Конспект знакомство с буквой и звуком х. Конспект урока по обучению грамоте "звук и буква х". Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума

Конспект урока

чтения и развития речи

в 1 классе

Тема «Звук и буква Х, х»

Подготовила Климова С.О.

2014

Тема: Звук и буква Х,х

Оборудование: серия иллюстраций на тему «Откуда берётся хлеб», хлебные изделия, индивидуальные карточки – прописи, учебники, карточки – сигналы

Ход урока

    Организационно – подготовительный этап

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся,

За работу мы возьмёмся.

- Речевая разминка

Ха – ха - ха – поймал петуха

Хо- хо – хо – идёт Пахом

Хи – хи – хи – поел ухи.

Ух, ух, ух – летит пух.

    Основной этап

- Введение в тему урока

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый…(Хлеб.)

Учитель: Проговорим хором слово хлеб.

Дети: Хлеб

Кузьмин Михаил:

Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло! (показ хлеба)

Учитель: Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» А вы знаете почему? (по возможным ответам детей). Без него не обходится ни один прием пищи, потому что хлеб - это сытно и полезно. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.

- Разбор иллюстраций «Откуда берётся хлеб»

Учитель: Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор (картина 1),

который глубоко вспахивает землю. Проговорим хором слово трактор.

Дети: трактор.

Учитель: К трактору прикрепляю сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. (картина 4) Проговорим хором слово сеялки

Дети: сеялки.

Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже всё поле в золотистых колосьях. (картина 6). Зёрна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается уборка урожая. И на поле выходят другие машины – комбайны (картина 7). Проговорим хором слово комбайн.

Дети: комбайн.

Учитель: Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.(картина 9)

Потом муку (картина 13) везут на хлебозавод. И далее из муки выпекают хлебобулочных изделий (картина 10,12) Далее эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем (картина 11). Вот какой сложный путь должен пройти наш продукт питания, чтобы попасть к нам на стол.

Учитель: О каком продукте питания мы с вами разговаривали?

Дети: о хлеб.

- Работа по теме урока

    Выделение звука «х» в слове – хлеб.

Учитель: Какой первый звук вы слышите в слове «Хлеб»?

Учитель: Как вы думаете звук Х гласный или согласный?

Дети: Звук Х согласный.

Учитель: Звук Х обозначается буквой Ха.

    Обозначение звука буквой. На что похожа?

Х - забавная игрушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка.

Учитель: Что вам напоминает буква Х?

Дети: мельницу

Учитель: Из каких элементов состоит печатная буква Х?

Дети: Две прямые линии, которые пересекаются между собой

    Придумывание слов на букву «Х»

Учитель: Придумайте слова на букву Х

Дети: хомяк, халат, хоккеист и т.д.

- Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

- Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

Будет хлеба каравай,(образовать перед собой круг руками)

Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

- Работа в прописях

1. Раскрашивание буквы Х

Учитель: Откройте прописи. Каким цветом нам необходимо разрисовать букву Х?

Дети: Синим

2. Письмо буквы Х, х (Соня Захарова и Миша Кузьмин обводят по контуру буквы)

Учитель: возьмите в руки ручки и пропишите букву Х. Начинаем писать из верхнего левого угла, ведём прямую линию в нижний правый угол. Второй элемент начинаем писать из верхнего првого угла, ведём прямую линию в нижний левый угол.

3. Определение звука Х в словах

Учитель: рассмотрите рисунок, что изображено?

Дети: мухомор, холодильник

Учитель: Где находится звук Х в слове мухомор?

Дети: звук Х находится в середине

Учитель: Закрасьте нужный квадратик синим цветом

Учитель: где находится звук Х в слове холодильник?

Дети: Звук Х находится в начале слова

Учитель: Закрасьте нужный квадратик синим цветом.

Учитель: карточки – прописи отложите в сторону, всё внимание на меня.

- Зрительная гимнастика

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)

Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)

А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)

- Работа с учебником

Чтение слогов с буквой Х

Учитель: Откроем учебники по закладке. Прочитаем слоги с буквой Х.

(индивидуальная работа Миша Кузьмин читает текст «Хлеб» по карточкам)

    Заключительный этап

- Итог урока

Учитель: С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке?

Дети: звук Х

Учитель: Звук Х гласный или согласный?

Дети: Согласный

Учитель: Что вам понравилось на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите карточку сигнал.

«Звуки [х], [х′]. Буква Х».

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

Задачи:

    Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.

    Выделять звуки [х], [х′] начале, в середине и в конце слова.

    Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.

    Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Организационный момент

Психогимнастика

- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия.

Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.

- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.

Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?

- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).

Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

Характеристика звука.

Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным цветом(на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).

Развитие фонематического восприятия.

- Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».

Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х

Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх

Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х].

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

Произнесение «Х» в словах.

- Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).

- В каком месте слова слышится звук [х]?

С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).

- Какая картинка здесь лишняя? (утка)

- Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?

Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.

Художник, сухари, тарелка, холодильник.

- А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.

На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).

- У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.

Физминутка.

Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Знакомство с буквой «Х».

- На что похожа буква «Х»?

Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.

Печатание её палочками на столе, на спине соседа.

Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».

Составим слова из букв.

(Звуковое сопровождение – вой ветра). - Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.

1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.

Игра «Живые буквы» (на доске магнитные буквы)

Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.

Упражнение «Подарки для Хрюши».

(С опорой на картинки).

- Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: - Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)

Итог занятия.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с новой буквой: печатной, строчной, заглавной;
  • обучение детей чтению и письму слов с буквой «Х», умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить;
  • развитие фонематического слуха, мышления, языкового чутья, внимания, речи;
  • воспитание бережного отношения к хлебу, к людям труда.

Оборудование: модели вагонов с карточками изученных букв и буквы «Х», пословицы, загадки.

Ход урока

1. Повторение изученного материала

У.: Сегодня мы отправимся в путешествие. Догадайтесь, кто будет пассажирами нашего поезда. Для этого …

*Закончите предложения

«Мы пишем и видим …» (Буквы )
«Мы слышим и произносим …» (Звуки )

У.: Пассажиры – это буквы гласных и согласных звуков.

*Смысловая группировка

У.: В нашем поезде вагоны разного цвета.

– Буквы каких звуков мы поместим в красный вагон на две полочки? (Буквы гласных звуков )

На доске:

У.: В следующем вагоне живут самые «звонкие пассажиры». Назовите их

У.: Букву какого звука вынесем отдельно? (Й )

–Обоснуйте ответ. (Буква звонкого непарного мягкого звука, остальные парные по твёрдости, мягкости).

У.: Распределите оставшиеся буквы.

Д.: Это буквы парных звонких и глухих звуков.

Д.: Нижняя полка вагона – это буквы глухих звуков [ш], [щ`], [ч`], а верхняя – буква звонкого непарного твёрдого.

У.: Последний вагон у нас без пассажира. Там едет печатная буква, с которой мы сегодны познакомимся.

2. Знакомство с новой буквой

*Моделирование буквы

У.: Соберите букву из элементов

Ученик у доски, остальные на парте.


У.: Посмотрите на алфавит и скажите, как называется буква? («ХА»)

3. Письмо строчной буквы в тетради для печатания

4. Знакомство с письменной строчной буквой

У.: Посмотрите на плакат. Из каких элементов состоит письменная буква «ХА»?

Д.: Из двух полуовалов.

*Показ написания буквы на доске.

*Письмо в воздухе.

* Прописывание буквы «Х» учащимися в тетрадь.

У.: Выделите самую красивую букву. Старайтесь писать красиво, аккуратно и правильно и все остальные значки.

5. Знакомство со звуками [х] и [х`]

У.: Подумайте, сколько и какие звуки может обозначать буква Х? Для этого подберите слова с этой буквой. (Хруст, порох, хитрый, хилый и т.д. )

* Звуковая характеристика

Д.: [х] – согласный, глухой, твёрдый, [х`] – cогласный, глухой, мягкий.

*Письмо слов в тетрадь

*Физкультминутка

У.: Я буду называть слова. Если вы услышите звук [Х] – приседаете, если произнесу звук [Х`] - встаёте и тянетесь на носочках.

Слова: художник, хилый, хор, хочу, хитрый, хмель, хек, хороший.

6. Обучение чтению слогов

(Карточка с печатной буквой «Х» прикладывается к гласным верхнего ряда А, О, У, Ы, Э. Уместно использовать «вагон поезда».)

Д.: Твёрдо, рядом гласные, командиры твёрдых команд.

(Карточка с буквой «Х» прикладывается к гласным нижнего ряда.)

У.: Как читаем первый согласный в этих слогах? (ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ )

Д.: Произносим мягко.

У.: Почитаем слоги.

7. Словарная работа

У.: На какие группы можно разделить слова?

Д.: На слова, называющие предметы: хруст, порох и слова – признаки предметов: хилый, хитрый.

*Работа над загадкой

Мешено,
Квашено,
Валено,
На стол поставлено. (Хлеб )

– Какой звук слышим на конце?

Д.: Мы слышим звук [п].

У.: Вы правы, наблюдается оглушение звука.

– Какой буквой мы обозначим звук? Для этого подберите однокоренные слова к слову «хлеб».

*Скрытая подсказка

У.: Ласково назовём … (хлебушек )

– Предмет, где хранится хлеб … (хлебница )

– Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат и т.д. )

– Запишем это слово в тетрадь. Подчеркнём место – слабую позицию для согласного.

8. Соотнесение звуковой схемы со словом

На доске:

У.: Подумайте, какая из схем подходит к слову «хлеб»?

Д.: К слову «хлеб» относится 2 схема, так как [Х] - согласный, твёрдый; [Л`] - согласный, мягкий, так как буква «Е» смягчает. Следующий звук [Э] – гласный. Последний звук [П] - согласный, твёрдый.

9. Составление предложения к схеме

У.: Молодцы, а теперь подберите предложение к схеме:

Д.: Свежий хлеб лежит на столе.

– Мама положила хлеб в хлебницу.

*Письмо с комментированием

У.: Запишем 1 предложение в тетрадь.

10. Составление рассказа по опорным словам

У.: В рассказе, который вы будете составлять есть следующие слова:

ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ, ХЛЕБ, БУЛКИ, БАРАНКИ, ПРЯНИКИ

– Придумайте свои рассказы, работая в парах.

*Подбор пословицы к тексту

(заслушиваются рассказы детей )

У.: Какая пословица подойдёт к вашим рассказам?

Д.: «Хлеб всему голова».

11. Подведение итогов

*Игра «Верите ли вы»

У.: Верите ли вы, что буква «Х» - буква гласного звука?

Д.: Это буква согласных звуков.

У.: Докажите.

У.: Верите ли вы, что буква – значок глухих звуков?

Д.: Это буква глухих звуков [х] и [х`].

У.: Почему?

Д.: Когда произносим, то горлышко не дрожит.

*Обратная связь

У.: Что вам показалось интересным в уроке? Когда было трудно?

*Оценка деятельности учащихся.

Урок построен в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями учащихся. Он пробуждается чувства и размышления младших школьников о ценностном отношении к хлебу через разнообразные методические формы, включение детей в игру, упражнения, чтение.

Воспитательная канва направлена на актуализацию творческого мышления, обоснованного рассуждениями о нравственной проблеме бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда, традициях русского народа. Урок воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [х], [х"], буквы Х х.

Цель деятельности учителя:
создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], , и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи:
1. Предметные результаты: создавать ситуации, выводящие учащихся на изучение новых букв; проводить анализ артикуляционных особенностей звуков [x], , соотносить звук с буквами; осознавать различия парных-непарных, твёрдых – мягких согласных, парных-непарных глухих звуков. Уметь давать характеристику буквы Х как согласного непарного глухого, парного по твёрдости-мягкости.
2. Метапредметные результаты:
продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности; продолжить формирование интереса к новому учебному материалу, учить понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; искать нужную информацию в Азбуке; продолжать учить строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения, стремиться к координации позиций в сотрудничестве, использовать в общении правила вежливости.

3. Здоровьесберегающие :

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей

Оборудование урока: у детей «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; ручки, цветные карандаши; у учителя «Азбука» под редакцией Нечаевой Н.В.; проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Ребята, для чего вы ходите в школу? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться размышлять, анализировать, будем учиться читать и (пауза) познакомимся с новыми звуками и буквами. Все знания, которые мы добудем сегодня, конечно же пригодятся нам в дальнейшей нашей учёбе.

2.Повторение изученного.
Слайд 2.

На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

«Песнезнайка!»

Слайд 3.

Вспомним алфавит и споем песню «Азбука».

3. Подготовка к объяснению нового материала

Слайд 4.

1) Дыхательная гимнастика

Выпрямили спинку, положили руку на брюшной пресс, вдохнули через нос и произнесли на одном дыхании:

А И У Н

А теперь коротко и отрывисто:

ыыыы кккк уууу

4. Работа с новым материалом

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Слайд 5.

– Выполните указания.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

Какую букву будем изучать?

Какова тема урока?

Слайд 6.

Пропечатаем эту букву на доске.
-Произнесём звук, обозначенный буквой х. Что можете сказать об этом звуке? Докажите.

Слайд 7.

Назовите слова.

Как произносится этот звук в этих словах? (твёрдо)

Придумайте слова, в которых этот же звук произносился бы мягко.

Слайд 8.

Откройте "Азбуку" на стр.91 и внимательно рассмотрите рисунки. Назовите слова, в которых можно услышать звук [х], [х"]

Игра «Третье лишне».

Прочитайте слоги.

Какой слог лишний?

Почему? (хи, звук мягкий)

Чтение столбиков слов.

Прочитайте первый столбик слов.

Что общего?

Работа в парах.

Поработайте в парах. Какое слово лишнее? Покажите условный сигнал.

Прочитайте второй столбик слов. Что общего?

В какой части слова встречается буква х?

Поработайте в парах. Разделите слова на группы. Покажите условный сигнал.

По какому признаку делили слова а группы?

Вы хорошо потрудились, поэтому заслужили отдых!

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

Слайд 9.

Вы, наверное, устали,

И теперь все дружно встали.

Следите глазами за предметами.

Продолжение работы.

Слайд 10.

Хитрый худенький Хорек
В городе открыл ларек.
Хоть реви, Хорек, хоть плачь –
Вдруг в ларек ворвался мяч!
– О-хо-хо да о-ха-ха! –
Раздается у ларька.

– Что может продаваться в ларьке хитрого худенького Хорька? Вам поможет иллюстрация на с.91 (Ответы детей.)

Слайд 11.

– Каким может быть хлеб? (Свежим, душистым, хрустящим, теплым и т. д.).

Слайд 12.

Первичное чтение текста о хлебе учителем и анализ.

О чем текст?

Как ласково называют хлеб?

Слайд 13.

Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.

В нашу страну, в город Сочи, приехало много гостей с разных стран мира.

С каким важным событием связан их приезд?

Как будут встречать почетных гостей Олимпийских игр?

Слайд 14.

Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

Повторное чтение текста учащимися.

Какие пословицы встретились в тексте? Найдите и прочитайте их.

Слайд 15.

«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА! »

– Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушиваются ответы. (без хлеба пища кажется не такая вкусная, если есть хлеб- уже праздник.)

« Кто пахал, не ленился, у того и хлеб родился

Как вы понимаете эту пословицу?

(Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.)

В народе есть еще много пословиц о хлебе. Прочитайте их:

Слайд 16.

  • Не будет хлеба, не будет обеда
  • Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • Горька работа, да хлеб сладок.

Артюхова Ольга Петровна

учитель начальных классов

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники

Урок обучения грамоте для глубоко – умственно отсталых детей

Тема: Звук и буква Х

Цель:

    знакомство со звуком и буквой Х.

    учить находить звук и выделять его в слове

    развивать навык чтения, фонематический слух

Ход урока:

    Орг. момент

Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем все внимательны,

Послушны и старательны.

Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки.

Артикуляционная гимнастика (с использованием дыхательной гимнастики).

II. Повторение

Ребята, на парте у вас лежат уже знакомые вам буквы. Давайте вспомним буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились.

Дети поют гласные звуки (по ленте букв). Согласные звуки.

Повторение букв, чтение слогов, слов.

III. Формирование новых знаний. Выделение звука [х ].

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Назовите звук, с которого начинаются слова: хлеб, холодильник, хобот, халат.

Звук [Х]. Давайте произнесем. Такой звук мы произносим, когда греем руки.

При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.

Дайте характеристику этому звуку.

[Х] - это согласный, глухой звук. Каким цветом обозначается этот звук?

Знакомство с буквой Х (образец на доске). Проживание буквы.

Согласный звук [х] обозначаются буквой Х . (Учитель показывает букву Х)

Стихи, посвященные “Х”:

На что похожа “Х х”?

Х” все ходит, ходит, ходит.

Места, что ли, не находит?

А кто мне скажет на что она похожа ? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Ха – на ножницы похожа

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь порешь, хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.

Из каких элементов состоит буква Х? (из 2-х палочек)

Давайте, найдем эту букву в алфавите.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Учитель:

Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).

Закрепление материала.

Выкладывание буквы Х из фасоли.

Учитель:

У вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву Х из фасолинок.

Физминутка «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает -

Щечки моет, спинку трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать!

Письмо буквы Х.

Давайте посмотрим, как будем писать эту букву.

Учитель:

Вот сплелись два колоска,

Получилась буква Ха.

(Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Х. Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).

А теперь пора в тетрадь

Букву Ха нам написать.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от Вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).

Учитель:

Написали аккуратно,

Всем в тетрадь смотреть приятно.

Итог урока.

Чему учились на уроке?

С каким звуком познакомились?

Какой буквой обозначается этот звук?

Прозвенел звонок с урока.

Поиграть пришла пора,

Что узнали на уроке –

Не забудем никогда.

Список литературы:

    Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 294 с.

    Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно-шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с

    Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 74 с.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: