Разнообразие покрытосеменных. Покрытосеменные. Сравнительная характеристика семейств

Вопрос 1. Объясните, почему покрытосеменные растения получили такое название.

Покрытосеменные – отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие полового органа размножения – цветка и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные).

Вопрос 2. Используя учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, заполните таблицу «Многообразие покрытосеменных растений».

Вопрос 3. Охарактеризуйте среды жизни покрытосеменных растении.

Покрытосеменные могут обитать в различных средах: на воде, в безводных пустынях, в лесах и лугах.

Вопрос 4. Рассмотрите рисунок «Строение высших семенных растений». Сделайте на нём соответствующие подписи.

1. Шишка с семязачатком 1. Венчик, чашечка

2. Молодая женская шишка 2. Цветок

3. Молодая мужская шишка 3. Лист

4. Зрелая шишка 4. Стебель

5. Семена 5. Корень

Вопрос 5. Запишите названия видов растений:

1) произрастающих в вашей местности и нуждающихся в охране:

Нуждается в охране ландыш майский, живучка женевская, венерин башмачок.

2) произрастающих в вашей местности, занесённых в Красную книгу России:

К таким растениям относят горечавку крестоцветную, ирис сибирский, живокость клиновидную, борец северный, земляника мускусная.

3) которые удалось спасти от исчезновения:

Спасти от исчезновения удалось подснежник узколистый, лилию мозолистую.

Вопрос 6. Изучив текст параграфа и рисунок 43, заполните схему «Жизненные формы растений».

Вопрос 7. Выясните, какие покрытосеменные растения растут в районе вашей школы. Охарактеризуйте несколько из них, заполнив таблицу.

Семейство капустных, или крестоцветных , насчитывает около 3 000 видов. Представлено главным образом травами, встречаются полукустарники и кустарники.

Для растений семейства капустовых характерно очередное листорасположение, цветки правильные: 4 свободных чашелистика и столько же лепестков. Чашелистики и лепестки расположены крест-накрест, отсюда и название - крестоцветные

Тычинок 6, из них 2 наружные» более короткие, пестик состоит из 2-х плодолистиков. Плод - стручок, стручочек, или односемянный орешек. К семейству крестоцветные относится хозяйственно важный вид капусты — двулетнее растение, представленное несколькими разновидностями (кольраби, брюссельская, лиственная, цветная, краснокочанная и др.). Наибольшее распространение получила капуста кочанная. Ее возделывают во всех зонах. К роду капусты относятся также брюква и репа.

имеет 3000 видов и представлено деревьями, кустарниками и травами. Среди розовых много плодовых (яблоня, груша, вишня, абрикос и др.), ягодных (малина, земляника, ежевика и др.), декоративных (роза, спирея, боярышник и др.), лекарственных (шиповник, черемуха и др.) растений.

Цветки у розовых правильные, собраны в различные соцветия. Части цветка располагаются кругами. Чашелистиков 5, венчик раздельнолепестной из 5 лепестков, тычинок много. Число пестиков от одного (вишня, слива) до нескольких десятков (шиповник, малина).

Плоды разнообразные: яблоко (у яблони), костянка (у вишни), многокостянки (у малины) и др. Листья бывают простые и сложные, располагаются поочередно и имеют прилистники. Семейство розовых разделяется па роды, среди которых большое значение имеет род яблоня. Шиповник и роза относятся к роду розы. Этот род представлен многими видами. Виды представлены многими сортами роз, являющихся основными культурными декоративными формами, используемыми для украшения садов и парков многих городов и сел.

Семейство бобовых представляют около 12 000 видов деревьев, кустарников и трав, среди которых много лиан. Листья очередные с прилистниками, перисто- или пальчатосложные, реже простые. Цветки обоеполые, собраны в соцветия (головка у клевера, кисть у люпина) или одиночные (у гороха).

Чашечка зубчатая, иногда двугубая. Венчик пятилепестный «мотыльковый» (верхний лепесток - парус, боковые - несла, два нижних срослись в лодочку).

В цветке 10 тычинок, из которых девять срослись тычиночными нитями, а верхняя (десятая) остается свободной. Пестик один. Плод - боб. Для бобовых характерно взаимовыгодное сожительство двух разных организмов симбиоз.

На корнях бобовых растений образуются клубеньки, в клетках которых живут клубеньковые бактерии. Они усваивают азот из воздуха, поэтому все бобовые богаты белком. Среди бобовых много продовольственных растений (фасоль, горох, соя, арахис и др.), кормовых (люцерна, клевер, эспарцет), декоративных (люпин, душистый горошек, глициния, белая акация и др.).

Семейство пасленовых насчитывает около 1 700 видов преимущественно дикорастущих травянистых растений. В культуре встречаются овощные растения (томаты, баклажаны, овощной перец и картофель), декоративные (петуния, душистый табак и др.).

Среди дикорастущих много ядовитых лекарственных растений (белладонна, белена, дурман и др.).

Растения семейства пасленовых имеют цветки с 5-ю сросшимися чашелистиками, 5 сросшимися лепестками и 5 тычинками, приросшими к лепесткам, а также пестик со многими семяпочками в завязи. Плоды многосемянные сочные - ягоды (у томата, картофеля, паслена) и сухие - коробочки (у белены, дурмана, петунии).

Наиболее ценной продовольственной и технической культурой у нас является картофель. Его нередко называют вторым хлебом. Из картофеля получают картофельную муку (крахмал), спирт и т. д: Используют в пищу клубни - видоизмененные побеги. Его плоды - ягоды — ядовиты для людей и животных и в пищу не употребляются. В отличие от картофеля, у помидоров, сладкого перца, баклажанов в пищу употребляют плоды, являющиеся сочными и полезными;

Семейство астровых (или сложноцветных) — самое крупное семейство цветковых растений. На Земле существует около 300 тыс. видов цветковых растений, из них около 25 000 относятся к семейству астровых. В основном, это травянистые растения, реже кустарники и деревья. К этому семейству относится много видов декоративных растений (астры, хризантемы, георгины, маргаритки и др.). Среди дикорастущих очень мною сорных растений (осот, василек, мелколепестник и др.) и лекарственных (ромашка, одуванчик, тысячелистник, цикорий и др.).

Цветки обычно мелкие, собранные в плотное соцветие - корзинку, внешне похожее на один цветок.

Группа цветков в корзинке окружена оберткой из видоизмененных листьев. Цветки астровых пятичленного типа, обоеполые, но бывают женскими и бесполыми. Чашечка обычно видоизменена и представлена или зубчатой окраиной, или бугорками, но чаще она превращена в хохолок, играющий роль парашюта при распространении плодов ветром. Венчик спайнолепестный, различной формы: трубчатый, язычковый, воронковидный, двугубый, ложноязычковый. Плоды - семянки (подсолнечник, астры), у других растений (одуванчик, осот) - семянка с летучкой хохолком.

Из культурных растений наиболее важное значение имеет подсолнечник - однолетнее высокое растение с большим соцветием корзинкой. Его называют «цветок солнца».

Класс однодольные

Класс однодольные — составляет примерно 25% всех покрытосеменных (около 58 тыс. видов). Основные жизненные формы - травы и (редко) древовидные растения.

Многолетние травы с корневищами, луковицами, клубнелуковицами, реже древовидные растения (драцена, алоэ, юкка). Около 4 000 видов, произрастающих по всему земному тару. Листья очередные с параллельным или дуговым жилкованием. Цветки правильные, обоеполые, с простым венчиковидным или чашечковидным околоцветником, состоят обычно из 6 сросшихся или свободных листочков (3 наружных и 3 внутренних), 6 тычинок(3 в наружном и 3 во внутреннем круге). Завязь верхняя. Плод - коробочка (у тюльпана) или ягода (у ландыша). Щетки бывают одиночные (у тюльпана) или собраны в шаровидные соцветия (у лука) и кисть (у лилии). Большинство лилейных опыляются насекомыми, некоторые - ветром.

К лилейным относятся многие декоративные растения с красивыми и душистыми цветками. Среди лилейных встречаются и лекарственные растения - ландыш и другие.

К семейству лилейных относятся цепные продовольственные растения - лук, чеснок, спаржа, представляющие настоящий кладезь витаминов, так необходимых человеку.

Есть среди лилейных и ядовитые растения, например, вороний глаз, ландыш майский. Их используют как лекарственные растения.

Семейство мятликовые , или злаки насчитывает около 10 тысяч видов. Травы, реже — древовидные формы (бамбуки).

Стебель простой, иногда ветвистый, представлен соломиной (полый внутри), несколько вздутый в узлах. На стебле находятся двурядно расположенные листья. Листья линейные с длинным влагалищем и пленчатым выростом - язычком. Жилкование параллельное. У злаков сильно развито подземное ветвление. По этому признаку различают три типа злаков: корневищные — в узлах кущения побеги развиваются горизонтально под землей, образуя корневища (пырей ползучий, костер безостый); рыхлокустовые, у которых боковые побеги отходят под острым углом к главному вертикальному побегу, образуя рыхлый куст (тимофеевка луговая, лисохвост луговой); плотнокустовые злаки, у которых боковые надземные побеги растут вертикально, почти параллельно материнскому побегу, образуя плотный куст, дерновину (щучка, белоус).

Цветки злаков собраны в простые соцветия — колоски, которые образуют сложные соцветия — сложный колос (пшеница), султан (тимофеевка), метелку (просо), початок (кукуруза).

Наиболее типичное строение для злаков имеет цветок пшеницы: две цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 тычинки, пестик с двумя рыльцами. В еще закрытых цветках происходит самоопыление. Плод ~ зерновка.

У основания каждого колоска большинства растений прикреплены 2 колосковые чешуи, прикрывающие колосок.

У кукурузы развиваются цветки двух типов: тычиночные и пестичные. Пестичные цветки образуют соцветие сложный початок. Початки расположены в пазухах листьев. Цветок имеет округлую завязь с длинным шелковистым столбиком, заканчивающимся двухлопастным рыльцем. Початки одеты зеленой оберткой из видоизмененных листьев.

Тычиночные цветки собраны в соцветие метелку, расположенную на верхушке стебля. Метелка состоит из колосков, в каждом из которых по два цветка с тремя тычинками каждый. Пыльца созревает раньше, чем на этом же растении из оберток початков появляются рыльца. Самоопыления у кукурузы не бывает. Опыляется ветром. Плоду всех злаков - зерновка (семенная кожура срастается с околоплодником).

Семейство мятликовые или злаки представлено исключительно важными для человека культурными растениями, объединенными в роды: пшеница, рожь, ячмень, рис, кукуруза, просо и др. К злаковым относится много кормовых трав (тимофеевка, лисохвост), а также сорных (пырей, овсюг и др.).

1. Семена однодольных, как и двудольных растений, имеют:

а) запас питательных веществ б) зародыш в) кожуру г) одну семядолю

2. Эндосперм:

а) входит в состав зародыша б) не входит в состав зародыша

в) входит в состав семени г) не входит в состав семени

3. При прорастании семени зародышевый корешок превращается
в корень:

а) боковой б) главный в) придаточный

4. Образовательная ткань корня располагается в зоне:

а) всасывания б) проведения в) деления г) роста

5. Корневые волоски характерны для зоны:

а) деления б) всасывания в) роста г) проведения

6. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются:

а) пазухи б) междоузлия в) узлы г) рубцы

7. Почка-это:

а) часть стебля б) зачаточный лист в) часть побега г) зачаточный побег

8. Генеративная почка, в отличие от вегетативной:

а) представляет собой зачаточные бутоны б) имеет защитные почечные чешуи

в) крупнее и округлой формы г) развивается за счет деления клеток образовательной ткани

9. Основными функциями листа являются:
а) опора б) газообмен в) испарение воды г) фотосинтез

10. Для двудольных растений характерно жилкование листа:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое

11. Устьице - это:

а) клетки кожицы листа б) клетки - замыкатели и щель между ними

в) щель между клетками покровной ткани г) клетки, содержащие хлорофилл

12. Органические вещества в листе передвигаются по:

а) механическим волокнам б) ситовидным трубкам в) сосудам г) проводящим пучкам

13. Листья теневыносливых растений, в отличие от листьев све­толюбивых растений:

а) более темные б) более светлые в) не имеют столбчатого слоя клеток г) имеют столбчатый слой клеток

14. Стебель - это:

а) побег б) осевая часть побега в) опора для других частей побега г) орган, соединяющийся с корнем

15. Стебель растет в толщину за счет:

а) коры б) древесины в) сердцевины г) камбия

16. В состав луба входят:

а) сосуды б) пробка в) лубяные волокна г) ситовидные трубки

17. Видоизмененными подземными побегами являются:

а) клубень б) корень в) корневище г) луковица

18. Как корень является частью растения, так и лист является частью:

а) стебля б) корня в) побега г) растения

19. Определите правильную последовательность расположения участков на спиле ствола дерева, начиная от поверхности:

а) сердцевина б) камбий в) кора г) древесина д) кожица е) пробка ж) луб

1. Семена двудольных растений, в отличие от однодольных,
имеют:

а) зародыш б) две семядоли в) кожуру г) запас питательных веществ в семядолях

2. В состав зародыша входят:

а) зародышевый корешок и стебелек с листочками б) эндосперм в) кожура г) семядоля (семядоли)



3. В мочковатой корневой системе наиболее выражены корни:

а) придаточные б) главный в) боковые

4. Корневой чехлик образован клетками ткани:

а) образовательной б) проводящей в) покровной г)основной

5. Зона проведения образована:

а) корневыми волосками б) делящимися клетками образовательной ткани в) сосудами г) растущими клетками

6. Листорасположение, при котором листья располагаются по два в узле напротив друг друга, называется:

а) очередное б) мутовчатое в)супротивное г) спиральное

7. Вегетативные почки, как и генеративные:

а) покрыты почечными чешуйками б) имеют зачаточный стебель с зачаточными листочками

в) развитие начинают с распускания г) развиваются за счет деления клеток образовательной ткани

8. Лист - это часть:

а) растения б) побега в) стебля г) почки

9. Для однодольных растений характерно жилкование:
а) сетчатое б) параллельное в) дуговое

10. Листья березы характеризуются наличием:

а) одной листовой пластинки б) прилистников в) черешка г) нескольких листовых пластинок

11. Вода и минеральные вещества передвигаются в листьях по:

а) жилкам б) ситовидным трубкам в) механическим волокнам г) сосудам

12. Наибольшее количество хлоропластов в ткани листа:

а) покровной б) основной столбчатой в) основной губчатой г) проводящей

13. Листья светолюбивых растений, в отличие от листьев тенелюбивых растений:

а) более светлые б) более темные в) не имеют столбчатого слоя г) имеют столбчатый слой

14. Запас питательных веществ откладывается:

а) в коре б) древесине в) сердцевине г) камбие

15.Камбий выполняет функцию:

а) фотосинтеза б) защиты в) роста стебля в толщину г) опоры

16. Проводящая система стебля образована:

а) пробкой б) ситовидными трубками в) сосудами г) механическими волокнами

17. Чешуи луковицы - это видоизмененные:

а) стебли б) почки в) листья г) корни

18. Как образовательная ткань обеспечивает рост растения, так и покровная ткань обеспечивает:

а) защиту б)опору в) проведение питательных веществ г) газообмен

19. Определите правильную последовательность:

а) организм (растение) б) органы в) клетки г) системы органов д) ткани

Чикина Наталья Александровна, учитель биологии МБОУ гимназии №1

Тема урока . Многообразие и рас­пространение покры­тосеменных растений.

Урок обобщения и сис­тематизации

Имя урока : Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Расул Гамзатов.
Цель:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепить умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Уметь объяснять роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека.

Развивающая : формирование умений работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации, уметь выполнять различные типы тестовых заданий.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию экологической грамотности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, учебники, рабочие тетради, лист фронтальной работы, красная книга Липецкой области.

Ход урока

Вводное слово учителя. На нашей планете Земля огромное количество живых организмов. Какие отличительные признаки есть у представителей царства Растений? (слайд 1-2). Обратимся к листу фронтальной работы

Организация работа учащихся с листом фронтальной работы

Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений. Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы

Проверка выполнения задания. (слайд 3)

Учитель. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения

Учитель. Посмотрите, какие растения вы назвали, большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? (слайд -4)

Ответы учащихся

Учитель Мы уже знаем, что наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений.

Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ

Давайте повторим признаки покрытосеменных

(слайд 5)

Ответы учащихся

Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Образуют плод

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Учитель. Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. Давайте повторим признаки Однодольных и Двудольных растении

Работа с листом фронтальной работы. Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные )З эндосперме в семядолях пятичленный . (слайд 6)

Класс Однодольные

Класс Двудольные

Проверка работы (слайд 7)

Класс Однодольные

2 , 3, 6, 7,10,11.

Класс Двудольные

1, 4, 5, 8, 9,12.

Учитель. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс и семейство, к которому относятся предложенные вам растения, назовите основные признаки семейства.

Учащиеся работают в парах, а потом рассказывают краткую характеристику семейства, к которому принадлежит растение растения по плану. Перед ответом загадка о семействе.

Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Масло из одного из растений этого семейства очень популярно. (сложноцветные)

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)

Ответы учащихся о признаках семейств покрытосеменных растений.

Закрепление идет по слайдам 8 - 14

Учитель Какое значение растений в природе? Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?

Сообщения учащихся о значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Значение растений в жизни человека.

В жизни человека растения имеют очень большое значение. Из пищевых растений особенно важны хлебные злаки . По значению для питания человека на первом месте нужно поставить пшеницу и за ней - рис. Из овощей на первом месте по мировой продукции стоит картофель, и остальные овощи (в средних широтах главным образом капуста, репа, морковь, свекла и др.)

Немалую роль в питании человека играют и плодовые растения . Как плоды, так и овощи, особенно если они поедаются в сыром виде, имеют не только пищевое, но и особое значение в пищевом режиме ввиду содержания в них различных специальных веществ, главным образом витаминов , вырабатываемых только растениями и необходимых для жизни человека.

Как наиболее важные из разводимых плодовых растений можно указать некоторые ягодники (смородина, крыжовник, малина), плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и персики).

Из других пищевых растений нужно указать на некоторые зернобобовые , как горох, фасоль, соя и др. В отличие от большинства других пищевых продуктов растительного происхождения, они богаты белками и поэтому могут иметь особое значение в белковом питании человека

Довольно широко используются человеком масличные растения . например, оливковое дерево в нашей местности это в основном подсолнечник.

Далее нужно указать на сахароносы . Важнейшие из них - сахарная свекла, культивируемая в областях умеренного климата, и сахарный тростник, разводимый в субтропиках и тропиках.

Наконец нужно упомянуть растения, дающие пряности (перец, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, ваниль и др.).

Материал для одежды дают так называемые прядильные или волокнистые растения . Из них получают волокна (лен, хлопчатник, конопля).

Очень большое значение в жизни человека имеет древесина. Древесина используется не только в натуральном виде, но и после специальных обработок, вследствие которых она приобретает более высокие технические свойства.

Эфиромасличные и декоративные растения очень многочисленны, разнообразны и широко культивируются. Первые, благодаря содержанию в них душистых эфирных масел, находят большое применение в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности

Лекарственные растения применялись человеком для лечения болезней с глубокой древности и в медицине имели исключительно большое значение. Собственно, даже самое развитие ботаники начиная с древности происходило в значительной степени на почве выявления и изучения именно лекарственных растений. У разных народов в совокупности применялось до 12 000 видов таких растений. В настоящее время значение их далеко не так велико, так как многие лекарственные вещества готовятся сейчас синтетически.

Эстетическое значение комнатные растения, для украшения садов и парков. Великолепных клумб, радующих глаз горожан много у на в Липецке. В этом году на класс работает над проектом клумб гимназии.

Значение в природе

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве вещества из веществ ; при этом растения извлекают из углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая кислород, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Благодаря кислороду образовался озоновый слой, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения все живое. Растения - основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Покрытосеменные растения образуют , , и другие растительные группировки, создавая разнообразие Земли и бесконечное разнообразие для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется .

Учитель. У каждого урока есть тема, я хочу вам предложить имя нашего урока (слайд 15) Рассказ учителя об охране растений и Красной книге Липецкой области и растениях занесенных в неё (слайд 16-17), о красоте города Липецка (слайд 18)

Закрепление.

Тест

1 основной признак покрытосеменных – наличие семени.

2 у двудольных стержневая корневая система

3 злаки и лилейные семейства класса однодольных растений

4 отдел покрытосеменные делится на 4 класса

5 шиповник и горох представители семейства бобовых

6 пшеница имеет одну семядолю в зародыше

7 все покрытосеменные имеют плод и цветок

8 у двудольных листья могут быть и простые и сложные

9 у однодольных сетчатое жилкование листьев

Проверка теста (слайд 19)

Обращается внимание на ошибки

Взять на проверку выборочно листы фронтальной работы

Домашнее задание: повторить страницы учебника 78-85, рабочая тетрадь № 39

Лист фронтальной работы ученика(цы) 7« » класса _______________________________________________

Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений.

Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы.

Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7 ) З апас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме . 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях . 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный .

Класс Однодольные

Класс Двудольные

Задание 3. Рассмотрите предложенный вам гербарный экземпляр. К какому семейству он относится дайте краткую характеристику семейства.

Тест

1. 4. 7.

2. 5. 8.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: