Британские средние танки. Танки второй мировой, великобритания. Английские танки в Африке

Танки Англии

На развитии английской бронетанковой техники в предвоенные годы отразилась борьба мнений относительно характера будущей войны. Сторонники создания механизированных армий, считавшие, что вторая мировая война с их участием должна закончиться быстро, единым стратегическим ударом, который в течение нескольких дней и даже часов решит исход боев и принудит противника к капитуляции, настаивали на создании "крейсерских" танков - легкобронированных, с повышенными скоростями движения и с пушками калибра 40 мм. Для проверки своих взглядов на будущую войну они добились создания в английских вооруженных силах в 1927 году первого экспериментального механизированного соединения.

Имелась также группа влиятельных военных, опиравшихся на штаб сухопутных сил Англии, которые считали, что основной удел танков - непосредственная поддержка наступающей пехоты. Для этого служат тихоходные сильно бронированные танки с пушками калибра 40-75 мм - так называемые "пехотные " танки. В качестве компромисса было решено иметь на вооружении как крейсерские, так и пехотные танки. К пехотным танкам относились танки типа "Матильда", "Валентайн" и "Черчиль", к крейсерским - "Крусайдер", "Кромвелл", "Комета". Таким образом, неразделимые боевые качества танка - броневая защита и подвижность были искусственно поделены между двумя типами машин. Ошибочность этой концепции выявилась в ходе боевых действий довольно быстро, но создать во время войны единый танк, способный выполнять задачи непосредственной поддержки пехоты и действовать в составе бронетанковых соединений, английским конструкторам не удалось. Поэтому лучшим танком английской армии стал американский М4 "Шерман".

Созданные в Англии перед войной легкие танки быстро исчезли с полей сражений, так как их броня и вооружение оказались неудовлетворительными. Поэтому в английской армии широко использовались американские легкие танки М3 и М5. В 1943 году было начато производство собственного легкого танка "Тетрарх", однако его боевые характеристики были ниже характеристик немецких танков. Самоходная артиллерия, как и в армии США, делилась на полевую, противотанковую и зенитную. Однако количество самоходных установок, выпущенных промышленностью Англии, было невелико и составило примерно 800 машин.

Характерными особенностями английской бронетанковой техники были:

  • большие габаритные размеры и вес, невысокая огневая мощь и подвижность танков;
  • создание полевых, противотанковых и зенитных самоходных установок на базе танков и автомобилей;
  • широкое использование шасси устаревших легких танков для создания бронетранспортеров;
  • создание и широкое использование бронеавтомобилей;
  • применение устаревших конструктивных решений и техноло гических методов: вертикальное расположение броневых листов, каркасная конструкция танков, соединение броневых листов на бол тах и заклепках, использование в основном карбюраторных двига телей и т.д.

Всего в годы второй мировой войны в Англии было произведено 25116 танков, еще 23246 танков и САУ поступило из США и Канады. Формирование бронетанковых соединений в Англии происходило довольно медленно. К концу второго года войны было сформировано пять бронетанковых дивизий и пять отдельных бригад.
Бронетанковая дивизия состояла из двух бронетанковых бригад, в каждой из которых было по три танковых полка, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитно-противотанкового полков. В дивизии насчитывалось около 300 танков, но практически отсутствовала мотопехота. Кроме того, структура дивизии оказалась громоздкой и не позволяла оперативно руководить подразделениями в ходе боя. Поэтому в конце 1942 года дивизии были реорганизованы. Из них была исключена одна бронетанковая бригада, но введена бригада мотопехоты, артиллерийских полков стало два, введен полк противотанковой артиллерии. Дивизия образца 1942 года насчитывала 18 тысяч человек личного состава, 344 танка и более 150 орудий.

Для совместных действий с пехотными дивизиями формировались отдельные бронетанковые бригады в составе трех полков. В каждой бригаде было по 260 танков. Всего в годы второй мировой войны в Великобритании было сформировано 11 бронетанковых дивизий и 30 бронетанковых бригад. Танковые корпуса и армии не создавались, однако на разных этапах войны участвовали армейские корпуса, в которые входили по 2-3 бронетанковые дивизии.

Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ - "боевая разведывательная машина", англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма "Элвис".

В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием "Скорпион" FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Ягуар" мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии "Чифтен" , но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.

Сто лет назад британская армия первой применила танки в военных действиях, но мощь ее нынешних бронетанковых сил сильно ослабела и изменилась. Каково же их современное состояние и планы на будущее? С момента окончания Холодной войны британское министерство обороны было одним из многих, взявших на себя смелость заявить, что в современном оперативном пространстве не будет большой необходимости в основных боевых танках (ОБТ).

Подобная позиция государства послужила толчком к драматическому сокращению количества танков в британской армии и экипажей, на которых они могли быть служить, с 14 полков (британский эквивалент батальона) с общим количеством танков примерно 1000 танков в конце 80-х годов до трех полков в соответствии с текущей программой модернизации армии Army 2020.

Сегодня эти полки имеют в наличии достаточно танков и обученных экипажей и могут гарантировать, что всего каждый из них может развернуть эскадрон (британский эквивалент роты) – примерно 18 танков – с целью поддержки ведущей бронетанковой оперативной группы LATF (Lead Armoured Task Force). Эта группа после получения приказа должна выдвинуться в течение 30 дней.

После того как нынешний цикл преобразований будет завершен, срок выдвижения укомплектованной бригады, включая 56 танков, в общем случае будет составлять 90 дней.

На полигоне Каслмартин в Уэльсе танк Challenger 2 британской армии стреляет бронебойным подкалиберным практическим снарядом с укороченной дальностью. Боевые стрельбы остаются ключом к поддержанию высокой уровня боевой подготовки и слаженности экипажа

За последние 25 лет британские бронетанковые силы два раза демонстрировали свои возможности. Первая демонстрация состоялась в 1990-1991 годы, когда было принято опрометчивое решение бросить две бронетанковых бригады (включая три танковых полка Type 57 с 171 танком Challenger 1) на освобождение Кувейта в рамках операции «Granby».

Позднее в 2003 году два полка танков Challenger 2 (и часть подразделений третьего полка) должны были быть поспешно развернуты в Ираке в операции «Telic 1». Их число позднее было сокращено до одной эскадрона, который оставался на этом театре военных действий вплоть до завершения в 2009 году операции «Telic 13».

Несмотря на запрос, выдвинутый в 2006 году, британской армии не развертывались в Афганистане в операции «Herrick». Тем не менее, начиная с 2007 года британские войска в провинции Гельманд часто обращались за поддержкой танков своих союзников: взвода из трех датских танков Leopard 2A5DK; роты танков корпуса морской пехоты США M1A1 Abrams; и в период с 2006 по 2011 год усиленного эскадрона танков Leopard 2A6CAN и Leopard C2 из соседней провинции Кандагар.

В конечном счете, представительство тяжелой британской бронетехники с 2010 года в Афганистане было ограничено тремя машинами разграждения Trojan (инженерный вариант танка Challenger 2) и двумя бронированными ремонтно-эвакуационными машинами Challenger CRARRV, дислоцированными в провинции Гельманд.

С середины прошлого десятилетия британская армия в основном была сосредоточена на миротворческих операциях в Ираке и Афганистане, что привело к соответствующему сокращению боевой подготовки (в форме тактических учений и бронетанковых маневров) остальных общевойсковых формирований в Великобритании и Германии.

Тем не менее, возможности бронетанковых сил поддерживались за счет участия танков и боевых машин пехоты в базовой подготовке к гибридным боевым действиям (концепция «войны трех кварталов», суть которой заключается в том, что на относительно небольшой городской территории одно подразделение будет вынуждено проводить одновременно и боевые действия и операцию по принуждению к миру и миротворческую операцию), которую все боевые подразделения уже прошли.

Новый взгляд

В соответствии с пятилетним обзором стратегической обороны и безопасности, опубликованным в 2010 году, и итоговой структурой британской программы Army 2020 каждый из трех оставшихся танковых полков (аналоги батальонов) был приписан к одной из трех мотопехотных бригад быстрого реагирования, входящих в состав 3-ей дивизии. (В состав армии входят еще восемь боевых бригад: 16-ая десантно-штурмовая бригада и семь пехотных бригад подчиненных 1-ой дивизии, ни одна из них не имеет приданных бронетанковых подразделений.)

Каждый танковый полк имеет свое название: Королевский гусарский полк King’s Royal Hussars (KRH), гусарский полк королевы Queen’s Royal Hussars (QRH) и королевский танковый полк Royal Tank Regiment (RTR). Кроме того, расширенный боевой порядок включает один резервный полк, так называемый королевский территориальный полк Royal Wessex Yeomanry, который обеспечивает все три регулярных танковых полка запасными танковыми экипажами, но при этом не имеет ни одного собственного танка.

Все три полка имеют на вооружении , который был изначально разработан в конце 80-х годов компанией Vickers Defence Systems (в настоящее время BAE Systems). Компания BAE Systems поставила в 1994-2002 годы в общей сложности 386 серийных машин; нынешними планами предусматривается, что часть из них останется в эксплуатации до 2035 года.

Модернизированная система вооружения на базе 120-мм гладкоствольной пушки Rheinmetall и ряд усовершенствований в ходовой части и системе управления огнем были утверждены в начале прошлого десятилетия для танка Challenger 2 в рамках предложенной программы продления возможностей, но в связи с проблемами с финансированием в 2008 году она была остановлена. В 2012 году программа продления возможностей была включена в программу продления срока службы танка Challenger 2, в рамках которой будут модернизированы или заменены различные подсистемы танка. В соответствии с программой продления срока службы модернизацию пройдут 227 танков Challenger 2.

Отдельная схема финансирования, принятая для усовершенствования и поддержания в исправном состоянии штатных боеприпасов, на сегодняшний день позволяет проводить только такие минимально затратные мероприятия по восстановлению и модернизации, какие необходимы для продления срока хранения существующих складских запасов. На складах хранятся боеприпасы, которым исполнилось как минимум 25 лет и которые в настоящее в Великобритании не производятся. Ни один тип штатных боеприпасов не совместим с современными стандартами по малочувствительным (инертным) боеприпасам.

Возрождение

Первое ощутимое изменение в судьбе британских бронетанковых сил произошло в 2012 году, когда публично объявленное еще до вывода британского контингента в декабре 2014 года сокращение войск в операции «Herrick» позволило этим подразделениям не возвращаться в Афганистан и сосредоточиться на своей боевой подготовке к будущим задачам.

Первым танковым полком, вернувшимся из своего последнего афганского турне в октябре 2012 года, стал KRH, который действовал там в качестве ведущего подразделения для боевой группы Lashkar Gah. Не имея танков на этом ТВД, он в основном выполнял задачи спешенной пехоты, используя минозащищенные машины Mastiff 6×6 и гусеничные транспортеры высокой проходимости Warthog.

Общевойсковые учебные маневры Prairie Storm уровня боевой группы, проводимые на британской базе BATUS в Канаде, позволяют британским танкистам и пехотным подразделениям практиковаться в работе со своими обеспечивающими группами, включая инженерный эскадрон, занимающийся проделыванием проходов в минных полях. На фото удлинённый заряд разминирования Python, выпущенный с инженерного танка Trojan, детонирует, и, тем самым, обеспечивает проход боевой группы 1 Yorks

После необходимого восстановления и боевой подготовки два танковых эскадрона KRH («C» и «A») успешно были определены для поддержки промежуточной бронетанковой группы, ведущей боевой бронетанковой группы LABG (lead armoured battlegroup) и позднее ведущей бронетанковой оперативно-тактической группы LATF, развернутой своей головной 12-ой бронетанковой бригадой. С конца 2013 года эта бригада отвечала за выполнение особых задач (которые теоретически включают ведение боевых действий). Было принято решение, что ее заменит 1-ая мотопехотная бригада в январе 2016 года, а ту в свою очередь заменит 20-ая мотопехотная бригада в январе 2017 года.

В настоящее время британская армия находится в промежуточном состоянии, точнее в процессе перехода от старых структур к новым, смены зон ответственности, изменения дислокации своих баз и аудита военного имущества. Вот почему 12-ая мотопехотная бригада не была сменена вовремя, а срок ее боевого дежурства был продлен на 18 месяцев. Впрочем, как только «перестроечная» турбулентность успокоилась, стало возможным установить стандартную продолжительность готовности (12 месяцев на бригаду и 6 месяцев на боевую группу), считающуюся оптимальной для поддержания «правильного несения службы» в соответствии с пересмотренным адаптивным механизмом оперативной готовности боевых подразделений в рамках программы Army 2020 (A-FORM), введенным в 2015 году.

1-ая мотопехотная бригада вступила в свой «тренировочный» год в начале 2015 года, а ее штатный танковый полк RTR, который обеспечивает бронетанковые возможности для этой бригады, начал совместную боевую подготовку в Великобритании и Канаде (уровень совместной боевой подготовки Level 4/CT4).

20-ая мотопехотная бригада, которая последней покинет Афганистан, в настоящее время проходит восстановление и реорганизацию на своих базах в Германии и Великобритании и заступит на боевое дежурство в 2017 году. К 2020 году последнее подразделение этой бригады, включая QRH, должно наконец (после почти 70 лет) покинуть Германию и вернуться на свою родную базу в Великобритании наряду с другими подразделениями 3-ей (британской) дивизии, дислоцированной в районе Балфорда/Тидворта.

На полигоне как дома

В мае-июне 2015 года прошли боевые стрельбы танкового эскадрона «C» KRH на артиллерийском полигоне Каслмартин и тактические учения уровня взвода (CT1) в учебном районе Солсбери Плейн.

На базовых уровнях суть совместной боевой подготовки (дистанции и набор целей на британских артиллерийских полигонах значительно не изменились за прошедшие 40 лет) осталась традиционной, хотя некоторые изменения может быть и стоит провести.

С момента окончания Второй мировой войны британские танковые полки, как правило, имели по три танка на взвод, но в соответствии с программой Army 2020 была принята структура четыре танка на взвод. Это дает большую организационную гибкость и боевую избыточность, что позволяет каждому взводу потенциально выполнять больше задач при делении на пары, а также быть ближе к боевой подготовке танковых взводов американской и немецкой армий.

В Великобритании расположены четыре учебных полигона на которых возможно проведение огневой подготовки с боевыми стрельбами. Это Каслмартин, Киркудбрайт, Лалворт и Солсбери Плейн, но ни один из них пока не соответствует полностью новой структуре взводов.

Полигон Каслмартин имеет достаточно директрис для одновременной работы четырех БМП Warrior, но ограничения секторов стрельбы по длине затрудняют проведение боевых стрельб на уровне взвода из четырех танков Challenger 2. В связи с установкой в будущем новой 40-мм пушки на модернизированные БМП Warrior мотопехотных частей и новые машины Scout разведывательных подразделений также потребуется усовершенствование этих стрельбищ. Это забота штаба армии, который держит под контролем этот вопрос.

В то время как в прошлом было много жалоб касательно ограничений по пройденным километрам, практическим боеприпасам или запасам топлива, теперь для танкового эскадрона это не является особой проблемой. Возможно, это связано с тем, что имеющиеся складские запасы запчастей и боеприпасов в свое время предназначались для обеспечения существенно большего числа танков Challenger 2, чем это необходимо британской армии в настоящее время для развертывания.

Недавнее повышение активности в военно-политической сфере в странах Балтии влечет за собой необходимость в демонстрации компетенции британских бронетанковых экспедиционных возможностей и это, несомненно, также будет полезным при решении любых подобных проблем, препятствующих процессу планирования и выполнения поставленных задач.

Первым экспедиционным испытанием 12-ой боевой бригады высокой готовности LABG стали учения «Black Eagle», проведенные в Польше в октябре 2014 года. На заднем плане танк Challenger 2, укомплектованный экипажем из эскадрона «C» KRH, работающий в паре с танком польской армии Leopard 2A4. В ходе учений разработана и закреплена методика заблаговременной расконсервации танков, находящихся на длительном хранении. Интересно, что на британском танке нет привычной камуфляжной накидки.

Для того чтобы выполнить так называемый ежегодный тест экипажа ACT (annual crew test), экипаж танка Challenger 2 может рассчитывать на отстрел 83 боеприпасов из основного вооружения танка, а также 2940 патронов из 7,62-мм пулемета. В учебный год (раз в три года) экипажи также проводят оценочные боевые стрельбы на уровне взвода, во время которых можно отстрелять дополнительные 42 снаряда из пушки и 1200 патронов 7,62-мм пулемета.

Перед началом боевых стрельб личный состав проходит интенсивное обучение на тренажерах (включая 20 упражнений для операторов-наводчиков и 4 или 5 упражнений для экипажа в целом, включая ежегодное комплексное тестирование) в своем подразделении. Процедура целеуказания выполняется на уровне экипажа (на тренажерах и на стрельбище), а затем на уровне взвода как часть совместной боевой подготовки.

Дистанции до целей, по которым ведется огонь из танковых пушек (в основном это статичные корпуса танков) на полигоне Каслмартин, составляет 3 км и менее, тогда как для вспомогательного вооружения максимальная дистанция составляет около 1100 метров (время выгорания трассера). Процент попаданий из пушки для оператора-наводчика и командира во время ежегодного ACT должны составлять не менее 75%; подобный же норматив при стрельбе из спаренного пулемета (7,62-мм L94A1 Chain Gun), но в последнем случае стандартное упражнение заключается в отстреле трех очередей по пять патронов (одна пристрелочная и две «на поражение») на одну цель. Стрельба из спаренного пулемета считается более сложной с технической точки зрения, хотя если даже взять отдельный пулемет L94A1, то его характеристики рассеивания некоторые расценивают как «слишком недостаточные» для огня на подавление.

Одним из «наследий» Афганистана стало придание каждой роте по одному передовому авиационному наводчику (в 80-х годах было всего три наводчика на бригаду). Как следствие, эскадроны танков Challenger 2 в настоящее время сопровождаются модифицированным вариантом машины артиллерийского наблюдения Warrior, в которой размещаются командир группы огневой поддержки наряду с передовым наблюдателем и передовым авиационным наводчиком, осуществляющие координацию с реактивными самолетами или штурмовыми вертолетами

Оригинальное вооружение Challenger 2 и требования по системе управления огнем ранее определяли, что экипаж должен быть способен вести огонь из нарезной 120-мм пушки L30A1 отдельными боеприпасами со скорострельностью 10 выстрелов в минуту. Впрочем, необходимость в подобного рода длительном ведении огня будет возникать не так уж часто: в серии стандартных тестов одному танку, как правило, будет необходимо обстрелять в течение 55 секунд пять целей (включая одну для пулемета), выставленных на случайных азимутах и дистанциях в секторе более 120°.

По словам одного из офицеров эскадрона, создание правильной «атмосферы» и взаимодействие экипажа в башне является ключом к успеху в бою.

По окончании центра бронетанковых войск член экипажа обычно начинает как водитель, затем его повышают до оператора-наводчика и заряжающего и, в конце концов, до командира машины с вручением свидетельства о подготовке по нескольким специальностям.

Кроме своей основной функции обеспечения основного и вспомогательного вооружения боеприпасами заряжающий также выполняет функции радиооператора и стреляет из универсального пулемета 7,62-мм, установленного рядом с люком; он также вносит значительный вклад в обнаружение целей для оператора-наводчика и командира. Водитель также вносит свой вклад в целеуказание на ближних дистанциях, используя преимущества своих дневных и ночных приборов наблюдения с более широким полем зрения в переднем секторе обзора; он может также помогать заряжающему, ведя подсчет числа выстрелов оставшихся в магазине, тем самым, гарантируя, что при обстреле цели снаряды на закончатся в самый ответственный момент.

Командиры танковых экипажей находятся либо в звании капрала (младшего сержанта), сержанта (в возрасте 22-25 лет занимавшие место заряжающего, или старше в случае взводного сержанта), либо офицера (командир взвода, заместитель командира эскадрона, командир эскадрона и в бронетанковой боевой группе командир части). Пройдя 44-недельную общую офицерскую подготовку в королевском военном училище сухопутных войск в Сэндхерсте, офицеры бронетанковых войск посещают шестимесячные курсы командиров экипажа в бронетанковом центре в Бовингтоне, на которых их обучают вождению, артиллерийскому делу, связи и тактическим приемам. Взводные капралы, прошедшие через звания сержантского состава, посещают эти же курсы.

После окончания обязательного образовательного обучения, необходимого для получения квалификации ACT, новоиспеченные офицеры первоначально занимают должность командира взвода под надзором своего более опытного строевого сержанта. После того как новый командир взвода пройдет совместное обучение тактическим приемам и ведению общевойскового боя на учебно-тренировочной базе британской армии BATUS (British Army Training Unit Suffield) в Канаде, его зависимость от курирующего строевого сержанта может заметно снизиться (зависит от качеств новоиспеченного офицера).

В итоге, кандидат на должность офицера может уже командовать солдатами всего через два года после поступления на военную службу. (Например, в немецкой армии вновь назначенный офицер-танкист может занять должность в своем батальоне не ранее чем через 79 месяцев после начала своей военной карьеры.)

Решающее испытание

Достижения в области имитационного моделирования позволяют значительно сэкономить, в том числе и на расходовании боеприпасов. При этом боевые стрельбы все же остаются важнейшей частью учебного процесса; они подтверждают практические навыки в материальной части и стрельбе и позволяют проводить проверки эффективности системы и ежегодное тестирование экипажа ACT.

Результат ACT обуславливается в большей или меньшей степени эксплуатационными параметрами систем танка и, по мере его старения, степенью их «разболтанности» в башне, в особенности СУО. По мере того, как экипажи проходят свои испытания, они начинают понимать, что многое зависит от эффективности и слаженной работы всех систем конкретного танка и что от этого зависит их готовность и готовность их командиров к выполнению боевых задач.

К концу обучения все 18 экипажей танкового эскадрона «C» успешно прошли свои тесты ACT. Командующий эскадроном майор Питер Пироун сказал, что «эскадрон «C» теперь уверен в каждом из своих 18 танков». Это значительный прогресс по сравнению с 2014 годом, когда эскадрон имел всего 14 танков в своем распоряжении, а экипажи только трех танков показали достаточную боевую подготовку и выполнили нормативы ACT.

Пристанище

В рамках программы управления парком сухопутных войск, постепенно внедряемой британским министерством обороны в течение последних десяти лет для всех состоящих на учете транспортных средств, танки Challenger 2 двух из трех эскадронов, как правило, остаются на долговременном хранении на армейских складах техники в Эшчёрче. Условия хранения там позволяют поддерживать танки в рабочем состоянии, но в случае выдачи контрактов, промышленность сможет модернизировать их в соответствии с согласованным планом и стандартами без негативного влияния на плановую боевую подготовку подразделений.

Хотя такой подход не вызвал общего одобрения, но «коллективизация» или объединение в общий фонд подобного рода имеет свои преимущества касательно значительной экономии, а также влияния на согласованность действий военных. Это дает личному составу полка, не имеющему возможности работать со своими танками, «пространство для маневра», необходимое для повышения индивидуального мастерства, то есть возможность отбыть из части, записаться на курсы и повысить свой профессиональный уровень. Как сказал один из офицеров, «полк не может бесконечно жать на полный газ, в противном случае он не сможет выполнить требуемую от него дополнительную работу, одновременно поддерживая в рабочем состоянии весь свой парк».

Командира танкового эскадрона, в настоящее время выступающего в качестве бронетанкового компонента ведущей боевой бронетанковой группы LABG, майор Пироун заметил, что в отличие от своих коллег в двух других танковых эскадронах («A» и «B») он «владеет» всего 18 танками, которые держат на позиции как часть базового подразделения полка. Это базовое подразделение, как правило, состоит из 20 танков, два дополнительных танка служат в качестве запасных машин на случай поломки, а также в качестве резервных машин для подготовки.

Танк Challenger 2 TES, получивший обозначение Megatron, создан группой разработки и испытаний бронетанковой техники для городских операций в Ираке. Отметим систему глушителей самодельных взрывных устройств (похожую на кормушку для птиц), дистанционно управляемый боевой модуль Enforcer, установленный на люке заряжающего, а также установленные в передней части системы управления электронными сигнатурами. Пластиковая сетка CoolCam, наброшенная на верхние поверхности танка, уменьшает нагрев от солнечных лучей.

Королевский гусарский полк KRH имеет половину машино-мест на своей базе в Тидворте, которая располагает «гаражной» вместимостью на 72 танка, остальные 36 мест отданы полку RTR. Перед последним также поставлена задача обеспечить танковый эскадрон для боевой группы LABG 1-ой бригады, то есть обеспечить подкрепление базового подразделения за счет дополнительных танков для того, чтобы второй эскадрон может выполнять положенные стрельбы или тактические занятия или подготовку к большим учениям.

Танк Challenger 2 необходимо содержать в безопасном ангаре (будь то длительное хранение или эксплуатация в войсках) даже если он не оборудован электроникой и дополнительной броней в соответствии с модернизацией стандарта Theatre Entry Standard (TES). В этой связи он уникален, но подобные ограничения будут применяться и к перспективной машине Scout, которая должна заменить восемь машин Scimitar, состоящих на вооружении разведывательной группы каждого полка.

Текущими планами предусматривается передислокация третьего бронетанкового полка QRH из «родной» базы в Германии также на базу в Тидворт и в этом случае могут возникнуть сложности при размещении в существующих ангарах вместимостью 72 танка; тем более уже точно не будет дополнительных мест для размещения перспективной машины Scout. Впрочем, как сказал один из офицеров «новое финансирование позволит построить в Тидворте соответствующие ангары для размещения базовых подразделений всех трех бронетанковых полков».

Оперативная готовность танков базовых подразделений повышается также за счет большей доступности механиков эскадрона и подвижных полковых ремонтных мастерских. Также свой вклад вносят и экипажи танков, с воодушевлением использующие неофициальные средства. Майор Пироун в качестве примера привел простой пылесос (он чрезвычайно популярен у немецких танкистов и артиллеристов), который «привередливые экипажи» могут в полевых условиях использовать для поддержания в относительной чистоте заброневого пространства и систем башни, и, который, самое главное, позволяет избавиться от надоедливого песка.

Продолжение следует…

Английские танки в ходе Второй Мировой Войны не могли похвастаться серьёзными тактико-техническими характеристиками. Большинство английских боевых машин по многим параметрам так или иначе уступало американским, немецким и советским образцам. Британские танки делились на пехотные и крейсерские. В функции первых входило, как уже следует из названия, непосредственная поддержка пехоты в наступлении, подавление огневых точек, совместное с пехотой сдерживание контратак противника. Эти танки отличались серьезным для начала войны бронированием и крайне слабой скоростью, что впрочем обьяснялось тем, что они должны были вести наступление в рядах пехоты и одновременно с ней. Крейсерские танки напротив обладали хорошей динамикой, скоростью и подвижностью, однако их бронирование было довольно слабым. Эти танки могли входить в прорыв и развивать наступление в тыл противника, угрожая его коммуникациям, внезапно атаковать части противника на марше, окружать крупные группировки врага при поддержке авиации, артиллерии и пехоты. Именно крейсерские танки обладали куда большим потенциалом, однако англичане часто использовали эти танки также как и пехотные - лишь для поддержки атакующих частей, рассеивая танки по фронту, в то время как Германия наглядно продемонстрировала на что способны крупные, собранные в несколько мощных кулаков, подвижные и мобильные танковые соединения.

Поражения в Европе и катастрофа под Дюнкерком

До начала немецкого наступления на Западе, англичане имели во Франции 12 дивизий и свыше 500 танков, 9 из этих 15ти дивизий располагались в Бельгии в составе объединенного англо-французкого Северо-восточного фронта, который должен был прикрывать это направление от возможного немецкого удара. Английский экспедиционный корпус во Франции имел на вооружении танки Matilda(Mark II), Сruiser(Mark IIA) и Cruiser(Mark IIIA), вооруженные 40мм орудиями, более половины из которых для 1940 года обладали превосходным бронированием и с трудом поражались германскими танковыми орудиями. Кроме того не стоит забывать, что многие немецкие танки во Французcкой кампании все еще были вооружены только пулеметом(Pz.I и Pz.II).
Французы также обладали внушительным танковым парком(более 3000 машин) - среди которых были средние "Somua" и тяжелые танки "B1". Бронирование и вооружение их также не уступало немецкому. Единственное в чем англо-французские танки проигрывали немецким - это в скорости. Что же касается тактики, оперативного руководства, подготовки экипажей и воли к победе, то в этом немцы однозначно взяли верх над союзниками. 10 мая 1940 немецкие войска начали быстрое наступление через Бельгию. Удар немецких подвижных соединений был направлен в обход французcкой линии Мажино. Слаженные действия немецких танков, авиации, артиллерии и пехоты, привели к разгрому и капитуляции голландской армии уже 14 мая. После чего немцы стремительно форсировали реку Маас и их танковые группы рванули на запад. 21 мая они вышли к Ла-Маншу и в окружение в районе Дюнкерка попали свыше 50 англо-французких дивизий. Разгромленная бельгийская армия также сдалась 28 мая. Понеся большие потери и бросив всю оставшуюся технику противнику англо-французские войска в начале июня эвакуировались в Англию.

Смотрите также:

Английские танки в Африке

Изначально в Африке англичанам противостояли части итальянской армии, техническая оснащенность которых оставляла желать лучшего - все итальянские боевые машины уступали английским образцам. Когда в декабре 1940 года началось первое наступление английских войск в Африке против итальянских агрессоров, то превосходство англичан в технике дало о себе знать - итальянцы отступали до тех пор, пока германское командование, решившее оказать помощь своему союзнику, не перебросило в Африку корпус под командованием генерала Роммеля. Контрудар этого корпуса, у которого на начальном этапе было лишь 120 танков, отбросил англичнан к египетской границе и окружил их базу в Тобруке.
В ноябре 1941 года британцы предприняли ответное наступление, целью которого был не много ни мало разгром всей танковой группировки Роммеля и решительный перелом в АФриканской кампании. Имея вдвое больше танков, чем у противника, англичанам не удалось осуществить свой грандиозный план. Роммель маневрировал танковыми соединениями, перегруппировывал рассеяные части и снова бросал их в бой, не давая англичанам добиться решительного преимущества. Тем не менее итало-германским войскам приходилось отступать все дальше и дальше. В мае 1942 года Роммель принял решение нанести мощный контрудар всеми наличными силами, несмотря на нехватку горючего и боеприпасов. Английское командование имело примерно 900 танков, это означало почти трехкратное превосходство над наступающими войсками Роммеля. Тем не менее успех поначалу сопутствовал Германии. Только у Эль-Аламейна немецкое наступление было решительно остановлено. Потери немцев были огромны, у Роммеля оставалось лишь около 50 танков, однако несмотря на критическую ситуацию со снабжением, немцы сопротивлялись еще длительное время. Группировка англичан в Африке постоянно росла, в то время как немецкие резервы иссякали, подкреплений не было, а снабжение было ужасным. Количество танков у англичан к концу Африканской кампании, которая закончилась капитуляцией итало-германских войск в мае 1943 года, уже перевалило за тысячу, в то время как Германия, скованная войной против СССР не могла ничем помочь африканскому корпусу.

Производство танков в Англии в период войны

Темпы производства танков в предвоенные годы в Англии были очень низкими. Во многих источниках это иногда объясняется тем, что в Военном Министерстве Великобритании было много противников развития танковых войск. Часть чиновников считало развитие танков пустой тратой бюджета. В итоге все же англичане пришли к выводу о необходимости производства танков двух разных вариантов - пехотные и крейсерские. К 1938 году промышленность Великобритании согласно плану должна была выпустить свыше 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако реально произвести удалось тридцать крейсерских
и шестьдесят пехотных танков, что было просто невероятно мало, учитывая приближающуюся войну. Через год англичане пополнили свой танковый парк чуть более чем 300 боевыми машинами разных типов. И все же этого было катастрофически мало. Войну Британия встретила не имея даже тысячи танков. К тому же большинство из имеющихся танков были легкими. Практически всю войну англичане делали танки довольно неудачные, как в плане конструкции, так и в плане надежности. На завершающем этапе войны основной противник стран Антигитлеровской коалиции - Германия, уже имела настолько серьезное превосходство в танках над Британией, что назвать английский танк, который бы мог сравнится по боевой ценности с немецкими "Тиграми" или "Пантерами", не представляется возможным. За годы войны английская промышленность выпустила 24 тысячи танков, примерно 4тысячи САУ. При производстве САУ и зенитных самоходных установок часто использовались шасси устаревших танков. Многие английские танки, выпущенные в 1939 - 1945 годах так и не попали на фронт и лишь служили в тылу в качестве учебных машин для подготовки экипажей и отработки навыков эксплуатации танка.

Мы продолжаем знакомить вас со всем многообразием бронетехники, которую можно встретить в Armored Warfare: Проект Армата . Сегодня мы поговорим о британских танках от холодной войны и до наших дней.

Вторая мировая война прочно утвердила роль танка как основы самостоятельного рода войск, но она же сделала очевидными его слабости. Среди военного руководства мировых держав зазвучали голоса, утверждавшие, что танк как вид оружия устарел, однако сдавать бронированных монстров в утиль никто не спешил. Пусть война кончилась, но о мире говорить было рано: на смену Второй мировой пришла холодная война, грозящая перерасти в ядерную, и танкам в ней готовилась ключевая роль. Кроме грозного оружия, они превратились в знак военного присутствия, внушительный символ военной мощи. Иметь собственный танк и не зависеть от союзников всегда было для великих держав вопросом престижа. Танкостроение продолжило развиваться — но в каждой стране по-своему.

Министерство обороны в штыки принимало идею «универсального» танка, и лишь в последние годы войны она постепенно получила признание и начала претворяться в жизнь. А после завершения Второй мировой британская армия сократила танковые войска до одной дивизии, разместив её в Германии как недвусмысленный намек Советскому союзу. К этому времени стали очевидны недостатки британской военной доктрины, строго делившей танки на «пехотные» и «крейсерские», что вело к калечаще узкой специализации.

«Центурионы» в пустыне Негев. Photo by Fritz Cohen (1913-1981); licensed under the Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license.

Основным танком британской армии стал «Центурион», поставленный на вооружение в 1946 году. Он с блеском показал себя в Корейской войне 1950-1953 годов. Его боевые качества ценились так высоко, что в разное время он стоял на вооружении 20 различных стран, купивших его напрямую или, как Дания и Нидерланды, получивших в рамках американской военной помощи. На экспорт ушло больше половины от произведённых 4423 танков. Снятый с производства в 1962 году, кое-где до сих пор на вооружении стоит если не сам «Центурион», то его производные, например южноафриканский «Олифант».

Африканский «Олифант», младший брат британского «Центуриона». Photo by Danie van der Merwe; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

В самой же Британии с 1966 года на смену «Центуриону» пришел «Чифтен» — танк, инновационный во многих отношениях. Так, впервые в истории танкостроения водитель располагался полулёжа, что позволило значительно уменьшить высоту корпуса в передней части и одновременно увеличить наклон лобовой брони. Двигатель, основанный на немецком авиационном «Юнкерс Юмо», был приспособлен для работы на различных типах горючего, от бензина до дизельного топлива, — особенность, ставшая обязательным стандартом для боевой техники НАТО.

«Чифтен». Photo by Peeteekayy; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Параллельно с «Чифтеном» разрабатывалась и другая, куда более необычная бронетехника. Так, в 60-х годах в рамках программы Project Prodigial был создан прототип истребителя танков FV4401 Contentious. Сверхлегкий, с командой из двух человек, он был рассчитан на воздушную доставку и парашютирование в зону конфликта. Чтобы облегчить машину, конструкторы избавились от башни. Размещённая прямо в корпусе 84-мм пушка имела крайне ограниченный угол горизонтальной и нулевой угол вертикальной наводки: по вертикали орудие предполагалось наводить при помощи гидравлической подвески, наклоняя его вместе с корпусом.

Прототип FV4401 Contentious. Photo by Simon Q from United Kingdom; licensed under the Creative Commons Attribution 2.0 Generic license.

Другая экспериментальная машина COMRES 75 была создана в рамках англо-германского проекта «Основной боевой танк будущего» и также не имела башни: орудие устанавливалось на выносном лафете, что уменьшало вес машины и повышало защищённость экипажа. Интерес к безбашенным танкам подхлестнул шведский Stridsvagn 103 — машина с уникальной компоновкой, чье орудие, жестко закрепленное в корпусе, наводилось, как и у Contentious, поворотом танка и наклоном корпуса на подвеске. В итоге, однако, командование Британской армии высказалось против безбашенных танков, отдав предпочтение классической компоновке бронетехники.

Экспериментальный COMRES 75 c 83,8-мм пушкой на выносном лафете. Crown copyright 1968

До конца 70-х «Чифтен» оставался лидером среди танков НАТО как по защищённости, так и по огневой мощи. Этому способствовала непрерывная модернизация. Хотя заметно усовершенствовать само орудие, несмотря на упорный труд, не удалось. Боевая мощь танка заметно выросла благодаря модернизации систем управления огнем: танк получил лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель, приборы ночного видения, систему выверки прицела. Велись работы и над усовершенствованием брони: танк был оснащен комбинированной бронёй «Чобхэм» с керамическими вставками. Модернизированная модель «Чифтена», выпущенная в 1980 году, получила название «Челленджер». Параллельно Британия производила экспортную версию танка «Шир» для Иордании, где он был поставлен на вооружение под именем «Халид».

В 1998 году на вооружение британской армии поступил новый танк — «Челленджер 2», оснащенный усовершенствованным 120-мм нарезным орудием (это единственный современный ОБТ с нарезной пушкой) и секретной комбинированной броней нового поколения «Дорчестер» с возможностью установки дополнительных противокумулятивных экранов. Все это не могло не сказаться на массе и мобильности танка: 62-тонный «Челленджер 2» развивает на шоссе максимальную скорость 56 км/ч.

Crown copyright 2014

«Челленджер 2» хорошо показал себя в ходе Иракской войны, продемонстрировав отличную проходимость и феноменальную живучесть: в 2003 году в ходе городского боя один из этих танков выдержал полтора десятка попаданий из реактивных гранатометов, сохранив экипаж невредимым. В бою у Басры группа из 14 «Челленджеров» уничтожила равную по численности колонну иракских Т-55 без единой потери. На сегодняшний день «Челленджер 2» остается одним из самых тяжелых и защищенных танков мира. Тем не менее, в 2009 году производившая его корпорация BAE Systems объявила о сворачивании производства «Челленджеров» и закрытии заводов в Британии по причине отсутствия заказов. Возможно, когда придет время перевооружаться, британской армии придется осваивать немецкую или американскую бронетехнику.

На сегодня это все. В ближайшее время будут опубликованы подобные обзоры военной техники Франции и Германии.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: