Парашютная система д 1 5у. Парашютный спорт казахстана. Подготовка парашюта к укладке

Парашют Д-1

Предназначен для учебно-тренировочных прыжков с транспортных самолетов. Он является парашютом комбинированного действия с механизмами принудительного и ручного раскрытия, действующими независимо один от другого.

Парашют состоит из следующих основных частей:

Купола со стропами;

Чехла купола с вытяжным парашютом;

Подвесной системы;

Приспособления для раскрытия парашюта;

Переносной сумки.

Купол парашюта круглой формы изготовлен из перкаля марки II. Площадь купола 82,5 м2. Купол образуется из четырех равных секторов; каждый сектор состоит из пяти или шести полотнищ в зависимости от ширины материала. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 430 мм. Для усиления верхней части купола полотнища у полюсного отверстия изготовлены из двух слоев ткани. Для повышения прочности всей поверхности купола с внешней стороны его нашит усилительный каркас из 25-мм хлопчатобумажной тесьмы, наложенный на купол парашюта взаимно перпендикулярно. Концы тесем заканчиваются петлями для крепления строп.

Стропы купола (28 шт.) хлопчатобумажные длиной 9 м. С внешней стороны купола у нижней кромки нашиты 28 карманов, способствующих быстрому и надежному раскрытию парашюта.

Чехол купола имеет форму рукава длиной 5 м изготовлен из перкаля марки Б оранжевого цвета. Конструкция его аналогична конструкции чехла спасательного парашюта, за исключением того, что несъемные соты изготовлены из резинового шнура.

Вытяжной парашют состоит из купола со стропами и пружинного механизма. Купол квадратной формы изготовлен из шелкового полотна марки Г. Имеет 8 строп, образованных из четырех не разрезных шнуров, средины которых соединены в коуш, а концы настрочены на купол у нижней кромки зигзагообразной строчкой.


https://pandia.ru/text/78/432/images/image002_47.jpg" width="378" height="332">
рашюта, другим концом - к верхнему клапану ранца.

Второй гибкий шланг для вытяжного троса принудительного раскрытия парашюта одним концом пришит к верхнему клапану ранца, второй конец - свободный.

Вытяжной трос предназначен для принудительного раскрытия ранца парашюта при помощи вытяжной веревки. Один конец вытяжного троса заканчивается тремя шпильками, а на другом конце образована петля, к которой крепится вытяжная веревка.

Вытяжная веревка изготовлена из льняного канатика диаметром 12-14 мм, длиной 3 м. На одном конце вытяжной веревки имеется карабин ПКМ-1 для присоединения ее к тросу на самолете, на другом конце - петля для соединения с вытяжным тросом.

На расстоянии 1,3 м от петли в веревку вплетена вторая петля из льняного канатика, предназначенная для присоединения вытяжного троса при прыжках с аэростата. Вытяжная веревка имеет предохранительный чехол, предохраняющий обшивку самолета от возможных повреждений шпильками троса после принуд


ительного раскрытия парашюта.

Вытяжное кольцо служит для ручного раскрытия парашюта. К вытяжному кольцу прикреплен трос с тремя шпильками, предназначенными для замыкания конусов ранца парашюта.

Аварийное вытяжное кольцо применяется при принудительном раскрытии ранца и предназначено для аварийного ручного раскрытия парашюта в случае обрыва вытяжной веревки. Вытяжное кольцо имеет трос, оканчивающийся петлей, в которую при затяжке ранца пропускается шпилька вытяжного троса.

(вариант укладки на принудительное стягивание чехла)

1. Вытяжной фал – служит для принудительной расчековки ранца и стягивания чехла:

Длина – 3 метра, усилие на разрыв – 1200кг.

Имеет карабин 1 , среднюю 4 и нижнюю 3 петлю, для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол 2 из хлопчатобумажной ленты (ЛХБМкр-35-260) в виде полого шланга.

2. Чекующий трос (вытяжной трос) – служит для зачековки ранца. Имеет три шпильки 2 , обрезиненную петлю 3 , защитный чехол 4 , петля чехла 5 .

3. Чехол купола:

Материал – перкаль. Длина – 5,3м.

Чехол купола изготовлен из перкаля Б оранжевого цвета (арт. 7015кр), имеет форму рукава-1 длиной 5,28 м и надевается на всю длину сложенного купола.

По всей длине чехол усилен лентами-2 прочностью 150 кг (ЛХБ-25-150), которые в верхней его части образуют уздечку-3 для присоединения вытяжного шарового бесстропного парашюта (ШВП).

В верхней части чехла нашиты два кармана-4 , способствующие выходу строп из сот и стягиванию чехла с купола.

В нижней части чехол имеет одну пару двойных резиновых (съемных) сот-5 , одиннадцать пар резиновых (несъемных) сот-6 и две ленты для укладочной рамки-7 .

Фартук чехла имеет два окна-8 для пропуска двойных резиновых (съемных) сот.

Над окнами имеются карманы для укладки в них пучков строп.

Пучки строп, вложенные в двойные резиновые (съемные) соты, зачековывают нижнюю часть чехла и препятствуют преждевременному выходу купола из чехла (допускается порыв двух сот из 11 с каждой стороны).

Предохранитель строп-9 предназначен для предохранения уложенных в соты строп от зацепления.

Две направляющих из силовых лент для вставки рамки (при укладке, для более удобной зачековки строп).

Купол

Площадь: 82,5м 2

Материал: перкаль П.

По всей площади купол прошит силовыми лентами, образующими силовой каркас.

На полотнищах, между 27 и 28, 28 и 1, 1 и 2 стропами имеются треугольные щели для выхода воздуха избыточного давления, вследствие чего появляется горизонтальная скорость и возможность управления.

Стропы

Длина: 8,87м

Количество: 28

Материал ШХБ-125 (шнур хлопчатобумажный с усилием на разрыв 125кг).

Стропа №14 промаркирована красным по всей длине (или оранжевыми манжетами у свободного конца и на кромке купола). С этой стропы начинают укладку.

К стропам 26, 27, 28 и 1, 2, 3 смонтирована стропа управления.

Подвесная система

Материал: ЛТК-1600 (лента такелажная капроновая, усилие на разрыв 1600 кг)

4 свободных конца

Главную (круговую) лямку

2 ножных обхвата

2 наспинно-плечевых обхвата

Грудную лямку (перемычку)

Поясной обхват

2 замка крепления ЗП

Карман для кольца на левом плечевом обхвате

Шлейку крепления гибкого шланга (со стороны кольца)

1 грудной карабин

2 ножных карабина

3 ответных D-образных пряжки к карабинам

Подвесная система (рис. 11) изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг (ЛТК-44-1600) и состоит из главной лямки и двух наслинно-плечевых обхватов.

Главная лямка сострочена из ленты в два сложения , концы которых образуют два свободных конца длиной 430 мм .
На главной лямке имеются две изогнутые пряжки, предназначенные для соединения ее с наспинно-плечевыми обхватами в верхней части подвесной системы.

На главную лямку на уровне груди с левой стороны пришит карман вытяжного кольца. Выше кармана пришит гибкий шланг.
В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык и к ним пришита накладка для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения.

Для присоединения запасного парашюта к подвесной системе в главную лямку вмонтированы две скобы крепления с фиксаторами.
Наспинно-плечевые обхваты, правый и левый, проходящие через изогнутые пряжки и окна главной лямки, образуют грудную перемычку и при помощи двух пряжек - поясной обхват, обеспечивающий регулировку подвесной системы по росту.

Наспинно-плечевые обхваты скрепляются между собой, образуя крестовину, к которой присоединяется ранец.

Наспинно-плечевые обхваты, идущие книзу от крестовины, огибают главную лямку ниже окон для поясного обхвата, образуя треугольники с закрепленными с левой стороны - карабином, а с правой - пряжкой.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между главной лямкой и огибающие ее в нескольких местах, образуют ножные обхваты, на которых смонтированы пряжки для регулировки их по росту. Три карабина и три пряжки, находящиеся на ножных обхватах и грудной перемычке, служат для застегивания подвесной системы.

К подвесной системе присоединяется ранец, а к пряжкам-полукольцам подвесной системы - стропы купола.

Ранец

Ранец предназначен для укладки в него купола в чехле, части строп и свободных концов подвесной системы, вытяжного шарового бесстропного парашюта и полуавтоматического прибора.

Ранец изготовлен из авизента А (арт. 6700) и состоит из дна ранца и четырех клапанов: двух боковых, одного верхнего и одного нижнего.

К верхнему клапану 1 пришиты два гибких шланга 2 , головка пластины 3 для крепления шланга полуавтоматического прибора и лента-завязка 4 , предназначенная для крепления шланга полуавтоматического прибора. В основании верхнего клапана имеются два окна 5 для выхода свободных концов подвесной системы.

Верхний и два боковых клапана ранца имеют отвороты с карманами 6 , которые после укладки купола в ранец заправляются укладочной линейкой под нижний и боковые клапаны. Отвороты предохраняют купол от загрязнения.

Для удержания клапанов в закрытом положении на ранце имеется замыкающее устройство, состоящее из шнурового кольца 7 , двух конусов 8 , расположенных на клапанах ранца, четырех люверсов с пришивной шайбой 29 и одной пряжки-люверса 28 .

Пятый люверс 18 , установленный на правом боковом клапане между нижним и средним люверсами, предназначен для фиксации положения шарового бесстропного вытяжного парашюта внутри ранца в сложенном состоянии.

Шнуровое кольцо 7 изготовлено из шелкового шнура ШШ-80 .
Быстрое раскрытие клапанов ранца обеспечивают восемь ранцевых резин 9 , из которых семь одинарных и одна двойная.

Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 370 мм , а двойной - 385 мм . Одним концом ранцевые резины присоединяются неразъемно к проволочным петлям на клапанах ранца.

На боковые клапаны ранца с внешней стороны по ленте периметра нашиты две косынки с пряжками 10 , к которым присоединяются крепления запасного парашюта 13 , предназначенные для крепления его к основному парашюту и для регулирования плотности прилегания парашюта к телу парашютиста.

Крепление запасного парашюта состоит из ленты (ЛРТ арт. 159-Т) и карабина. На внешней стороне левого бокового клапана ставится заводская маркировка.

Металлические петли 12 пришиты на ленте периметра ранца для крепления двойной ранцевой резины верхнего клапана с целью исключения зацеплений вытяжного шарового бесстропного парашюта за хвостовую гайку полуавтоматического прибора и предохранения парашютиста от удара хвостовой гайкой полуавтоматического прибора.

На правом боковом клапане 16 расположены карман прибора 14 для размещения полуавтоматического прибора, карман карабина 15 , который служит карманом для карточки-заместителя паспорта и для укладки карабина вытяжной веревки, лента-завязка для крепления прибора, кольцо 20 для контровки вытяжной веревки, лента крепления шланга 21 для укладки гибкого шланга при прыжке с ручным раскрытием ранца.

Предохранительный клапан 19 , который является продолжением правого бокового клапана, застегивается четырьмя кнопками-турникетами 17 после затяжки ранца.

Предохранительный и нижний клапаны имеют металлические пластины 27 для придания жесткости.

Дно ранца 23 с внешней стороны имеет четыре пары петель 22 для крепления подвесной системы к ранцу, шлевки 11 для направления ранцевых резин.

На дне ранца с внутренней стороны по боковым и нижней сторонам периметра рамы жесткости нашиты карманы, левый и правый 24 , и клапан 31 , препятствующие сдуванию уложенного в чехол купола со дна ранца в момент раскрытия парашюта и обеспечивающие последовательное вытягивание чехла с уложенным в него куполом.

По внутренним сторонам карманов пропущен ранцевый шнур.
У верхнего клапана ранца карманы имеют отверстия 25 , под обтачку которых для жесткости вставлены металлические кольца.

В отверстия пропускаются резиновые соты 26 , которые замыкаются пучками строп, Резиновые соты крепятся петлей-удавкой к шнуру, пристроченному к верхнему клапану ранца у рамы жесткости. Шнур и место крепления соты со шнуром прикрыты шлевками.

1. Внутренняя часть:

а) Две резиновых соты в верхней части ранца (участвуют в формировании поддерживающих клапанов – в них укладывают два нижних сложения чехла)

б) Два поддерживающих клапана – упорядочивают выход чехла из ранца

в) Нижних предохранительный клапан – предохраняет стропы от износа

2. Внешняя часть

а) Правый клапан (если смотреть со спины)

1. Четыре люверса (1, 2, 4 – элементы чекующего приспособления, 3 - смотровой)

2. Защитный клапан с жёсткой пластиной и 4 турникетами

3. 3 шубных петли для ранцевых резин

4. Проволочное кольцо для фиксации троса

5. Карман для монтажа страхующего прибора

6. Шлейка гибкого шланга

б) Левый клапан

2. Проволочное кольцо с мягкой петлёй (<неразборч>)

3. Конус – элемент чекующего приспособления

4. 3 шубных петли

5. Заводской и инвентарный номера парашюта

в) Нижний клапан

1. Пряжка-люверс

2. Одна шубная петля

г) Верхний клапан

2. Шубная петля

3. Байонетная пластина для монтажа страхующего прибора (гарантирует, что при срабатывании прибора не произойдёт его подтягивания к чекующему приспособлению)

4. 2 гибких шланга

3. Спинка ранца

а) 9 шубных петель для ранцевых резин

б) 2 шлейки для пропуска ранцевых резин (резинки должны быть пропущены через шлейки!)

в) Шлейка крепления ранца к подвесной системе (больших нагрузок на соединение нет, ранец можно отстегнуть от подвесной, при раскрытом парашюте на ранец нагрузки нет, только на подвесную)

г) 2 косынки с лентами для подтяга запасного парашюта (ленты после подтяга должны быть завязаны на узел для предотвращения их самопроизвольного ослабления).

7 ..

Г л а в а 2.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПАРАШЮТЫ

ПАРАШЮТ Д-1-5У

Управляемый парашют Д-1-5У (рис. 11) предназначен для выполнения тренировочных прыжков.

Тактико-технические данные парашюта

1. При общей массе парашюта и парашютиста 120 кг конструкция парашюта обеспечивает:

─ надежную работу на высоте до 1000 м как при немедленном введении его в действие на скорости горизонтального полета до 250 км/ч, так и с любой задержкой раскрытия ранца, при этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10g;

минимальную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 180 км/ч при немедленном введении парашюта в действие ─ 150 м;

среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, замеренную на участке 0─35 м от земли, ─5,1 м/с;

─ устойчивость при снижении; управление парашютом при помощи двух строп управления;

─ разворот купола и горизонтальное перемещение парашютиста в процессе снижения, причем разворот купола на 360° в любую сторону за время не более 18 с при натяжении одной стропы управления и горизонтальное перемещение парашюта вперед со средней скоростью 2,47 м/с;

─ применение полуавтоматического прибора раскрытия парашюта ППК-У-575А или

КАП-ЗП-575;

─ отсоединение купола от подвесной системы как на земле, так и в воздухе; применение запасного парашюта типа 3-2, 3-Ш, 3-3, 3-4, 3-5;

─ усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца или вытяжного троса как при принудительном раскрытии ранца, так и при ручном, ─ не более 16 кгс;

─ технический ресурс ─ 200 применений (уточняется в процессе эксплуатации) при условии своевременного ремонта и замены чехла купола.

2. Габариты уложенного парашюта, мм:

длина ─ 570+20;

ширина ─ 377+20;

высота ─ 262+20.

Рис. 11. Общий вид раскрытого парашюта Д-1-5У

3. Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.

Тактико-технические данные частей парашюта

1. Вытяжная веревка представляет собой капроновую ленту ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс длиной 3000 мм с двумя петлями (вторая петля на расстоянии 1400 мм от первой). Для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол из хлопчатобумажной ленты ЛХБМкр-35-260 в виде полого шланга. Такие же чехлы надеты на все петли веревки и у карабина.

2. Вытяжной шаровой бесстропный парашют состоит из основы парашюта и пружинного механизма. Полусферическая часть выполнена из капронового сетчатого полотна, а коническая ─ из капронового полотна (арт. 56005крП). Верхняя часть парашюта изготовлена также из капронового полотна. Площадь парашюта 0,22 м² .

3. Чехол купола изготовлен из перкаля Б оранжевого цвета (арт. 7015кр), имеет форму рукава длиной 5280 мм, одну пару двойных съемных сот, 11 пар резиновых несъемных сот, фартук с двумя окнами для пропуска двойных резиновых сот.

4. Купол круглой формы, изготовлен из перкаля П (арт. 7019), состоит из четырех секторов общей площадью 82,5 м² . Диаметр полюсного отверстия составляет 430 мм. Купол имеет 28 строп длиной 8870 мм из хлопчатобумажного шнура ШХБП-125 прочностью 125 кгс. На полотнищах купола между стропами № 27 и 28, 28 и 1, 1 и 2 устроены продольные отверстия. Для управления куполом к стропам № 26, 27, 28 и 3, 2, 1 монтируются стропы управления.

Рис. 11А Купол Д-1-5У в плане

1 ─Полотнища; 2 ─ Усилительный каркас; 3─Усилительная лента; 4 ─ Отверстия

5. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс снабжена замками ОСК. Для правильного присоединения свободных концов к замкам подвесной системы задние свободные концы отмечены словами <левый>, <правый>. Длина свободных концов подвесной системы ─ 560 мм.

6. Ранец парашюта изготовлен из авизента А (арт. 6700) и состоит из дна и четырех клапанов. Материал кольца, заменяющего средний конус, ─ шелковый шнур ШШ-80. Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 370 мм, а двойной ─ 385 мм.

7. Гибкие шланги из металлического рукава обтянуты хлопчатобумажной лентой

ЛХХ-40-130, концы шлангов с лентой заправлены в колпачки.

Длина гибких шлангов ─ 515 мм.

8. Вытяжное кольцо состоит из корпуса, троса, трех шпилек и ограничителя. Корпус трапециевидной формы, из стальной проволоки диаметром 7 мм красного цвета. Шпильки троса расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая шпилька, считая от кольца, имеет длину 38 мм, остальные ─ по 32 мм. Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя включительно равна 1070 мм.

9. Вытяжное кольцо с тросовой петлей предназначено для раскрытия парашюта в случае обрыва или незацепления вытяжной веревки и состоит из кольца, троса, петли и ограничителя. Длина троса от петли до ограничителя включительно равна 785 мм.

10. Вытяжной трос имеет на одном конце три шпильки, на другом ─ петлю. Петля троса оплетена хлопчатобумажным шнуром ШХБ-40. Шпильки расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Длина первой шпильки 38 мм, остальных ─ по 32 мм. Длина вытяжного троса от петли до последней шпильки включительно ─ 1015 мм.

11. Предохранительный чехол вытяжного троса из плащевого полотна (арт. 3101кр), имеет форму рукава длиной 990 мм. На одном конце расположена петля, которая присоединяется петлей-удавкой к петле вытяжного троса.

12. Прибор ППК-У-575А или КАП-ЗП-575 имеет шланг длиной 575 мм. Длина петли ─ 19 мм, длина троса ─ 732 мм. Фал гибкой шпильки в комплект прибора не входит, но входит в комплект парашюта.

I. УКЛАДКА ПАРАШЮТА ДЛЯ ПРЫЖКА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАСКРЫТИЕМ РАНЦА И СТЯГИВАНИЕМ ЧЕХЛА С КУПОЛА ВЫТЯЖНЫМ ЗВЕНОМ

Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой включает следующие операции:

1. Осмотр.
3. Укладку парашюта.
4. Присоединение вытяжной веревки к уздечке чехла купола и к петле вытяжного троса, затяжку ранца.
5. Укладку вытяжной веревки под ранцевые резины.


1. Осмотр.

Осмотр и подготовку парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой производить в том же порядке, как указано в пункте I раздела IV, за исключением подпунктов в и е.


Перед подготовкой парашюта к укладке отсоединить шаровой вытяжной бесстропный парашют от уздечки чехла купола. Присоединить петлей-удавкой конечную петлю вытяжной веревки к уздечке чехла купола. Дальнейшую подготовку к укладке парашюта производить так же, как указано в пункте 2 раздела Укладки на расчековку


3. Укладку парашюта.

Укладку купола, надевание чехла на купол, проверку и укладку строп в соты чехла и укладку купола в чехле на ранец производить так, как указано в пунктах 3, 4, 5 раздела Укладки на расчековку . По окончании укладки купола привязать к вершине купола обрывную стропу (рис. 36).


4. Присоединение вытяжной веревки к уздечке чехла купола и к петле вытяжного троса, затяжку ранца.

После укладки купола с чехлом на ранец перенести парашют на конец стола к месту размещения деталей парашюта и принадлежностей для укладки.

К петле вытяжного звена, расположенной посередине веревки, присоединить петлей-удавкой вытяжной трос (рис. 38). К петле вытяжного звена, расположенной на ее конце, привязать оба конца обрывной стропы (рис. 37, узел А и Б) так, чтобы в натянутом состоянии один конец обрывной стропы имел слабину (рис. 37, узел В), равную четверти натянутой обрывной стропы.


Рис. 37


Рис. 38

Произвести затяжку ранца, как указано в пункте 6 раздела Укладки на расчековку, исключая укладку вытяжного шарового бесстропного парашюта. Петлю вытяжного звена, привязанную к уздечке чехла купола, расположить между правым и верхним клапанами ранца так, чтобы узел выходил из-под правого клапана (рис. 39).


Рис. 39


5. Укладку вытяжной веревки под ранцевые резины.

Вытяжную веревку от концевой петли до петли с присоединенным вытяжным тросом заправить под ранцевые резины так, чтобы перегибы веревки выходили за ранцевые резины на 40-60 мм.

Петлю вытяжного звена с присоединенным вытяжным тросом и конец гибкого шланга заправить между верхним и правым боковыми клапанами (рис. 40, А).

Участок вытяжного звена между петлей с вытяжным тросом и концевой петлей, длины которого в сложенном состоянии не хватает для того, чтобы заправить его под нижнюю ранцевую резину, связать плотно контровочной нитью в два сложения у места перегиба веревки с кольцом, расположенным на правом боковом клапане ранца (рис. 40, Б).

Остальную часть вытяжного звена заправить под верхнюю и нижнюю ранцевые резины. Карабин веревки вставить в карман (рис. 40).

Рис. 40

После укладки парашюта в внести необходимые записи в параграф 11 паспорта парашюта согласно правилам ведения паспорта, изложенным в нем.


УКЛАДКА ПАРАШЮТА ДЛЯ ПРЫЖКА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАСКРЫТИЕМ РАНЦА (НА РАСЧЕКОВКУ)

Укладку парашюта производят два человека - укладывающий (ответственный за укладку) и помогающий.
Этапы укладки парашюта контролирует инструктор.
Перед укладкой парашют тщательно осмотреть с целью определения пригодности к эксплуатации.
Обнаруженные непригодные части заменить запасными или отремонтировать силами организации, которой принадлежит парашют. Ремонт и замену частей парашюта производить в соответствии с Инструкцией № 008-62 по войсковому ремонту парашютно-десантной техники.

Укладка парашюта для прыжка включает следующие операции:

1. Осмотр.
2. Подготовку парашюта к укладке.
3. Укладку купола и проверку строп.
4. Надевание чехла на купол и укладку строп в соты чехла купола.
5. Укладку купола в чехле на ранец.
6. Укладку шарового вытяжного бесстропного парашюта на уложенный купол в чехле и затяжку ранца.
7. Присоединение вытяжной веревки к вытяжному тросу и укладку ее под ранцевые резины.


1. Осмотр.

Осмотр парашюта производить в следующем порядке:
а) купол со стропами;
б) чехол купола;
в) шаровой вытяжной бесстропный парашют;
г) подвесная система;
д) ранец с гибкими шлангами и креплением запасного парашюта;
е) вытяжное кольцо с тросовой петлей;
ж) вытяжной трое;
з) вытяжная веревка;
и) предохранительный чехол;
к) переносная сумка.
а) Осмотр купола со стропами

Взять стропы № 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18 и № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и вытянуть купол вдоль стола на всю длину полотнищ (рис. 2).


Рис. 2

Передвигаясь от краев к середине купола и приподнимая полотнища, осмотреть их на просвет на всю ширину по квадратам. При этом проверить, не повреждены ли строчки и ткань купола. Таким образом осмотреть весь купол. Не допускаются повреждения ткани купола и пятна от жидкостей, разрушающих ткань.
Затем перейти к осмотру строп купола. Стропы разобрать, положить плотно одну к другой и натянуть. Осмотреть со всех сторон все стропы, начиная от нижней кромки до пряжек-полуколец, прокатывая их ладонями рук на столе. Обратить внимание на места пришивки строп управления.

б) Осмотр чехла купола
При осмотре чехла купола проверить, не повреждены ли ткань чехла, строчки, усилительные ленты, уздечка, резиновые соты, предохранитель строп, карманы для укладки строп, а также проверить резиновые съемные соты.
В случае разрыва резиновых сот, контрящих фартук основы чехла, их необходимо заменить новыми.
Ремонтировать резиновые соты категорически запрещается.

в) Осмотр шарового вытяжного бесстропного парашюта
При осмотре шарового вытяжного бесстропного парашюта проверить, нет ли повреждений ткани парашюта, порывов строчек парашюта и стягивающих шнуров. Проверить исправность пружинного механизма, шпильки-чеки для зачековки сложенного шарового парашюта и надежность ее пришивки.
Примечание. Шаровой вытяжной бесстропный парашют, имеющий деформацию пружинного механизма, к эксплуатации не допускается. Необходимо пружины пружинного механизма выправить и только после этого парашют допустить к эксплуатации.

г) Осмотр подвесной системы
При осмотре подвесной системы проверить ее металлические детали: замки ОСК, скобы крепления с фиксаторами, пряжки-полукольца, карабины, а также проверить пришивку гибких шлангов.
Проверить, нет ли повреждений на лентах пряжек-полуколец, смонтированных на свободных концах, через которые проходят стропы управления, не нарушены ли строчки, исправен ли карман вытяжного кольца.
На текстильных деталях подвесной системы не допускаются повреждения лент и ткани, пятна от жидкостей, разрушающих ткань.

д) Осмотр ранца с гибкими шлангами и креплением запасного парашюта
При осмотре ранца особое внимание обратить на исправность шнурового кольца, люверсов и конусов, проверить наличие проволочных петель, ранцевых резин и их крепление к петлям на клапанах ранца, резиновых сот, лент-завязок, кармана полуавтоматического прибора и карманов на внутренней стороне дна ранца, проверить исправность гибких шлангов и надежность их пришивки, исправность карабинов крепления запасного парашюта.
В случае повреждения оплетки шнурового кольца его необходимо заменить новым, запасным. Категорически запрещается применить шнуровое кольцо с поврежденной оплеткой шнура.
Резиновые соты в случае разрыва заменяются новыми. Ремонтировать резиновые соты запрещается.

е) Осмотр вытяжного кольца с тросовой петлей
Осмотреть вытяжное кольцо с тросовой петлей и проверить, надежны ли заделка петли троса и опайка ограничителя.
Резкие перегибы троса выпрямить. Если невозможно выправить вытяжной трос вытяжного кольца, его не применять.

ж) Осмотр вытяжного троса
При осмотре вытяжного троса проверить, надежна ли заделка шпилек троса, не погнуты ли шпильки.
Резкие перегибы троса выпрямить. Если невозможно выправить вытяжной трос, его не применять.

з) Осмотр вытяжной веревки
При осмотре вытяжной веревки проверить, нет ли повреждений отдельных нитей ленты и чехла, а также проверить исправность карабина.

и) Осмотр предохранительного чехла
При осмотре предохранительного чехла проверить, нет ли повреждений ткани чехла и петли, а также строчек пошивки.

к) Осмотр переносной сумки
При осмотре переносной сумки проверить, нет ли пятен неизвестного происхождения, порывов, а также проверить наличие пряжек-полуколец.


2. Подготовку парашюта к укладке.

После осмотра парашюта трос вытяжного кольца вставить в гибкий шланг, а кольцо - в карман подвесной системы.
Соединить обе пряжки правого и левого свободных концов (если свободные концы подвесной системы отсоединились) соответственно с замками ОСК на подвесной системе.
Соединение производить следующим образом:
вставить пряжку замка в профилированные вырезы корпуса замка с соблюдением правильности монтажа строп купола (предварительно предохранитель пряжки со шлевкой поднять вверх), нажать на гашетки и рычаг замка ввести в прорезь цилиндрической поверхности седла;
перевести кнопку предохранителя в крайнее положение, нажав предварительно на фиксатор предохранителя. При правильном монтаже замка сигнальные красные точки на рычаге и на корпусе седла должны быть закрыты. Предохранитель пряжки опустить вниз на пряжку замка и зафиксировать шлевкой. Внимание! Допускаются парашюты с подвесными системами без замков ОСК.
Положить все укладочные приспособления на стол у ранца.
Подвесную систему расположить на столе так, как если бы она была надета на человека, стоящего лицом к куполу. Карман вытяжного кольца на подвесной системе должен быть расположен с левой стороны и обращен к поверхности стола. Свободные концы уложить попарно сшивками пряжек-полуколец внутрь.
У правильно уложенной на столе подвесной системы задние свободные концы располагаются сверху.
Ранец парашюта положить на подвесную систему так, чтобы верхний клапан был обращен к куполу, клапаны подогнуть.
Присоединить (в случае замены шнурового кольца) петлей-удавкой шнуровое кольцо к кольцу на ранце и поставить скрепку капроновыми нитками.
Присоединить петлей-удавкой к петле вытяжного троса петлю предохранительного чехла (рис. 3).


Рис. 3

Присоединить петлей-удавкой коуш вытяжного шарового бесстропного парашюта к уздечке чехла купола (рис. 4).


Рис. 4

Пропустить укладочную трубку через отверстия люверса и средней шайбы пружинного механизма и надеть на конус, расположенный на нижнем основании конической пружины. С помощью укладочной трубки сжать пружины шарового вытяжного бесстропного парашюта, удержать парашют в сжатом состоянии и, вынув укладочную трубку, зачековать его шпилькой-чекой, укрепленной в вершине шарового вытяжного парашюта (рис. 5).


Рис. 5


3. Укладку купола и проверку строп.

Перед укладкой купола уздечку купола надеть на колышек стола (или на металлический костыль при укладке на походном полотнище в полевых условиях). Купол растянуть на всю длину. Взять стропу 14 красного цвета, натянуть и, удерживая ее на столе, перебросить левую половину купола на правую сторону стола. Положить стропу 15 на стропу 14 (рис. 6)


Рис. 6

Произвести укладку полотнища от нижней кромки к вершине купола так, чтобы настроченная каркасная лента легла на середину стола (рис. 7). Аналогично уложить все полотнища левой половины купола до полотнища с маркировкой и положить по всей длине сложенной части купола грузики (рис. 8).


Рис. 7


Рис. 8

Перебросить правую половину купола на сложенную левую половину. Произвести укладку правой половины купола на правой стороне стола аналогично укладке левой половины купола. Правильно уложенный купол должен иметь полотнище с маркировкой сверху (рис. 9).


Рис. 9

Подогнуть каждую половину купола с обеих сторон и сложить внахлест по ширине чехла купола. На сложенный купол по всей длине положить грузики (рис. 11).


Рис. 11

Проверить правильность расположения строп. Для этого натянуть все стропы купола, пропустить укладочную линейку около свободных концов подвесной системы под стропы верхней пары свободных концов подвесной системы и пройти от подвесной системы к нижней кромке купола (рис. 10, 11). При правильной укладке поднимается вся верхняя половина купола.


Рис. 10


4. Надевание чехла на купол и укладку строп в соты чехла купола.

Снять с купола грузики и отсоединить уздечку купола от колышка стола. Продеть руку внутрь чехла купола и взяться за вершину купола (рис. 12).


Рис. 12

Отвернуть предохранитель строп купола чехла, взяться за нижнюю кромку чехла и натянуть чехол купола на купол.
В кармашки из ленты на чехле вставить укладочную рамку. Захватить все стропы па расстоянии 0,5 м от кромки купола и положить их на середину чехла между сотами (рис. 13, А).
Накрыть фартуком нижнюю кромку купола. Продев двойные съемные резиновые соты в отверстия фартука чехла, согнуть по метке на стропах пучок строп и при помощи крючка, пропущенного через правую резиновую соту, протащить их в ячейку резиновой соты.
Затем вынуть из строп крючок, аналогично протащить стропы в левую резиновую соту, заправить выходящие из сот пучки строп в карманы (рис. 13, Б).
После замыкания фартука стропами необходимо оставить слабину строп для исключения выбивания строп из замыкающих сот при проваливании купола в чехле в начале работы парашюта.
Продолжить укладку строп с правой ячейки сот чехла (рис. 13, В).


Рис. 13

В процессе укладки не допускать перекручивания строп! По мере укладывания строп в соты подвесную систему подтягивать к куполу.
Укладку строп в соты чехла производить по метке на стропах купола. После укладки строп в соты чехла купола вынуть укладочную рамку из кармашков и закрыть уложенные стропы предохранителем строп (рис. 14).


Рис. 14


5. Укладка купола в чехле на ранец

Ранец придвинуть к уложенному в чехол куполу. Уложить свободные концы подвесной системы на дне ранца так, чтобы каждая пара свободных концов располагалась между резиновой сотой и карманом (рис. 15, А). С целью исключения возможности запутывания клевантов в стропах купола следить, чтобы при укладке клеванты не попадали в стропы.


Рис. 15 А

Продеть резиновые соты в отверстия карманов (рис. 15, Б).


Рис. 15 Б

Зачековать левую резиновую соту общей группой строп, обращая внимание на то, чтобы места застрочки строп не попадали в зачековывающую соту. Аналогично зачековать правую резиновую соту (рис. 15, В).


Рис. 15 В

Положить купол в чехле на дно ранца на длину, равную длине дна ранца, так, чтобы нижняя кромка чехла легла на край дна со стороны нижнего клапана ранца, а уложенные стропы были сверху (рис. 16, А).


Рис. 16

Вновь положить купол в чехле на длину ранца и заправить у верхнего клапана в карманы, смонтированные на дне ранца, а затем заправить в карманы со стороны нижнего клапана.
Далее, захватывая вновь купол в чехле на длину ранца, продолжить укладку его.
Таким образом уложить купол в чехле на ранец, оставляя неуложенной вершину чехла с куполом. По окончании укладки купола в чехле на ранец вершина чехла с куполом и с шаровым вытяжным бесстропным парашютом должна находиться со стороны нижнего клапана ранца (рис. 16, Б).


6. Укладка шарового вытяжного бесстропного парашюта на уложенный купол в чехле и затяжка ранца

Перенести парашют на край стола, где находятся принадлежности для укладки, и произвести затяжку ранца.
Сложенный шаровой вытяжной бесстропный парашют положить сверху чехла с уложенным в него куполом, смещая его книзу так, чтобы конус шарового вытяжного бесстропного парашюта приходился против третьего люверса на правом клапане ранца, а отверстие в конусе - вдоль ранца (рис. 17).


Рис. 17

Прижимая шаровой вытяжной бесстропный парашют к боковым сторонам уложенного купола в чехле, натянуть на него правый боковой клапан ранца, надеть третий сверху люверс правого бокового клапана на конус шарового вытяжного бесстропного парашюта, предварительно вынув шпильку-чеку из конуса, и вставить вспомогательную шпильку в отверстие конуса поверх люверса правого бокового клапана (рис. 18). Шпильку-чеку шарового вытяжного бесстропного парашюта убрать в соту. Затем в петлю шнурового кольца продеть шнур-затяжку и вывести шнуровое кольцо при помощи шнура-затяжки во второй сверху люверс правого бокового клапана. В петлю шнурового кольца вставить вспомогательную шпильку (рис. 19) и осторожно вытащить шнур-затяжку из петли.


Рис. 18


Рис. 19

Осторожное вытаскивание шнура-затяжки из петли шнурового кольца увеличит кратность его применения.
Пропустить гибкий шланг вытяжного троса в шлевку на правом наспинно-плечевом обхвате подвесной системы. Затем предохранительный чехол собрать у петли вытяжного троса и продеть вытяжной трос в шланг принудительного раскрытия ранца (рис. 20).


Рис. 20

После этого предохранительным чехлом прикрыть часть гибкого шланга до шлевки. Подтянуть конус верхнего клапана под люверс левого бокового клапана (рис. 21) и надеть люверс на конус.


Рис. 21

Вставить в отверстие конуса вспомогательную шпильку (рис. 22).


Рис. 22

Надеть верхний люверс правого клапана ранца на конус верхнего клапана, вынуть вспомогательную шпильку из отверстия конуса и вновь вставить ее в это отверстие поверх правого клапана. Продеть первую шпильку вытяжного троса в петлю троса вытяжного кольца и вставить ее в отверстие конуса верхнего клапана, вынув вспомогательную шпильку (рис. 23).


Рис. 23

Вставить среднюю шпильку вытяжного троса в петлю шнурового кольца бокового клапана ранца поверх люверса, вынув вспомогательную шпильку (рис. 24).


Рис. 24

Надеть четвертый люверс правого бокового клапана на конус левого бокового клапана (рис. 25) и вставить вспомогательную шпильку в отверстие конуса (рис. 26).


Рис. 25


Рис. 26

Надеть пряжку-люверс на конус (рис. 27) и вставить в отверстие конуса поверх пряжки-люверса третью шпильку вытяжного троса, предварительно вынув вспомогательную шпильку.


Рис. 27

Затем вынуть вспомогательную шпильку из конуса вытяжного шарового бесстропного парашюта (рис. 28).


Рис. 28

После затяжки ранца отверстие люверса вытяжного шарового бесстропного парашюта должно совпадать с отверстием люверса правого бокового клапана ранца, при этом конус шарового вытяжного бесстропного парашюта должен просматриваться через отверстия люверсов.
Заправить при помощи линейки отвороты с карманами верхнего и боковых клапанов. При заправке клапанов соблюдать осторожность, чтобы не повредить ткани вытяжного шарового бесстропного парашюта, чехла купола и купола укладочной линейкой. Застегнуть предохранительный клапан (рис. 29). Концы ленты-завязки на верхнем клапане связать бантом.


Рис. 29

Затем следует проверить, достаточно ли зажаты кулоны ранцевых резин в проволочных петлях на клапанах, продеты ли ранцевые резины в шлевки, и застегнуть ранцевые резины.
Ранцевые резины верхнего клапана застегнуть после того, как будут застегнуты все ранцевые резины.


7. Присоединение вытяжной веревки к вытяжному тросу и укладка ее под ранцевые резины

По окончании затяжки ранца конец гибкого шланга с вытяжным тросом пропустить под правые свободные концы подвесной системы. Продеть петлю вытяжного троса в петлю на конце вытяжной веревки, затем в петлю троса пропустить конец веревки с карабином и затянуть петлю (рис. 30).


Рис. 30

Конец гибкого шланга заправить в ранец под правый боковой клапан. Вытяжную веревку заправить под верхнюю и нижнюю ранцевые резины на правом боковом клапане и законтрить ее, для чего петлю вытяжной веревки связать контровочной нитью в два сложения с кольцом, закрепленным на правом клапане ранца (рис. 31). Перегибы вытяжной веревки должны выходить за ранцевые резины на 40-60 мм. Карабин вытяжной веревки вставить в карман на правом боковом клапане.


Рис. 31


УКЛАДКА ПАРАШЮТА ДЛЯ ПРЫЖКА С РУЧНЫМ РАСКРЫТИЕМ РАНЦА

Укладка парашюта для прыжка с ручным раскрытием ранца включает следующие операции:

1. Осмотр.
2. Подготовка парашюта к укладке.
3. Укладка парашюта.
4. Монтаж на ранец полуавтоматического прибора ППК-У-575А пли КАП-3П-575.
5. Укладка вытяжной веревки под ранцевые резины.


1. Осмотр

а) Осмотр парашюта.

Осмотр и подготовку парашюта для прыжка с ручным раскрытием производить в том же порядке, как указано в пункте I раздела IV, за исключением подпунктов е, ж, и. Кроме этого, осмотреть вытяжное кольцо с тремя шпильками.

При осмотре вытяжного кольца проверить, не нарушена ли оплетка и опайка шпилек троса, нет ли трещин на корпусе кольца.

б) Осмотр прибора ППК-У-575А или КАП-3П-575.

На парашют допускается установка исправного прибора, на котором выполнены следующие работы:

1) внешний осмотр с проверкой положения упора анероида;

2) проверка “стравливания” часового механизма и заклинивания гибкой шпильки при ее медленном выводе из затвора;

3) проверка работы часового и вытяжного механизмов;

4) проверка точности срабатывания прибора по шкалам времени и высот. Выполнение работ производится согласно техническому описанию и инструкции по монтажу и эксплуатации на прибор с соответствующим заполнением паспорта на него.


2. Подготовка парашюта к укладке

После осмотра всех частей парашюта вставить трос со шпильками вытяжного кольца в гибкий шланг, а корпус вытяжкого кольца вставить в карман вытяжного кольца на подвесной системе.

Дальнейшую подготовку к укладке парашюта с ручным раскрытием ранца производить так, как указано в разделе Укладки на расчековку , пункте 2 , ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ операции “Присоединить петлей-удавкой к петле вытяжного троса петлю предохранительного чехла” (рис. 3).


Рис. 3

Присоединить петлей-удавкой малую петлю фала гибкой шпильки к гибкой шпильке прибора и поставить скрепку согласно техническому описанию и инструкции по монтажу и эксплуатации прибора.


3. Укладка парашюта

Укладку купола и проверку строп, надевание чехла на купол, укладку строп в соты чехла купола и затяжку ранца производить так, как указано в пунктах 3-6 раздела Укладки на расчековку , за исключением того, что вместо шпилек вытяжного троса использовать шпильки вытяжного кольца, а завязывание ленты-завязки не производить и не производить застежку ранцевых резин.

После затяжки ранца гибкий шланг для вытяжного троса принудительного раскрытия ранца пропустить под правые свободные концы и заправить в ленту крепления шланга бокового клапана.


4. Монтаж на ранец полуавтоматического прибора

При прыжках с ручным раскрытием ранца парашюта применять полуавтоматический прибор ППК-У-575А или КАП-3П-575.

При монтаже прибора необходимо:

а) присоединить петлей-удавкой фал с гибкой шпилькой к концевой петле вытяжной веревки;

б) вставить гибкую шпильку в прибор. Гибкая шпилька должна вставляться в прибор с некоторым торможением в затворе. В случаях, когда гибкая шпилька, пройдя затвор, как бы встречает препятствие, прибор следует резко качнуть в плоскости шкалы времени - баланс займет нужное положение и препятствие устранится. После этого плавно (без рывка) взвести прибор (силовые пружины);

в) установить заданную высоту и заданное время по шкалам прибора и законтрить гибкую шпильку контровочной нитью в одно сложение (рис. 32);


Рис. 32

г) вставить штифт байонетной гайки в отверстие головки пластины и повернуть шланг прибора так, чтобы он занял положение вдоль оси конусов ранца парашюта (рис. 33, А);

д) вывернуть из специальной гайки троса винт с петлей и вынуть петлю из прорези винта (рис. 33, Б);

е) надеть петлю на ближнюю (первую) к шлангу прибора шпильку троса вытяжного кольца парашюта.
На трос вытяжного кольца петлю надевать нельзя, так как это приведет к нераскрытию ранца парашюта;

ж) надеть на петлю винт и навернуть на него специальную гайку. Обратить особое внимание на то, чтобы винт был полностью ввернут в специальную гайку. Если винт полностью не ввертывается, нужно до конца довернуть хомут в специальной гайке, а затем снова навернуть специальную гайку на винт с петлей (рис. 33, В);


Рис. 33

з) вставить прибор в карман ранца парашюта и привязать его лентами к ранцу;

и) отрегулировать слабину троса в пределах 10-15 мм, вращая шланг относительно байонетной гайки;

к) укрепить шланг прибора так, чтобы он по всей длине плотно прилегал к ранцу парашюта, а наконечник шланга был расположен на продольной оси симметрии пластины.

Застегнуть предохранительный клапан ранца. Затем следует проверить, достаточно ли зажаты крючки-кулоны ранцевых резин в металлических петлях на клапанах, продеты ли ранцевые резины в шлевки, и застегнуть ранцевые резины.

Ранцевые резины верхнего клапана ранца застегнуть после того, как будут застегнуты все ранцевые резины.

Примечание. При установке высоты срабатывания на приборе необходимо учитывать атмосферное (барометрическое) давление и рельеф местности в районе возможного приземления. На приборе ППК-У-575 пользоваться отметкой 0,3 км не рекомендуется, так как данная высота находится в пределах изменения атмосферного давления даже в местности, расположенной на уровне моря.

Вид уложенного парашюта показан на фиг. 34.


Рис. 34


5. Укладка вытяжной веревки под ранцевые резины

Для этого необходимо:

а) вытяжную веревку заправить под верхнюю и нижнюю ранцевые резины на правом боковом клапане и законтрить ее, для чего среднюю петлю вытяжной веревки связать контровочной нитью в два сложения с кольцом, закрепленным на правом клапане ранца (рис. 35). Перегибы вытяжной веревки должны выходить за ранцевые резины на 40-60 мм;

б) карабин вытяжной веревки вставить в карман на правом боковом клапане;

в) закрыть предохранительный клапан и застегнуть на кнопки-турникеты.

Прыжки с парашютом для начинающих, осуществляются с использованием парашюта Д-1-5У. Это наиболее оптимальный выбор с точки зрения цены, а также для тех, кому не нравится, что за спиной висит инструктор. Парашют Д-1-5У это десантный парашют круглой формы специально предназначенный для учебно-тренировочных прыжков начинающих парашютистов, запасной парашют З-6П. Скорость снижения – 5 метров в секунду, а приземление по силе и ощущениям напоминает прыжок с полутораметровой высоты.

Необходимо понимать, что всё то, что рассказывает вам инструктор является собранным воедино опытом сотен тысяч других парашютистов, и всё то, что, теоретически, может случится с вами в небе уже где-то, когда-то, с кем-то случалось раньше, где-то, когда-то, и кем-то уже проверенно на собственном, иногда печальном, опыте.
А потому парашютист-перворазник обязан усвоить только одно правило: «В любой непонятной ситуации действуй по инструкции.»
Инструктаж разделён на две основные части: действия парашютиста в штатном режиме, и действия в особых случаях, то есть в случае каких либо незапланированных ситуаций во время прыжка.

Общие положения для лиц собирающихся совершить первый прыжок с парашютом

  • К прыжкам с парашютом допускаются лица не моложе 14 лет, не имеющие ограничений по здоровью. Максимально
  • допустимая весовая категория 90 кг.
  • Лица не прошедшие инструктаж, либо плохо его усвоившие, к прыжкам с парашютом не допускаются.
  • Для совершения прыжка необходимы: обувь – высокие, жесткие, ботинки на плотной низкой подошве (как образец – армейские берцы), кроссовки на толстой подошве. Одежда должна быть из плотного материала, закрывающая руки до кистей, а ноги до щиколоток. Шорты, футболки и тому подобное исключены.
  • Лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к прыжкам с парашютом не допускаются. Так же могут быть не допущены к прыжку люди с отклонением от норм артериального давления.
  • Место сбора г.Ульяновск Аэродром «Белый Ключ».
  • По прибытии на аэродром каждый кто собирается совершить прыжок, после того как ему объявят в какой “подъём” он идёт, должен пройти медосмотр.

На территории аэродрома категорически запрещается:

  • курить в неустановленных для этого местах;
  • распивать алкогольные напитки;
  • разбрасывать мусор;
  • прослушивать музыку с переносных мобильных устройств через головные наушники, при перемещении по аэродрому во время проведения полётов;
  • покидать место нахождения, указанное инструктором или руководителем прыжков, для ожидания своей очереди, и разбредаться по аэродрому;
  • подходить без команды к линии стартового осмотра, и к находящейся на старте парашютной технике;
  • находится на взлетно-посадочной полосе;
  • подходить к самолётам со стороны винта.

Управление парашютом

Купол парашюта Д-1-5У имеет конструк­тивные щели в задней части три треугольных выреза и стропы управления, позволяющие разворачивать купол.
Для разворота нужно пользоваться стропами управления на концах которых есть красные бобышки и так, для разворота парашюта в нужную сторону нужно натянуть стропу управления: для поворота влево необходимо потянуть за левую бобышку, а право — за правую бобышку. Разворот на 360 градусов производится за 18 сек.

Подготовка на старте

По команде “Взлёт одеваться”, записанные в этот взлёт и названные пофамильно, подходите к разложенному на старте укладочному столу где находятся парашюты и становитесь каждый возле своего парашюта на который вам укажет инструктор.
Каждому парашютисту-перворазнику, в обязательном порядке выдадут кроме основного парашюта Д-1-5У, в комплект входит:
парашют запасной З-6П, мягкий/жёсткий шлем и парашютная сумка которая размещается под грудной перемычкой и запаской.

Стартовый осмотр

После того как парашютная система и амуниция подогнаны и одеты вы строитесь на линии стартового осмотра. Линией стартового осмотра называется условная линия в нескольких метрах от укладочных столов. Вас расставляют по весу в той последовательности в которой будут покидать воздушное судно, так что бы более тяжёлый парашютист был первым, а более лёгкий крайним. Это делается для того чтобы свести до минимума возможность схождения парашютистов в воздухе.
Инструктор укажет ОРИЕНТИР в какую сторону нужно будет развернуться чтобы встать на «малый снос».
После завершения осмотра, по команде инструктора, направляетесь к воздушному судну в том же порядке в каком находились на линии стартового осмотра. Подход к самолёту разрешается только со стороны хвоста. При посадке в воздушное судно необходимо соблюдать ту же последовательность которая была на линии осмотра, так чтобы более лёгкие парашютисты оказались ближе к кабине пилотов, а тяжёлые парашютисты ближе к дверям воздушного судна. В самолёте парашютисты рассаживаются, согласно указаниям инструктора, по левому и правому бортам, спиной к стене, в полуоборота в сторону двери “ёлочкой”. Команды выпускающего инструктора обязательны к беспрекословному выполнению всеми парашютистами находящимися на борту.

Взлёт и набор высоты

На высоте 100 метров выпускающий открывает дверь самолёта и даёт команду посмотреть. Вы должны запомнить как выглядит земля на этой высоте, чтобы визуально определили высоту 100 метров, для подготовки к приземлению.

Отделение

На высоте выброски, которая для парашютистов-перворазников составляет 600 метров, выпускающий инструктор открывает двери.
Для выполнения прыжка с парашютом подаются следующие команды:

  • предварительная – «приготовиться»;
  • исполнительная – «пошёл».

По команде «пошёл» парашютист, не задерживаясь, отделяется от ВС.
Все команды выпускающий инструктор дублирует руками.
Команда “Встать” сопровождается движением вверх вытянутой руки, при этом рука направлена в сторону того борта который парашютисты будут покидать первыми. Первыми прыгают парашютисты располагавшиеся по левому борту. По этой команде несколько парашютистов сидящие на указанном борту встают и поворачиваются в сторону двери, а все остальные остаются на своих местах. Отделение без команды выпускающего категорически запрещено.

Работа под куполом

Ощущение динамического удара(рывка) является основным признаком раскрытия и наполнения купола парашюта. После ощущения динамического рывка, ты обязан произвести следующие действия:

  • Осмотреть купол для оценки его целостности, правильного наполнения, и работоспособности.
  • Осмотреться по сторонам с целью избежания возможного схождения с другими парашютистами.

Для того чтобы произвести осмотр купола необходимо поднять голову вверх так чтобы увидеть весь купол целиком, от передней его кромки до задней части. Купол должен быть правильной круглой формы, без порывов, перехлёстов и обрывов строп. Купол парашюта Д-1-5У в нормальном рабочем состоянии представляет собой хорошо наполненную воздушным потоком полусферу, из материала светло-бежевого (или белого) цвета, от кромки которой к свободным концам подвесной системы натянуты, в строгом порядке не пересекаясь между собой, 28 строп.
В задней части купола (за спиной парашютиста) имеются три треугольные прорези. Справа и слева на задних свободных концах находятся стропы управления, красного цвета, с бобышками из красной пластмассы.
Иногда при попытке осмотреть купол у парашютиста могут возникнуть затруднения выражающиеся в том, что он не может поднять голову для осмотра. Это может быть вызвано двумя причинами:
за спиной парашютиста произошла закрутка строп и это мешает ему поднять голову;
это не позволяет сделать маленькое расстояние между правыми и левыми свободными концами в результате чего шлем парашютиста упирается в элементы подвесной системы.
Устранить закрутку строп можно двумя способами:

  • взявшись за правые и левые свободные концы постараться прижать их друг к другу;
  • расставив руки попробовать раскрутить тело, стропы парашюта раскрутятся и в том и в другом случае.

Осмотр купола является первым действием которое ты должен произвести сразу после раскрытия парашюта.
Следующим действием парашютиста является осмотр по сторонам, для того чтобы убедиться в отсутствии угрозы схождения(столкновения) с другими парашютистами.

Правила приземления

Приземление – завершающий этап прыжка, требующий от парашютиста концентрации внимания и строгого соблюдения установленных правил безопасного приземления.
Одним из способов уменьшения нагрузки при приземлении является уменьшение скорости приземления за счёт перевода купола на «малый» снос, т.е. против ветра. При котором скорость приземления при наиболее благоприятных условиях можно довести до минимальной.
Перед приземлением парашютист должен выполнять действия в следующей последовательности:

  • на высоте 150 — 100м парашютист должен стоять на «малом» сносе;
  • соединить ноги в коленях и ступнях, затем согнуть в коленях и в зависимости от силы ветра вынести вперед;
  • ступни ног держать параллельно земле.

Приземляться надо на полные ступни обеих ног, мышцы ног должны быть напряжены, при этом не следует стремиться устоять на ногах, выполнить перекат (кульбит). Голову и руки при этом поджать к груди. Категорически запрещается опираться на выставленную прямую руку, ладонь или локоть. И ждём небольшой, но ощутимый удар о землю. Парашют начинает тебя тащить по земле, переворачиваешься на левый бок и начинаешь тянуть пару нижних строп парашюта, для того чтобы погасить купол.

Действия в особых случаях — приземление на припятствия

Во всех случаях вероятного попадания на препятствия парашютист должен использовать управляемость парашюта чтобы избежать попадания на препятствие.

При снижении на лес

Парашютист должен развернуть парашют против ветра. Ноги плотно сжать, согнуть в коленях и вынести вперед, держа их напряжёнными. Подбородок опустить на грудь. Захватить скрещёнными накрест рукам передние свободные концы подвесной системы так, чтобы вены рук были обращены к лицу, предохраняя лицо и шею от ударов о стволы и ветви деревьев. При зависании на высоких деревьях принять меры к безопасному спуску на землю, используя для этой цели распущенный купол и стропы запасного парашюта.

При попадании на стену здания

Развернуться лицом к стене вывести ноги вперед так чтобы удариться о стену ступнями ног и скользнуть по стене до земли.

При попадании на крышу здания

Вывести ноги вперёд параллельно крыше.
При попадании парашютиста на середину крыши здания надо упасть на поверхность крыши и удержаться на здании, используя закрепленные части (трубы, антенны). В случае попадания на край крыши, не допуская гашения купола спрыгнуть с парашютом на площадку около строения.

При попадании на телеграфные провода или провода ЛЭП

По возможности подтянувшись в подвесной системе, пройти над проводами. Если это не удалось, попытаться ступнями ног оттолкнуться от проводов, при этом предохранять лицо и голову от возможных ударов об столб или провода. Если парашютиста сносит вдоль линии, ему надо развернуться по ветру боком так, чтобы оттолкнуться от проводов во внешнюю от линии сторону, избегая попадания между проводами и не допуская попадания их между ногами.

Причинами травматизма при приземлении могут быть:

  • недостаточная психологическая подготовка (страх прыжка, боязнь высоты и приземления, сомнения в правильности своих действий);
  • нарушение техники приземления (приземление с вращением, встреча земли боком, с расставленными ногами или не на всю ступню, с выставлением руки или локтя, с неправильно выполненным кувырком, попытка «найти» приближающуюся землю ногами и т. п.);
  • приземление на препятствие или неблагоприятную подстилающую поверхность;
  • повышенная скорость приземления;
  • низкая общефизическая подготовка парашютиста;
  • пренебрежение мерами безопасности и переоценка парашютистом своих возможностей.

Характерные ошибки парашютистов при приземлении, которые, как правило, приводят к травмам:

  • разведение ног при касании земли, желание устоять на ногах;
  • приземление на одну ногу;
  • неправильное положение ступней ног (ступни не параллельны земле);
  • приземление на прямые, не согнутые в коленях ноги;
  • приземление с разворотом;
  • приземление на расслабление ноги;
  • большой угол выноса ног вперёд.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: