Акция погружения моделей подводных беспилотников. Гиперзвук, лазеры и подводные дроны. Промышленные подводные роботы

На прошлой неделе судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США.

Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA, а на днях стало известно, что Boeing приступила к испытаниям этого дрона уже не в тестовом бассейне, а в . Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Пока идут краткосрочные погружения на небольшие глубины, но на следующем этапе планируется отправить дрон на большую глубину на длительный срок. По словам создателей, он сможет находиться месяцами в автономном плавании, самостоятельно возвращаться на базу, всплывать на поверхность и передавать информацию. Сам дрон состоит из модулей, что позволяет снаряжать его под разные задачи определенной начинкой.

Подводные дроны рассматриваются как одно из приоритетных направлений развития военно-морских сил. Потенциальные противники США, то есть Китай и Россия, совершенствуют свои вооруженные силы и американское господство на поверхности воды становится не столь очевидным и гарантированным.

Другая проблема - это все более совершенные системы слежения за крупными подводными лодками. Американцы предполагают, что тот же Китай строит так называемую «великую подводную стену» - систему датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают подводные и надводные цели.

Третий фактор - это цена содержания крупных подводных лодок с многочисленным экипажем на борту. Автономные дроны, дешевые и без людей, выглядят привлекательной заменой уже в ближайшем будущем.

Поэтому в Пентагоне возникла идея - уйти под воду и воспользоваться технологическим преимуществом там, создавая небольшие и менее шумные чем подводные лодки дроны. В идеале рассматривается создание «материнских» подводных дронов, которые бы несли под водой целые рои более мелких беспилотников самого разного назначения.

В прошлом году контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра» на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий».

Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

Дронами называют беспилотные устройства, управляемые дистанционно – это может быть летающий, плавающий или любой другой робот, контролируемый на расстоянии. Так например, подобные машины широко применяются гражданскими и военными саперами. Подводные же дроны в основном используются ученными и спасателями для изучения морских глубин.

Обычный человек тоже может обзавестись схожей «игрушкой» – самым распространённым товаром, обильно присутствующим на рынке, можно назвать разного рода мультикоптеры. Как правило, изделия снабжаются видеокамерами или другими сенсорами, помогающими контролировать выполняемые задачи.

Виды дронов

Подводные дроны не так распространены, как воздушные или наземные, однако, на момент 2015 года, технология активно развивается частными и военными компаниями, так-как в отличие от слабого и живого человека, механизм способен переносить более тяжелые нагрузки, а при поломке, его всегда можно отремонтировать, данную отрасль можно считать очень перспективной. Разумеется, современные модели далеки от совершенства, а их стоимость баснословно велика, впрочем, как и у любой новинки, появляющейся на рынке. Однако, уже сейчас есть достаточно эффективные изделия, позволяющие выполнять ряд сложных задач.

Все дистанционно управляемые подводные модели техники можно разделить на 3 большие категории:

  • военные дроны — служат для обезвреживания морских мин, патрулирования территории стоянки военных кораблей, для следовательских и спасательных целей при затоплении кораблей и иных объектов, представляющих ценность для военных
  • исследовательские — применяются научными экспедициями для исследования морских глубин, пещер, и иных геологических подводных образований, так же применяется для взятия образцов грунта и наблюдение за подводной биосферой.
  • промышленные данный вид дронов используется в основном для обслуживания подводных элементов сооружений и коммуникаций.

Гражданский подводный дрон Trident

На данный момент, компания OpenROV активно продвигает свой вариант подводного дрона – именно его стоит выделить, как наиболее продвинутое изделие, доступное обычным людям. Устройство получило гордое название «Trident» (Трезубец). Трезубец считается самым быстрым роботом, он развивает скорость, сравнимую со скоростью 8 кратного олимпийского чемпиона по плаванию, Майкла Фелпса – да, именно такие характеристики привели сами разработчики устройства.

Еще одна отличительная черта модели – это высокая маневренность, позволяющая останавливать и разворачивать ее в считаные секунды. Подобные качества могут пригодиться в экстремальных ситуациях, например, при необходимости быстро обнаружить утонувшего человека или увернуться от столкновения. Дэвид Ланг и Эрик Стэкпол, изобрётшие предмет обсуждения, проводили успешный эксперимент по подключению контроллера от игровой приставки PlayStation 4, выводя потоковое видео на монитор и ВР очки от Google.

Что касается глубины погружения, то она превышает стометровую отметку, допустимую для обычного человека. Создатели уже провели исследования нескольких глубоководных областей, в частности, проект родился, как желание двух друзей проверить правдивость древней легенды, которая гласила, что в 1800 году, в Калифорнии, группа коренных американцев спрятала энное количество золота на большой глубине. Данное событие получило резонанс в СМИ, и было освящено в USA Today.

На сегодняшний день, есть беспроводные и проводные варианты. Одна из отличительных черт проекта – это отрытый исходный код. По сути, любой инженер может использовать чертежи, находящиеся на сайте, чтобы собрать себе свой собственный Трезубец, из-за чего, развитие технологии стало трудно отслеживаемым процессом, так-как неизвестно, какое количество модификаций существует в мире. Для остальных, продукт продается здесь же, по цене в 849$.

Практическое применение подводных дронов

На вооружении армии США уже давно используются разного рода беспилотные машины. Как правило, подводные варианты призваны проводить разведку местности, обнаруживать вражеские подводные лодки, либо работать с минами. Однако, в гражданской среде, устройства имеют куда больший потенциал для применения. Роботы в значительной степени способны облегчить научно-исследовательские проекты, связанные с изучением труднодоступных областей океана, небольших пещер, в которые человеку попросту не пройти. Десятки исследователей применили на практике изделие от OpenROV – на официальном сайте компании даже имеется раздел, посвященный проведенным работам, с отметками областей на карте.

Еще одна перспективная отрасль – это обучение. В одном из интервью, Дэвид Ланг, основатель компании OpenROV, заявил, что с нетерпением ждет день, когда любой школьник сможет посмотреть на содержимое океана не выходя из классной комнаты. Естествознание, биология, история – это лишь малая часть наук, в которые внесут вклад подобные технологии.

Ремонт и обслуживание техники, находящейся под глубинами. Как правило, это кабели и транспортные трубы. Добраться до них довольно сложно и дорого. В экстремальных ситуациях, использование управляемого робота – это идеальный вариант для выявления неполадок и повреждений.

Подводные дроны в военной промышленности

В 2014 году, ВМС США провели более 20 тестирований беспилотных боевых субмарин. По заявлениям министерства обороны, практически все испытания были провалены по вине несовершенства изделий, произведенных компанией Lockheed Martin, являющейся одним из крупнейших американских подрядчиков. Основная задача трутней была в безопасном подрыве мин, однако, в процессе испытаний постоянно встречались неполадки в системе дистанционного управления. В тоже время, как заявил Джо Догерти, являющийся пресс-секретарем Lockheed, на данный момент их систему можно считать самой совершенной в мире, вдобавок отметил, что при тестировании дронов, представители ВМС превышали допустимые ограничения для устройства.

Правительство США собиралось выделить 864 млн. долларов на закупку подводных беспилотных боевых машин, но череда неудач, тянущаяся с 2010 года ставит под вопрос дальнейшее финансирование программы и существование дронов в том виде, в коем они есть сейчас.

Промышленные подводные роботы

Прокладка оптоволоконных сетей на дне океана, по которым проходит 90% интернет-траффика в мире, осуществляется с помощью специальных механизмов. По сути, это автономные роботы, выполняющие заранее заложенные в них задачи. Частично, они контролируются операторами с кораблей, однако, большая часть работы делается по программе, вложенной заранее. Подобные устройства нельзя назвать полноценными беспилотниками, так-как по сути, это просто машина, вроде тех, что занимаются сборкой автомобилей или телевизоров на заводах. Взглянув под другим углом, их можно смело назвать отцами современных подводных дронов, этакими родоначальниками движения, вдохновителями.

Такие машины оснащены которые имеют 6 степеней свободы и заканчиваются либо захватами, либо насадкой для конкретной операции, такой как сварочный электрод или отрезные ножницы. Самый пожалуй знаменитый и успешно используемый робот — это робот sawfish (рыба пила). Задача робота срубать деревья, которые были когда то затоплены. Срезает он их цепной пилой (длина ее 1,5 метра) Перед тем как срезать, робот вкручивает в ствол дерева на расстоянии 15см от среза воздушный баллон, который и выносит дерево на поверхность. Управляемый аппарат оператором через кабель с поверхности водоема, через кабель (длиной 200 метров) же поступает питание для всех систем.

Проблемы и недостатки подводных дронов

По заявлению профессора George A. Bekey, специализирующегося в компьютерных науках, электротехнике и биомедицинской инженерии, в отличии от наземных и воздушных беспилотников, у их подводных собратьев огромные проблемы с обеспечением стабильной связи. Это связано с присутствием воды вокруг устройства, сильно искажающей сигнал. Вдобавок, на момент 2012 года, у ВМС США не было приемлемого источника питания, способного эффективно работать на протяжении длительного времени. Именно в 2012 году, военно-морской флот делает упор на разработку техники, способной выполнять более одной задачи за раз, но как уже было написано выше, проекты сталкиваются все с теми же, навигационными проблемами.

Выводы

Глядя на современные достижения в роботостроении, становиться понятно, что подводные дроны далеки от своих наземных и воздушных собратьев. В тоже время, можно с уверенностью сказать, что при нынешней скорости развития технологий, человечество ждет множество достижений в данной области. На пути к совершенству и эффективности всегда возникает много сложностей, но обернувшись на историю, становиться ясно, что непреодолимых преград нет, и всегда находятся люди, способные сломать стереотипы и сделать верный шаг по направлению к успеху.

Каковы будут возможности беспилотных машин через 10 лет? Уже сейчас активно разрабатываются способы использования дронов для ремонта техники и добычи ценных ресурсов, и хоть пока без человека не обойтись, возможно, нашим потомкам не придется рисковать собственной жизнью, работая в опасных условиях.

В октябре 2017 года в структуре ВМФ США была сформирована первая эскадра подводных беспилотников UUVRON 1 (Unmanned Undersea Vehicle Squadron 1, то есть 1-я эскадра необитаемых подводных аппаратов).

Поскольку информации на порядок меньше, обсуждение подводных дронов осталось в тени крылатой ракеты, но, тем не менее, технологии в данном случае может быть даже более высокие, а история создания не менее насыщенная. О каком же таком дроне шла речь? Есть такая программа, как океанская многоцелевая система "Статус-6" (Kanyon по классификации НАТО).

Статус-6 – это дистанционно управляемый автоматический подводный робот или если хотите дрон, по-иноземному, несущий ядерное оружие мегатонного класса, обладающий компьютерным интеллектом и способный действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Максимальная скорость аппарата позволяет уйти от любой существующей на сегодня торпеды противника, при этом выбор скоростного режима и траектории маневрирование дрон осуществляет самостоятельно. "Статус-6" предназначен для поражения важных военных и экономических объектов противника в прибрежных районах и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения. "Статус-6" способен уничтожать базы ВМС или авианосные ударные группы. Разработка осуществлена АО "ЦКБ МТ "Рубин" (Россия). Статус-6 относится к глубоководным необитаемым подводным аппаратам (НПА), которые могут погружаться на глубину до 1000 метров и представляет собой по сути высокоскоростную торпеду с атомным реактором и ядерной боевой частью.

В России разработан и готовится к производству первый автономный подводный аппарат "Концепт-М", способный погружаться на глубину до тысячи метров. Роботизированный комплекс „Галтель“ прошел опытную эксплуатацию в районе порта Тартус в Сирии. Отзывы самые позитивные: по оценке Минобороны, он свою боевую задачу выполнил. В Тартусе на робот «Галтель» была возложена задача охранения кораблей, находившихся в районе порта. Он обследовал дно бухты и днища кораблей и судов обслуживания с целью нахождения мин, которые могли устанавливать диверсанты, а также неразорвавшихся снарядов. Перед погружением робота в него закладывалась программа, которую он отрабатывал под водой. Глубина погружения - 400 метров. Это означает, что дрон способен использоваться подводными лодками в открытом море, для которых это рабочая глубина. Запас хода - 100 км. За 12 часов непрерывной работы способен обследовать 4 кв.км. дна. В состав комплекса входят два автономных дрона. Это позволяет, поочередно их используя, проводить обследование дна непрерывно. Под водой робот ориентируется при помощи сонара. Он выдает сообщение о препятствиях, и «Галтель», меняя курс, их обходит, а затем опять выходит на заданный курс. Опытную эксплуатацию проходит еще один подводный аппарат, имеющий примерно такое же назначение как и «Галтель». Это разработанный в ЦКБ «Рубин» подводный автономный дрон «Клавесин». Он имеет некоторые отличия с точки зрения управляемости. В подводном положении «Клавесин» способен принимать по гидроакустическому каналу команды коррекции выполняемой программы. Этот дрон поосновательнее в отношении силовых характеристик. Его максимальная глубина погружения - 6000 метров, а дальность хода - 300 км. Подводная скорость - 3 узла. Длина аппарата - 5,8 м, диаметр - 0,9 м. Масса - 2500 кг. «Клавесин» решает более широкий круг задач, что обусловлено наличием помимо гидролокатора и фото/видеоаппаратуры еще и магнетометра, и датчиков температуры и электропроводности. «Клавесин» используется не только для инспекции акватории баз ВМФ, но и для разведывательных операций и исследовательских мероприятий. «Клавесин» был применен для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года авиалайнера Ту-134М. За несколько дней дрон провел сканирование и фотографирование около 1 млн. кв.м. дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики. В настоящий момент ЦКБ «Рубин» завершает создание модифицированного варианта «Клавесина» - «Клавесин-2Р-ПМ» - с улучшенными характеристиками. К другому классу подводных роботов относится создающийся на ЦКБ «Рубин» дрон «Суррогат». Он имеет солидные размеры по сравнению с «Клавесином» и «Галтелем» габариты: длина - 17 метров, водоизмещение - 40 тонн. Способен развивать скорость в 24 узла. Дальность хода - 600 миль, рабочая глубина - 600 метров. «Суррогат» предназначен для использования его в качестве условной мишени во время маневров и учений ВМФ.

А что же с дронами в НАТО и США: судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США. Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA. Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра" на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий». Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

В начале октября 2017-го Пентагон на условиях конкурса заказал компаниям Boeing и Lockheed Martin проектирование первых опытных образцов аппаратов Orca ("Косатка"). Сумма контрактов составила 43,2 и 42,3 миллиона долларов соответственно. Длина подводного беспилотника достигнет сорока метров, всего ВМС США намерены получить девять таких аппаратов. Среди главных требований к новой системе - повышенная автономность и способность действовать самостоятельно без постоянной связи с центром управления. Судя по имеющейся информации, радиус действия "Косатки" может достигать 12 тысяч километров, а автономность плавания несколько месяцев. В этих целях Boeing предлагает применить в силовой установке аппарата дизель-электрическую схему: электродвигатель и оборудование лодки будут питаться электричеством от аккумуляторов, которые будут периодически подзаряжаться дизель-генератором. То есть фактически дальность плавания аппарата будет ограничиваться лишь запасом дизельного топлива на борту. Американские ВМС рассматривают XLUUV в том числе и как средство борьбы с подводными лодками и нанесения ядерных ударов по наземным целям. Разработка "Косатки" активизировалась после того, как Пентагон впервые узнал о планах России по созданию необитаемого подводного аппарата "Статус-6", работа над проектами сверхбольшого подводного дрона Orca и его бортового беспилотника Hunter уже идет "стахановскими" темпами.

Приступили США к испытаниям и надводного дрона «Морской охотник», он оснащён дизельным двигателем и способен развивать скорость до 27 узлов - это примерно 50 км/ч. На скорости в 12 морских узлов судно может пройти около 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км) и находиться в автономном плавании до трёх месяцев. Одним из ключевых преимуществ «Охотника» военные считают дешевизну эксплуатации - на обслуживание морского дрона уйдёт $15-20 тыс. в сутки, когда на эксплуатацию обычного эскадренного эсминца требуется около $700 тыс. ежедневно. Навигация «Морского охотника» обеспечивается аппаратурой приёма спутниковых сигналов GPS и радиолокационными станциями, а также оптико-электронной системой. Кроме того, судно оборудовано станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системой компьютерного анализа выявленных целей и мощной системой связи для передачи собранных данных в центр. Уточняется, что характеристики имеющегося на борту гидроакустического комплекса позволят вести поиск не только подлодок, но и других объектов, например морских мин.

Действительно ли ядерный подводный дрон - реликт советской эпохи, как считают в Америке

Пентагон официально признал, что в России разрабатывается оружие сдерживания принципиально нового типа, которое существенно превышает возможности традиционных межконтинентальных ядерных ракет как по мощности, так и по скрытности подготовки нанесения удара. Речь идет о ядерной торпеде, имеющей дальность 10000 км и мощность заряда до 100 мегатонн.

Об этом сообщил журнал Defense News, сославшись на предварительный проект нового «Обзора ядерной политики» - документа, определяющего роль ядерного оружия в стратегии национальной безопасности США. В настоящий момент он готовится для президента Дональда Трампа. В обзоре размещена диаграмма, которая иллюстрирует разработку межконтинентальной беспилотной ядерной торпеды «Статус-6», получившей в США название Kanyon.

В реальность существования данной разработки американская разведка убедилась еще в ноябре 2016 года, когда при участии подводной лодки специального назначения Б-90 «Саров» были проведены испытания «Статуса-6».

Вполне понятно, что на эту новость бурно откликнулись американские СМИ. Подавляющее их большинство к перспективе появления в России принципиально нового ядерного оружия отнеслось более чем серьезно. И это вполне понятно и объяснимо.

Правда, прозвучали и «оптимистические» заявления. Так, старший научный сотрудник американского Центра Джеймса Мартина по нераспространению ядерного оружия Николай Соков на страницах The National Interest выразил сомнение относительно эффективности «Статуса-6», назвав его «реликтом советской эпохи».

«Эта концепция очень старая, берет свое начало с дней, когда межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты подводных лодок были немногочисленны, ненадежны и уязвимы, - сказал Соков. - В наши дни трудно увидеть большую ценность в 100-мегатонном медленном транспортном средстве».

С этим невозможно было бы не согласиться, если считать «Статус-6» торпедой. Да, действительно, если запустить ее в час «Ч», то к берегам Америки она придет, когда все уже будет закончено. Однако функционально это оружие является миной.

«Статус-6» заблаговременно отправляют в автономное плавание. И он, обладая определенным искусственным интеллектом, подходит к материку на необходимое для эффективного срабатывания расстояние. После чего переходит в режим ожидания, который может продолжаться сколько угодно долго. В час «Ч» «Статус-6» сработает практически мгновенно - с задержкой на прохождение радиосигнала от Европы до Америки.

Об этом оружии стало известно в ноябре 2015 года, когда во время совещания в Сочи по вопросам развития оборонной промышленности, которое проводил президент Владимир Путин, два федеральных телеканала как бы по ошибке показали слайд с грифом «Совершенно секретно». В нем содержалась концепция океанской многоцелевой ударной системы «Статус-6». «Засветили» и разработчика - ЦКБ «Рубин», и назначение разрабатываемой системы. Назначение таково: «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Надо сказать, что Николай Соков, заявивший о «древности» концепции «Статуса-6», совершенно прав. В начале 60-х годов в Советском Союзе разрабатывалась торпеда Т-15, которая имела такое же назначение. Разместить в корпусе, имевшем длину 24 метра, 100-мегатонный боезаряд не составляло большого труда. Куда сложнее было добиться большой дальности хода, поскольку в то время не существовало компактных ядерных реакторов для силовой установки. А двигатели на других источниках энергии могли обеспечить торпеде с массой в 40 тонн хода не более, чем на 50 километров.

Через полвека проблема с компактным реактором была решена, в связи с чем российские конструкторы вспомнили о «древней» концепции. При этом значительный технологический прорыв произошел не только в атомной энергетике, но и в электронных компонентах, и в системах управления, и в материалах. «Статус-6» - это уже совсем иная разработка, общего у него с Т-15 лишь концепция да мощность ядерного заряда.

О «Статусе-6» известно достаточно много, чтобы оценить его реальные возможности сдерживать попытку использования против России оружия массового поражения. Его вероятные характеристики стали результатом расшифровки слайда Минобороны, попавшего на телеэкраны. Эксперты, как отечественные, так и зарубежные, провели анализ данного оружия, учитывающий научно-технический и технологический потенциал оборонно-промышленного комплекса России.

Большинство экспертов сошлось во мнении относительно того, что реактор может иметь мощность 8 МВт. Он имеет жидкометаллический теплоноситель, благодаря чему удается существенно снизить шумы, то есть повысить скрытность торпеды. Сочетание столь мощной силовой системы с водометным движителем позволяет развивать скорость в диапазоне от 100 км/ч до 185 км/ч.

При анализе прочности корпуса торпеды было установлено, что ее рабочая глубина может достигать 1000 метров. И это еще больше увеличивает ее скрытность, поскольку подводные лодки НАТО работают на глубине в 200−300 метров. Ее крайне сложно обнаружить даже на максимальном ходу. Однако скорость «Статуса-6» может варьироваться в зависимости от ситуации. Поскольку, как сказано выше, автономное выполнение боевой задачи возложено на компьютерную систему, делающую торпеду подводным роботом, то «умная электроника» принимает оптимальные решения относительно того, как преодолевать зоны противолодочной обороны. И в частности глобальную систему SOSUS, которая контролирует побережье США. «Статус-6» гораздо труднее обнаружить, чем самую малошумную в мире подводную лодку «Варшавянка». Согласно проведенным расчетам, при скорости перспективной торпеды в 50 км/ч ее невозможно «разглядеть» на расстоянии менее 3 километров.

Вполне понятно, что для того, чтобы совершать пространственные и скоростные маневры при преодолении зон противолодочной обороны, «Статус-6» должен обладать «органами чувств», то есть эффективным сонаром.

Однако даже в случае обнаружения и торпедной атаки на «Статус-6» его перехват практически невозможен. Самая быстроходная торпеда США Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда с грозным именем MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Вполне понятно, что оружие сдерживания в случае его применения должно причинять максимальный вред противнику, решившемуся перевести конфликт в ядерную фазу. Исходя из этих соображений, боезаряд «Статуса-6» должен иметь кобальтовую секцию, что должно приводить к максимальному радиоактивному загрязнению громадных территорий. Подсчитано, что при использовании боеголовки такой мощности, как у перспективной российской торпеды, и с такими особенностями, при скорости ветра в 25 км/ч долговременному заражению будет подвержен прямоугольник размерами 1700×300 км.

В заключение необходимо сказать, что беспилотный подводный робот является многоцелевым оружием. Он может использоваться и для решения других задач. Например, с неядерной боеголовкой он способен уничтожать крупнейшие корабли противника, к которым в первую очередь относятся авианосцы. Или проводить разведывательные операции и возвращаться на базовую подводную лодку с собранной информацией. При его участии также можно нарушать военно-морские коммуникации противника.



Оцените новость
Новости партнеров:

Россия обладает беспилотной подводной лодкой, способной нести крупнейший из существующих ядерных зарядов, утверждается в докладе Пентагона. О существовании субмарины-дрона с ядерным оружием слухи ходили уже давно, но просочившаяся в прессу информация из чернового варианта доклада Пентагона о ядерных арсеналах мира (Nuclear Posture Review) подтвердила этот факт. Доклад Пентагона предупреждает о решимости России продолжать наращивать свой ядерный потенциал на фоне его сокращения в США.

Подводный необитаемый аппарат способен нести заряд мощностью до 100 мегатонн. По данным «Ньюсуик» (), это самый мощный из ныне существующих ядерных зарядов. В черновом варианте доклада, впервые опубликованном «Хаффингтон пост» (), содержатся графические изображения средств доставки ядерных вооружений, разрабатывавшихся в США, России, Северной Корее и Китае с 2010 года.

В докладе говорится, что в то время как Россия «первоначально последовала примеру Америки» и сократила свои стратегические ядерные силы, при этом она сохранила многие из своих нестратегических ядерных вооружений, которые сейчас модернизируются. Также сообщается, что «помимо модернизации наследия ядерных систем эпохи СССР, Россия разрабатывает и разворачивает новые ядерные боеголовки и пусковые установки».

«Эти усилия включают в себя многократную модернизацию каждого элемента российской ядерной триады: стратегических бомбардировщиков, ракет морского базирования и ракет наземного базирования. Россия также разрабатывает как минимум две новые системы межконтинентальных вооружений: гиперзвуковой планирующий летательный аппарат и новую межконтинентальную ядерную автономную торпеду», — говорится в документе.

В прошлом месяце НАТО предупредила, что у нее есть «серьезная озабоченность» в отношении новой российской управляемой ракеты, которая якобы позволяет Москве в кратчайшие сроки нанести ядерный удар по Европе. По словам представителей НАТО, ее появление может нарушать Договор о ракетах средней дальности 1987 года. Москва опровергла заявления НАТО и США.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: