Жак-ив кусто и его подводный мир. Жак-ив кусто - биография, информация, личная жизнь Когда родился жак ив кусто

Уверены, что вы видели фильм «Одиссея» о жизни выдающегося исследователя Жака-Ива Кусто. Если нет, то HelloMonaco расскажет вам о некоторых захватывающих биографических фактах из жизни Кусто и о том, что скрывается за названием байопика, режиссером которого стал француз Жером Салль. Он также известен своими фильмами «Ларго Винч» и «Неуловимый». Роль командора исполнил известный французский актер Ламбер Вильсон, первую жену Кусто сыграла Одри Тоту, а в роли сына Филиппа предстал Пьер Нинэ. Съемки картины проходили в Хорватии на побережье Адриатического моря. Фильм «Одиссея» стал, пожалуй, самым масштабным приключенческим проектом в современной истории французского кино.

Навсегда в Монако

Говорят, этот мужчина в красной шапочке до сих пор где-то здесь. Даже спустя двадцать лет после смерти Кусто, о нем продолжают вспоминать в княжестве. Спросите у пожилых монегасков, где находится «музей Кусто», и они вам точно объяснят дорогу к музею Океанографии. На протяжении 32 лет великий командор возглавлял этот «храм моря». В 1957 году князь Ренье III предложил ему стать директором знаменитого музея, и он согласился.

Сейчас в кабинете Кусто работает нынешний директор Роберт Калькано. Приглашая к себе гостей, он непременно с гордостью скажет: «Сюда, пожалуйста! Вы входите в кабинет великого командора!» С этой огромной комнаты с ошеломляющим видом на Средиземное море и начинались великие исследования и приключения. Жак-Ив прославил этот музей на весь мир, в его времена заведение ежегодно посещало более миллиона человека, а сегодня цифра упала до 700 000.

Монако никогда не забудет открытия и наследство, которые оставил после себя великий капитан. По просьбе князя Альбера II в 2018 году в Океанографическом музее открылся отдел, посвященный великим исследователям Монако , и первое место среди них занял Жак-Ив Кусто. Компанию ему составили князь Альбер I и его праправнук Альбер II.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет суверен Монако также пытался спасти знаменитое судно Кусто «Калипсо», но эти попытки остались безуспешными.


История корабля Кусто — «Калипсо»

«Калипсо» было самым известным исследовательским кораблём за всю историю океанографии. Оно прошло со своим капитаном более 1 млн морских миль: от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана. Однако сегодня все, что осталось от «Калипсо» — это скелет на берегу портового города Конкарно на западе Франции. В фильме «Одиссея» вы можете увидеть знаменитый корабль на фоне Антиба и подумать, что «Калипсо» вернулся в родные берега. Жаль, но это всего лишь видеомонтаж.

Кстати, есть мнение, что именно на юге Франции решилась судьба этого британского миноносца, списанного в 1950 году. Вот, что вспоминает об этом дне сын одного из ныряльщиков: «Это случилось в ресторане «Maison des Pecheurs» в Жуан-ле-Пене. За столом сидели князь Ренье, Кусто, ирландский миллионер Томас Гиннесс, один французский министр и еще несколько человек. Жак-Ив рассказывал, что мечтает снять фильм об океане, и ему нужен для этого проекта корабль. Гиннесс сказал, что готов отдать капитану корабль. Сделка была символичной, он попросил за судно всего 1 франк».

Есть и другая история, повествующая о встрече Кусто с будущим судном «Калипсо» . Якобы командор и Гиннесс встретились на острове Гоцо близ Мальты и именно там миллионер предложил выбрать корабль из базы английского флота. Кусто увидел минный тральщик американской постройки и попросил его.

Известно, что перестройка корабля заняла около месяца. Судно было в прекрасном состоянии. Выпущенный в 1942 году в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях во время Второй мировой войны, а потому не имел никаких повреждений. Оснащенный мощным двигателем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку кают еще на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащенного иллюминатором для подводных наблюдений. Корабль получил название «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

Перестройка «Калипсо» стоила Кусто весьма ощутимых затрат. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся совершенно нищий капитан. Жак-Ив решил проблемы финансирования с присущим ему размахом: он основал некоммерческую организацию, но которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные первой женой Кусто за свои драгоценности. Продав серьги, кольца и колье, мадам Кусто оплатила топливо для корабля, а ее меха послужили платой за подержанный компас и гироскоп. Так собиралась первая экспедиция.

В начале девяностых годов «Калипсо» стал иконой экологического движения за сохранение богатства Мирового океана. Путешествия на этом корабле сделали всю команду Кусто знаменитой на весь мир.


Забвение

В 1996 году «Калипсо» был случайно протаранен сухогрузом. Несчастье произошло в сингапурской гавани. Знаменитое судно затонуло, и потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, а затем отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая организация Cousteau Society решила восстановить лодку после смерти капитана. В 2007 году судно прибыло в Конкарно на реставрацию. Толпа людей наводнила набережную, чтобы увидеть «Калипсо» своими глазами. Под аплодисменты присутствующих сотрудники Cousteau Society раздавали красные шапки вроде тех, что носил командор Кусто.

Через два года заказчик восстановительных работ Cousteau Society решил, что цена ремонта слишком высока и прекратил платить. Естественно, судостроительная верфь Piriou остановила работы на «Калипсо». Затем были долгие судебные разбирательства, а лодку предоставили ветру и времени. Судно пытались продать, но безуспешно. Последняя попытка была предпринята в 2015 году, когда князь Альбер II предложил второй жене Кусто Франсин купить лодку. Глава Монако хотел либо отреставрировать судно и вновь спустить его на воду для дальнейших морских путешествий, либо организовать на «Калипсо» музей командора.

Однако вдова Кусто остановила все переговоры и объявила, что судно отправится в Турцию. Там на семейной верфи Aykin будут проведены восстановительные работы. Хотя, взглянув на руины, которые находятся в Конкарно, вы сразу поймете, что от лодки Кусто не осталось почти ничего. Так что после реставрации сложно будет назвать это новое судно прежним именем.


Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто. Биография

  • Родился 11 июня 1910 году в Сент-Андре-де-Кюбзаке , близ Бордо, в семье адвоката.
  • В 1930 году поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.
  • В 1933 году Кусто окончил Французскую морскую академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере. Через несколько лет Жак-Ив был направлен на учебный корабль «Жанна д’Арк», на котором ему удалось пройти по всему свету.
  • 1936 — автомобильная авария, которая навсегда закрыла путь к военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации будущий командор изобрел очки для подводного плавания.
  • 1937 — женитьба на Симоне Мельхиор, от которой родились два сына — Жан-Мишель и Филипп.
  • 1943 год — Кусто вместе с Эмилем Ганьяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой — первый акваланг.

  • 1956 год — Жак-Ив уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.
  • 1974 год — основание некоммерческой организации Cousteau Society, которая занималась исследованием и охраной Мирового океана.
  • 1990 год — смерть Симоны Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
  • 1991 год — Женитьба на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана, рожденная в 1980 году, и сын Пьер (1982 года рождения).
  • Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. Он похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.
  • После смерти командора продолжателями его дела остались две организации: Cousteau Society и «Ocean Future».

Фото: elespanol.com/kulturologia.ru/colors.life/divers24.pl/rolexmagazine.com/ocean-media.su/gt-style.ru

Французский военно-морской офицер, исследователь и режиссер Жак-Ив Кусто помог миллионам людей узнать о том, что происходит под поверхностью океана. Итак, насколько хорошо вы знаете человека в гидрокостюме? 11 июня 2015 - 105 День рождения Жака-Ива Кусто, давайте взглянем на пять вещей, которые вы, возможно, не знали о мастере морской бездны.

1. ИЗНАЧАЛЬНО ОН ХОТЕЛ ЛЕТАТЬ

В молодости Кусто вступил во французский военно-морской флот, но погружение под воду никогда не входило в его планы, как жизненные, так и служебные. Вместо этого, Кусто планировал стать военно-морским летчиком. Но его мечта умерла, когда Кусто попал в серьезную автомобильную аварию в 1936 году. Молодой пилот позаимствовал отцовский спортивный автомобиль «Salmson», чтобы поехать на свадьбу, и попал в ужасную аварию - фары замкнули на ночной дороге. Кусто был настолько тяжело ранен в аварии, что, казалось, восстановить его обучение будет уже невозможно.

Кусто нужен был способ, чтобы восстановить и укрепить свои сломанные руки. Именно поэтому, в качестве тренировок, он и начал плавать в океане. В том же году, Кусто совершил своё первое подводное плаванье в подводных очках, и он понял, что нашел свое призвание.

2. У НЕГО БЫЛА ТАЙНАЯ СЕМЬЯ

Вскоре после того как Кусто обнаружил свою любовь к подводному миру, он также заявил о своей любви к Симоне Мельхиор. Они поженились в 1937 году, и Симона никогда не была в тени жизни Жака. Она вместе с ним плавала в экспедиции на его корабле «Calypso», помогала ему обеспечить финансирование для новых проектов, и даже продала свои фамильные драгоценности, чтобы помочь купить топливо для корабля. Симона настолько хорошо ухаживала за экипажем «Calypso», что команда прозвала её «Ла Бергере» или «Пастушка».

Жак Ив Кусто с первой женой

История достойная любовного романа, не так ли? Представьте себе, насколько все удивились, когда в 1991 году объявил, что у него не просто была любовница, но и тайная семья. Через год после того как Симона умерла от рака, Кусто рассказал миру о своём продолжительном романе с Франсин Триплет, которая была на 30 лет его моложе. Он также завил, что у него было двое тайных детей от этой связи. Позже Кусто женился на Триплет.

3. ОН, ВЕРОЯТНО, ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБ ВЫ ПИЛИ «GUINNESS»

Знаменитый корабль Жака-Ива Кусто «Calypso» изначально был британским минным тральщиком во время Второй мировой войны, а после окончания конфликта он стал паромом на Мальте. В 1950 году ирландский миллионер Томас Лоел Гиннесс, потомок легендарной семьи пивоваров, купил корабль. Для Гиннесса этот корабль не был дорогой покупкой, поэтому он долго за него и не торговался. Он арендовал его Кусто по очень привлекательной цене: один франк в год.


«Калипсо»

Корабль был в достаточно плохом состоянии до того момента, когда сделал его знаменитым. В январе 1996 года «Calypso» был в Сингапуре, где его случайно протаранила баржа. Корабль затонул, и пришлось тянуть его из воды с помощью крана для обширного восстановления в будущем. После смерти Кусто в 1997 году, две ветки его семьи вели ожесточенный бой за будущее корабля. В настоящее время он по-прежнему восстанавливается. И это довольно дорогая затея!

4. ОН ПОДРУЖИЛСЯ С КАСТРО

В 1985 году и его команда решили отправиться на Кубу, чтобы исследовать уникальную морскую систему страны, а также составить картину популяции омаров. И будучи там Кусто обедал на своем корабле с Фиделем Кастро. И Кусто, похоже, очень понравился Кастро: диктатор позволил дайверу освободить 80 политических заключенных. Но и его команда были удостоены еще одной уникальной чести: они стали первыми не-кубинцами за 24 года со времен кубинского ракетного кризиса, которым разрешили пройти через ворота установки ВМС США в Гуантанамо.

5. ОН ХОТЕЛ, ЧТОБЫ «ВОДНЫЙ МИР» СТАЛ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Возможно, и стал одним из изобретателей акваланга, и был самым известным дайвером в истории, но мечтал о том, что в один прекрасный день в его изобретении уже не будет необходимости. В 1960 году в своем интервью журналу «Time» Кусто предсказал, что в будущем медицинская наука продвинется до точки, где людям могли бы хирургическим путем вживлять жабры, которые позволили бы им жить под водой. Кусто считал, что если хирургия может быть усовершенствована, то возможна и последующая процедура, которая бы удалила жабры и позволила бы человеку снова вернуться к нормальной жизни на земле. Он рассказал журналу: «Все, что было сделано на поверхности рано или поздно будет сделано и под водой. Это будет завоевание целого нового мира».

Мы уверены, что этот человек в забавной красной шапочке таил у себя на корабле еще множество секретов. Узнаем ли мы их, кто знает? Но, благодаря Жаку-Иву Кусто , мы уже точно знаем гораздо больше об океане.

Ровно 107 лет назад родился человек, который открыл людям подводный мир – Жак-Ив Кусто. После себя он оставил великолепные изобретения – очки для плавания, акваланг и камеры для подводных съемок, а также множество документальных фильмов и книг о красоте природы нашей родной планеты. Ко Дню рождения великого исследователя мы выбрали 10 интересных фактов из его жизни.

  1. Большая голубая дыра стала широко известна благодаря Жак-Иву Кусто, который в 1972 году приплыл сюда на легендарном Калипсо. С командой они погрузились на субмаринах в глубины этого места, изучая природу его происхождения.
  1. Жак-Ив увлекался не только морем, но и небом. Он пытался поступить в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Это ещё больше приблизило Кусто к морю. Для восстановления здоровья он начал ежедневно плавать. Именно тогда он изобрёл очки для подводного плавания.
  2. Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

  1. У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.
  2. Корабль Жака-Ива Кусто «Калипсо» когда-то был минным тральщиком ВМС Великобритании. Исследователь пережил корабль ненадолго, Кусто не стало через год после того, как «Калипсо» затонул.

  1. Океанографический музей Монако (Musée océanographique de Monaco) основан в 1889 году, с 1957 года директором музея был Жак Ив Кусто. В аквариуме живут 4000 видов рыб.
  2. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

  1. В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.
  2. В 1956 году Кусто выпустил фильм «В мире безмолвия» с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось два года усердной работы. При этом фильм длится 86 минут. До 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

  1. Легендарная «Одиссея команды Кусто» - цикл документальных фильмов о подводном мире - известна на всех континентах Земли.

Жак-Ив Кусто - французский исследователь Мирового океана, режиссёр научно-популярных фильмов «Подводная Одиссея», изобретатель акваланга, автор множества книг о подводном мире. Друзья и знакомые называли его Капитаном Кусто. В целом можно утверждать, что работа этого человека для многих людей открыла «голубой континент».

Океанолог Жак-Ив Кусто

Жак-Ив родился в предместье Бордо, в маленьком городке под названием Сент-Андре-де-Кюбзак. Его отец Даниэль был адвокатом, известным на всю страну как самый молодой юрист, получивший докторскую степень. Мама мальчика, Элизабет, происходила из семьи фармацевтов, но сама занималась домашним хозяйством и воспитанием Жак-Ива и его старшего брата Пьер-Антуана.

Семья постоянно проживала в Париже, но много путешествовала. Во время отдыха на море Кусто-младший научился плавать и навсегда полюбил воду. Кстати, ребенку в 7 лет был поставлен неизлечимый диагноз хронического энтерита, из-за которого он на всю жизнь остался более чем худощавым.


После Первой Мировой войны семья Кусто переехала в США, где Жак-Ив увлекся механикой и изобретательством, а также совершил свое первое погружение под воду. После возвращения в Париж 13-летний паренек построил действующую модель автомобиля, двигатель которой работал от батарейки, а также начал снимать окружающий мир на собственную кинокамеру.

Подросток интересовался таким количеством вещей, что на школьные уроки у него просто не оставалось времени. Поэтому родители отправили сына в закрытый интернат, который он окончил с отличием.

Затем была Военно-морская академия и служба в Шанхае. Однажды он увидел в придорожном магазинчике очки для подводного плавания. Испробовав их, Жак-Ив понял, чему собирается посвятить свою жизнь.

Фильмы и книги

В начале 50-х годов Жак-Ив Кусто арендовал старый списанный тральщик Британских Королевских ВМС, назвал его «Калипсо» и начал исследования океана. Результатом экспедиции стала научно-популярная книга «В мире безмолвия», изданная в 1953 году. Она принесла Кусто всемирное признание, а фильм, снятый по ее мотивам, моментально сделал его легендой документального жанра. Картина «В мире безмолвия» была награждена премиями «Оскар» и «Золотая пальмовая ветвь».


За дебютным фильмом последовали такие ленты, как «Золотая рыба» и «Мир без солнца», а затем появился сериал «Подводная одиссея команды Кусто», который выходил на экраны в общей сложности 20 лет. Кроме него Жак-Ив снял такие циклы фильмов об океанах, морях, реках и их обитателях, как «Оазис в Космосе», «Приключения в Северной Америке», «Амазонка», «Повторное открытие мира» и многие другие.

Эти фильмы пользовались грандиозным успехом, так как позволяли людям заглянуть в такие места, которые обычно им недоступны. Но не все специалисты одобряли работы Кусто. Он многократно подвергался критике за псевдонаучность и особенно за жестокое обращение с рыбами.


Так, его коллега Вольфганг Ауэр утверждал, что многие убийства и жестокости над рыбами были целенаправленными и делались Кусто для качественных кадров в своих фильмах. Также иногда Жак-Ива обвиняли в поддельных кадрах, например, выход людей из батискафа в глубоководную пещеру, где обычно атмосфера непригодна для дыхания.

Изобретения

Сначала Жак-Ив Кусто погружался под воду с помощью маски и трубки, но затем он совместно со своим приятелем Эмилем Ганьяном разработал устройство, позволяющее дышать глубоко под водой. Первый в мире акваланг был испытан им в 1938 году и помог не только Кусто, но и многим ученым лучше узнать подводный мир.


Сегодня, вероятно, съёмки под водой не выглядят чем-то сверхъестественным, но до Жак-Ива такого и предположить никто не мог. Именно он разработал водонепроницаемую фотокамеру и осветительный прибор, а позднее сделал первую телевизионную систему, способную снимать видео на большой глубине.

Также французскому исследователю принадлежит теория о том, что морские свиньи имеют феноменальные способности к эхолокации, то есть эти животные чувствуют оптимальный путь через водные просторы. Позднее эта теория была доказана профессиональными биологами.


А благодаря своим научно-популярным книгам и кинофильмам Кусто стал прародителем нового способа телевизионной коммуникации – дивульгационизма, то есть обмен мнениями между профессионалами и аудиторией обычных интересующихся людей. Сегодня по этой технологии построены все современные ток-шоу и другие телевизионные проекты, за что нужно благодарить, опять же, французского океанографа.

Личная жизнь

Первый раз Жак-Ив Кусто женился в 1937 году на Симоне Мельхиор, дочери легендарного французского адмирала. Симона принимала участие в большинстве экспедиций мужа, а команда тральщика «Калипсо» придумала ей ласковое прозвище «Пастушка».


У супругов было двое сыновей - Жан-Мишель и Филипп, который погиб в 1979 году во время крушения самолета «Каталина». После этой трагедии отношения между Жак-Ивом и Симоной разладились. Они стали жить отдельно, но официально так и не развелись.

Когда Симона Мельхиор скончалась от рака в 1991 году, Кусто женился на Франсине Триплет, с которой к тому моменту жил уже более 10 лет и воспитывал общих детей – дочь Диану и сына Пьера.


Кстати, из-за повторной женитьбы у него окончательно испортились отношения со старшим сыном Жаном-Мишелем, и он даже в судебном порядке запретил тому использовать фамилию Кусто для своей коммерческой деятельности.

Смерть

Жак-Ив Кусто скончался 25 июня 1997 года от инфаркта миокарда. Захоронение тела великого ученого было произведено на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак, где покоятся все его предки. Но его исследовательская деятельность не прекратилась. Основанное им общество «Команда Кусто» действует до сих пор.


Интересно, что память о Жак-Иве Кусто запечатлена не только во Франции, но и в России. Например, одна из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга с углублённым изучением французского языка названа его именем.

Фильмография

  • 1956 - «В мире безмолвия»
  • 1958 - «Золотая рыба»
  • 1965 - «Мир без солнца»
  • 1966-1985 - «Подводная одиссея команды Кусто»
  • 1975 - «Путешествие на край света»
  • 1977 - «Оазис в Космосе»
  • 1981-1982 - «Приключения в Северной Америке»
  • 1982-1985 - «Амазонка»
  • 1986-1999 - «Повторное открытие мира»
  • 1995 - « Легенда «Калипсо»

Библиография

  • 1953 - «В мире безмолвия»
  • 1963 - «Живое море»
  • 1965 - «Мир без солнца»
  • 1970 - «Акула: Блистательный варвар морей»
  • 1971 - «Жизнь и смерть кораллов»
  • 1972 - «Могучий властелин морей»
  • 1975 - «Дельфины»
  • 1979 - «Жизнь на краю земли»
  • 1984 - «Путешествие в Амазонку Жака Кусто»
  • 1985 - «Жак Кусто: Мир океана»

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau ).

Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Ранние годы

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Его отец Даниэль Кусто (23 окт. 1878-1969) был вторым ребёнком из четырёх детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда (англ.). Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази (фр.). 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив. Семья Даниэля много путешествовала. Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса (англ.). Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

Воинская служба

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк». Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству!

Этапы

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны - участник французского движения сопротивления .

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Морские исследования

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему.

Биология

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

Наследие

Кусто любил называть себя «океанографическим техником». Он был, в действительности, выдающимся педагогом и любителем природы. Его работа для многих людей открыла «голубой континент».

Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Так называемый «дивульгационизм», простой способ обмена научными концепциями, начал вскоре использоваться и в других дисциплинах и стал одним из наиболее важных характеристик современного телевещания.

В 1950 году он арендовал корабль «Калипсо» у Томаса Лоэла Гиннесса за символический один франк в год. Судно было оборудовано мобильной лабораторией для проведения исследований в открытом океане и подводных съёмок.

С 1957 года был директором Океанографического музея Монако.

В мае 1985 года команда Кусто обзавелась ещё одним судном. Это двухмачтовая яхта «Алсион» (Alcyone) с экспериментальным турбопарусом, использующим для получения тяги эффект Магнуса.

Кусто скончался 25 июня 1997 года. Общество Кусто и его французский партнёр «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.

В последние свои годы, после второй женитьбы, Кусто стал участвовать в правовой битве со своим сыном Жаном-Мишелем за использование имени Кусто . По распоряжению суда Жану-Мишелю Кусто было запрещено вносить путаницу между его профессиональным бизнесом и некоммерческими начинаниями его отца.

В Санкт-Петербурге именем Кусто была названа школа № 4 с углублённым изучением французского языка.

Награды

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Медаль Говарда Поттса (1970)

Медаль прогресса (Фотографическое общество Америки) (1977)

Президентская медаль Свободы (1985)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: