Дмитрий ревякин личная жизнь. Что известно об Ольге Ревякиной, жене Дмитрия Ревякина? Про смысл жизни

Дима родился в Новосибирске, а всё детство провёл в Забайкалье, в Читинской области, в посёлке Первомайский. Увлечение музыкой у него появилось ещё в детстве, Дима занимался в музыкальной школе, учился играть на баяне.

Другим его увлечением было чтение. Мама преподавала литературу, в доме было много книг. Любовь сына к книгам была привита именно матерью. Окончив школу, молодой человек стал студентом электротехнического института города Новосибирска. Дима писал стихи. Известно, что он иногда вёл студенческие дискотеки, выступая в роли диск-жокея.

Начало карьеры музыканта Дмитрия Ревякина

Будучи студентом, Дмитрий записал несколько сольных альбомов. Один получил название «Обломилась доска», а другой – «Всякие разные песни». Записал он их за одну ночь. Студенты его факультета были первыми его слушателями. Можно сказать, что будущая музыкальная группа взяла начало как раз с этих сольных альбомов. Надо отметить, что многие из тех песен стали невероятно популярными, однако были среди них и те, которые больше никогда не исполнялись Ревякиным публично.

Сибирская рок-группа была официально организована в 1986-ом году. Музыку и тексты писал Дмитрий. У истоков стоял так же Дмитрий Селиванов, который был студентом того же электротехнического института.

Оба Дмитрия были хорошо известны в их учебном заведении, оба они были отсеяны комиссией, отбирающей студентов в художественную самодеятельность. Встреча под дверями кабинета и стала днём образования группы, которая поначалу называлась «Здоровье», которая просуществовала год. Затем была организованна группа «Равноденствие». Только в 1986-ом к дуэту присоединились Виктор Чаплыгин и Андрей Щенников, тогда группу переименовали, появилось знакомое название – «Калинов Мост».

Дмитрий Ревякин и «Калинов Мост»

Ребята своё первое выступление провели в электротехническом институте. Вскоре с Ревякиным и ребятами из «Моста» познакомился Константин Кинчев. Именно он способствовал тому, что группа из Сибири приехала с концертом в Ленингра. С первого же своего выступления «Калинов Мост» поразил публику. Dmitry Revyakin -Kalinov most / Дмитрий Ревякин "РОДНАЯ"

Во многом благодаря самобытной поэзии и оригинальной мелодии Ревякина концерт в Москве прошел на «ура». Творческая мощь группы удивила зрителей. Известно, что группа не получила приз из-за Дмитрия, пропевшего в микрофон слово, которое употреблять было нельзя. Матерщинники хоть и остались без приза, однако стали известны на всю страну.

Переезд Дмитрия Ревякина в Москву

Через год Ревякин вместе с группой вновь оказался в Москве, где они должны были выступать. Там произошло знакомство со Стасом Наминым. Он предложил ребятам записываться в своей студии. Так, осенью 1988-го года «Калинов Мост» перебрался в полном составе в Москву.

Год оказался тяжёлым. На деле всё было не так радужно, как хотелось: неудачные концерты, сорванные записи, разлад в коллективе. Воссоединившись в первоначальном составе, группа вернулась на родину. Именно Ревякин стал инициатором воссоединения всех ребят. В Новосибирске «КМ» отрабатывал новые песни, а в столицу только приезжал с концертами или на запись альбома.

Золотое время в творчестве Ревякина: дискография "Калинова моста"

Время после возвращения из Москвы Дмитрий Ревякин считает золотым. В группе было полное взаимопонимание. Он в тот период написал много песен, иногда несколько песен писались им за один день. Делал он это в любых условиях: в автобусе, в гостинице, между репетициями, на студии и так далее. В начале девяностых годов результат творчества поэта и музыканта стал напоминать этнический рок, «неофолк». Появились русские плясовые интонации, шаманские песнопения, напевы кочевых народов. Мир поэзии Дмитрия – бессюжетность, абстрактные образные ряды, метафоры. Вокал Ревякина меняется с агрессивно-рычащего на парящее, лёгкое, почти фольклорное пение.

В 1992-ом группа практически распалась. Остались только Ревякин и Смоленцев. Вместе им пришлось работать над «Поясом Ульчи» - песенным эпосом, являющимся вершинным альбомом группы.

Дмитрий Ревякин: «Не нужно соревноваться с Цоем»

В течение нескольких лет ребята то собирались, то снова разбегались. В 1995-ом вышел альбом «Травень», который стал самым кассовым их альбомом. После этого «КМ» не стало. Вновь «Калинов Мост» воссоединился только в 1997-ом году. Ревякин вместе с группой отправился на гастроли в Лондон, где ребята выступали в Университете. Дмитрий был очень удивлён, поняв в Англии, что под его музыку можно танцевать.

В 1998-ом Ревякин вместе с «КМ» стал участником Лондонского фестиваля, а вскоре ребята поехали в заграничный вояж. Они выступали в Ираке и Израиле. Там Дмитрий продолжал работать, им были написаны две песни.

Ревякин в настоящее время

Работоспособность Дмитрия в последнее время можно назвать запредельной. Ежегодно выходят по одному, а иногда и по два альбома, причём все они отличного качества. Нельзя сказать, что творчество он поставил на «поток».


В 2007-ом «КМ» выпустил альбом под названием «Ледяной поход». Это название напрямую указывает на такое историческое событие, как отступление армии Колчака в Забайкалье. По мнению Ревякина возрождение России начнётся именно с Востока.

С конца 2010-го года Дмитрий начал работать над сольным проектом. В 2012-ом вышел его сольный альбом, где каждое произведение – как маленький шедевр. Эту работу можно назвать разнообразной и крепкой, все песни там не похожи одна на другую.

Личная жизнь Дмитрия Ревякина

Известно, что название группы предложила девушка Дмитрия, которая позже стала его женой и музой. Её звали Ольга. В браке родился сын. Однако жена Дмитрия умерла, и сына он воспитывает один.

Альбом «Сердце», выпущенный группой «КМ» в 2009-ом году, был посвящён умершей жене Ревякина.

Сейчас музыкант постоянно живёт в Москве, где продолжает своё творчество вместе с группой «»КМ», его родители остались в Чите.

Калинов Мост
Предсказуемый норов сибиряка Ревякина

Нервный и эмоциональный разговор получился, на бегу. Вопросы задавались сумбурно-выборочным образом, по памяти. Я была в шоке, честно скажу. Вопросов туча, на час разговора как минимум. В гримерке московского ЦДХ после концерта Ревякин меня поставил перед фактом: "У вас 10-15 минут, не больше. Вы можете задать свои вопросы здесь и сейчас". Я была не готова к такому повороту событий, рассчитывая на другой день и более приемлемую для разговора обстановку. Ну да ладно, значит не судьба. И я лихорадочно стала выбирать из заготовленного списка самые основные вопросы.
Итак, перед вами портрет норовистого сибиряка Ревякина в живом слове и действии, без всяких прикрас и литературной обработки. Безумно тяжело было общаться, но я не жалею, поскольку теперь, по крайней мере, представляю, как разговаривает и ведет себя в реальной жизни человек (а не миф) Дмитрий Ревякин. То, что мой собеседник - очень сложный в общении человек, меня предупреждали. Я не послушалась. Но в принципе, была готова ко всему. Разное говорили. В том числе и про то, что будет свой норов показывать. В конечном счете, предсказания моих доброжелателей оправдались на все сто. Сюрпризов не было, как говорится - что предсказали, то и сбылось. Ревякин не оказался расположенным к длительным беседам, как и вообще по жизни, к общению с журналистами. Сейчас, по прошествии некоторого времени, могу сказать, что мне даже повезло на интересные ответы. Все, что хотела узнать, я узнала. Другое дело, что частности и подробности остались за кадром - ну что ж, может, оно и к лучшему. Ревякин хочет оставаться загадкой для нас. Это его право. Право умалчивать. А мы давайте послушаем, что записал диктофон (в скобках - ремарки автора).

Звучавшие на концерте песни - из будущего нового альбома "Сердце"? Или, может, скоро сольный альбом будет? У вас была черновая запись "Сердца"?
- Нет.
- Не было?
- Не было.
- А с чем связано то, что вы сразу дали название будущему альбому?
- Вообще, альбома с таким названием не будет! (Отрицание - вполне нормальная реакция, если собеседник не хочет обсуждать важный для себя вопрос.)
- То есть вы уже передумали?
- Да. То есть мы и не думали даже.
- А почему такая новость появилась? (На официальном сайте группы и в одном из интервью, которое Дмитрий давал "Новой Сибири", упоминалось про "Сердце" и существование его черновой записи.)
- Где? Вы только это хотите узнать? Вопросы какие-то второстепенные. Какие-то есть еще вопросы?
- У меня... (Обрыв. Объясняю, что вопросов очень много, поскольку КАЛИНОВ МОСТ я слушаю уже шесть лет и он очень многое для меня значит. Пытаюсь договориться об интервью в другой день в нормальной обстановке, а не в этой послеконцертной суматохе. Не получилось, облом. Но дальше пошло уже немного лучше. Дмитрий стал более спокойно отвечать. Включаю запись.)С чем связаны изменения в составе? Барабанщик новый и гитарист появились. (Состав КАЛИНОВА МОСТА на сегодняшний день: Дмитрий Ревякин - голос, акустическая гитара, Стас Лукьянов - гитара, Евгений Барышев - бас, Александр "Анаксагор" Владыкин - клавиши, баян, Руслан Черников - ударные.)
- Кто-то уходит. Кто-то не может больше. Ничего такого, необычного.
- А вы записываете сейчас какие-нибудь песни? Что сейчас, в ближайшем будущем, предполагается?
- Предполагается в ближайшем будущем уехать в Новосибирск.
- Навсегда (шучу). На запись или просто отдыхать?
- И на запись, и отдыхать. Все вместе. Так вот планировать не получается, потому что надо играть концерты, чтобы поддерживать жизненный уровень.
- В последнее время КАЛИНОВ МОСТ играет на сборных концертах - "Последний герой", "Роковая осень"... С чем это связано, что вы начали так выступать?
- Да нет, мы играем и сольные концерты. В "Последнем герое" мы решили поучаствовать, вот и все.
- И какие впечатления? (Пытаюсь вспомнить, что я знаю об этой последнегеройской акции и одновременно рожаю в голове мысль: "А чего это я залезла не в ту степь?".)Вы выступали с ПИКНИКОМ... Причем, интересно то, что Любимов сказал, что будут выступать группы, близкие нам по духу (Мда. Бред какой-то несу. От волнения, видно, перестаралась.)
- Так. И че? (Ревякин мысленно подтвердил: "Да, милочка, не в ту степь, не в ту". Я мысленно соглашаюсь.) Ну, я не знаю, о чем говорил Любимов. Я не слушаю телевизор. Знаю, что такой есть... (Ревякин начинает по моему примеру вспоминать, что он знает, теперь уже о Любимове. Дурной пример заразителен, как говорится.) "Взгляд" его. Вот и все (Воспоминания закончились.)
- Ладно. (Лихорадочно ищу новую тему. Нашла!)А вот Камчатка. (Из огня да в полымя! В октябре 2001 года КАЛИНОВ МОСТ выступал там.)Какая она вообще, Камчатка? (Это мне уже действительно интересно!)
- Вообще - какая Камчатка?
- Да.
- ...НЕЗАБЫВАЕМАЯ.
- ...Место Силы?
- Не знаю, это кто как называет. Я вот сказал - НЕЗАБЫВАЕМАЯ.
- Вот вы говорите, что хотите сделать упор на ансамблевую игру. Получается у вас это делать или нет?
- Ну, это длительный процесс...
- В плане аранжировок вы отдаете всю инициативу музыкантам либо все-таки согласовываете - говорите, надо вот так и вот так?
- Где-то отдаю. Где-то прошу что-то делать.
- А в чем заключается принцип ансамблевой игры? Я не совсем поняла.
- Музыканты разучивают свои партии. И желательно, чтобы они исполняли эти партии во время концерта. Вот в чем принцип ансамблевой игры.
- То есть получается профессиональное исполнение?
- Не знаю, какое - профессиональное, непрофессиональное...
- То есть нет места импровизации, случаю...
- Место случаю - оно всегда есть, и импровизации - тоже есть всегда. Но желательно, чтобы это было не всегда - импровизация и место случаю.
- ...Ну? И что?
- Ничего. Вот я и ответил на ваш вопрос.
- Так чем все-таки ансамблевая... они что, по нотам разучивают или как?
- Нет, на память они разучивают.
- Так чем отличается от того, что было раньше?
- Отличается тем, что тот звук, который должен быть в этом месте, я его жду - и он должен быть извлечен.
- То есть то, что вы планируете, то и должно быть. Ясно. Еще вопрос насчет названия группы. Появилась еще одна версия... точнее, люди говорят, что КАЛИНОВ МОСТ, происхождение названия, на самом деле, это реальное место на земле - Калинов мост. Что есть где-то в Забайкалье деревня Калинино или Калинкино, на берегу реки Шилки. И там есть такой мост, который в народе называют "Калинов мост".
- Есть такая деревня. Я знаю. И че? Калинино называется.
- Так все-таки, получается, что происхождение названия связано с реальным местом...
- Ну, это кто как его трактует.
-... и КАЛИНОВ МОСТ это не символ, а что-то реальное!
- Когда - символ, когда - реальное... Кто как к этому относится.
- А кто придумал вообще название?
- Вот, стоит девушка (показывает на жену Ольгу, разговаривающую в стороне) - вот она придумала.
- А почему она именно это название выбрала?
- Вот у нее и спросите. Почему вы у меня спрашиваете?
- Ну хорошо... Антология КАЛИНОВА МОСТА - все очень просят, чтобы ее выпустили. Планируется ли она на аудио, видео - раритеты группы, какие-то архивы?
- Так у нас уже столько есть. Говорить об этом - неинтересно. (Администратор группы прерывает разговор: " Вы надолго?")
- Ну, я не знаю. Насколько получится.
- (Ревякин делает замечание) Да, вы планируйте минут на десять-пятнадцать, не больше.
- Хорошо. В десять-пятнадцать минут я уложусь.
- У вас такие вопросы глубокомысленные, что зря тратите время, я даже не знаю. Есть еще вопросы?
- У вас поменялось мировоззрение? (Быка за рога, как говорится, раз нет времени.)
- Да.
- ...С чем это связано? Вас жизнь заставляет меняться? То есть вы извлекаете уроки из жизни?
- Нет, ну присутствует и это.
- Вера, религия и Бог. Какие у вас взаимоотношения с этими понятиями?
- ...(долгое молчание) Какие еще могут быть взаимоотношения? Вы все что-то загнали в рамки.
- Ну, вы верующий человек?
- Да.
- А раньше были атеистом. Почему вы стали верующим человеком?
- Я не знаю.
- Была ситуация, которая заставила вас что-то понять?
- Не, а че вы такие вопросы задаете? Допустим, это вообще нужно. Но я наплету всякую ерунду на этот счет.
- Нет, мне просто интересно.
- Ну вот, я ответил раньше: я стою на библейских позициях. Все, достаточно. Следующий вопрос.
- На библейских? То есть христианских?
- Стою, еще раз подчеркиваю, на библейских позициях. Дальше. Следующий вопрос.
- Вы в церкви были?
- Нет.
- А чего? (Вопрос кого-то из сидящих рядом в гримерке.)
- Просто не считаю нужным об этом говорить.
- Вам достаточно Библии.
- Достаточно Библии - на данный момент.
- А можно ли сказать, "моя религия - рок-н-ролл", про вас?
- Про меня? Нет, конечно.
- Нет? То есть раньше для вас музыка была таким вот... способом связи с Богом. А теперь?
- ...А теперь нет.
- Кинчев когда-то сказал, что вы "светляк". То есть человек, который...
- Давайте без предисловий.
- А кто является для вас таким человеком? Есть у вас такой человек?
- Конечно есть. А как же?
- Есть, да? (Не дождавшись расшифровки, задаю близкий по теме вопрос.)В последнем интервью, которое я брала... "Кинчев самый близкий мне по духу человек на земле", - это слова одного человека, лидера группы ПИЛОТ. Есть ли у вас такой вот близкий по духу человек?
- Конечно есть.
- Не расшифруете?
- Я играю с этими людьми. В одной группе.
- То есть вы их считаете теперь близкими по духу. А Василий Смоленцев?
- Теперь уже нет, не близкий по духу, получается.
- То есть... (Дальше пошло многоголосье - мы говорили одновременно.)
- Он и не был им никогда. (Скор Дмитрий Александрович на расправу, однако.)
- ...Вы не собираетесь его возвращать? Оставили все так, как есть?
- А он что, фишка какая-то? (Кажется, я затронула больную тему, сама того не желая.)
- Нет, не то что фишка. Просто очень много людей считают, что это утрата, скажем так, для группы.
- Это их право... Я ничего не могу - задержать их или агитировать.
- А вы, вообще, активный человек? Вы сами делаете свою жизнь либо идете так, как жизнь складывается?
- Я активный человек.
- То есть вы не считаете, что у вас есть судьба какая-то...
- Нет.
- ...и сами ее делаете?
- Да.
- Насчет истории, можно вопрос? Я вот в одной книжке прочитала... в ней упоминается храм Покрова на Нерли.
- Что? (Дмитрий совершенно не ожидал этого вопроса.)
- Храм Покрова на Нерли, знаете? В Боголюбово. (Жена, Ольга, в это время подошла к нам. И далее идут и какие-то ее реплики.)
- Слышал об этом.
- И там была акварель - репродукция этого храма. Автор - профессор П. П. Ревякин. Это не ваш родственник, случайно?
- (Ольга) Может быть.
У вас были какие-то родственники, которые занимались историей, археологией (продолжаю выпытывать у Дмитрия)?
- Может быть, угу.
То есть ваш интерес к истории, археологии - он... (Тут нас прерывают: "А где Дима?")

Я понимаю, что мое время подходит к концу. Оглядываюсь. Из гримерки уже почти все ушли по машинам, осталось пару человек.

- Так. Ну, ладно. Последний вопрос (Дмитрий начинает собираться: "Оля, ты че?" Далее пошел торг за подарки. В частности, за книгу "История русского народа", которую я хочу подарить Ревякину. Перед этим он высказался в том ключе, что Кандыба, автор книги, ему не нравится, что он читал какую-то его книгу, и она ему не понравилась. Но что он снизойдет до того, что ее возьмет. Я как человек, который, можно сказать, оторвал от своего сердца эту книгу, поскольку в продаже ее не нашла и привезла свой личный единственный экземпляр, на всякий случай спрашиваю.)
- Вы сказали, что вам не нравится. Зачем вам брать?
- Можно не брать, честно говоря. Ладно.
- Если вы читали…
- Не, я читал другую книжку совершенно.
- Просто я для вас специально эту книгу не нашла, и поэтому... (Не успела закончить мысль, о том, что привезла свою личную книгу - цену, таким образом, хотела подарку повыше поднять.)
- Не, не, не! Оставьте ее себе, правда! (Блин! ну ладно, на нет и суда нет.)
- Тогда я вам другую подарю, книгу белорусской поэзии (делаю еще одну попытку).
- Ой, не надо.
- А кассеты?
- Не надо. Ниче не надо (вошел в раж).
- Кассеты?? Белорусских групп?? (Жена начинает уговаривать: "Мы не слышали, точно". Тот, кто звал Дмитрия в машину, подключается к процессу: "...как они поют". Ревякин промолчал (молчание - знак согласия. Замечательно! Значит, кассеты возьмет. Так, с подарками определились. Теперь я, набравшись наглости, начинаю просить автограф для друга.)И еще просьба. Последний вопрос и просьба. В прошлом году я одному человеку дала послушать КАЛИНОВ МОСТ. Он не может ходить, шесть лет в инвалидной коляске. Ему очень понравилось. Напишите что-нибудь, пожалуйста, для него, какой-нибудь автограф. Он сам поэт. Пишет стихи. (Ревякин черкает автограф на память в книжку "КАЛИНОВ МОСТ", которую я купила по случаю, в подарок другу.)Спасибо. Последний вопрос. Виктор Цой за год перед смертью сказал, что самое главное для него в жизни - сохранить свою внутреннюю свободу.
- Так. И че?
- А вам трудно оставаться самим собой?
- Нет, нормально.
- А что мешает? И что помогает?
- Оставаться?
- Да.
- Жисть. (Жизнь, для тех кто не понял - у сибиряков язык немного другой, словечки свои.)
- Мешает? Или помогает?
- Наоборот, помогает.
- А мешает что?
- Ну что мешает? Сам себе мешаю, наверное.
- То есть вы, скажем так, боретесь с самим собой.
- Преимущественно.
- И каковы успехи? (Уже на ходу шучу. Мою шутку подхватывает кто-то из гримерки: "Побеждает!" Дмитрий соглашается: "Побеждаю".)На ваш взгляд, да? (Продолжаю шутить.)Мне, кстати, говорили, что у вас такой характер... Очень, очень... (Ищу слово. Жена Ольга подсказывает: "...что лучше не подходить" - "Да! Это точно!" Я прошу Ольгу забрать кассеты, после чего выхожу из гримерки вслед. Меня встречают мои московские друзья. Начинаются расспросы, и все вместе мы направляемся к выходу, в уже пустой вестибюль ЦДХ.)

P.S. Резюме. Манера речи спокойная, тщательно подбирает слова. Говорит, словно по алмазу дарит. Когда ему не хочется отвечать на какой-то вопрос, запросто и без церемоний может послать собеседника подальше, или еще как-то показывает свой норов. Любит осадить фразой "И че?" или еще как-то ошарашить, сбивая всякую охоту задавать вопросы. Ну и как вам, собеседник? Хотите у него интервью взять?..
Кстати, любимым словом Ревякина "че" в Тибете называли учение Будды. Тибет с Забайкальем, можно сказать, почти что рядом. Вот эта этимологическая связь и прослеживается. Следовательно, "И че?" можно, при большом желании, расшифровать как основополагающий вопрос буддизма "Ну и каким все является на самом деле?". Круто, да?! Просветляйтесь вместе с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ!
Автор выражает признательность Дмитрию Урюпину и Зерникову Виктору Тарасовичу - за помощь в организации интервью; Маше Рутковской - за моральную поддержку и гостеприимство; Насте Шурухиной - за сердечную теплоту и дружбу; Дмитрию Ревякину - за гениальные песни и терпение.

Группа «Калинов Мост» всегда стояла особняком в ряду легенд русского рока. Мало того что они были первыми в России, кто стал (а самое главное - не перестал) играть фолк-рок, так еще и сейчас Дмитрий Ревякин продолжает поражать. Каждая пластинка коллектива - это всегда что-то новое, что, кстати, совершенно удивительно, ведь Ревякин не начал ходить в качалку и скакать по сцене в шортах, а музыканты, хоть уже и другие (кроме вечно молодого Виктора Чаплыгина ), явно не изображают из себя Rammstein. О том, как «Калинову Мосту» удается меняться, оставаясь прежним, и почему в России нет православия, Дмитрий Ревякин рассказал корреспонденту «НГ».

Принято считать, что с 2000 года у «Калинова Моста» начался новый этап творчества (уже, кстати, пятый. - Прим. ред.), и, как вы сами говорили в одном из интервью, он последний - эсхатологический. Действительно ли до конца времен осталось так мало?

Конечно, загнать творчество «Калинова Моста» в рамки не так-то просто. Все-таки все эти пять условных периодов нашего творчества перетекают друг в друга, и даже самые ранние напоминают о себе и сейчас. Действительно, песни с пластинок «Ледяной поход», «Сердце», «Эсхато» и «Золотое толокно» я старался соотносить с библейскими ценностями. По крайней мере, это стало осознанно. Раньше творилось интуитивно.

Судя по последним пластинкам, у вас как будто открылось второе дыхание. Что вас сейчас вдохновляет и как вам удается не повторяться?

То есть никогда не возникало желания переписать в студии заново, например, альбом «Вольница»? А потом еще и на виниле его издать?..

Сразу скажу, на концертах мы играем почти все песни с «Вольницы». Остались только три неосвоенные. Думаю, что, когда мы будем играть концерты в поддержку нового альбома «Контра», над которым сейчас работаем, пригодятся и они. Что касается записи этой пластинки по-новому, то я не вижу смысла возвращаться к старому. Тут бы успеть разобраться с новым материалом, который требует большого внимания и сил. Скоро выйдет моя третья книга стихов, да и работа над сольными альбомами ведется. Нет времени для отдыха и почивания на лаврах. Еще много надо сделать.

А когда ждать нового сольника? Есть ли вообще смысл выпускать альбомы не под вывеской «Калинова Моста»?

Смысл есть. Я пытаюсь таким образом привлечь в свое творчество другие краски. Зачастую со мной играют музыканты, не имеющие отношения к группе, поэтому другая трактовка неизбежна. Например «Жатва» - это явно не «Калинов Мост». Да, голос тот же и поэтика во многом схожа, но подача совсем иная. Но это не самое главное. Я записываю сольные альбомы, потому что я очень плодовитый. У меня крайне много материала, поэтому я пытаюсь подрабатывать на стороне (смеется). Что касается новой сольной пластинки, то одна уже готова. Причем давно. К ней сделал аранжировки Анаксагор Владыкин, она называется «Grandi Canzoni. Opus 1», но пристроить ее куда-то очень сложно. Идет активная работа и над второй сольной пластинкой. Она тоже войдет в цикл Grandi Canzoni.

У вас в творчестве был антисоветский период. Длился он недолго. Сейчас в стране ситуация напряженная. Не возникало ли желание снова его возобновить?

Мы записали новый альбом «Контра», который, надеюсь, скоро будет представлен общественности. Он, на мой взгляд, как раз достаточно резкий. Конечно, это все равно «Калинов Мост»...

То есть никакой группы «Телевизор»? Вещи своими именами называть не будете? Не хотите спеть, как Михаил Борзыкин, какой-нибудь «Кремлядь», чтобы и вас сняли с ротации по радио?

Михаил Борзыкин - мизантропическая личность, и думаю, что от этого страдает. Мне кажется, что сейчас никто никому ничего не запрещает. Можно петь что угодно, говорить что угодно, выглядеть как угодно. Все равно ничего не меняется.

Вы человек, который прошел долгий путь (даже заигрывали в свое время с язычеством), но все-таки принял православие...

Я не могу сказать, что я заигрывал с язычеством. Скорее, это был просто мой путь познания мира и отношений между людьми. Хочу сказать, что это путь идет до сих пор. Однако сейчас я могу сказать, что у меня другие ценности. Да, я крещеный, но говорить, что православный, пока не могу. Я, если честно, не встречал в своей жизни ни одного православного.

Насколько я знаю, вам очень нравится творчество Велимира Хлебникова. В каком-то из интервью вы даже говорили, что он, по сути, король русской поэзии. Однако не скажешь, что Хлебников сильно повлиял на ваше творчество…

Творчество Хлебникова довольно сильно отразилось лично на мне. Я достаточно много изучал его наследие и даже, можно сказать, жил им - так мне было оно интересно. Единственное, что меня не тронуло, - его пифагорейство. Что же касается поэтики, то его любовь к русскому языку и вообще к славянским корням, из которых он мог творить что угодно, меня завораживала.

В последнее время в СМИ стали муссироваться ситуации со, скажем так, нерадивыми священниками, которые, мягко сказать, ведут себя не очень правильно...

Извините, но я даже не хочу эту тему обсуждать. Просто сейчас такой фон эпохи - нет никакого смысла кого-то осуждать, надо жить своей жизнью и решать свои проблемы. Мы с вами пытаемся говорить о религиозности, но это бесполезно. Ее практически нет. Да, стоят храмы, есть попы в рясах, но это ничего не меняет. Нет содержания. Именно поэтому ничего нет. И не будет уже. Вот с такими ощущениями я сейчас и живу.

Какая главная, на ваш взгляд, метаморфоза произошла с русским роком? Есть ли сейчас что-нибудь достойное?

Меня вообще тяжело удивить в этом плане и воодушевить, потому что для меня исполнение - это не самое главное. Мне обязательно нужна поэзия. Я всегда начинаю вслушиваться в то, как построена фраза, какие автор использовал метафоры и рифмы, как меняется ритмическая структура. Слушаю я преимущественно те команды, которые слушал раньше. Вот как остался шлейф из «Аквариума», «Алисы», «ДДТ» и т. п., так он и есть. Я продолжаю их слушать, если они что-то новое выпускают. Молодежь же своим мировосприятием меня не интересует. Для меня оно слишком примитивно и прямолинейно. Все основано на маркетинге, поэтому задача у музыкантов совершенно другая. Все эти лейсбийские и гейские проблемы меня не интересуют. Единственное, если еще можно назвать эту группу молодой, то это «Сплин». Я считаю Васильева настоящим поэтом. Все остальные - аферисты, я не воспринимаю их как музыкантов и уж тем более – как личностей.

Вы вообще, насколько я знаю, практически ничего не слушаете. Это так? Разве это не необходимо, чтобы развиваться?

Конечно, надо слушать, но я не слушаю (смеется). Так часто бывает в жизни - вроде надо, но ты этого не делаешь.

Справка: Группа «Калинов Мост» создана в середине 1980-х в Новосибирске. Изначально коллектив представлял собой союз друзей и единомышленников Дмитрия Ревякина, которые познакомились в результате совместной учебы в Новосибирском электротехническом институте. Первые репетиции группы проходили в общежитиях НЭТИ, концерты проводились в ДК и других учреждениях города. Оригинальный («золотой») состав группы включает четверых человек: Дмитрий Ревякин (вокал, акустическая гитара, автор песен), Василий Смоленцев (гитары), Андрей Щенников (бас, бэк-вокал), Виктор Чаплыгин (барабаны). Иногда к группе на короткое время присоединялись приглашенные музыканты, однако в целом «золотой» состав сохранился вплоть до 1993 года.

Кстати: Название «Калинов Мост» на одной из первых репетиций группы предложила девушка Дмитрия Ревякина Ольга, ставшая впоследствии его женой

13 февраля 1964 г. родился Дмитрий Александрович Ревякин , музыкант, поэт, композитор, основатель и лидер рок-группы «Калинов мост».

  1. Дмитрий Ревякин родился в Новосибирске, а вырос в Забайкалье, в поселке Первомайском Читинской области. Для учебы Ревякин вернулся в Новосибирск, где закончил радиотехнический факультет НЭТИ (Новосибирский Электро-Технический институт). Таким образом, среди своих корней музыкант видит как сибирские, так и казачьи.
  2. В детстве Ревякин учился в музыкальной школе по классу баяна. Баян можно встретить в аранжировках «Калинового моста».
  3. На Дмитрия Ревякина как на поэта сильно повлиял Велимир Хлебников – его творчество музыкант буквально штудировал. Другие любимые поэты Ревякина – Леонид Губанов, Иван Жданов.
  4. На заре своего основания, еще не перебравшись из общежития радиотехнического факультета, Калинов мост делал записи на пленочный магнитофон «Электроника-004». Ревякин вспомнил о тех временах: «Наш товарищ, ныне уже покойный, работал на станции переливания крови. И у него всегда был спирт, конечно. Мы этот спирт слегка потребляли, разбавляя морсом брусничным. И распевали песни, а ребята их фиксировали» .
  5. Любимая жена Ревякина Ольга умерла в 2005 году из-за сбоя в работе сердца, что стало для музыканта большим потрясением и поводом полностью себя переосмыслить. Результатом стало появление на свет альбома «Сердце» и книги стихов «Знаки Небес».
  6. Ревякин - семейный человек. По поводу своего творчества он советуется с взрослым сыном («Он решает, какой альбом следующим записывать: у меня много песен, они разбиты по циклам» ) и с матерью, которая помогает ему редактировать стихи. Иногда они сообща пишут песни – так, например, появился «Севастополь».
  7. Дмитрий Ревякин серьезно погружен в христианскую веру, но не спешит называть себя православным. Как выразился музыкант в интервью с СИА-ПРЕСС: «Знаете, встретить православного (в моем понимании) человека мне пока не довелось. Кто на пути, кто пытается отыскать путь, кто-то интересуется для себя кто еще что-то - таких очень много. А вот истинного православного - с этим сложнее» .
  8. Ревякин принадлежит к числу тех музыкантов, которым музыки полностью хватает на работе, поэтому в повседневной жизни слушает не так много исполнителей. Однажды он упомянул, что слушает средневековую византийскую музыку. Постоянно следит за творчеством друзей-музыкантов – Алисы, ДДТ, Пикника, Бориса Гребенщикова.
  9. Летом Ревякин любит уезжать к родителям и возиться на огороде. На охоте или рыбалке с друзьями с большим удовольствием хозяйствует, чем собственно охотится.
  10. Из песен Калинового моста Ревякин считает особенно удачными «Сберегла» и «Иерусалим».
  11. Дмитрию Ревякину нравятся работы режиссера Алексея Балабанова, особенно фильм «Груз 200» .
  12. Сложно сказать, кем в душе больше является Ревякин – поэтом или музыкантом. В библиографии Дмитрия три поэтических сборника: «Гнев Совы», «Кольца алые» и «Знаки Небес». К выходу готовится четвертый сборник.
  13. Средства для записи сольного альбома “Grandi Canzoni, Opus 1” Дмитрий Ревякин собрал с помощью краудфандинга, т.н. «народного финансирования» через ресурс Planeta.ru. Музыкант не надеялся получить большую сумму денег, но общая сумма пожертвований достигла 400 тысяч рублей. Свой новый альбом “Contra” Калинов мост также профинансировал благодаря краудфандингу.
  14. Новый альбом Калинова моста “Contra” направлен против «пошлости в мыслях и действиях», как объяснил Ревякин.

Владимир Полупанов, АиФ.ru: — С февраля у вас начался большой гастрольный тур, посвящённый новому альбому «Даурия» и твоему 55-летию. Вы всё время гастролируете?

Дмитрий Ревякин : — Нельзя сказать, что мы забыты или не востребованы. Но у нас — то пусто, то густо. У «Калинова Моста» есть свои преданные поклонники, пусть и немногочисленные, но в каждом городе. Больше всего их, конечно, в Москве, Питере и Новосибирске. Сейчас появился повод — 55-летие. И организаторы охотно приглашают нас. 27 февраля выступаем в Кремле, где я не был ни разу в жизни даже как зритель или как турист. Поэтому испытываю лёгкий трепет. И отношусь к этому так: Господь нас не оставит.

— Знаю тебя как человека скромного, который никогда не любил пышные торжества. И тут вдруг Кремль! Почему решил так широко отметить 55-летие?

— Мне самому никогда бы не пришло в голову стучаться в «ворота» Кремля.

Организаторы вышли на моего сына Степана , который уже как 3 года выполняет обязанности директора нашей группы, и предложили сыграть там. Мы согласились.

— На новый альбом деньги пришлось собирать всем миром?

— «Калинов мост» существует благодаря пожертвованиям наших друзей. На запись «Даурии» мы просили 1 млн 100 тыс. рублей. В результате собрали 800 тыс. с хвостиком. Это не первый случай. Мы и до этого собирали деньги на запись своих альбомов, и на сольные свои пластинки я просил денег, на книгу стихов. Я к этому отношусь примерно так, как книгам по подписке в советские времена. Всем, кто пожертвовал деньги, мы рассылаем новый альбом на CD.

— Можешь вспомнить самый непростой период в истории группы?

— В начале 90-х, когда всё сломалось. Тогда мы сосали лапу конкретно. Я спасался только тем, что писал песни. Как мы тогда выжили — не понимаю? Наверно, за счёт своих жен. При этом умудрялись в это сложное время даже альбомы выпускать. «Пояс Ульчи» мы записывали в полуголодном состоянии. Знакомые музыканты (Сергей Воронов, Инна Желанная, Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Сергей Мазаев — Ред.) откликнулись на нашу просьбу, приходили в студию SNC Стаса Намина и радостно нам помогали в работе над альбомом. Даже еду какую-то приносили, чтобы нас чуть-чуть подкормить. Бывали периоды, когда у нас было всего 1 или 2 концерта в год. Мне одному проще: я сел, начал писать, меня здесь как бы нет. Музыкантам сложнее. Было очень тяжело удержать группу вместе: найти слова, чтобы объяснить музыкантам, что есть перспектива. Но постепенно дела у нас поправились.

— Приходилось ли тебе выполнять какую-то другую работу, чтобы заработать на жизнь?

— Нет. С февраля 1987 года я занимаюсь только тем, что пишу стихи и песни.

— Одна из песен на новом альбоме называется «Парторг». По музыке она динамичная, я бы даже сказал веселая и плясовая, но с печальным содержанием: «Парторг обижен, колхоз разогнан. Зияют окна без стекол. Растёт кладбище, темнеют лица». Это про конкретное место?

— В целом про Забайкалье, где я вырос. Про то, как было, и как стало. Если раньше там кипела жизнь, то сегодня...

— «Сейчас там пустыня, вырождение, мрак и смерть. И никакого будущего», — сказал ты в каком-то интервью про Забайкалье.

— Да. Это очень грустная для меня тема. Я помню, как развивалось Забайкалье. У нас там даже умудрялись хлеб выращивать, несмотря на всю рискованность земледелия и очень короткое лето. Горные комбинаты работали, БАМ прокладывали. А сейчас... Тебе надо съездить туда и посмотреть, что происходит, поговорить с ребятами и девчонками в Чите, спросить их, о чём они мечтают.

— И о чём мечтают?

— Мечтают они об одном — уехать оттуда.

— «А рядом рыщет и днём и ночью вестей разносчик двужильный». Это не про журналистов сказано?

— И про них тоже. Про телевидение современное и всё, чем насыщено наше современное информационное пространство.

— За что ты нас так? Тебя хоть раз журналисты обижали?

— А как меня можно обидеть? Я так организован по жизни, что меня особо никто не трогает. Если и были какие-то неточности, ну что тут поделаешь... Как говорил мой наставник и учитель Стас Намин: «Фамилия правильно указана? Имя тоже верно написано? Всё остальное неважно».

— В песне «Только здесь» есть строчки: «Господа под копирку одеты, самохвально блестят ордена». О каких «господах» речь?

— Про вороватых чиновников, которые выделились в отдельную касту и плевать хотели на народ, который их кормит, и верит им порой. Я хотел такой смысл вложить в эти строчки.

— Ты меня прости, но я совсем не понимаю, что ты хотел сказать вот этой фразой: «И придётся икоте традиций поутру присягнуть». Что такое «икота традиций»?

— Это я надеюсь, что чиновники всё-таки одумаются. Хотя особых иллюзий на этот счёт не питаю. Но в песне об этом можно написать.

— «Я лирик, — утверждаешь ты, — но есть у меня и „плакатные песни“». Это какие?

— Такие, где всё выражается достаточно прямолинейно. Например, «Мать Европа» из альбома «Эсхато»: «Мать Европа, что с тобой случилось? Мрак кромешный, хляби мутной лжи» и т.д.

— На его обложке — коллаж с изображениями Усамы бен Ладена, Обамы, Дмитрия Медведева и других «ньюсмейкеров» того периода. Почему они?

— Могли быть и другие лица. Но это образы того времени, когда выходил альбом в 2010-м году. Обложку эту делал мой сын. Что посчитал нужным, то туда и вложил.

— Плакатные песни «Мать Европа» и «Ангелы рая» попадали даже в хит-парады на радио. Значит, такие песни большее количество людей волнуют, нежели твоя лирика.

— «Ангелы рая» — одна из любимых моих песен о казачестве. Когда у нее были первые места в хит-параде, для меня это была полная неожиданность и радость. А в песне «Мать Европа» — там одни девизы. Может быть, просто они оказались близки и созвучны людям.

— Мне всегда казалось, что смысл песен «Калинова моста» предельно прост, но ты всегда стараешься завуалировать его, напустить тумана. Название альбомов «Калинова моста» заковыристые: «Узарень», «Выворотень», «Дарза», «Даурия». Кстати, Даурия — это старинное название Забайкалья. Можно же было назвать альбом просто «Забайкалье». Зачем ты всё усложняешь?

— Меня всегда привлекала звукопись. Такое у меня творческое мышление. Мне так видится мир. И я следую этому видению. Мы не сидели и ничего специально не выдумывали. «Подпустить туману» — это все-таки относится больше к другому жанру — поп-музыке, шоу-бизнесу. А так ты прав, в наших песня всё предельно просто.

Дмитрий Ревякин, фестивал «Нашествие», 2006 год. Фото: www.globallookpress.com / Nadezhda Lebedeva

— «Время сегодня путаное и заверченное, — сказал ты в одном из интервью. — Непросто разобраться в ситуации и выразить свою политическую позицию». Со временем тебе не становится яснее что-то?

— Тут я могу впасть в самообман. Что-то становится ясным, что-то, наоборот, запутанным.

— Не яснее тебе стало, куда катится мир?

— Если говорить о нашей стране, то, по-моему, мы превращаемся в полуколониальную территорию с квазикапитализмом. Из уникальной страны с плановой экономикой, где происходили процессы, связанные формированием нового человека, мы превратились в заурядную страну третьего мира с огромными природными богатствами. Когда был СССР, мы были интересны всему миру. А сейчас мы никому неинтересны. Ежегодно из страны выводятся огромные деньги в оффшорные зоны. А если бы эти средства работали на нашу экономику, мы бы не были такими бедными.

— В твоих словах я слышу сожаление, что СССР распался. Или мне показалось?

— Конечно, сожаление. Сейчас наступает переосмысление. Мы за джинсы продали Советский Союз. Но нас никто не спросил. Всё решалось наверху, в том самом Кремле, в котором мы будем играть 27 февраля. Советский Союз был моделью, которая была привлекательна для огромного количества людей во всем мире. А сейчас мы вдобавок ко всему со всеми ещё и перессорились. И нами пугают новорождённых.

— Но помимо плановой экономики (эффективность которой, кстати, весьма сомнительна), индустриализации и «формирования нового человека», в СССР было немало жутких явлений: Гражданская война, насильственная коллективизация, красный террор, сталинские лагеря, переселение народов, железный занавес, уравниловка и т.д.?

— Советский Союз — это не монолитное образование. В советской эпохе были разные периоды и трагические, и героические. Огромное количество людей во всём мире смотрели на нашу страну с интересом и были с нами солидарны.

— Говоря о ЕГЭ, ты отметил, что из нас стараются сделать биороботов. Ты действительно считаешь, что ЕГЭ убивает образование?

— Насчёт биороботов это не я говорил. Наш президент сказал, что у нас растёт общество потребления. По-моему, только ленивый сейчас об этом не говорит. Наше образование уже убито. Стоит поговорить с современными подростками, спросить их про какие-то исторические даты, как они понимают то или иное физическое явление. Я смотрю в Москве, как дети ходят по улицам, как выглядят. У них в раннем возрасте уже испорчено зрение, многие носят очки. Они разобщены. Много истерик. Всё из-за чрезмерного увлечения гаджетами. Мне кажется, самое главное научить детей читать книги. Вслух им читать, подсовывать правильную литературу. Рано или поздно у них проявится всё, что в нашей гаплогруппе заложено.

— Ты как-то сказал, что беды и неурядицы в нашей стране от большой любви Бога к нам. Но если следовать твоей логике, то те страны, где бед и неурядиц меньше, Бог любит меньше? Поэтому и не посылает им испытания?

— Таким может быть одно из объяснений: Господь нас любит, поэтому посылает испытания. Но я, честно говоря, не знаю, где бед и неурядиц меньше. Они везде есть. Но просто другого характера. Я могу говорить только о том, что касается моей родины. А о том, что происходит на других территориях, не могу рассуждать — тут нужен другой ум и другой охват.

Группа «Калинов мост», 2006 г. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

— «Вообще, „Калинов Мост“ собирался для того, чтобы, прощу прощения, дать просраться всем. В нашем кругу это так называлось. Основная задача для группы стояла всегда — дать просраться всем группам по всем позициям. Она и осталась война». Ты говорил это?

— Да, году в 86-м, когда группа только собралась. Я говорил о том, что мы неслучайно собрались, что это не эпизод, что мы пришли всерьёз и надолго.

— А с кем ты воевал? И по какой причине?

— Всё исходит из названия группы. Если обратиться к русским сказкам, то там всё очень ясно проговорено — с кем и почему. (так назывался в русских сказках и былинах мост через реку Смородину, соединяющий мир живых и мир мёртвых. Существует множество былин и легенд, в которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла — Ред.).

Сравнивать нынешних музыкантов с героями 80-х неправильно. Мы жили переменами. Мы их ждали. И даже частично участвовали в демонтаже СССР. Отношение к слову, музыке было другое. Низкий жанр превратился в классический. И это было здорово.

— А что-то в современной музыке тебя радует сегодня? Что можешь сказать, если сравнить нынешних рок-героев с вами, рокерами, которые поднялись на волне интереса к року в 80-е?

— Слава богу, талантливых людей у нас всегда хватало. А сравнивать нынешних музыкантов с героями 80-х, неправильно. Мы жили переменами. Мы их ждали. И даже частично участвовали в демонтаже СССР. Отношение к слову, музыке было другое. Низкий жанр превратился в классический. И это было здорово. Но эта была другая эпоха. Была единая страна, единая ментальность, единые ожидания. Сейчас всё другое. Другие приоритеты и другие смыслы. Сегодня в музыке больше неестественности и просчитанности. Поэтому музыкантами, которые сейчас гремят, я особо не интересуюсь. И потом, я постоянно занят своей работой. Либо это репетиция, либо запись, либо доведение до ума новых песен «Калинова моста», либо моя сольная работа. До меня, конечно, что-то долетает — в основном, когда еду в такси по городу и по дороге слушаю радио. А чтобы специально что-то слушать дома — сейчас такого нет.

— Ты всегда больше напоминал мне священника, нежели лидера рок-группы. Ты сознательно этот внешний образ культивировал? Или просто так сложилось, и ты об этом даже не задумывался никогда?

— Больше второе, конечно. Я же человек из провинции. Родился в Новосибирске, вырос в небольшом поселке Первомайский в Забайкальском крае. И все эти городские нюансы, которые присущи многим музыкантам, у меня напрочь отсутствуют. Для меня все-таки важно другое — группа, коллективный процесс.

— У группы много раз менялся состав. В 90-е «Калином мост» совсем распался, и ты выступал один. Разве «Калинов мост» — это не ты?

— Нет, конечно. «Калинов мост» — это именно группа. С барабанщиком Виктором Чаплыгиным мы играем вместе с 1986 года. Баянист, клавишник, можно сказать, мультиинструменталист Саша Владыкин уже почти 27 лет играет в группе. Константин Ковачев и Андрей Баслык — уже 13 лет в группе. Сольные мои альбомы (их штук 5 есть) — это тоже со-творчество, общение, умение слушать друг друга, походная жизнь, гастроли, преодоление, радость от совместного творчества.

Выступление группы «Калинов мост», 1989 г. Фото: www.globallookpress.com / Evguenii Matveev

— В 2005 году твоя супруга Ольга ушла из жизни. Ты сейчас один? Или у тебя появилась женщина?

— Есть, конечно, любимая женщина. Мы рады, что появились в жизни друг друга.

— У тебя много любовной лирики, которая посвящена Ольге. А есть песни, которые ты посвятил нынешней супруге?

— Конечно, есть. Как дойдут руки, запишу альбом. Сначала надо было «Даурию» сделать. До этого мы долго работали над предыдущим альбомом «Сезон овец» — даже клип сняли на одну из песен «Всадники». Некоторые критики упрекали нас в том, что песня получилась как «Вологда» у «Песняров». Я не против. «Песняры» — одна из моих любимых групп. И сравнение с ними — это как медаль.

— Часто ли ты сегодня бываешь за границей?

— Нечасто. Но бывает, выезжаем, например, с группой в Германию, чтобы сыграть там концерт на фестивале. Бывал в Греции. Но это было связано с паломнической поездкой на Афон. А просто ехать туда как турист — не припомню такого.

— А где ты отдыхаешь?

— На море я езжу в Крым. Это уникальная, божественная территория. Поэтому несмотря на дороговизну и неважный сервис — Крым для меня — сказка!

— Как обычно ты отмечаешь дни рождения? И что для тебя явилось бы самым лучшим подарком?

— Я ничего не планирую в день рождения. Как будет, так будет. А про подарки мне сложно говорить. Главный подарок — что мне уже немало лет, и группа, которая родилась в провинции, до сих пор существует, и я в ней пою и играю. Нам по-прежнему удаётся совместно решать творческие задачи. Вот это, наверно, самый главный подарок. А всё остальное преходящее.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: