Евтушенко личная. Самый молодой член Союза писателей: биография легендарного Евгения Евтушенко. Занимаемые должности Евгения Евтушенко

Однажды в гостях у Бэллы Ахмадулиной подвыпивший Василий Шукшин стал высмеивать Евтушенко: дескать, что же это он — сибиряк, выросший на станции Зима, носит галстук-бабочку, как последний пижон!.. Евгений не стушевался, ответил в тон: «А разве твои кирзовые сапожищи – не пижонство?..» Препирательство закончилось тем, что поэт дал согласие на то, чтобы снять «бабочку», при условии, что писатель снимет свои кирзачи. Результатом этой истории стало стихотворение «Галстук-бабочка…»

Всю жизнь Евтушенко одевался необычно, отдавая предпочтение пиджакам, рубашкам и галстукам цветастым, ярко-пестрым. По объяснению Евгения Александровича такое пристрастие пришло из сибирского детства военных лет – как противопоставление черным ватникам с номерами на спинах, в которые были облачены угрюмые арестанты, шедшие бесконечными колонными в лагеря для заключенных, и пыльно-землистым шинелям сопровождавших их вохровцев…



Фото: Анатолий Ломохов

2. На станции Зима Иркутской области18 июня 1932 родился будущий поэт

Со стороны отца у него латышские, немецкие и белорусские корни, от матери — польские и украинские. Отец Александр Гангнус работал гидрогеологом, его разработки применялись при сооружении Братской ГЭС. Мать Зинаида Ермолаевна по второй профессии – актриса. Не доучившись в геологоразведочном институте, она поступила в музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, после окончания которого стала солисткой Московского театра им. К.С. Станиславского.

В 1944 году родители Евгения развелись – у отца появилась другая женщина, но его общение с сыном не прекратилось. Будучи сам поэтом-любителем, он дал подростку блестящее литературное образование.

3. В самом начале войны родители отправили 9-летнего Женю в эвакуацию к бабушкам

Добирался мальчик в Иркутскую область один. Дорога заняла четыре с половиной месяца. Ехал, как придется, в основном на крышах вагонов поездов, привязываясь ремнем к вентиляционному люку. Не раз попадал под бомбежки. Однако самым страшным испытанием стал голод. На корку хлеба и кружку кипятка зарабатывал чтением стихов на перронах. На одной из остановок на Урале зашел на базар, где тетки торговали свежесваренной картошкой. Завороженный ароматом, взял в руки одну картофелину и стал нюхать. Заметив это, торговки набросились на голодного мальчишку и стали избивать. Сломали ребра. Спасся от разъяренных спекулянток чудом – беспризорники отбили…



Евтушенко Евгений с матерью Зинаидой Ермолаевной (1993). Фото: Николай Малышев/ТАСС

4. «Я перестал пить водку в 19 лет»

В абхазском поселке Гульрипш, где у Евтушенко был свой дом, он считался знатным виноделом. Одно время распространились слухи о пристрастии поэта к алкоголю. Ложные. «Я перестал пить водку в 19 лет. – рассказал поэт. — А пил ее с 12 лет…» Это когда он в годы войны работал на заводе, выпускавшем гранаты. В промозглой Сибири выпивать давали даже детям — чтобы не замерзали… У Евтушенко выработалась своя философия по части потребления спиртного. Он считал, что выпивать можно только в случаях, когда настроение хорошее. Потому что этот процесс усиливает именно то состояние, в котором человек в данный момент находится – будь то депрессия или радость…

5. Первые стихи будущий поэт сочинил в 5 лет:

«Почему такая стужа, почему дышу с трудом?

Потому что тетя Лужа стала толстым дядей Льдом…»

С детства он начал составлять собственный словарь рифм, которые, как представлялось мальчику, в поэзии еще не существовали. Их набралось около 10 тысяч. Увы, с годами тетрадь с этими записями была утеряна…

На стихи Евтушенко написаны песни, давно ставшие народными: «Бежит река, в тумане тает…», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «Чертово колесо», «А снег идет…», «Твои следы», «Не спеши», «Дай Бог…»

Помимо русского, Евгений Евтушенко свободно владел четырьмя языками: английским, французским, итальянским и испанским.

6. В 1991 году Евгений Александрович уехал с семьей в Америку

Преподавал в университете города Талса штата Оклахома и в Квинс-колледже в Нью-Йорке русскую поэзию, русское кино.

К слову, диплом о высшем образовании Евгений Александрович получил только в 2001 году. Дело в том, что незадолго до окончания Литературного института им. А. М. Горького, студент пятого курса Евтушенко получил дисциплинарные взыскания за публичную поддержку официально осуждаемого романа Дудинцева «Не хлебом единым», после чего из вуза был исключён.



Петрозаводск. Поэт Евгений Евтушенко с женой Марией и сыновьями (семилетним Димой и пятилетним Женей) в гостях у тещи Ганы Николаевны Новиковой. (1994 год). Фото Семен Майстерман/ТАСС

7. В 1963-м году поэт был номинирован на Нобелевскую премию за поэму «Бабий Яр»

В СССР за эти же стихи, поднявшие тему Холокоста, табуированную в СССР, ему были выдвинуты обвинения в антипатриотизме. Чудом опубликованная в «Литературной газете», она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все экземпляры того номера моментально были раскуплены. Но скандал разгорелся нешуточный. А главред «Литературки» Валерий Косолапов, решившийся на публикацию, вскоре лишился должности… Впечатленный «Бабьим Яром», Дмитрий Шостакович, сочинил свою знаменитую 13-ю симфонию. Которая, будучи исполненной один раз, тут же была снята с репертуара…

8. Официально Евтушенко был женат четырежды

Первой законной женой стала Белла Ахмадулина. Они прожили вместе всего три года, и все это время муж отчаянно ревновал свою красавицу-жену к ее бесчисленным поклонникам. Бурные ссоры супругов сменялись не менее бурными примирениями… Страстная любовь завершилась в связи с беременностью Беллы – молодой поэт оказался не готов к появлению ребенка и вынудил жену сделать аборт. За что впоследствии, горько раскаиваясь, винил себя всю последующую жизнь.



С Вознесенским и Ахмадулиной (1984 год). Фото: Global Look Press

Со второй женой, Галиной Сокол-Лукониной Евгений провел в браке 17 лет. Они были знакомы задолго до развода с Ахмадуллиной, но сошлись только после того, как оба их брака затрещали по швам. После семи лет брака супруги взяли из детдома и усыновили младенца — мальчика Петю (1967 г.), крестной мамой которого стала Галина Волчек. Он стал художником.

По рассказам близких, брак распался по причине многочисленных романов Евгения на стороне. После развода муж с женой сохранили дружеские отношения. И приемного сына отец никогда не оставлял своим вниманием: оплатил его образование в Америке, обеспечил квартирой… Однако у Петра, особенно после смерти матери, возникла алкогольная зависимость. Два года назад он умер от внезапной остановки сердца в психиатрической больнице, где провел полгода в связи с душевным заболеванием.

В третий раз Евтушенко женился на ирландке Джан Батлер. Она работала в советском издательстве, занималась переводами русской литературы и являлась пылкой поклонницей поэта… Этот брачный союз, продлившийся восемь лет, подарил Евтушенко двух сыновей: Александра (1979 г.) и Антона (1981 г.). Оба родились и живут в Лондоне. Первенец работает журналистом на ВВС. Второй сын – инвалид. У Антона было диагностировано редкое неизлечимое заболевание.



Евгений Евтушенко с женой Джан (Jan Butler) Москва (22 января 1979). Фото: East News

С 1987 года и до последнего дня жизнь Евгения Александровича была связана с Марией Новиковой (в браке – Евтушенко). По возрасту их разделяли 30 лет. Встретились, когда Евтушенко оформлял развод с Джан. Так случилось, что юная Маша, выпускница медучилища, подошла к легендарному поэту попросить автограф для мамы. Пять месяцев спустя они поженились.

Не сумев устроиться в Америке по медицинской специальности, Мария получила еще одно образование – филологическое, и посвятила себя преподавательской деятельности. Обучает студентов в колледже русскому языку и литературе.

В этом супружеском союзе у Евгения Евтушенко также родилось двое сыновей: Евгений (1989 г.) и Дмитрий (1990 г.). Оба пишут стихи и переводят поэзию отца на английский язык. Старший занимается политологией. Младший – компьютерщик, планирует стать филологом.

9. Рядом с Евтушенко до последнего были родные…39_014

Смерть стала подкрадываться к поэту давно. В 2013 году в связи с развивающимся воспалительным процессом, у Евтушенко была ампутирована нога. Едва восстановившись после перенесенной операции, поэт прилетел в Россию и дал более 40 концертов по стране…

Полтора года назад он был госпитализирован в Москве с диагнозом «аритмия». Для ликвидации проблем, связанных с сердечным ритмом, ему был установлен кардиостимулятор…

В нынешнем году к юбилею поэта готовился большой фестиваль: помимо юбилейных вечеров в разных залах Москвы, Евтушенко планировал отправиться в гастрольный тур по городам России, Белоруссии и Казахстана.

По сообщению ТАСС, за два дня до госпитализации в телефонном разговоре с генпродюсером торжественных мероприятий Сергеем Винниковым, Евгений Александрович обратился к нему с двумя просьбами. Во-первых, высказал пожелание быть похороненным в России — в писательском поселке Переделкино, неподалеку от могилы Бориса Пастернака. И еще, признавшись, что находится в крайне тяжелом состоянии, сказал: «Я извиняюсь…, что очень сильно вас подвел. Но… прошу вас о том, чтобы запланированные нами совместно проекты — вечер в Большом зале Консерватории и спектакль в Кремлевском дворце, состоялись и без меня. Обещайте мне это. Я буду умирать со спокойной душой…»

Рядом с поэтом в последние часы находились его сыновья Евгений и Дмитрий, и их мама Мария Владимировна, теперь уже вдова Евгения Александровича…

Евгений Евтушенко не раз признавался, что сохранил доброжелательные отношения со своими супругами. И детей своих не бросал. Умение расставаться друзьями - особый талант, который был ему дарован вместе с литературным

Белла Ахмадулина

У любви рок-звезд советской литературы было поэтическое начало. «Голову уронив на рычаг, крепко спит телефонная трубка...» - эти Ахмадулинские строчки в журнале «Октябрь» поразили воображение Евтушенко . Поэт немедленно позвонил редактору Евгению Винокурову : «Кто этаАхмадулина ?» - и вскоре явился в литературный кружок при ЗИЛе , где 18-летняя Белла Ахатовна читала свои стихи. Картинка совпала с «журнальным» впечатлением: «На самом деле равных соперниц, во всяком случае - молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте», - вспоминал потом Евгений Александрович. Однако им не суждено было стать Филемоном и Бавкидой русской литературы: союз продлился всего три года. Ахмадулина поняла, что ждет ребенка. Но молодой супруг и слышать не хотел об отцовстве. Юная жена сделала аборт, а отношения распались.

Позже поэт раскаялся в своем легкомыслии: «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе... Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей - так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога...»

Галина Луконина-Сокол

Эта любовь выросла из 12-летней дружбы. Галина Семеновна была замужем за другом Евтушенко, Михаилом Лукониным . Евгений Александрович признавался, что «ни разу не перешагнул черты, пока их брак с Мишей и мой брак с Беллой не начали разваливаться...». Потом он признавался, что испытывал перед Лукониным чувство вины, хотя поэты продолжали дружить.

Галина Семеновна не могла иметь детей, и в 1968 году пара усыновила мальчика Петю (В 2015 году приемный сын поэта Петр, ставший художником, умер в Москве ). Родительство не уберегло семью от распада.

Галина была мощной личностью, «кремень», как пишут современники. Иногда она критиковала мужа, упрекала в недостатке характера: «Я хорошо шью, и мы как-нибудь проживем на это. Зачем ты идешь иногда на поправки и портишь стихи! Всё равно всё лучшее прорвется..». Поэт ощущал себя немножко под прессингом. «Я еще любил ее, но уже старался влюбиться в кого-нибудь, именно старался…», - вспоминал Евтушенко об истории разрыва со второй женой. Когда он ушел от нее, она попыталась покончить с собой, перерезав вены . Но удержать любимого человека не удалось...

Джан Батлер

Летом 1974 года третьей избранницей становится ирландка Джан Батлер, переводчица в издательстве «Прогресс». В интервью Евгений Александрович рассказывал, как она остроумно покорила его. Поэт увидел яркую рыжеволосую девушку в ресторане, спросил: «Вы американка?». И получил бойкий ответ, что Англия пока ещё не входит в число североамериканских Соединённых Штатов... В этом браке родились двое мальчиков - Александр и Антон. Отношения стали охладевать после рождения второго, тяжелобольного сына. Понятно, что жена, обремененная двумя детьми, не могла сопровождать в бесконечных творческих командировках. Конечно, у нее была обида на мужа, Сам Евгений Александрович вспоминал этот развод как довольно спокойный. Отношения продлились 12 лет.


Мария Евтушенко (Новикова)

Летом 1986 года в Петрозаводске поэт встретил свою четвертую музу, выпускницу медучилища. Мария попросила у мэтра автограф для мамы. А уже 31 декабря влюбленные поженились. Впоследствии поэт посвятил своей молодой жене строки: Последняя попытка стать счастливым,

Как будто призрак мой перед обрывом

И хочет прыгнуть ото всех обид

Туда, где я давным-давно разбит...

Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, «попытка стать счастливым» получилась совсем не призрачная и не трагическая. Супруги 30 лет прожили в любви и согласии - до самой кончины поэта, подарив друг другу сыновей Евгения и Дмитрия.


Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец - Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать - Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследия. «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...»

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика, так рано взявшегося за перо. Мама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она сохраняла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словаря рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии. К сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утеряно, как тетрадь, которая включала примерно около 10 тысяч рифм.

Положительное влияние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, профессия мамы. В 1938-41 годах она была солисткой Московского театра имени К.С. Станиславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института - после того, как заняла первое место в смотре художественной самодеятельности вузов столицы. В ее доме бывали артисты - и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спустя многие десятилетия поэт в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба».

С начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем - гастроли у хлеборобов Читинской области (декабрь 1943 г.), во время которых она тяжело заболела тифом и пролежала несколько месяцев в больнице Читы. После выздоровления в 1944 году работала заведующей зиминским Домом культуры железнодорожников, а в конце июля 1944-го вернулась с сыном в Москву, откуда, после приезда по вызову из Зимы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го. В последующие годы она работала во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына. Своими в доме были многие поэты - Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский...

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга - «Разведчики грядущего» (1952) - несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга, датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые Евтушенко без малого четверть века спустя в статье «Воспитание поэзией» (1975) назовет «началом... серьезной работы» в литературе.

Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как аттестует сегодня «Разведчики грядущего» сам поэт, и даже не вторая - «Третий снег» (1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая - «Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. Евтушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся полемическим знаком нового антисталинского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга. / Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга за врага». Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелости».

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его - и не одним только прекрасным - мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит поэт. Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официозной критикой, - речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает «возмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне - дай все небо! Землю всю положь!»

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая «Автобиография», напечатанная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963). Перечитывая «Автобиографию» сейчас, по прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС. Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию гаек и выкручиванию рук - для острастки и самого Евтушенко, и тех «инакомыслящих», кто оппозиционно воспринял погромные встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший ответ на это Е. Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она совсем не понуканье, / а добровольная война. / Она - большое пониманье / и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения: «Поэт в России - больше, чем поэт. / В ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает из стихотворения «Охотнорядец» (1957) и в свою очередь отзывается в 1978-м другими созвучными строками: «У русского и у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их».

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов - генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм - широкая география целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко. Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь всеми видами транспорта - от комфортабельных лайнеров до индейских пирог - вдоль и поперек исколесил большинство стран. Сбылось-таки: «Да здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают... Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка».

Ностальгически вспоминая «первый день поэзии» в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затертым / слова живые встали из могил». Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило чудо оживанья / доверия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной». Неудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего. Но ему же принадлежит «осеннее» раздумье, относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: «Прозренья - это дети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь...» Кому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в них недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или тихой, - / не будь тихоней лживой никогда!»

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» - не единственные крайние полюса. При всей их художественной неравнозначности каждая из 19 его поэм отмечена «лица необщим выраженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием. Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между тем «Казанский университет» - не юбилейная поэма о Ленине, который и появляется, собственно, в двух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая более ассоциативна, вторая, приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, - событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

На виртуозном сцеплении многочисленных голосов публики, падкой до будоражащих зрелищ, быка, обреченного на заклание, молодого, но уже отравленного «ядом арены» тореро, приговоренного, пока не погибнет сам, вновь и вновь «убивать по обязанности», и даже пропитанного кровью песка на арене строится поэма «Коррида» (1967). Спустя год волнующая поэта «идея крови», которой оплачены многовековые судьбы человечества, вторгается и в поэму «Под кожей статуи Свободы», где в единую цепь кровопролитных трагедий мировой истории ставятся убийства царевича Дмитрия в древнем Угличе и президента Джона Кеннеди в современном Далласе.

В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). В первой поэмный замысел воплотился в форме притчи о рождении таланта, высвободившегося из оков недвижного, освященного вековым ритуалом семейного быта. Во второй - непритязательная житейская быль произрастает на сугубо российской почве и, поданная в обычном потоке будней, воспринимается их достоверным слепком, содержащим много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Не в изначальном, а в доработанном виде включены в восьмитомное собрание сочинений Е. Евтушенко публицистически ориентированные поэмы «В полный рост» (1969-1973-2000) и «Просека» (1975-2000). То, что разъяснено поэтом в авторском комментарии ко второй, приложимо и к первой: он писал обе четверть и более века «тому назад, совершенно искренне цепляясь за остатки иллюзий, окончательно не убитые... еще со времен "Братской ГЭС"». Нынешний отказ от них едва не побудил к отречению и от поэм. Но поднятая было «рука опустилась, как бы независимо от моей воли, и правильно сделала». Так же правильно, как поступили друзья, редакторы восьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. Вняв советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сохранил в неприкосновенности реалии минувших десятилетий. «Да, СССР больше нет, и я уверен, что не нужно было реанимировать даже музыку его гимна, но люди-то, которые называли себя советскими, и в том числе я, ... остались». Значит, и чувства, какими они жили, - «это тоже часть истории. А историю из нашей жизни, как показали столькие события, вычеркивать невозможно...»

Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство принадлежит Е. Евтушенко в изображении таких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимация сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

Евгений Евтушенко сорвал плотную завесу стыдливых умолчаний о легализации русского фашизма и его первой публичной демонстрации в Москве на Пушкинской площади «в день рождения Гитлера / под всевидящим небом России». Тогда, в начале 1980-х, то была действительно «жалкая кучка парней и девчонок», «играющих в свастику». Но, как показало в середине 1990-х появление и сегодня действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирований и пропагандистских изданий, тревожный вопрос поэта прозвучал вовремя и даже с опережением: «Как случиться могло, / чтобы эти, как мы говорим, единицы, / уродились в стране / двадцати миллионов и больше - теней? / Что позволило им, / а верней, помогло появиться, / что позволило им / ухватиться за свастику в ней?»

В поэтическом словаре Евтушенко слово «застой» появилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон «перестройки». В стихах конца 1970-х - начала 1980-х годов мотив душевного непокоя, разлада с «застойной» эпохой выступает одним из доминирующих. Ключевое понятие «перестройка» появится спустя время, но ощущение тупиковости «доперестроечного» пути уже владеет поэтом. Закономерно поэтому, что он стал одним из тех первых энтузиастов, кто не просто принял идеи «перестройки», но деятельно способствовал их претворению в жизнь. Совместно с академиком А. Сахаровым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым - как один из сопредседателей «Мемориала», первого массового движения российских демократов. Как общественный деятель, ставший вскоре народным депутатом СССР и возвысивший свой депутатский голос против цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов, диктата КПСС, ее - от райкомов до ЦК - иерархии в кадровых вопросах и монополии государства на средства производства. Как публицист, активизировавший свои выступления в демократической печати. И как поэт, чья возрожденная вера, обретя новые стимулы, полнозвучно выразила себя в стихах второй половины 1980-х годов: «Пик позора», «Перестройщики перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Последнее - и о литературном бытии, в котором назревал неизбежный раскол Союза писателей СССР, чье монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, исчезнувшим вслед за «гекачепистским» путчем в августе 1991 года.

Стихи 1990-х годов, вошедшие в сборники «Последняя попытка» (1990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кровинка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золотая загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает всеми нами...» (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблоки» (1999), «Между Лубянкой и Политехническим» (2000), «Я прорвусь в двадцать первый век...» (2001) или увидевшие свет в газетных и журнальных публикациях, а также последняя поэма «Тринадцать» (1993-96) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

В конце 1990-х и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и все более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт - «Ягодные места» - вызвал разноречивые, от безоговорочной поддержки до резкого неприятия, отзывы и оценки. Второй роман - «Не умирай прежде смерти» (1993) с подзаголовком «Русская сказка» - при всей калейдоскопичности сюжетных линий, разнобойности населяющих его героев имеет своим направляющим стержнем драматичные ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга «Волчий паспорт» (М., 1998).

Итог более чем 20-летней не просто составительской, но исследовательской работы Евтушенко - издание на английском в США (1993) и русском (М.; Минск, 1995) языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века», фундаментальный труд (более тысячи страниц, 875 персоналий!). Зарубежный интерес к антологии опирается на объективное признание ее научного значения, в частности, как ценного учебного пособия по университетским курсам истории русской литературы. Логическим продолжением «Строф века» станет еще более фундаментальный труд, завершаемый поэтом, - трехтомник «В начале было Слово». Это антология уже всей русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве» в новом «перекладе» на современный русский язык.

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).

Всему творческому пути Евтушенко неотлучно сопутствовал отнюдь не любительский и вовсе не дилетантский интерес к кино. Видимое начало его кинотворчеству положили «поэма в прозе» «Я - Куба» (1963) и кинофильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по этому сценарию. Благотворную роль творческого стимула наверняка сыграла в дальнейшем дружба с Феллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а также участие в фильме С. Кулиша «Взлет» (1979), где поэт снялся в главной роли К. Циолковского. (Желание сыграть Сирано де Бержерака в фильме Э. Рязанова не осуществилось: успешно пройдя пробы, Евтушенко решением Комитета кинематографии не был допущен к съемкам.) По собственному сценарию «Детский сад» он поставил одноименный кинофильм (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же триедином качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).

Не менее чем к экрану поэт творчески привязан и к сцене. И не только как блестящий исполнитель стихов, то и как вначале автор инсценировок и сценических композиций («На этой тихой улочке» по «Четвертой Мещанской», «Хотят ли русские войны», «Гражданские сумерки» по «Казанскому университету», «Просека», «Коррида» и др.), затем как автор пьес. Некоторые из них становились событиями культурной жизни Москвы - например, «Братская ГЭС» в Московском драмтеатре на М. Бронной (1967), «Под кожей статуи Свободы» в любимовском театре на Таганке (1972), «Благодарю вас навсегда...» в Московском драмтеатре имени М.Н. Ермоловой (2002). Сообщалось о премьерах спектаклей по пьесе Е. Евтушенко «Если бы все датчане были евреями» в Германии и Дании (1998).

Произведения Е. Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Только в Советском Союзе, России, а это, следует признать, далеко не большая часть изданного, к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики, 11 сборников поэтических переводов с языков братских республик и одна - перевод с болгарского, 11 сборников - на языках народов бывшего СССР. За рубежом в дополнение к сказанному отдельными изданиями выходили фотоальбомы, а также эксклюзивные и коллекционные раритеты.

Прозу Е. Евтушенко, кроме упомянутых выше романов, составляют две повести - «Пирл-Харбор» (1967) и «Ардабиола» (1981), а также несколько рассказов. Только в средствах массовой информации рассыпаны сотни, если не тысячи интервью, бесед, выступлений, откликов, писем (в том числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. Пять киносценариев и пьес для театра были опубликованы тоже только в периодике, а фотографии с персональных фотовыставок «Невидимые нити», демонстрировавшихся в 14 городах страны, в Италии и Англии, - в буклетах, проспектах, газетных и журнальных публикациях.

Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начиная от «Бабьего Яра» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивших Д. Шостаковича на едва не запрещенную «сверху» Тринадцатую симфонию и высоко оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популярными песнями «Бежит река, в тумане тает...», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «А снег повалится, повалится...», «Твои следы», «Спасибо вам за тишину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие.

О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано около десятка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю невозможно подчитать - оно огромно. Эти сведения при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.

Евгений Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).


Имя: Евгений Евтушенко (Evgeniy Evtushenko)

Возраст: 84 года

Место рождения: Зима, Восточно-Сибирский край

Место смерти: Талса, штат Оклахома, США

Деятельность: поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, актёр

Семейное положение: был женат на Марии Новиковой

Евгений Евтушенко - биография

Известный, как поэт, Евтушенко полюбился знатокам своих произведений ещё, как замечательный мастер сценариев и режиссёр-постановщик того, что сам написал. Стихами поэта зачитывались его современники, его произведения понятны и любимы нынешнему поколению.

Детские годы, семья поэта

В биографии Евгения Евтушенко было много приятных и неприятных моментов. Но именно трудности закалили его характер. Сибирь – суровый край, в котором родился поэт. Как только мальчик родился, он был записан на фамилию мамы. У отца Евгения, наполовину немца, наполовину прибалта, была фамилия Гангнус. Эта фамилия вызвала бы много различных толков, поэтому мать совершила довольно дальновидный поступок.


Мальчик с молоком матери впитал в себя любовь к прекрасному: мать-актриса, имела звание «Заслуженный деятель культуры РСФСР», отец сочинял стихи. Чтение книг вслух, увлекательные пересказы были самым любимым семейным занятием. Мальчик уже в 6 лет умел читать и писать. В детстве Женей были прочитаны Дюма с Сервантесом.

Евгений Евтушенко - душевные переживания

Когда Жене исполнилось 11 лет, семья Евтушенко переехала в Москву, отец встретил другую женщину и ушёл из семьи. Но отец не бросил заниматься воспитанием сына и всячески поддерживал его интерес к литературе, он очень часто берёт Женю вместе с собой на вечера поэтического чтения. Так Евгению удалось послушать и увидеть , .

В доме, где жила семья будущего поэта часто приходили гости, в их числе была и Белла Ахмадулина. Мальчику всячески не давали понять, что семьи уже давно не было. А Женя сочинял стихи. В шестнадцать лет газета «Советский спорт» публикует произведение юноши.

Годы учёбы и творчества Евтушенко

Биография припасает для Евгения новые сюрпризы. Литературный институт имени М. Горького радушно распахнул свои двери для Евгения Евтушенко, но через некоторо время так же радушно захлопнул их за ним. Его сочли слишком похожим на вольнодумца из-за некоторых высказываний. Гораздо позже, но диплом он всё же получил. Без должного образования, тем не менее, ему удаётся добиться признания. В 1952 году вышел в свет сборник «Разведчики будущего», в 20 лет Евгения приняли в Союз писателей Советского Союза.

Евтушенко полюбили, он стал невероятно популярен, его приглашают на вечера поэзии, его стихов и прозы ждут. На таких мероприятиях выступали и . Произведения Евгения Евтушенко разнообразны по жанру и настроению. Это ему принадлежит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». Английский, французский и немецкий язык были подвластны знаменитому поэту. Автор часто сам исполняет свои стихи на публике. Он выступает на радио, выпускает свой собственный диск.

Жизнь требует перемен

В девяностые годы Евтушенко меняет местожительство, уезжает в США. Продолжает сочинять, знакомит местных студентов университета с русской поэзией. В его творческой биографии было много заслуженных наград, из них Нобелевская и Государственная премии, Знак почёта, вышло больше 130 книг, стихи переведены на многие языки мира. Одна из планет в Солнечной системе носит его фамилию.

Известные композиторы (Дмитрий Шостакович, Эдуард Колмановский, Юрий Саульский) находили вдохновение в поэзии Евгения Евтушенко, сочиняли песни на его стихи. Писатель пишет сценарии к фильмам, сам сыграл одну из ролей. Его Константин Циалковский запомнился всем в картине «Взлёт».

Евгений Евтушенко - биография личной жизни

Личная жизнь Евгения Евтушенко была такой же бурной, как и его творчество. Четыре раза женился. Первой любовью и женой поэта стала . Семь лет супруги узнавали друг друга, но этот союз распался на почве того, что было нежелание одного из супругов иметь детей. Были частые скандалы, жаркие примирения. Но поэтесса не могла простить Евгению, что он настаивал на аборте, так как уверял, что отцовство пока не для него.


Поэт женится во второй раз, от этого брака не может быть детей, и они решают усыновить мальчика. Супружеские узы и в этот раз оказались некрепкими.

Ирландка, страстная поклонница таланта поэта, стала третьей женой и подарила сыновей Антона и Александра.

В четвёртом браке Евтушенко прожил с женой 26 лет. Мария Новикова сумела создать поэту тот уют, которого никогда не хватало писателю. В семье росло двое маленьких мужчин: Дмитрий и Евгений Евтушенко. А всё началось с обычного автографа: молодая студентка медицинского училища просила подписать поэта открытку для своей мамы, страстной поклонницы творчества Евгения.


Поженились уже через пять месяцев. Когда поэта спрашивали о его личной жизни, он всегда хвалил всех своих спутниц по жизни, говорил, что в том, что браки распадались, есть его вина. Но истинные любители поэзии и прозы Евтушенко понимают, что у творца должна быть муза, должен быть новый виток, вдохновляющий его и заставляющий созидать.

Смерть поэта, причина смерти

30 марта Евгений Евтушенко был экстренно госпитализирован в американском городе Талса. Тогда сообщалось, что врачи оценивают состояние поэта как тяжелое. Поэт попросил похоронить его в поселке Переделкино рядом с могилой Бориса Пастернака.

В субботу, 1 апреля 2017 поэт Евгений Евтушенко скончался. Ему было 84 года. Причина смерти - остановка сердца. Шесть лет назад у Евтушенко был диагностирован рак, от которого он удачно вылечился. Но недавно его состояние ухудшилось, видимо недуг снова вернулся. Таковыми причинами смерти великого поэта считают специалисты.

В США скончался российский поэт и писатель Евгений Евтушенко. Поэту исполнилось 84 года. О смерти Евтушенко сообщила его супруга Мария Новикова. Она написала, что Евгений скончался во сне, мирно, в окружении родных и близких ему людей. Причиной смерти стала остановка сердца.

Ранее, 31 марта Евтушенко госпитализировали в тяжёлом состоянии. Посмертным желанием писателя было похоронить его в подмосковном городе Переделкине. Последняя воля поэта будет выполнена.

Биография Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Иркутской области. Его отец – немец Александр Рудольфович Гангнус был поэтом-любителем и геологом. Мать – Зинаида Ивановна Евтушенко тоже была поэтом и геологом, а также заслуженным деятелем культуры РСФСР. Творческая среда, в которой рос мальчик, не прошла бесследно. С детства Евтушенко очень любил читать, а потому вырос неисправимым романтиком и идеалистом.

В 1944 году семья Евтушенко переезжает в Москву. Через некоторое время отец оставляет семью и создает новую с другой женщиной. Однако он продолжал заниматься воспитанием сына, впрочем, разрыв отношений родителей все же повлиял на Евтушенко. Мальчик очень скучал по отцу и часто писал ему стихи. Все эти стихи мать бережно хранила. Евгений рос очень эрудированным мальчиком, общался со многими известными поэтами, которые посещали их дом.

В 1951 году Евгений поступает в Литературный институт имени Горького, однако вскоре юношу отчисляют. Официально за непосещение лекций, но истинная причина была в том, что Евтушенко мог позволить себе высказывания, неприличные для того времени. Диплом о высшем образовании Евтушенко получит только в 2001 году.

В 1952 году Евтушенко издает свой первый сборник «Разведчики будущего», который состоит из пафосных лозунгов и восхваляющих стихов. Старт серьезной карьере дали стихи «Вагон» и «Перед встречей». Сразу же Евгения принимают в Союз писателей СССР, и Евтушенко становится самым молодым поэтом организации.

За несколько лет Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Помимо стихов Евтушенко пишет прозу.

В начале 90-х поэт переезжает в США, там читал курсы русской поэзии в университетах, выпускает свои произведения. За время его творческой жизни было издано более 130 книг, его произведения переведены на 70 языков мира. У поэта бессчетное количество наград. Он был лауреатом нобелевской Премии по литературе, премии «Тэфи». У него имеется «Знак Почета» и медаль «За заслуги перед Отечеством». Стихи поэта вдохновили многих музыкантов на создание песен и музыкальных произведений.


Личная жизнь Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко был женат четырежды. Первый брак был заключен в 1954 году. Женой поэта стала известная поэтесса Белла Ахмадулина. Однако творческий союз долго не продлился.

В 1961 году Евтушенко женился вновь. Его избранницей стала Галина Сокол – Луконина. В браке родился первый сын писателя Петр. Третьей супругой Евтушенко стала его поклонница из Ирландии Джен Батлер. В браке с иностранкой у Евгения появились двое сыновей Антон и Александр. Но брак тоже распался.

Четвертой и последней избранницей Евтушенко стала филолог и врач Мария Новикова. С ней в браке прожил 26 лет, воспитывая двоих сыновей Евгения и Дмитрия.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: