Когда умер гафт. Народный артист россии валентин гафт. Валентин Гафт в фильме "Небеса обетованные"

Народный артист РСФСР (1984)
Лауреат Царскосельской премии (1993)

Детство

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все Студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.

Валентин Иосифович Гафт (род. 2 сентября 1935 года, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Биография

Валентин Гафт родился в Москве, в еврейской семье из Полтавской области (Прилуки). Его отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969) военюрист 3-го ранга, участник Великой Отечественной войны (с 1941 года по март 1944 года воевал на Западном фронте, награждён медалью «За боевые заслуги»), после войны работал адвокатом в юридической консультации на Ленинградском шоссе; мать, Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров удивился, но не отказал и даже помог советами. В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. О. Топоркова), дебютировал на сцене Театра имени Моссовета (с рекомендациями от Д. Н. Журавлёва). Через некоторое время перешёл в Московский драматический театр (ныне Театр на Малой Бронной). Настоящие работы начали получаться только у А. В. Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). С 1969 года - актёр театра «Современник».

Дебютировал в кино в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических персонажей - убийцы). Пользовался большой популярностью в ролях «кинозлодеев», обладая ярко выраженной отрицательной харизмой. Многим запомнился яркими ролями в остросоциальных картинах Эльдара Рязанова «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово…»

Жена - актриса Ольга Остроумова (с 1996), под влиянием которой крестился в православие.

Взгляды

Валентин Гафт неоднократно выступал в защиту животных: за принятие закона против жестокого обращения, введение поста Уполномоченного по правам животных, прекращение преследования ветеринаров за использование наркоза. В 2000 году был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова.

В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны». Актёр связал этот факт с публикацией в сети от его имени стихотворений с критикой в адрес российских властей, авторство которых он опроверг. Позже в интервью Валентин Гафт назвал себя «путинцем». Он заявил, что доверяет российскому телевидению и государству, считает передачу Крыма Украине несправедливой и возлагает ответственность за войну в Донбассе на Киев. После этого артист был включён в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины. По мнению Гафта, это сделано из-за его любви к своей стране и своему президенту, так как он не считает украинцев врагами.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2 сентября 2010) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 сентября 2005) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2016) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Дружбы (11 августа 1995) - за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Заслуженный артист РСФСР (2 февраля 1978)
  • Народный артист РСФСР (22 июня 1984)
  • 1995 - Лауреат Царскосельской художественной премии
  • 1995 - Лауреат театральной премии имени И. М. Смоктуновского (первый лауреат премии)
  • 2007 - Лауреат международной театральной премии имени К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитии актёрского искусства России»
  • 2009 - Лауреат Премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшее соло»
  • 2011 - Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» .
  • 2012 - Лауреат премии «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф»
  • 2012 - Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру»
  • 2015 - Памятная золотая медаль Сергея Михалкова (Российский фонд культуры)


Валентин Иосифович Гафт появился на свет в Москве в сентябре 1935 года. Его родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941-ом Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым. Жилище семьи Гафтов располагалось на известной столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.


Гафт увлёкся театром очень рано. Впервые он попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Он поначалу даже не понял, что на сцене играют. Лишь несколько позже, участвуя в школьной самодеятельности, он осознал, что такое актёрское ремесло. Театр и его особый мир настолько увлёк юного Гафта, что в старших классах он уже чётко осознавал, кем будет во взрослой жизни. Валентин Иосифович очень тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в своих актёрских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актёр Сергей Столяров. Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошёл к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал. Именно его советы помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошёл во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ его взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына лишь тогда, когда он был зачислен в театральный вуз.


В 1957 году Валентин Гафт окончил школу-студию, получив основы актёрского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры отечественного кинематографа. После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал на работу в театр. Помог ему Дмитрий Журавлёв, известный советский актёр и Лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Ленсовета. Но здесь Гафт продержался лишь год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актёрское мастерство, а не прозябать за кулисами. И снова молодому актёру помогли. На этот раз актёр Эраст Гарин предложил Гафту попробовать свои силы в Театре сатиры. Но и тут артист не задержался надолго. Лишь через несколько лет Валентин Иосифович снова вернётся на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей своей звёздной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился. Несколько лет Валентин Гафт выступал на сцене театра на Малой Бронной. Ещё какое-то время артист трудился в театре Андрея Гончарова на Спартаковской.


Первый успех и настоящее счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964-ом, когда попал в театр имени Ленинского Комсомола (сейчас «Ленком»), которым руководил Анатолий Эфрос. Именно тут он почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актёр узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру провожают овациями. На этой сцене Гафт выступал 5 лет. В 1969 году Валентин Иосифович перешёл в «Современник», куда его пригласил Олег Ефремов. Здесь Гафт наконец почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь он блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К» , «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссёром театра Галиной Волчек оказалось очень плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт и сегодня ведущий актёр «Современника».


Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. Успех пришел не сразу. До конца 1960-ых актёру предлагали незначительные и невыразительные роли, эпизоды. Дебют состоялся в 1956-ом в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не очень вписывалась в образ советского киногероя. Долгое время его звали на роли разнообразных злодеев и отрицательных персонажей.

Всё изменилось в 1970-ых. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975-ом Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина». Успех, огромный и безоговорочный, пришёл к Валентину Гафту после его сотрудничества с легендарным режиссёром Эльдаром Рязановым. Более того, Гафта называют одним из любимых артистов Рязанова, которых он регулярно приглашал играть в своих фильмах. Фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Соответственно, и все актёры, игравшие в этих лентах, стали звёздами первой величины. В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж». В этом фильме Валентин Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре становятся афоризмами. В следующем году выходит рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играет полковника Покровского. В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-ых зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». А в конце 1990-ых актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».


Но не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он сыграл лакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения отечественных зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм «Чародеи», где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева. Ещё одна новогодняя сказка – «Сирота казанская» Владимира Машкова, где Валентин Иосифович – один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Трагичная роль досталась актёру в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова. А ещё Валентин Гафт известен своими талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды он посвятил строки Армену Джигарханяну: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян». И Лие Ахеджаковой: «Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова».


Валентин Гафт был женат трижды. Первой его супругой оказалась манекенщица и артистка Елена Изоргина. Этот брак окончился быстро. Вторая супруга – балерина Инна Елисеева – подарила Валентину Иосифовичу его единственную дочь Ольгу. Она трагически умерла, покончив жизнь самоубийством в 2002 году. Гафт переживал эту трагедию очень долго и тяжело. Выйти из затяжной депрессии помогла артисту его третья супруга, артистка Ольга Остроумова. Впервые Гафт встретился с Остроумовой на съёмках рязановской комедии «Гараж». Но роман начался гораздо позже, в 1996 году. Под влиянием Ольги Остроумовой Гафт принял православное крещение. Сына Остроумовой Мишу Валентин Иосифович воспитывал с 10-летнего возраста, став мальчику почти родным отцом.

Фильмография

«Гараж»
«О бедном гусаре замолвите слово»
«Чародеи»
«Визит к Минотавру»
«Забытая мелодия для флейты»
«Анкор, еще Анкор!»
«Небеса обетованные»
«Старые клячи»
«По ту сторону волков»
«Карнавальная ночь 2»
«Сирота казанская»
Материалы взяты из открытых источноков

Подробности Создано: 21.12.2017 21:36 Обновлено: 26.12.2017 20:32

Валентин Гафт - обаятельный актер и автор жестких эпиграмм. Он сыграл множество ролей в советских и современных российских кинофильмах. Но большинству телезрителям запомнились его яркие роли из картин Эльдара Рязанова - "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово...".

Он был всегда трудолюбивым и напористым человеком, поэтому много достиг в жизни. Его путь был нелегок и тернистым, ведь было много разочарований, особенно в личной жизни. Но несмотря на это, он стал знаменитым и всеми любимым актером, и только в зрелом возрасте наконец-то нашел свою настоящую любовь.



Биография

Как утверждают источники, маленький Валентин появился на свет 2 сентября 1935 года в огромном городе - Москва. По гороскопу Дева - дисциплинированный, трудолюбивый и высокоинтеллектуальный человек. Родители Валентина по национальности - евреи.

В детстве

Никакого отношения к искусству семья мальчика не имела. Как утверждают СМИ, папа, Иосиф Рувимович, работал прокурором, а мама, Гита Давыдовна, не имела образования вообще, но много читала и обожала театр. Семья на то время проживала в коммуналке на улице Матросская Тишина. Здесь было много известных учреждений: психиатрическая больница, тюрьма, рынок и студенческое общежитие МГУ.

Детство мальчика проходило в военное время. Много его родственников и даже сам отец ушли на фронт. А когда война закончилась мало кто из них вернулся домой. Для него большой радостью было то, что его папа, хоть и раненый, но остался живым.

В молодости фото



Поговаривают, что в школе парень учился не очень хорошо, поэтому еще в те годы твердо решил, что станет артистом. Ведь тогда ему казалось, что играть на сцене проще простого. Свой первый опыт получил выступая в школьных спектаклях, где он играл преимущественно женские роли. А все потому, что школа была мужская, и их играть было некому.

Когда прозвенел последний школьный звонок, тайком от родителей, парень подал документы сразу в два театральных ВУЗа. Первым учебным заведением было Щукинское училище , а вторым - Школа-студия МХАТ . Но удалось ему пройти конкурсные испытания только во втором ВУЗе и то, благодаря помощи известного актёра Сергея Столярова (снимался в кинофильме "Цирк"). Валентин сам к нему подошел и попросил помощи: правильно продекламировать басню "Любопытный". Столяров пожалел парня и не отказал. После это, Валентин считал его своим первым учителем.



Карьера

В 1957 году, после окончания учебы, его сразу же приняли на работу в Театр им. Моссовета . Здесь он дебютировал, но надолго не задержался. Поговаривают, что его оттуда выгнали.

На сцене театра



Дальше сменил еще несколько театральных сцен, но все его работы были обычными и не совсем успешными. Ходят слухи, что он часто путал партнерш на сцене, задевал декорации и его игра выглядела совсем нелепо. И только в "Ленкоме" , куда он попал на работу в 1964 году, Валентин начал по-настоящему удачно выступать. Наконец-то Гафт почувствовал любовь зрителя: получил свои долгожданные овации и восхищения в их глазах.



Начиная с 1969 года, по приглашению Олега Ефремова, стал регулярно выступать на сцене театра "Современник ". Здесь он чувствовал себя как дома, поэтому играет на его сцене до сих пор.

Спектакль "Игра в Джин"



Фильмография

Как утверждают источники, будучи еще студентом-второкурсником он попал на съемки кинофильма "Убийство на улице Данте" (1956). Эму предоставили маленькую эпизодическую роль с которой он из-за ступора не смог поначалу справиться. О своем поражении, на первых в его жизни съемках, актер помнит до сих пор.

Кадр из фильма "Убийство на улице Данте"


В 70-х годах он играл уже более яркие и узнаваемые роли. Но по-настоящему знаменитым стал, только после выхода на телеэкраны кинофильмов режиссера Эльдара Рязанова. Первой из них стала картина "Гараж" (1979), где он сыграл роль председатель гаражного кооператива и ветеринарного врача Сидорина.

"Гараж"



В общей сложности его фильмография насчитывает свыше 100 кинофильмов. Также он принимал участие в телеспектаклях, дубляжах, озвучивании мультфильмов и радиопостановках.

Фильмы с его участием:

С 1956 по 1969 годы: "Русский сувенир", "Подводная лодка", "Первый курьер", "Новенькая", "Интервенция" и другие;

"Интервенция"


С 1970 по 1989: "Удивительный мальчик", "Ночь на 14-й параллели", " Семнадцать мгновений весны", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Короли и капуста", "О бедном гусаре замолвите слово", "Бешеное золото", "Схватка в пурге", "Чародеи" и другие;

"Короли и капуста"


С 1990 по 2009: "Небеса обетованные", "Мастер и Маргарита", "Сирота казанская", "Дом для богатых", "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя", "Притяжение" и другие;

"Мастер и Маргарита"


С 2010 по 2016: "Утомлённые солнцем 2: Предстояние", "Жизнь и приключения Мишки Япончика", "Ёлки 3", "Разрывая замкнутый круг", "Млечный путь и другие".

"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"


Интересные факты

Его рост - примерно 187 сантиметров, а вес - около 75-80 килограмм . За всю свою творческую карьеру он получил множество наград и званий.



Он считается мастером короткой эпиграммы , которые он посвятил не только себе, но многим известным людям. Представляем вашему вниманию, некоторые из них:



Личная жизнь: его жены и дети

Как утверждают источники, Гафт имел большой успех не только в творчестве, но и среди женщин. В молодости он им безумно нравился. За всю свою жизнь был трижды женат и только в последнем браке ощутил настоящую любовь и умиротворение.



О его первой жене в сети мало информации. Известно лишь то, что она была очень красивая, звали ее Алена Изоргина и была она одной из первых советских манекенщиц. Валентин ее очень любил, но прожили они вместе очень короткое время.

Изоргина пропадала все время на работе за границей, а Валентин в это время только искал себя. Они делили маленькую однокомнатную квартиру с тещей и такая тесная жизнь для красавицы оказалась не выносимой. Она нашла другого и ушла от своего супруга.

Гафт и Алена Изоргина



Второй женой стала балерина Инна Елисеева . В этом браке у их появилась дочь Оля . Но даже совместный ребенок не сумел удержать этот брак, ведь у Инны был очень сложный характер.

Вначале 80-х они расстались, нанеся большую душевную травму ребенку. Оля также стала балериной, как и ее мать, и Валентин все время поддерживал с ней теплые отношения. Но это не смогло компенсировать ей той родительской заботы в которой она нуждалась.

В 2002 году случилась непоправимая трагедия: Оля окончательно поссорилась с мамой и совершила самоубийство. Инна прожила всего на несколько месяцев дольше и ушла вслед за ней. Гафт очень тяжело перенес смерть единственной и родной доченьки. Облегчить душевную боль смогла только третья жена.

Валентин и его дочь Оля



С третьей женой - Ольгой Остроумовой он живет в счастливом браке по сегодняшний день. Она также актриса и на 12 лет его младше. В творческих кругах и среди знакомых их называют идеальной парой.

Как утверждают СМИ, они расписались в ЗАГСе 17 июля 1996 года, но знали друг друга гораздо раньше. Впервые увиделись на съемочной площадке кинофильма "Гараж", но тогда она была замужней женщиной.

Актер и его любимая жена Ольга Остроумова


У Ольги есть сын Михаил и дочь Ольга от предыдущего брака. Валентин начал воспитывать мальчика, когда ему было всего лишь 10 лет, а Оля была уже более взрослая. Он легко нашел общий язык с детьми, у них сложились отличные отношения и они считают его практически своим родным отцом. На сегодняшний день дети пошли по стопам родителей (работают в сфере искусства) и подарили им внуков: Захара, Полину и Фаину.

Счастливая семья



В сети ходят также слухи о его неофициальных отношениях с художницей Еленой Никитиной и внебрачном сыне Вадиме. Якобы эти отношения завязались еще в то время, когда Валентин был никому не известен. Они встретились, когда ей было 31, а ему 36 на одном из театральных вечеров. Затем закрутился красивый роман, а когда Елена сообщила Гафту, что беременна, он ушел из ее жизни навсегда.

Девушка осталась совсем одна и ей ничего не оставалось, как уехать за границу в Бразилию. Там жила ее родная сестра, которая вышла замуж за местного жителя. Ирина долгие годы не была на родине, поэтому ее сын Валентин с отцом вовсе не общался.

Отец и сын


Их встреча состоялась спустя 43 года в России в телевизионном эфире. Они очень многое обсуждали за кадром и Гафт даже просил прощения, за то, что долгие годы отсутствовал в его жизни. У Валентина также есть сын и назвали его в честь деда - Валентином. Пока, что внук-подросток с ним незнаком.

Наверное, трудно перечислить все фильмы и замечательные роли, за которые зритель его помнит. Каждая роль Валентина Гафта была неповторима, благодаря его игре, и уже вряд ли кто-либо взялся бы за воплощение этих образов. Хотя сейчас Гафту уже не нужно так много играть — публика будет хлопать даже при одном его выходе на сцену.

РАННИЕ ГОДЫ И ДОРОГА К ТЕАТРУ

Своё довоенное детство Валентин Гаф т провел в Москве. В те годы ничто не предвещало его будущей актёрской карьеры. Отец, Иосиф Романович, был адвокатом. А мать, Гита Давыдовна, всегда учила сына быть организованным и соблюдать порядок во всем, ведь жила тогда семья в маленькой комнате в коммунальной квартире на улице Матросская тишина.

21 июня 1941 года - день, когда началась война, семья должна была переезжать в Город Прилуки, в Украину, но из-за сильной загруженности отца они решили сменить билеты на день позже. И это стало роковым решением в их жизни. 22 июня по радио Молотов сообщил о начале войны. Отец и двоюродный брат Валентина Гафта отправились на войну. По окончанию войны Иосиф Романович вернулся майором.

Валентин Гафт в молодости

А впервые с театром Валентин познакомился только в четвертом классе, когда его повели в детский театр смотреть пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». И, хоть Валентин Гаф т и был сильно впечатлен тем, что происходило на сцене, но желания стать актёром у него тогда еще не возникало. Первые мысли о выборе актёрской карьеры появились, когда он впервые сам вышел на школьную сцену. Кстати, поскольку школа была только для мальчиков, Валентину довелось играть немало женских ролей.

И всё-таки профессия актёра была далеко не тем, чего ждали от него окружающие. Поэтому он решил тайно подать документы сразу в два вуза — в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Позже Гафт рассказывал, что перед экзаменами ему посчастливилось встретить актёра Сергея Столярова. И тут Валентин не побоялся, попросил кумира публики, чтоб тот его предварительно прослушал и дал несколько советов. Актёр, хоть и был удивлен такой просьбой, но решил помочь. И, хоть в Щуке Гафт смог пройти лишь один тур, зато в МХАТ поступил с первой попытки.

Родители его неоднозначно отреагировали на это. Как вспоминает сам Валентин Гафт , его отец тогда говорил: «Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист». Тогда он и не предполагал, что первая роль в кино у Валентина Гафта будет в фильме именно с Козаковым. Тогда все мечтали попасть на экран. И первая удача в этой сфере Гафту улыбнулась на последних курсах института, правда это были эпизодические роли, почти без слов в фильмах «Убийство на улице Данте» и «Поэт».

Первое появление на экране в фильме «Убийство на улице Данте»

ДОЛГИЕ ПОИСКИ «СВОЕЙ» СЦЕНЫ

Но после окончания института Гафта не хотели брать ни в один театр. В поиске работы помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. Благодаря ему Валентина Гафта взяли в театр Моссовета. Правда, там актёр долго не задержался: во время первых же гастролей он покинул труппу, так как ему не нравились предлагаемые роли. Через какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры, но оттуда его выгнали после первого же дебюта. Тогда еще никто не знал, что спустя несколько лет на сцене этого театра Валентин Гафт исполнит одну из своих лучших театральный ролей — графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».

Валентин Гафт — актёр театра «Современник»

В этот период места работы Валентина Гафта сменяются одно за другим. Сначала он работает в театре на Малой Бронной, потом у А.А. Гончарова в маленьком театре на Спартаковской улице, а в 1964 году Гафт попадает к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. И, хоть в последнем актёр тоже задержался недолго, но именно здесь он получил опыт, который лёг в основу его последующей карьеры, ведь в театре много играли классических постановок, которые помогли Гафту найти свой талант.

Спустя пять лет Олег Ефремов приглашает его на работу в «Современник». И именно этот театр стал для него родным и остается таким по сегодняшний день. Среди лучших, сыгранных на этой сцене ролей, Глумов «Балалайкин и К», Джордж «Кто боится Вирджинии Вульф?», Горелов «Спешите делать добро» и Рахлин «Кот домашний средней пушистости».

Сцена из спектакля «Балалайкин и К»

И НАКОНЕЦ-ТО КИНО

В кинематографе карьера Валентина Гафта тоже не очень ладилась. Долгое время он играл лишь в эпизодах. И даже, когда к концу 60-х актёр стал всё больше появляться на экране, интересных и запоминающихся ролей ему всё равно не доставалось. Как говорил об этом сам Гафт: «Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня».

В 70-е годы удача начала улыбаться Валентину Гафту , и он сыграл свои первые яркие роли в кино: Брассет в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» и Стюарт в политической драме «Ночь на 14 параллели». И уже тогда начала вырабатываться его кинематографическая манера интеллектуальной игры, с глубокой прорисовкой образа.

Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Но истинная популярность пришла Гафту после знакомства с Эльдаром Рязановым. Именно у него он сыграл свои классические роли. Первой их совместной работой стал в 1979 году фильм «Гараж», гдеВалентин Гафт исполнил роль председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина. Его игра прекрасно изображала ироничного персонажа в духе времени.

За этим последовала еще не одна роль в фильмах Рязанова: отец-командир в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово…», Одиноков в картине «Забытая мелодия для флейты», вожак бомжей по кличке «Президент» в трагикомедии «Небеса обетованные». Каждая из этих ролей была абсолютно непохожей на предыдущую, и именно у Рязанова Гафт смог показать, что он способен играть абсолютно разных героев. В каждом из этих фильмов актёр создал неповторимый и запоминающийся на долгое время образ.

Кадр из фильма «Гараж»

После этого к Валентину Гафту пришла популярность. В 80-е ему повезло сыграть немало интересных ролей. Среди них роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон в детективе Александра Муратова «Гонки по вертикали» и роль в детективном сериале «Визит к минотавру». Также известными стали роли Валентина Гафта в таких картинах: «Чародеи», «По главной улице с оркестром», «Визит дамы» и «Анкор, еще Анкор!». А в 1994 году Гафт сыграл Воланда в экранизации «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары, но фильм так и не вышел на широкие экраны.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Но Валентин Гафт богат не только своим актёрским талантом. Однажды, неожиданно для самого себя, он начал сочинять эпиграммы. И тогда Олег Ефремов предложил ему сочинить несколько таких эпиграмм об известных актёрах. Они были ироничными и порой очень едкими, но целью их было не оскорбление коллег, а просто веселый взгляд на их работу. Многие из них часто цитировались. Вот некоторые из них.

Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

Ирине Алферовой:

Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех -

На сцене это делать - грех!

И средь интимнейших утех

Ирина лучше б.... й всех.

Кончай хождение по мукам,

Сыграй с искусством ты разлуку.

Михаилу Боярскому:

Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д"Артаньяна не тревожь,

Он дворянин, а не плебей.

Кстати, уже на том этапе Валентину Гафту стали приписывать некоторые, написанные либо сказанные не им строки. После этого с эпиграммами Валентин Гафт быстро покончил, но решил всё же усовершенствовать свои поэтические способности. Так на сегодняшний день есть даже несколько сборников лирических стихотворений Валентина Гафта . Помимо поэзии, существуют и другие книги Гафта, посвященные театру и его жизни.

ТРИ ЖЕНЫ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Личная жизнь Валентина Гафта бала куда более насыщенной, чем можно себе сейчас представить, ведь в молодости он считался достаточно интересным мужчиной. В брак актёр вступал три раза, и избранницами его были очень привлекательные женщины. Первой женой Валентина Гафта стала манекенщица Елена Изоргина. Второй — балерина Инна Елисеева. И хоть у пары родилась дочь Ольга, в 80-х они всё же развелись.

С этим браком связана одна из самых больших трагедий в жизни актёра. После их развода дочь взяла фамилию матери и осталась с ней жить, но тем не менее с отцом сохранила тёплые отношения. А вот чем Ольга становилась старше, тем сильнее портились её отношения с матерью. В сентябре 2002 года девушка неожиданно покончила с собой, обвинив в предсмертной записке свою мать. Инна Елисеева, впрочем, не на много пережила Ольгу, скончавшись 31 января 2003 года от рака желудка.

Валентин Гафт с дочерью

Зато со своей третей женой, актрисой Ольгой Остроумовой, он счастлив и по сей день. Но отношения их складывались не так уж просто. Они впервые познакомились на съемках фильма «Гараж», и, хоть Ольга сразу понравилась Валентину Гафту , на тот момент она была замужем, и Валентин Иосифович решил даже не пытаться. «Мне было так плохо, — рассказывал актер. — Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля — я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от её дивного лица». Но вскоре Ольга Михайловна рассталась с мужем, и тогда путь к их счастью был открыт.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

В фильмографии Валентина Гафта на сегодняшний день насчитывается более ста ролей, многие из которых стали классикой. Но, несмотря на это, он всегда считал себя в первую очередь театральным актёром. Более 40 лет он верен своему храму, театру «Современник», на сцене которого он сыграл неисчислимое множество замечательных ролей. В свои 80 лет Валентин Гафт всё еще активно работает. Скоро актёр планирует поставить свою собственную пьесу, в которую вложил все, что хотел бы передать последующим поколениям. Как говорит сам актёр: «Я думаю, что каждое поколение живёт для следующего. Жизнь даёт человеку счастье и вознаграждает его за то, что он при всех трудностях жизни остаётся человеком».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: