Казанова - это кто? История Джакомо Казановы. Современное значение слова «казанова. Для всех и обо всем Вступление во взрослую жизнь


Он очень рано убедил себя в том, что истинное его призвание – любовные приключения.

При одном звуке имени этого человека память немедленно извлекает из своих недр ярлык «авантюрист» и добавляет стереотипное прилагательное «знаменитый». Еще бы, ведь имя Казановы сделалось нарицательным, как имена Дон Жуана и Ловеласа!

В далёком 1967 году в Италии состоялся международный съезд потомков Казановы. Основной целью собравшихся было восстановить доброе имя их предка. Все выступавшие говорили с таким пафосом, что, как писали журналисты в своих отчетах, возникла опасность не просто реабилитации Казановы, но превращения его прямо-таки в строгого пуританина. К счастью для истины, столь далеко дело не зашло.

Казанову – в особенности молодого – при всём желании не назовёшь, разумеется, аскетом. Он очень рано убедил себя в том, что истинное его призвание – любовные приключения. Но, возможно, и преувеличенная молвой подобная репутация Казановы совершенно заслонила другие черты его облика. То, что он был донжуаном, знают все.

Но, помимо этого, он был аббатом, офицером, музыкантом, дипломатом, доктором права, инженером, экономистом, фабрикантом, философом, литератором, историком, искусствоведом, астрономом, импресарио, библиотекарем, масоном, тайным агентом, прорицателем, фальсификатором, картёжником – трудно перечислить все профессии и «профессии», которые перепробовал Казанова. И самое удивительное: за что бы он ни брался, он всегда выглядел профессионалом, в чем ему помогали разносторонняя эрудиция и беспримерная самонадеянность.

Он интересовался педагогикой и агрономией, медициной и лингвистикой; из оккультных наук сделал себе источник дохода, почитая отнюдь не предосудительным извлекать выгоду из глупости ближних. Занимался историей карт, кабалой и составлением «Словаря сыров».

Побывав в Польше, начал издавать историю польских восстаний (вышло три тома из предполагавшихся семи); обнаружен также написанный им «Проект устройства мыловаренного завода в Варшаве». В Париже он –организатор королевской лотереи и владелец мастерской по производству шелконабивных тканей (им была разработана новая технология), в Испании – земельный реформатор, в Курляндии он с видом специалиста объезжает рудники, в Венеции предлагает новый способ окраски материи.

Тысячи планов и проектов постоянно роятся в его голове. Он сочиняет политический диалог с Робеспьером, публикует памфлет против Калиостро, с которым ему понадобилось свести старые счёты.

Как шутливо заметил один его биограф, свои ухаживания за женщинами Казанова распространил и на девять муз. Он был принят в члены римской литературной академии «Аркадия». Переводил «Илиаду» и писал стихи, правда, и здесь не брезгуя шулерскими приемами: нередко посвящал одно и то же стихотворение разным дамам. Из-под его пера выходили пьесы, оперные и балетные либретто.

Объемистым романом «Икосамерон» он предвосхитил Ж. Верна, описав в нем, как двое англичан, брат и сестра, спустившись под землю, попадают в утопическую страну. Рисуя картину развитой цивилизации, он предрек здесь появление автомобилей, самолетов, телеграфа, телевидения и даже отравляющих газов, намного тем самым обогнав в мыслях свою эпоху.

Родился Джакомо Казанова в Венеции в 1725 году. Его матерью была актриса Джованна Фарусси, для нее написал комедию и помянул ее в своих мемуарах Карло Гольдони. Кстати, в течение двух лет она выступала с итальянской труппой при дворе русской императрицы Анны Иоановны. Отцом Казановы был, по предположениям биографов, владелец театра «Сан Самуэле» дворянин Микеле Гримани.

Сохранилось несколько достоверных портретов Джакомо Казановы и немало описаний его наружности, сделанных современниками. В его смуглом, с оливковым оттенком лице – противоречивом, как и весь Казанова – была какая-то демоническая свирепость и одновременно мягкое добродушие. Он был высокого роста, атлетического сложения. Всегда тщательно и со вкусом одевался. Шпага у него непременно была с драгоценной рукоятью; перстни, табакерки и пистолеты – тончайшей работы. После 1760 года к его туалету прибавилась еще одна деталь – дававший право на дворянство орден Золотой Шпоры, который пожаловал ему папа Климент XIII.

В своих бесконечных скитаниях Казанова не забыл и Россию, где побывал в 1764-1765 годах (среди его бумаг сохранился паспорт, выданный ему в Санкт-Петербурге 1 сентября 1765 года и подписанный вице-канцлером князем Александром Голицыным). Разумеется, и здесь он остался верен себе: перед Екатериной II он выступает в роли реформатора календаря, убеждает ее принять григорианский стиль. Найдена также его ода на итальянском языке в честь Екатерины.

Уцелел и доклад, написанный, видимо, в Петербурге, с изложением его мыслей о путях развития земледелия и разведении шелковичных червей. Казанова встречался с фаворитом императрицы Григорием Орловым, с канцлером Никитой Паниным и с княгиней Екатериной Дашковой, впоследствии директором Академии наук и президентом Российской академии.

Венецианца, повидавшего к тому времени чуть ли не все европейские столицы, поразил Петербург – город, «сымпровизированный царем Петром», как он выразился. Казанова пишет в своих «Мемуарах» о русских морозах и белых ночах: «В полночь вы можете читать письмо без свечи. Явление удивительное, не правда ли?..»

Он побывал и в Царском Селе, Петергофе, Кронштадте. «Кто Москвы не видал, тот не видел России, – писал он.– Истинной столицей русских будет еще долго святая Москва». Его меткие высказывания свидетельствуют о том, что он стремился как можно лучше узнать Россию.
Было нечто в этом человеке, привлекшее к нему внимание самых просвещённых его современников. Он бывал в гостях у Руссо и Вольтера (с которым печатно полемизировал), сиживал за одним столом с «бессмертным» Фонтенелем, редактором «Энциклопедии» д"Аламбером и Франклином. Дружбой с ним гордился Шарль де Линь, благодаря которому стали известны многие подробности о последних годах жизни Казановы…

Людмила Задорожная

: marya-iskysnica.livejournal.com

Имя Джакомо Казановы у большинства наших современников ассоциируется с многочисленными амурными похождениями. Между тем это не совсем соответствует действительности. Прежде всего Казанова являлся одним из самых образованных и загадочных людей своего времени.

Сын актрисы и аристократа

Известно, что Казанова появился на свет 2 апреля 1725 года в Венеции. Его настоящее имя - Джакомо Джироламо. Родителями мальчика были актеры Гаэтано Джузеппе Казанова и Дзанетта Фарусси. Но по одной из версий, отцом Джакомо являлся возлюбленный его матери - венецианский патриций Микеле Гримани.

Воспитывала ребенка бабушка по матери - Марция Фарусси. Мальчик оказался способным к наукам и к шестнадцати годам уже окончил Падуанский университет, причем с двумя докторскими степенями - по богословию и праву. После этого юноша отправился в путешествие: сначала на греческий остров Корфу, а затем в Константинополь.

Мастер на все руки

Не имея особых средств, Казанова подвизался на самых разнообразных поприщах. В Британской энциклопедии о нем говорится: «Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат». Занимался он и математикой, историей, финансами, музыкой, служил библиотекарем у графа Вальдштейна в чешском замке Дукс и даже состоял в масонском ордене.

Джакомо объехал всю Европу. Он побывал во Франции, Голландии, Испании, Австрии, России, Швейцарии, Пруссии, Польше. При этом среди его знакомых были самые выдающиеся люди того времени - Руссо, Вольтер, Моцарт, Сен-Жермен. Он общался с монархами, министрами, кардиналами и даже папой Римским.

Из рук папы Климента XIII наш герой получил орден Золотой шпоры – за заслуги в области дипломатии. В то же время венецианские инквизиторы приговорили Казанову к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби за то, что он якобы занимался чернокнижием. Джакомо стал первым, кто сумел оттуда сбежать, да еще вместе с заключенным из соседней камеры!

Во Франции Казанова находился на службе у короля Людовика XV. Одной из порученных ему миссий стала тайная инспекция военно-морского флота. Он также проводил переговоры с голландскими банкирами по поручению министерства финансов. В Испании он содействовал реализации плана заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами. Российской императрице Екатерине II предлагал провести аграрную реформу, колонизировать Поволжье и Сибирь, разводить под Саратовом шелковичных червей…

Тем не менее его главная цель - занять высокое положение при одном из европейских дворов – так и не была достигнута. Все его прожекты давали лишь временный результат, а потом приходилось искать что-то новое. Не раз Казанова пробовал организовывать собственные предприятия – но каждый раз прогорал. Правда, знать принимала его как равного. Никто и не догадывался, что «шевалье де Сенгальт» или «граф Яков Касанова де Фарусси» на самом деле был внуком венецианского башмачника.

Кстати, Казанова был довольно плодовитым автором. Помимо двенадцатитомной автобиографии «История моей жизни» его перу принадлежат фантастический роман «Икозамерон», книга «История смуты в Польше» и другие художественные произведения. Он также перевел на итальянский «Илиаду» Гомера и написал ряд математических трактатов.

Рыцарь любви

Хотя любовных похождений в жизни Казановы и впрямь было немало, его все же нельзя назвать стопроцентным донжуаном. В своих мемуарах великий авантюрист упоминает только 144 дамы, с которыми он имел связь. Правда, в одном из писем Джакомо признается, что на самом деле женщин у него было примерно в три раза больше, чем описано в автобиографии.

Ну пусть даже их было около пятисот. Если учесть, что описываемый период сексуальных похождений охватывает приблизительно сорок пять лет, то получается, что в среднем Казанова крутил за год одиннадцать романов. Число, конечно, внушительное, но не астрономическое.

Стоит добавить, что Казанова поступал с женщинами довольно благородно, всегда был щедр к ним, стараясь выполнять любые прихоти очередной возлюбленной. Он мог пожертвовать ради дамы сердца важными делами, и в любви старался не столько брать, сколько отдавать. К тому же вы не найдете в его воспоминаниях дурных отзывов ни об одной из женщин. Хотя поводы были: любовницы нередко стремились использовать Джакомо в своих интересах или даже обобрать до нитки.

Существует легенда, что женщины, которые приходят взглянуть на могилу Казановы на тихом кладбище в чешском Духцове, непременно цепляются подолом одежды за установленный там железный крест. Похоже, великий авантюрист и после смерти поддерживает свою репутацию.

Прославленный венецианский авантюрист, «гражданин мира», как он себя аттестовал, Джакомо Джироламо Казанова (1725 - 1798), чье имя сделалось нарицательным, был не только одним из интереснейших людей своей эпохи, но и ее символом, ее отражением. Перед современниками и потомками, его читателями, он представал как человек воистину разносторонний, энциклопедически образованный: поэт, прозаик, драматург, переводчик, филолог, химик, математик, историк, финансист, юрист, дипломат, музыкант. А еще картежник, распутник, дуэлянт, тайный агент, розенкрейцер, алхимик, проникший в тайну философского камня, умеющий изготовлять золото, врачевать, предсказывать будущее, советоваться с духами стихий. Но - что истинно в мифе, который он творил о самом себе?

Мемуары Казановы были опубликованы в начале XIX века, когда литература романтизма стала беспрестанно обращаться к легенде о Дон Жуане. Вечный образ Соблазнителя появляется у Байрона и Пушкина, Гофмана и Мериме, Хейберга и Мюссе, Ленау и Дюма. Именно в этой традиции и были восприняты записки Казановы, многие годы считавшиеся верхом неприличия. Их запрещали печатать, прятали от читателей.

Для подобной трактовки были даже чисто биографические основания - Казанова живо интересовался своим литературным предшественником, помогал другу-авантюристу Да Понте писать для Моцарта либретто оперы «Дон Жуан» (1787). Но «донжуанский список» Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Конечно, подобные списки у Стендаля и у Пушкина покороче, и в знаменитых романах тех лет, к которым пристало клеймо «эротические» (как, например, к увлекательнейшему «Фобласу» Луве де Кувре, 1787 - 1790), героинь поменьше , но так ли это много - три любовных приключения в год?

Личность Казановы оказалась скрыта под множеством масок. Одни он надевал сам - уроженец Венеции, где карнавал длится полгода, потомственный комедиант, лицедей в жизни. Другой маскарадный костюм надели на него эпоха, литературная традиция, вписавшая мемуары в свой контекст. Причем традиции (та, в которой создавались записки, и та, в которой они воспринимались) были прямо противоположными - то, что для XVIII века казалось нормой, в XIX столетии сделалось исключением.

Главное богатство авантюриста - его репутация, и Казанова всю жизнь тщательно поддерживал ее. Свои приключения он немедленно обращал в увлекательные истории, которыми занимал общество («Я провел две недели, разъезжая по обедам и ужинам, где все желали в подробностях послушать мой рассказ о дуэли»). К своим устным «новеллам» он относился как к произведениям искусства, даже ради всесильного герцога де Шуазеля не пожелал сократить двухчасовое повествование о побеге из тюрьмы Пьомби. Эти рассказы, частично им записанные, опубликованные, естественно переросли в мемуары, во многом сохранившие интонацию живой устной речи, представления в лицах, разыгрываемого перед слушателем. Создавал Казанова «Историю моей жизни» на склоне лет (1789 - 1798), когда о нем уже мало кто помнил, когда его друг принц де Линь представлял его как брата известного художника-баталиста. Казанове была нестерпима мысль, что потомки не узнают о нем, ведь он так стремился заставить о себе говорить, прославиться. Создав воспоминания, он выиграл поединок с Вечностью, приближение которой он почти физически ощущал («Моя соседка, вечность, узнает, что, публикуя этот скромный труд, я имел честь находиться на вашей службе», - писал он, посвящая свое последнее сочинение графу Вальдштейну). Человек-легенда возник именно тогда, когда мемуары были напечатаны.

Но, воссоздавая наново свою жизнь, перенеся ее на бумагу, Казанова перешел в пространство культуры, где действуют уже иные, художественные законы. Каждая эпоха создает свои собственные модели поведения, которые мы можем восстановить по мемуарам и романам. В своем бытовом поведении человек невольно, а чаще сознательно ориентируется на известные ему образцы (так, французские политические деятели XVII - XVIII вв. старательно подражали героям Плутарха, особенно во времена общественных потрясений: Фронды, Революции, наполеоновской империи; эта традиция дожила до Парижской коммуны). Более того, когда гибнет старое общество (в 1789 г., когда Казанова приступил к мемуарам, пала французская монархия, в 1795 г. после третьего раздела перестала существовать Польша, а в 1798-м, в год его смерти, исчезла с политической карты Венецианская республика, завоеванная войсками Наполеона), именно литература сохраняет память о поведенческих нормах, предлагает их читателю.

Джакомо Казанова принадлежал к двум культурам - итальянской и французской, для вхождения в которую он потратил большую часть жизни. Свои первые литературные творения Казанова писал на родном языке, но в конце жизни полностью перешел на французский (хотя продолжал грешить итальянизмами). В ту пору это был поистине интернациональный язык, на нем говорили во всех странах Европы, а Казанова хотел, чтобы его читали и понимали везде. «История моей жизни» стала явлением французской культуры. Именно в этой перспективе, как нам кажется, наиболее плодотворно рассматривать воспоминания Казановы, хотя, разумеется, и в Италии была сильная мемуарная традиция. Достаточно вспомнить «Жизнь Бенвенуто Челлини» (1558 - 1566), великого художника и искателя приключений, бежавшего из тюрьмы, немало лет проведшего во Франции, как и наш герой.

Мемуары Казановы, вызвавшие поначалу и у читателей, и у исследователей сомнения в их достоверности (библиофил Поль Лакруа даже считал их автором Стендаля, действительно высоко ценившего записки венецианца), в общем, весьма правдивы. Для многих эпизодов нашли документальное подтверждение уже в XX веке. Разумеется, Казанова старается подать себя в наиболее выгодном свете, умалчивает о том, что порочит его, но во многих случаях он нарушает хронологию, переставляет местами события, объединяет однотипные (например, две поездки на Восток превращает в одну), следуя законам повествования, требованиям композиции. Логика сюжета, действий того персонажа, которого он рисует на страницах мемуаров, может подчинить себе правду жизни. Так, когда благодетельница и жертва Казановы маркиза д’Юрфе порвала отношения с ним, он сообщает читателю, что она умерла - для него она перестала существовать.

В «Истории моей жизни» отчетливо видны несколько сюжетных традиций: авантюрного и плутовского романа, психологической повести, идущих из XVII века, романа-карьеры и романа-«списка» любовных побед, сложившихся во Франции в эпоху Просвещения, и мемуаристики. Именно на их фоне и проявляется истинное своеобразие записок Казановы.

Во Франции, как это часто бывает, интерес к мемуарам пробуждался после периодов сильных общественных потрясений: религиозных войн (1562 - 1594), Фронды (1648 - 1653). В прозе тогда доминировали многотомные барочные романы, где в возвышенном стиле воспевались героические и галантные приключения многовековой давности - как в «Артамене, или Великом Кире» (1649 - 1653) Мадлены де Скюдери. Мемуары, описывавшие недавнее прошлое, привносили в литературу подлинные и жестокие события, кровавые драмы, любовные интриги, воинские подвиги, примеры высокого благородства и расчетливой подлости. Именно под воздействием мемуаров стали возникать в конце XVII века психологические повести («Принцесса Клевская» г-жи де Лафайет, 1678), вытеснившие барочный эпос, подготовившие почву для «правдоподобного» романа XVIII века.

Воспоминания писали (или, реже, за них сочиняли секретари) королевы (Маргарита Валуа, Генриетта Английская), министры (Сюлли, Ришелье, Мазарини), вельможи, придворные дамы, военачальники, судейские, прелаты (герцоги Буйонский, Ангулемский, Гиз, де Роган, мадемуазель де Монпансье, маршал Бассомпьер, первый президент парламента Матье Моле, кардинал де Рец и др.), писатели-аристократы (Агриппа д’Обинье, Франсуа де Ларошфуко). Популярность мемуаров была столь велика, что на рубеже XVII - XVIII веков началось взаимопроникновение «художественной» и «документальной» прозы. Появились поддельные воспоминания подлинных исторических лиц. Их во множестве изготовлял одаренный литератор Гаэтан Куртиль де Сандра, самые известные из них - «Мемуары г-на д’Артаньяна» (1700), где мушкетеру приносят удачу воинские подвиги, шпионство, плутни, политические интриги и, главное, успехи у женщин.

Джакомо Казанова жил в восемнадцатом веке, но слава о его поступках и жизни тревожит наши умы до сих пор.

Восемнадцатый век подарил нам много великих людей, велики и их открытия, кем же был величайший любовник не только беспутной Венеции, но и всей Италии, всего мира? Казанова был не только великим любовником, хитрым малым, но и любопытным путешественником, талантливым писателем и переводчиком. Первым толчком для долгих скитаний и побега из родной Венеции стал его беспорядочный блуд, за который его упрятали за тюремную решетку. Казанова был интриганом и шулером, мошенником и обманщиком, но он никогда не прибегал к изнасилованию. Женщины сами сходили с ума от его атлетического тела, смуглой бархатистой кожи, остроумия и природной живости ума. Для большей части желаемых им женщин этой гремучей смеси было достаточно, однако были и те, которые отказывали ему. Стоило женщине отказаться от близости с ним, Казанова начинал лихорадочно плести сеть интриг, его напор и знаки внимания к женщине не уменьшались, напротив, увеличивались. Он всегда старался, во что бы то ни стало, добиться желаемого. Ему нравился сопернический, обещающий гамму эмоций и приключений, процесс ухаживания. Среди всех величайших любовников истории и литературы Казанове нужно отдать должное. Они никогда не думал в первую очередь о своем наслаждении, он выполнял самые потаенные женские желания. Его искусство соблазнения прославилось благодаря его проницательности, большинство женских желаний он предугадывал, а уже потом воплощал в реальность. Он знал как, чего и сколько женщина хочет. Очень часто Казанова и сам был до потери пульса влюблен в своих женщин. Читая его мемуары, можно убедиться в том, что он очень многих помнит, достоверно описывает события, сквозь строки сквозит не только слабо уловимая грусть, но и преданная нежность к каждой из них. Можно сказать, он не только получал от женщин страсть и любовь, но и отдавал ее в равной мере.

Казанова родился в Венеции 2 апреля 1725 года. Мать его работала на сцене венецианского театра, а об отце Казанова уже сам мог догадываться. На тот момент Занетта Фарусси была женой танцора Казановы, который открещивался от ребенка, указывая на других актеров и мужчин. Такие родители не только никогда не смогли бы воспитать достойного и интеллигентного человека, они не смогли бы дать элементарного, и мальчик был отправлен на воспитание к бабушке. Чуть позже два младших брата повторили его участь. Средний, Франческо Казанова, стал известным живописцем, который учился у лучших мастеров Венеции того времени. Картины Казановы находятся в Эрмитаже и Лувре, Англии и Италии, в лучших музеях Европы. Если Франческо с ума сходил от живописи пейзажей, а портреты рисовал постольку поскольку, то его младший брат Джованни знаменитый археолог рассматривал портретную живопись как свое увлечение.

Мужское вожделение достаточно рано пробуждалось в подростке, не достигшем одиннадцати лет. Во всей красе это безумное желание давало о себе знать рядом с сестрой хозяина дома, в котором жили бабушка с внуком. Несмотря на это, первый раз Джакомо занялся любовью только в семнадцать-восемнадцать лет. В двенадцати томах своих мемуаров Казанова написал очень многое не столько о своей жизни, женщинах, сколько о самом наслаждении, которое они ему дарили. За свою долгую и очень красочную жизнь, он познал совсем юных девиц и почтенных матрон, монахинь и куртизанок, вдов, аристократок и крестьянок, не брезговал он и мужчинами.

Именно так. Джакомо Казанова дарил свою любовь не только женщинам, но и мужчинам. В пору своей юности король авантюр и аферы учился в духовной семинарии, и подготавливался к священному сану, но его пуританским помыслам никогда не было суждено сбыться. За свое аморальное изучение оккультной литературы и беспорядочные гомосексуальные связи он был отчислен. Практически сразу после отчисления он был призван служить Венеции.

В зрелости неутомимый Казанова мог заниматься любовью рекордно долгое время, из-за чуждости к приличиям ему было наплевать на время, место и позицию происходящего. К примеру, во время дневного посещения одного из монастырей, монахиня добровольно сделала ему глубокий минет через отделяющую их решетку.

Для Казановы всегда чувствительной и слабой темой была тема его происхождения, которая не только его смущала, а буквально угнетала. Как было сказано выше, во время подготовки к духовной миссии, юный венецианец достаточно глубоко изучал туманные и необъяснимые науки, в том числе о гомеопатию. Именно изучение последней сыграло для него немаловажную роль. Когда юному авантюристу исполнился двадцать один год, судьба сводит его с властным, но очень больным аристократом Маттео Бригадином. Применив все свои знания и умения, Джакомо удалось излечить старца от верной смерти, и тот в благодарность за спасенную жизнь усыновляет его. Появляется знаменитый шевалье де Сенгальт: «Я не родился дворянином, дворянства я добился сам». Новоиспеченный папа с нетрадиционной ориентацией спонсирует поездки Казановы в Париж, Неаполь, Рим и Константинополь. Однако быть придворным венецианским щеголем ему пришлось быть относительно недолго. Благодаря его любовным победам, приобретенному титулу и сумасбродному чувству юмора, у Казановы было много недоброжелателей. Его схватили солдаты, и посадили в темницу за ересь, при нем находилась кабалистическая литература. Однако, причиной задержания стала не только ересь, но и богохульство, и преклонение перед масонством!

Неизвестно как ему удалось бежать из заключения, на эту тему можно строить только бесчисленные догадки и предположения. Сбежав из Венеции, Казанова узнает Европу. Сначала он направился во Францию, Германию, потом холодную Россию, в Швейцарию… В 1756 году, прибыв Париж, Казанова зарабатывает себе на жизнь организацией государственной лотереи и спекуляциями. Когда Париж с его постоянной суетой наскучил плуту, он перебирается в Берлин, где заводит знакомство с Фридрихом Великим. 1764 -1765 годы, проведенные в России, ознаменовались знакомством с лейтенантом Луниным, с которым Казанова обменивался клятвами в любви и верности. В это же время он был на аудиенции у Екатерины, императрицы Российской империи, по поводу различий в календарях. После России еще очень много стран и городов, где побывал Казанова… Казанова был очень умным образованным и интеллигентным человеком, среди его друзей отмечены: граф Алексей Орлов, Моцарт, Вольтер, Гёте.

Глядя на его любовные связи, то лейтенант Лунин не единственная значительная привязанность. В Женеве, после посещения Вольтера, Джакомо знакомится с француженкой Анриетт. Анриетт была очень красива, образована, хорошо обучена придворному этикету. Они прожили в одном номере гостиницы около трех месяцев, после чего каждый из них пошел своей дорогой. Спустя много долгих лет, оказавшись в этом номере случайно, неутомимый любовник обнаружил надпись: «Забудешь ты и Анриетт», но нет… Анриетт не так просто было забыть.

В 1774 году орден иезуитов перетягивает завязавшиеся политические связи Казановы, его ум и природное обаяние на свою сторону. Следующие семь лет этот плут провел в Венеции на правах шпиона инквизиции. Но должность осведомителя вводила Казанову в уныние, ему изрядно приелся искушенный и надменный венецианский двор, который великий любовник описал в своих очередных сатирических мемуарах. Мемуары были преданы гласности, от чего у верхушки интеллигенции встали волосы дыбом, благодаря уязвленному до самого сердца Гримальди, Джакомо Казанова навсегда был изгнан из родной Италии. Дальнейшие годы своей жизни Казанова посвятил книгам, литературе и своим мемуарам в богемском замке Дю у графа фон Вальдштейна на должности личного библиотекаря.

Имя: Джакомо Джироламо Казанова

Годы жизни: 2.04 1725 г. - 4.06 1798 г.

Государство: Италия

Сфера деятельности: Авантюрист, Писатель, Путешественник

Величайшее достижение: Написание книги «История моей жизни». Самый известный любовник в истории.

Как назвать мужчину который не пропускает ни одной юбки, постоянно меняет партнерш (да еще и успевает влюбить их в себя). Бабник? Немного грубовато (хотя по сути). Проститу… Совсем грубо. И тут на ум приходит прекрасная фамилия, уже ставшая синонимом непостоянства в отношениях - Казанова. Имя уже живет отдельно от самого хозяина. А кем же был реальный человек? Действительно ли исторический персонаж под именем Казанова был настолько любвеобилен? Или же это были происки недоброжелателей знаменитого венецианца?

Ранние годы

Будущий великий любовник родился в семье актеров 2 апреля 1725 года. В тот день католики отмечали светлый праздник Пасхи, казалось, ничто не предвещало такой неоднозначной судьбы малыша. Родители постоянно гастролировали, поэтому воспитанием Джакомо и его братьев и сестер занималась бабушка со стороны матери. Когда ему исполнилось 8 лет, умер отец.

Здесь нужно сделать небольшое отступление о том,что такое была Венеция в те годы. Несмотря на строгую власть дожей и влияние католической церкви, Венецианская республика была городом довольно свободных нравов. Власти закрывали глаза на обилие игорных домов (как бы мы сейчас выразились, казино), проституток, которые прославились на всю Италию - венецианских куртизанок.

Свое детство Джакомо не любил вспоминать - оно не было слишком счастливым. Ребенком он был болезненным, и его отправили в Падую, подальше от затхлого воздуха Венеции, где он одиноко провел несколько лет при монастыре. Так как условия проживания там ему не понравились, Казанова попросился пожить к своему учителю, аббату Гоцци.

Надо отметить,что Джакомо был очень смышленым мальчиком, имел острый ум и делал большие успехи в учебе. Но его все это перестало интересовать, когда младшая сестра аббата начала с ним заигрывать. Сам Джакомо вспоминал, что именно она разожгла в его сердце тот костер страсти, который будет невозможно погасить на протяжении всей его жизни.

В 1737 году Казанова поступает в университет Падуи и заканчивает его через пять лет с дипломом церковного юриста. Казалось бы, в этом факте нет ничего необычного, за исключением возраста мальчика - на момент поступления ему было всего 12! Поэтому можно судить о Казанове не только с «постельной» точки зрения, но и по его уму. Хотя признаться, учеба мало его привлекала - в университете он пристрастился к карточным играм и довольно быстро проиграл все свои деньги. Пришлось занимать. Об этом прослышала бабушка и немедленно вызвала внука «на ковер». Тот пообещал исправиться, но бывших игроманов, как говорится, не бывает.

Свой первый сексуальный опыт (полноценный) Джакомо получил от двух сестер, после которых карьера юриста, которая только-только начала налаживаться (Джакомо даже успел сделать постриг) уже не привлекала молодого юнца. В 1743 году умирает бабушка, и Казанова возвращается в Венецию, где поступает в семинарию. К сожалению, там он тоже не задержался - выгнали за карточные долги.

Уже молодого человека Казанову отличала эффектная внешность - черные глаза, темные волосы, высокий рост. Именно таким его увидел сенатор Малипьеро,который взял юношу под свое покровительство. Он научил его хорошим манерам, этикету (впоследствии, чтобы пробиться еще выше, Казанова придумает себе дворянский титул де Сенгальт). К тому же за долги Джакомо успел отсидеть в тюрьме.Но и тут его ждала неудача - вскоре он соблазнил молодую итальянку - возлюбленную сенатора, и тот не стерпел такого оскорбления и выгнал обоих на улицу.

Начало разгульной жизни

Современному человеку покажется, что Казанова - это просто бог от постели. На самом деле любовниц у него было немного - 122 за 39 лет. Но в те времена это было верхом распутства. И после лишения покровительства высшего чиновника Венеции Джакомо, что называется, пускается во все тяжкие. И наказание не заставило себя долго ждать - за богохульство и распутный образ жизни его приговаривают к аресту.

В 1749 году Казанова бежит в Парму, некоторое время путешествует по Италии (естественно, оставляя за собой шлейф из покоренных им девиц), а затем перебирается во Францию.

Думаете, он там стал более спокойным? Как бы не так! Своим необузданным поведением он привлекает внимание полиции, скрывается в Германии и Австрии, но там повторяется то же самое. В конце концов он возвращается домой, в Венецию (хотя именно в Париже он знакомится с одной дамой по имени Генриетта, в которую Казанова влюбится без памяти, но его чувства остались без ответа - это была, по его признанию, единственная женщина, вызвавшая любовь и страсть в его сердце).

Власти его только и ждали - пока он не сбежал, быстренько арестовали, предъявили политическое обвинение и бросили в тюрьму. Однако, ему удалось бежать - не без помощи высокопоставленных лиц.

В этот период - в начале 1750-х годов Джакомо становится членом масонского ордена, за что вновь оказывается арестован и на сей раз отправлен в более охраняемую тюрьму - Пьомби, или «Свинцовую» тюрьму. Во время отсидки он познакомился (через стенку) с соседом - монахом, отступившим от своей веры и убеждений. Вместе они проделали дырку в потолке и выбрались из тюрьмы на крышу, оттуда с помощью веревки из простыней - на землю и в темноту.

Последние годы жизни

Постепенно его сексуальный аппетит усмирялся. Все больше и больше он уделял внимания мыслям и философии. Всегда внимательный к деталям, Джакомо был осторожен в постели - не оставил ни одного наследника (надевал специальный колпачок-прообраз современного презерватива). В 1763 году после ночи с куртизанкой он почувствовал, что секс и любовная сторона жизни его больше не интересует. Это было вызвано еще и тем, что у него обнаружили венерическую болезнь (сказались годы многочисленных половых связей, даже несмотря на защиту). Постепенно он перестал находить молоденьких аристократок и перешел на более «дешевый» вариант - трактирщиц, официанток. И большинство уже было дамами в возрасте.

Вообще судьба его помотала по Европе - он жил и в Германии, Франции, Италии, Австрии, последним пристанищем стала Чехия. В 1785 году Казанова переехал в Богемию и поселился в замке Духцов, где занялся переводами, написанием книг. Также он впервые в жизни начал работать - смотрителем библиотеки. Именно в этом замке и был написан главный его труд «История моей жизни», где в числе всего прочего, он описывает свой удивительный побег из тюрьмы Пьомби.

Скончался великий любовник Венеции 4 июня 1798 года, услышав напоследок, что республика захвачена войсками .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: