Внутреннее строение лягушки. Особенности и функции внутренних органов лягушки. Биология в лицее Таблица строение и функции органов земноводных

«Строение и деятельность внутренних органов земноводных». 7 класс. Животные. Урок 41: «Строение и деятельность внутренних органов земноводных». Выполнила: Полтавцева О.А. – учитель биологии МОУ Пролетарская СОШ 4 им. Нисанова Х.Д. Цель урока: Продолжить изучение класса Земноводные; Выявить приспособления к наземной и водной средам обитания; Продолжать формировать умения работать с учебником, схемой, рисунком.


1)Проверка домашнего задания: работа с рисунком «внешнее строение лягушки», работа с терминами, проверка домашней таблица «Скелет и мускулатура». 2)Изучение новой темы: пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, выделительная система, нервная система, обмен веществ. 3)Выводы: убедиться, что Земноводные получили своё название заслуженно. 4)Закрепление нового материала. 5)Домашнее задание.


Проверка домашнего задания. 1) Назовите части тела лягушки. 2) Перечислите внешние органы лягушки, расположенные на голове. 3) Назовите части передней конечности лягушки. 4) Назовите части задней конечности лягушки. Почему задние конечности длиннее передних?






Схема внутреннего строения земноводных. Внутреннее строение связано с водно-наземной средой обитания. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное внутреннее строение. Усложнение касается дыхательной и кровеносной систем в связи с появлением легких и двух кругов кровообращения. Более сложное строение, чем у рыб, имеют нервная система и органы чувств.


Дыхательная система земноводных. Строение лёгких. Механизм дыхания земноводных. Легкие - представляют собой небольшие вытянутые мешочки с тонкими эластичными стенками. Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Легкие у земноводных примитивны, Поэтому важное значение в газообмене имеет кожа.













Предварительный просмотр:

Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии

Тема урока: «Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»

Задачи:

Образовательные:

  1. Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;
  2. Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами

Развивающие:

  1. Формирование умений работать с учебником
  2. Развитие любознательности и познавательного интереса;
  3. Развитие внимательности;

Воспитывающие:

  1. Воспитания бережного отношения к живой природе.

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ, беседа.
  2. Наглядные: демонстрация печатных таблиц, модели «Головной мозг лягушки», «Головной мозг рыбы».

Тип урока: Комбинированный

Структура (элементы) урока с указанием времени:

  1. Организационное начало урока – 1 мин
  2. Проверка знаний, умений – 10 мин
  3. Изучение нового материала - 20 мин
  4. Организация домашнего задания – 3 мин
  5. Организованный конец урока – 1 мин

Литература для учителя:

  1. Андреева Н.Д., Машков Н.Н., Соломин В.П. Биология: Пособие для поступающих в вузы. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
  3. Я иду на урок биологии: зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Литература для учащихся:

  1. Большая энциклопедия животных – М.: Олма-Пресс, 2004;
  2. Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На прошлом уроке мы изучили внешнее строение и скелет земноводных. Скажите, какие изменения произошли во внешнем строении лягушки в связи с наземно-водным образом жизни?

Ученик: В связи с выходом на сушу у лягушки появляется ряд особенностей: кожа покрытая слизью, среднее ухо, барабанная перепонка, веки, задние конечности с плавательными перепонками и т.д.

Учитель: Молодец. Объясните, почему если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она их тронет.

Ученик: Нет, так как лягушка хватает только двигающуюся добычу.

Учитель: Очень хорошо. А задохнётся ли лягушка, если её закрыть рот и ноздри?

Ученик: Нет, она будет дышать с помощью кожи.

Учитель: Хорошо. А каково значение кожи лягушки?

Ученик: Кожа защищает организм от повреждений и заражения бактериями, она ещё служит для дыхания и помогает почкам выводить из организма ненужные вещества.

Учитель: Молодец. Скажите, какая пара ног играет основную роль при движении лягушки?

Ученик: задняя, так как передняя пара ног служит опорой.

Учитель: Правильно. Ребята, в связи с выходом на сушу большие изменения произошли не только во внешнем строении и скелете земноводных, но и в строении внутренних органов. Наша цель сегодня заключается в том, чтобы, доказать, что лягушки имеют более высокий уровень организации, чем рыбы.

Ребята, огромная часть наших знаний о строении, функционировании многих органов получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живущих существах. И поэтому не случайно в Париже и Токио есть памятники лягушкам. Запишите тему сегодняшнего урока «Строение и деятельность систем внутренних органов».

Давайте и мы узнаем, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

Скажите, какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животных.

Ученик: жизнедеятельность организма животных обеспечивают пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная, дыхательная системы.

Учитель: Правильно. Ребята, взаимосвязь всех внутренних органов обеспечивает нервная система. Которая будет стоять во главе нашей схемы. Обратимся к рисунку учебника 137 на странице 180 под буквой Б - схема головного мозга лягушки и страница учебника 159 Б – схема головного мозга рыбы. Нам необходимо выяснить, какие изменения произошли в головном мозге лягушки. Для этого нам необходимо сравнить головной мозг у рыб и головной мозг у лягушки. Показываю на моделях головного мозга каждый отдел мозга. Обсуждаем с ребятами, какие изменения произошли.

Передний мозг у лягушки стал крупнее, чем у рыб и разделился на два полушария.

Скажите почему головной мозг земноводных крупнее, чем у рыб?

Ученик: Потому что у земноводных появляется среднее ухо, усложняется зрение (становится лучше)

Учитель: Правильно.

Промежуточный мозг стал меньше, чем у рыб

Средний мозг развит умеренно

Мозжечок развит плохо у лягушки, чем у рыб. Этим и объясняются однообразные движения земноводных и их малоподвижный образ жизни.

Ещё одной из систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма животных, вы назвали пищеварительную систему, которая во многом сходна с пищеварительной системой рыб.

Ребята, откройте учебники на странице 178 и рассмотрите рисунок 135 «Схема пищеварительной системы лягушки». Изучите по данному рисунку строение пищеварительной системы. Назовите последовательно органы, образующие пищеварительную систему лягушки. Даётся 1 минута

Ученик: Пищеварительную систему образуют рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие.

Учитель: Хорошо. А давайте сравним пищеварительную систему земноводных и рыб, для этого откройте учебник на странице 156 и прочитайте какие органы пищеварения выделяют у рыб? И что нового появляется у лягушки?

Ученик: Клоака. Правильно. Клоака - расширенный конечный участок задней кишки , куда впадают протоки мочеполовой системы . Из рыб клоаку имеют только акулы и двоякодышащие . Чем питается лягушка?

Ученик: Лягушка питается только подвижными насекомыми: комары, мухи, пауки, слизни и т.д.

Учитель: Верно. А какие органы участвуют в захвате пищи?

Ученик: Самым главным органом в захвате пищи является язык.

Учитель: Верно. Ребята, с помощью языка лягушка ловит пищу, затем втягивает глаза в ротовую полость, которые и помогают проталкивать пищу.

Ребята, для жизни животных необходимы питательные вещества, которые имеют строительное значение. Ведь не зря говорят: «Будешь хорошо кушать – вырастишь большим и сильным. Также питательные вещества имеют энергетическое значение. Зарисовывают схему

Пища поступает в пищеварительную систему, в органах которой образуются питательные вещества. Происходит расщепление сложных питательных веществ на простые питательные вещества, которые поступают в кровь. Также в кровь должен поступить и кислород, который поступает в организм через дыхательную систему. Ребята обратимся к рисунку 134 «Внутреннее строение лягушки». Под цифрой 2 находятся лёгкие, обратите внимание, что лёгкие у лягушки небольшие, мешковидной формы. Появление лёгких свидетельствует об уровне высокой организации. Поступивший в капилляры кислород вместе с питательными веществами разносится с кровью ко всем органам и тканям. Происходят реакции взаимодействия питательных веществ и кислорода, таким образом, образуются углекислый газ, энергия и вода. Образовавшаяся энергия расходуется на движение, а образовавшаяся вода поступает в кровь и в органы выделительной системы. На странице учебника 179 прочитайте, какие органы относятся к выделительной системе?

Ученик: К органам выделительной системы относятся почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Учитель: Верно. Посмотрите на рисунок учебника. Чем обеспечивается взаимосвязь пищеварительной, дыхательной и выделительной систем?

Ученик: взаимосвязь данных систем обеспечивается с помощью кровеносных сосудов, крови.

Учитель: Хорошо. Ребята, а какой орган приводит кровь в движение?

Ученик: Сердце.

Учитель: Правильно. Сердце. Обратимся к рисунку учебника 136 «Схема кровеносной системы лягушки». Изучите по рисунку сердце лягушки, в этом вам поможет также текст учебника на странице 179. 1 минута

Ребята, что же нового появилось в сердце лягушки, в отличие от рыб?

Ученик: В отличие от рыб у лягушки сердце трёх камерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка.

Учитель: Правильно. И опять это свидетельствует о более высоком уровне организации. Сердце лягушки трёхкамерное, а что ещё нового тогда в кровеносной системе лягушки?

Ученик: у лягушки появляется второй круг кровообращения. Показываю по таблице

Учитель: Хорошо. Давайте сравним виды крови у рыб и у земноводных. Какой вид крови впервые появляется у лягушки?

Ученик: У лягушки появляется смешанная кровь.

Учитель: Правильно. У лягушки появляются три вида крови. Кровь артериальная и венозная частично смешиваются, и образуется смешанная кровь в желудочке. Ребята, обратите внимание, что сердце лягушки сокращается медленно: 30 раз в минуту, а у человека 72 раза и в связи с этим обмен веществ также происходит медленно.

Ребята, давайте сделаем вывод на основе сравнения рыб и земноводных о более высоком уровне организации и запишем его в тетрадь.

  1. Более сложное строение нервной системы (более крупный передний мозг, разделённый на два полушария)

Ребята, запишем в дневник домашнее задание – Прочитать параграф

37, выучить записи в тетради и заполнить таблицу

Система органов

Строение

Функция

Пищеварительная система

Переваривание пищи

Дыхательная система

Лёгкие, кожа

Кровеносная система

Трёхкамерное сердце

Выделительная система

Выведение вредных веществ

Нервная система

Лист ученической тетради.

13. 02.10.

«Строение и деятельность систем внутренних органов»

Лягушки имеют более высокий уровень организации, так как:

  1. Появляются органы дыхания – лёгкие
  2. Сердце – трёхкамерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка
  3. Более сложное строение нервной системы

Система органов

Строение

Функция

Пищеварительная система

Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие

Переваривание пищи

Дыхательная система

Лёгкие, кожа

Участвует в дыхательных актах

Кровеносная система

Трёхкамерное сердце

Снабжение внутренних органов кислородом и питательными веществами

Выделительная система

Почки, мочеточники, мочевой пузырь

Выведение вредных веществ

Нервная система

Передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг

Отвечает за поведение животного, за работу внутренних органов, функции организма


Земноводные, или амфибии, - это холоднокровные животные-хищники, которые прекрасно себя ощущают как в воде, так и на суше. Первоначально они дышат при помощи жабр, а далее взрослые особи переходят на легочное дыхание. В статье будет подробно рассмотрено внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Среда обитания

Живут земноводные в двух средах: на суше и в воде, прекрасно прыгают и хорошо плавают и даже лазят по деревьям. Благодаря своим особенностям они отлично себя чувствуют как в сырых местах (болотах, влажных лесах и лугах), так и на берегах пресноводных водоемов. Весь процесс развития протекает в воде. Там они размножаются, совершается развитие личинок, а также рост мальков, а на суше встречаются только зрелые особи.

От влажности среды зависит и поведение лягушек. Они не переносят солнечную погоду, а в вечернее время и дождливые дни выходят на охоту. Те, что живут в воде или около нее, ищут себе пропитание и в дневные часы. С наступлением холодов животные зарываются в ил на дне водоемов и там проводят все холодное время года. Они могут дышать через кожу, поэтому нет необходимости подниматься на поверхность. Некоторые животные зимнее время года проводят на поверхности земли, зарываясь под кучи опавшей листвы и большие камни. Все процессы в организме замедляются и только с приходом тепла они даже из замерзшего состояния возвращаются к обычной жизни.

Характеристика внешнего строения лягушки

Школьники обычно изучают в 7 классе внутреннее строение лягушки. Однако первоначально ознакомимся с внешним строением. Тело лягушки состоит из головы и туловища длиной от 8 мм до 32 см. Окрас может быть однотонный (зеленый, бурый, желтый) или пестрый. Шейный отдел не выражен, голова сразу переходит в туловище. Животное имеет развитые передние и задние конечности. Кожные покровы голые и слизистые, роговые развиты слабо. Эпидермис содержит большое количество многоклеточных желез, которые продуцируют слизистое вещество, предохраняющее кожу от высыхания. Типично наземные конечности пятипалого типа имеют сложную мускулистую структуру. Задние конечности в связи с особым способом передвижения получили более сильное развитие, чем передние, которые состоят из плеча, предплечья и кисти. Пальцев четыре, у самцов на основании внутреннего есть вздутие, являющееся половой бородавкой. Длинная задняя конечность состоит из бедра, голени и стопы, имеющей пять пальцев, соединенных плавательной перепонкой.

Голова лягушки

На плоской голове имеются:


Внешнее и внутреннее строение лягушки

Лягушка, как и все земноводные, может долго находиться без воды, но для размножения она ей необходима. Видоизменившись, личинки теряют сходство с рыбами и превращаются в амфибии. Тело вытянутое, имеются две пары конечностей. Голова, переходящая в тело, в отличие от рыб, способна поворачиваться. Скелет состоит из костей, хотя много и хрящей; позвоночник имеет множество позвонков. Ребра отсутствуют, а значит, и грудной клетки - нет. Благодаря крепкому скелету и развитым мышцам, животное приспособлено для жизни на суше. Задние и передние конечности имеют по три сустава. Кожа гладкая, содержит множество желез для ее увлажнения. Дыхание лягушки осуществляется через легкие и кожу.

Строение внутренних органов лягушки предполагает наличие трехкамерного сердца, состоящего из одного желудочка и двух предсердий, а также двух кругов кровообращения. Пища проходит путь от глотки через пищевод, желудок в короткий кишечник. Для ее переваривания вырабатываются секреты печенью, стенками желудка и поджелудочной железой. На конце прямой кишки расположена клоака, в которую у самки открывается яйцевод. Животные имеют две почки и мочевой пузырь. Маленькая мозговая коробка содержит развитый передний мозг и мозжечок. Лягушки имеют органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Внутреннее строение лягушки

Мышцы имеют достаточно сложное строение и довольно хорошо развиты, по сравнению с рыбами. Благодаря слаженной работе группы мышц лягушка может двигаться, а кроме того, они принимают участие и в дыхании.

Скелет включает следующие отделы: позвоночник, пояса и скелет конечностей, череп. Последний соединен с позвоночником при помощи шейного позвонка. Это дает возможность наклонять голову. В туловищном отделе семь позвонков, ребра отсутствуют. Крестцовый отдел, как и шейный, представлен одним позвонком. Длинная кость образует хвостовую часть. Бедра, голени, стопы образуют задние, а плечи, предплечья и кисти - передние конечности. С позвоночником они соединены при помощи пояса конечностей: переднего и заднего. В первый входят две лопатки и грудина, а во второй - тазовые кости, которые срослись между собой.

Нервная система

Более сложная, чем у рыб, нервная система лягушки. Внутреннее строение ее следующее: нервы, спинной и головной мозг. Последний имеет три отдела: сильнее развитый, по сравнению с рыбами, передний мозг и маленький мозжечок, так как лягушки ведут малоподвижный образ жизни и делают лишь однообразные движения, а также большие полушария. У взрослых особей развиты верхние и нижние веки, а также мигательная перепонка, благодаря которым роговица не пересушивается и защищена от загрязнений.

Кровеносная система

Кровеносная система представлена трехкамерным сердцем. От легких артериальная кровь поступает в левое предсердие. В правое предсердие от внутренних органов поступает кровь венозная, а от дермы - артериальная.

При одновременном сокращении предсердий кровь поступает в желудочек. С помощью специального клапана в легкие и кожу поступает венозная, к головному мозгу и органам головы - артериальная. Ко всем другим органам, а также частям тела поступает смешанная кровь. У лягушки два круга кровообращения, и они объединены общим желудочком.

Дыхательная система

В дыхании принимает участие кожа, а внутреннее строение лягушки позволяет дышать и с помощью легких, в которых имеется сеть кровеносных сосудов.

Лягушка раскрывает ноздри, дно ротоглоточной полости опускается и в него поступает воздух. Далее ноздри закрываются, а дно - поднимается, и воздух поступает в легкие. При спадании легочных стенок и сокращении брюшных мышц осуществляется выдох.

Пищеварительная система

Начинается довольно большой ротоглоточной полостью. При виде добычи лягушка выбрасывает язык и к нему прилипает жертва. Мелкие зубы находятся на верхней челюсти и служат для удерживания добычи. Строение и деятельность внутренних органов лягушки способствуют переработке пищи. Она смачивается секретом слюнных желез в ротоглоточной полости и поступает в пищевод, а далее - в желудок. Не полностью переваренная еда попадает в двенадцатиперстную и затем в тонкую кишку, в которой и осуществляется всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки выходят наружу через клоаку, предварительно пройдя через прямую (заднюю) кишку.

Выделительная система

По бокам крестцового позвонка расположены две почки, содержащие клубочки и выполняющие фильтрование из крови продуктов распада и некоторых питательных веществ.

Последние всасываются в почечных канальцах. Урина поступает в мочевой пузырь, предварительно пройдя через мочеточники и клоаку. Внутреннее строение лягушки позволяет мышцам мочевого пузыря при его наполнении сокращаться. Урина поступает в клоаку и далее выходит наружу.

Обмен веществ

Протекает довольно медленно. От температуры окружающей среды зависит и температура тела лягушки. В холодное время она снижается и повышается в теплый период. В сильную жару за счет испарения с кожи влаги температура тела животного понижается. Ввиду того, что это холоднокровные животные, при наступлении холодов они становятся неактивными, выбирая места потеплее. А в зимнее время и вовсе впадают в спячку.

Органы чувств

Строение и функции внутренних органов лягушки помогают ей приспособиться к условиям обитания:

  1. Лягушка способна мигать, имея подвижное верхнее веко и так называемую мигательную перепонку. Она смачивает поверхность глаза и удаляет прилипшие к нему грязевые частички. Животное больше реагирует на движущий предмет, а неподвижный видит недостаточно хорошо.
  2. Слуховой аппарат состоит из внутреннего и среднего уха. Последнее представляет собой полость, которая одной стороной открывается в ротоглотку, а другой выходит к поверхности головы, отделяясь от внешней среды барабанной перепонкой, соединяющейся с внутренним ухом при помощи стремечка. Через него звуковые колебания передаются во внутренне ухо от барабанной перепонки.
  3. Животное довольно хорошо ориентируется по запаху. Сообщаются с внешней средой органы обоняния при помощи ноздрей.

Заключение

Таким образом, особенности внутреннего строения лягушки, как и других земноводных, заключаются в более сложном устройстве нервной системы, а также органов чувств. Кроме того, у них имеются легкие и два круга кровообращения.

Лягушка - типичный представитель земноводных. На примере этого животного можно изучить характеристики всего класса. Данная статья подробно описывает внутреннее строение лягушки.

Начинается пищеварительная система ротоглоточной полостью. На её дне прикреплен язык, который лягушка использует для ловли насекомых. Благодаря необычному строению он способен с большой скоростью выбрасываться изо рта и приклеивать к себе жертву.

На нёбных костях, а также на нижней и верхней челюсти земноводного имеются небольшие зубы конической формы. Служат они не для пережёвывания, а прежде всего для удержания добычи в пасти. Это ещё одно сходство амфибии с рыбами. Секрет, выделяемый слюнными железами, увлажняет ротоглоточную полость и пищу. Это облегчает её проглатывание. Пищеварительных ферментов слюна лягушки не содержит.

Пищеварительный тракт лягушки начинается глоткой. Далее следует пищевод, а затем - желудок. За желудком находится двенадцатиперстная кишка, остальная часть кишечника уложена в виде петель. Заканчивается кишечник клоакой. У лягушек есть и пищеварительные железы - печень и поджелудочная.

Пойманная с помощью языка добыча оказывается в ротоглотке, а затем через глотку попадает по пищеводу в желудок. Клетки, расположенные на стенках желудка, выделяют соляную кислоту и пепсин, которые способствуют перевариванию пищи. Далее полупереваренная масса следует в двенадцатиперстную кишку, в которую также изливаются секреты поджелудочной железы и впадает желчный проток печени.

Постепенно двенадцатиперстная переходит в тонкую кишку, где и всасываются все полезные вещества. Остатки пищи, которая не переварилась, попадают в последний отдел кишечника - короткую и широкую прямую кишку, оканчивающуюся клоакой.

Внутреннее строение лягушки и её личинки отличается. Взрослые особи являются хищниками и питаются в основном насекомыми, а вот головастики - самые настоящие травоядные. На их челюстях расположены роговые пластинки, с помощью которых личинки соскребают мелкие водоросли вместе с живущими в них одноклеточными организмами.

Дыхательная система

Интересные особенности внутреннего строения лягушки касаются и дыхания. Дело в том, что наравне с легкими, огромную роль в процессе газообмена играет наполненная капиллярами кожа амфибии. Легкие представляют собой тонкостенные парные мешки с ячеистой внутренней поверхностью и разветвленной сетью кровеносных сосудов.

Как дышит лягушка? Амфибия использует клапаны, способные открывать и закрывать ноздри, и движения дна ротоглотки. Для того чтобы сделать вдох, ноздри открываются, а дно ротоглоточной полости опускается, и воздух оказывается в пасти лягушки. Чтобы он прошел в легкие, ноздри закрываются, а дно ротоглотки поднимается. Выдох производится благодаря опаданию легочных стенок и движениям брюшных мышц.

У самцов гортанную щель окружают специальные черпаловидные хрящи, на которые натянуты голосовые связки. Высокая громкость звука обеспечивается благодаря голосовым мешкам, которые образованы слизистой оболочкой ротоглотки.

Выделительная система

Внутреннее строение лягушки, вернее, её тоже весьма любопытно, так как продукты жизнедеятельности амфибии могут выводиться через легкие и кожу. Но все же большая их часть выделяется почками, которые расположены у крестцового позвонка. Сами почки представляют собой продолговатые тела, прилегающие к спине. В этих органах есть специальные клубочки, способные отфильтровывать из крови продукты распада.

Моча по мочеточникам выводится в мочевой пузырь, где накапливается. После наполнения мочевого пузыря мышцы у брюшной поверхности клоаки сокращаются и жидкость выбрасывается через клоаку наружу.

Кровеносная система

Внутреннее строение лягушки более сложное, чем у взрослой лягушки трехкамерное, состоящее из желудочка и двух предсердий. Из-за единственного желудочка артериальная и венозная кровь частично смешивается, два круга кровообращения разобщены не полностью. Артериальный конус, имеющий продольный спиральный клапан, отходит от желудочка и распределяет смешанную и артериальную кровь в разные сосуды.

В правом предсердии собирается смешанная кровь: венозная поступает от внутренних органов, а артериальная - от кожи. В левое предсердие от легких поступает артериальная кровь.

Сокращаются предсердия одновременно, и кровь из обоих попадает в единственный желудочек. Благодаря строению продольного клапана поступает в органы головы и мозг, смешанная - к органам и частям тела, а венозная - к коже и легким. Школьникам может быть тяжело понять внутреннее строение лягушки. Схема кровеносной системы амфибии поможет наглядно представить, как работает кровообращение.

Кровеносная система головастиков имеет только один круг кровообращения, одно предсердие и один желудочек, как у рыб.

Строение крови лягушки и человека отличается. имеют ядро, овальную форму, а у человека - двояковогнутая форма, ядро отсутствует.

Эндокринная система

В эндокринную систему лягушки входят щитовидная, половая и поджелудочная железы, надпочечники и гипофиз. Щитовидная железа продуцирует гормоны, необходимые для завершения метаморфоза и поддержания обмена веществ, половые железы отвечают за размножение. Поджелудочная железа участвует в переваривании пищи, надпочечники помогают регулировать обмен веществ. Гипофиз вырабатывает ряд гормонов, влияющих на развитие, рост и окраску животного.

Нервная система

Нервная система лягушки характеризуется невысокой степенью развития, она схожа по характеристикам с нервной системой рыб, но имеет более прогрессивные черты. Головной мозг подразделяется на 5 отделов: средний, промежуточный, передний, продолговатый мозг и мозжечок. Передний мозг хорошо развит и разделяется на два полушария, каждое из которых имеет боковой желудочек - специальную полость.

В связи с однообразными движениями и в общем малоподвижным образом жизни, мозжечок имеет небольшой размер. Продолговатый мозг крупнее. Всего из головного мозга лягушки выходит десять пар нервов.

Органы чувств

Значительные изменения в органах чувств земноводных связаны с выходом из водной среды на сушу. Они уже сложнее, чем у рыб, так как должны помогать ориентироваться и в воде, и на суше. У головастиков развиты органы боковой линии.

В слое эпидермиса скрыты болевые, осязательные и температурные рецепторы. Сосочки на языке, небе и челюстях выполняют функцию органов вкуса. Органы обоняния состоят из парных обонятельных мешков, которые открываются как наружными, так и внутренними ноздрями, в окружающую среду и ротоглоточную полость соответственно. В воде ноздри закрыты, органы обоняния не действуют.

В качестве органов слуха развито среднее ухо, в котором находится аппарат, усиливающий звуковые колебания благодаря барабанной перепонке.

Строение глаза лягушки сложное, ведь ей необходимо видеть и под водой, и на суше. Защищают глаза взрослых особей подвижные веки и мигательная перепонка. У головастиков век нет. Роговица лягушачьего глаза выпуклая, хрусталик - двояковыпуклый. Амфибии видят довольно далеко и обладают цветным зрением.

05.01.2015 5144 0

Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи строения системы органов с выполняемыми функ­циями; совершенствовать умения работать с учебником, рисунками, таблица­ми, схемами, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Влажный препарат «Лягушка», таблицы «Лягушка», «Схе­мы кровообращения позвоночных», «Головной мозг позвоночных», текст «Добывание пищи» (на каждую парту).

I.Организационный момент

И. Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа по карточкам

Впишите в текст вместо пропусков нужные слова.

Земноводные - это... животные, жизнь которых связана как с..., так и с... . На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные... . Лягушка ды­шит... воздухом, который попадает в ее организм через... . Кожа у лягушки, как у всех земноводных..., всегда влажная благодаря жидким слизистым вы­делениям кожных.... Земноводные с... температурой тела. Органами дыха­ния служат... и... . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является... между пальцами стопы.

Сравните форму тела лягушки с формой тела рыб. В чем сходство и различие? Почему лягушка может жить на суше, а рыба, оказавшаяся на ней, погибает?

Каковы особенности скелета лягушки по сравнению со строением скелета рыбы? Как можно объяснить появление этих особенностей?

2.Решение биологических задач.

1)В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1,5 тысяч видов. Как это можно объяснить?

2)Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

3)Зеленые и бурые, лягушки имеют покровительственную окраску тела, квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев - бурые. Как можно объяснить, что у жерлянок име­ются ярко окрашенные участки кожи?

4)Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

5)Имеются данные, что лягушки, лишенные кожного дыхания, живут около 3-4 дней, тогда как лягушки, лишенные легочного дыхания - 20-40 дней. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

3.Тихий опрос по вопросу «Особенности внешнего строения земноводных в связи с обитанием в двух средах» (2 человека).

4.Расшифруйте характеристику земноводных, показанную в опорном конспекте. Составьте связный рассказ (см. приложение).

I.Изучение новой темы

1.Активизация познавательной деятельности.

Огромная часть наших знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии. Не случайно в Париже и Токио есть па­мятники лягушкам. Эти памятники воздвигнуты медиками, которые прово­дят на лягушках тысячи экспериментов.

Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем вы­яснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

-Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного?

Пищеварительная система земноводных во многом сходна с пищевари­тельной системой рыб, имея тот же тип строения.

3 Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб. (§ 47, стр. 142).

Кроме этого, нужно учесть, что лягушки - первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смаз­ка - слюна. Напомню, что питаются они различными беспозвоночными:-му- равьями, пауками, жуками, моллюсками и т.д. Однако слюна не содержит пищеварительных ферментов.

Интересен материал о том, как земноводные добывают себе пищу (самос­тоятельное знакомство с текстом).

Добывание пищи

Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насеко­мых. На зрение при охоте полагается большинство бесхвостых амфибий-охотников, но кое-кому помощник и нос. Учуяв запах пищи, шпорцевые и травяные лягушки, напри­мер, начинают искать ее с удвоенной силой.

Но вот добыча перед носом. Лягушка не мешкая бросает лассо: собственный мяси­стый язык. Прикреплен он у лягушки шиворот-навыворот: не в глубине рта, а недалеко от подбородка. На кончике его, посередине - глубокая выемка, а сам он покрыт клей­кой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рга. Он может достичь добычу, сидя­щую в пяти сантиметрах от лягушки. У европейских пещерных саламандр язык длинный, стебельчатый, с хлопушкой на конце. Итальянская саламандра выбрасывает язык всего за одну долю секунды, у жабы-аги он покидает рот за три сотых секунды, а у американской жабы - почти в два раза быстрее.

Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скак­нуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом.

Лассо пользуются не все амфибии.

Вроде бы нет ничего проще, чем глотать еду: только успевай ее проталкивать язы­ком. Однако это не может делать язык лягушки. Кто же выполняет эту работу? Глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Попадает добыча в желудок целиком, нетронутой. У лягушки около ста зубов, да еще штук двадцать на небе. Не спешите завидовать. Эти сто зубов, все до единого, на од­ной челюсти, на верхней. Они направлены внутрь рта. Зубы помогают лягушке удер­жать добычу, и только. Но и это важно. А поскольку нужда в зубах есть, когда зуб станет старым, он выпадет, заменится новым. У пожилых лягушек во рту можно обнаружить второй, иногда и третий ряд зубов-заменителей.

Учащиеся формулируют главные мысли. После самостоятельной работы, обобщая материал о пищеварительной системе, учитель отмечает главное:

1.Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; в акте глотания участвуют глаза.

2.Пища в ротовой полости смачивается слюной - это важное приспо­собление для проглатывания сухой добычи в условиях суши.

3.Кишечник дифференцирован; в нем заметно выделяются двенадца­типерстная кишка (переваривание пищи), тонкая кишка (переварива­ние и всасывание), толстая (скапливает остатки), прямая кишка и ее расширение - клоака. Все это улучшает процесс переваривания пйщи.

Чем же еще может удивить лягушка? А вот чем.

Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней - она не стронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на даль­нюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха - возвращается на место? О чем это говорит? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха. Расширяют мышцы грудную полость, давление в ней падает - воздух устремляется в легкие. Сократится грудная полость, давление в ней станет выше, воздух выходит из легких. Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат?

Организуется самостоятельная работа по материалу § 47, рис. 201, глава «Дыхательная система». Учащиеся отмечают следующее:

1.Органы дыхания земноводных - легкие и кожа. Легкими дышат толь­ко на суше, а кожей - как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу.

2.Личинки земноводных дышат жабрами.

3.В процессах вдоха и выдоха большое значение имеет дно ротовой по­лости, способное опускаться и подниматься.

4.Поверхность легких небольшая.

Учитель дополняет ответы учащихся следующими фактами:

1.Чем объемистей полость рта, тем больше воздуха может вместиться в нее. Вот почему приплюснутая голова у лягушки такая широкая.

2.Насос, используемый лягушкой для поглощения воздуха, называется нагнетательным.

3.При двойном образе жизни первоклассные легкие лягушке совсем ни к чему. Смерть от недостатка кислорода ей не грозит.

Для более активного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополни­тельная перегородка - оно стало трехкамерным. В сердце земноводных два предсердия и один желудочек. Он не разделен перегородкой и два потока кро­ви, артериальный и венозный, частично смешиваются. Частота сокращений сердца - 40-50 раз в минуту. Кровь обегает ее тело за 7-11 секунд. Сердце устроено так, что к легким и коже поступает кровь, бедная кислородом; к телу и внутренним органам поступает кровь, более богатая кислородом. К голов­ному мозгу поступает кровь, наиболее богатая кислородом.

Таким образом, несмотря на наличие всего одного желудочка, у лягушки существует система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом (Учитель обращает внимание на термины: вены, артерии, капилляры, венозная кровь, артериальная кровь).

Выделительная система, как и дыхательная, также тесно связана с крове­носной системой. У земноводных, как и у всех позвоночных, она состоит из пары почек, мочеточников и мочевого пузыря. Кровь приносит почкам жид­кие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам посту­пает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, в клоаку и удаляется наружу.

Вот так слаженно работает организм лягушки. Такая работа, обеспечиваю­щая жизнь животному, находится под контролем нервной системы. Как мы ви­дим на рис. 204, она состоит из центральной нервной системы - головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов: про­долговатый, средний, мозжечок, промежуточный, передний. Головной отдел земноводных в целом относительно величины их тела маленький. Особенно сла­бо развит мозжечок, имеющий вид небольшого валика.

-Как вы думаете, почему?

Однако передний мозг у лягушки более крупный. Новое качественное раз­витие получили органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния. Воздушная среда дала большие возможности для ориентировки в пространстве.

-Почему лягушка на ощупь такая холодная?

-Почему лягушек, которые очень прожорливы в жаркие летние дни, зи­мой можно содержать для лабораторных целей где-нибудь в чулане или подвале, не заботясь об их пропитании?

Вывод: Земноводные - холоднокровные животные. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

II.Закрепление

О Дайте характеристику особенностям внутреннего строения и обмена ве­ществ земноводных животных в связи с двойным образом жизни.

О В процессе проведения опыта установили, что при температуре около 0 °С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см, а при температуре около 25 °С - около 100 см. Объясните результаты опыта.

Домашнее задание

§47, вопросы после параграфа, записи в тетради, термины.

Дополнительный вопрос. Докажите, что трехкамерное сердце действитель­но наиболее подходящее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кожного дыхания.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: