Краткие обозначения, принятые в фанфикшене. Что такое фанфик

Прежде чем перечислять жанры фанфиков и раскрывать их особенности, нужно обязательно коснуться вопроса возникновения и значения данного термина. Что же такое фанфик? Это сочинение, чаще всего любительское, по мотивам самых популярных литературных произведений либо кинопроизведений - телесериалов, кинофильмов, аниме и тому подобного. Более того, жанры фанфиков включают в себя и разнообразные комиксы, и компьютерные игры.

Понятие

Слово "фанфик" относится к жаргону. Авторами фанфиков являются фикрайтеры, а становятся ими жаркие поклонники оригинальных сочинений, которые никак не могут расстаться с полюбившимися героями обожаемого произведения. Пишут они тоже чаще всего для таких же рьяных поклонников. В последнее время создание фанфиков случается и на коммерческой основе, но крайне редко. Чаще всего это продукт для фанатов оригинального произведения.

Само понятие происходит от английского - фан-литература или фан-проза (Fan fiction). В употреблении встречаются и другие обозначения данного понятия, объединяющего жанры фанфиков. Это "фэн-фикшн", "фан-фикшн", "фэнфик", чаще всего просто "ФФ" или даже "фик". Разновидностей у этого нового жанра такое огромное количество, что перечислены будут лишь наиболее часто встречающиеся. Любой автор имеет право создавать собственный тип сочинения. А потому и жанры фанфиков (вернее, поджанры) чрезвычайно многообразны.

Разновидности: по характеру отношений

Фанфики жанра "слэш" редко используют рассказ в стиле Curtain story, где герои ведут себя абсолютно по-домашнему. Например, отправляются за покупками. Поскольку "слэш" изначально намекает на отсутствие гетеросексуальности. Фанфик с присутствием телесных наказаний называется Domestic disciplin, и касается это сексуальных отношений: один из партнёров подвергается избиению за какую-либо ошибку.

Но всё чаще случаются слияния разных жанров в фанфиках: жанр романтика и жанр слэш, например. Чистый жанр, даже поджанр в субкультуре фанфика найти вообще сложно. Но почти всегда присутствуют в фанфиках последних лет Angstfic (тоскливый фанфик) и Darkfic (тёмный фанфик). Первая составляющая обозначает депрессивные мотивы, духовные или физические страдания, сильные переживания и драматические события. А последняя составляющая - это изобилие жестокости и смертей в рассказе.

Ориентация

Также часто используется в любых фанфиках - жанра слэш или романтик - стиль Alternate Pairing или Shipping (альтернативный пейринг или шиппинг), когда описывают сексуальные или романтические отношения героев, которые в оригинальном произведении не только не испытывают приязни друг к другу, но иногда и вообще разведены по разные стороны баррикад.

Вообще слэш изначально подразумевал разновидность однополого Alternate Pairing. Однако сейчас это понятие стало значительно шире. Соответственно, существуют стили Femslash, то есть Saffic, Fem или Femmeslash - всё про отношения женщин - романтические или сексуальные. И, разумеется, выделен отдельной строкой и отправлен в десятый ряд в фанфиках жанр гет (Het, Shipping Heterosexual).

Ещё более сильные отношения

Если отношения между героями пронизаны теплотой и ничем не омрачены, этот поджанр фанфика называется Fluff. Фанфики о дружбе, подкреплённой словами и поступками, но где и намёка на сексуальные отношения нет, называются Smarm. Если любовной линии в фанфике нет или она мало значит, это General audience или просто Gen. Ни одно описание жанров фанфиков не обходится без Grapefruit, это фанфик с насилием на страницах его или принуждением к нему.

Откровенная сексуальная направленность обозначается Lemon, если при этом сюжет минимален, фанфик относится к поджанру PWP (Porn without Plot - из разряда 18+ и без сюжета). Lime - облегчённый Lemon, прошедший цензуру, без откровенных сцен. Unresolved Sexual Tension, или просто UST - всё наоборот. Персонажи испытывают сильное чувство друг к другу, но что-либо мешает им вступить в романтическое взаимодействие. Ну и знакомый всем без исключения вид фанфика Vanilla - ванильные отношения.

Способ создания

Разновидности можно обозначить и по способу создания, здесь наиболее хорошо видны жанры фанфиков и их значение для читающей публики. Достаточно часто можно встретить в субкультуре (особенно английских любителей фанфиков) кроссовер, где в повествовании сливаются несколько чужих вселенных. Например, Джек Воробей и Хан Соло вместе с принцессой Леей приезжают в Хогвартс и знакомятся там с Антоном Городецким для того, чтобы совместно погасить Око Саурона.

Очень часто писатели используют Point of view или просто POV. Причём это касается не только фанфиков, очень многие произведения, в том числе и в жанре фэнтези, написаны таким способом. Например, сага "Песнь Льда и Огня" Джорджа Мартина. Этот метод чрезвычайно удобен для повествования, поскольку позволяет показывать события в разных концах Вселенной и в разные промежутки времени или одновременно с разных сторон.

Профессионалы

Исключительно интересен жанр Profic. Это произведения действительно художественные и часто высокопрофессиональные, где автор описывает приключения своих персонажей в мире, который был создан другим автором. Бывают в этом жанре и настоящие шедевры, как, например, фанфик "Кольцо тьмы", который написал Ник Перумов на знаменитое произведение Толкиена "Властелин колец". Многие фанаты до драк спорят, кто написал лучше: Перумов или Толкиен.

В этом жанре написано чрезвычайно много. Авторы любят чужие вселенные и пишут целыми книжными сериями по Star Wars, Dragonlance, Warhammer и другим коммерчески успешным сочинениям, авторы которых относятся к франчайзингу лояльно. Самое интересное то, что книги с чужого стола - и сиквеллы, и приквеллы - продаются всегда нарасхват. Но благодарить за это нужно не эпигонов, а автора оригинала, который создал такую интересную вселенную, по которой скучают читатели, причём настолько, что готовы читать даже откровенно слабые подражания.

Ещё разновидности по способу написания

Часто автор не хочет или не может осилить в одиночку всю книгу фанфиков. Жанры, стили, язык повествования переплетаются, переходы между частями становятся слишком резкими, а действия персонажей - несогласованными, если одну и ту же книгу пишут несколько авторов - каждый свой фрагмент. (или - "по кругу") - так называется этот поджанр. Сегодня каждый читатель может найти любимые жанры фанфиков. "Фикбук" - сайт в интернете, где авторы находят своего читателя, а читатели - своих авторов.

Бывают смельчаки, рискующие вводить в текст персонажей, являющихся реально существующими людьми (обычно это знаменитости). Такой фанфик будет называться RPF, или Real person fiction. Сайт "Книга фанфиков" жанры такого плана представляет в полном ассортименте. Ещё интереснее становится ситуация, когда автор использует разновидность Real person slash и расписывает гомосексуальные отношения реальных людей, причём людей знаменитых, которые никогда не заявляли о своей ориентации и даже являются отцами семейств. Иногда автор вписывает в контекст фанфика себя любимого. Это называется Author character или Self-insert. Так, например, сделал так, чтобы его герой нашёл на пляже кредитную карту на имя Василия Аксёнова.

Разделение персонажей на группы

Фанфики жанра омегаверс показывают специфическую реальность, где люди относятся к одному из трёх типов - альфа, омега и бета. Доминирующие самцы - альфы, а омеги - персонажи пассивные, со странными наклонностями, с периодами сексуальной активности, как "гон" у животных или "течка", когда омеге физически необходим альфа. А бета - персонаж нейтральный, в отношения альф с омегами не вмешивающийся.

Этот жанр вышел из слэша, а потому женщин там может вообще не быть. Отличается омегаверс огромным количеством допущений физиологического плана, которые невозможны ни в реальном мире, ни в мире канона. Как, например, мужская беременность. Подобные жанры фанфиков и предупреждения должны иметь: вдруг некоторые физиологические подробности читателю будут неприятны. Авторы обычно помечают жанр и опасности в "шапке" к произведению, там же, где и благодарности автору оригинала.

Соответствие оригиналу

Это оценочная часть жанров фанфика, и оценок очень много. Alternative Universal, или AU, говорит о том, что с каноном фанфик имеет большие расхождения. NO-AU - наоборот, либо нет расхождений со вселенной оригинала, либо они малозначимы или спорны. Original fanfiction имеют косвенную или очень малую взаимосвязь с оригиналом. Uberfic, или Uber Fanfiction, - это почти Original fanfiction, где связью может быть только место действия или взяты имена оригинала, остальное всё к оригиналу не имеет никакого отношения. Например, есть Фродо и Сэм, но никакого кольца всевластия и прочих сауронов, то есть все их действия - полностью выдумка фикрайтера.

Out Of Character, или ООС, - так говорят о фанфике, где противоречия и расхождения в характерах персонажей очень значимы в сравнении с оригиналом. Например, Гендальф - предатель, эльфы - кровожадные и подлые, а орки - народ честный и добродушный (два последних случая есть у Перумова, например). Если фикрайтер создаёт уникальный образ какого-либо персонажа, который не появлялся ни в одном из фэндомов, это называется Original Character. Такие персонажи обычно главными героями не бывают, но зато играют значительную роль в помощи главным героям по преодолению препятствий. Эти персонажи непредсказуемы и удачливы, однако на "Мэри Сью" не похожи.

Мэри и Марти

"Мэри Сью" российские фанаты какой-либо вселенной называют пренебрежительно "Мэрисьюхой" или даже "Машкой". Это обычно персонаж фанфика, написанного женщиной (девочкой), где героиня воплощает действительные или желаемые (что чаще) черты самой авторессы. Обычно Мэри Сью необыкновенно прекрасны и неописуемые умницы - помесь Василис Прекрасной и Премудрой. Встречаются они и у маститых авторов. И не в фанфиках, а в оригинальных произведениях. Например, у Джорджа Мартина - неоднократно.

Имя выбирается сложное и мелодичное, например Дейенерис, волосы и глаза у неё того цвета, который не встречается у обычных людей, прошлое было бурным и полным приключений, а способности появились сверхъестественные, например в огне не гореть или в воде не тонуть. Мэри Сью обязательно очарует всех главных героев, а потом спасёт мир. Вот примерно так пишут и девочки. - то же самое, но в мужском исполнении.

Разновидности по сюжету

Если в фанфике герои умирают, он классифицируется как Deathfic. Если же герои долго идут к установлению отношений - Established Relationship. Hurt/comfort - сразу по названию можно сделать вывод, что речь пойдёт о помощи одного персонажа - сильного и доброго - другому - слабому и страдающему.

Ну и жанр, имеющий практически классические примеры, - Continuation, когда фанфик является точным продолжением оригинального произведения. Например, "Унесённых ветром" продолжила довольно успешно Александра Рипли Во всяком случае продавался и продаётся он так же успешно, как и оригинал.

Смежные жанры

С ростом возможностей, благодаря техническому прогрессу, поклонники тех или иных произведений искусства успешно совмещают литературное творчество со смежными жанрами. И фанфики получаются иногда довольно качественные. Например, фильм по вселенной "Звёздных войн" - Star Wars: Revelations: уровень высокотехничный, с применением самых последних технологий. Это фанфильм. Модификацией фанфикшена является и рисование по мотивам произведения, где создаются совершенно новые художественные образы излюбленных персонажей. Это фан-арт.

Но для любого жанра - и чистого фанфика, и смежного, как ролевая компьютерная игра например, - нужна прежде всего общая заинтересованность каноном, то есть тем произведением (книгой, фильмом, сериалом, комиксом, телешоу и тому подобным), герои и весь мир которого будут использоваться для написания фанфика.

Послесловие

Фанфик - смежная разновидность творчества, где фикрайтер использует и собственный вымысел, далеко уходящий от канона, и какой-то набор элементов из оригинального мира. Это единственный из жанров, кроме, разумеется, пародии, где читателю лучше быть знакомым с произведением, послужившим источником вдохновения для фикрайтера. Автор писал не для денег, а для удовольствия, прежде всего собственного, а во вторую очередь - для удовольствия таких же фанатов автора оригинального произведения. Они не только потребители чужого творчества. Фикрайтер - пример сотворчества, когда литература обращается к читателю, а читатель отвечает ей действием.

А бывает и авторская недосказанность, "открытый" финал, иногда и просто пробелы и несостыковки, иногда суть сюжетной линии обозначена лишь намёком. И тогда у поклонников есть стимул. Они скрупулёзно и тщательно продумывают каждую деталь эпизода, они спят и видят разные пути развития, строят догадки и предположения, а потом всё это выливается в заполнение нащупанных брешей в оригинальном повествовании. Разве не достойны уважения эти попытки?

Что же такое фанфик ? Это разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.
Другой вариант определения: фанфик - жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами.

Оформление
Фанфики не являются официально признанной частью художественной литературы. Поэтому они не имеют какого-либо конкретного шаблона по написанию. И, тем не менее, есть широко распространённые негласные правила оформления фанфиков, распространяющиеся на шапку, предоставляющую основную информацию:

Название - название фанфика;
Автор , фикрайтер - имя или ник создателя фанфика;
Соавтор - имя или ник человека, помогавшего писать фик (необязательная графа - не указывается, если фик писала одна личность);
Переводчик - имя или ник переводчика (необязательная графа, используемая только для переведённых фанфиков);
Бета-ридер - имя или ник человека, редактировавшего фанфик в соответствии с правилами правописания (необязательная графа - не используется в случае, если фикрайтер сам исправлял ошибки);
Гамма-ридер - имя или ник человека, который редактировал ошибки сюжета фанфика (необязательная графа - не используется в случае, если фикрайтер сам исправлял ошибки);
Фэндом - совокупность творчества фикрайтеров по какому-то конкретному произведению искусства - в этой графе указывается название оригинального мира (кинофильма, аниме, манги, компьютерной игры), по которому пишется фанфик;
Персонажи - герои оригинального произведения искусства, использованные в фике (указываются только несколько основных персонажей);
автор оригинала - правообладатель, автор оригинального произведения искусства; эта графа является предупреждением о том, что фанфик был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей или мир;
Пейринг - графа, которая обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические, а зачастую именно сексуальные отношения; эта графа определяет, какие персонажи окажутся вовлечены в такие отношения; любовные пары записываются через косую черту - слэш (поклонники аниме/манги вместо этого используют символ «х») - в виде: «первый персонаж»/«второй персонаж» (или: «первый персонаж»х«второй персонаж»), активный партнер пишется первым; дружеские отношения обозначаются символом «&» (к примеру, «первый персонаж»&«второй персонаж»);
Дисклеймер - графа в «Шапке фанфика», в которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. Также в дисклеймере могут быть предупреждения о содержании самого фанфика, но обычно они выносится в отдельный раздел.
Саммари - краткое описание фанфика, аннотация.
Жанр(ы) - один или несколько общепринятых жанров, использованных в фанфике;
- Романтика (Romance) - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
- Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа. в фике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
- Юмор (Humour) - описание жанра. Пародии и забавные фики. Также то, над чем могут похихикать фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.
- Экшен, Экшн (Action) - фики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
- Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
- Сонгфик (Song fic) - фик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель во-первых должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и в третьих не раздражаться от то и дело мелькающих в тексте стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.
- Darkfik (Мрачный фик, даркфик) - даркфик очень схож с жанром ангста - на страницах произведения читатель встретит много жестокости, насилия и смертей. Отличается от ангста в основном именно наличием смертей уклоном на физическое насилие.
- Deathfik ("Смертельный" фик) - однозначно регламентирует наличие смерти персонажа. Больше относится к предупреждениям, нежели к жанрам, но для привлечения внимания читателя указывается именно в жанре. Как говорится, предупредить читателя о смерти персонажа лишним не бывает.
- Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
- Mpreg - мужская беременность.
- Инцест (Incest) - сексуальное взаимодействие между членами семьи
Тип - дополнительный пункт, указывается только, если автор планирует написать несколько (чаще - 3-4) глав, связанных между собой единством идеи, сюжета; в нём указывается тип произведения:
- основная работа - описывается основная сюжетная линия;
- приквел - события, предшествующие основному рассказу;
- сиквел - события, разворачивающиеся после основных происшествий;
- триквел - события после сиквела;
- квадриквел - события после триквела;
- интерквел - описывает события, происходящие между двумя другими историями;
- мидквел - описывает эпизод, разворачивающийся между событиями, выложенными в одном из предыдущих рассказов;
а рядом в скобках указывается количество отдельных глав автора:
- дилогия - сюжет состоит из двух глав;
- трилогия - сюжет состоит из трёх глав;
- квадрилогия - сюжет состоит из четырёх глав;
Статус - фанфик может быть «завершён» или же «продолжается» выпуск;
Размер - собственно, размер фика; размеры бывают:
- Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
- Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
- Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
- Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
- Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
- Фиклет (Ficlet) - гениальное произведение фанфикрайтерского искусства длинной в одну-две строки, по которой читателю предлагается понять великий замысел автора и проникнуться его идеей.
Возрастная категория или рейтинг :
- G (General) - фанфики, которые можно читать кому угодно.
- PG (Parental Guidance) - можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
- PG-13 - могут читать с родительского разрешения дети старше тринадцати лет.
- R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
- NC-17 (No Children) - нельзя читать детям. Графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

Разновидности фанфиков
Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:
По характеру отношений
«Curtain story» - рассказ, как правило, «Slash», в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
«Domestic disciplin» - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно.
«Alternate Pairing» («Shipping») - фанфик, в котором описываются романтические или сексуальные отношения пар, которые по канонам оригинального произведения не испытывают друг к другу любовных чувств.
«Слэш» - разновидность «Alternate Pairing», в котором присутствуют романтические или сексуальные отношения между представителями одного пола.
«Femslash» («Femmeslash», «Fem», «Saffic») - фанфик, в котором описаны романтические или сексуальные отношения между женскими персонажами.
«Fluff» - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
«Het» («Heterosexual», «Shipping») - сюжет в основном фокусируется на романтических или сексуальных отношениях между разнополыми героями. При этом он может колебаться от непринуждённой романтики до откровенной эротики.
«Smarm» - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
«Gen» (от англ. general audience) - любовная линия отсутствует или малозначимая.
«Grapefruit» - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту.
«Lemon» - содержит сцены откровенного сексуального характера, «Lemon» с преимущественным упором на сексуальные сцены с минимальным сюжетом относится к «PWP».
«Lime» - тот же «Lemon», который прошёл цензуру и более имеет сцены эротического, чем порнографического характера.
«PWP» (от англ. Porn without Plot - порнография без сюжета или от англ. Plot, what Plot? - Сюжет? Какой сюжет? - бессюжетная порнография, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
«UST» (англ. Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
«Vanilla» - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (садомазохистские мотивы).

Как вы знаете, в нашем разделе можно выставлять фанфики соответствующие рейтингу не выше PG-13. Все остальное, можно в этом разделе

По способу создания
«Сrossover» - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
«Filk» - фанфик в виде песни.
«POV» (от англ. Point of view) - повествование от первого лица одного из героев.
«Profic» - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. «Profic» пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг.
«Round robin» - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
«RPF» (англ. real person fiction) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
«RPS» (англ. real person slash) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
«Self-insert» («Author character»)- так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика.
«Song-fic» - фанфик, в котором часто используется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
«TWT» - в фанфике нарушена временная последовательность действия.

По соответствию оригиналу
«AU» (от англ. Alternative Universal) - есть значимые расхождения и противоречия с каноном оригинала.
«NO-AU» - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны, либо малозначимые.
«Original fanfiction» - иногда так называют любительские произведения, которые совсем не затрагивают ни один из фэндомов или же имеют очень малую и косвенную взаимосвязь.
«Uber Fanfiction» «Uberfic» - разновидность фанфика очень приближённая к «Original fanfiction», но имеет большую связь с оригиналом. К примеру, фикрайтер использует в своём ФФ Ксену и её подругу Габриэль, хотя кроме имён и дружеских отношений всё остальное в фанфике - полностью вымысел фикрайтера, не имеющий никакого отношения к канонам оригинала.
«OOC» (от англ. Out Of Character) - есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведении.
«OC» (от англ. Original Character) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ персонажа, не входящий ни в один из фэндомов. Как правило, такие персонажи являются вторичными по отношению к фэндомным персонажам и часто взаимодействуют с ними, помогая преодолеть препятствия. Уникальные персонажи являются загадочными и не предсказуемыми, при этом совсем не похожи на образ «Мэри Сью».
«OFC» (от англ. Original Female Character) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ женского персонажа.
«OMC» (от англ. Original Male Character) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ мужского персонажа.
«Мэри Сью» (англ. Mary Sue), иногда «Мэрисья» или «Машка» - персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще, как правило, женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением.
«Марти Стью», он же «Марти Стю» (англ. Marty Stu) или «Морис Стю» (англ. Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью.

Два города-близнеца с названием Отова («шум крыльев») лежат в разных полушариях… В одном городе разворачивается привычная рождественская история – старшеклассник Хиро ушел из дома и живет один, зарабатывая рисованием манги. Увы, богемный образ жизни не способствует школьным успехам. Подобной творческой натуре нужны женская забота и чуткое руководство, в чем свято уверена Кэй, подруга детства героя. Ей вовсе не нравится, что «старший братик» попал в сети красивой и раскованной одноклассницы Мияко, тут еще какой-то Цуцуми, фанат киноискусства, лезет с предложениями, а подруга Мидзуки только и хочет, что меняться девичьей мангой. Какая манга, когда «братика» уводят?!

А на другом конце света, где царит лето, мечтателя Рэндзи судьба сводит со странной девочкой с повязкой на левом глазу. Но после приятной беседы на следующий день он вдруг слышит от нее: «Прости, а мы уже встречались?». Тихиро, его новую знакомую, постигла страшная беда. Помочь ей не может никто, даже таинственный опекун Химура, вроде бы обладающий властью и знаниями за пределами возможностей простого смертного. Ведь на свете не бывает чудес, есть только случайность, закономерность и поступки каждого человека. Но так ли это? Не лежит ли за словами Химуры, хранителя города на юге, и за словами Юко, хранительницы города на севере, иной, более глубокий смысл? Об этом и расскажет «История воспоминаний»…

=================

Канун рождества. В странном городе с названием Отова («шум крыльев») разворачиваются несколько историй. В одной из них старшеклассник Хиро ушёл из дома, живёт один и постоянно прогуливает школу. Его интересует только рисование манги, которым он зарабатывает себе на хлеб. С таким образом жизни категорически не согласна его подруга детства Кэй, которая постоянно крутится вокруг него и пытается изображать сестру. Она полностью уверена, что школа - это именно то, что нужно парню, ну и она сама, конечно же, а рисование манги - это юношеская забава, которая со временем пройдёт. И всё было бы хорошо, если бы однажды ночью у Хиро, спешившего на рождественскую вечеринку в гости к Кэй, не стащила бы велосипед одна наглая, но очень красивая девушка, которая впоследствии оказалось одноклассницей Хиро и стала проявлять к нему неподдельный интерес. Конечно же, Кэй, это совсем не понравилось, и она решила во что бы то ни стало отбить "братика" из лап распутной искусительницы. Но вот незадача: к самой Кэй стал приставать одноклассник Хиро - Кёске, начинающий режиссёр и оператор, помешанный на видеосъемке. А у подруге детства, Мидзуки, в голове только любовные романы и манга.

В другой истории ещё один старшеклассник Рэндзи не может определиться, кем он хочет стать в будущем. Его интересует литература, но в себе он не уверен. Поиск вдохновения заводит его на заброшенную станцию, где ему встречается странная девушка с повязкой на глазу, Тихиро, которая сразу показалась ему милой и приятной и с которой Рэндзи захотел встретиться ещё раз. Однако, на следующий день, встретив Тихиро снова, он вдруг слышит странный вопрос: «Прости, а мы уже встречались?» И чем дальше он её узнаёт, тем более странной она ему кажется, но это не отталкивает Рэндзи, а наоборот, очень привлекает его. Откроется ли ему её тайна?

А за всеми событиями как бы со стороны наблюдают двое таинственных "хранителей" города, которые почему-то обитают в местной церкви: молодой человек в очках по фамилии Химура и красивая длинноволосая девушка в странном одеянии, имя и судьба которой остаётся для всех загадкой. Кто эти таинственные хранители, почему они всё про всех знают, кого они ждут каждый день, сидя у себя в церкви? И почему в городе в канун Рождества то зима, то лето?

текст добавлен

После названия следует графа для указания типа фанфика (ориджинала) - ваша работа или перевод с иностранного языка (с разрешения автора, разумеется). Переводы на просторах фикбука явление частое. Как происходит сам процесс формальностей и договорённостей, я, честно, не знаю, так как никогда этим не занималась. Есть много иностранных ресурсов, в частности fanfiction.net. Находите работы, читаете, садитесь переводить. В общем, как всё это происходит, сказать не могу, но это должно быть обязательно с разрешения. Кстати, в правилах сайта есть такой пункт, если автор не отвечает на запрос: «Следует выждать как минимум три недели с момента запроса - возможно, автор просто нечасто бывает в сети. Если срок прошел, вы можете опубликовать работу под свою ответственность, но, если автор вдруг появится и ответит отказом, вам придётся удалить перевод». Ссылку на оригинал тоже указывают. Сами авторы на КФ не зарегистрированы, но с их работами ознакомиться можно.

Подсказка на КФ гласит, что соавтор - это тот человек, который помогает писать работу. Автор и соавтор имеют одинаковые права относительно работы. Соавтор может появиться и в начале, и в середине, и в конце фика. Откуда же они приходят? Допустим, начали вы писать ориджинал (фанфик), а концовку не продумали. Пишите в примечаниях: «Жду предложений с идеями для продолжения», и сыплются вам сообщения - выбираете, какой по душе, добавляете читателя в соавторы, и готово! Не удивляйтесь, если соавтор завёл бету, написал продолжение без вашего спросу. Поэтому зачастую могут возникать споры между авторами, а страдает фанфик. Обычно, если мнения расходятся, то пишутся разные фанфики. Так что перед работой необходимо списаться и всё сразу разъяснить. Как правило, сам сюжет даёт именно автор, соавтор же предлагает свои идеи развития событий, что-то дополняет. Или, возможно, если работа по заявке, то заинтересованные авторы могут объединиться усилиями и написать один фанфик. Вывод: методов работы очень много.

По определению КФ - «Бета (или бета-ридер) - человек, который прочитает Вашу работу перед публикацией, поможет исправить ошибки и укажет на явные недочёты. Даже самому грамотному и опытному автору требуется непредвзятый взгляд со стороны, если его заботит качество его произведений». На фикбуке водится огромное количество бет: выбирайте, какую душа пожелает. Некоторые работают над оформлением, другие хлопочут над грамматикой, третьи дорабатывают сюжет и дают свою критику. Обычно, многие беты-редакторы совмещают все вышеперечисленные функции, но бета должна акцентировать внимание именно на исправление разного рода ошибок и недочётов. Бета может быть одновременно и соавтором; куда добавлять, решают уже вместе с автором.

Фэндом указывают тот, к которому ваш фанфик непосредственно и относится. Даже если героев из фэндома в работе нет, а действия происходят именно в месте, где развивались события фэндома, то его указывают обязательно. Взяли одного героя, всё остальное отбросили - всё равно фэндом указываете. Одним словом, если у вас есть что-то из фэндома, не имеет значение время, место, герои, то его указывают (просто тут нужно правильно описать жанры и сделать соответствующую отметку в примечаниях). Что-то из одного, что-то из другого - смело пишите кроссовер. А вот если персонажи, место, где происходят события и др. придумано вами, то это уже ориджинал (Original - от англ. «оригинальный», «первоисточник»). Грубо говоря, это ваше собственное сочинение, роман (если это макси). Ориджинал и одновременно какой-то фэндом указывать нельзя (для этого есть предупреждения типа ОЖП, ОМП и т. д.)

Если вы пишите фанфик, вам предлагается выбрать имена главных героев (кого-то там нет - можете добавить). Графа необязательна, так как персонажи из фэндома могут играть незначительную роль и не станут «главными». Тогда можно указать этих персонажей чуть ниже. В ориджиналах главных героев не указывают, так как они придуманы вами.

«Пэйринг или персонажи». Здесь пишем имена героев, которые встречаются в работе, какие отношения между ними предполагаются. Если между ними есть какие-то романтические связи, записываем через кривой слэш («/», хотя иногда авторы пишут \ или |), может быть, и поэтому жанр «слэш» так назван.

Размер работы. Я разделяю этот пункт на драббл и остальные размеры.
Драббл: Фикбук говорит, что порой работы таких размеров могут не стать полноценным фанфиком, то есть здесь может не быть даже определённого сюжета, «чаще всего это зарисовка…». На самом деле, так оно и есть. Если у вас какой-то отрывок, сцена, посвящённая чему-то, небольшое описание конкретного персонажа - указывайте драббл. Но нужно помнить, что даже если работа маленькая, она должна иметь начало, середину, конец; должна передавать что-то, информировать о чём-то читателя. Обычно, такие фанфики посвящены какой-то определённой ситуации, конкретному персонажу. Что касается размера - от 1 до 5 средним читаемым шрифтом обычного А4.
Есть ещё одно важное замечание по поводу этого размера. Иногда авторы делают «сборники драбблов», это значит, что в одной работе вы найдёте несколько зарисовок с маленьким размером. При этом общее количество страниц может быть и двадцать, и тридцать, а то и больше. Это абсолютно нормальное явление, и ругаться на то, что в фанфике много страниц и при этом он отмечен как «драббл», смысла нет.
Мини: Это уже хороший фанфик, от 1 до 20 страниц. Опять же всё дело в содержимом работы. Если есть так называемый сюжет, присутствуют два и более главных героев, прописаны какие-то действия, события, диалоги, - это мини. Следует различать драббл и мини, нужно определять не по количеству страниц, а по содержимому фанфика.
Миди: такая работа приравнивается по размерам к какой-то немаленькой книге, но не к роману. Размер страниц варьируется от 20 до 70 машинописных страниц. Можно сказать, что это мини (имеется ввиду по содержанию), то есть здесь есть те же черты, но всё представлено гораздо обширней, больше, чем в мини.
Макси: фанфик от 70 страниц и больше. Это уже достаточно большая работа, настоящее произведение, роман. Как правило, в такой работе одни сюжетные линии переплетены с другимим, детально описаны характеристики героев, их жизнь, внутренние переживания. Всё зависит от жанра. Например, в экшне в размере макси, скорее всего будет много битв, действий, которые как-то связаны с друг другом. Или гет, тогда будут разные любовные треугольники, встречи, измены, расставания, на усмотрение автора. Обязательное присутствие сюжета (исключения составляют несколько жанров) начиная с мини. По сути на вряд ли вы и сумеете что-то растянуть на 70 страниц и более без сюжета, то есть должны быть такие элементы, как экспозиция (вступительная часть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (необязателен, как и пролог).

Ну и на десерт, рейтинги.
G (General): фанфики, которые можно читать кому угодно, будь то пятилетний ребёнок, подросток или люди старшего возраста. В работе с таким рейтингом нет присутствия каких-то сцен насилия, убийств, сексуальных сцен, одним словом, безобидные фики для любой аудитории. Ограничений нет ни по возрасту, ни по психической устойчивости.
PG-13 (Parental Guidance recommended): расшифровается как «с родительского разрешения, рекомендации». Аудитория - где-то с 12-13 лет. В таком фанфике вполне приемлемы ругательства, упоминания, намёки на сексуальные сцены, насилие, но только намёки. Вполне возможны отношения на уровне поцелуев, объятий.
R (Restricted): «ограниченный». Для аудитории старше 16 лет. Может присутствовать секс, половые сношения, насилие, пытки без детального описания. Смерть героев, убийства также возможны. Не исключены всякие извращения, но без подробного описания.
NC-17 (no children under 17): «не для детей младше 17», то есть 18+ попросту. Как водится, в работах с такими жанрами есть подробные описания эротических сцен, насилия, убийств (самоубийств). Может быть проявлена чрезмерная жестокость, матерная ругань.
NC-21 (no children under 21): только для взрослых старше 21. От такой работы можно ожидать что угодно. В любом случае, эротические сцены в таких фиках носят явный порнографический характер, да и без жестокости, насилия, матерной ругани, извращений и смерти персонажей, скорее всего, не обойдется. Для детей, не достигших 18 лет, читать данную категорию произведений даже запрещено! Прочитали, не пишите в отзывах «ужас, да это же не фф, а порнуха» и не подавайте жалобы. Как говорится, вас предупреждали… Жестокости, описаний эротики, смерти дальше NC-21 быть не может. Крайний, как говорится. NC-17 отличается тем, что все сцены не настолько досконально прописаны, даже если присутствует жестокость и насилие, к примеру, не так всё крайне, есть куда больше, тогда как в 21 полное описание всего этого.
Хочется добавить, что деление рейтингов по-привычному, то бишь «0+» и «6+», «12+», «16+», «18+» это, в принципе, то же самое, что и G, PG, R, NC соответственно. И кстати, для справочки, система названий на английском в каких-то фильмах старых, в основном, может остаться также устаревшей: M (PG) или X (нынешний NC).
Стоит отметить, что авторы ставят рейтинги на своё усмотрение, и границы между ними размыты. Так что, автору кажется R, для Вас может оказаться NC-17 и наоборот. Поэтому при указании рейтинга оценивайте свою работу максимально объективно.

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: