На одном дыхании. Самоучитель по медитации в современном мире. Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации Доверие голосу сердца

Copyright © 2001 Editions Dangles, Saint-Jean-De-Braye (France) and Copyright

© 2001 by Unifed Buddhist Church. All rights reserved. No part of this book may be reproduced by any means, electronic or mechanical, or by any information storage and retrieval system, without permission in writing from the Unifed Buddhist Church, Inc.

© Табенкин М. Л., текст, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

Мы вечно спешим в бурном, постоянно меняющемся мире, стараемся все успеть, уследить за новостями, освоить новейшие технологии. И не находим времени на близких, красоту природы, маленькие радости жизни и даже само счастье – настолько мы заняты.

Именно поэтому учение Тит Нат Хана актуально сейчас как никогда. С этой книгой вы освоите медитативные практики, которые помогут:

ощутить прелесть простых радостей жизни;

научиться делать каждый вдох и каждый шаг осознанно;

обрести умиротворение и покой;

перестать все время торопиться;

не пропустить важнейшие события собственной жизни…

«Тит Нат Хан раскрывает связь между внутренним миром каждого человека и миром на Земле».

Его святейшество Далай Лама

«Учение Тит Нат Хана перевернуло всю мою жизнь. Для меня было большой честью принимать участие в работе над фильмом «Walk with Me», посвященному ему».

Бенедикт Камбербэтч, британский актер

ТИТ НАТ ХАН

Спокойный человек в неспокойном мире

Предисловие к русскому изданию

Тихий предвечерний туман начинал исследовать горные и лесные ландшафты Центрального Вьетнама. Небольшая фигура медленно двигалась вниз вдоль бурной реки. Путь от города до монастыря был неблизкий, но решение принято – огромное желание постичь истину с каждым днем приобретало более яркие цвета. Как же было хорошо после долгого пути оказаться в малоосвещенном, наполненном ароматом благовоний зале, где в вечном медитативном спокойствии восседал золотой Будда. Тогда юноша с проницательным взглядом и тихим голосом и представить себе не мог, что уготовано ему судьбой. Что его имя станет в Европе символом человеколюбия, спокойствия, осознанности и духовной силы. Что он напишет более 100 книг, которые разойдутся по миру многомиллионными тиражами. Что он покинет родину и никогда уже не сможет вернуться.

Будущий мировой духовный лидер Тит Нат Хан (в миру Нгуен Сан Бао) пришел во вьетнамский монастырь Цзу Хиё в шестнадцать лет. Знакомство с монастырской жизнью началось с труда. Будучи «шраманерой» – новичком, – он помогал монахам в повседневных делах и обучался основным правилам поведения. Каждый день ему вместе с другим учеником приходилось собирать сухие ветки и иголки на поросших соснами холмах, для того чтобы развести костер, подогреть воду и вымыть сотни мисок после приема пищи. В то время не было ни водопровода (о горячей воде и мечтать было нельзя), ни мыла. Из чистящих средств под рукой были только пепел, рисовая шелуха и кожура кокоса вместо моющей губки. Именно эта простая работа и помогла понять Тит Нат Хану основы человеческого бытия, дала возможность осознать удивительную природу обычных вещей, научила его, всякий раз наливая воду в чашу, чтобы помыть овощи или посуду, видеть, как вода течет с высоких гор или из глубин земли. Несколько лет Тит Нат Хан шел по пути постижения дзен, проводил время в медитациях и созерцаниях. Вставал в четыре часа утра от звука колокольчика «бао чунг», работал в саду и на кухне, читал «Краткое руководство практики», данное ему местным монахом. Был период, когда он вел совсем отшельническую жизнь, не выходя из своего кока (хижины).

Слабый свет лампы задрожал и забившийся в окно мотылек прервал монотонное чтение сутр. Тит Нат Хан лег на кровать, жесткость которой давно перестала беспокоить тело. Воспоминания детства разом нахлынули на него.

Начало 30-х было для Вьетнама непростым временем: экономический кризис, забастовки, восстания против французских колонизаторов… Образы тревожного прошлого – голод и отчаяние людей – не давали покоя Тит Нат Хану. Он помнил все очень хорошо, хоть и был тогда еще очень маленьким. Впереди страну ожидали не менее страшные потрясения: несколько десятилетий войн, восстаний и переворотов. Может, именно поэтому Тит Нат Хан захотел стать монахом? Уйти, скрыться от всего. Популярный в то время во Вьетнаме дзен-буддизм («тхиен»), пришедший на эти земли еще в VI столетии, как нельзя лучше подходил для побега от реальности. Учение, основанное на идеях духовного совершенствования, иррационального восприятия мира, просветления, давало успокоение и надежду в мире, охваченном военным безумием…

Человек, решивший стать буддистом, должен понимать, к чему приведет его выбор. В традиции буддизма есть два основных направления: махаяна и тхеравада. Одним из главных различий между ними является конечная цель архата (адепта школы). Приверженцы тхеравады ищут освобождения только для себя, в то время как последователи махаяны стремятся не только к достижению собственного просветления и постижению нирваны, но и к освобождению всех живых существ на планете. Для Тит Нат Хана выбор был очевиден. Разве удастся избавиться от страдания, скрывшись в безопасных комнатах монастыря?! Он все чаще возвращался к мысли о совмещении монашества и общественной деятельности, пытался понять, насколько велика власть слова, можно ли остановить кровопролитие, обращая умы противников к вечным ценностям. Как во время войны должен поступать человек, наделенный разумом и сердцем? Да, он может скрыться от мира, посвятить себя молитвам и самосовершенствованию. А может занять активную жизненную позицию – стать миротворцем, волонтером, врачом, странствующим проповедником. И Тит Нат Хану удается совместить, казалось бы, несовместимое. Он отказывается от монашеского уединения и вступает в ряды людей, небезразличных к бедам других, становится буддистом «с активной жизненной позицией». Благодаря ему появляется такое понятие, как «деятельный буддизм» – движение, целью которого стали социальное служение и волонтерская деятельность.

В 1961 году Тит Нат Хан едет в США, чтобы учиться в Принстонском университете и преподавать сравнительное религиоведение, однако уже через два года возвращается на родину, чтобы противостоять новой войне, которая началась после убийства президента Нго Динь Зьема.

В 1964 году Тит Нат Хан совместно со студентами и преподавателями университета основывает «Молодежную школу общественного служения». На протяжении долгого времени буддийские монахи, юноши и девушки, помогали мирному населению, пострадавшему от военных действий, восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали пункты медицинской помощи. В первые годы существования Школы на ее учеников совершались нападения, многие последователи учения были взяты в плен и убиты. Кто бы мог подумать, что жестокость может ввергнуть мир в хаос, изуродовать лицо человеческой души!

«Учитель, – часто спрашивали у Тит Нат Хана, – когда же закончится эта кровопролитная война? Разве люди не понимают, насколько ценна человеческая жизнь? Не осознают, что они не враги друг другу, что ненависть порождают идеология и страх?»

Учитель молчал.

Он прекрасно понимал, что именно заставляет человека брать в руки оружие. С самого начала Тит Нат Хан проповедовал идеи пацифизма и примирения, ведь две враждующие стороны – всего лишь две тени единого целого.

Деятельность Тит Нат Хана привлекла внимание антивоенную организацию за пределами Вьетнама. В 1966 году Содружество Примирения (Fellowship of Reconciliation) совместно с Корнеллским университетом приглашает его совершить турне по Соединенным Штатам и рассказать об истинных стремлениях вьетнамского народа, о боли, которая уже многие годы преследует его соотечественников. Там он встречается с такими влиятельными личностями, как Мартин Лютер Кинг, министр обороны США Роберт Макнамара, сенатор Роберт Кеннеди, поэт, католический богослов и общественный деятель Томас Мертон.

Что такое осознанность?

Осознанность – это энергия. Эта энергия помогает нам наслаждаться тем, что происходит в данный момент. Осознанная энергия способна принести нам много радости. Она помогает нам меньше страдать и учиться у нашего страдания.

Хороший способ напитаться этой энергией - это закрыть глаза и расслабленно подышать. Просто направь внимание на дыхание. Если у тебя получается наслаждаться вдохом и выдохом, ты создаешь осознанную энергию.

Что делать, если кому-то плохо и ты...

Телефон очень удобен, но он может стать нашим тираном. Нас может беспокоить звук телефона или слишком частые звонки. Когда мы говорим по телефону, мы можем забыть, что мы говорим по телефону и при этом тратим драгоценное время «и деньги».

Часто мы говорим о вещах, которые совершенно не важны. Сколько раз мы получали телефонный счет и изумлялись его сумме. Телефонный звонок создает в нас своего рода вибрацию, а возможно, и некое беспокойство: кто звонит, хорошие новости или плохие. Но какая-то...

Профессор Колумбийского университета Роберт Турман достаточно хорошо известен в буддийских и небуддийских кругах. Он неоднократно посещал Россию, а в прошлом году издательство «Открытый мир» выпустило сразу две его книги на русском языке «Тибетская книга мертвых» и «Бесконечная жизнь».

Его визиты в Москву сопровождались шквалом интервью, однако в силу звездного статуса его собственной личности, не говоря уже о его дочери, а также в силу отсутствия в России серьезных журналов буддийской или...

По данным «Исследования религиозной принадлежности американцев» (ARIS), число американских последователей буддизма с 1990 по 2000 год выросло на 170%. Буддизм молниеносно становится наиболее приемлемой духовной альтернативой для людей, уставших от излишнего акцента на материальных ценностях в потребительском обществе современной Америки.

Ученые, проводившие ARIS, утверждают, что к 2004 общее число буддистов в США составило 1,5 миллиона, в то время как другие исследователи приводят цифру в два...

Моя первая сатипаттхана длилась три недели. Это была очень плотная формальная практика. Было трудно. Было много эмоций и борьбы, но меня поддерживала и сама практика, и желание поскорее достичь просветления, видения и пр. Учителя у меня не было, и я руководствовался книгой Ирвина Шеттока Эксперимент по осознанности. Медитация Сатипаттхана.

Решился я на такую практику в силу двух причин: назревшего разрыва с женой и настоятельной потребности в просветлении и прекращении страданий. Сатипаттхана...

Тит Нат Хан, вьетнамский мастер Дзен, больше сорока лет живёт во Франции, учит медитации людей со всего мира и пишет замечательные книги о том, как важно быть осознанным в самых простых вещах.

Практики для питания подлинной любви

Первая мантра: «Я готов тебя поддержать». Самый большой дар, который мы можем дать другим, - это наше подлинное присутствие. «Я готов тебя поддержать» - первая из шести мантр. Когда вы сконцентрированы, ум и тело едины, вы обеспечиваете своё подлинное...

Хань Шань был великим мастером и ученым, жившим на исходе династии Мин. Его автобиография, которая включает подробное описание его практики и просветления, опубликована в книге “Практический буддизм” (на англ. языке) и переводе Чарльза Лука.

(Этот Хань Шань не должен приниматься за другого Хань Шаня - поэта, известного на западе под именем Холодная Гора).

Семи лет отроду он уже мучился великими вопросами об истине и собственном предназначении. В девять он оставил дом и окончательно стал...

Искренне, день и ночь ученику Будды следует повторять и медитировать на восьми реализациях, открытых махасаттвами, великими существами.

ПЕРВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ – осознание того, что мир непостоянен. Все политические устройства подвержены падению; все вещи состоящие из четырёх элементов – пусты и содержат семена страдания.

Человеческие существа состоят их пяти скаднх, агрегатов, и не обладают отдельной самостью. Они всегда в процессе изменения – постоянно рождаются и постоянно умирают. В нихх...

Тик Нат Хан (Thich Nhat Hanh, 11.10.1926) - вьетнамский дзен мастер, поэт, участник движения за мир. В возрасте шестнадцати лет принял монашеский постриг. Будучи монахом более сорока лет, он обучил два поколения новообращенных во Вьетнаме. Он основал Молодежную школу социальной Службы («маленькие отряды мира»), которые оказывали помощь в восстановлении деревень, разрушенных во время бомбежек и переселения десятков тысяч людей, оказавшихся в военных зонах. Он также основал Буддистский Университет Ван Хан, Издательство Ла Боа Пресс, «Орден Взаимобытия».

В 1966 он переехал США, а затем в Европу по приглашению Братства. Он не мог вернуться во Вьетнам после этой поездки и получил политическое убежище во Франции, где выступал в качестве представителя Вьетнамских Буддистов на Парижских мирных переговорах по Вьетнаму.

Кроме встреч с группами людей, у него были встречи с такими деятелями, как министр обороны США Макнамара, доктор Мартин Лютер Кинг, Томас Мертон и Папа Павел. Вследствие опыта войны во Вьетнаме и желания отвечать требованиям времени его учение также касается проблем примирения.

В настоящее время он живет в Плам Виллидж, маленькой общине во Франции, где продолжает обучать, писать книги, заниматься садоводством и оказывать помощь беженцам.

Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Хан Тит Нат"

В своей книге «Подлинная сила, истинная власть» мастер Тик Нат Хан рассуждает о мимолетности и скоротечности человеческих желаний, мечтаний и страстей и рассказывает нам о подлинных ценностях жизни, способных сделать нас счастливыми.

В своей книге «Устная традиция дзен» американский мастер китайского происхождения Джон Брайт-Фей впервые открывает западным людям ревниво оберегаемые Храмом Шаолинь секреты устной традиции дзен.

скачать Дзэн

Тит Нат Хан - дзен-буддийский монах из Вьетнама, настоятель медитативного центра, автор более 100 книг по осознанности. В 2014 году попал в список 100 самых влиятельных духовных лидеров под номером 4 (после Далай-ламы, Экхарта Толле и папы римского Франциска). У этого человека есть чему поучиться.

Публикуем 20 избранных высказываний Тита Нат Хана о любви, осознанности, творчестве и счастье, которые сделают вас мудрее.

О любви

1. Любить означает научиться искусству создания своего счастья.

2. Когда мы говорим с состраданием, которое основывается на любви и осознании нами взаимосвязи с другими, тогда нашу речь можно назвать истинной.

3. Если вам нравится только лучшее в человеке - это не любовь. Вы должны принимать его слабости, проявлять терпение, понимание и нести энергию позитивного преобразования, исцеления.

О творчестве

4. Наша жизнь - произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы все равно творим.

5. Иногда об искусстве лучше говорить, не называя его искусством.

6. В этом состоит сила не-действия. Мы останавливаем мысли, соединяем разум с телом и по-настоящему существуем здесь и сейчас. Не-действие очень важно. Не-действие не равнозначно пассивности. Это динамичное и творческое состояние открытости.

7. Практика мира и примирения - одно из самых важных и творческих действий человека.

8. Чтобы мы смогли услышать красоту и ответить на ее призыв, необходима тишина. Если мы не ощущаем тишину внутри себя, а наш разум и тело полны шума, то мы не способны услышать голос красоты.


Об осознанности

9. Наш разум переполнен шумом, поэтому мы не слышим себя. Наше сердце взывает к нам, но мы не слышим его. Пора это изменить.

10. Просветление существует лишь в повседневной жизни.

11. Кем бы вы ни были: руководителем, официантом, учителем или художником - если вы обладаете ясным пониманием своей цели, то вы приобретете мощный источник внутренней силы.


12. Медитация объятий - это практика осознанности. «Когда я вдыхаю, то знаю, что мой дорогой человек находится в моих объятиях, что он живой. Выдыхая, говорю: он так мне дорог». Если вы дышите глубоко и именно так, обнимая человека, которого любите, то энергия вашей заботы и признательность проникнут в него, он получит подпитку и распустится как цветок.

13. Сколько минут в день вы проводите в настоящем спокойствии, если такие минуты вообще существуют? Тишина очень важна для нас. Она нужна нам так же, как воздух. Она нужна нам так же, как свет нужен растениям.

14. Мы являем собой то, что ощущаем и воспринимаем.

Если мы рассержены, то мы - это гнев.
Если мы любим, то мы - это любовь.
Если мы любуемся снежной вершиной, то мы и являемся этой вершиной.
А когда мы мечтаем, то мы есть наша мечта.

15. Мы можем видеть отражение луны в океане только тогда, когда он спокоен и тих.


16. Чтобы практиковать осознанную речь, мы должны практиковать осознанное молчание.

17. Ходьба, дыхание, медитация, прием пищи и чаепитие в осознанности - все это предоставляет вам конкретные возможности для возвращения к себе.

18. Иногда окружающие восклицают: «Не сиди просто так, сделай что-нибудь!» Они побуждают человека к действию. Но опытные люди, практикующие осознанность, любят говорить: «Не делай просто что-нибудь. Сиди!»

О счастье

19. Как много времени тратим мы на погоню за счастьем, не замечая, что окружающий нас мир полон чудес.

20. Спросите у себя: «Кому я могу помочь улыбнуться сегодня утром?» Это и есть искусство создания счастья.

Тит Нат Хан

Практика радости: как отдыхать осознанно


© 2015 by Unified Buddhist Church

© Мелихова А., перевод на русский язык, 2017

© Оформление ООО «Издательство «Э», 2018

* * *

Чудеса – это повседневные дела, которые вы делаете осознанно.

Тит Нат Хан

Никому не нужно выделять специальное время для отдыха и расслабления. Не нужна особая подушка или замысловатые аксессуары. Не нужен целый час. Прямо сейчас – очень хорошее время, чтобы расслабиться. Если вы можете на мгновение закрыть глаза, то так и сделайте. Это поможет сосредоточить внимание на дыхании. Ваше тело делает в этот момент так много вещей! Сердце бьется, легкие вдыхают и выдыхают воздух. Кровь течет по венам. Не прилагая усилий, тело одновременно и работает, и расслабляется.

Комментарии к расслаблению

Отдых

Если животное в лесу ранено, оно отдыхает. Звери находят уединенное, тихое место и лежат там, не двигаясь, в течение многих дней. Они знают, что это лучший способ залечить раны. Иногда в это время они даже не едят и не пьют. Эта мудрость – остановиться и исцелиться – все еще есть у животных, но мы, люди, утратили способность отдыхать.

Исцеление

Люди утратили уверенность, что наше тело знает о себе все и всегда поступает правильно. Если мы оказываемся наедине с собой, мы впадаем в панику и пытаемся сделать все что угодно. Осознанное дыхание поможет заново научиться искусству отдыха. Оно подобно любящему родителю, который убаюкивает ребенка и говорит: «Не волнуйся, я позабочусь о тебе, просто отдыхай».

Осознание дыхания

Ваше дыхание – это стабильное прочное основание, то, в чем вы всегда можете найти прибежище. Неважно, какие мысли, эмоции и впечатления переполняют вас, дыхание всегда с вами, подобно преданному другу. Всякий раз, когда вы уноситесь мыслями далеко, или, когда вас переполняют эмоции, когда вы рассеяны и не находите себе места, возвращайтесь к дыханию. Верните разум в тело и закрепите его там. Ощутите поток воздуха, который входит в ваше тело и выходит из него. Если мы осознаем свое дыхание, оно естественным образом становится легким, спокойным и умиротворенным. В любое время дня и ночи – гуляете ли вы, ведете автомобиль, работаете в саду или сидите за компьютером, вы можете вернуться в тихое прибежище вашего дыхания.

Стихотворение для отдыха


Делая вдох, я знаю, что делаю вдох.

Делая выдох, я знаю, что делаю выдох.


Можно даже сократить это двустишие, оно все равно будет работать:


Вдох. Выдох.

Следите за дыханием

Чтобы усилить осознанность и концентрацию, спокойно и легко следите за вдохом и выдохом. Уже само то, что вы сидите и наблюдаете за дыханием, может стать источником радости и исцеления.


Делая вдох, я следую за ним от начала и до конца.

Делая выдох, я следую за ним от начала и до конца.

Спокойная вода

Каждый из нас подобен волнам, а также и воде. Иногда мы взволнованы и взбудоражены, словно волны. Иногда мы безмятежны, как тихая вода. В ней отражаются голубое небо, облака и деревья. Иногда дома, на работе или в школе мы устаем, волнуемся или чувствуем себя несчастными, и нам необходимо превратиться в эту воду. В нас уже есть спокойствие, мы просто должны знать, как проявить его.

Медитация

Медитировать – значит полностью сосредоточить внимание на чем-либо. Это вовсе не означает бегства от жизни. Наоборот, это возможность пристальнее взглянуть на самих себя и на ситуацию, в которой мы находимся.

Первый аспект медитации: умение остановиться

Есть два аспекта медитации. Первый – это умение остановиться (шаматха на санскрите). Всю жизнь мы бежим, преследуя какие-то свои представления о счастье. Остановиться – значит прекратить этот бег, отказаться от забывчивости и привязки к прошлому или будущему. Мы возвращаемся домой, в «здесь и сейчас», туда, где только и возможна жизнь. В настоящем моменте содержатся все моменты. В нем мы можем соприкоснуться с нашими предками, нашими детьми и их детьми, даже если они еще не родились. Мы успокаиваем тело и эмоции посредством практики осознанного дыхания, осознанной ходьбы и осознанного сидения. Шаматха – это также практика концентрации, так что мы сможем более глубоко проживать каждый момент нашей жизни и соприкоснемся с самым глубоким уровнем своего существования.

Сначала остановитесь

Если у нас не получается отдохнуть, то лишь потому, что мы так и не прекратили бежать. Мы начали бежать очень давно и все еще продолжаем это делать, даже во сне. Нам кажется, что счастье и благополучие невозможны в настоящем. Если вам удастся остановиться и утвердиться в данном моменте, вы увидите, что многие составляющие счастья доступны прямо сейчас, их более чем достаточно, чтобы сделать вас счастливыми. Даже если некоторые вещи в настоящем вам не нравятся, есть много причин ощутить счастье. Вы гуляете в саду и замечаете, что одно из деревьев умирает. Это грустно, и вы не можете наслаждаться всем садом. Но взгляните еще раз – сад все равно красив, им стоит любоваться.

Второй аспект медитации: всмотритесь вглубь

Второй аспект медитации – это умение всмотреться вглубь (випашьяна на санскрите) с целью увидеть истинную природу вещей. Понимание – великий дар. Ваша повседневная жизнь, проведенная осознанно, это великий дар и тоже практика медитации. Осознанность заключает в себе сосредоточение и понимание.

Осознанность в повседневной жизни

Осознанность – это непрерывная практика глубокого соприкосновения с каждым моментом повседневной жизни. Быть осознанным означает по-настоящему присутствовать в настоящем моменте телом и разумом, согласовать свои намерения и действия и быть в гармонии со своим окружением. Не нужно выделять какое-то специальное время для этого в кругу повседневных дел. Мы можем практиковать осознанность каждую секунду жизни – на кухне, в ванной, в саду или когда мы идем из одного места в другое. Мы можем делать все как обычно – ходить, сидеть, работать, есть и тому подобное, осознавая при этом, что именно мы делаем. Наш разум присутствует при всех наших действиях.

Расслабленное положение тела

Какое положение тела для вас самое расслабленное? Иногда нам кажется, что это можно сделать только в положении лежа. Но можно и сидеть в расслабленной позе. Если вы сели в кресло, то постарайтесь, чтобы ваше тело не было скованным. Расправьте плечи. Посмотрите, получится ли сделать это так, чтобы тело не было напряжено.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: