Наивная живопись бабушки мозес. Наивное искусство бабушки мозес Мозес анна картины

Можно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?
Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?
Кто-нибудь из вас слышал про бабушку Мозес – американскую художницу-самоучку? История её жизни – это удивительный путь к искусству.

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе, не заканчивала художественную академию, у неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой.
Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера в штате Нью-Йорк. С 12 лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл её жизни заключался в зарабатывании на кусок хлеба.
Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно по тем временам – в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы хоть на какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же безнадёжный бедняк и наёмный рабочий, как и она.
Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.

Шёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, пять похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…
В 1927 году Анне исполнилось 67 лет, и она стала бабушкой. В том же году умер её муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать.
Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…

Со слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки. Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.
Так и осталась бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый февральский день 1939 года (Анне 78 лет!) нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображавшие местный пейзаж в стиле примитива. Инженер открыл дверь аптеки.
«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» – спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и всем дарит свои картинки. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне». «И где проживает бабуля?» – поинтересовался инженер Калдор.
Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей деньги сам. Она сначала не поняла, что он покупает – пейзажи, написанные на деревянных дощечках или её дом, но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и заплатил ей более двухсот долларов за все картины.
Завернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой, а миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…
Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам нью-йоркская богема не проявила. Большинство арт-дилеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей и зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!
Спустя год Калдор знакомится с владельцем новой нью-йоркской галереи Galerie St. Etienne Отто Каллиром и в октябре 1940 года открывается первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Бабушка Мозес в своей чёрной шляпке и платье с кружевным воротником лично поприветствовала публику.
Выставка «Что рисует жена фермера» привлекла к себе широкое внимание коллекционеров.
В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы и в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс-клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес.

В 1960 году бабушка Мозес отметила столетний юбилей, её портрет украсил обложку журнала Life, а сама она во время празднования лихо отплясывала со своим лечащим врачом!
За два года до смерти она согласилась иллюстрировать детскую книгу – знаменитое стихотворение Клемента К. Мура «Ночь перед Рождеством» о том, чего люди на самом деле никогда не видели, – как святой Николай-чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.

Бабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101 года, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга», нарисованная в июне 1961 года, считается последней завершённой работой миссис Мозес.
Постепенно к началу XXI века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, потихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно, её и впрямь забыли бы навсегда, но наследниками Отто Каллира – новыми владельцами Galerie St. Etienne – была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом», нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942 г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60 тыс.

Анна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.
«Я оглядываюсь на свою жизнь как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой делаем её мы. Так всегда было и так всегда будет» (Бабушка Мозес).

Как часто мы слышим о том, что пенсия — это заслуженный отдых. «Отдых от чего? — спрашивал знаменитый режиссер театра кукол Сергей Образцов, — От жизни?» Так же считала Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

Бабушка Мозес, чьи картины сегодня висят в девяти музеях в Соединенных Штатах, а также в Вене и Париже, показала свою первую картину, когда ей было 76 лет и последующие 25 лет отдала живописи. Она прожила 101 год и подарила миру около 1500 картин.

  • Анна Мозес начала работать в 12 лет.
  • В 27 лет вышла замуж и родила 10 детей, из которых пятеро умерли в младенчестве.
  • В 76 лет оа начала продовать свои картины а осеней ярмарке вместе со своими соленьями.
  • В 79 лет картины Анны Мозес были представлены на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
  • В 80 лет она впервые выступила а публике, представляя свои картины на выставки в универмаге Гимбела.
  • В последующие 20 лет ее картины были представлены на международных выставках, воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом.
  • В 93 года её потрет украсил номер журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года
  • В 2006 году одна из её картин — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — была продана за $1.2 миллиона долларов.
Она занялась живописью, потому что из-за артрита, который у нее диагностировали в возрасте за семьдесят, больше не могла вышивать. Она уже не могла держать иглу, но она могла держать кисть. Анна Мозес была слишком занята всю свою жизнь и не допускала мысли о том, чтобы сидеть сложа руки.

Биография народной художницы Соединенных Штатов «Бабушки Мозес»

Анна Мэри Робертсон Мозес родилась 7 сентября 1860 года в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. Однокомнатная школа, где Анна получила начальное образование, в настоящее время является музеем Bennington Museum в Вермонте, в котором хранится самая большая коллекция ее работ в Соединенных Штатах. Уже в детстве Анна любила рисовать, используя для своих пейзажей виноградный сок, молотую охру, траву, мучную пасту, гашеную известь и железные опилки.

В 12 лет она ушла из дома и начала работать в богатой семье, выполняя обязанности по хозяйству и на ферме. Одна из семей, на которую она работала, заметив её интерес к литографиям Currier and Ives, подарила ей цветные восковые мелки для раскрашивания. Она продолжала работать по хозяйству, готовить и шить для богатых семей в течение последующих 15 лет, а в свободное время рисовала. Точнее раскрашивала. Такие книжки-раскраски у ас тоже были и сегодня оии еще более популярны.

Когда ей было 27 лет, она вышла замуж за «наемного работника» Томаса Салмона Мозеса, с которым работала на одной ферме. В 1905 году Анна и Роберт по настоянию мужа переехали на ферму в Игл-Бридж (Орлиный мост), штат Нью-Йорк, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена делала картофельные чипсы на продажу и взбивала масло. Корову она купила на свои сбережения. У них родились десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Молодая супруга и мать как могла украшала свой дом. В 1918 году она расписала свой камин, а начиная с 1932 года Анна вышивала картины для друзей и семьи и шила лоскутные оделяла. Современные искусствоведы часто сравнивают живопись Анны Мозес с лоскутным шитьем.

В 1927 году в возрасте 67 лет Томас Мозес умер от сердечного приступа. Какое-то время управлять фермой Анне помогал её сын Форрест. В 1936 году, в возрасте 76 лет, она оставила ферму и переехала в Беннингтон, чтобы заботиться о детях своей дочери после её смерти. Когда ее зять снова женился, она вернулась на ферму в Орлином мосту и продолжила вести хозяйство.

К этому времени Анна уже не могла вышивать картины и сшивать лоскутки из-за сильных болей в суставах, врачи диагностировали артрит. Анна больше не могла держать иголку в руках. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Её сестра Селестия напомнила Анне о её детском увлечении рисованием.


Держать кисть в руках было проще, чем иглу. Анна начала рисовать. Она рисовала ностальгические сцены американской жизни и продавала их на загородных ярмарках вместе со своими фирменными соленьями. Когда ее правая рука начала болеть, она стала рисовать левой рукой.

Анна рисовала идеальную деревенскую жизнь из своих воспоминаний, упуская современные черты. На её картинах нет тракторов и телеграфных столбов. Она называла их «старыми» пейзажами Новой Англии. Первые картины были выставлены в местной аптеке по цене 3—5 долларов за картину.

Ситуация изменилась в 1938 году, когда её картины, выставленные на продажу в местной аптеке, увидел коллекционер Луи Дж. Калдор (Louis J. Caldorу) и купил их все. У аптекаря он узнал адрес художницы и уже у неё дома купил еще около десятка картин.

Благодаря протекции Луи Дж. Калдора в 1939 году картины Анны Мозес были представлены ​​на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В октябре 1940 году в Нью-Йорке состоялась персональная выставка ее картин в новой галерее — Galerie St. Etienne, а уже в ноябре её пригласили представлять свои работы в в универмаге Гимбела.

На выставки в универмаге Гимбела 15 ноября 1940 года она впервые встретилась со своими поклонниками. На выставке были представлены не только художественная экспозиция из 50 картин, но выпечка и консервы «бабушки Мозес», которые уже получали призы на ярмарке в округе. Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления и не боялась говорить на публике. 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Еще одна персональная выставка состоялась в галерее Уайт, Вашингтон, округ Колумбия. В 1944 году она была представлена ​​Американским британским художественным центром и Galerie St. Etienne, что увеличило продажи её картин. В течение следующих 20 лет её картины были выставлены по всей Европе и США. Отто Каллир, владелец Galerie St. Etienne, основал для нее компанию «Grandma Moses Properties, Inc». после чего последовали персональные выставки за рубежом.

Вскоре после этого Hallmark приобрела права на воспроизведение картин на поздравительных открытках, и имя «бабушки Мозес» стало известно по всей стране.

Ее картины были воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом. Репродукции её картин украшали упаковки кофе, помады, сигарет и фотоаппаратов.

Ее искусство стало невероятно популярным после 1939 года, когда Музей современного искусства провозгласил ее «современным примитивистом», приобщив к развивающемуся американскому художественному миру. В 1940-х и особенно в 1950-х ее примитивизм и простые сюжеты рассматривались как типично американский стиль и как идеальное противоядие от послевоенного современного искусства, которое было холодным и загадочным.

Художница украсила обложку журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года, когда она рисовала ореховое дерево во время рождественского интервью.


По подсчетам TIME, ее работы были представлены на более чем 160 выставках к началу 1950-х годов, и у нее была «единственная картина« Ecole Americaine », висевшая в парижском Музее современного искусства».

В возрасте 92 лет она написала: «Я была совсем маленькой, мой папа стал покупать мне и моим братьям белую бумагу. Ему нравилось, когда мы рисовали картины. Бумага стоила пени за лист и длилась дольше, чем конфеты». Именно одобрение отца питало ее страсть к рисованию, и эта детская мечта смогла реализоваться лишь в очень зрелом возрасте.

Пом мнению искусствоведов её зимние картины напоминают некоторые из известных зимних картин Питера Брейгеля Старшего, хотя она никогда не видела его работы.

Одна из картин зимней серии — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — в 2006 году была продана за $1.2 миллиона долларов. (Anna Mary (Grandma) Moses Sugaring Off 1943 Naive Art).

Изготовление кленового сиропа — «Sugaring Off», — была одной из любимых тем бабушки Мозес. Как и многие из ее ранних сюжетов, она восходит к популярной иллюстрации, в данном случае, известной литографии Currier & Ives. Хотя Моизес в самом начале своей карьеры иногда копировала картины, но она никогда не пыталась дублировать этот отпечаток Currier & Ives. С самого начала она свободно комбинировала элементы из своего первоисточника с виньетками из других источников и из своего собственного воображения. Некоторые главные элементы изображения имеют тенденцию повторяться в картинах — «Sugaring Off» — одна среди них. Горящий костер, котел, мать, льющая кленовый сахар на снег, где он превращается в карамель, мужчины с ведрами и маленькие ‘сахарные дома’.

В 1941 году Анна Мозес получила государственную премию штата Нью-Йорк,

В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. Она была гостем президента и миссис Гарри С. Трумэн в 1949 году и за чаем президент играл для ее на фортепиано.

В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Немецкая поклонница работ сказала: «Из ее картин исходит беззаботный оптимизм; мир, который она нам показывает, прекрасен и хорош. На всех этих картинах ты чувствуешь себя как дома, и ты знаешь их значение».

В честь её 100-летия нью-йоркский губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «Днем бабушки Мозес». Губернатор повторил это в следующем году, когда художнице исполнилось 101 год.

Она прожила до 101 года и подарила миру около 1500 картин.


Переступив возрастной рубеж за 60 лет, многие уже не ждут от жизни никаких судьбоносных изменений и тихо доживают свой век. Однако история знает немало случаев, когда пожилые люди добивались грандиозных успехов в весьма почтенном возрасте. Чаще всего это происходило, когда они брались за кисти и краски. Так, одна из самых популярных художниц Америки средины ХХ века - Бабушка Мозес , впервые написавшая картину в 76 лет, к 100-летнему своему юбилею имела ошеломляющую всемирную славу живописца и оказалась втянутой в интриги американской пропаганды.


Бабушка Мозес (1860-1961), настоящее имя которой Анна Мэри Мозес (Anna Mary Moses), в девичестве Робертсон, - известная американская художница-любительница, одна из самых известных представителей примитивизма в истории живописи США. Жена фермера и мать 10 детей, пятеро из которых умерли, не достигнув годовалого возраста, стала знаменитой, когда ей было за восемьдесят.


История этой удивительной женщины, прошедшей путь от бедности к вершинам достатка и славы, всегда увлекала и находила отголоски в сердцах миллионов людей по всему миру. Знаменитая бабушка Мозес превзошла все рекорды, став невообразимо известной и востребованной. За четверть века работы Анны Мари покорили не только всю континентальную Америку, Европу, но даже страну восходящего солнца - Японию.


Шутка ли - более 30-ти экспозиций, проведенных в Штатах, десять в различных странах Американского континента, одна на японских островах и это не считая множества европейских. Повсюду примитивные произведения американской художницы были тепло встречены и зрителями, и критиками. В 1949 сам президент США - Гарри Трумен - вручал прославившейся старушке премию Национального женского Пресс–клуба, а в 100-летний ее юбилей губернатор Штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября "днём Бабушки Мозес". Её фотографии печатались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", мало того, именем этой хрупкой женщины назван кратер на Венере. Могла ли об этом когда-нибудь мечтать простая женщина из глухой деревни. Ну, конечно же - нет.



Однако самого обычного зрителя восхищали и поражали не так живописные работы художницы, как личность самой Бабушки Мозес, (так прозвали её журналисты), которая прожила тяжелую деревенскую жизнь длиною в целый век. Умерла художница на 101 году жизни, оставив после себя наследие в 1600 картин и рисунков.

А так все начиналось...


Родилась Анна в окрестностях штата Нью-Йорк в 1860 году, в графстве Вашингтон, которое в те далекие годы было глухоманью. В детские годы Анна Мэри получила элементарное образование, научившись лишь чтению и письму, что, впрочем, было вполне закономерным для детей бедняков того времени. В дальнейшем её ждал тяжёлый деревенский наемный труд от зари - до зари на богатых соседей, к которым ее отдали в услужение 11-летней девочкой. Да и когда выросла Анна, мало чего изменилось в ее жизни.


Выйдя замуж за такого же наемного рабочего, за душой которого не было и гроша, еще долгие годы ей пришлось тяжело работать на господ. И прошло восемнадцать лет, прежде чем они с мужем смогли скопить деньги для приобретения участка земли и постройки собственной фермы. В 1905 году супруги обосновались на своей ферме неподалеку от небольшого города Орлиный Мост. И к тому времени у четы Мозесов уже было пятеро детей.


Просыпалась Анна до зари, и подоив коров, спешила в поле. В ее обязанности входило также воспитание детей, уборка дома, стирка, готовка обедов. Вся жизнь бедной женщины проходила в тяжких трудах и заботах о близких. Поэтому ее организм быстро износился, и физически работать к старости она уже не могла. В 1927 году муж Анны, Томас Мозес скоропостижно скончался, и делами фермы занялся меньший сын. А мать, уже не в силах вести хозяйство на ферме, увлеклась вышивкой. Но вскоре и этот труд стал для нее непосильным: мучительные суставные боли лишили женщину и этого занятия.


В 76 летнем возрасте женщина, по совету дочери решила взяться за кисти и краски.
Первые свои работы она щедро раздаривала родным и знакомым односельчанам. Таким образом, несколько работ оказались на стенах местной аптеки. Их то и заприметил проезжий инженер, коллекционировавший живопись. Ему понравились примитивные, но весьма милые творения начинающей художницы, и он за сущие гроши приобрел несколько картинок у бабушки Мозес. Это случилось в 1938 году. Как потом оказалось, это был первый ее шаг к славе и популярности.


И нужно отметить, что решение заняться живописью было весьма кстати: конец 30-х годов в США был именно тем временем, когда интерес к художникам-самоучкам "из глубинки" достиг своего апогея. Их работы охотно экспонировали выставочные залы, и частные галереи, а также Музей современного искусства.


Появление самобытной художницы на небосводе американского искусства вызвал настоящий фурор - публика буквально влюбилась в эту "сухонькую, небольшого роста, очень простую и обаятельную старушку с живыми глазами, одетую в простое чёрное платье и видавшую виды викторианскую шляпку".


В течение последующего года рисунки Анны Мозес с подачи инженера Луиса Калдора успешно экспонировались в одной из нью-йоркской галерей и привлекли к себе немалое внимание коллекционеров и любителей живописи.


Во второй половине 40-х годов экспозиции примитивных произведений Бабушки Мозес с аншлагом прошли во многих европейских странах, в том числе и Японии. В 1952 году с подачи президента страны была издана её автобиография. А в 1960 году, к столетию пресловутой бабушки, её фотография, сделанная знаменитым фотографом Корнеллом Капой, была размещена на обложке журнала «Лайф».


Живопись Бабушки Мозес, посвященная деревенским пейзажам и бытовым сценам из жизни крестьян, очень напоминает детские рисунки. Художница предпочтение отдавала зимним видам, летние писала реже. И что любопытно, одно из первых творений Мозес, проданное ею проезжему коллекционеру за 10 долларов в 1942 году, в 2004 возросло в цене на арт-торгах до 60 тысяч долларов.


Один критик так высказался о работах и популярности Анны Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет. Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Хотя сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась большой популярностью."

Бабушка Мозес "на передовой" американской пропаганды


Закончившись в 1945 году, Вторая мировая плавно перешла в холодную войну идеологий. Соединенные штаты как никогда нуждалась в собственном искусстве, как в элементе пропаганды. И Бабушка Мозес вынужденно оказалась "на передовой". Ее работы стали главными экспонатами передвижных выставок, организованных Информационной службой США в пострадавшей от войны Европе.


Душевно и искренне принимаемые европейскими зрителями картины Анны Мозес вызвали немалый резонанс в самой Америке. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить" , – писали в своих статьях возмущенные журналисты "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году, отстаивая интересы американских художников-профессионалов.


И так как мастера живописи слишком длительное время считали себя незаслуженно задвинутыми на второй план, борьба с живописцами примитивистами разразилась не на шутку, и в итоге увенчалась победой профессионалов. Так, к концу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "наивному искусству" иссяк практически полностью. Лишь бабушка Мозес оставалась последней "крепостью", да и то, до тех пор, пока критики не списали её популярность "на низменные вкусы публики и политические игры".


Вокруг имени художницы еще некоторое время "ломали копья критики", а вскоре и вовсе призабли о легендарной бабушке. А она продолжала тихо жить на своей ферме и по-прежнему писать свои примитивные картины, и ее совершенно не тревожил тот факт, что на её имени были сделаны огромные деньги, так как работы художницы во время пика ее популярности тиражировались миллионами экземпляров в виде открыток, марок, плакатов. Бабушке Мозес было достаточно знать, что ее труд хоть кому-то принес радость, и ее мало заботило мнение художественных критиков.


И наконец, чтобы объективно оценить степень популярности и известности Анны Мозес в качестве художника в американском искусстве средины прошлого века, хотелось бы отметить, что в свое время гению самопиара Энди Уорхолу такое внимание и почитание публики даже и не снилось. А Бабушка Мозес без особых на то усилий стала самой знаменитой американской художницей ХХ столетия.


В продолжение темы о примитивизме в живописи, картинами которой был очарован сам Марк Шагал.

Хочу вас поздравить со всеми зимними праздниками! Надеюсь, что у вас все хорошо.

Сегодня я сделала тематическую "зимнюю" подборку картин Бабушки Мозес.

Люблю её работы.


Grandma Moses, Catching the Turkey, 1940-1950.




Wintertime, 1940-1950

Анна Мария Робертсон родилась 7 сентября 1860 года в Гринвиче, штат Нью-Йорк. Она была третьей из десятерых детей. Когда девочке исполнилось 12 лет, её отдали в услужение к соседской семье зажиточного фермера. Готовка, шитье и работа по дому были основными обязанностями Анны.


Анна Мария Робертсон в возрасте 15 лет

В 27 лет вышла замуж за наемного работника Томаса Мозеса. На дворе стоял 1887 год – Реконструкция Юга. Для Томаса открылась возможность стать арендатором фермы в Вирджинии. Уже через несколько часов после свадьбы пара молодоженов сидела в поезде, мчавшемся на Юг. Миссис Мозес влюбилась в долину реки Шенандоа, а вот Томас скучал по Северу.

Анна Мария произвела на свет десятерых детей, пятеро из них умерли во младенчестве.
Времена были тяжелые, семья работала не покладая рук. Чтобы укрепить благосостояние семьи миссис Мозес продавала собственное масло и чипсы.


Bringing in the Yule Log, 1949



Lots Of Fun, 1950-1961



Going to Grandma"s, 1944

За 18 лет упорного труда семье удалось скопить некоторую сумму, и в 1905 году Томас уговорил жену вернуться на Север. Была куплена собственная ферма в Eagle Bridge, которую назвали Гора Нево.

Согласно Второзаконию именно с этой горы Господь показал Моисею* Землю обетованную.
*Moses (англ.) – Моисей

В 1927 году Томас Мозес скончался от сердечного приступа. Через пять лет Бабушка Мозес переезжает в Бенингтон, город в штате Вермонт, для того, чтобы помогать своей дочери Анне, больной туберкулезом. Миссис Мозес не привыкла сидеть без дела, именно по совету Анны она занялась вышивкой, однако сильный артрит вскоре помешал – уж слишком сложно было управляться с иглой и нитью. И в возрасте чуть за семьдесят Бабушка Мозес принимает историческое решение заняться живописью.


Early Springtime on the Farm, 1945



Home, 1940-1950



Sugaring Off, 1943

После смерти дочери миссис Мозес возвращается на ферму Гора Нево, где живет с семьей своего сына Хью. Начинающей художнице в ту пору 75 лет. Её картины выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы Бабушки Мозес.

В 1938 году происходит знаменательное событие – нью-йоркский коллекционер Луис Кэлдор замечает в витрине аптеки в городке Хузик Фоллс одну из картин миссис Мозес. Он скупает множество её работ и обещает прославить художницу, семья миссис Мозес искренне считает его сумасшедшим.



Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944



1940-1950



Winter, 1940-1950

Уже в следующем году три картины Бабушки Мозес отобраны для выставки «Неизвестные современные художники Америки» в Нью-Йоркском музее современного искусства. Большинство арт-дилеров не хотят работать с «начинающей 79 –летней художницей». Это они зря - дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес все творит!
В 1940 году картины миссис Мозес появляются в нью-йоркской галерее Сент – Этьен. Состоялся и выход художницы в свет, в своей черной шляпке и платье с кружевным воротником она пленила всех – взыскательную публику и капризную прессу. Легенда родилась!


Sugaring Off, 1955


A Blizzard, 1956


Joy Ride, 1953

Выставки картин Бабушки Мозес проходят в 30 американских штатах, десяти странах Европы и даже в Японии. В 1941 миссис Мозес награждена государственной премией штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн в Вашингтоне лично вручает Бабушке Мозес премию Национального Американского женского пресс-клуба. На следующий год выходит документальный фильм о ней, который номинируется на премию Американской киноакадемии. В 1952 издана автобиография художницы. 1953 – появляется на обложке «Time». Необычайно популярны постеры, репродукции, открытки, посуда и ткани по мотивам картин.

1960 год, Бабушка Мозес отмечает столетний юбилей (ау, скептики арт-дилеры!), её фотография украшает обложку журнала «Лайф», а сама она отплясывает джигу (да-да) со своим лечащим врачом.


Good Fun, 1957


Stone Boat, 1940-1950



We Love To Skate, 1940-1950

На следующий год Нельсон Рокфеллер, губернатор штата Нью-Йорк, провозглашает 7 сентября (день рождения художницы) – Днем Бабушки Мозес. Через пару месяцев, 13 декабря 1961 года, Анна Мария Мозес покинула этот мир.


A Frosty Day, 1940-1950

Но с нами остаются её картины, сегодня я сделала тематическую "зимнюю" подборку, надеюсь, что через некоторое время сделаю и другую.

Как говорила Бабушка Мозес - Life is what we make it, always has been, always will be. Свою жизнь мы творим сами, всегда так было, всегда так будет.

"Но вот с обедом покончено, скатерть убрали со стола, в камине подмели, разожгли огонь. Попробовали содержимое кувшина и признали его превосходным. На столе появились яблоки и апельсины, а на угли высыпали полный совок каштанов. Зятем все семейство собралось у камелька «в кружок», как выразился Боб Крэтчит, имея в виду, должно быть, полукруг. По правую руку Боба выстроилась в ряд вся коллекция фамильного хрусталя: два стакана и кружка с отбитой ручкой.
Эти сосуды, впрочем, могли вмещать в себя горячую жидкость ничуть не хуже каких-нибудь золотых кубков, и когда Боб наполнял их из кувшина, лицо его сияло, а каштаны на огне шипели и лопались с веселым треском. Затем Боб провозгласил:
- Веселых святок, друзья мои! И да благословит нас всех господь!"

Чарльз Диккенс "Рождественская песнь в прозе"


Waiting for Christmas, 1950


Christmas at Home, 1950-1960.


So Long Till Next Year! 1960

Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] Лифшиц Галина Марковна

Бабушка Мозес

Бабушка Мозес

Так называют знаменитую американскую художницу, одну из главных представителей американского живописного примитивизма. История ее поражает. Анна Мэри Мозес родилась 7 сентября 1860 года, а умерла 13 декабря 1961 года. То есть прожила 1 01 год и 3 месяца.

Она любила рисовать еще ребенком, но вышла замуж за фермера. Трудилась много и тяжко. Родила пятерых детей. Возможности заниматься рисованием у нее не было, и о своем увлечении ей пришлось забыть. Свою тягу к творчеству она компенсировала вышиванием, но ближе к 70 Анну стал мучить артрит, поэтому вышивание пришлось оставить.

В 1927 году, когда Анне Мозес было 67, умер ее муж. После его смерти она вернулась к своей детской мечте и занялась рисованием.

Прошло одиннадцать лет. Ей уже 78. (Я рассказываю эту историю с неизменными восторгом и изумлением. Вот это пример!!! Но слушайте дальше!) Некий коллекционер из Нью-Йорка заметил в витрине аптеки маленького провинциального городка Хузик-Фоллс рисунок Анны. В течение следующего года ее рисунки благодаря появлению их в нью-йоркской галерее Сент-Этьен привлекли к себе всеобщее внимание как коллекционеров, так и любителей живописи. Выставки ее рисунков прошли во многих европейских городах и в Японии.

В 1941 году Анна получила государственную премию штата Нью-Йорк. В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального американского женского пресс-клуба.

В 1952 году была издана автобиография Анны Мозес.

Обратите внимание: ей к этому времени было всего только 92 года! После этого она прожила еще 9 лет.

В 1960 году, к столетию бабушки Мозес, ее портрет, сделанный известным фоторепортером Корнеллом Капой, был помещен на обложке журнала Life.

Она – звезда!

Вот поразительный урок жизни, прекрасно иллюстрирующий то, о чем я писала выше.

Ведь начать карьеру художницы и завоевать мировую славу Анне Мозес было суждено в 70 лет от роду! И это было только начало. Известность пришла после восьмидесяти.

Можно ли назвать ее семьдесят лет старостью? А восемьдесят? А девяносто? Старой она стала после ста. В последний год своей долгой и славной жизни. Она честно ее прожила, работала, растила детей и лелеяла в сердце свою мечту, что когда-нибудь, когда она отдаст долги жизни (а замужество и воспитание детей – это серьезный долг), когда-нибудь она займется любимым делом.

Анна Мозес занялась живописью не ради денег, не ради славы. Это было ее призвание, ведь она всю жизнь помнила о своей детской любви. И результат оказался просто блестящим! Мне кажется, это один из самых замечательных примеров для подражания. Но он, к счастью, не единственный.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: