Иллюстрации грибов для детей. Детям про грибы съедобные и ядовитые с названиями и описаниями. из фетра и войлока


Предварительный просмотр:

Лисичка желтая

Хорошо собирать лисички. После теплых дождей вылезают они земли целыми семействами и никогда не прячутся от грибника, красуясь на поляне, словно отблески солнца или яичные желтки.

От всех остальных грибов лисички отличаются прежде всего изящной формой плодовых тел. Нежно-желтые складки пластинок причудливо разветвляются до самой земли по суживающейся книзу ножке, края ярких чистых шляпок кажутся гофрированными. Каждый, кто находит в лесу лисички, отмечает их красоту, даже жалко бывает прятать этот живой «омлет» в корзину. Совсем маленькие лисички выглядят как желтые кнопки, а грибы большего размера удивляют своими причудливыми формами.

Грибники считают лисички особыми грибами. Из всего многообразия грибного царства они единственные не портятся грибными мухами. К тому же лисички не ломаются, поэтому их можно носить в рюкзаках, сумках, мешках и не опасаться, что домой принесешь лишь крошево и обломки. Лисички по праву заслуживают уважение домашних хозяек. Они хороши и в жарком, и в супе, и в соусе. По содержанию витамина А лисички могут сравниться с боровиками и рыжиками, а витамина В, в них даже больше, чем в дрожжах. Эти грибы обладают высокой калорийностью и отлично усваиваются организмом. У лисичек имеется еще одно достоинство: они в большом количестве содержат так называемый эргостерин - природный антибиотик.

Бледная поганка

Порой рядом с лесными шампиньонами можно заметить их ядовитого двойника - бледную поганку. Это страшный гриб: небольшой его кусочек, попавший в суп или жаркое, способен вызвать сильнейшее, порой даже смертельное отравление. Поэтому при сборе грибов нужно проявлять предельную внимательность, чтобы не положить в корзину вместе с хорошими грибами ядовитую поганку.

Бледную поганку называют иногда ложным шампиньоном, так как эти грибы очень похожи друг на друга, особенно на первой стадии роста. Зрелый гриб отличить гораздо проще: его шляпка, в отличие от шляпки шампиньона, окружена вяло обвисающей к стержню бахромой; на всей поверхности гриба выступают бородавчатые выпуклости.

Отличительными признаками поганки являются также белые пластинки (у шампиньона они розовые или фиолетовые) и белый чехол у основания ножки. Однако те признаки, по которым бледную поганку можно отличить от шампиньона, как на грех, есть у другого гриба - толкачика-поплавка, имеющего такой же чехол и мешковидное влагалище у основания ножки. Определить бледную поганку можно только по кольцу на ножке, которого у толкачика нет.

Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В ее мякоти обнаружено сразу несколько токсических веществ: фаллоидин, аманитины, фаллоин и другие. В 100 г свежего гриба содержится 10 г фаллоидина, тогда как смертельной дозой этого вещества считается 2-3 мг. В северных районах бледная поганка не растет: там ее заменяет белая поганка (вонючий мухомор). Как видно из названия, этот гриб отличается неприятным запахом, который у полежавших грибов становится еще сильнее. Ядовитая белая поганка - довольно крупный гриб. Шляпка может достигать в диаметре 12 см, она - белая, с легкой желтизной в центре. В молодом возрасте шляпка белой поганки имеет колокольчатую форму, но впоследствии становится распростертой, хотя никогда не раскрывается полностью. Ножка поганки - также белая - украшена кольцом, расположенным почти под самой шляпкой. Шляпка гриба гладкая, тогда как на ножке заметны крупные чешуйки, которые делают ее шероховатой. Бледная поганка произрастает в лиственных или смешанных лесах, обычно связана с дубом, грабом, березой и буком. Кроме того, гриб охотно образует микоризу с липой или кленом.

Важным условием распространения и активности вегетации является увлажненность почвы. Поганка предпочитает расти в тех местностях средней полосы России, где выпадает и задерживается много осадков. Часто она обживает сосняки сфагнового типа. Мухомор, в отличие от бледной поганки, не так прихотлив к почве и погодным условиям. Он хорошо растет и в засушливые годы.

Белая поганка также смертельно ядовитый гриб, поэтому следует остерегаться, чтобы не положить его в корзину вместе со съедобными грибами. В мякоти белой поганки вместе с другими токсинами содержится вирозин, вызывающий смертельное отравление. Если съесть эти грибы в пропорции 2 мг на 1 кг веса, смерть наступает через 48 часов.

Токсины, содержащиеся в белой поганке, поражают печень, кишечник, другие внутренние органы. Больше всего токсинов содержится в шляпке и вольве гриба, несколько меньше их в пластинках и ножке плодового тела.

Белый гриб

Белый гриб - мечта любого грибника. Это самый ценный из шляпочных грибов в пищевом отношении. В России существует несколько форм белого гриба, которые выделяются в зависимости от места произрастания. Шляпка у белых грибов подушковидно-округлая, ножка сначала имеет вид клубня, а затем вытягивается. Внизу она толще, чем вверху, а иногда имеет утолщение посередине. Низ шляпки белый, с возрастом желтеет, мякоть гриба белая, не изменяет цвет на изломе. Гриб обладает ярко выраженным приятным запахом.

Белые грибы бывают самых разных размеров. В среднем высота ножки достигает 7-12 см, ее диаметр может быть в пределах 2-6 см. Размер гриба зависит от погодных условий. После хорошего дождя можно найти в лесу множество белых грибов гораздо больших размеров. Бывают грибы, которые весят от 1 до 1,5 кг. Но и это еще не предел: известен случай, когда белый гриб весил 6 кг!

Белый гриб нельзя путать с похожим на него желчным грибом. Вот основные их отличия друг от друга: желчный гриб на изломе немного розовеет, в то время как белый гриб сохраняет цвет. Трубчатый слой желчного гриба с возрастом становится бледно-розовым. У белого гриба трубчатый слой с возрастом желтеет. Наконец, вкус желчного гриба очень горький, а вкус белого гриба приятный.

Березовая форма белого гриба растет в березовых лесах. Такой гриб имеет светлую окраску: шляпка беловатая, желтоватая или буроватая, ножка белая, с сетчатым рисунком, может быть чуть окрашена, но всегда светлее шляпки. Белые грибы находят в течение всего лета и осенью до холодов. Из них готовят всевозможные блюда, заготавливают на зиму. При сушке мякоть белого гриба остается белой, запах несколько меняется, но все-таки остается приятным.

Белый гриб еловый отличается от остальных видов белого гриба тем, что шляпка его имеет темную окраску: она может быть бурой или коричневой, часто на ней чередуются более темные и более светлые участки.

Ножка белая или буроватая, примерно на треть покрытая ярко выраженной сеточкой. Встретить еловый белый гриб можно в еловых и пихтовых лесах на севере европейской части России, а также на Кавказе. Растет он с июня до октября. Обладает приятным запахом.

Белый гриб уживается практически со всеми породами деревьев. Он растет даже в тундре, рядом с карликовой березой. Однако ученые заметили, что белый гриб никогда не растет с лиственницей, несмотря на то что она достаточно широко распространена в России.

Вообще же белый - один из наиболее типичных съедобных ага- риковых грибов умеренного пояса России и других стран. Наверное, именно из-за своего повсеместного распространения и отменного вкуса вплоть до XVI века только боровик и называли на Руси грибом. Рыжики, сыроежки и прочие именовались просто «грибами», подтверждение чему нетрудно найти в Домострое и других книгах того времени. Современное название появилось значительно позднее, примерно одновременно со словом «боровик». Затем грибники, а вслед за ними и ботаники научились различать еловую и сосновую формы белого гриба.

Уже в XV веке люди сушили белые грибы, клали их в пироги, применяли другие способы их приготовления. Сегодня боровик привлекает внимание не только кулинаров и грибников, но и медиков. Ученые обнаружили, что он содержит в себе биологически активные вещества, обладающие бактериостатическим и антибластическим действием. Первые уменьшают численность кишечной палочки и ряда других патогенных микроорганизмов. Вторые же положительно сказываются на состоянии онкологических больных

Волнушка розовая

Волнушка розовая - очень распространенный гриб, растущий в березовых и смешанных с березой лесах. Растет она обычно группами, поэтому, найдя одну волнушку, стоит поискать поблизости другие грибы, а может быть, целое семейство. Волнушка розовая крупнее своей родственницы - волнушки белой. Шляпка ее обычно от 4 до 12 см в диаметре, плоская, пушистая, с небольшой воронкой в центре, красно-розовая, с ярко выраженными зонами этих оттенков. Края сильно завернуты наружу. Ножка длиной 4-9 см, пушистая, с возрастом становится голой. Чаще всего ножка одного цвета со шляпкой, но немного светлее.

Мякоть гриба ломкая, белая или кремовая. Гриб содержит острый и горький на вкус млечный сок, не меняющий окраски на воздухе. На нижней стороне шляпки располагаются беловато- или желтовато-розовые частые пластинки. Волнушка розовая съедобна, считается грибом второй категории. Ее собирают и солят грибники, кроме того, соленую розовую волнушку можно купить в магазине. Розовая волнушка не ядовитая, но очень горькая и невкусная в свежем виде. Едят эти грибы только солеными или маринованными через 40-50 дней после засола, когда горечь исчезнет.

Писатель Олег Чистовский в своей книге «Знакомые незнакомцы» описывает случай, когда группа ученых, исследовавших Восточный Саян, по несчастью осталась без запасов пищи. В кедровых лесах, по которым двигались исследователи, звери не водились, и охота была исключена. Тогда ученые стали питаться вареными волнушками. И хотя это была не очень подходящая еда (в вареном виде волнушка для желудка неприемлема), ученые выжили только благодаря грибам.

Ближайшая родственница волнушки розовой - волнушка белая. Шляпка волнушки белой - белая или кремовая, в серединке розоватая, диаметром 4-8 см, пушистая, вдавленная посередине. Края шляпки загнуты наружу, пушистые. Ножка короткая, 2-4 см длиной и 1,5-2 см высотой, белая или розоватая, пушистая или голая.

Мякоть гриба белая или розоватая, приятно пахнет. Гриб содержит белый млечный сок, который не изменяет окраску на воздухе. Нижняя сторона шляпки покрыта частыми узкими светло-палевыми, белыми или розоватыми пластинками.

Растет волнушка белая в лиственных и смешанных лесах, любит соседство березы, встречается на лугу около леса, а также в молодых березняках. Сезон ее начинается в конце лета и продолжается до октября. Встречается она реже, чем волнушка розовая. Волнушка белая съедобна. Она считается грибом второй категории, хотя немногие грибники любят ее собирать. Некоторые ученые считают ее вовсе не съедобной. Едят ее только соленой, причем через много дней после засола.

Волнушка принадлежит семейству сыроежковых. И правда, по внешнему виду она чем-то напоминает сыроежку. Однако главное отличие сыроежки от волнушки - это отсутствие белого сока, который выделяется при разламывании гриба. По этому признаку вообще разделяют два рода грибов - сыроежка и млечниковые, к которому принадлежит волнушка.

От остальных млечников, и в первую очередь от белянки, она отличается формой и расцветкой шляпки, а также полой ножкой, которая у молодых плодовых тел покрыта пушком. Опытные грибники считают, что за массовым появлением волнушек, в народе обычно называемых волжанками, или красулями, наступает пора «настоящих», то есть сентябрьских, груздей.

Груздь настоящий

Настоящий груздь появляется осенью, когда блекнет листва, пестрой становится трава, каждый день идут затяжные дожди. Для поиска груздей нужна особая сноровка: следует присматриваться ко всем кочкам и бугоркам на земле, поскольку только вздутая листовая подстилка и подсказывает, где расположилось семейство грибов.

Гриб, найденный под прелыми листьями, кажется совершенством. Его молочно-белая, словно мрамор, шляпка поблескивает в руках, будто перламутр. Другие виды груздей тоже имеют белые шляпки, но ни у одного из них никогда не бывает шляпки такой чистой белизны, как у настоящего груздя. По белизне одежд с груздем не сравнится ни благородный боровик, ни сыроежка.

Нарядность грибу придает и пушистая бахрома по краям шляпки, по этому признаку легко отличить настоящий груздь от его двойников: скрипицы, перечного груздя, белого подгруздка.

Грузди издавна славились как самые знаменитые грибы русской кухни. Прежде Россия служила основным поставщиком груздей в европейские страны. Самые лучшие, высший сорт - это маленькие крепкие груздочки (размер шляпки не более 2,5 см). Миниатюрные соленые грузди в бутылках отправляли в Европу. В Париже, например, они считались деликатесом. Соленые грузди первого сорта имели размер шляпки до 5 см, а вторым сортом шли грибы, шляпки которых достигали 9 см в диаметре.

Масленок зернистый

Масленок - это один из самых вкусных грибов. Правда, хлопот с ним многовато: каждый грибок нужно непременно очистить от кожицы и только потом готовить по вкусу и настроению. Название дано грибу неслучайно: на ощупь он скользкий, маслянистый, кожица покрыта слизью.

Никакие хлопоты не останавливают грибников, которые устремляются в лес в надежде набрать полную корзину маслят. Кстати, сделать это нетрудно даже совсем неопытному сборщику. Маслята - «народ» удивительно дружный: где один грибок, там и еще десяток. Длинные вереницы грибов прячутся в траве, под опавшими хвоинками. Вот только надо угадать и поспеть к тому сроку, когда грибы все мелкие, крепкие, один к одному; иначе грибника ждет огорчение: порой срезает он один масленок за другим, а грибы все переросшие, червивые, так что из десятка в корзину попадет разве что один.

Зернистый масленок очень похож на настоящий, но не имеет пленчатого кольца на ножке. Кроме того, зернистый масленок не такой скользкий, так как на шляпке у него меньше клейкой слизи. Зернистым масленок назван из-за небольших бородавочек или зернышек, имеющихся на верхней части его ножки. В отличие от настоящего зернистый масленок предпочитает сосновые боры южных местностей, где он растет в исключительном изобилии и встречается гораздо чаще, чем настоящий.

Красный мухомор

Красный мухомор представляет собой гриб-галлюциноген. В его мякоти содержатся холин и алколоид мускарин, а также вещества, возбуждающе действующие на нервную систему. Галлюциногенные свойства гриба были известны еще в глубокой древности.

В Индии и Южной Америке красный мухомор широко использовался в ритуальных церемониях. Народы Крайнего Севера издревле были осведомлены об этих свойствах мухомора и считали их ниспосланными свыше. Проводились даже церемонии поклонения «божественному грибу»; во время этого ритуала каждый участник съедал кусочек красного мухомора, приходя в состояние экстаза. Галлюцинации, вызываемые грибом, толковались как послания небес.

Народы Крайнего Севера и Сибири широко использовали этот гриб, заменяя настоями и отварами мухомора спиртные напитки. Путешественники, посещавшие Сибирь в XVII веке, удивлялись, наблюдая, как, отведав отвара из сушеных, пурпурных, с белыми бородавками шляпок гриба, местные жители впадали в состояние, сходное с алкогольным опьянением. Часто оно переходило в глубокий сон, сопровождавшийся галлюцинациями.

Несмотря на то что мухомор ядовит, он находит широкое применение в медицине. С давних времен препараты из мухомора применяли при различных опухолевых заболеваниях, туберкулезе, болезнях нервной системы, ревматизмах и артритах. Настои из свежего красного мухомора использовались для уничтожения насекомых.

Красный мухомор широко распространен на европейском континенте и в Северной Америке. Однако экспериментальным путем доказано, что наиболее ядовитая разновидность красного мухомора произрастает в Сибири. Мухоморы Японии и США способны вызвать состояние, близкое к алкогольному опьянению, но только сибирские грибы могут стать причиной смерти из-за повышенного содержания токсинов в их мякоти.

Плодовые тела красный мухомор образует обычно в июле-августе, но если год выдался засушливым, массовое плодоношение сдвигается на более поздние сроки. Иногда красавца в красной, с белыми веснушками шляпке можно увидеть даже в октябре.

Мухомор живет 15 дней. Сначала из земли показывается белое «яйцо» - гриб, окутанный покрывалом. Затем покрывало лопается, и только часть его остается на шляпке в виде хлопьевидных остатков или бородавок. Споры гриба созревают сразу же после отделения кольца от шляпки. На 2-3-й день после созревания они начинают плодоносить; спороношение продолжается 4-5 дней, после чего гриб засыхает.

Если год дождливый, то белые бородавки на шляпке гриба могут быть смыты дождем, и красный мухомор легко перепутать с сыроежкой. Поэтому следует проявлять особую осторожность, собирая грибы в дождливый сезон. От сыроежек мухомор отличается наличием свободных пластинок, кольцом вверху и валиком внизу ножки.

Родственный вид красного мухомора - мухомор королевский. Он отличается прежде всего своим коричневатым цветом шляпки.

Многочисленные бородавки, располагающиеся концентрическими кругами на шляпке, могут иметь не чисто-белый, а серо-коричневый или охряный оттенок. Ножка мухомора, а также кольцо и клубень - охряного цвета, внизу на клубне имеется 3-4 кружка бородавок. Цвет мякоти гриба белый, но под кожицей более темного оттенка. Растет этот гриб в основном в северных и средних широтах.

Опенок настоящий

Опенок настоящий поселяется и на гнилой древесине. При этом нередко можно наблюдать следующее: пни, заселенные опенками, слабо светятся в темноте немерцающим белым фосфорическим светом. Свет излучают не гнилушки, а концы ризоморф - шнуров грибницы.

Подберёзовик.

Подберезовик (березовик), как и некоторые другие грибы, обладает интересной особенностью: он способен к росту и развитию только на корнях березы. Гриб оплетает корень снаружи и частично проникает внутрь.

Березе гриб также полезен. Его наружные свободные гифы широко расходятся в почве от корня, заменяя корневые волоски. Свободные гифы гриба получают из почвы воду, минеральные соли, растворимые органические вещества, которые не только используются грибом для построения грибницы и плодовых тел, но и поступают в корень дерева.

В народе подберезовик называют черным грибом или чернышом, так как при сушке гриб чернеет.

Подберезовик растет в березовых лесах с конца июня до поздней осени. Молодые грибы имеют шляпку шаровидной формы, но затем она становится более плоской. Цвет шляпки может быть различных оттенков от беловато-бурого до темно-коричневого, что тоже определяется возрастом гриба и местом его произрастания.

Подосиновик красный

Чтобы набрать полную корзину подосиновиков, не нужно быть грибником с большим стажем. Подосиновики - грибы яркие, их красные шляпки видны издалека.

Подосиновик - гриб особенный. От всех остальных грибов он отличается прежде всего тем, что может расти не только возле старых деревьев, но и под молодыми деревцами. Даже в засушливое лето, когда никаких грибов во всей округе не сыщешь, красники (другое название подосиновиков) встречаются в сырых, тенистых осинниках. К тому же подосиновики считаются самыми быстрорастущими грибами. По экологическим признакам различают пять основных форм этих грибов. В тополевых лесах можно встретить серый подосиновик, в сырых борах - белый, на сыроватых почвах в чистых осинниках - осиновые красники, в сухих смешанных лесах - оранжевые, буро-желтые и желто-красные подосиновики.

Подосиновики, как и некоторые другие грибы, представляют собой исключение из правил при проведении теста на ядовитость. На месте излома шляпки или ножки белый цвет мякоти принимает сомнительные оттенки (красноватый, синеватый или голубовато-черный), что свойственно многим ядовитым грибам. Это изменение окраски не должно смущать грибников, поскольку является индивидуальной особенностью подосиновиков.

Весьма распространенная разновидность подосиновика красного - осиновик желто-бурый. До недавнего времени различия между этими грибами не делали, поскольку оба вида распространены в одних и тех же местах, а внешне отличаются только цветом шляпки. Однако микологи выявили весьма существенную разницу.

Оказалось, что подосиновик красный предпочитает расти под осинами и тополями, а подосиновик желто-бурый образует микоризу исключительно с березами. Подосиновик желто-бурый - отличный съедобный гриб, который трудно спутать с каким-либо ядовитым или несъедобным грибом, так что собирать желто-бурые подосиновики может даже начинающий грибник. Этот осиновик образует плодовые тела летом и осенью, встретить его можно не только в лесах, но и в садах, парках, на огородах. Гриб абсолютно непривередлив к условиям произрастания, обнаружить его можно даже на высоте 2400 м над уровнем моря. Растет он и в полярной тундре под карликовыми березами. Подосиновик желто-бурый можно встретить даже за Северным полярным кругом: в Гренландии, Лапландии, на Шпицбергене.

Для грибника не имеет особого значения, какой подосиновик положить в корзину: красный или желто-бурый. И тот и другой одинаково вкусны. Но для микологов различия между этими грибами имеют принципиальное значение.

Две разновидности гриба отличаются не только цветом шляпки. Если присмотреться, можно заметить, что края трубочек у подосиновика желто-бурого серые, в то время как у подосиновика красного они белесые и темнеют только к старости. Ножка желто-бурого подосиновика усеяна многочисленными нежными коричневато-черными чешуйками; чешуйки у красного подосиновика несколько грубее и обладают коричневато-красным оттенком. Различить грибы можно и по цвету мякоти: у подосиновика красного мякоть на срезе становится лиловой, а у подосиновика желто-бурого она розовеет, приобретая у основания ножки сине-зеленый оттенок.

Редкая разновидность подосиновика красного - подосиновик лисий. У него шляпка имеет ржаво-коричневую окраску, а ножка покрыта коричневыми чешуйками. Если надломить шляпку или ножку гриба, можно увидеть, как на воздухе мякоть быстро становится лиловой, а затем приобретает коричневый оттенок. У основания ножки мякоть всегда остается сине-зеленой. Данная разновидность подосиновика встречается исключительно под сосной, в том числе под горной сосной и сосновым стланцем.

Сыроежка.

Сыроежки встречаются в хвойных и лиственных лесах весь грибной сезон. Грибники их не любят собирать, потому что они очень нежные и ломкие, и порой, пока их донесёшь до дома, остаются одни крошки. Но, несмотря на это, сыроежки очень вкусные.
Эти грибы имеют разноцветные шляпки: розовые, жёлтые, красные, коричневые, зеленоватые и синие - диаметром 5-10 см, на нижней стороне которых имеются белые или желтоватые пластинки. Ножка ровная, белого цвета.
Употребляются сыроежки в варёном, жареном или солёном виде.


Логопедические занятия с детьми проходят намного продуктивнее, если использовать специальный наглядный материал. Особенно это необходимо делать тогда, когда личный опыт малыша (по обсуждаемой теме) не слишком велик. Например, грибы дошкольники видят достаточно редко, имеют о разных их видах смутные представления, поэтому качественные изображения этих «лесных даров» позволяют не только развить детскую речь, но также значительно обогатить знания об окружающем мире, природе.

Если вы хотите картинки грибов использовать для занятий с детьми, то стоит учесть несколько правил их использования:

  • Дайте ребенку возможность хорошо рассмотреть, изучить новые изображения на каждом рисунке, а только потом используйте их для развивающих упражнений или игр.
  • Обращайте внимание на качество картинок. Лучше всего использовать специальные логопедические наборы иллюстраций, выпускаемые для детского сада, но можно также брать реалистичные изображения из интернета или использовать фотографии.
  • Обязательно подбирайте разнообразный раздаточный материал – как предметные картинки, так и сюжетные. Первые представляют собой небольшие карточки с одиночными изображениями грибов, а вторые - иллюстрации реальной (ежик с грибами) или сказочной (серия картинок Под грибом) ситуации по теме. Для развития речи дошкольников необходимы обе разновидности наглядного материала.
  • Любая иллюстрация для занятий должна быть выполнена в реалистичной манере, точно повторять все элементы внешнего строения того или иного объекта.
  • Удобнее всего использовать карточки с названиями, которые старшие дошкольники могут прочитать сами.
  • Изображения грибов на прозрачном фоне значительно расширяют возможности использования их при составлении рассказов.

Карточки Глена Домана на тему “Грибы”:





Задания

Представителей этого природного царства так много, что каждый вид позволяет предложить ребенку особые задания. Для этого, конечно, нужно подобрать подходящие картинки с грибами для детей, максимально приближенные к природным.

Сыроежки

  • Какого цвета шляпки у этих грибов?
  • Объясни, о чем рассказывает их название?

  • Посчитай: один опенок – два опенка – три…
  • Подумай и расскажи, почему опят часто называют «дружными»?

  • Сравни лисичку и лису. Чем гриб лисичка похож на рыжего зверя?
  • Какую лисичку можно увидеть на кухне? (жареную, вареную, маринованную, сушеную, соленую, свежую)

  • Где подосиновик любит расти больше всего? Какое дерево «подарило» ему свое имя?
  • Как можно назвать рощу, в которой растут одни подосиновики? (осиновая, осинник)

Подберезовик

  • Что будет, если вырывать грибы с корнем, а не обрезать ножиком? Почему так делать нельзя?
  • В каком лесу чаще всего можно найти подберезовик (в березовой роще, в березняке).

Боровик (белый гриб)

  • Опиши внешний вид боровика.
  • Объясни, почему его называют еще и «белым»?
  • Может ли кто-то спрятаться под грибом, если тот вырос очень большим?

  • Почему нельзя срывать мухоморы?
  • Какие еще несъедобные грибы ты знаешь?

Бледная поганка

  • Расскажи о том, что такое ядовитые грибы и почему бледные поганки считают такими опасными для людей?
  • Почему никто не набирает вредных грибов?

Игры

Разные картинки грибов для детей позволяют проводить множество всевозможных логопедических игр. Вот несколько примеров:

  • Собираем грибочки

Каждый играющий выбирает себе одну картинку с грибом и старается описать его внешние особенности. Если другой игрок угадал, то карточка переходит к нему. Побеждает тот, кто набрал больше всего картинок.

  • Чем же мы похожи?

Взрослый выбирает две карточки (подосиновик-подберезовик, белый-масленок, сыроежка-мухомор) и предлагает детям увидеть как можно больше отличий между ними. Побеждает тот, кто даст ответ последним.

  • Веселые кулинары

Предложите детям «приготовить» обед их разных съедобных грибов, известных им. Каждый должен выбрать одну картинку и назвать блюдо, которое можно приготовить с теми или другими грибочками (например: суп из белых грибов, маринованные маслята, подберезовики в сметане, соленые грузди и т.п.

  • Ах, какой у нас опенок!

Изображение любого гриба передается от одного играющего к другому. Каждый называет один из его признаков, отличительных особенностей внешнего строения. Побеждает тот участник, который сможет увидеть и назвать какую-то деталь последним.

  • Сказки от сказочников

Попросите каждого игрока выбрать себе по одной картинке с грибом для детей, специально отобранные. Затем каждый должен придумать короткую историю про своего персонажа. Рассказать про его характер, привычки, занятия. Например, Боровик - царь всех грибов в лесу, он строгий и важный, с утра до вечера занят государственными делами, любит играть в футбол и играть на балалайке. Старшим дошкольникам можно предложить придумать (по кругу) целую историю про грибное царство, к сказке можно и иллюстрации нарисовать всем вместе.

  • Мозаика: найди кусочек

Сделайте из карточек разрезные картинки и предложите ребенку их собрать. Можно использовать для этой игры рисунки ядовитых и съедобных грибов.

  • Полное лукошко

Предложите ребенку отобрать несколько карточек (ему для этого понадобится небольшая корзинка), хорошо запомнить их и повторить все названия наизусть, не заглядывая в лукошко снова. Каждый играющий может попробовать стать грибником, собирая свой набор карточек.



Загадки

С детьми очень полезно учить загадки по выбранной теме. Это помогает не только тренировать память, внимание дошкольника, но тауже существенно увеличивает его словарный запас, а также позволяет автоматизировать трудные звуки. Вот подборка подходящих загадок, которая называется Корзина с грибами для малышей:











Раскраски

Раскрашивание рисунков имеет очень важное значение для развития мелкой моторки малыша, для его речевого развития. Младшим дошкольникам нужно предлагать более крупные, простые контурные изображения самых известных грибов (белый, мухомор), а для более старших ребят будет правильнее подбирать рисунки с миниатюрными опятами, лисичками, сыроежками. Следите, чтобы дети выполняли работу только карандашами, именно это условие обеспечивает ценность раскрасок.

Дидактические карточки Грибы скачать – хороший материал для игр и занятий с малышами дома. Карточки знакомят детей с разными грибами – съедобными, несъедобными и ядовитыми. Хорошо развивают мышление, память, увеличивают словарный запас, учат обобщать и классифицировать.

Дидактический карточки Грибы, набор состоит из двух папок.

  • В первой папке 24 отдельных и 4 общих карточки, предназначены они для младших дошкольников.
  • Вторая папка для старших дошкольников (настоящие фото грибов) состоит из 56 отдельных и 10 общих карточек.

Для начала скачайте и распечатайте карточки. Ссылка -

Для большей плотности наклейте их на картон и обклейте скетчем с двух сторон. Так они прослужат дольше

Взрослые сами могут придумать разные игры и занятия. Например:

  • С маленькими детьми рассматриваем картинки, учим название грибов.
  • Со старшими ребятами будем классифицировать карточки грибы по разным группам. Учить обобщающие слова - «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы», «Ядовитые грибы»

Игры с карточками

Как называются грибы?

Это скорее не игра, а интересная беседа с детьми. Показываем карточки и знакомим с .
Малыши узнают, почему один гриб называется «подберезовик», другой – «подосиновик», а третий – «лисичка». Более старшие детки уже самостоятельно могут ответить на вопросы, поставленные родителями.

Как называются грибы, которые растут:

  • Под березой?
  • Под осиной?
  • На пеньках?

Как называются грибы, у которых шляпка:

  • Рыжая?
  • Маслянистая?

Как называются грибы, названия которых похожи, на:

  • Лесного зверя;
  • Домашнее животное.

Покажи картинку

Разложить карточки грибы картинками вверх. Взрослый говорит название гриба, малышу необходимо показать его на картинке.

Угадай, где лежит

Взять 3 или 4 карточки. Вместе с малышом назвать каждый гриб, изображенный на картинке. После этого перевернуть картинки, рисунком вниз.
Задание: вспомнить названия грибов, изображенных на картинке и показать где спрятался тот или иной гриб.

Какой гриб исчез

Выложите перед ребенком 3 - 4 карточки грибов (для старших деток 5 – 6). Предложите ребенка закрыть глаза, а Вы в это время убираете одну картинку. Задание: Отгадать какой гриб исчез?

Разложи отдельно

Ребенку дать общую карточку грибов. Остальные карточки смешать, попросить малыша в общей кучке отыскать такие же картинки как на общей карточке, назвать их и положить сверху на общую.
Если в этой игре будут участвовать двое или трое детей будет еще лучше, ведь тогда можно устроить соревнование. Кто быстрее заполнить свою общую карточку, тот выиграет.

Съедобный – несъедобный

Взрослый показывает карточки и , а малышата отвечают, можно их есть или нет. В конце подводим итог, почему одни грибы мы называем «съедобные», другие – «несъедобные», а третьи – «ядовитые»?
Игра развивать внимательность, память, сообразительность; учит правильно называть и различать грибы.

Грибная полянка

Разложить дидактические карточки Грибы по всей комнате. Задание для ребенка: Собрать только съедобные грибы, ядовитые оставить на том же месте.
Постарайтесь не подсказывать крохе с выбором. Когда малыш справиться с заданием, рассмотрите вместе все собранные грибы, обратите внимание на ошибки (если они есть) и обязательно похвалите ребенка за старание.

Я знаю такие грибы

  • В игре участвуют несколько детей или ребенок и взрослый. Первый участник, начиная игру, говорит слова; «Я знаю такие грибы: лисичка»
  • Второй повторяет слова первого и добавляет свое: «Я знаю такие грибы: лисичка, волнушка».
  • Третий продолжает цепочку дальше, он повторяет слова второго и добавляет свое слово: «Я знаю такие грибы: лисичка, волнушка, мухомор».

Задача – продолжить эту цепочку, правильно повторив слова, ничего не перепутав.
Совет: цепочка не должна быть длинной. Для начала 5 – 6 слов будет достаточно.
Игра прекрасно развивает внимание, память.

Четвертый лишний

Выложите дидактические карточки Грибы на столе. Задание: Найти лишнюю карточку. Например:

  1. Сыроежка, подберезовик, масленок, мухомор. (Мухомор – ядовитый гриб);
  2. Волоконница, мухомор, моховик, бледная поганка (Моховик – съедобный гриб);
  3. Серушка, сыроежка, сморчок, скрипица (Начало слова звук С).

Не спешите объяснять, пусть ребенок подумает и самостоятельно найдет ответ. Вы же обязательно спросите, почему он думает, что это лишнее.

Игра развивает логическое мышление, внимание, память, повышает общий уровень развития детей

  • В будущем я планирую сделать Дидактические карточки по другим темам. Чтобы не пропустить ничего интересного - следите за публикациями на сайте и подпишитесь на наши новости (форма с правой стороны в сайдбаре).

Вам будет интересно:

Конспект НОД в средней группе по теме: «Ах, грибы, грибочки»

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №90», город Череповец.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Ах, грибы, грибочки». Данный материал будет полезен воспитателям детей 5-го года жизни ДОУ.


Цель: Знакомство с грибами.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о грибах(названии, месте произрастания, строении);учить различать съедобные и несъедобные грибы.
Развивающие: Развивать активный словарь детей (названия грибов)
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.
Материалы и оборудование:
Корзина с грибами, закрытая платочком
Аудио запись «Звуки леса»
Шапочки съедобных грибов по количеству детей
Белочка (би-ба-бо)
Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, бледная поганка)
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом»
2. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы»
Ход:
Воспитатель вносит в группу корзинку, закрытую платочком. Привлекает внимание детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите что у меня в руках! Хотите узнать, что там?
Дети: Да!
Воспитатель: Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?
Дети: Гриб.
Воспитатель убирает платочек, показывает детям грибы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда же эти грибы?
Дети: (предположения детей)
Воспитатель: Где растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес и узнать, кто отправил нам такой подарок.
Дети соглашаются.
Воспитатель включает аудио запись «Звуки леса»
Воспитатель:
Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе.
Дети рассаживаются на коврике (на полянке).
Слайд №1 Белый гриб


Воспитатель: У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный.
Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?
Дети: Шляпка коричневая.
Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?
Дети: Ножка белая.
Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?
Дети: Люди, которые собирают грибы.
Слайд №2 Подосиновик


Воспитатель: До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.
Воспитатель: Что есть у подосиновика?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель : Какого цвета шляпка?
Дети: Шляпка красная.
Воспитатель: А ножка?
Дети: Ножка белая с черными.
Слайд №3 Подберезовик


Воспитатель: Перед нами еще один гриб.
Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Растет под березой.
Воспитатель: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Чем он отличается от подосиновика?
Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.
Слайд №4 Лисички


Воспитатель: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?
Дети: Они рыжие, как лисички.
Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?
Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.
Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда(жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.
Проводится подвижная игра «Грибник и грибы»
По считалке выбирается грибник, остальные дети грибы(надевают на голову шапочку с изображением гриба)
Воспитатель: Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
Грибы растут на полянке, по сигналу воспитателя «Грибник идет», дети разбегаются, грибник ловит. Игра проводиться несколько раз.
После игра дети садятся по местам.

Появляется белка.
Белочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Что же вы делаете в лесу?
Дети: Хотим узнать, кто нам отправил в подарок корзину грибов.
Белочка :Это я. Летом в лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.
Воспитатель: Белочка, давай познакомим детей с несъедобными грибами.
Слайд №5 Мухомор


Воспитатель: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!
Посмотрите, как выглядит мухомор.
Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.
Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.
Слайд №5 Бледная поганка


Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.
Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?
Дети: Съедобными и несъедобными.
Дидактическая игра «Собери грибы»
На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.
Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Находить грибы не сложно.
Брать их нужно осторожно.
Хорошо их надо знать,
Что б поганок не набрать.
После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.
Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?
Дети: Съедобные грибы.
Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?
Дети: Несъедобные, ядовитые.
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети: Мухомор, бледная поганка.
Воспитатель: Наигрались мы с грибами,
А теперь пора нам к маме.
Дети благодарят белку и возвращаются в группу.

Прогулки по лесным тропинкам приносят деткам огромное удовольствие, особенно, в осеннюю пору. Осенью краски леса очень яркие, и прогулке не мешают комары и ядовитые насекомые. Малыш с азартом собирает ягодки и грибочки. Найти под елочкой или березкой красивый гриб – просто удовольствие. Однако малышу необходимо знать, что красивые грибы могут быть ядовитыми и опасными. Для обучающего материала можно использовать картинки грибов для детей.

Съедобные грибочки не навредят здоровью и всегда имеют привлекательное “вкусное” название:

  • сыроежка;
  • боровик;
  • подосиновик;
  • лисички;
  • рыжики;
  • опята;
  • подберезовик;
  • маслята.

Чаще всего можно встретить грибочки под деревом, поэтому им и дали такие названия: подосиновик, подберезовик, поддубовик, подорешник. Искать эти грибы нужно под соответствующими названию деревьями. На пеньках любят гнездиться опята, они буквально облепляют пенек со всех сторон. Также любят расти на пеньках и деревьях вешенки.

Царский гриб – боровик, или белый. Этот красавец имеет толстую ножку и коричневую массивную шляпку. Шампиньоны для детей известны почти с пеленок. Этот гриб – частый гость на обеденном столе. Расскажите, что шампиньоны выращивают на специальных фермах, и они растут всегда группами.

Прочитайте специальные книги для детей о съедобных грибах, а также расскажите, какой гриб больше всего предпочитает белочка. Покажите рисунки и картинки, где ежик переносит лесной гриб на своих иголочках. Познавательные книжки для детей расширяют кругозор и интеллект.

Опасность в лесу

Очарование природой должно быть разумным. Беря ребенка в лес, необходимо разъяснить, что опасные и ядовитые растения всегда имеют яркий и привлекательный вид. Покажите на картинках красный нарядный мухомор и объясните, что название гриба не случайно: его яд губит насекомых.

Красивые ядовитые грибы – все несъедобные. Но не все несъедобные растения – ядовитые. Однако необходимо разъяснить, что трогать руками и срывать можно лишь тот грибочек, о котором все известно: и на картинках видели, и еду из них готовили. Ядовитые растения отличаются и своими характерными названиями: поганка, мухомор, паутинник.

Покажите ребенку картинки опасных растений:

Чтобы закрепить усвоенную информацию, попросите ребенка сравнить похожие друг на друга растения: съедобные и ядовитые.

Допустим, бледная поганка старается походить на шампиньон. Однако, в отличие от шампиньона, у нее тонкая ножка. Также шампиньон отличается мясистой шляпкой. Продемонстрируйте на картинках отличительные особенности этих растений.

Важно! Запомните, что информацию для детей лучше доносить в образной форме, то есть, через изображения на картинках.

Какие еще ядовитые растения могут копировать съедобные грибки? Иногда ребенок может спутать красную сыроежку с мухомором. В чем их различие? Сыроежка всегда растет на толстой ножке и имеет объемную мясистую шляпку. Название свое сыроежка получила за отсутствие вредных веществ в своей мякоти. Можно ли сыроежку кушать сырой? Конечно, нельзя. Зато из нее можно быстро приготовить питательную еду: не нужно долго вываривать и жарить.

Закрепление материала

1. Чтобы ребенок лучше запомнил изображение и окраску гриба, купите специальные книжки-раскраски. Во время закрашивания контура гриба у детей сформируются более четкие представления о его форме и цвете.

2. Сделайте карточки с изображением грибочков и попросите ребенка дать правильное название каждому грибу. Уточните: ядовитый ли он?

3. Сделайте муляжи различных растений и расположите по комнате в разных местах. Включите веселую музыку, под которую малыш (или группа ребят) должны собрать в корзинки урожай. Игра заканчивается, когда прекращается музыка. Затем взрослые смотрят, сколько несъедобных/ядовитых грибочков оказалось в лукошке.

Совет. Повесьте на стену яркий плакат с изображениями разных грибов. Это поможет ребенку быстрее запомнить информацию.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: