Богородица неувядаемый цвет в чем помогает. Где дома вешать икону. Чудеса иконы «Неувядаемый цвет»

Икона Божией Матери Неувядаемый цвет

Икона Божией Матери Неувядаемый цвет. Молитва. Значение.

Икона Божией Матери Неувядаемый цвет имеет большое значение для православных верующих. К Богоматери обращаются для помощи в утешении, ведь молитва перед иконой помогает справится с горем. Молодые девушки к Пречистой обращаются для помощи в поиске спутника жизни.

На образе Богородица держит на руке Сына Бога, а во второй руке у нее белая лилия, которая олицетворяет символ непорочности и девства Невесты Неневестной. На отдельных списках бывает различие, вместо лилии Богородица держит розовую ветвь, и младенец может быть то на левой руке, то на правой. Чудотворная сила и значение всех образов одинаковы.

В чем помогает икона Неувядаемый цвет.

Обращение к Богородице перед чудотворным образом помогает близким людям найти понимание между собой, помогает решить семейные проблемы супругов, сохранить им любящие отношения. Этот образ считается женским, но обратиться с молитвой может любой верующий.

Ликом Богородицы в день свадьбы благословляли молодых невест на счастливое замужество. Замужние женщины просят у лика защиты семейного очага от невзгод.

Пресвятая помогает верующим избавиться от искушений на пути семейной жизни.

Женщины просят Богородицу сделать брак счастливым, а так же сохранить семью.

Верующие говорят, что этот образ может подарить обращающимся к нему душевный покой, а так же сохранить красоту и молодость тела молящихся.

Молитвы перед образом иконы Неувядаемый цвет изгоняют мрачные сомнения, которые терзают душу, дают веру и силу в завтрашний день. Чаще всего к образу обращаются молодые девушки с молитвой о замужестве. Искренняя молитва поможет им не ошибиться с выбором спутника жизни, который будет вместе с ней и в горе, и в радости.

Юные девушки просят Мать Небесную найти истинный жизненный путь, просят о защите от порочных соблазнов, просят чтоб она передала им свои знания, наставления на праведную жизнь.

Оригинал иконы до 1757 года находился в Свято-Алексеевском монастыре Красного Села в Москве. Но этот образ был утрачен, он был заменен копией, обладающей так же силой исцеления.

В Воронеже в храме Покрова Пресвятой Богородицы находится список иконы, к нему обращаются многие прихожане. В поселке Кадом Рязанской области находится список, который почитал и очень любил Серафим Саровский.

В Самарской области в 2012 году появился на окне дома одной прихожанки местной церкви образ Божией Матери Неувядаемый цвет, к которому стали съезжаться многие верующие и богослужители с молитвами и просьбами.

Во многих музеях, в Третьяковской галереи находятся списки чудотворной иконы.

Молитва иконе Божией Матери Неувядаемый цвет

Многие иконы, будь то именные иконы, венчальные или праздничные, имеют свою историю. И особенно удивительны сказания о старинных образах, которые считаются чудотворными. Одной из таковых является икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» .

Откуда и когда появился на Руси образ «Неувядаемый цвет» доподлинно неизвестно, зато известно, откуда появилось такое название. Это наименование пошло от песнопения в честь Божьей Матери. Кроме того, ещё издревле сравнивали Богородицу с неувядающим цветком. На Руси икона появилась благодаря паломникам в 17-18 веках. В тот период списки с иконы стали появляться в различных русских монастырях.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» («Благоуханный цвет») помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Совершается много исцеление больных. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Значение, которое имеет икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» очень велико. Она сама по себе символизирует чистоту и непорочность. Поэтому перед ней молятся девушки именно о том, чтобы сохраняться свою праведность и чистоту. Особенное значение она приобретает для юных девушек, так как они испрашивают у неё помощи в выборе будущего супруга. Она нередко также используется и как венчальная икона для невесты. Ей благословляют и даруют её жене. Во время семейной жизни икона Божьей Матери «Неувядаемый цвет» помогает справиться с горестями. Которые могут выпасть на долю супруги.

Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В народе существует поверье, что икона «Неувядаемый Цвет» помогает девушкам и женщинам сохранять красоту и молодость. Эта икона для вымаливания красоты и любви окружающих людей.

Перед иконой “Неувядаемый Цвет ” верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга.

Только сегодня аудио-каст + брошюра “Неувядаемый цвет – женская икона для молодости и красоты” + подарок

Тут важно заметить, что если Феодоровская икона Божией матери стала покровительнице семьи и брака, то это как бы добрачный стандарт!

Именно такое значение имеет этот образ, а потому становится очень важным для женщин.

Икона Божией Матери “Неувядаемый цвет”, моя самая любимая, она выполнена росписью на шелке и очень-очень красивая. Вот ее изображение.

На самой иконе “Неувядаемый цвет ” и многочисленных ее списках Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии.
Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: “Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты”.
На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Списки иконы “Неувядаемый цвет” (“Благоуханный цвет” ) прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение “Богоматери Неувядаемый Цвет” гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы
Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами.
Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии “Богоматерь Живоносный Источник” и “Богоматерь Неувядаемый Цвет”.
Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую «Rosencranzmadonna».


В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.
Иногда на этих иконах есть пространные надписи.
Чаще всего Мария и Младенец на иконах “Богоматерь Неувядаемый Цвет” облачены в царские одежды.
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок.


При выяснении вопроса происхождения иконы «”Неувядаемый цвет ” если только руководствоваться данными православных сайтов или книгами типа « Православный календарь на…» то вырисовывается следующая картина.
1.Утверждают, что происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.
Но тогда почему на подавляющем большинстве икон относящихся к исследуемому типу изображены лилии?
Появление самой иконы в Московском царстве относят к XVII – XVIII векам. И туда икона, очевидно, попала через паломников.
Так же установлено, что наиболее древний образ, относящийся к типу икон Божией матери «Неувядаемый цвет» упоминаемый в исторических документах, относится к XVIII столетию и что он находился, появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте позже построенного храма Христа Спасителя. Сам этот образ не сохранился, но остались его многочисленные копии –« списки». Но все же обращались, потому, как с художественной стороны эта икона выделялась на фоне других икон Божией матери своею привлекательностью.

Иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения.
В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери “Неувядаемый Цвет ” прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре.
Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию:
На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) - Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке - скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове - венец, в правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: “Цвете Неувядаемый!
Празднование этому образу происходило 3 апреля по старому стилю (16 апреля по новому)

“Неувядаемый цвет” – женская икона для молодости и красоты

Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом.

Но сложная композиция иконы “Богоматерь Неувядаемый Цвет” со временем практически исчезает.
По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона “Богоматерь Неувядаемый Цвет” была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная.

С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни.
По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери.
У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке - цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря.
Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.

В сочинениях некоторых авторов появление иконографии “Богоматерь Неувядаемый Цвет” связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого “неувядаемым”.
Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери “Неувядаемый Цвет” на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет.
В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем “Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон” монаха Мелетия.
Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Неувядаемый Цвет»

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Неувядаемый Цвет имеет также второе название – Благоуханный цвет. Она считается очень древней. 16 апреля большое количество православных людей приходят почтить эту икону. Это очень сильный образ, который сотворил много разных чудес.

Многие эксперты считают эту икону наиболее красивой из всевозможных других образов. Когда паломники принесли ее (XVII век), люди стали отмечать ее чудотворные свойства, которые происходят и по сегодняшний день.


Зачем молитва иконе Неувядаемый Цвет

Издавна люди знают, что молитва иконе Неувядаемый Цвет помогает всем девушкам, мечтающим сохранить свой прекрасный облик, молодость, как можно дольше. Оберегает их, и придает сил, чтобы оставаться чистыми и жить правильной жизнью.

Матерь Божия, которая изображена на этой иконе, в одной руке держит своего маленького ребенка, второй рукой держит веточку цветка. Изначально это был букет лилий, затем цветок, в нынешнее время рисуют с веточкой. Она символизирует чистоту, девственность и непорочность. Девушки, носящие у себя на груди такую ладанку, защищаются от порочных соблазнов нашего мира.

Молитва иконе Божией Матери Неувядаемый Цвет помогает человеку получить дополнительные силы, чтобы он мог преодолеть все испытания, которые дает ему жизнь. Сохраняет брак, укрепляет семейные отношения, помогает преодолеть различные семейные трудности, которые случаются почти в каждой семье.

Девушки и женщины, которые хотят выйти замуж, часто молятся перед данной иконой. Они просят, чтобы им повстречался именно тот человек, который будет им опорой на всю жизнь, надежный, добрый и настоящий защитник. Перед церемонией бракосочетания просят, чтобы будущая семья была надежной и крепкой.

Искренняя молитва направляет человека на верную дорогу, прибавляет духовных сил, которые уже могут быть на исходе, избавляет от уныния и тяжелых помыслов. Во многих источниках написано, что молитва перед этой иконой на длительное время сохраняла молодость и здоровье.


В чем помогает молитва перед иконой Неувядаемый цвет

Молитвы перед Иконой всегда прибавляют человеку сил, изгоняют дурные мысли из его головы, а также дают веру в завтрашний день. Перед иконой Неувядаемый Цвет, люди просят:

  • помощь высших сил для вступления в брак;
  • чтобы решение в выборе второй половинки не было ошибочным;
  • спутника жизни на всю жизнь, который будет и в радости и в горе;
  • юные, незамужние девушки, которые воспитываются в вере, в молитве просят защиты от порочных соблазнов, которых так много в этом мире;
  • девушки также хотят получить знания, чтобы правильно растить будущее поколение.

История иконы

Считается, что впервые икона появилась на острове Кефалония, близ Афона, именно от этого образа и появилось множество похожих версий. В этом месте много сотен лет назад произошла удивительная история.

На этом острове существовала традиция, которая есть и по сегодняшний день. На праздник Благовещения люди несут цветы белого цвета (тюльпаны или похожие на них) к лику Богоматери, там они лежат до праздника Ее Успения. Важно отметить, что цветы лежат без воды и солнечного света почти пять месяцев.

Но много лет назад произошло чудо, стебли цветов, подобных на лилии, вдруг стали наполняться влагой и оживать. Вместо уже вялых цветов появились новые бутоны и через некоторое время на этом месте стояли пышные букеты белых цветов. Мастера иконописцы вдохновились этим чудом, так появилась икона Неувядаемый Цвет.

Афонская икона распространилась по всему православному миру. Но чуть позже появилось три основных направления, которые делали копии этой иконы – Россия, Греция, Болгария. Именно благодаря этому появилось невероятное огромное иконографическое разнообразие.

Неувядаемый Цвет впервые появился в Греции примерно в ХVI веке. Паломники принесли первый список в Россию намного позже. Первым монастырем, у которого была эта икона, стал Свято-Алексеевский в Москве.

Первые записи об иконе встречаются только в 1757 году, в честь нее 16 апреля совершаются празднования. К сожалению, не существует точной информации, откуда она пришла в наши края, но предположительно с Балкан.

Многие историки считают, что списки, созданные в XIX веке и позже, уступают более древним. На старых иконах было изображено большое количество атрибутов, в руках были цветы, позже все чаще рисовали веточку. Расцветка композиции стала более сдержанной, исчезла корона.

Текст молитвы святому образу

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 5

Преблагословенная Богородице Дево, покланяемся Твоему пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим нужды, горе и слезы, Ты же о, кроткая Заступнице наша, Тебе так близки земные печали, приими наша воздыхания, помози нам и от бед спаси. Неустанно бо и со умилением да зовем Ти: радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Заключение

В чудотворности иконы нет никаких сомнений, причем чудеса происходили не только в древние времена, но и в современном мире. В 2007 году в Херсонской области она начала мироточить, и с тех пор начали происходить чудеса.

Люди съезжались со всего СНГ к иконе Неувядаемый Цвет и читали молитвы, чтобы выйти замуж. Действительно многие женщины, которые не могли на протяжении многих лет найти спутника жизни, через короткий промежуток времени находили себе мужа и живут счастливо в браке.

Конечно же, после чудотворных деяний все больше людей стало приезжать в это место. И все новые люди удивлялись, как молитвы к этой иконе спасали целые семьи, восстанавливались отношения. Бывали случаи, что внутри семьи на протяжении многих лет происходили ссоры, после искренней молитвы, люди мирились.

Известны случаи не только восстановления отношений, но и целебные свойства. Родители часто приводили своих детей к иконе и просили помощи в излечении, через некоторое время малыши выздоравливали.

Слушать молитву иконе Неувядаемый цвет

Икона Пресвятой Богородице «Неувядаемый Цвет»

На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Кондак 1

О, Преблагословенная Богородице Дево, - радость и прибежище всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти: Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Икос 1

Яко Божие благословение и яко дар небесный, долгожданный, непрестанною молитвою испрошенная от Бога, ниспослана была еси, Богородице, праведным и многообрадованным родителем Твоим - Иоакиму и Анне. Ты же о, Богоизбранная Отроковице, оставила еси родительское лоно и, яко светильник веры неугасимый, яко кадильница благовонная, во смирении предстала еси у порога Господня, и сила Вышняго вознесе Тя до самого входа, введе во Святая Святых и отверзе вся сокровенная неба. О, Премилосердная Богородице Дево! Отверзи и наши сердца к Твоему славословию и вознеси нашу молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, да зовем Ти таковая: Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная; Радуйся, во смирении Своем возвеличенная. Радуйся, любве неисчерпаемый источник; Радуйся, сосуде Богом избранный. Радуйся, Заступнице наша усердная. Радуйся, Мати Божия, Цвете неувядаемый.

Кондак 2

О, Пресвятая Дево Марие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объято, очи отягщены греховным сном. Но Ты, о, Цвете Неувядаемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосердия. Подыми нас, о Владычице, от праха земнаго ко Господу, да принесем Ему смиренное моление сие наше и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о, Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога». Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем: Радуйся, Благодатная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче ангел возвеличенная. Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида - отца Его; Радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая. Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 3

В скорбех мятемся, в суете и печали жития своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклоним главы наша, речем: «Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей!» Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе рожденному всечасно поем: Аллилуиа.

Икос 3

Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята, и возопи гласом велиим глаголя: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне!» О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша яко дым кадильный ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице: Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея; Радуйся, яко ублажат Тя вси роди. Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный; Радуйся, Источниче жизни и безсмертия. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 4

О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, комуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душою нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Пастырем, стрегущим стражу нощную, Ангел Господень благовествова радость велию: яко родися Христос Господь во граде Давидове, Вифлееме, повит и в яслех положен. О, Пречистая Мати, рождшая Сына Твоего Первенца, приими от нас сицевая: Радуйся, Дево Богородице, яко Тобою возсия мирови Свет разума незаходимый;
Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая. Радуйся, Заре, таинственнаго дне; Радуйся, душ наших возрождение. Радуйся, в скорбех верное прибежище и скорая Помощнице; Радуйся, Лилия райская. Радуйся, Дево всепетая; Радуйся, Голубице кроткая, Милостиваго рождшая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 5

Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: «Слава в вышних Богу!» Рождается Спаситель мира. Христос приходит - великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Се праведный Симеон прииде духом в церковь и прием Отроча Иисуса на руки свои, и благослови Бога, и рече: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!» А Тебе, о Мати Марие, оружие пройдет душу, яко откроются от многих сердец помышления. Мы же, спасеннии Тобою, вопием: Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая; Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю. Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая; Радуйся, Царице мира. Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 6

О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но Ты, о Кроткая и Милостивая, умоли Сына Твоего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит мятежные волны греховных страстей; да отвратит от нас всякую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти Его вечную правду. А при кончине жизни нашея укажи нам тихую пристань и сподоби нас с Симеоном Богоприимцем возопити: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Помози же нам, о Неувядаемый Цвете! Не остави нас и спаси зовущих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Отроча растяше и крепляшеся духом и благодатию; и Ты, о Мати Его, с любовию слагала вся глаголы о Сыне в сердце Своем. Скорбна и печальна ищуще Его и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашеся с празднества Иерусалимскаго и с радостию велию обретши Его, в церкви седяща посреде учителей, иже дивляхуся и ужасахуся о Божественнем Его разуме. О, Пречистая Кротосте наша! О, Сладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! Услыши нас, вопиющих Ти таковая: Радуйся, Божественнаго Сына любовию возрастившая. Радуйся, Сердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладныя души. Радуйся, Руководительнице мудрая родительских сердец; Радуйся, Стено нерушимая нашим чадом и отроком. Радуйся, сирым и безпомощным Покров и Прибежище в скорбех; Радуйся, целомудрия и девства Хранительнице. Радуйся, мужем кротким путь честный и правый указующая; Радуйся, умягчение злых сердец. Радуйся, умиление благих. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 7

«Чадо! Что сотвори нам?» - Тако вопрошаше Сына Своего - Иисуса и удивляяся; зряще Его седящим в храме посреде прегордых и суемудрых первосвященников иудейских, Божественный Разум, Божественное откровение им открывающего. О, снизойди же, Всеблагая Мати, и к нашим чадом: помолись о них Сыну Твоему и Богу нашему, да откроет им Свет истиннаго Богопознания; покрый их краем Твоего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесныя и душевныя; соблюди их в страсе Божием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Богу и на счастье земли отце в наших. О, Светильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости Твоея; согрей их кротостию очей Твоих; осени их ризою Своего Материнства. О, Цвете Неувядаемый! С крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам Твоим, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, - в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света - источник чистый Духа - Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице: Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения; Радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства. Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице; Радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая. Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 8

Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшенице плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь быв в нижних и Вышних никакоже не отступивший, Божественный Учителю; болящия исцелявший, мертвыя воскресавший, прокаженныя очищавший, весь мир наполняющий любовью, Кроткий Страдальче! Се висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, стояще, ругахуся над Тобою и с ними князи и воины. А Ты, о скорбная Мати, поникла главою у креста Сына Твоего, и оружие пройде Твое Матернее сердце. Мы же почитая скорби Материнскаго сердца Твоего, из глубины души вопием Ти сице: Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе; Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана. Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа; Радуйся, яко в скорби сердца Твоего - Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами. Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки; Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 9

Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

«Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой». О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: «Воистину Божий Сын бе Сей!» Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти: Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася; Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный. Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго; Радуйся, Святилище великия тайны. Радуйся, Источниче нашего безсмертия; Радуйся, Подательнице Божественныя благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 10

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Се бо за грехи мира приносится великая жертва, се Спаситель мира Благообразным Иосифом во гробе новом полагается и повивается чистою плащаницею. Душею же Своею восходит во ад сокрушити вереи вечныя и извести на свободу от века содержащия связанныя: из гроба же Своего провещает матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже родила еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесуся со славою яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Отложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу Царя Славы, непрестанно вопия: Свят. Свят, Свят Господь Саваоф! О, Мати нашего спасения! Сотвори и нас причастниками светлаго Воскресения Сына Твоего к вечнаго блаженства, да зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Во едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, носяще ароматы, и се пришедше зрят: камень отвален от гроба и несть Телесе Господа Иисусе. Ангел же к ним светло блистаяся, глаголя: «О, жены! Не бойтеся и не ищите Живаго с мертвыми: Христос бо воскресе, якоже и рече!» Тебе же, о Владычице, научи вся приглашати сице: Радуйся, Благословенная Богородице Дево и паки реку; Радуйся, Сын бо Твой Воскресе тридневен от гроба. Радуйся, яко вся земля ликует и вси ангели поют на небеси: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и нам всем и сущим во гробех живот даровав!»; Радуйся, Подательнице жизни вечныя нескончаемыя. Радуйся, яко Твоею любовию и Твоими молитвами избавихомся мрака вечнаго; Радуйся, яко Тобою возсия нам светлый праздников праздник. Радуйся, яко Тобою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вся воскресением, возрадуемся и возвеселимся радостию вечною. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 11

О, Иерусалиме, Иерусалиме, избивший пророки! Тяжкое твое злодеяние прощено у Господа, и над миром возсияло Солнце правды незаходимое. Очисти же и наши души, Кроткая Дево! Очисти наши чувствия, да узрим Христа из гроба исходяща; одень нас в брачныя одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог Христов, поюще Ему Воскресшему: Аллилуиа.

Икос 11

Егда приблизися час Твоего к Богу отшествия, о Богомати Дево, паки ангел Господень Гавриил, светло блистаяся, предста пред Тобою, вручив Тебе светлую, неувядаемую рая лилию, и се Ты со смирением и радостию прияла еси волю Господню и тихо отошла к Божественному Твоему Сыну. О, Неустанная молитвеннице наша! О, Неувядаемый Цвете светлаго рая небеснаго! Ниспошли и нам, Милосердная, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием Тебе таковая: Радуйся, вознесенная на Небо Сыном Твоим, Царице Небесная; Радуйся, скорая и верная пред Ним наша Помощнице и Заступление. Радуйся, Всепетая Дево, ибо имя Твое неувядаемо красуется и ублажается из рода в род; Радуйся, в бурях житейских надежное наше и тихое пристанище. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 12

О, страшный последний час наш! Сердце и все уды трепещут, егда только помышляем о нем! Како оставим сирыми наши близкие и любимые? Како пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни? Како предстанем на страшный суд Творца и Бога? О наша Утешительнице! О добрая наша Помощница! Помоги нам, егда настанет сие, руку любящую Свою Материнскую положи на чело наше, да утихнут наши страдания и душа наша возродится, умири тоску разлучения нашего с миром сим, и свет вечной правды да возсияет пред нашими очами. О, Пречистая Мати! На Тебе надеемся, Тебе молимся и вопием: Аллилуиа.

Икос 12

О, душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается! Почто грехами богатееши? Почто не радиша, не готовишися? Господь при дверех, в чесом надежду полагаеши? Кий ответ проглаголеши Господеви, егда приидет Он - грозный Судия судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от края земнаго и до края звучит труба Архангельская; и мертвии возстают и собираются вси языцы. И се грядет Сын Человеческий на облацех с силою Своей, во всей славе Своей. Где наши добрые дела? Где милосердие? Где любовь? Прегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. О, Всемилостивая Богородице! В сей страшный день предстани нам и буди Ходатаицей за нас пред Сыном Твоим. На Тебе Едину надеемся, не остави нас грешных. Буди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к Пречистому Твоему образу и со слезами зовем таковая: Радуйся, молние тьму нашу освещающая; Радуйся, на страшном судище Христовом за нас заступающая. Радуйся, Своим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающая; Радуйся, яко сей мир тебе Единой матери усыновися. Радуйся, яко тебе Единой неизреченная благодать молитися о нас дадеся; Радуйся, всем верным Своим чадом вечную радость уготовляющая. Радуйся, Цветом своим Неувядаемым нас грешных на веки благоухающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 13

О, Неувядаемый Цвете! О, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей Материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Значение и история иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот , к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канон а благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца.Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канон ов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Канон ы преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в канон е. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канон а благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канон ические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон .

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киот а Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.

Перед богородичным образом «Неувядаемый цвет» Матушку Небесную просят защитить семью от неурядиц между близкими людьми, от пустых искушений, которые могут посетить кого-то из членов семьи. Девушек, что еще не нашли суженого, но желают создать семью, молитвенное обращение к этой иконе защитит от преждевременных соблазнов, от ошибочного выбора будущего супруга. Если взрослая женщина долгое время не может найти свою «половину» – не складывается личная жизнь, обращение к Пречистой перед иконой Ее «Неувядаемый цвет» защитит от одиночества.

Любопытно, что этот воистину цветущий и благоуханный образ с 1999 года провозглашен российскими экологами православным символом экологии России. Таким образом, Божия Матерь покровительствует теперь Российской экологической партии «Зеленые», которая в нашей стране объединяет в себе множество движений за сохранение родной природы.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брак а, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Девушкам, которые хотят вступить в брак , молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» помогает не ошибиться в выборе спутника жизни, найти того, кто станет заботливым главой семьи, верной и надежной опорой и защитой, и этот брак устоит и останется нерушимым при любых житейских коллизиях. Незамужние девицы отроческого возраста, которых воспитывают в вере с самых ранних лет, вступая во взрослую жизнь, просят Богородицу в Ее образе «Неувядаемый цвет» оградить их от соблазнов мира, помочь взрастить в себе подобие первообразу – Пречистой, чтобы со временем передать этот чудесный опыт своим детям.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Есть свидетельства, что молитва перед образом помогает на долгое время сохранить здоровье и молодость – душевные и телесные.

Молитва вторая
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот, к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канона благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца. Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канонов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Каноны преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в каноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канона благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канонические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон.

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киота Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: