Век 19 железный воистину

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа

Урок по курсу «Новая история» в 8 классе

«Век XIX – железный, воистину железный век» ».

Составила: Созонова Татьяна Иосифовна,

учитель истории

Горки – 2015г.

Тема: Художественные искания и литература XIX века.

Цели: познакомить учеников с явлениями культуры 19 века, с произведениями различных творческих направлений, выявить социальные преобразования, обусловившие необходимость создания новой художественной картины мира, проследить смену творческих направлений в искусстве индустриальной эпохи, уяснить причины, подтолкнувшие творцов искусства к художественным исканиям,

Продолжить формирование специфических навыков усвоения литературного текста, необходимых грамотному читателю, учить конструировать исторические образы творцов художественной культуры, совершенствовать умение анализировать текст, внимательно вглядываясь в детали, учить делать сообщения, выступать публично, помочь школьникам выработать личностное отношение к культурному наследию, развивать навыки выразительного чтения,

Воспитывать

Методы обучения: иллюстративно – репродуктивный, частично – поисковый.

Форма урока: комбинированный урок.

Основные понятия и термины: романтизм, критический реализм, поэма,

Оборудование урока: портреты творцов 19 века в виде презентации, выставка книг, художественная литература: стихотворения Джорджа Байрона, повесть Оноре де Бальзак «Гобсек».

На доске: тема урока, эпиграф, новые термины.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Объявление темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока: «Художественные искания и литература XIX века». Сегодня на уроке

мы познакомимся с основными творческими направлениями 19 века, выясним причины, подтолкнувшие творцов к художественным исканиям.

Подготовка к изучению нового материала.

Слово учителя.

19 век – это эпоха напряжённых и бурных исканий, смены творческих направлений в искусстве, порождённых социальными изменениями. В основе этих поисков – стремление человека наиболее ярко и точно выразить своё время. Литература 19 столетия – это литература о проблемах и идеалах эпохи.

Эпиграфом к уроку я взяла слова русского поэта Александра Блок, который в одном из своих произведений так охарактеризовал эту эпоху: «Век 19, железный, воистину жестокий век!..»

Наша задача к концу урока выяснить, что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

Беседа. Повторение изученного материала.

Для того, чтобы приступить к новой теме, давайте вспомним материал, изученный в 7 классе.

Почему 18 век называют эпохой Просвещения?

В это время писатели, учёные, художники, философы в своих работах выступили с критикой всего, что угнетало человека. Они обрушились на церковное учение, религию, восстали против абсолютизма, феодальных порядков. Необходимо разбудить мысль человека, заставить разум активно работать. Мыслители 18 века верили в человека, в его силы.

Назовите страны, в которых в 18 веке произошли революции?

Франция, Северная Америка, Англия, Нидерланды.

Назовите общие причины революций в этих странах?

Несовпадение интересов различных слоёв населения, недовольство старым порядком, требование демократизации политического строя, национальные движения и т.д.

Каковы последствия буржуазных революций?

Изменился человек, его духовная и материальная жизнь, человек освободился из плена традиций, самостоятельно стал принимать важнейшие решения, берёт на себя ответственность.

Каковы последствия революции во Франции?

Революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, отменила сословия, провозгласила принцип свободы и равенства. В стране стало формироваться гражданское общество. Наступила победа над старыми порядками.

III . Изучение нового материала.

Ну, а сейчас приступаем к изучению новой темы.

Сегодня мы познакомимся с новыми творческими направлениями 19 века – романтизмом и критическим реализмом.

Что же такое романтизм?

Работа с учебником – с. 267.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 – первой половины 19 века, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств, мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

Рассказ учителя.

Романтики не стремились к переустройству мира. Поэтизируя прошлое, они уходили от действительности в старые легенды, народные сказки. Были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей – человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству.

Романтическая литература представлена в нашем учебнике именами таких мастеров, как Джордж Гордон Байрон, Генрих Гейне, Виктор Гюго, создавших яркий неповторимый образ романтических героев.

Именно Байрон представляет собой яркий тип поэта – романтика.

Выступление ученика о жизни и творчестве выдающегося романтика Джорджа Байрона.

В трагических строчках стихотворения «Душа моя мрачна» Лермонтов, а именно он перевёл это стихотворение, увидел не угасшую мечту о великих свершениях, не притупившееся ожидание великого счастья – и в служении вольности, и в творчестве, и в любви.

Ученик читает наизусть стихотворение «Душа моя мрачна».

Тема политической свободы – одна из важнейших тем в творчестве поэта.

Ученик читает наизусть стихотворение «Ты кончил жизни путь…».

Работа с текстом.

Анализ стихотворения «Ты кончил жизни путь…».

Определите жанр этого произведения.

Это стихотворение имеет признаки эпитафии – произведения, созданного по поводу смерти. Написано оно в форме обращения к погибшему герою. Оно имеет также признаки торжественного гимна во славу героя.

Какие идеалы утверждает Байрон в этом стихотворении?

Байрон воспевает героизм, мужество, доблесть, патриотизм, свободу. Герой пал в борьбе за независимость родины: «Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах».

Забудет героя его народ?

Как построено стихотворение? Как обращение к павшему герою, но рассчитано на людей живых, современником, призвано воодушевить их на борьбу с захватчиками примером мужественного служения родине – это ораторский приём.

Какими художественными средствами достигается большая сила воздействия стихотворения?

Эмоциональность подчёркивается восклицательной интонацией – («Ты кончил жизни путь, герой!, «Ты пал!»), возвышенной лексикой («слава», «родина святая», «величавый», «мужество»

«свободен», «отвага», «подвиг», «доблестный», «прах»), повторами («И в песнях родины святой // Жить будет образ величавый, // Жить будет мужество твоё»).

Как называются повторы, когда одинаково начинаются строки стихотворения?

Каков тон стихотворения? (скорбный, но мужественный, сдержанный: «Но слёз не будет на очах: // Плач оскорбил бы славный прах».)

В чём современность стихотворения?

(Патриотизм, идеалы свободы, независимости никогда не устаревают. Стихотворение актуально во все времена.

Слово учителя.

Романтики раскрыли перед читателями прекрасный и глубокий мир человеческих чувств, стремились передать нюансы жизни души.

Лирика немецкого поэта Гейне повествует о сложном, подчас трагическом мироощущении лирического героя, даёт возможность проникнуть в его сокровенные тайны.

Выступление ученика о жизни и творчестве Генриха Гейне.

Ученики читают наизусть стихотворения поэта.

Рассказ учителя.

В 30-е годы 19 века почти в тот момент, когда романтизм переживал свой расцвет, в искусстве возникло новое направление – реализм.

Работа с термином в учебнике – с. 267.

Реализм – направление в искусстве, ставящее пред собой задачу дать наиболее полное, правдивое отражение действительности, критический реализм – ветвь реалистического искусства 19 – 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности.

Рассказ учителя.

Реалисты пытаются понять современное общество, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. Человек немыслим без социальной среды, даже если ненавидит её, борется с ней. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества.

Творчество Оноре де Бальзака является одним из наиболее ярких воплощений литературных исканий мастеров критического реализма.

Выступление ученика о жизни и творчестве Оноре Бальзака.

Итак, жизнь французского общества первой половины 19 века наиболее полно раскрыта в произведениях Оноре де Бальзака. Долгие годы писатель работал над «Человеческой комедией», которая объединила более 100 произведений. Повесть «Гобсек» - одна из них.

Выступление ученика. Краткая характеристика фабулы новеллы «Гобсек».(1830 – 1835)

Работа с отрывками новеллы «Гобсек».

Портрет реалистического героя - Гобсека

Прочитаем и подумаем каким предстаёт перед нами Гобсек?.

Какую роль играет цвет в описании его внешности?

Как характеризуют его жесты, интонация, поведение?

Путешествия Гобсека.

Прочитаем о путешествиях Гобсека.

Повлияли ли эти события на характер героя?

Взгляд Гобсека на жизнь.

А как герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь?

Подчеркните, пожалуйста, в тексте те предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека?

Итак, Гобсек хотел распоряжаться не только золотом людей, но и их судьбами. После смерти героя его душеприказчик делает потрясающее открытие: он находит кучу сваленных вместе гниющих ценностей – заморские деликатесы вперемежку со свернутыми полотнами художников, тюки колониальных товаров, драгоценные вазы, где кишат черви… К концу жизни ростовщик сделался маньяком скупости и из боязни продешевить сгноил свои богатства.

Что, с вашей точки зрения, могло его сделать таким?

Работа с иллюстрацией «Портрет Гобсека».

К сегодняшнему уроку ребята нарисовали портрет Гобсека.

Скажите, пожалуйста, похож Гобсек на портрет в повести.

IV Закрепление изученного на уроке.

Беседа. Работа с эпиграфом.

Что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

Что вам запомнилось на уроке?

V . Итог урока.

Выставление оценок и домашнее задание.

Стихотворение Дж. Байрона «Ты кончил жизни путь…»

Ты кончил жизни путь, герой!

Теперь твоя начнётся слава,

И в песнях родины святой

Жить будет образ величавый,

Жить будет мужество твоё,

Освободившее её.

Пока свободен твой народ,

Он позабыть тебя не в силах.

Ты пал! Но кровь твоя течёт

Не по земле, а в наших жилах;

Отвагу мощную вдохнуть

Твой подвиг должен в нашу грудь.

Врага заставим мы бледнеть,

Коль назовём тебя средь боя;

Дев наших хоры станут петь

О смерти доблестной героя;

Но слёз не будет на очах:

Плач оскорбил бы славный прах.

Портрет Гобсека.

Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его жёлтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причёсанные и с сильной проседью – пепельно – серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и жёлтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого цвета, поэтому он защищал их большим козырьком потрёпанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Всё в его комнате было опрятно и потёрто. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой – то человек – автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, он мгновенно остановится и замрёт; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал напрягать голос. Он берёг жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных часах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом друг наступала мёртвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку.

Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность.

Периодизация русской литературы 19 века 1 период – литература 1-й четверти () 2 период – литература 30-х годов () 3 период – литература 4050-х годов () 4 период – Литература 60-х годов () 5 период – Литература 70-х годов () 6 период – Литература 80-х годов () 7 период – Литература 90-х годов ()


Общая характеристика 1 периода Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод романтизм


Общая характеристика 2 периода Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве Пушкина. Расцвет революционного романтизма Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Усиление демократических тенденций. Ведущее направление – реализм.


Общая характеристика 3 периода Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Развитие темы «маленького человека». Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе


Общая характеристика 4 периода Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия, пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики. Новые темы, проблемы в литературе: герои-рабочие, разночинцы, крестьянство. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни у Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов- романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев, А. Майков и другие)


Общая характеристика 5 периода Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве Н. Лескова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского.


Общая характеристика 6 периода Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова- Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента. Обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.


Общая характеристика 7 периода Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький). Развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.


Развитие основных литературных жанров 1 период – баллада, лироэпическая поэма, элегия, психологическая повесть. 2 период – прозаические жанры: романтические повести, исторические романы, критические статьи; драматургия, лирика. 3 период – основные жанры «натуральной школы»: поэма, физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман; пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика. 4 период – демократическая повесть, роман. литературная критика, журналистика, лирические жанры.


Развитие основных литературных жанров 5 период – очерк, рассказ, повесть, роман, сказ. 6 период – рассказ, повесть, роман; романтические жанры в поэзии; социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев. 7 период – рассказ, повесть, роман, публицистиче- ские жанры; жанры в традициях революционной поэзии; драматические жанры.


Вопросы для домашнего анкетирования: Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня? Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.



Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Матерьялистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий,

Бескровных душ и слабых тел!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

А.Блок.

Человек и эпоха – основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.

1. Социально-экономическое и политическое развитие России.

Начало XX века – время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60–70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).

Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.

Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.

Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.

Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайную остроту приобрел в начале XX века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.

Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.

Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале XX века было тяжелым. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

К началу XX века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.

2. Культура в России начала XX века.

Вступая в XX век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905–1907 гг.

Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры – героический и трагический одновременно.

Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.

Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.

В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.

А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.

В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.

В русской культуре – серебряный век.

3. Серебряный век русской литературы.

1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи – нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.

Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).

2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Эстетическое своемыслие – общая тенденция в лирике серебряного века.

Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.

3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).

4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей.

К. Бальмонт

Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам.

В. Брюсов

5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).

6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: