M22 “Locust” Легкий десантный танк. Применение в бою

M22 Locust ("Саранча").

Для вооружения, прежде всего, отдельного авиадесантного батальона и танковых рот воздушно-десантных соединений был разработан и в 1944 году принят на вооружение так называемый "авиадесантный танк М22" - "Локаст". Он разработан на базе агрегатов и деталей легких танков М3 . Неизменной осталась компоновка: отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса находятся в передней части корпуса, боевое отделение - посередине, а силовая установка - в кормовой части.

В качестве силовой установки использован шестицилиндровый карбюраторный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров. Это позволило значительно уменьшить высоту корпуса и всего танка. Башня с установленной 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом также имеет меньшие размеры, чем башня М3. Так же, как и в машине М3, ходовая часть "Локаст" включает 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт. Литые направляющие колеса большого диаметра имеют пружинный амортизатор и выполнены несущими. Используется резинометаллическая гусеница цевочного зацепления. Для транспортирования "Локаста" по воздуху башня его снималась и грузилась в фюзеляж самолета, а корпус подвешивался под фюзеляж. За годы войны таких танков было изготовлено около 800 единиц, большая часть из которых находилась на вооружении английской армии.

Требования на воздушно-десантный танк впервые сформулировали в феврале на заседании руководства АТС с участием представителей бронетанковых войск и ВВС США и выдали промышленности в мае 1941 г. Заданием предусматривалось создание боевой машины массой около 8 американских тонн (половина массы легкого М5А1) с размерами, позволявшими перевозить его в транспортном самолете или на его внешней подвеске. Для определения облика машины привлекли Дж.Уолтера Кристи, "Дженерал Моторз Корпорэйшн".

Из всех предложений наибольшее внимание привлек проект "Мармон-Хэррингтон", которой заказали опытную модель, обозначенную Т9. К ее особенностям относились 37-мм пушка Мб, двигатель "Лайкоминг", броня толщиной до 25-мм и модифицированная подвеска с вертикальными спиральными пружинами. Опытный Т9 построили осенью 1941 г, и после испытаний в него внесли ряд изменений, включая доработанную лобовую часть корпуса для повышения вероятности рикошета снарядов.

Две следующие опытные машины Т9Е1 кроме этих изменений имели легкосъемную башню для упрощения транспортировки по воздуху. Модифицированную машину заказали промышленности, и с марта 1943 г. по февраль 1944 г. "Мармон-Хэррингтон" построила 830 Т9Е1. В сентябре 1944 г. Т9Е1 получил обозначение легкий (воздушно-десантный) танк М22 и принят как "машина ограниченного стандарта".

М22 никогда не применялся американскими войсками в боевых действиях из-за недостатка транспортных планеров или самолетов. Единственным доступным для американских войск способом перевозки этой машины была подвеска под самолет С-54 "Скаймастер". Для этого приходилось снимать с танка башню, которая перевозилась внутри самолета и устанавливалась после приземления, что снижало тактическую ценность машины.

Вторую опытную машину Т9Е1 доставили в Великобританию для испытаний в качестве воздушно-десантной в начале 1943 г. Британцы разработали планер "Гамилькар" для переброски легкого танка "Тетрарх", подходивший для транспортировки М22, позднее названного "Локаст" ("Саранча"). Много танков М22 поставили Великобритании по ленд-лизу для участия в воздушно-десантных операциях, и большинство из них перебросили на "Гамилькарах" в ходе операции 6-й британской воздушно-десантной дивизии при форсировании Рейна 24 мая 1945 года.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

3940 мм

ширина

2030 мм

высота

1740 мм

Экипаж

3 человека

Вооружение

1 х 37-мм пушка М6 1X 7,62-мм пулемет

Боекомплект

50 снарядов 2500 патронов

Бронирование:
лоб корпуса

25,4 мм

лоб башни
Тип двигателя

У Міністерстві оборони Норвегії дозволили американським морським піхотинцям тимчасово розміститися на території країни .

Требования на воздушно-десантный танк впервые сформулировали в феврале на заседании руководства Артилерийского Департамента с участием представителей бронетанковых войск и ВВС США и выдали промышленности в мае 1941 г. Заданием предусматривалось создание танка массой около 8 коротких (американских) тонн (половина массы легкого танка М5А1) с размерами, позволявшими перевозить его в транспортном самолете или на его внешней подвеске. Для определения облика машины привлекли Дж. Уолтера Кристи, Дженерал Моторз Корпорэйшн и Mapмон-Хэррингтон. Из всех предложений наибольшее внимание привлек проект Мармон-Хэррингтон, которой заказали опытную модель, обозначенную Т9. К ее особенностям относились 37-мм пушка Мб, двигатель Лайкоминг, броня толщиной до 25 мм и модифицированная подвеска с вертикальными спиральными пружинами.

Лёгкий танк танк Т9Е1 - облегчённая подвеска, усиленные скопбы крепления к самолёту, убран куросовой пулемёт, новая передняя часть корпуса.

Опытный Т9 построили осенью 1941 г., и после испытаний в него внесли ряд изменений, включая доработанную лобовую часть корпуса для повышения вероятности рикошета снаряда при попадании, облегченный механический привод поворота башни и гироскопический стабилизатор. Две следующие опытные машины Т9Е1 кроме этих изменений имели легкосъемную башню для упрощения транспортировки по воздуху. Модифицированную машину заказали промышленности, и с марта 1943 г. по февраль 1944 г. Мармон-Хэррингтон построила 830 Т9Е1. В сентябре 1944 г. T9F.I получил обозначение легкий (воздушно-десантный) танк М22 и принят как машина ограниченного стандарта. М22 никогда не применялся американскими войсками в боевых действиях из-за недостатка транспортных планеров или самолетов. Единственным доступным для американских войск способом перевозки этой машины была подвеска под самолет С-54 Скаймастер. Для этого приходилось снимать с танка башню, которая перевозилась внутри самолета и устанавливалась на танк после приземления, что снижало его тактическую ценность.


Лёгкий танк танк Т9Е1 - видны именения башни и корпуса.

на британской службе

Вторую опытную машину T9E1 доставили в Великобританию для испытаний в качестве воздушно-десантной в начале 1943 г. Британцы разработали планер Гамилькар для переброски легкого танка Тетрарх, подходивший для транспортировки танка М22, позднее названного Локаст (Саранча). Много танков М22 поставили Великобритании по ленд-лизу для участия в воздушнодесантных операциях, и большинство из них перебросили на Гамилькарах в ходе операции 6-й британской воздушно-десантной дивизии при форсировании Рейна 24 мая 1945 г.


Английские парашютисты возле танка М22 Локаст. Конец марта 1945, Рейнская воздушно-десантная операция "Вэрсити".

тактико-технические характеристики

Обозначение: Легкий (воздушно-десантный) танк М22

Экипаж: 3 человека (командир, наводчик, механик-водитель)

Боевая масса: 16 400 фунов

Размеры: Ширина 12 фт 11"

Высота: 6 фт 1”

Ширина: 7 фт 1"

Ширина трака: 11,25"

Ширина колеи: 5 фт 10,5"

Вооружение: основное: одна 37-мм пушка М6

Вспомогательное: один пулемет Браунинг калибра 7,62 мм

Толщина брони: максимальная 25 мм, минимальная 9 мм

УГИ: 360 градусов. УВН: от + 30 градусов до -10 градусов.

Двигатель: “Лайкоминг” 0-435Т, 6-цилиндровый, бензиновый, 162 л.с.

Максимальная скорость: 40 миль/ч

Максимальная скорость на местности: 30 миль/ч

Тип подвески: с вертикальными спиральными пружинами

Запас хода: 135 миль

Глубина брода: 3 фт 2"

Высота стенки: 1 фт 1,5"

Ширина преодолеваемого рва: 5 фт 5"

Боекомплект: 50 выстрелов калибра 37 мм к пушке

2500 патронов калибра.30 cal к пулеметам

Примечания : Корпус сварен из листов катаной брони, башня - литая. На корпусе четыре серьги для крепления тросов в самолете или планере. На части танков, состоявших в британской армии, эти серьги убирали. Часть 37-мм пушек танков британской армии оснащалась дульной конической насадкой Литлджон для стрельбы специальными снарядами с повышенной начальной скоростью. Первые 26 серийных машин имели коробчатую рубку механика-водителя, на остальных - она имела наклонные боковые листы. М22 имел компоновку обычной схемы, хотя значительно ужатую, но слишком тонкую броню и ограниченные тактические возможности.


источники

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

R.P. Hunnicutt -- Stuart. A History of the American Light Tank -- Presidio Press

Robert J. Icks -- Light Tanks M22 Locust and M24 Chaffee -- AFV Weapons Profile 46

M22 Locust (англ. «Саранча») - американский легкий аэротранспортабельный танк периода Второй мировой войны. Боевая машина была спроектирована в 1941-1942 годах и серийно производилась с 1943 по 1944 гг., всего за этот период было собрано 830 таких танков. Несмотря на сравнительно большое количество выпущенных танков, они никогда не использовались американской армией в боевых действиях. При этом 260 танков M22 Locust по ленд-лизу были получены британской армией. Именно английские машины, пусть и ограниченно, приняли участие в боевых действиях. В отличие от США, у Великобритании был тяжелый транспортный планер «Гамилькар», который был в состоянии перевозить данный танк в собранном виде.

Стратегия и специфика действий американской армии в период Второй мировой войны предполагала большое количество десантных операций. Пристальное внимание уделялось выброске авиационных десантов, которым отводилась едва ли не приоритетная роль при планировании будущей высадки американских частей в Европе. Для поддержки авиационных десантов нужен был танк, который можно было бы перебросить по воздуху либо планером, либо транспортным самолетом. Уже 7 февраля 1941 года на специальном совещании руководства армии США был поднят вопрос о проведении разработки и запуска в производство легкого аэротранспортабельного танка. 22 мая 1941 года приказом по вооруженным силам США была определена концепция новой боевой машины, танк получил предварительный индекс Т9. К участию в конкурсе по разработке техдокументации будущей боевой машины были привлечены ведущие американские компании «Дженерал моторс» и «Мормон-Херингтон», а также прославившийся своими довоенными разработками конструктор Джон Кристи. В конечном итоге военными был выбран проект компании «Мормон-Херрингтон», он был взят за основу, выиграв конкурс.

Проекта танка Т9 компании «Мормон-Херрингтон» привлек внимание американских военных своей 37-мм пушкой М6, 25-мм толщиной лобовой брони, двигателем «Лайкоминг» и модифицированной подвеской с вертикальными спиральными пружинами. Первый макет танка был готов уже осенью 1941 года. Испытания продемонстрировали его пригодность к транспортировке самолетом Douglas C-54 Skymaster (после проведения незначительных доработок). Перевозка танка самолетом осуществлялась со снятой башней, располагавшейся в грузовом отсеке, корпус перевозился снаружи - под фюзеляжем.

Первый танк был собран в апреле 1942 года, к маю того же года он уже успешно прошел стадию испытаний. В отличие от последующих серийных боевых машин, у танка была ступенчатая лобовая деталь с неподвижным спаренным 7,62-мм пулеметом. В ходе проектирования легкого танка его масса выросла и превысила требуемую заказчиком, после чего было принято решение отказаться от электропривода башни, стабилизатора вооружения и неподвижных пулеметов. В ноябре 1942 года появилась облегченная модель танка, которая успешно прошла полетные испытания. В феврале 1943 года танк был передан на войсковые испытания. По их результатам в конструкцию боевой машины были внесены несущественные изменения.

Стоит отметить, что с февраля 1942 года велась разработка улучшенного танка под обозначением T9E1, создававшегося с учетом опыта, полученного после начала Второй мировой войны. Новый танк отличался доработанной лобовой деталью. Он получил спрямленный верхний лобовой лист корпуса, отличавшийся хорошим углом наклона, что повышало толщину приведенной брони и вероятность рикошета. В серийное производство пошли машины именно со спрямленным лобовым листом. Серийное производство танка, получившего индекс M22, началось в марте 1943 года на заводах компании «Мормон-Херрингтон» еще до принятия его на вооружение американской армией. Всего до февраля 1944 года было собрано 830 танков данного типа. Лишь в сентябре 1943 года он был квалифицирован как «машина ограниченного стандарта», получив обозначение легкий (воздушно-десантный) танк М22.

Легкий аэротранспортабельный танк M22 «Локаст» отличался компоновкой, которая была традиционной для американского танкостроения тех лет. Силовая установка и топливные баки располагались в корме корпуса в моторном отделении. Элементы трансмиссии танка находились в передней части корпуса, а отделение управления и боевое отделение были объединены между собой. Экипаж боевой машины состоял из 3 человек: механика-водителя, наводчика и командира танка. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а наводчик и командир сидели позади него в средней части корпуса и башне. Командир боевой машины исполнял, помимо своих непосредственных обязанностей, еще и обязанности заряжающего орудия. Для посадки и высадки из танка экипаж мог использовать три основных люка: два четырехугольной трапециевидной формы на крыше башни (для наводчика и командира) и люк в виде откидывающейся небольшой выступающей рубки в передней левой части корпуса (механика-водителя).

Бронирование аэротранспортабельного танка М22 проектировалось по дифференцированному противопульному принципу. При этом броня боевой машины могла служить надежной защитой экипажа исключительно от средних осколков, обладающих небольшой кинетической энергией, и пуль средних калибров. Корпус легкого танка М22 создавался из катаных гомогенных бронелистов при помощи сварки. Бронелист, создававший лобовую часть корпуса танка, обладал толщиной в 13 мм и углом наклона в 65 градусов к вертикальной плоскости. При этом небольшая откидывающаяся в виде крышки люка рубка, выступающая в левой передней части корпуса, создавалась из вертикальных бронелистов толщиной 25 мм. Точно из таких же бронелистов была создана и нижняя лобовая деталь. Верхняя часть кормы корпуса танка была расположена под углом в 45 градусов к вертикальной плоскости и имела толщину 10 мм, что обеспечивало этой части большую бронеустойчивость, чем у бронелистов нижней части бортов толщиной 13 мм, но расположенных под прямым углом. Корма танка состояла из единой вертикальной детали толщиной 13 мм, крыша корпуса создавалась из катаного броневого листа толщиной 10 мм.

Башня танка была полностью литой. Стенки башни по всему периметру были одинаковой толщины - 25 мм. Лобовая часть имела наклон в 30 градусов, борта - 5 градусов, корма башни наклона не имела. Крыша башни легкого аэротранспортабельного танка М22 обладала переменной толщиной (от 10 мм до 19 мм). Литая маска, которая защищала 37-мм орудие и спаренный с ним пулемет, обладала толщиной в 25 мм и сегментным наклоном в 50 градусов к вертикальной плоскости. Башня была установлена на подбашенную коробку на продольной оси корпуса. Поворот башни осуществлялся только в ручном режиме с помощью специального плечевого упора.

Основным вооружением описываемой боевой машины была нарезная 37-миллиметровая пушка M6, представлявшая собой танковую модификацию полевой противотанковой пушки M3. Длина ствола этого орудия составляла 56,6 калибров (2094 мм). Боекомплект орудия располагался по бортам танковой башни и включал в свой состав 50 унитарных выстрелов с бронебойными, осколочными или картечными снарядами. В качестве вспомогательного вооружения использовался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет «Браунинг» M1919A4, обладавший ленточным питанием. Боекомплект спаренного пулемета состоял из 2500 патронов. Личным экипажа боевой машины были три 11,43-миллиметровых пистолета-пулемета M3 с общим боекомплектом в 450 патронов, а также 12 ручных гранат.

Легкий аэротранспортабельный танк M22 Locust получил авиационный двигатель «Лайкоминг» 0-435T с воздушным охлаждением. Использование в качестве силовой установки шестицилиндрового карбюраторного двигателя с горизонтальным расположением цилиндров позволило существенно уменьшить высоту как корпуса, так и всей боевой машины. Благодаря этому мотору, развивавшему 162 л.с., танк можно было разогнать при движении по шоссе до скорости чуть более 56 км/ч.

Ходовая часть легкого танка М22 состояла из 4-х обрезиненных одиночных опорных катков (применительно к каждому борту), которые были сгруппированы попарно в тележки, которые, в свою очередь, подвешивались на вертикальные буферные пружины. Ленивец заднего расположения отличался от опорного катка большим диаметром и необрезинивался. Ленивец подвешивался к корпусу, аналогично опорным каткам, и опускался до уровня земли, дополнительно выполняя функцию пятого опорного катка. Верхняя ветвь танковой гусеницы опиралась на 2 небольших обрезиненных поддерживающих катка. Ведущее колесо боевой машины имело переднее расположение и оснащалось зубчатым венцом цевочного типа.

Боевое применение танков M22 Locust

Несмотря на довольно внушительные цифры выпуска, легкие танки М22 «Локаст» практически не использовались в боях. Поступив уже в середине 1943 года на вооружение воздушно-десантных частей армии США, они так до конца войны и простояли без дела, не приняв участие даже в операции «Оверлорд» в июне 1944 года, в рамках которой в Нормандии были выброшены парашютные десанты союзников. Основной причиной, по которой этот танк не воевал, было отсутствие подходящих средств доставки. В США был недостаток тяжелых транспортных самолетов и планеров. Единственным доступным для военных способом транспортировки танка была подвеска его к самолету С-54 «Скаймастер». При этом с танка приходилось демонтировать башню, которая перевозилась внутри транспортного самолета и устанавливалась назад уже после приземления, что, в свою очередь, существенно уменьшало тактическую ценность легкого аэротранспортабельного танка.

По программе ленд-лиза 260 танков М22 были отправлены в Великобританию. Именно здесь за машиной и закрепилось прозвище Locust (саранча). Часть поступивших танков британцы оснастили коническими адаптерами для ствола «Литлджон», а также дымовыми гранатометами. В отличие от американских военных у англичан имелся в распоряжении тяжелый транспортный планер «Гамилькар», который мог перевозить танк по воздуху в собранном виде. Данный планер британцы специально спроектировали для переброски своего легкого танка «Тетрарх». Но даже несмотря на наличие подходящего планера англичане использовали танк в бою всего один раз. Во время переправы через Рейн в рамках операции «Варсити», 24 марта 1945 года, приняли участие 12 танков Locust из состава 6-го воздушно-десантного разведывательно-бронетанкового полка. Из-за плотного зенитного огня немцев до цели смогла добраться лишь половина из них, но десантированные танки смогли оказать ценную поддержку британским парашютистам.

После завершения Второй мировой войны танки продолжали оставаться на вооружении британской армии, пока часть из них не была передана Бельгии. В Бельгии эти боевые машины также не задержались, бельгийские военные передали танки Египту, где те оставались в строю вплоть до 1956 года. Во время Арабо-израильской войны 1947-1949 года эти танки принимали участие в боевых действиях, несколько танков было захвачено израильтянами. Три танка М22 «Локаст» использовались в израильской армии до 1952 года, в конце службы в качестве учебных машин.

Хотя легкий танк M22 применялся в бою в роли авиадесантного всего один раз, в этом качестве он был достаточно эффективен. Доставляясь непосредственно на поле боя тяжелым транспортным планером, танк M22 был превосходным средством качественного усиления десантных сил, хотя в условиях хорошо организованной системы ПВО противника медлительные и большие планеры становились легкой целью и многие танки гибли вместе с планерами, еще не добравшись до поля боя. Использовавшаяся 37-мм пушка, хотя и была слаба для борьбы с танками противника и его укреплениями, все еще могла достаточно эффективно применяться для поражения бронеавтомобилей и бронетранспортеров, пулеметных точек и орудий противника, хотя ее осколочное действие по пехоте и было недостаточным. Броня танка в лобовой проекции надежно защищала от огня из крупнокалиберных пулеметов, однако с бортов и кормы танк поражался ими без особых проблем. При этом от специализированных противотанковых средств танк был практически не защищен, хотя лобовая броня башни и имела шанс отразить 37-мм снаряд.

Из-за своего достаточно специфического назначения танк M22 Locust очень трудно сравнивать с другими легкими танками Второй мировой войны. Единственными серийными аэромобильными танками на тот момент времени были лишь британские Mk.VII «Тетрарх» и Mk.VIII «Гарри Гопкинс». Если сравнивать с первым из них, то M22 превосходит его по большинству показателей при примерном равенстве в вооружении и подвижности, будучи при этом существенно защищеннее и компактнее. Mk.VIII «Гарри Гопкинс» несколько превосходил M22 по толщине брони, однако на этом его преимущества и заканчивались, так как весил английский танк на целую тонну больше, был существенно больше в размерах и, как следствие, менее подвижен на поле боя. Помимо всего прочего, оба британских танка были вооружены 40-мм пушкой QF 2 pounder, в боекомплекте которой, в отличие от 37-мм пушки их американского собрата, вообще отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Учитывая совершенно недостаточные на 1944-1945 год противотанковые характеристики пушек таких калибров, главной задачей подобных боевых машин была бы поддержка пехоты, а к этой роли орудия британских танков из-за отсутствия осколочно-фугасного снаряда были непригодны в гораздо большей степени.

Тактико-технические характеристики M22 Locust:

Габаритные размеры: длина корпуса - 3937 мм (длина с пушкой вперед - 3962 мм), ширина корпуса - 2248 мм, высота - 1842 мм.
Боевая масса - 7,43 тонны.
Бронирование - стальная катаная гомогенная броня толщиной от 10 до 25 мм.
Вооружение - 37-мм пушка M6 (50 снарядов), 7,62-мм пулемет M1919A4.
Силовая установка - 6 цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, мощностью 162 л.с.
Максимальная скорость - 56 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 177 км.
Экипаж - 3 человека.

Источники информации:
http://tanki-v-boju.ru/tank-m22-lokast-m22-locust
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/legkie-tanki/154-m22-lokast
http://all-tanks.ru/content/legkii-tank-m22-locust
Материалы из открытых источников

Light Tank (Airborne) M22 Locust

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.0 / 2.0 / 1.7 БР

3 человек Экипаж

62 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

25 / 12 / 12 корпуса

25 / 25 / 25 башни

Подвижность

7,4 тонн Масса

366 л/с 192 л/с Мощность двигателя

49 л.с/т 26 л.с/т удельная

62 км/ч вперёд
11 км/ч назад 56 км/ч вперёд
10 км/ч назад
Скорость

Вооружение

50 снарядов боезапас

2,9 / 3,7 сек перезарядка

10° / 30° УВН

3 000 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

250 снарядов размер обоймы

500 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Для поддержки воздушно-десантных отрядов на поле боя в 1941 году началась разработка лёгкого танка под индексом Т9. Инициатива разработки принадлежала сразу трем крупным ведомствам: Christie, GMC и Marmon-Herrington. Победителем стала разработка компании Marmon-Herrington, практически полностью удовлетворявшая всем требованиям заказчика. С сентября 1944 года танк получил новое обозначение М22. В американской армии М22 не нашел должного применения из-за недостатка самолётов большой грузоподъёмности. По программе Ленд-лиза Великобритания приобрела 260 экземпляров М22, которые получили название Locust (Саранча). Британцам десантный танк понравился, благодаря неплохим ходовым качествам, небольшим размерам и вполне приемлемой массой. Из недостатков они отметили слабое пушечное вооружение и бронирование, не превышавшее 25 мм. Часть 37-мм пушек оснащалась дульной конической насадкой Littlejohn, которая была предназначена для стрельбы специальными снарядами с повышенной начальной скоростью. Боевое применение танков М22 началось лишь в 1945 году. Самым крупным сражением с использованием этих машин стала операция Varcity, когда 22 марта 1945 года во время форсирования Рейна 12 танков были переброшены на поле боя планерами Hamilcar. Возможно, несколько М22 участвовали в высадке в Нормандии в 1944 году.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование легкого аэротранспортабельного танка М22 «Локаст» разрабатывалось по дифференцированному противопульному принципу. При этом броня танка могла защитить его экипаж исключительно от пуль средних калибров и средних осколков с небольшой кинетической энергией. Корпус танка М22 «Локаст» формировался из катаных гомогенных бронелистов с помощью сварки. Броневой лист, формировавший лобовую часть корпуса имел толщину в 13 миллиметров и угол наклона в 65 градусов к вертикальной нормали. При этом выступающая в левой передней части небольшая откидывающаяся в виде крышки люка рубка формировалась из вертикальных бронелистов толщиной в 25 миллиметров. Из таких же бронелистов формировался и низ лобовой части. Бронелисты в верхней части кормы корпуса ориентировались под углом в 45 градусов к вертикали и имели толщину в 10 миллиметров, что обеспечивало большую бронеустойчивость, нежели у броневых листов нижней части бортов, имевших толщину в 13 миллиметров, но не имевших наклона. В кормовой части корпуса борта состояли из единой вертикальной 13-мм детали. Толщина бронелиста кормы (наклон к вертикали в 9 градусов), как и днища, составляла 13 миллиметров. Крыша корпуса формировалась из катаного бронелиста толщиной в 10 миллиметров. Башня легкого танка М22 «Локаст» полностью изготовлялась путем литья. Ее стенки по всему своему периметру имели толщину брони в 25 миллиметров. Лобовая часть наклонялась под углом в 30 градусов к вертикали, а борта – в 5, при этом корма наклона не имела. Крыша башни имела переменную толщину, которая колебалась в зависимости от элемента бронирования в диапазоне от 10 до 19 миллиметров. Броневая литая маска, защищавшая пушку и спаренный пулемет, имела толщину в 25 миллиметров и сегментный наклон в 50 градусов к вертикальной нормали. Башня устанавливалась на продольной оси корпуса на подбашенную коробку. Ее поворот производился вручную с помощью плечевого упора.

Подвижность

Подвижность M22 очень хорошая. Малый вес в 7.4 тонны в сочетании с двигателем на 192 л/с. дает удельную мощность до 26 л/с. на тонну. Это является одним из лучших показателей и позволяет быстро занимать ключевые позиции или заезжать во фланг противника. Однако стоить помнить, что максимальная скорость составляет 56 км/ч, что является неплохим показателем на на боевом рейтинге M22, однако далеко не самым лучшим Задний ход же тоже неплох и составляет 10 км/ч. Это не очень много, но вполне хватает для полноценного ведения боя.

Проходимость M22 удовлетворительная. Несмотря на тонкие гусеницы, танк уверенно двигается по всем типам грунтов в игре.

Вооружение

Основное орудие

1 х 37-мм пушка M6 (Боекомплект: 50 снарядов)

В качестве основного вооружения легкого танка М22 «Локаст» использовалась 37-миллиметровая нарезная пушка M6, которая являлась танковой модификацией противотанковой полевой пушки M3. Длина ствола установленной в лобовой части башни танка и защищенной броневой маской пушки составляла 56,6 калибров, что равнялось 2094 миллиметрам. Боекомплект к пушке М6, размещавшийся по бортам башни, состоял из 50 унитарных выстрелов с осколочными, картечными и бронебойными снарядами.

M6 имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • M74B1 - остроголовый сплошной снаряд со скоростью полёта до 883 м/с и пробитием до 78 мм. Снаряд хоть и имеет хорошее бронепробитие, но плохо работает по наклонной броне и склонен к рикошетам.
  • M64 - осколочно-фугасный снаряд. Может быть эффективен против легкой техники без какой-либо бронезащиты.
  • M51B1/B2 - бронебойный сплошной снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет скорость полёта до 883 м/c и пробитие до 78 мм. Снаряд отлично работает по наклонной броне и меньше рикошетит, чем M74B1. Рекомендуется как основной.

Пулемётное вооружение

1 х 7.62-мм пулемёт M1919A4 (Боекомплект: 3000 пуль)

В качестве спаренного к орудию в правой от него части башни устанавливался 7,62-миллиметровый пулемет «Браунинг» M1919A4 с ленточным питанием. Может быть эффективен против техники без какого-либо бронирования либо для отметки врагов на поле боя.

Применение в бою

М22 Locust ведет огонь

M22 Locust - машина крайне динамичная и быстрая, однако обладающая слабым бронированием и плохой живучестью ввиду малого количества экипажа. Это стоит учитывать при составлении тактики применения этого крайне интересного аппарата. М22 способен совершать очень резкие и агрессивные фланговые обходы, но при этом нужно постоянно держать на примете укрытие - складки местности, дома, остовы уничтоженной техники и так далее, в которое можно будет спрятаться в случае, если M22 будет обнаружен. Благодаря всё ещё сохраняющей должную мощность 37-мм пушке M22 способен успешно поражать большинство вражеской техники в лобовую проекцию, однако для уничтожения обычно требуются 2-3 выстрела - всё-таки снаряды не несут в себе заряда взрывчатого вещества. По совокупности всего вышесказанного можно сделать вывод, что Locust - машина для стелс-геймплея: после обнаружения цели нужно убедиться в отсутствии лишних "глаз" и лишь после - атаковать противника. Благодаря прекрасной подвижности и отменной поворачиваемости как на месте, так и на ходу М22 способен "закрутить" практически любого оппонента. На M22 нужно бояться артиллерийских ударов - упавший в 3-4 метрах от вашего борта снаряд имеет все шансы проломить броню и убить экипаж, сидящий в башне. Locust не оснащён ни одноплоскостным стабилизатором, ни плечевым упором, что затрудняет стрельбу после остановки с большой скорости.

Достоинства и недостатки

Всё что подразумевает под собой движение - всё по плечу этой технике, а вкупе с низким, но под рациональными углами бронированием и низким силуэтом может дать живучесть технике.

Достоинства:

  • Великолепная подвижность
  • Скорострельная и мощная пушка с хорошей бронепробиваемостью
  • Низкий силуэт

Недостатки:

  • Слабая бронезащита
  • Плотная компоновка
  • Сильная раскачка

Историческая справка

Выгрузка легкого аэротранспортабельного танка M22 «Локаст» (M22 Locust) из грузового отсека планера «Гамилькар».

Легкий аэротранспортабельный танк M22 «Локаст» (M22 Locust) и подразделение американских парашютистов на учениях, октябрь 1943 года

Специфика и стратегия действий армии США во Второй миррой войне предполагала большое количество десантных операций. Большое внимание при этом уделялось авиационным десантам, которым отводилась едва ли не приоритетная роль, в ходе будущей высадки американских войск в Европе. Для поддержки авиадесанта необходим был танк, который мог бы транспортироваться по воздуху либо транспортным самолетом, либо планером. Еще 7 февраля 1941 года на специальном совещании руководства американской армии был поднят вопрос о необходимости разработки и производства легкого аэротранспортабельного танка. Приказом по вооруженным силам США от 22 мая 1941 была определена концепция нового танка, который получил первоначальный предварительный индекс T9. К участию в конкурсе по разработке технической документации будущего танка были приглашены ведущие фирмы «Мармон-Херингтон» и «Дженерал моторс», а так же известный своими довоенными разработками конструктор Джон Кристи. В конечном итоге в конкурсе победил проект фирмы «Мормон-Херрингтон», который и был взят за основу. Прототип танка был собран в начале апреля 1942 года, в мае – прошел полигонные испытания, а в ноябре этого же года и полетные. Серийное производство танка, который получил название Light Tank M22 Locust, началось до принятия его на вооружение американской армии в апреле 1943 года. За период серийного выпуска танка, который продолжался на заводах фирмы «Мормон-Херрингтон» до февраля 1944 года было произведено порядка 830 машин этого класса.

Лучшие конструкторы разрабатывали внешний облик и техническую базу нового танка, в том числе, легендарный создатель танков Дж.Уолтер Кристи. Помимо его, в разработке танка приняли участие специалисты «Мармон – Хэррингтон» и «Дженерал Моторз Корпорэйшн». После рассмотрения всех вариантов опытных образцов, проект фирмы Мармон-Хэррингтон привлек внимание комиссии. Его обозначили как Т9. Танк имел бронирование толщиной 2,5 см, 37-мм пушку М6 и оригинальную подвеску со спиральными пружинами, расположенными вертикально. Корпус танка был сварен из листов катаной брони, башню создавали методом литья.

Первый опытный и доработанный танк Т9 был построен осенью 1941 года. После чего, последовали полигонные испытания машины. После испытаний танк еще модернизировали: изменили ВЛД, в башню поставили гироскопический стабилизатор пушки и облегченный мех.привод поворота башни.

Легкий аэротранспортабельный танк M22 «Локаст» был скомпонован классически для американского танкостроения того периода. Двигатель танка с топливными баками размещался в кормовой части корпуса в моторном отделении. Элементы трансмиссии располагались в передней части корпуса, а боевое отделение и отделение управления сопрягались между собой.

Экипаж легкого танка М22 «Локаст» состоял из 3 человек: командира танка, наводчика и механика-водителя. Механик-водитель находился в передней части корпуса, а командир и наводчик позади него в средней части корпуса и башне. Командир танка исполнял, кроме своих непосредственных обязанностей, еще и обязанности заряжающего пушки. Для посадки в танк и высадки из него экипаж пользовался тремя основными люками: двумя люками четырехугольной трапецевидной формы в крыше башни (для командира и наводчика) и в передней левой части корпуса в виде откидывающейся небольшой выступающей рубки (для механика-водителя).

Официальное обозначение: M22 “Locust”
Альтернативное обозначение: Т9
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа и 29 серийных танков.

Инициатива разработки легкого десантного танка принадлежала сразу трем крупным ведомствам. На совещании в мае 1941 г., вероятно находясь под впечатлением от успехом немецких воздушно-десантных войск, руководство АТС, при участии представителей бронетанковых сил и ВВС сформулировали требования к совершенно новой машине, ранее никогда не выпускавшейся в США. Как показал боевой опыт немцев, десантные отряды с легким вооружением вполне могли добиться более быстрой победы, будь рядом с ними хотя бы бронеавтомобили. Однако для перевозки по воздуху даже небольшого автомобиля требовался весьма грузоподъёмный самолёт или планер, которые в Германии ещё только проходили испытания. Учитывая эти особенности совместная коллегия разработала следующие требования к авиадесантному танку:

— обязательное пушечно-пулеметное вооружение

— минимально возможные размеры

— масса не более 8 “коротких” тонн (7500 кг).

Если первые два пункта можно было реализовать без особых проблем, то с массой стоило потрудиться. Дело в том, что транспортная авиация ВВС США к началу 1940-х гг. была оснащена большей частью различными модификациями самолётов Douglas DC-2 и DC-3, которые при отличных летных показателях не могли поднять больше 3 тонн полезной нагрузки. С планерами вопрос стоял ещё более остро, так как на тот момент самым грузоподъёмный из них (Waco CG-4) мог перевозить всего 15 десантников. Единственным самолётом, который позволял бы транспортировать легкие танки, был Douglas C-54 – военная версия пассажирского лайнера DC-4, способная поднимать до 15 тонн грузов. Именно под него и рассчитывали десантный танк. Окончательно ТТЗ оформили 22 мая 1941 г., присвоив боевой машине индекс Т9 .

В конкурсе приняли участие три фирмы: Christie, GMC и Marmon-Herrington. Несмотря на больший опыт в проектировании легких боевых машин проекты Дж.Кристи и GMC были отвергнуты. Победителем признали разработку Marmon-Herrington, практически полностью удовлетворившую все требования заказчика. Ранее эта фирма стала известной благодаря серии легких танков CTLS и CTLB, поставлявшихся на экспорт и не обладавшими сколь-нибудь значительными боевыми качествами. Сделав выводы из ошибок прошлого инженеры танкостроительного КБ этой фирмы спроектировали абсолютно новый танк.

Первый опытный образец Т9 больше тяготел к танкам серии М3\М5, обладая схожим шасси и вооружением. Ходовая часть танка состояла из четырех основных катков на один борт сблокированных попарно в две тележки, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса и заднего направляющего колеса, опущенного на грунт. В подвеске использовались вертикальный спиральные пружины.

Корпус Т9 собирался из гомогенных катаных бронелистов при помощи сварки. Верхний лобовой бронелист расположили под углом 65° к вертикали, а крышка люка механика-водителя имела толщину брони 25 мм, являясь своеобразной рубкой. Нижний лобовой бронелист, толщиной 25 мм был, установлен вертикально. Поскольку на танк накладывались сильные весовые ограничения, толщина бортовых листов составляла всего 10, но они имели угол наклона 45°, что почти в полтора раза повышало их устойчивость к повреждениям. Корма и днище танка была защищена 13 мм лобовыми листами, толщина крыши не превышала 10 мм.

Башня танка имела угол наклона лобового бронелиста 30°, существенно повышавшего вероятность рикошета при попадании снаряда. Толщина её стенок составила 25 мм, крыши – 10-19 мм.

Вооружение Т9 состояло из 37-мм пушки М6, длиной 56,6 калибра, оснащенной прицелом М46, полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором с механизмом извлечения стреляной гильзы, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Углы вертикального
наведения пушки составляли -10…+30°. Боекомплект пушки составлял всего 50 унитарных выстрелов из-за небольшого внутреннего пространства в танке. Вместе с пушкой в установке М53 размещался спаренный 7,62-мм пулемет М1919А4. Курсовой пулемет такого же калибра неподвижно закреплялся в лобовом листе корпуса. Экипаж дополнительно располагал тремя пистолетами-пулеметами с 450 патронами и 12 ручными гранатами.

В качестве силовой установки использовали авиационный 6-цилиндровый двигатель Lycoming O-435-T. Он имел рабочий объём 7,11 литров и развивал мощность 162 л.с. при 2800 об/мин.

Трансмиссия танка состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, карданного вала, четырёхступенчатой коробки передач, дифференциала и снабжённых ленточными тормозами однорядных бортовых передач.

На испытания танк поступил осенью 1941 г. и почти сразу в его конструкцию предложили внести улучшения. Прежде всего, доработкам подвергли корпус, лобовой лист которого предпочли сделать сплошным с большим углом наклона. Два следующих опытных образца, обозначенных как Т9Е1 , появился в феврале 1942 г. Кроме вышеперечисленных улучшений на них применили легкосъёмную башню новой формы для удобства транспортировки по воздуху, а также новые смотровые приборы. Однако, масса танка к этому времени выросла настолько, что уже не укладывалась в требования заказчика, поэтому было решено отказаться от гироскопического стабилизатора вооружения и электропривода башни, вместо которого использовали облегченный механический. Вооружение Т9Е1 сократили за счет демонтажа курсового пулемета. Третий прототип – Т9Е2 , представлял собой предсерийный образец, и появился в ноябре 1942 г. На нем окончательно отработали все улучшения и в феврале 1943 г. передали на войсковые испытания.

Производство танков Т9Е2 началось в марте того же года, ещё до официального принятия на вооружение, и продолжалось до февраля 1944 г. включительно. За год серийного выпуска фирма Marmon-Herrington собрала и передала заказчикам 830 танков из 1800 заказанных. Первые 26 серийных танков имели коробчатую рубку механика-водителя, но на остальных машинах её удалили, фактически сделав лобовой лист монолитным. С сентября 1944 г. им присвоили новое обозначение “легкий \ воздушно-десантный танк М22” . В американской армии М22 не нашел должного применения из-за недостатка самолётов большой грузоподъёмности. Сразу после вступления в строй десантные танки перевели в категорию “машин ограниченного применения” и никогда не использовали в боевых условиях. Однако повоевать М22 всё же пришлось.

В начале 1943 г. один из прототипов Т9Е1 был отправлен в Великобританию, где прошел всесторонние испытания. Британцам десантный танк понравился благодаря неплохим ходовым качествам, небольшим размерам и приемлемой массой. Как недостатки отметили слабое пушечное вооружение и бронирование, не превышавшее 25 мм. Тем не менее, в рамках ленд-лиза Великобритания получила 260 экземпляров М22, которым дали название “Locust” (“Саранча”). Особой модернизации, если не считать удаление четырех серег на корпусе, предназначенных для крепления в самолёте или планере, танки не подвергались. Часть 37-мм пушек оснащалась дульной конической насадкой Littlejohn, которая была предназначена для стрельбы специальными снарядами с повышенной начальной скоростью.

Боевое применение М22 началось лишь в 1945 г., а самым крупным сражением, в котором приняли участие М22, стала операция “Varcity” , когда 22 марта во время форсирования Рейна английскими войсками 12 танков были переброшены на поле боя планерами “Hamilcar”. Есть также сведения о том, что несколько М22 всё же участвовали в высадке в Нормандии в 1944 г.

После войны танки М22, оказавшиеся не у дел, начали раздавать союзникам. В итоге, несколько образцов передали Бельгии, а та в свою очередь передала их Египту. Кроме того, танки этого типа состоянии на оснащении 3-го гусарского королевского полка (3rd The King’s Own Hussars), который в 1946-1947 гг. охранял британские сладения в Палестине. Именно на Ближнем Востоке танки М22 вновь пошли в бой.

Во время первой арабо-израильской войны египетские легкие танки тщетно пытались переломить ход боёв на свою строну. Один из самых примечательных боёв с участием М22 состоялась 6-го декабря 1948 года в ходе проведения операции «Асаф». Египетская пехота, при поддержке танков, произвела контратаку на позиции в Шейх Норан (ныне кибуц Маген) и Хирбет-Мааин. О наличии у противника бронетехники израильтяне не подозревали, что стало для них очень неприятным сюрпризом. Остановить продвижение египтян удалось только после того, как на помощь обороняющимся подошел полугусеничный бронетранспортер вооруженный 57-мм пушкой. Результат этого боя был для египетских танкистов очень плачевным — пять танков подбили на подступах к населенным пунктам и ещё один, сумевший прорваться на территорию Шеих Норан, был подбит огнем из противотанкового гранатомёта. Повреждения далеко не всех танков были критическими — в общей сложности удалось захватить девять М22, введенных в строй уже после завершения первой арабо-израильской войны. По состоянию на 1 марта 1949 году армия Израиля эксплуатировала, по меньшей мере, три трофейных египетских М22 (один исправный и два в ремонте). Впоследствии М22 использовались обеими сторонами до 1956 г. только в качестве учебных танков.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американсие танки Второй Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва. 2003
Waronline: Операция «Асаф»
War Hstory Online: 6th Airborne Armoured Reconnaissance Regiment and the Locust by Peter Brown

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
М22 “Locust” образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 7439 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3937
Ширина, мм 2248
Высота, мм 1842
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка М6 и 7,62-мм пулемет М1919А4 в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 50 выстрелов и 2500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ три перископических прибора М6,
перископический прибор М8,
прицел М46
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 13 мм
лоб корпуса (низ) — 25 мм
борт корпуса — 10 мм
корма — 13 мм
крыша — 10 мм
башня — 25 мм
крыша башни — 10-19 мм
ДВИГАТЕЛЬ Lycoming O-435-T, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 162 л.с. при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, 4-коростная коробка передач (3 вперед и одна назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, гусеница мелкозвенчатая со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 177 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30
Высота стенки, м 0,46
Глубина брода, м 0,92
Ширина рва, м 1,67
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SCR 510 со штыревой антенной


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: