституции и темперамента.

2. Психоаналитическое. Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека.

3. Идеологические. Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями.

По мнению А.Г. Ковалева характер – это своеобразие склада психологической деятельности, проявляющейся в особенностях социального поведения личности.

В характере каждого человека следует видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становиться типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуаций, в которой находиться человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Решающим для понимания характера является отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера. Однако характер и направленность личности не одно и тоже. Главное условие образования характера – наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. Важнейшее теоретическое и практическое значение при изучении характера и выборе психолого-педагогических средств воздействия имеет правильное понимание его природы и входящих в него компонентов.

В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условием жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью - социалогизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора. Обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организации (и в первую очередь нервной системы, генотипа). По мнению Ю.Б. Гиппенрайтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды.

Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет следующие выводы:

1. Детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;

2. Степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;

3. Генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения». Как считает Ю.Б. Гиппенрайтер, при неблагоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться, или не привести к патологическим отклонениям характера.

4 КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

5 ТИПЫ ХАРАКТЕРА

Характер авторитарный – термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе.

Характер астено-невротический – один из типов акцентуации характера Свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.

Характер Биофильный – согласно Э. Фромму – форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, созидательность; стремление творить добро, и пр.

Характер гипертимный – один из типов акцентуации характера. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству – неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность – с неразборчивостью в знакомствах. Гипертимы легко осваивается в незнакомой обстановке. Склонны переоценивать свои возможности и строить чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. Для гипертимов тяжелы ситуации, где строго регламентируется поведение, где нет свободы инициативы, где монотонный труд или вынужденное бездействие. В таких ситуациях они дают взрывы или срывы. «Слабое звено» характера гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим.

Характер истероидный (характер демонстративный) – один из типов акцентуации характера. Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но из-за деловой незрелости скоро теряет позиции и тогда очень страдает. Оставить истероида в покое – значит создать ситуацию психологического дискомфорта или даже стресса. Его «слабое звено» – удары по эгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызвать всеобщий интерес к себе.

Характер конформный - один из типов акцентуации характера. Свойственны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм.

Характер навязчивый – согласно З. Фрейду – термин для названия характера лиц, тяготеющих к действиям навязчивым.

Характер некрофильный – согласно Э. Фромму – злокачественная форма структуры характера. Типичны следующие состояния: страх перед жизнью; влечение к мертвечине; интерес к болезням и смерти; особого рода безжизненность и отчужденность; установка на обладание, власть и силу; ориентация на прошлое; механическое восприятие жизни; принудительный педантизм, садизм; преклонение перед техникой; разрушение жизни, и пр.

Характер неустойчивый – один из типов акцентуации характера. Свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность.

Характер паранойяльный (характер застревающий) – один из типов акцентуации характера. Свойственны повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность.

Характер сенситивный – один из типов акцентуации характера. Свойственны повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

Характер социальный – согласно Э. Фромму – совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов социальной группы, возникла в результате общих для них переживаний и образа жизни. Социальный характер является ключевым для понимания общественных процессов, ибо этот характер – основной элемент функционирования общества и в то же время – промежуточное звено между социально- экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами. Анализ социального характера как формы связи между социальной системой и индивидуальной психикой приводит к выводу о существовании типов характеров соответственных социальной структуре общества и формам отчуждения и самоотчуждения человека.

6 АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний, 2) снижение способности к социальной адаптации, 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность). Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.

Гипотим. Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случится нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопровождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями ("смеяться – к слезам"). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.

Циклотим. Определяющая черта – маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным, и прошлое предстает то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.

Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному, шаблонному, общепринятому, обезличенность. Стремясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.

Параноид. Отличается прежде всего повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять предлагаемые им проекты еще в большей степени настраивают на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.

Эпилелтоид. Характеристический признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, 2002.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.

3. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Юнити, 1997.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2001.

5. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 1999.

6. Куницина В.Н. и др. Межличностное общения. – СПб, 2002.

7. Немов Р.С.Психология / 3 т. – М.: Владос, 1998

8. Парыгин Б.Д, Анатомия общения. – СПб., 1999.

9. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 1999.

10. Преступная толпа. – М., 1999.

11. Психология эмоций. – М.,1984.

12. Радугин А.А. психология и педагогика. – М.: Центр, 1996.

13. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. – СПб., 2000.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999.

15. Савин Н.В. Педагогика. – М.: «Просвещение», 1978.

16. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 1999.

18. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: